Законодательство российской федерации о противодействии коррупции: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс

Разное

Закон о противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Принят
Государственной Думой
19 декабря 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
22 декабря 2008 года

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Статья 8.1. Представление сведений о расходах

Статья 8. 2. Контроль за законностью получения денежных средств

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

Статья 10. Конфликт интересов

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов

Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора

Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности

Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов

Статья 12.

4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия

Статья 13. 2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, в связи с утратой доверия

Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам противодействия коррупции»

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования мер по противодействию коррупции»

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.5 Федерального закона «О противодействии коррупции»

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции»


Федеральный закон Российской Федерации от 06.02.2019 № 5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции»

Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции»

Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 453 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»


Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»

Закон Липецкой области от 15.12.2015 № 476-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов по профилактике коррупционных правонарушений в Липецкой области» (ред. от 02.10.2019)

Постановление администрации Липецкой области от 30.10.2009 № 370 «О регулярном антикоррупционном мониторинге» (ред. от 19.06.2015)

Закон Липецкой области от 07.10.2008 № 193-ОЗ (ред. от 15.12.2015) «О предупреждении коррупции в Липецкой области» (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 25.09.2008 N 761-пс)

Приказ об организации мер по противодействию коррупции в ГУЗ «ЛОСПК»

Приложение «Об организации мер по противодействию коррупции» в ГУЗ «ЛОСПК»

В России принят Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы

Впервые План, принятый Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478, охватывает такой длительный период времени: до этого стратегические документы такого рода принимались на год-два, тогда как предыдущий Национальный план противодействия коррупции охватывал три года, с 2018 по 2020 год.

Новый План содержит перечень мер по предупреждению и противодействию коррупции, и ликвидации его последствий, и делится на 16 направлений. Многие его положения призваны восполнить существующие правовые пробелы, выявленные в правоприменительной практике за предыдущие годы: некоторые из них касаются конкретных механизмов, например, увеличения источников информации и предоставления доступа к ним для повышения эффективности антикоррупционные проверки; другие касаются вопросов более концептуального характера, например, пересмотра норм, регулирующих конфликт интересов, и систематизации антикоррупционного законодательства.

В то же время некоторые вопросы, требующие совершенствования нормативно-правовой базы, не включены в План. В частности, не было принято решение о распространении антикоррупционных стандартов на конкретные государственные предприятия.

1. Антикоррупционные стандарты

Первое направление Плана предусматривает принятие мер, направленных на совершенствование комплекса антикоррупционных запретов, ограничений и обязательств.

Некоторые инструкции подразумевают разработку предложений по правовому регулированию отдельных норм, таких как:  

  • ограничения на временное занятие должности главы муниципального образования и одновременно должности в органе местного самоуправления или должности главы муниципального образования,
  • обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, расходах) для лиц, занимающих государственные должности,
  • обязанность представлять сведения о доходах, расходах кандидатов в атаманы Всероссийского казачьего общества и другие.

Другие меры, предусмотренные Планом, касаются анализа существующих правовых норм и правоприменения в более широких областях, касающихся, например, ограничений на получение подарков, установления и использования каналов сообщения о коррупционных правонарушениях и защиты осведомителей.

Кроме того, это направление деятельности включает в себя разработку инструкций по соблюдению запретов на осуществление предпринимательской деятельности и участие в управлении корпорацией, а также разработку планов по борьбе с коррупцией в государственных организациях, а также обзор правоприменения с в отношении защиты лиц, сообщающих о коррупции.

2. Конфликт интересов

Второе направление деятельности предусматривает, в первую очередь, консолидированный анализ функционирования «института по конфликту интересов» в целях противодействия коррупции, а также механизм передачи ценных бумаг в доверительное управление в ситуации конфликта интересов, а также подготовка предложений по уточнению таких смежных понятий, как «конфликт интересов», «личный интерес», «близкие родственники и родственники по закону», «иные близкие отношения», расширить список «партнеров» и использовать специальные формы доверительного управления*.

