Рост тарифов ЖКХ второй раз за полгода: зачем это нужно?
Россиян вновь ждет рост платы за жилищно-коммунальные услуги. В правительстве решили перенести индексацию тарифов ЖКХ с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года. В среднем по стране цифры в платежках поднимут на 9%, пишут «Известия» со ссылкой на Минэконопразвития. Как объяснили в ведомстве, перенос сроков индексации вызван необходимостью обеспечить бесперебойную работу и развитие инфраструктуры ЖКХ.
Последний раз тарифы повышали совсем недавно — очередная индексация прошла 1 июля 2022 года. Тогда в среднем по стране суммы в квитанциях выросли на 3,8%, хотя, в отдельных регионах рост мог быть и больше: Москва — 6%, Московская область — 4,5%, республика Дагестан — 6%. В правительстве подчеркивали, что рост цен будет ниже инфляции. Однако затем, спустя несколько месяцев, почему-то решили поднять тарифы еще раз, пообещав, что в следующие полтора года — до июля 2024 года — индексация проводиться не будет.
Почему чиновники решились на внеочередное повышение, какую инфраструктуру будут развивать на эти деньги и где гарантии, что в следующем году тарифы не поднимут снова — эти вопросы «Росбалт» обсудил с депутатом Госдумы
— Зачем понадобилось второй раз за год поднимать тарифы ЖКХ, при том, что в этот раз рост будет как минимум вдвое больше, чем в июле?
— У меня нет ответа на этот вопрос. 30 октября 2021 года распоряжением правительства РФ были утверждены коридоры роста коммунальных платежей на 2022 год. Ничего экстраординарного в отрасли, на мой взгляд, за этот год не произошло. Энергоносители у нас, в отличие от Западной Европы, не поднялись в цене. Отопительный период мы начали нормально, количество аварий у нас падает. По данным правительства, инфляция тоже падает. Конечно, у нас много лет говорили о том, что рост тарифов отстает от инфляции. Но, с другой стороны, сейчас приличные деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ), из бюджета пошли на модернизацию коммунальной инфраструктуры, и это должно было наоборот снизить нагрузку на граждан.
Нельзя сказать, что у нас как-то резко кончились деньги в отрасли — или же, что отрасль враз достигла какого-то критического состояния, о котором мы не знали раньше, чтобы вот так надо было повышать тарифы.
— Я правильно понимаю, что решение о внеочередной индексации, озвученное Минэкономразвития, еще не утверждено?
— Сроки индексации тарифов ЖКХ регулируются постановлением правительства РФ. Просто так принять решение о внеочередной индексации на какой-то рабочей группе нельзя. Для этого нужно выпустить новое постановление правительства, и, как следствие, внести какие-то корректировки в проект бюджета. Пока постановления правительства на этот счет я не видела. Минэкономназвития сообщило СМИ, что дополнительную индексацию уже учли в проекте бюджета, но его мы тоже не видели — он еще не поступал в Госдуму. Так что пока ждем документов.
— Какую инфраструктуру хотят ремонтировать и развивать за счет этих денег? Есть ли у вас понимание, что запланировано?
— Все предприятия отрасли находятся в разном положении. Какие-то находятся в плохом, и требуют повышения тарифа. В первую очередь это относится к сфере водоснабжения. Какие-то чувствуют себя неплохо. Например, энергетики, тепловики. Что касается платежей за обращение с отходами, тут тоже есть большой резерв и без повышения тарифа: сейчас по всей стране идут суды, и граждане доказывают, что нормативы не соответствуют действительности, что люди не производят столько мусора и платежи, соответственно, начисляют им незаконно. С тепловиками и энергетиками, конечно, тоже надо смотреть конкретную ситуацию. Одно дело — предприятие в крупном городе, другое — в малом. Но если есть какие-то точечные проблемы по конкретным предприятиям, есть другие способы их решения. Например, инвестиционные надбавки. Но чтобы так «чохом» повышать тарифы — нет такой необходимости.
Сейчас нельзя сказать — кому достанутся эти деньги. Как обычно происходит: сказали повысить тарифы, и все побежали — у кого лоббисты лучше, тому дали больше. И чем более неэффективно работает предприятие, чем выше у него тарифы, тем больше ему дадут от этих 9%. Например, если предприятие сто лет работает на угле и не хочет переходить на газ или имеет избыточные мощности, оно и получать будет больше.
