Закон о противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Принят
Государственной Думой
19 декабря 2008 года
Одобрен
Советом Федерации
22 декабря 2008 года
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе |
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции |
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции |
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции |
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции |
Статья 6. Меры по профилактике коррупции |
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции |
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами |
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера |
Статья 8.1. Представление сведений о расходах |
Статья 8. 2. Контроль за законностью получения денежных средств |
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений |
Статья 10. Конфликт интересов |
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов |
Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного |
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора |
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности |
Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами |
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов |
Статья 12. |
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения |
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения |
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия |
Статья 13. 2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, в связи с утратой доверия |
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции |
Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации |
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения |
Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия |
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупцииФедеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам противодействия коррупции»
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования мер по противодействию коррупции»
Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.5 Федерального закона «О противодействии коррупции»
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции»
Федеральный закон Российской Федерации от 06.02.2019 № 5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции»
Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»
Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции»
Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 453 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»
Закон Липецкой области от 15.12.2015 № 476-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов по профилактике коррупционных правонарушений в Липецкой области» (ред. от 02.10.2019)
Постановление администрации Липецкой области от 30.10.2009 № 370 «О регулярном антикоррупционном мониторинге» (ред. от 19.06.2015)
Закон Липецкой области от 07.10.2008 № 193-ОЗ (ред. от 15.12.2015) «О предупреждении коррупции в Липецкой области» (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 25.09.2008 N 761-пс)
Приказ об организации мер по противодействию коррупции в ГУЗ «ЛОСПК»
Приложение «Об организации мер по противодействию коррупции» в ГУЗ «ЛОСПК»
В России принят Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы
Впервые План, принятый Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478, охватывает такой длительный период времени: до этого стратегические документы такого рода принимались на год-два, тогда как предыдущий Национальный план противодействия коррупции охватывал три года, с 2018 по 2020 год.
Новый План содержит перечень мер по предупреждению и противодействию коррупции, и ликвидации его последствий, и делится на 16 направлений. Многие его положения призваны восполнить существующие правовые пробелы, выявленные в правоприменительной практике за предыдущие годы: некоторые из них касаются конкретных механизмов, например, увеличения источников информации и предоставления доступа к ним для повышения эффективности антикоррупционные проверки; другие касаются вопросов более концептуального характера, например, пересмотра норм, регулирующих конфликт интересов, и систематизации антикоррупционного законодательства.
В то же время некоторые вопросы, требующие совершенствования нормативно-правовой базы, не включены в План. В частности, не было принято решение о распространении антикоррупционных стандартов на конкретные государственные предприятия.
1. Антикоррупционные стандарты
Первое направление Плана предусматривает принятие мер, направленных на совершенствование комплекса антикоррупционных запретов, ограничений и обязательств.
Некоторые инструкции подразумевают разработку предложений по правовому регулированию отдельных норм, таких как:
- ограничения на временное занятие должности главы муниципального образования и одновременно должности в органе местного самоуправления или должности главы муниципального образования,
- обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, расходах) для лиц, занимающих государственные должности, №
- обязанность представлять сведения о доходах, расходах кандидатов в атаманы Всероссийского казачьего общества и другие.
Другие меры, предусмотренные Планом, касаются анализа существующих правовых норм и правоприменения в более широких областях, касающихся, например, ограничений на получение подарков, установления и использования каналов сообщения о коррупционных правонарушениях и защиты осведомителей.
Кроме того, это направление деятельности включает в себя разработку инструкций по соблюдению запретов на осуществление предпринимательской деятельности и участие в управлении корпорацией, а также разработку планов по борьбе с коррупцией в государственных организациях, а также обзор правоприменения с в отношении защиты лиц, сообщающих о коррупции.
2. Конфликт интересов
Второе направление деятельности предусматривает, в первую очередь, консолидированный анализ функционирования «института по конфликту интересов» в целях противодействия коррупции, а также механизм передачи ценных бумаг в доверительное управление в ситуации конфликта интересов, а также подготовка предложений по уточнению таких смежных понятий, как «конфликт интересов», «личный интерес», «близкие родственники и родственники по закону», «иные близкие отношения», расширить список «партнеров» и использовать специальные формы доверительного управления*.
Документ также предусматривает:
- разработку предложений об обязанности непосредственного начальника должностного лица принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов последнего,
- подготовка отчета по результатам проверок соответствия лиц, занимающих должности в государственных органах или органах местного самоуправления, требованиям законодательства о конфликте интересов,
- разработка руководства по выявлению и снижению коррупционных рисков в контексте предоставления субсидий и других межбюджетных трансфертов.
3. Антикоррупционные проверки
По данному направлению Планом предусмотрена подготовка предложений по совершенствованию существующего порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, соблюдении запретов , ограничения и обязанности, направленные на противодействие коррупции и восполнение отдельных правовых пробелов, касающихся, в частности:
- порядка проведения проверок в случае смены должностным лицом (работником) органа, в котором он служит (работает),
- право руководителей региональных органов по противодействию коррупции, уполномоченных главами субъектов Российской Федерации, и лиц, уполномоченных единоличными исполнительными органами государственных корпораций, на обращение с запросами в ходе проведения проверочных мероприятий,
- обязанность органов ЗАГС, налоговых органов, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, Банка России и бюро кредитных историй по предоставлению информации в рамках проверок,
- возможность получения прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну.
Дополнительно планируется разработать руководство по проведению антикоррупционных проверок.
4. Дисциплинарная ответственность. Российская Федерация, российский регион, муниципальное образование и подконтрольные госкорпорации, В данный раздел также включены инструкции по мониторингу практики контроля за расходами и подготовка методических указаний по проведению такого контроля по результатам процедуры контроля. 5. Уголовная и административная ответственность Данное направление включает анализ: Дополнительно планируется внести предложения о мерах, направленных на обеспечение полного фактического возмещения вреда, установление розыска и выемки доходов, полученных преступным путем, в отдельную процедуру, устранение диспропорций в наказаниях за посредничество во взяточничестве (коммерческий подкуп) ) и обещание (предложение) посредничества, а также предупреждения нецелевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных на противоэпидемические мероприятия, реализацию национальных проектов, в том числе выявление и пресечение взяточничества, предоставление неправомерного преимущества и оказание помощи аффилированным организациям . 6. Защита ограниченная информация Данное направление включает, в частности, гармонизацию законодательства об информации ограниченного доступа и антикоррупционного законодательства, подготовку предложений по порядку и срокам хранения выдачи справок о доходах, расходах и других документов, содержащих персональные данные и сведения ограниченного доступа, предоставление копий справок о доходах, расходах по истребованным в рамках предварительного расследования, уголовных расследований и в других случаях. 7. Карусель По данному направлению планируется проанализировать практику введения ограничений на трудоустройство после прекращения службы в организации, в отношении которой физическое лицо осуществляло конкретные функции государственного (муниципального) управления, подготовить предложения о расширении перечня лиц, на которых распространяются указанные ограничения, и перечня организаций, в которых они не могут быть трудоустроены на период обдумывания, и определить порядок проверки соблюдения ими ограничений. 8. Противодействие коррупции в организациях частного сектора Для противодействия коррупции в частном секторе Планом предусмотрены следующие мероприятия: 9. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации К данному направлению относятся: 10. Борьба с коррупцией в сфере закупок Планом предусмотрены следующие мероприятия по противодействию коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок: 11. Проверка законодательства на предмет коррупции Данное направление деятельности подразумевает: 12. Образовательно-просветительская работа В данное направление входит ряд поручений по организации различных дидактических и информационных мероприятий по вопросам противодействия коррупции, в том числе Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов, научно-практическая конференция «Борьба с коррупцией в образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях», всероссийский семинар для работников СМИ по социальной антикоррупционной рекламе, ежегодный выездной выезд по актуальным вопросам антикоррупционного правоприменения для федеральных государственных органов и региональных -органы борьбы с коррупцией, международные и общероссийские антикоррупционные мероприятия для студентов вузов, антикоррупционные курсы «подготовка инструкторов», информационно-просветительские