Документ также предусматривает:

  • разработку предложений об обязанности непосредственного начальника должностного лица принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов последнего,
  • подготовка отчета по результатам проверок соответствия лиц, занимающих должности в государственных органах или органах местного самоуправления, требованиям законодательства о конфликте интересов,
  • разработка руководства по выявлению и снижению коррупционных рисков в контексте предоставления субсидий и других межбюджетных трансфертов.

3. Антикоррупционные проверки

По данному направлению Планом предусмотрена подготовка предложений по совершенствованию существующего порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, соблюдении запретов , ограничения и обязанности, направленные на противодействие коррупции и восполнение отдельных правовых пробелов, касающихся, в частности:

  • порядка проведения проверок в случае смены должностным лицом (работником) органа, в котором он служит (работает),
  • право руководителей региональных органов по противодействию коррупции, уполномоченных главами субъектов Российской Федерации, и лиц, уполномоченных единоличными исполнительными органами государственных корпораций, на обращение с запросами в ходе проведения проверочных мероприятий, 
  • обязанность органов ЗАГС, налоговых органов, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, Банка России и бюро кредитных историй по предоставлению информации в рамках проверок,
  • возможность получения прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну.

Дополнительно планируется разработать руководство по проведению антикоррупционных проверок.

4. Дисциплинарная ответственность. Российская Федерация, российский регион, муниципальное образование и подконтрольные госкорпорации,

  • изучить иные (помимо досрочного прекращения полномочий) возможности привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные (муниципальные) должности,
  • разработать порядок привлечения к ответственности временно исполняющих обязанности глав субъектов Российской Федерации за несоблюдение антикоррупционных норм,
  • анализ практики увольнения глав муниципальных образований за несоблюдение антикоррупционных норм,
  • обновить Обзор практики привлечения государственных (муниципальных) служащих к ответственности за нарушение антикоррупционных норм.
  • В данный раздел также включены инструкции по мониторингу практики контроля за расходами и подготовка методических указаний по проведению такого контроля по результатам процедуры контроля.

    5. Уголовная и административная ответственность

    Данное направление включает анализ:

    • практики привлечения к ответственности лиц за преступления против интересов службы в организациях,
    • практика принятия мер по предупреждению совершения преступлений должностными лицами правоохранительных органов,
    • практика возмещения вреда, причиненного коррупционными преступлениями,
    • деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в целом и по выявлению, раскрытию и расследованию фактов подкупа иностранных должностных лиц в частности.

    Дополнительно планируется внести предложения о мерах, направленных на обеспечение полного фактического возмещения вреда, установление розыска и выемки доходов, полученных преступным путем, в отдельную процедуру, устранение диспропорций в наказаниях за посредничество во взяточничестве (коммерческий подкуп) ) и обещание (предложение) посредничества, а также предупреждения нецелевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных на противоэпидемические мероприятия, реализацию национальных проектов, в том числе выявление и пресечение взяточничества, предоставление неправомерного преимущества и оказание помощи аффилированным организациям .

    6.  Защита     ограниченная   информация

    Данное направление включает, в частности, гармонизацию законодательства об информации ограниченного доступа и антикоррупционного законодательства, подготовку предложений по порядку и срокам хранения выдачи справок о доходах, расходах и других документов, содержащих персональные данные и сведения ограниченного доступа, предоставление копий справок о доходах, расходах по истребованным в рамках предварительного расследования, уголовных расследований и в других случаях.

    7. Карусель

    По данному направлению планируется проанализировать практику введения ограничений на трудоустройство после прекращения службы в организации, в отношении которой физическое лицо осуществляло конкретные функции государственного (муниципального) управления, подготовить предложения о расширении перечня лиц, на которых распространяются указанные ограничения, и перечня организаций, в которых они не могут быть трудоустроены на период обдумывания, и определить порядок проверки соблюдения ими ограничений.

    8. Противодействие коррупции в организациях частного сектора

    Для противодействия коррупции в частном секторе Планом предусмотрены следующие мероприятия:

    • принять комплекс мер по повышению эффективности взаимодействия бизнеса и государство по вопросам противодействия коррупции,
    • проводить ежегодный опрос общественного мнения о коррупции и общенациональных кампаниях с целью внедрения процедур внутреннего контроля и антикоррупционной политики в бизнес-секторе;
    • подготовить обзор лучших практик по борьбе с коррупцией в организациях.