Я еще понимаю, когда повышение тарифов привязывается к реализации каких-то программ. А когда решают просто так поднять их непонятно зачем, тем более, в условиях, когда механизмы по определению тарифов сегодня крайне непрозрачны, мне кажется, это очень странное решение, особенно в нынешних условиях.
— На что этих денег может хватить и как будет существовать отрасль, если до 2024 года индексацию тарифов обещают не проводить?
— Когда принимаются такие непредсказуемые и необъяснимые решения, веры уже никому нет. А где гарантия, что на будущий год тарифы снова не поднимут, а нам не объяснят, что в отрасли опять чего-то не хватает?
Я считаю, что такие решения приведут только к росту неплатежей. Они у нас уже и так растут в последние годы. Долги увеличиваются, механизмы социальной защиты несовершенны. Многие граждане с низкими доходами не могут получить субсидию, например. Давайте сначала как-то наладим эту систему, чтобы она нормально работала, вместо того, чтобы так сразу поднимать тарифы, когда у людей и так непростая жизненная ситуация.
— То есть, вы считаете, что это решение может еще больше увеличить количество должников по ЖКХ?
— Без сомнения. Увеличится количество неплатежей, возрастет социальное напряжение. Я считаю, что минусов от принятия этого решения будет гораздо больше, чем плюсов.
— Предусмотрены ли какие-то дополнительные меры поддержки граждан?
— Сейчас стадию общественного обсуждения проходят поправки в правила предоставления субсидий.
Не выполнено поручение президента о том, чтобы ввести по всей стране единый, не выше 15%, предельный уровень порога на выплату субсидий. Не решен вопрос по субсидии для людей с долгами. У нас из законодательства исчезла даже возможность реструктуризации задолженности, которая давала право на субсидию. Мы сейчас с коллегами-депутатами пытаемся ее вернуть. Я вообще считаю, что людям с долгами надо дать право на какую-то разовую выплату, чтобы эти долги погасить, а дальше получать субсидию и аккуратно платить. Сейчас я собираюсь внести эту норму на обсуждение.
Надо проделать еще довольно большую работу, чтобы по-настоящему хорошо защитить тех людей, которые сейчас оказались в сложной жизненной ситуации. Иначе мы получим социальный взрыв.
Беседовала Анна Семенец
Рост тарифов на ЖКХ в 2022 году: на сколько процентов поднимут цены на коммуналку — 6 июня 2022
Вопрос экономии на коммунальных услугах в 2022 году становится еще актуальней
Фото: Александр Подопригора / 161.RU
Поделиться
Скоро в России вновь вырастут тарифы на оплату коммунальных услуг — их стабильно индексируют раз в год, 1 июля. Индексы правительство установило специальным распоряжением еще прошлой осенью. В марте в соцсетях распространялась информация, что индексы были пересмотрены, однако Федеральная антимонопольная служба ее опровергла — осеннее распоряжение правительства осталось в силе.
Рост тарифов контролируется государством, каждый год правительство выпускает специальный документ, в котором перечислены индексы для каждого региона России. Везде они разные. В 2022 году сильнее всего коммунальные услуги традиционно подорожают в Чеченской Республике — на 6,5%, в среднем же по стране повышение составит около 4%. Все цены на коммунальные услуги можно найти в этом документе.
Обычно ежегодный рост тарифов объясняют ростом цен на материалы и оборудование, зарплаты сотрудникам опять же нужно проиндексировать.
— Темпы изменения тарифов служат своего рода демпфером инфляции, — сообщили в ФАС.
Однако в прошлом году инфляция составила 8,4%, а до такого показателя индексация недотягивает даже в Чечне. Работать себе в убыток коммунальщики вряд ли захотят. Так может, ждать, что будет еще одно повышение? Как, например, это было в 2019 году, когда тарифы проиндексировали дважды за год — в январе и июле.
— В 2019 году тарифы повышали два раза из-за того, что государство на 2% повысило НДС и монополисты потребовали от правительства компенсации. Это были экстраординарные решения правительства, — говорит эксперт жилищно-коммунального хозяйства Константин Крохин. — В остальном нормативно-правовые акты устанавливают, что тариф должны повышать раз в год, в целом пока государство придерживалось этой позиции. Если говорить о моем мнении, то я считаю, что сейчас не время увеличивать тариф, сегодня это не тот источник решения каких-либо задач, потому что потребители и так сильно пострадали от роста цен на продукты и товары.
