Закон 161 фз о национальной платежной системе: Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ (последняя редакция)

Разное

Содержание

Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа / КонсультантПлюс

1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

9.1. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 — 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.(часть 9.1 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)

9.2. При приостановлении или прекращении использования клиентом электронного средства платежа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оператор по переводу денежных средств обязан в день такого приостановления или прекращения в порядке, установленном договором, предоставить клиенту информацию о приостановлении или прекращении использования электронного средства платежа с указанием причины такого приостановления или прекращения.

(часть 9.2 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 490-ФЗ)

10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

11.1. При получении от клиента — юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее — уведомление о приостановлении) по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России.(часть 11.1 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)

11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

(часть 11.2 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.(часть 11.3 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.(часть 11.4 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)11.5. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 11.2 — 11.4 настоящей статьи.(часть 11.5 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)12. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.13. В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.15. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента — физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом — физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Закон о национальной платежной системе (161-ФЗ). Основные требования по организации платежных систем. Контроль со стороны гос. Регуляторов

Недавно принятое законодательство о платежных системах (Закон «О национальной платежной системе» №161-ФЗ) и сопутствующий ему Закон о внесении изменений в ряд существующих законодательных актов №162-ФЗ («Законодательство об НПС») заполняет ряд пробелов в предшествующем регулировании, и может стимулировать развитие этой важной индустрии. При этом, есть ряд серьезных сомнений касательно вопросов имплементации нового законодательства, особенно в отношении международных платежных систем.

Недавно принятое законодательство о платежных системах (Закон «О национальной платежной системе» №161-ФЗ) и сопутствующий ему Закон о внесении изменений в ряд существующих законодательных актов №162-ФЗ («Законодательство об НПС») заполняет ряд пробелов в предшествующем регулировании, и может стимулировать развитие этой важной индустрии. При этом, есть ряд серьезных сомнений касательно вопросов имплементации нового законодательства, особенно в отношении международных платежных систем.

Законодательство об НПС покрывает несколько обширных блоков вопросов, таких как:

  • деятельность платежных систем и участников платежной инфраструктуры,
  • оформление правового института перевода денежных средств,
  • определение и функционирование электронных денег и электронных средств платежа,
  • наблюдение и надзор в национальной платежной системе,
  • обеспечение безопасности в платежной системе и др.

По всем указанным блокам вопросов существовала реальная и насущная необходимость адекватной регламентации, диктуемая активным развитием рынка платежей и появлением на нем целого ряда новых продуктов и технологий. В отсутствие какого-либо адекватного регулирования существующие в России местные платежные системы должны были полагаться в своей деятельности на общие принципы банковского законодательства и – в основном – на договорное регулирование. А операторы электронных денег и вовсе существовали практически вне правового поля. В результате, данные виды бизнеса были подвержены повышенным рискам, а также значительно сдерживалось их развитие.

Законодательство об НПС создает правовое поле для существования и развития современных форм индустрии платежей – и в этом смысле его можно назвать по-настоящему современным и своевременным.

Цель семинара- -освещение основных этапов развития Национальной платежной системы в рамках стратегии, утвержденной Банком России.

  • ознакомление слушателей с основными требованиями законодательства и нормативных актов в сфере платежных систем;
  • обзор планируемых изменений законодательства.

На семинаре будут рассмотрены практические вопросы применения отдельных положений Законодательства об НПС.

Целевая группа

семинар рассчитан на Руководителей Службы комплаенс, Службы внутреннего контроля, службы финансового мониторинга, Юридического управления, операционного подразделения или подразделения, отвечающего за проведение расчетов в рамках платежной системы, процессингового подразделения, подразделения экономической безопасности

Что входит в стоимость

методические материалы семинара и кофе-брейк

Скидка

Скидки в размере от 10% до 15% предоставляются клиентам Института и Учебного центра МФЦ, а также начиная со второго слушателя от одной компании (10%).

Программа семинара


I. Основы Национальной платежной системы:

  1. Стратегия развития национальной платежной системы
  2. Предмет регулирования
  3. Основные понятия
  4. Национальная платежная система (НПС)
  5. Понятие платежной системы и ее характеристики, Виды участия в платежной системе, место банка в платежной системе
  6. Порядок оказания платежной услуги
  7. Виды и порядок перевода денежных средств, особенности перевода по требованию получателя средств
  8. Электронные средства платежа, порядок их использования и виды переводов электронных средств платежа и их характеристики
  9. Субъекты НПС: Банковские платежные агенты (субагенты), оператор электронных денежных средств, операторы платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры
  10. Правила платежной системы, критерии значимости
  11. Обеспечение защиты банковской тайны и информации
  12. Управление рисками платежной системы Обеспечение обязательств участников платежной системы
  13. Надзор за участниками НПС, цели и порядок осуществления. Содержание и приоритеты наблюдения в НПС
  14. Порядок деятельности кредитной организации при выявлении фактов мошенничества. Права клиентов на основании статьи 9 закона об НПС. Способы и порядок уведомления клиентов о совершаемых операциях.
  15. Рекомендации по составлению договоров в электронной форме, а также по выполнению требований по обеспечению противодействия мошенническим операциям.
  16. Требования, предъявляемые к предоплаченным картам. Федеральный закон №403-фз от 28.12.2013 О внесении изменений в закон о Национальной платежной системе.  NEW
  17. О законопроектах, направленных на борьбу с террористической деятельностью №428889-6 и № 428896-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  NEW (Новые лимиты НЭСП, ограничения для трансграничных пеерводов и порядок упрощенной идентификации при выдаче ЭСП и переводах без открытия банковского счета, в т.ч. электронных денег.
  18. Рекомендации Банка России по повышению безопасности при предоставлении розничных платежных услуг посредством сети Интернет (Письмо Банка России от 5.08.2013 №146-Т).
  19. Разъяснения Банка России по порядку применения статьи 9 Федерального закона № 161-ФЗ (как выполнять требование об уведомлении клиентов о совершаемых операциях)
  20. Проекты изменений Федерального закона № 161-ФЗ, направленных на исключение нарушений по уклонению от уплаты платежей за государственные и муниципальные услуги и устранению препятствий по обеспечению свободной конвертируемости рубля и включению рубля в перечень CLS валют NEW
  21. Проект №477982-6 касающийся вопроса изменения статуса операционного центра платежной системы NEW
  22. Концепция создания национальной системы банковских карт (НСБК), сроки создания , форма и сроки. NEW
  23. Роль Банка России в НСПК, сроки выпуска национальной карты, Национальная значимая система, новые требования по информированию об изменении тарифов в ПС NEW.

II. Влияние закона о национальной платежной системы на законодательство РФ:

  1. Перечень законодательных актов, в которых были внесены изменения.
  2. Обзор основных изменений и проекция оценки их влияния на законодательство
  3. Переходные положения.

III. Взаимосвязь закона об НПС и закона о деятельности по приему платежей (103-ФЗ) сходства и различия:

  1. Требование Федерального закона № 103-ФЗ
  2. Реализация принципа «знай своего клиента», проблемы упрощенной идентификации и требования в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ. Контроль за деятельностью Платежных агентов (письмо Банка России № 47-Т от 07.04.2011), контроль за деятельностью Банковских платежных агентов (Указания Банка России № 2693-У и № 2696-У от 14.09.2011). Обнаружение банком признаков представления услуг по приему осуществления платежей.
  3. Письма Банка России О направлении информации в ГИС ГМП
  4. Ответы на вопросы аудитории.