мероприятия для российских лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, по вопросам минимизации рисков иностранных правоохранительные органы по борьбе с коррупцией. Дополнительно перед всеми органами и организациями возлагается задача по организации антикоррупционного обучения как действующих служащих (работников), в частности, осуществляющих деятельность по противодействию коррупции и в сфере государственных (муниципальных) закупок, так и вновь принятых на работу служащих (работников) и с отчетностью перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о проведенных обучающих мероприятиях для составления итогового отчета. В эту область также входят: 13. Участие общества В данном разделе содержится указание по анализу практики рассмотрения обращений граждан и организаций о коррупционных действиях, участия субъектов общественного контроля в антикоррупционной деятельности, содействие общественно ориентированным некоммерческим антикоррупционным организациям в регионах России, а также принятие мер по усилению участия гражданского общества в борьбе с коррупцией, в том числе путем привлечения волонтерских организаций и движений, увеличения численности представителей НПО, чья уставная деятельность связана с противодействием коррупции, научных кругов и экспертов антикоррупционных комиссий. Также планируется принять меры по повышению осведомленности гражданского общества о коррупции путем организации информационно-просветительских мероприятий по информированию граждан о антикоррупционных законодательных положениях и создания атмосферы нетерпимости к коррупции, проведения регулярных публичных лекций, направленных на по вопросам противодействия коррупции в регионах России, создание и распространение контента, направленного на популяризацию антикоррупционных стандартов среди населения в сети Интернет. 14. Международное сотрудничество В данном разделе приведены инструкции, касающиеся участия России в различных международных антикоррупционных форматах (АТЭС, G20, БРИКС, МАКА и др.) и выполнения страной взятых на себя обязательств в соответствии с международными соглашениями, принятыми в рамках ООН. , ОЭСР, ГРЕКО, ФАТФ и др. 15. Систематизация антикоррупционного законодательства Данное направление включает регулярную систематизацию и актуализацию антикоррупционного законодательства, устранение пробелов и противоречий, неэффективных и устаревших норм. 16. Цифровые финансовые активы и информационные технологии Последний раздел Плана предусматривает: *Различные подходы к определению «конфликта интересов» и связанных с ним понятий, а также возможности использования конкретных форм доверительного управления исследованы экспертами Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ в соответствующих областях аналитические материалы (см. следующие публикации: «Конфликт интересов в Зазеркалье: возможные подходы к определению понятия в нормативном и нормативном законодательстве» и «Доверительное управление как инструмент предотвращения и управления конфликтом интересов»). Открытый доступ Веб-конференция SHS. Том 70, 2019 SHS Web of Conferences 70 , 11005 (2019) Svetlana Kuzina 1 , Inga Sagiryan 1 * and Gleb Fomin 2 1 Донской государственный технический университет, кафедра «Уголовное право и криминалистика», 344000 Ростов-на-Дону, Российская Федерация * Автор, ответственный за переписку: [email protected] Реферат Статья посвящена состоянию общественного правосознания общества в целом и одного из его слоев – правящей элиты, государственной и муниципальной. должностных лиц по вопросам, связанным с коррупцией в России. На пути движения российского государства к цивилизованным принципам построения современного общества немало трудностей, которые предстоит преодолеть как государственной власти, так и гражданам России. Такими проблемами являются: стереотипное мышление, традиционно формирующее нейтральное и толерантное отношение россиян к проявлениям коррупции; отсутствие жесткого государственного контроля за коррупционными действиями правящей элиты; сопротивление правящего класса распространению международных требований к государству по борьбе с коррупцией и т.д. Приведение российского антикоррупционного законодательства в соответствие с требованиями законности – процесс медленно идущий, но необходимость его совершенствования стала насущной потребностью не только Российской Федерации, но и Верховной власти. © The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2019 Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно. Формирование антикоррупционного правосознания государственных и муниципальных служащих России
Проблема Номер статьи 11005 Количество страниц) 8 Секция Основные направления и перспективы развития нормативно-правового регулирования государственной политики в сфере образования в переходном обществе ДОИ https://doi. org/10.1051/shsconf/20197011005 Опубликовано онлайн 22 ноября 2019 г.
2 Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, 344000 Ростов-на-Дону, Российская Федерация