Константин Крохин — председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.
А вот сфера ЖКХ, по словам Крохина, от инфляции не сильно пострадала — в первую очередь подорожала потребительская корзина, а она для этой отрасли не является определяющей, прямой корреляции между ними нет. Да и повышение тарифа не решит никаких проблем отрасли — он говорит, что проблемы эти связаны с монополизмом, коррупцией и неэффективностью.
Правительство тоже мечтает об эффективности и придумало, как оптимизировать работу ресурсоснабжающих организаций.
— Правительство приняло постановление, которым предусмотрено, что в случае невыполнения инвестиционных программ предприятиями коммунального сектора средства не будут исключены из необходимой валовой выручки, — заявили в ФАС. — Предприятия ЖКХ совместно с региональными и муниципальными органами власти определят перечень основных объектов жизнеобеспечения, которым следует уделить пристальное внимание и провести модернизацию инфраструктуры. Принятый комплекс мер позволит повысить эффективность использования направленных средств ресурсоснабжающими компаниями.
Однако на ресурсоснабжающих организациях ЖКХ не заканчивается — есть еще управление жилым фондом. И как раз с ним всё не так просто.
— Цены на услуги по содержанию жилья и придомовых территорий больше зависят от инфляции, поскольку эти услуги оказываются в основном людьми: это управление, это расчетная часть, это уборка, это содержание, — говорит Крохин. — Это всё люди и техника. У людей выросла потребность в деньгах, кроме того, есть дефицит кадров. Причина комплексная — отрасль финансировалась по остаточному принципу, работа непрестижная. Ставка делалась на мигрантов, а их приток сократился во время пандемии, часть ушла работать курьерами. Для новых людей нужно создавать условия и привлекать зарплатой. Поэтому здесь мы ожидаем рост издержек и, соответственно, рост тарифов. Спрогнозировать повышение сложно, поскольку у всех регионов разные возможности, но, я думаю, в государственных и муниципальных управляющих компаниях это будет не более 6–8%. В частных компаниях повышения могут быть больше, но это решают собственники на собраниях.
Дело не только в людях: снежные зимы остро поставили вопрос с малой механизацией — техникой, которая может убрать снег там, где не проедет трактор, например, в заставленных машинами дворах. Эта техника подорожала.
— Особенность российского импортозамещения такова, что техники, полностью производимой в России, нет. В ней есть определенный процент импортных деталей, — говорит Константин Крохин. — Даже если техника собрана у нас, в ней достаточно большой процент импортных комплектующих, и они, конечно, подорожали. В среднем техника подорожала примерно в два раза.
Второго повышения пока не ждут — даже несмотря на то, что после начала специальной операции на территории Украины инфляция резко пошла вверх и, по последним данным Центробанка, составляет 17,8%, а по оценкам экспертов, по итогам года она будет еще выше. Константин Крохин говорит, что по всем правилам цены на воду, тепло и электричество, наоборот, должны падать.
— Рост тарифов на коммунальные ресурсы всегда объяснялся ростом мировых цен на энергоносители. Так нам всегда говорили: там растет, и поэтому у нас растет. Когда там перестало расти, у нас продолжало расти. Если брать страны с такой же ситуацией, в которой сейчас оказались мы, страны, которые были под санкциями — Иран и Венесуэла, — у них цены на энергоносители, в том числе для потребителя, падали, — говорит он. — В условиях сокращения внешнеэкономического спроса на энергоресурсы, а все коммунальные ресурсы — производные энергоносителей, мы предполагаем, что энергоносители останутся в стране. Значит предложение на внутреннем рынке будет больше, и цены на энергоресурсы расти не должны. А если не растут цены на энергоресурсы, нет оснований для роста тарифов на коммунальные услуги.
Глядя на растущие тарифы, многие начинают задумываться о том, как бы снизить свои платежи. Распространенный совет купить энергосберегающую технику подходит, мягко говоря, не всем. Есть и другие способы, вполне законные: для начала переставьте холодильник от батареи и проверьте счетчики, а подробно обо всех лайфхаках для коммунальной экономии читайте в этом материале.
Если вы экономите как можете, но платежи всё равно высоки — проверьте, не полагается ли вам субсидия на оплату коммунальных услуг. Претендовать на нее могут люди, существенная часть доходов которых уходит на оплату коммунальных услуг. Существенную часть каждый регион при этом определяет сам.