    9. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации

    К данному направлению относятся:

    • подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности органов по противодействию коррупции и комиссий по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации , включая обновление соответствующих типовых положений,
    • Анализ практики и подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования участия государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих в корпоративном управлении,
    • организация ежегодных выездных выездных сборов по актуальным вопросам правоприменения в сфере противодействия коррупции для представителей этих органов,
    • проведение социологических опросов с целью оценки уровня коррупции в регионах России.

    10. Борьба с коррупцией в сфере закупок

    Планом предусмотрены следующие мероприятия по противодействию коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок:

    • обязать заказчика включить в договор антикоррупционную оговорку, а руководителям и служащим (работникам) заказчика, непосредственно участвующим в закупках, ежегодно представлять и актуализировать сведения о своих «сотрудниках», 
    • подготовить предложения по обеспечению гласности и прозрачности порядка (правил) определения стоимости объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, акций (долей) организаций при принятии решений о порядке распоряжения таким имуществом или право собственности на такое имущество и акции приобретается,
    • подготовить отчет о реализации мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение откатов, выявление и ликвидацию коррупционных действий в сфере закупок.

    11. Проверка законодательства на предмет коррупции

    Данное направление деятельности подразумевает:

    • обязанность организаций, учрежденных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, государственной корпорацией, проводить антикоррупционную экспертизу проектов местных актов и обучить лиц, в обязанности которых входит противодействие коррупции в этих организациях,
    • контроль за деятельностью государственных органов и организаций, органов прокуратуры по проверке коррупционных правовых актов и их проектов,
    • регулярный обзор практики проверки законодательства о коррупции.

    12. Образовательно-просветительская работа

    В данное направление входит ряд поручений по организации различных дидактических и информационных мероприятий по вопросам противодействия коррупции, в том числе Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов, научно-практическая конференция «Борьба с коррупцией в образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях», всероссийский семинар для работников СМИ по социальной антикоррупционной рекламе, ежегодный выездной выезд по актуальным вопросам антикоррупционного правоприменения для федеральных государственных органов и региональных -органы борьбы с коррупцией, международные и общероссийские антикоррупционные мероприятия для студентов вузов, антикоррупционные курсы «подготовка инструкторов», информационно-просветительские мероприятия для российских лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, по вопросам минимизации рисков иностранных правоохранительные органы по борьбе с коррупцией.

    Дополнительно перед всеми органами и организациями возлагается задача по организации антикоррупционного обучения как действующих служащих (работников), в частности, осуществляющих деятельность по противодействию коррупции и в сфере государственных (муниципальных) закупок, так и вновь принятых на работу служащих (работников) и с отчетностью перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о проведенных обучающих мероприятиях для составления итогового отчета.

    В эту область также входят:

    • разработка и принятие типовых программ дополнительной профессиональной подготовки в сфере противодействия коррупции, 
    • запуск магистерской программы по противодействию коррупции,
    • включение положений, направленных на воспитание нетерпимости к коррупции, в федеральные образовательные стандарты, 
    • реализация программы информирования населения о коррупции,
    • проведение научно-исследовательских работ по актуальным вопросам противодействия коррупции.

    13. Участие общества

    В данном разделе содержится указание по анализу практики рассмотрения обращений граждан и организаций о коррупционных действиях, участия субъектов общественного контроля в антикоррупционной деятельности, содействие общественно ориентированным некоммерческим антикоррупционным организациям в регионах России, а также принятие мер по усилению участия гражданского общества в борьбе с коррупцией, в том числе путем привлечения волонтерских организаций и движений, увеличения численности представителей НПО, чья уставная деятельность связана с противодействием коррупции, научных кругов и экспертов антикоррупционных комиссий.