Закон о национальной платежной системе

Федеральный закон N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» был принят Государственной Думой Российской Федерации 14 июня 2011 года и одобрен Союзом Федераций 22 июня того же года. С тех пор закон постоянно подвергался каким-либо изменениям: 1 раз — в 2012 году, 2 раза — в 2016 году, 3 раза — в 2013 и 2017 годах, 4 раза — в 2014 и 2018 годах. Несмотря на то, что 2019 год еще не закончен, в этом году имели место два изменения, о которых мы поговорим чуть позже.

Законопроект начал разрабатываться еще в конце 2011 года, главной целью его принятия стало усовершенствование российского банковского сектора и финансового рынка страны. Кроме того, было важно обеспечить выполнение международных норм и стандартов.

А пока давайте определимся, какие элементы финансового и банковского рынка РФ регулирует этот закон и каковы его основные положения.

Национальная платежная система, ее субъектный состав и основополагающие нормы

Платежная система представляет собой систему, объединяющую инструмент и методы, которые можно использовать для перевода денег и осуществления других расчетов. В работе платежной системы принимают участие многочисленные участники экономического оборота: потребители, продавцы товаров и услуг, банковские и другие финансовые учреждения, а также государственные регуляторы в этой сфере и международные финансовые организации.

Благодаря наличию платежной системы возникает сама возможность проводить платежи. По сути WebMoney и «Яндекс.Деньги» тоже представляют собой модификацию платежных систем, только узконаправленную и международную: перевод средств между странами возможен, однако платежи проводить можно только в Интернете, рассчитаться в магазине, списав деньги с яндекс-кошелька, не получится.

Во всем мире действуют две универсальные международные платежные системы: VISA и MasterCard. С ними можно и в кафе рассчитаться, и в магазине приобрести товар, а также оплатить номер в отеле и купить билет на самолет в Интернете. Причем преград для нее нет: рублевая карта VISA позволяет рассчитаться, к примеру, в Германии, только сначала рубли будут переведены в доллары, а потом в евро (возникнет комиссия).

Кроме этих систем, есть и локальные платежные системы, самая известная из которых — American Express. Чеки этой системы в российском банке поменять невозможно — нужно искать посредника, который выдаст свои деньги, а потом получит платеж в тех же США или Канаде.

Очевидно, что для взаиморасчетов между российскими участниками реального рынка WebMoney и «Яндекс.Деньги» явно не подходят, а вот VISA и MasterCard могут использоваться. Только зачем оплату в магазине в рублях сначала конвертировать в доллары, а потом опять переводить в рубли? Да и не хочется, чтобы комиссии уходили за рубеж, а хочется, чтобы они оседали в прибыли российских банков. Вот с этим посылом и началась разработка законопроекта о национальной платежной системе (НПС).

Вначале представители международных платежных систем были очень напуганы: шутка ли, при принудительном переходе на НПС они лишились бы многомиллиардного пирога, состоящего из комиссии при проведении платежей. Однако закон был принят таким образом, что юридические и физические лица вправе выбирать самостоятельно, к какой платежной системе присоединяться, — к международной или национальной.

Структура национальной платежной системы согласно нормам закона

Сегодня в России НПС трехуровневая. На самом верху находится Банк России — это центральное звено.

На втором уровне располагаются операторы, занимающиеся переводом средств, платежные агенты, даже организации связи (в последнее время все меньше, но все еще участвуют). Именно они оказывают непосредственно платежные услуги.

На третьем уровне находятся элементы, в совокупности составляющие инфраструктуру национальной платежной системы. К ним относятся операторы платежных систем и услуг платежной инфраструктуры, а также расчетные системы.

Национальная платежная система МИР

В 2014 году, в связи с известными политическими событиями, со стороны международных платежных систем были введены некоторые санкции, касающиеся ограничений в использовании пластиковых карт, подключенных к международным платежным системам VISA и MasterCard. В ответ на это было принято решение о создании национальной платежной системы под названием МИР. Эта структура обеспечивает обработку операций, связанных с банковскими картами, внутри Российской Федерации, без выхода на зарубежные процессинговые рынки.

В середине 2014 года был создан оператор, который управляет движениями внутри системы, им стала Национальная система платежных карт (НСПК). Именно на эту структуру возложена обязанность внедрять и сопровождать отечественную банковскую карту МИР.

Примечательно, что банк (если не попадает под международные санкции), может одновременно выпускать карты VISA, MasterCard и МИР. Клиент сам в праве выбрать, к какой системе его подключить, а задача банка — проинформировать о возможных тарифах на комиссию.

Кроме того, в системе МИР возможно принятие к оплате карты любой из двух международных платежных систем, поскольку компании, управляющие ими, создали на территории РФ свои процессинговые центры. Более того, НСПК МИР и Mastercard даже выпустили общую платежную карту МИР-Maestro, которую можно использовать как в стране, так и за рубежом.

Преимуществом карт НСПК МИР является безусловная поддержка государства (именно на ней «сидят» пенсионные программы и зарплатные проекты государственных служащих), а также низкие тарифы на обслуживание и бесплатный выпуск. Для сложных международных операций они, конечно, не подойдут, а вот для снятия наличности и расчета в торговых точках их более чем достаточно.

Главный недостаток — невозможность использования за границей — возмещается тем, что основные владельцы таких карт за границу и не попадают, а потому этот недостаток их особо не расстраивает. Кроме того, по этим картам практически не развита система скидок и бонусов, как по VISA или MasterCard.

Каких законодательных норм коснулись последние изменения

В 2019 году был принят ряд изменений, которые существенным образом повлияли на функционирование национальной платежной системы за счет введения новых положений. Прокомментируем основные из них:

  1. Сегодня многие платежи, особенно в Интернете, проводятся с помощью ApplePay, SamsungPay, GooglePay, MirPay. Их деятельность до недавнего момента никоим образом не регулировалась, а они именовались как «специальные платежные сервисы» и по сути ничем не отличались от других приложений в телефонах. Теперь они именуются «платежное приложение» и подчиняются требования по защите прав плательщиков и персональной информации.
  2. Законом вводится понятие «платежного агрегатора», уточняется его значение, перечислено, кто может стать им, а также выявлены требования к этим структурам. К ним, в частности, относятся платформы электронной коммерции и онлайн-магазины. Вся информация касательно их деятельности будет передаваться для мониторинга в ЦБ РФ через обслуживающий банк.

Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Принят
Государственной Думой
14 июня 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
22 июня 2011 года

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 № 267-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 28.12.2013 № 403-ФЗ (ред. 05.05.2014), от 05.05.2014 № 110-ФЗ, от 05.05.2014 № 112-ФЗ, от 22.10.2014 № 319-ФЗ, от 29.12.2014 № 455-ФЗ, от 29.12.2014 № 461-ФЗ, от 03.07.2016 № 288-ФЗ, от 03.07.2016 № 290-ФЗ)

[Извлечение]

Статья 20. Правила платежной системы

[…]
6. Правила платежной системы, включая тарифы, являются публично доступными. Оператор платежной системы вправе не раскрывать информацию о требованиях к защите информации и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом.
[…]

Статья 22. Признание платежной системы значимой

[…]
13. Платежная система признается Банком России в установленном им «порядке» национально значимой платежной системой в случае ее соответствия одновременно следующим критериям:
[…]
2) используемые операторами услуг платежной инфраструктуры информационные технологии соответствуют устанавливаемым Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации требованиям. Указанные требования должны включать в том числе использование в установленной доле программных средств, разработчиками которых являются российские организации, требования к лицензионным соглашениям, требования к материальным носителям платежных карт, включая их интегральные микросхемы, а также к обеспечению защиты информации.
[…]

Статья 26. Обеспечение банковской тайны в платежной системе

Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны гарантировать банковскую тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Статья 27. Обеспечение защиты информации в платежной системе

1. Операторы по переводу денежных средств, банковские платежные агенты (субагенты), операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны обеспечивать защиту информации о средствах и методах обеспечения информационной безопасности, персональных данных и об иной информации, подлежащей обязательной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к защите указанной информации.

2. Контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с защищаемой информацией.

3. Операторы по переводу денежных средств, банковские платежные агенты (субагенты), операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны обеспечивать защиту информации при осуществлении переводов денежных средств в соответствии с требованиями, установленными Банком России, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными частью 2 настоящей статьи. Контроль за соблюдением установленных требований осуществляется Банком России в рамках надзора в национальной платежной системе в установленном им порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.

Статья 28. Система управления рисками в платежной системе

[…]
3. Система управления рисками должна предусматривать следующие мероприятия:
[…]
11) определение порядка обеспечения защиты информации в платежной системе.
[…]

Статья 35. Содержание и приоритеты наблюдения в национальной платежной системе

[…]
4. Банк России вправе запрашивать и получать от организаций федеральной почтовой связи информацию об осуществлении ими почтовых переводов денежных средств, за исключением сведений, отнесенных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» к тайне связи, в порядке, установленном Банком России, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.
[…]

Закон о Национальной Платежной системе (161-ФЗ). Основные требования по организации платежных систем. Контроль со стороны гос. регуляторов. Семинар

Данное мероприятие перенесено в архив.

Расписание актуальных мероприятий по связанным темам:

  • Краткое описание

  • Полная программа

  • Преподаватели

Формат обучения

Семинар

Документ по окончании обучения

Сертификат об участии в семинаре.

Для участников предусмотрено

Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Цели семинара/курса

Ознакомить участников с основными требованиями законодательства и нормативными актами в сфере платежных систем: осветить основные этапы развития Национальной платежной системы в рамках стратегии, утвержденной Банком России; с планируемыми изменениями законодательства; основными функциями субъектов платежных систем; разобрать практические вопросы применения отдельных положений Законодательства об НПС; рассказать о рекомендациях саморегулируемых организаций в области платежных систем и разъяснениях Банка России данных на отдельные вопросы участников национальной платежной системы.

Для кого предназначен

Руководителей службы комплаенс, службы внутреннего контроля, службы финансового мониторинга, юридического управления, операционного подразделения или подразделения, отвечающего за проведение расчетов в рамках платежной системы, процессингового подразделения, подразделения экономической безопасности.

Это мероприятие относится к темам

Основы Национальной платежной системы.

  • Стратегия развития национальной платежной системы
  • Предмет регулирования
  • Основные понятия
  • Национальная платежная система (НПС)
  • Понятие платежной системы и ее характеристики, виды участия в платежной системе, место банка в платежной системе
  • Порядок оказания платежной услуги
  • Виды и порядок перевода денежных средств, особенности перевода по требованию получателя средств
  • Электронные средства платежа, порядок их использования и виды переводов электронных средств платежа и их характеристики
  • Субъекты НПС: Банковские платежные агенты (субагенты), оператор электронных денежных средств, операторы платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры
  • Правила платежной системы, критерии значимости. Обновлены в июле 2014 года
  • Обеспечение защиты банковской тайны и информации
  • Управление рисками платежной системы Обеспечение обязательств участников платежной системы
  • Надзор за участниками НПС, цели и порядок осуществления. Содержание и приоритеты наблюдения в НПС
  • Порядок деятельности кредитной организации при выявлении фактов мошенничества. Права клиентов на основании статьи 9 закона об НПС. Способы и порядок уведомления клиентов о совершаемых операциях
  • Рекомендации по составлению договоров в электронной форме, а также по выполнению требований по обеспечению противодействия мошенническим операциям
  • Требования, предъявляемые к предоплаченным картам. Федеральный закон №403-фз от 28.12.2013 О внесении изменений в закон о Национальной платежной системе. С изменениями от 05.05.2014
  • Об ограничениях при использовании НЭСП, ограничения для трансграничных переводов и порядок упрощенной идентификации при выдаче ЭСП и переводах без открытия банковского счета, в т.ч. электронных денег в рамках Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ
  • Рекомендации Банка России по повышению безопасности при предоставлении розничных платежных услуг посредством сети Интернет (Письмо Банка России от 5.08.2013 №146-Т)
  • Разъяснения Банка России по порядку применения статьи 9 Федерального закона № 161-ФЗ (как выполнять требование об уведомлении клиентов о совершаемых операциях)
  • Проекты изменений Федерального закона № 161-ФЗ, направленных на исключение нарушений по уклонению от уплаты платежей за государственные и муниципальные услуги и устранению препятствий по обеспечению свободной конвертируемости рубля и включению рубля в перечень CLS валют
  • Федеральный закон от 05.05.2014 № 112-ФЗ О национальной системе платежных карт
  • Концепция создания национальной системы банковских карт (НСПК), сроки создания, форма и сроки
  • Роль Банка России в НСПК, сроки выпуска национальной карты, Национальная значимая система, новые требования по информированию об изменении тарифов в ПС
  • Письмо Министерства финансов о применении ККТ от 31 марта 2014 г. N 03-01-15/14052
  • Письма Банка России № 86-Т О рекомендациях по организации межхостинговых соединений» и №104-Т «Об обеспечении бесперебойности при расчетах платежными картами» и разъяснения Департамента НПС по порядку его применения иностранными банками
  • Распоряжение Банка России от 17 мая 2014 г. № Р-400 «О вводе в действие рекомендаций в области стандартизации Банка России “Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Менеджмент инцидентов информационной безопасности»
  • Рекомендации Банка России об организации альтернативных каналов для обмена финансовой информацией
  • О передаче под контроль Банка России деятельности Платежных агентов
  • Упрощение механизмов проведения мобильной коммерции. Изменения в Закон о национальной платежной системе и закон о связи
  • Рекомендации Банка России о составе и структурированию первичной информации в платежной системе

Влияние закона о национальной платежной системы на законодательство РФ.

  • Перечень законодательных актов, в которых были внесены изменения
  • Обзор основных изменений и проекция оценки их влияния на законодательство
  • Переходные положения

Взаимосвязь закона об НПС и закона о деятельности по приему платежей (103-ФЗ) сходства и различия.

  • Требование Федерального закона № 103-ФЗ
  • Реализация принципа «знай своего клиента», проблемы упрощенной идентификации и требования в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ. Контроль за деятельностью Платежных агентов (письмо Банка России № 47-Т от 07.04.2011), контроль за деятельностью Банковских платежных агентов (Указания Банка России № 2693-У и № 2696-У от 14.09.2011). Обнаружение банком признаков представления услуг по приему осуществления платежей
  • Письма Банка России О направлении информации в ГИС ГМП
+7495 698 6364
+7812 438 0033 8800 234 5522

Пн-Пт с 9 до 19 Мск

сейчас не работаем

Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия

Дарим скидку 5% новым подписчикам

Вы сможете выбрать только интересующие Вас темы

Госдума приняла закон о Национальной платежной системе, альтернативе Visa и MasterCard

| Поделиться Госдума приняла закон об обеспечении бесперебойности денежных переводов в РФ. Закон предусматривает создание в стране Национальной платежной системы при участии Центробанка.

Госдума приняла закон, предусматривающий создание в России Национальной платежной системы (НПС) с участием Центробанка. Вновь принятый документ представляет собой поправки к действующему закону №161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Согласно принятым поправкам, Национальная платежная система будет осуществлять денежные переводы с использованием платежных карт и других электронных средств платежа, предоставляемых клиентам участниками национальной платежной системы.

Таким образом, НПС станет в России инфраструктурной альтернативой международным платежным системам Visa и Mastercard.

Официальным знаком обслуживания НПС станет графическое обозначение рубля.

Согласно принятому закону, в России будет создан расчетно-клиринговый центр (оператор НПС) в форме ОАО, 100% акций которого принадлежат Центральному банку РФ.

Центробанк будет единственным акционером клирингового центра в течение двух лет с момента его регистрации оператора. Через два года Банк России сможет начать продажу принадлежащих ему акций, причем одно лицо или группа лиц не вправе приобретать более 10% акций оператора НПС.

При сокращении доли Центробанка в капитале оператора НПС ниже 50% плюс одна голосующая акция, Центробанк получит право вето на общем собрании акционеров.

Принятый Госдумой закон определяет понятия «национально значимая платежная система» и «иностранная платежная система». К национально значимым платежным системам относятся системы Банка России и платежная система, в рамках которой осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.

Операторы платежных систем с 1 июля 2016 г. при совершении денежных переводов будут обязаны пользоваться услугами платежной инфраструктуры, которая находится на территории РФ. Единственным исключением из этого правила станут трансграничные переводы денежных средств. Соответственно, операционные и клиринговые центры, используемые для денежных переводов, с июля 2016 года должны быть расположены на территории России.

С 1 июля 2016 г. им будет запрещено передавать информацию по переводам денежных средств на территории иностранных государств или предоставлять к ней доступ с иностранных территорий.

Напомним, что работы по созданию Национальной платежной системы стали ответом на проблемы с международными платежными системами Visa и MasterCard, возникшими у ряда российских банков.

Когда правительство США ввело санкции против ряда российских политиков и бизнесменов из-за действий России в Крыму, в числе лиц, попавших под санкции, оказался Юрий Ковальчук вместе с созданным им «Банком Россия», а также братья Борис и Аркадий Ротенберги.

Сразу после этого Visa и Mastercard прекратили обслуживание карт, выпущенных банком «Россия» и принадлежащим ему «Собинбанком». Клиенты банков лишились возможности оплачивать покупки в магазинах и снимать наличные деньги в банкоматах этих платежных систем.



Тендер 32110182937: Оказание услуг по осуществлению Исполнителем переводов денежных средств по распоряжению Пользователей при приеме Заказчиком в оплату услуг электронных средств платежа в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», в том числе при регистрации проезда с использованием специального вида Транспортных карт — бесконтактных Банковских карт MasterCardPayPass™, VISA PayWave™, МИР на транспортных средствах Муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» муниципального образования «Город Йошкар-Ола»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ТРАНСПОРТ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА»

ИНН 1215015760, КПП 121501001, ОГРН 1021200772471. Регион Республика Марий Эл

Контактные данные: mptt @ mari-el.ru

Адрес поставки: Приволжский федеральный округ, Марий Эл Респ, Место оказания услуги (субъект РФ): Приволжский федеральный округ, Республика Марий Эл. Место оказания услуги (адрес): Республика Марий Эл. г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 1, в пределах муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл и по месту нахождения кредитной организации.

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: сущность, пояснения, изменения

Денежные переводы осуществляются на территории Российской Федерации в соответствии с 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Суть этого нормативного акта заключается в создании организационной основы НПС. Документ также регулирует порядок проведения кассовых операций. Изменения, внесенные в 161-ФЗ «О национальной платежной системе», коснулись электронных средств осуществления переводов. Рассмотрим подробнее некоторые нормы.

Общая информация

Национальная платежная система 161-ФЗ определяется как совокупность операторов, осуществляющих денежные переводы, агентов и организаций почтовой связи. Услуги предоставляются в соответствии с договорами. Они заключаются с заказчиками и между операторами. Перевод денежных средств осуществляется в рамках используемых форм безналичного перевода, в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации.

Особенности участия в НПС

161 Федеральным законом «О национальной платежной системе» установлено, что банковские субагенты предоставляют услуги по переводу денежных средств в соответствии с договорами, оформленными с операторами и агентами, а также требованиями статьи 14 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Национальная платежная система.«Почтовые организации вправе оказывать услуги по переводу денег в соответствии с нормативным актом № 176 от 17 июля 1999 г. Платежные агенты участвуют в системе в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103.

Правила перевода

161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусматривает, что оператор оказывает услуги на основании заказа клиента. Он может выступать как получатель, так и отправитель денежных средств. Заказ должен быть оформлен согласно Правилами предусмотрена применимая форма безналичного перевода.Перевод осуществляется за счет плательщика. Они могут находиться на его индивидуальном счете или предоставляться им без открытия т / с. Полученные от клиента денежные средства зачисляются на счет получателя или выдаются ему наличными. Перевод может быть осуществлен с учетом денег в пользу адресата без открытия счета. Такая ситуация возникает, в частности, при переводе электронных денег.

161-ФЗ «О национальной платежной системе»: пояснения

Перечисление наличных денежных средств не является переводом клиенту на собственный банковский счет или получением средств от него от одного оператора.Срок зачисления денег на оказание услуг по 161-ФЗ не должен превышать трех рабочих дней с момента их списания с банковского счета или с момента предоставления клиенту денег. В переводе средств, кроме оператора, могут участвовать посредники. Если другое не обусловлено используемой формой безналичного перевода или федеральным законодательством, безотзывность перевода наступает, когда деньги списываются со счета или предоставляются клиентом. Исключение составляют движения электронных средств.Безусловный перевод, согласно 161-ФЗ «О национальной платежной системе», наступает с момента выполнения условий, определенных клиентом. Это правило также распространяется на случаи встречной подачи документов, перевода в другой валюте, перевода финансовых инструментов (ценных бумаг). Окончательность перевода, если клиента обслуживает один оператор, наступает в момент зачисления денежных средств на счет получателя или предоставления возможности их выдачи наличными.Это правило не распространяется на движение электронных денег. Если клиент обслуживается разными операторами, окончательность перевода наступает при зачислении средств на счет оператора получателя. В то же время требования ст. 25 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Обязанности оператора

Они прекращаются с момента приближения окончания перевода. Перед переводом денежных средств на счет получателя или выдачей ему наличными, оператор должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с информацией об условиях оказания услуг.Информация должна быть доступной для понимания. Ознакомление также осуществляется с:

  1. Размер комиссии и порядок ее взимания, если это предусмотрено в договоре.
  2. Метод определения курса обмена при выполнении перевода в иностранной валюте.
  3. Порядок отправки претензий.
  4. Иная информация, имеющая отношение к оказанию платежных услуг.

Особенности переводов по требованию получателя

При прямом дебетовании оператор в соответствии с договором с плательщиком производит списание денежных средств со своего счета с его согласия (акцепта) на полученное поручение.Право предъявления претензии должно быть предусмотрено соглашением с получателем. Плательщик может дать согласие до получения заказа или после этого. Акцепт может быть оформлен в договоре с оператором или оформлен отдельным документом (сообщением). Клиент имеет право дать согласие в отношении одного или нескольких получателей или требований. Заказ можно отправить напрямую оператору или через него. В отсутствие предварительного принятия обслуживающая организация должна передать запрос на согласие не позднее, чем на следующий день после получения сообщения.Если он был отдан заранее, и заказ получателя соответствует его условиям, он должен быть выполнен. Срок и размер исполнения устанавливаются акцептом. Если требования получателя противоречат условиям согласия плательщика или нет возможности их проверить, оператор должен вернуть заказ без исполнения. В контракте может быть установлена ​​обязанность обслуживающей организации в таком случае запрашивать акцепт.

161-ФЗ «О национальной платежной системе»: статья 9

В рассматриваемом нормативном акте предусмотрены положения, регулирующие использование электронных средств.Осуществляется в соответствии с договором. Договор заключается между оператором и клиентом или только между первым. Обслуживающая организация имеет право отказаться от исполнения контракта.

Общий порядок

Перед заключением договора об использовании электронных платежных средств оператор должен проинформировать клиента обо всех условиях. В частности, проводится ознакомление с любыми ограничениями, а также случаями повышенного риска операций. Также оператор обязан сообщать о каждом переводе электронных средств.Для этого клиент получает соответствующее уведомление. Правила его оформления и отправки устанавливаются в договоре. Оператор также несет ответственность за предоставление возможности отправки уведомления об утере электронного платежного средства или его использовании в отсутствие согласия клиента. Все уведомления должны регистрироваться, а соответствующая информация должна храниться в течение трех лет. Оператор обязан предоставить информацию и документы, связанные с использованием клиентом электронных платежных средств.Правила, по которым это реализуется, определяются контрактом. Оператор также должен рассматривать заявки в случае возникновения споров, в том числе касающихся использования электронных платежных средств. Клиенту должна быть предоставлена ​​возможность получать информацию о результатах рассмотрения его апелляций.

Прекращение / приостановление использования электронных средств

161-ФЗ разрешает эти действия при наличии уведомления, полученного от клиента. Прекращение / приостановка использования также может быть инициировано оператором.В последнем случае это допускается при нарушении клиентом установленных в договоре правил. Прекращение / приостановка использования не отменяет обязательств оператора и клиента по переводу денег, если они возникли до принятия решения.

Дополнительно

При утере или использовании электронных средств платежа без согласия клиента он должен отправить уведомление оператору. Форма уведомления определяется договором.Уведомление направляется сразу после установления соответствующего факта и не позднее дня, следующего за днем ​​получения информации о совершении несанкционированной операции. После получения уведомления оператор должен без его согласия возместить заказчику списанную сумму.

Нюансы

Если оператор не выполняет обязанности по информированию клиента о совершенных операциях в соответствии с ч. 4 ст.9 рассматриваемого закона, он обязан возместить сумму, о списании которой пользователь не был проинформирован и которая была переведена без его согласия. Если обслуживающая организация отправила уведомления в соответствии с требованиями нормативного акта, а клиент не отправил ему сообщения по правилам ч. 11 ст. 9 компенсация не предусмотрена. Если оператор выполняет обязанность по информированию пользователя-физического лица о совершенной операции по ч. 4, а гражданин, в свою очередь, направил уведомление в порядке ч. 11, то первый обязан вернуть списанную сумму без согласие, до момента направления физического лица физическим лицом о несанкционированных действиях.В этом случае компенсация назначается, если обслуживающий персонал не докажет, что клиент нарушил правила использования электронного платежного средства, что повлекло соответствующие последствия. Однако из этого правила есть исключения.

Положения части 15 статьи 9 нормативного акта об обязанности оператора по возврату клиенту-физическому лицу суммы операции, осуществленной без его согласия до момента направления им соответствующего уведомления, не распространяются на случаи с использованием электронных платежных средств, предусмотренных ч. 4 ст.10.

НСПК — История

Из-за санкций США, введенных в марте 2013 года, Visa и MasterCard резко прекратили предоставлять услуги определенным организациям и частным лицам. Американские банки, контролируемые Министерством финансов США, были вынуждены принять жесткие меры против России, что нанесло серьезный ущерб национальным компаниям.

В результате перед нашей страной встала задача создания собственной национальной системы платежных карт. Идея была довольно простой, т.е.е. процессинговый сервер такой системы будет расположен в Российской Федерации, таким образом, другие страны не будут иметь доступа к информации о внутренних платежных транзакциях. Это защитит информацию о транзакциях, повысит уровень доверия к национальной валюте и, как следствие, сделает наше государство более сильным и независимым.

В связи с этим Президентом Российской Федерации поставлена ​​задача в кратчайшие сроки создать национальную платежную систему.Соответствующие изменения в Федеральный закон № 161-ФЗ «О Национальной платежной системе » от 27 июня 2011 года внесены в целях обеспечения создания Национальной системы платежных карт.

Ключевые факты

2017

сентябрь

Прием национальных бесконтактных карт МИР для оплаты билетов на метро в Санкт-Петербурге.

август

  • Платежная система МИР запустила MirAccept 2.0 онлайн-аутентификация держателя карты и платформа для защиты онлайн-транзакций.
  • Завершился пилотный проект по интеграции национальных платежных систем России и Армении.

июль

  • Россельхозбанк выпустил первые кобейдж-карты Mir-UnionPay.
  • Яндекс.Касса подключила карты МИР к AliExpress.

июнь

В России выпущено более 10 миллионов карт МИР.

Может

НСПК стал членом Совета по стандартам безопасности индустрии платежных карт (PCI SSC).

апрель

Выпущено более 5 миллионов карт МИР.

Март

  • Опубликована финансовая отчетность RSA за 2016 год. Чистая прибыль НСПК в 2016 году составила 2,6 млрд рублей.
  • Выпущено более 3 миллионов карт.

Февраль

Высшую награду индустрии связи — Серебряный лучник — получил проект НСПК «Российская карта — запуск национальной платежной системы« МИР »на рынок».

2016

Октябрь

Выпущено более миллиона карт МИР.

сентябрь

  • Сбербанк начал принимать карты МИР в банкоматах и ​​POS-терминалах.
  • Карты «МИР» принимают многие крупные торговые точки во всех сегментах рынка.

август

Внедрение социальных и инфраструктурных проектов МИР: Социальная карта в Республике Мордовия, карта жителя Екатеринбурга, карта студента Южного федерального университета, карта игрока Ночной хоккейной лиги и др.

июль

Газпромбанк первым выпустил кобейдж-карты Мир-JCB.

июнь

Первая бесконтактная МИР-транзакция, совершенная с использованием умных часов.

апрель

Выполнена первая онлайн-транзакция покупки МИР.

Февраль

На Банки открылась горячая линия НСПК.ru веб-портал.

2015

Декабрь

  • НСПК сертифицирован на соответствие Стандарту безопасности данных индустрии платежных карт (PCI DSS 3.1).
  • Газпромбанк первым выпустил кобейдж-карты «Мир-Маэстро».
  • Сбербанк присоединился к Регламенту платежной системы «МИР».
  • Банк России и АО «НСПК» объявили о начале выпуска карты «МИР».

Ноябрь

  • Меморандум о взаимопонимании, заключенный между АО «НСПК» и вьетнамской платежной системой BanknetVN.
  • Обучающая конференция для российских кредитных организаций, специализированных вендоров и процессинговых центров.

Октябрь

  • Правила платежной системы «МИР» и Тарифы, представленные руководителям кредитных организаций в Банке России.
  • Положение о платежной системе «МИР», утвержденное Наблюдательным советом акционерного общества «Национальная система платежных карт».

июль

Название и логотип национальной платежной системы, выбранной по итогам Всероссийского конкурса. Было выбрано название МИР.

июнь

Соглашение о совместном использовании бейджей, заключенное между НСПК и MasterCard на выпуск карт со-бейджей «Мир-Маэстро».

апрель

Объявлен всероссийский конкурс на лучший логотип и название национальной платежной системы.

Март

НСПК ввел в эксплуатацию Оперативно-платежный клиринговый центр для обработки внутригосударственных операций с картами международных платежных систем.

2014

Декабрь

НСПК начал тестирование своей технологической платформы для обработки банковских транзакций, в том числе транзакций международных платежных систем, через недавно созданный Операционно-платежный клиринговый центр.

август

Открытое акционерное общество «Национальная система платежных карт» начало работу.

июль

Акционерное общество «Национальная система платежных карт» официально зарегистрировано.

Может

Владимир Путин подписал Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон« О национальной платежной системе »и отдельные законодательные акты Российской Федерации № ».

Март

Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил Правительству и Банку России создать национальную платежную систему для защиты интересов страны.


Чтобы повысить производительность и удобство использования веб-сайта, а также предоставлять индивидуальные услуги и предложения, этот веб-сайт использует файлы cookie. Данные посетителей обрабатываются в соответствии с Политикой обработки и защиты персональных данных АО «НСПК».Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки вашего браузера.

ОАО «НСПК» приступило к тестированию собственной платформы для обработки банковских операций

Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (ОАО «НСПК») начало тестирование собственной технологической платформы для обработки банковских транзакций, в том числе транзакций, совершаемых через международные платежные системы, через созданный Операционный платежно-клиринговый центр (TPCC).

Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (ОАО «НСПК») начало тестирование собственной технологической платформы для обработки банковских транзакций, в том числе транзакций, совершаемых через международные платежные системы, через созданный Операционный платежно-клиринговый центр (TPCC).

Об этом руководство ОАО «НСПК» проинформировало участников рынка в ходе обучающей конференции «О выполнении требований Федерального закона 161-ФЗ« О национальной платежной системе ».На мероприятии представители Банка России и ОАО «НСПК» ознакомили банковское сообщество с механизмами коммуникации между участниками платежной системы, организацией оперативной деятельности НСПК и правовыми аспектами проекта.

Система протестирована в сотрудничестве с крупнейшими российскими банковскими группами и учреждениями. 8 российских банков приступят к работе в тестовом режиме с 15 декабря. Это позволит максимально плавно настроить систему к тому моменту, когда она приобретет полноценный функционал.По результатам тестирования они составят график присоединения российских банков-участников к Национальной системе платежных карт.

Создание ККТП предусмотрено Федеральным законом 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Согласно этому закону, с 1 апреля 2015 года все межбанковские операции по платежным картам (в том числе по картам международных платежных систем, выпущенных российскими банками) будут осуществляться через платформу, разработанную ОАО «НСПК». Перенос транзакции на платформу, разработанную ОАО «НСПК», поможет обезопасить российские банки и их клиентов от возможных действий контрагентов и обеспечить бесперебойность транзакций.

Ольга Скоробогатова, Заместитель Председателя Банка России:

«Запуск ККТП на базе собственной технологической платформы — важная составляющая создания и развития НСПК. Несмотря на сжатые сроки, задачи по развитию ККТП выполняются в строгом соответствии с графиком ».

Комлев Владимир Владимирович, генеральный директор ОАО «Национальная система платежных карт» (НСПК):

«Наша задача — построить полноценную и коммерчески жизнеспособную российскую систему расчетов с использованием карт.Это возможно только при сотрудничестве с банками, являющимися нашими партнерами. Мы работаем вместе на постоянной основе и уже начали развертывание центров обработки данных, в которых мы подключаем банки по всей России к НСПК ТПКК ».

Закон об электронных деньгах, платежах и новой платежной системе России

Муравин Александр
Партнер
Гольцблат БЛП

Многие читатели Moscow Times, вероятно, вспомнят время, всего 10–15 лет назад, когда обычные банковские карты были модными символами статуса, которыми размахивали немногие избранные, в основном иностранцы в крупных городах.Тем не менее, немногие, даже «современные», эмигранты осведомлены о нынешнем явлении финансового мира, которое, вероятно, произведет революцию в платежах аналогичным образом: это электронные деньги.

Банкам, платежным системам и операторам терминалов пришлось приспособить свои системы и процессы к общим рамкам Гражданского кодекса, который не полностью охватывает происходящие изменения, и юристам, бизнесменам и рядовым потребителям стало совершенно ясно, что Необходимо создать нормативно-правовую среду, гарантирующую бесперебойное функционирование платежной системы и защиту прав лиц, осуществляющих платежи (от несанкционированных операций со счетами, безопасность передачи данных и т. д.).

Только в июне этого года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Закон), который касается правового регулирования платежей электронными деньгами, Интернетом и мобильными телефонами.

Закон, вступающий в силу 29 сентября 2011 г., определяет «платежную систему»; устанавливает требования к организации, инфраструктуре и функционированию такой системы; определяет участников платежной системы, требования к их деятельности, предоставляемые ими продукты (в частности, «электронные деньги» и «электронные платежные средства»), а также порядок осуществления надзора и мониторинга в рамках национальной платежной системы.Ниже мы рассмотрим некоторые из приведенных положений Закона более подробно.

Электронные деньги и платежи

Закон делает электронные деньги официально и юридически новой формой безналичных расчетов, осуществляемых исключительно кредитными учреждениями (операторами электронных денег) по поручению их клиентов — физических или юридических лиц.

Использование электронных денег имеет особые характеристики, заслуживающие упоминания:

  1. Электронные деньги — это всегда предоплаченный продукт;
  2. Использование электронных денег включает использование электронных средств платежа (карты, электронные кошельки, платежные чипы) — аппаратного и программного обеспечения, позволяющего владельцу электронных денег инструктировать оператора электронных денег об их использовании;
  3. Оператору электронных денег запрещено выплачивать проценты на остаток на счете клиента.Это требование объясняет разницу между кредитными учреждениями, действующими в качестве операторов электронных денег, и традиционными электронными деньгами — не разрешается использовать электронные деньги для привлечения депозитов.

Закон также закладывает основы для регулирования мобильных платежей: средства на счете абонента у оператора мобильной связи могут быть переведены на счет электронных денег в данной платежной системе и использованы для оплаты товаров и услуг. Современное программное обеспечение позволяет выполнять эти операции за секунды, и это открывает широкие возможности для электронной коммерции: развитие коммуникаций ближнего действия, мобильный банкинг, создание магазинов без кассы и т. Д.

Использование электронных денег юридическими и физическими лицами

Закон позволяет отправлять электронные деньги как физическим, так и юридическим лицам. В отношении юридических лиц Закон предусматривает, что при формировании электронного кошелька юридическое лицо «привязывает» его к существующему банковскому счету, поэтому оно не может пополнять так называемые «корпоративные платежные средства» наличными, а средства могут быть предоставляется только через банковский счет. Платежи электронными деньгами могут производиться юридическими лицами исключительно физическим лицам, которые предоставляют информацию, что позволяет окончательно идентифицировать этих лиц.Во избежание злоупотреблений и возможного отмывания денег Закон не предусматривает расчетов между юридическими лицами электронными деньгами. Следует помнить, что если остаток электронных денег юридического лица превышает 100000 рублей (или эквивалент в другой валюте), оператор электронных денег должен перечислить излишки денежных средств на банковский счет юридического лица, то есть предусмотрен автоматический механизм. для перевода электронных денег в валюту счета.

Физические лица имеют право осуществлять или получать платежи электронными деньгами при условии, что средства для неидентифицированных средств платежа (т.е., не требующие идентификации плательщика) не превышают 15 000 рублей, а общая сумма операций с его использованием не превышает 40 000 рублей в месяц.

Если плательщик идентифицирован (персонифицированный платеж), лимит баланса увеличивается до 100 000 рублей и ежемесячный лимит платежа отсутствует. Эти требования были введены для приведения данного Закона в соответствие с законодательством о борьбе с отмыванием денег, но не совсем ясно, что мешает человеку выполнять ряд небольших операций с использованием нескольких неидентифицированных электронных средств платежа (например, Интернет-кошельков единая платежная система, зарегистрированная на разные учетные записи / адреса электронной почты).

Куда мы идем отсюда?

Несмотря на то, что Закон еще не вступил в силу, некоторые участники платежного рынка уже отреагировали на его принятие. К сожалению, реакция была в основном отрицательной. В частности, крупнейшая российская социальная сеть «Вконтакте» объявила о закрытии собственной платежной системы из-за значительного количества дополнительных обязательств (получение лицензий, увеличение уставного капитала и т. Д.), Налагаемых законом на оператора.Это показательно, поскольку до недавнего времени «карманные» платежные системы создавались как дополнительные услуги, приносящие небольшую прибыль. Мы видим, что принятие закона значительно увеличит стоимость содержания такой платежной системы, а это означает, что некоторые компании перестанут предоставлять эту услугу и фактически сократят рынок.

Fuel Processing Company успешно прошла сертификационный аудит QSA на соответствие международному стандарту безопасности данных PCI DSS.

Компания по переработке топлива успешно прошла сертификационный аудит QSA на соответствие международному стандарту безопасности данных PCI DSS.

Игорь Степаненко, генеральный директор OPC, подчеркивает важность обеспечения высокого уровня информационной безопасности в технологиях обработки, которые сегодня широко используются на рынке розничной торговли топливом. «Как оператор процессинга, мы видим свое предназначение в открытии возможностей использования передовых технологий в области автоматизации розничных продаж на автозаправочных станциях для наших клиентов, обеспечивая при этом безопасность, надежность и непрерывность бизнес-процессов.Наши партнеры, в том числе федеральная сеть АЗС крупной нефтяной компании, активно развивают розничный бизнес, важным элементом которого является обслуживание клиентов с использованием пластиковых карт. Уверен, что соответствие предоставляемых современных технологий международному стандарту безопасности данных поможет сетям АЗС быть уверенными в полной безопасности, надежности и точности обслуживания клиентов, а также предоставит автовладельцам удобный и привлекательный условия покупки с высоким уровнем безопасности транзакций ».

Аудиторы компании Deiteriy, проводившие проверку, высоко оценили высокий профессионализм сотрудников процессингового центра и безопасность данных в OPC в соответствии с мировыми банковскими стандартами.

«Мы высоко оценили приверженность руководства нефтеперерабатывающей компании стандартам безопасности платежных операций и защиты данных клиентов», — говорит Сергей Шустиков, генеральный директор аудиторской компании QSA Deiteriy.«Мы рады долгосрочным отношениям с этой компанией и продолжим поддерживать ее в части защиты платежных операций в будущем».

Процессинговый центр OPC обрабатывает и хранит более 500 млн транзакций в год, обслуживая около 2 тыс. АЗС по всей России и странам СНГ, 800 АЗС в Восточной Европе, что составляет более 3,5 тыс. Банкоматов в 35 городах. Более 5 миллионов автовладельцев по всей России пользуются бонусными программами сетей АЗС, работающих с FPC.

Компания

Deiteriy была выбрана в качестве исполнителя процедуры сертификации, так как экспертные заключения компании по стандартам PCI DSS и PA-DSS признаны международными платежными системами Visa, MasterCard, American Express, Discover и JCB, а также Банком России согласно Стандарт Банка России по информационной безопасности банковской системы и Федеральный закон Российской Федерации № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

———————

Deiteriy, провайдер услуг информационной безопасности, имеет статусы PCI QSA и PCI PA-QSA. Это аудиторская компания НП ABISS и член технического комитета по стандартизации «Защита информации» (ТК 362). Аудиторские заключения Deiteriy, составленные по стандартам PCI DSS и PA-DSS, признаны международными платежными системами Visa, MasterCard, American Express, Discover и JCB, а также Банком России по стандарту Банка России для информационной безопасности банковской системы;161-ФЗ «О национальной платежной системе». Компания имеет лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному надзору России на право выполнения работ по технической защите конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, в соответствии с Федеральным законом РФ № 152-ФЗ «О персональных данных». Данные».

Как Россия окунается в воды криптовалюты

Цифровые технологии открывают новые возможности для бизнеса.Статья посвящена анализу правовой природы криптовалюты как объекта финансово-правового регулирования с точки зрения российского законодательства. Анализ квалификации криптовалюты описывается как деньги, электронные деньги, иностранная валюта, другое имущество, а также возможность отнесения криптозаймов к правам обязательств. Делается вывод о возможности рассматривать криптовалюту как частные деньги наравне с национальными валютами.

Ссылки

Abramaowicz, M. 2016. «Закон, основанный на криптовалюте». Ariz. L. Rev 58: 359. Поиск в Google Scholar

Aryanova, T. 2017. « Налог на криптовалюту: где и сколько необходимо платить за операции в биткойнах ». Искать в Google Scholar

Бандо М., Брюхов Н., Валеева Н. 2016. Частное право. Преодоление испытаний. К 60-летию Б.М. Гонгало . т. 15, Москва: Статут. Искать в Google Scholar

Инструкция Банка России от 07.10.2013 N 3073-У. « Об осуществлении наличных платежей ». (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32079). Искать в Google Scholar

Коэн, Б., Дж. Э. Аморос и Л. Ланди. 2017. « Генерирующий потенциал новых технологий для поддержки стартапов и новых экосистем ». Искать в Google Scholar

Дельмолино, К., М. Арнетт, А. Косба, А. Миллер и Э. Ши. (2016). Шаг за шагом к созданию безопасного смарт-контракта: уроки и выводы из лаборатории криптовалюты.« Международная конференция по финансовой криптографии и безопасности данных », Берлин, Гейдельберг: Springer 79–94. Искать в Google Scholar

Федеральный закон «О национальной платежной системе» №161-ФЗ от 27.06.2011 . Параграф 24, статья 14. Поиск в Google Scholar

Фридман Б. М., К. Н. Каттнер, М. Гертлер и Дж. Тобин. 1996. «Целевая цена для денежно-кредитной политики США? Уроки из опыта работы с целями роста денежной массы ». Бумаги Брукингса по экономической деятельности, 1: 77–146.Искать в Google Scholar

Finklea, K. M., and C. A. Theohary. 2015. Киберпреступность: концептуальные вопросы для Конгресса и правоохранительных органов США , Вашингтон: Исследовательская служба Конгресса, Библиотека Конгресса Поиск в Google Scholar

Харрис, Л. 1990. Денежная теория ,, 750. Москва: Издательский дом «Прогресс» Ищите в Google Scholar

Hayek, FA 1975. « Private Money .» 5. Выполните поиск в Google Scholar

Ивамура, М., Ю. Китамура и Т.Мацумото. 2014 (февраль) 28. «Биткойн — единственная криптовалюта в городе? Экономика криптовалюты и Фридрих А. Хайек ». Экономика криптовалюты и Фридрих А. Хайек 602: 1–14. . Искать в Google Scholar

Johan, S., and A. Pant. 2018. « Регулирование криптоэкономики: секьюритизация цифровой безопасности ». Ищите в Google Scholar

Джой, А. И. 2018. «Будущее криптовалюты при отсутствии регулирования, социальных и правовых последствий». Люди: Международный журнал социальных наук 4: 1.Искать в Google Scholar

Keynes, J. M 2016. Общая теория занятости, процента и денег , Нью-Дели: Atlantic Publishers & Distributors Search in Google Scholar

Кириллова Е.А., Павлюк А.В., Михайлова И.А., Зульфугарзаде Т.Э. и С.С. Зенин. 2018. «Биткойн, Lifecoin, Namecoin: правовая природа виртуальной валюты». Journal of Advanced Research in Law and Economics 9 1 (31): 119–26.10.14505 // jarle.v9.1 (31) .16 Искать в Google Scholar

Luntz, L.A 2004. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве ,,, 2nd 35. Москва: Статутный поиск в Google Scholar

McConnell, K. R., and S. L. Bru. 2003. Economics ,, 983. Москва: Издательство ИНФРА Поиск в Google Scholar

Новоселова Л. 2017. «О правовой природе биткойна». Экономика и право 9: 15. Искать в Google Scholar

Павлова О., Причисленко А., Казин П., Хаген С. 2016. Использование социальных сетей для воспитания гражданского духа предпринимательства и мотивации студентов.» В материалах Международной конференции по электронному управлению и открытому обществу: вызовы в Евразии «, 5-я Международная конференция, EGOSE 2018 14-16 ноября 2018 г., под редакцией Чугунова А., Мисникова Ю., Рощина Е. , Трутнев Д., 194–201. Санкт-Петербург, Нью-Йорк: ACM. Ищите в Google Scholar

Ponsford, M. P. 2015. «Сравнительный анализ биткойнов и других децентрализованных виртуальных валют: правовое регулирование в Китайской Народной Республике, Канаде и США.” HKJ Legal Stud 9: 29. Искать в Google Scholar

Россия. 2011. «Глобальный обзор экономических преступлений». Киберпреступность в центре внимания . Доступно на: https://www.pwc.ru/en/forensic-services/assets/gecs-2011-en.pdf. Поиск в Google Scholar

Sapovadia, V 2015. «Юридические проблемы в криптовалюте», в справочнике по цифровой валюте ,,, Биткойн, инновации, финансовые инструменты и большие данные 253–266. Кембридж: поиск в академической прессе в Google Scholar

Савельев, А.I. 2017. «Криптовалюта в системе объектов гражданских прав». Law 87: 14. Искать в Google Scholar

Вереша Р. 2016. «Мотив детерминации через призму общей концепции мотивов поведения человека». Международный журнал экологического и научного образования 11 (11): 4739–50. Искать в Google Scholar

Swammy, S., R. Thompson, and M. Loh. 2018. «Шелковый путь к Уолл-стрит: принятие криптовалюты в качестве торгуемого актива», в Crypto Uncovered ,, 29–46.Лондон: Palgrave Macmillan, Cham Найдите в Google Scholar

Базовое мультимодальное страхование ОСАО ВСК

II. Заключение, дата вступления в силу и оплата Договора страхования (страхового полиса)

1. Порядок заключения и вступления в силу договора страхования (страхового полиса):

1.1. В соответствии со статьей 438 ГК РФ факт безоговорочного принятия физическим лицом условий настоящей Оферты подтверждается наличием галочки «V» на странице напротив заявления «Подтверждаю, что я прочитал и согласен с текстом предложения, изложенными в нем правилами, аспектами оформления / возврата проездных документов (билетов) и сопутствующими услугами, заказанными через Интернет, а также правилами перевозки пассажиров и багажа Аэрофлота, являются транспортными услугами »или наличие галочки «V» на странице напротив заявления «Подтверждаю, что я прочитал и согласен с текстом предложения, изложенными в нем правилами, аспектами выдачи / возврата проездных документов (билетов) и заказанных сопутствующих услуг через Интернет »на сайте http: // аэрофлот.tripandfly.ru.

1.2. Договор страхования (страховой полис) составляется на основании данных, введенных Страхователем на сайте http://aeroflot.tripandfly.ru.

1.3. Стороны Договора страхования (страхового полиса) соглашаются, что получение страховой премии Страховщиком или его представителем по заключенному Договору страхования (страховой полис), с одной стороны, и исполнение Договора страхования (страхового полиса) Страховщиком с использованием факсимильной подписи представителя Страховщика и факсимильной печати Страховщика, с другой стороны, является надлежащим оформлением (принятием) Договора страхования (страхового полиса).

Однако Страховщик и Страхователь обязуются при необходимости воспроизвести договор страхования (страховой полис) на бумаге.

1,4. Стороны соглашаются, что отправка Договора страхования (страхового полиса) по электронной почте на адрес электронной почты Страхователя, указанный Страхователем на сайте http://aeroflot.tripandfly.ru, считается надлежащей доставкой Договора страхования (Страхового полиса) Страхователю. . Уплата Страхователем страховой премии в соответствии с условиями заключенного Договора страхования (страхового полиса) также является подтверждением согласия Страхователя на получение Договора страхования (страхового полиса) в установленном порядке и по согласованию с условия Договора страхования (страхового полиса) и настоящей Оферты.

Файлы, содержащие страховые полисы (отдельные для каждого застрахованного пассажира) и условия страхования, будут отправлены после оплаты заказа, включающего активированную услугу страхования, отправленного по электронной почте на адрес электронной почты, указанный в процессе бронирования. Полученные страховые полисы заказчик должен распечатать. По письменному запросу Страхователя (Застрахованного лица) Страховщик не позднее 30 рабочих дней с момента получения такого письменного запроса доставит Договор страхования (страховой полис) с собственноручной подписью уполномоченного представителя Страховщика и приложит к нему документы. по адресу Страховщика ближайшего офиса ОСАО «ВСК».

Аналогичным образом Застрахованному может быть предоставлен дубликат утерянного Страхового полиса с собственноручной подписью Страховщика.

1,5. При исполнении Договора страхования (страхового полиса) Страхователь действует от имени всех указанных в нем Застрахованных лиц, и поэтому считается, что все Застрахованные лица и Выгодоприобретатели осведомлены об условиях Договора страхования. (страховой полис), Условия страхования Страховщика и настоящая Оферта.

1,6. Договор страхования (страховой полис) считается заключенным с даты уплаты Застрахованным суммы страховой премии и действует в течение срока, установленного условиями Договора страхования (страхового полиса). Страховая защита по Договору страхования (страховой полис) действует в порядке и в сроки, указанные в Договоре страхования (страховом полисе) и Условиях страхования Страховщика.

2. Порядок оплаты премий по договорам страхования (полисам)

Страховые взносы по договорам страхования (страховым полисам) осуществляются в безналичном порядке в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Национальной платежной системе». Оплата банковской картой производится после проверки и подтверждения заказа. В случае превышения срока, установленного для принятия решения об оплате заказа и ввода реквизитов банковской карты, страховой полис аннулируется.

III. Досрочное расторжение Страхового договора (страхового полиса) Страхователем. Возврат страховой премии

1. Страхователь (Застрахованный) вправе в любой момент отказаться от договора страхования.

1.1. В случае отказа Страхователя от транспортных услуг и возврата электронного билета, оформленного на веб-портале http://aeroflot.tripandfly.ru, до поездки Договор страхования прекращается и страховая премия возвращается в полном объеме.Возврат страховой премии осуществляется в том же порядке, в котором страховая премия была уплачена изначально.

1.2. Если Страхователь (Застрахованный) отказывается от Договора страхования по своему желанию не в результате отказа от транспортных услуг до начала периода страхования, Договор страхования прекращается, а страховая премия возвращается в полном объеме. Возврат страховой премии осуществляется в том же порядке, в котором страховая премия была уплачена изначально.

1.3. Если Страхователь (Застрахованный) откажется от Договора страхования до начала периода страхования, но в течение 14 (четырнадцати) календарных дней после даты заключения Договора страхования, уплаченная страховая премия возвращается в течение не истекшего срока. Договора при условии, что в период, предшествующий дате расторжения, не было событий, имеющих признаки страхового случая. В таком случае возврат осуществляется на основании письменного заявления страхователя (застрахованного).Договор страхования прекращается с даты получения Страховщиком письменного уведомления Страхователя о том, что Страхователь отказывается от Договора страхования. Страховой взнос возвращается в течение 10 (десяти) рабочих дней после даты получения оригинала письменного уведомления Страхователя наличными или банковским переводом с использованием реквизитов, предоставленных Страхователем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.