— У нас в Москве субсидию начисляют, если расходы на ЖКУ составляют 10% дохода, во многих субъектах — 15%, где-то — и 22%, — говорит депутат Галина Хованская. — Я задавала вопрос об этом президенту, и он со мной не только согласился, но и дал поручение правительству, однако оно до сих пор не выполнено. Получается так, что чем беднее и дотационней регион, тем больше нагрузка на семьи. А там семьи живут как раз, мягко говоря, не с такими доходами, как даже у пенсионеров в Москве.
Галина Хованская — председатель комиссии Госдумы РФ по обеспечению жилищных прав граждан, в прошлом председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Размер субсидии регионы тоже определяют сами. А вот доходы считают по общим правилам: учитывают все зарплаты, пособия, пенсии, стипендии и даже деньги от сдачи бабушкиной квартиры. При этом если есть просроченные платежи, то сначала придется их погасить — потом уже субсидия.
Чтобы оформить субсидию, нужно предоставить паспорта заявителя и всех членов его семьи или свидетельства о рождении, если в семье есть дети младше 14 лет, справки о доходах либо об отсутствии доходов у заявителя и всех членов его семьи старше 16 лет за шесть календарных месяцев, предшествующих подаче заявления. Если коммунальные услуги оплачиваются не по единому платежному документу, нужно приложить последнюю квитанцию за ЖКУ и документ, подтверждающий отсутствие задолженности. Причем процедуру эту придется повторять раз в полгода — субсидию назначают только на шесть месяцев.
— Раньше бегали каждые три месяца документы предоставляли, потом перешли на шестимесячный цикл. В 2020 году из-за пандемии их стали автоматически продлевать на год. Надо было этот принцип оформить и не валять бюрократию, предоставлять субсидию на год, — считает Хованская.
Многие выплаты и пособия сегодня назначаются по одному заявлению — все остальные данные ответственное ведомство собирает у других самостоятельно. Так, например, работает Пенсионный фонд при назначении пособий на детей.
новость из сюжета
Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине
— Все параметры, которые есть в официальных структурах, должны сами аккумулироваться и актуализироваться автоматически, нечего человека гонять по всяким инстанциям собирать справки. Всё это возможно, было бы желание и программисты, — говорит Хованская. — При грамотном программировании всей логистики человеку в подавляющем большинстве случаев ходить никуда не надо, все данные есть в системе, потому что всё это функции публичной власти.
Она полагает, что в ближайшее время из-за роста инфляции и других проблем число людей, которые обращаются за субсидией, увеличится. На сколько — сможет сказать исполнительная власть, когда соберет информацию из регионов.
Почему Путин не повышает тарифы ЖКХ
Решение премьер-министра Владимира Путина смягчить ежегодное повышение основных тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки в следующем году больше связано с предстоящими президентскими выборами, чем с попыткой стимулировать экономический рост, заявили во вторник экономисты.
Якобы, если регулируемые государством тарифы на электроэнергию, природный газ и грузовые железнодорожные перевозки вырастут в умеренной манере, которую Путин приказал поздно вечером в понедельник, это могло бы снизить инфляцию и побудить компании брать кредиты для развития.
«Это явно связано с выборами», — сказал Питер Вестин, экономист «Атона». «Я бы сказал, что чистый эффект от этого решения на самом деле отрицательный, и он обусловлен исключительно политикой».
За исключением железнодорожных перевозок, другие регулируемые государством тарифы теперь будут повышаться с 1 июля, на шесть месяцев позже, чем в прошлом, поэтому люди не увидят более высоких счетов домохозяйств до президентских выборов в марте. Настоятельно ожидается, что Путин или действующий Дмитрий Медведев будут баллотироваться.
Железнодорожные грузовые тарифы вырастут с 1 января, как это принято во всех подобных повышениях.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов поздно вечером в понедельник опроверг информацию о том, что в основе решения о ставках лежат какие-либо предвыборные мотивы. По его словам, это не разовая мера, и изменения в регулируемых тарифах, если таковые будут, отныне всегда будут происходить в июле.
Бюджетное совещание под председательством Путина, которое закончилось около полуночи в понедельник, не только задержало ожидаемое повышение ставок, но и удержало их на более низком уровне. Было решено, что государственные РЖД могут взимать в следующем году за грузовые перевозки только на 6 процентов больше — в соответствии с тем, как предположительно вырастут потребительские цены — начиная с января. РЖД запросили повышение на 7,4%.
Вместо более высокой ставки правительство предоставит субсидию в размере до 40 миллиардов рублей (1,3 миллиарда долларов) в конце этого года, примерно столько же, сколько железнодорожная монополия хотела в следующем году, чтобы восполнить дефицит.
Регулируемые тарифы на электроэнергию также вырастут всего на 6 процентов, в отличие от прежних планов их повышения на целых 15 процентов, сказал Путин. Такое же увеличение коснется передачи электроэнергии по линиям электропередач и выработки тепла. Что еще больше подрывает ожидаемую прибыль отрасли, так это то, что новая ставка не вступит в силу до истечения половины года.
Этот шаг резко контрастирует с предыдущими обещаниями правительства увеличить доходы для сектора. Иностранные инвесторы, такие как итальянская Enel, приобрели у государства доли в компаниях, производящих электроэнергию, взяв на себя огромные планы по модернизации и расширению. Хотя многие промышленные потребители платят по либерализованным ценам, государство по-прежнему регулирует тарифы для бытовых потребителей и продажи электроэнергии на рынке мощности, которые в совокупности приносят более половины доходов энергокомпаний.
Чтобы смягчить последствия жесткого регулирования тарифов для производителей электроэнергии, цена на природный газ — их основное топливо — также останется неизменной до 1 июля. Но затем, по решению Путина, «Газпром» и другие поставщики смогут заряжать на 15 процентов больше.
Правительство значительно повысило налог на добычу газа для «Газпрома» со следующего года, сообщил Шувалов в понедельник. Это означает, что «Газпром» не получит дополнительной прибыли от повышения ставки, сказал он.
Наталья Новикова, экономист Ситибанка в Москве, признала, что снижение ставок снизит инфляцию. Тем не менее, этой меры недостаточно, чтобы позволить банку прогнозировать больший экономический рост в следующем году, сказала она.
Новикова, которая также назвала решение о тарифах связанным с выборами, сказала, что правительство может вернуться к этому вопросу после голосования.
Вестин из «Атона» сказал, что правительственный план наиболее сильно повлияет на электрогенерирующие компании, которые «остренько» нуждаются в инвестициях. По его словам, лучшей политикой для стимулирования экономического роста было бы сокращение бюджетных расходов, признав, что приближающиеся выборы затрудняют сокращение расходов.
«Контроль над ценами никогда не работает», сказал он. «Все, что вы делаете, это просто откладываете проблему».
Тарифы на российскую энергию — хитрый способ заковать Владимира Путина
Европа | Карл Великий
Если Европа не может согласиться с запретом на российскую нефть и газ, она должна вместо этого облагать их налогом
T HE INDUSTRIAL предместья Любмина, города на продуваемом всеми ветрами побережье Балтийского моря был когда-то Восточная Германия, не указана ни в одном туристическом путеводителе. Да и порт Роттердама, самая суровая часть города, уже борющаяся за очарование, не слишком привлекательна. Конечно, ни один из них не обладает такой привлекательностью, как Нотр-Дам или Венеция, как Луис Гарикано, MEP , профессор экономики и недавний однодневный визит в оба могут подтвердить. И все же мало мест, которые могли бы помочь отдыхающему в Европе лучше понять, что на самом деле происходит там сегодня. В голландском порту корабли из России незаметно разгружают озера сырой нефти стоимостью до 80 миллионов долларов каждое для переработки на европейских нефтеперерабатывающих заводах. Еще дальше от общественного внимания находится трубопровод Nord Stream, который выходит на берег в Любмине, перекачивая сибирский газ, за который клиенты в Германии и за ее пределами ежедневно возвращают более 160 миллионов евро (174 миллиона долларов). Это темная экономическая изнанка Европы, континента, который поздравляет себя с тем, что помог Украине, заплатив почти 40 миллиардов евро за российскую энергию с тех пор, как восемь недель назад началась война.
Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.
Ваш браузер не поддерживает элемент
Баннеры на демонстрациях от Парижа до Праги призывали просто перекрыть трубопровод и не пустить танкеры, перевозящие российскую нефть. Тем не менее волна за волной европейских санкций практически игнорировала нефть и газ, хотя были приняты решительные меры, направленные против других секторов российской экономики. Политики хотели бы прекратить выплаты в казну Кремля; Германия предотвратила открытие нового газопровода, аналога «Северного потока». В то же время они опасаются, что отказ от российского газа может привести к тому, что зимой граждане замерзнут. Избиратели уже жалуются на высокие счета за отопление и бензин. Фирмы тоже испытывают трудности, не в последнюю очередь в Германии, где зависимость от российских энергоресурсов очень высока. Оценки того, насколько эмбарго на импорт энергоносителей с востока нанесет ущерб экономике Европы, сильно разнятся, но они достаточно высоки, чтобы разрушить консенсус внутри 9 стран. 0045 ЕС за рамками обдумывания частичных ограничений на импорт нефти в будущем.
Если санкции не обсуждаются, Европа может вместо этого рассмотреть вопрос о жестких тарифах на российскую энергию. Налогообложение импорта нефти и газа не остановит их полный поток на запад. Однако это снизит спрос на российские углеводороды точно так же, как сборы на выпивку и сигареты сдержат пьянство и курение. Аналогичный налог на «грехи» на российскую нефть будет означать, что покупка российских энергоносителей является формой коммерческой аморальности, учитывая, что перечисляемые средства будут подпитывать военную машину президента Владимира Путина. Фирмы, которые выбрасывают парниковые газы в атмосферу, должны компенсировать это широкой публике, покупая разрешения на выбросы углерода. Сегодня путинизм для геополитики — то же, что изменение климата для планеты: проблема, которую нужно решить, и быстро.
Целью любого режима санкций является причинение противнику непомерных затрат, при этом причиняя вам небольшие неудобства. Некоторые экономисты считают, что тарифы даже помогут ЕС получать прибыль за счет России. Рикардо Хаусманн, бывший министр планирования Венесуэлы, ныне работающий в Гарварде, отмечает, что если к цене на российскую нефть добавить карательный налог на импорт — возможно, в размере 90%, — то европейские нефтеперерабатывающие заводы будут закупать сырую нефть из других стран, если им не будет предоставлена значительная скидка. скидка. Россия получает такую огромную прибыль от своей нефти, которая добывается менее чем за 6 долларов за баррель и продается в десять раз дороже, что для нее по-прежнему имеет смысл экспортировать ее по мировой цене за вычетом тарифа, установленного Европой (и действительно, российская нефть уже продаются с большой скидкой по сравнению с эталонными ценами). Поскольку российские трубопроводы и порты устроены в основном для обслуживания Европы, перенаправление нефти и газа другим потребителям было бы сложным и дорогостоящим. Новый тариф станет источником дохода для Европы за счет Кремля.
Реальная жизнь была бы более запутанной, чем экономические модели. Но более широкая точка зрения, говорит Гунтрам Вольф из брюссельского аналитического центра Bruegel, заключается в том, что у Европы больше возможностей заменить российскую нефть, чем у России возможностей заменить европейских потребителей. С газом дело обстоит иначе, поскольку он поставляется по трубопроводам, которые связывают между собой производителей и потребителей. Европа не может быстро заменить большую часть того, что поставляет Россия, хотя в какой-то степени она может полностью переключиться на газ из других мест или другие виды энергии. Таким образом, налог на газ с меньшей вероятностью приведет к снижению российских цен в краткосрочной перспективе; но по мере того, как Европа диверсифицирует свои источники поставок, например, строя больше терминалов СПГ , он станет более жизнеспособным. Деньги, собранные за счет налога, могут быть использованы для выплаты компенсаций пользователям российского газа, которые не смогут отказаться от него.
Марио Драги, еще один экономист, который в настоящее время подрабатывает премьер-министром Италии, также хочет затормозить российскую энергетику, но вместо этого ограничит цену, которую Европа платит за импортируемый газ. Во многом это похоже на тариф: вы ограничиваете поток денег, направляемых в Москву, и заставляете Россию приспосабливаться. Но такой подход никак не помешает спросу на российскую энергию — наоборот. Это подтолкнет промышленность к большему, а не к меньшему потреблению путинского газа, который сейчас стал еще более дешевым. Напротив, скачок цен на некоторые российские энергоносители послужит сигналом к тому, что те, кто в настоящее время потребляет их, должны сократить потребление. Этого требуют политики: в этом году Европа намерена сократить импорт российского газа на две трети, хотя отчасти это основано на оптимистичных предположениях. Более высокая цена на российский газ, хотя и болезненная, послужит стимулом для тех, кто использует газ, чтобы отвыкнуть от него.