    Также планируется принять меры по повышению осведомленности гражданского общества о коррупции путем организации информационно-просветительских мероприятий по информированию граждан о антикоррупционных законодательных положениях и создания атмосферы нетерпимости к коррупции, проведения регулярных публичных лекций, направленных на по вопросам противодействия коррупции в регионах России, создание и распространение контента, направленного на популяризацию антикоррупционных стандартов среди населения в сети Интернет.

    14. Международное сотрудничество

    В данном разделе приведены инструкции, касающиеся участия России в различных международных антикоррупционных форматах (АТЭС, G20, БРИКС, МАКА и др.) и выполнения страной взятых на себя обязательств в соответствии с международными соглашениями, принятыми в рамках ООН. , ОЭСР, ГРЕКО, ФАТФ и др.

    15. Систематизация антикоррупционного законодательства

    Данное направление включает регулярную систематизацию и актуализацию антикоррупционного законодательства, устранение пробелов и противоречий, неэффективных и устаревших норм.

    16. Цифровые финансовые активы и информационные технологии

    Последний раздел Плана предусматривает:

    • анализ новых форм коррупции, связанных с использованием цифровых технологий,
    • подготовка предложений по выявлению и пресечению преступлений, совершенных с использованием цифровых финансовых активов и других цифровых прав и цифровой валюты,
    • подготовка предложений по использованию информационных технологий для представления, обработки, анализа и хранения информации о доходах, расходах,
    • анализ практики предоставления сведений о владении цифровыми финансовыми активами, проверка таких сведений и осуществление контроля за расходами на приобретение цифровых финансовых активов,
    • принятие мер по повышению информированности населения о возможностях участия гражданского общества в контроле с использованием общедоступных интернет-ресурсов и анализ возможностей дальнейшего развития таких ресурсов,
    • анализ практики использования цифровых технологий в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения контрольно-надзорных функций, осуществления закупок, а также подготовка обзора наиболее распространенных форм коррупционных правонарушений, связанных с этими виды деятельности.

    *Различные подходы к определению «конфликта интересов» и связанных с ним понятий, а также возможности использования конкретных форм доверительного управления исследованы экспертами Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ в соответствующих областях аналитические материалы (см. следующие публикации: «Конфликт интересов в Зазеркалье: возможные подходы к определению понятия в нормативном и нормативном законодательстве» и «Доверительное управление как инструмент предотвращения и управления конфликтом интересов»).

    Формирование антикоррупционного правосознания государственных и муниципальных служащих России

    Открытый доступ

    Проблема

    Веб-конференция SHS.

    Том 70, 2019

    Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях переходного общества (ICTDPP-2019)
    Номер статьи 11005
    Количество страниц) 8
    Секция Основные направления и перспективы развития нормативно-правового регулирования государственной политики в сфере образования в переходном обществе
    ДОИ https://doi. org/10.1051/shsconf/20197011005
    Опубликовано онлайн 22 ноября 2019 г.

    SHS Web of Conferences 70 , 11005 (2019)

    Svetlana Kuzina 1 , Inga Sagiryan 1 * and Gleb Fomin 2

    1 Донской государственный технический университет, кафедра «Уголовное право и криминалистика», 344000 Ростов-на-Дону, Российская Федерация
    2 Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, 344000 Ростов-на-Дону, Российская Федерация

    * Автор, ответственный за переписку: [email protected]

    Реферат

    Статья посвящена состоянию общественного правосознания общества в целом и одного из его слоев – правящей элиты, государственной и муниципальной. должностных лиц по вопросам, связанным с коррупцией в России. На пути движения российского государства к цивилизованным принципам построения современного общества немало трудностей, которые предстоит преодолеть как государственной власти, так и гражданам России. Такими проблемами являются: стереотипное мышление, традиционно формирующее нейтральное и толерантное отношение россиян к проявлениям коррупции; отсутствие жесткого государственного контроля за коррупционными действиями правящей элиты; сопротивление правящего класса распространению международных требований к государству по борьбе с коррупцией и т.д. Приведение российского антикоррупционного законодательства в соответствие с требованиями законности – процесс медленно идущий, но необходимость его совершенствования стала насущной потребностью не только Российской Федерации, но и Верховной власти.

    © The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2019

    Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *