Соглашение по техническим барьерам в торговле вто: Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО (Agreement on Technical Barriers to Trade) | Буква «С» | Словарь терминов

Разное

RSS — рассылка Соглашения ВТО

С правовой точки зрения ВТО представляет собой многосторонний пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Все члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных юридических документов, которые входят в данный пакет соглашений и именуются термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС).

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами

Наименование соглашения
1Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.

ГАТТ 1994 — основополагающий документ, который содержит общие принципы и нормы, регулирующие международную торговлю товарами.

Более детально эти правила изложены в секторальных соглашениях, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО. ГАТТ 1994 включает текст своего предшественника, ГАТТ 1947, а также все правовые инструменты, которые были приняты до заключения Соглашения об учреждении ВТО (протоколы о присоединении к ГАТТ, списки тарифных уступок, договоренности стран-членов об интерпретации статей ГАТТ 1947 и так далее). ГАТТ определяет целый ряд фундаментальных принципов, на которых базируется международная торговая система:
• Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым каждый член ВТО предоставляет товарам любого другого члена ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным товарам любого члена организации.
• Национальный режим в отношении налогообложения и внутреннего законодательства, в соответствии с которым каждый член ВТО предоставляет товарам другого члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам национального происхождения.
ГАТТ 1994 также содержит важные положения о взаимном снижении и «связывании» таможенных тарифов, устранении импортных и экспортных количественных ограничений и подаче уведомлений о деятельности государственных торговых предприятий. Ряд статей ГАТТ 1994 определяет общий порядок применения субсидий, а также использование таких инструментов, как антидемпинговые и компенсационные пошлины и защитные меры; излагает ряд критериев и требований, которыми должны руководствоваться страны-члены, заключая соглашения о свободной торговле или таможенные союзы.

2Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

3Соглашение по сельскому хозяйству

Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает, что в целях либерализации международной сельскохозяйственной торговли все таможенные пошлины должны быть снижены развитыми странами в среднем на 36% в течение шести лет. При этом минимальное снижение для любого товара должно составить 15%. Для развивающихся стран среднее и минимальное снижение должно соответственно составить 24% и 10% и осуществляться в течение десяти лет. Наименее развитие страны освобождены от обязательства снижать свои таможенные пошлины.
Соглашение также предусматривает целый комплекс обязательств стран-членов ВТО по снижению уровня субсидирования производства сельскохозяйственной продукции. Эти обязательства выражены в так называемых «агрегированных мерах поддержки» (АМП). В Соглашении подробно прописан порядок расчетов АМП. По Соглашению в течение шести лет развитые страны должны снизить уровень АМП на 20%, развивающиеся — на 13% в течение 10 лет. Эти обязательства не касаются мер внутренней поддержки, получивших название мер «зеленой корзины». К этой категории относятся конкретные правительственные программы, которые предусматривают предоставление услуг общего характера (финансирование научных исследований, подготовка кадров, развитие инфраструктуры) и имеют минимальное воздействие на торговлю сельскохозяйственной продукцией.

Соглашение определяет обязательства стран-членов по сокращению расходов на экспортные субсидии, а также физические объемы субсидированного экспорта. Развитые страны приняли на себя обязательство снизить уровень прямых экспортных субсидий на 36% в течение шести лет. В течение того же срока они должны уменьшить физические объемы субсидируемого экспорта на 21%. Развивающиеся страны обязались в течение десяти лет снизить бюджетное финансирование сельскохозяйственного экспорта на 24%, а объемы субсидируемого экспорта – на 14%.

4Соглашение по текстилю и одежде
 
В течение многих десятилетий мировая торговля текстилем и одеждой оставалась за пределами системы ГАТТ и с 1973 года она стала регулироваться так называемой Договоренностью по поливолокнистым материалам (Multifibre Arrangement). Цель заключенного Соглашения по текстилю и одежде состояла в том, чтобы обеспечить постепенное завершение действия Договоренности по поливолокнистым материалам к 1 января 2005 года. Эта цель осуществлялась путем постепенного устранения количественных ограничений, согласованных в рамках Договоренности. Как и предусматривалось положениями Соглашения по текстилю и одежде, 1 января 2005 года все импортные квоты в международной торговле текстильными товарами были устранены, а само Соглашение прекратило свое существование. Отныне мировая торговля этими товарами регулируется общими положениями ВТО.
5Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм

Санитарные и фитосанитарные меры определяются как меры, которые применяются в целях охраны жизни людей и животных или для защиты растений от рисков, связанных с различными добавками, токсинами или заболеваниями, которые могут присутствовать в пище, а также в целях защиты страны в случае попадания на ее территорию и распространения насекомых-вредителей. Соглашение разрешает членам вводить санитарные и фитосанитарные меры, имеющие под собой научную основу, но подобные меры не должны служить инструментом дискриминации против импортируемых товаров.

Санитарные и фитосанитарные меры не должны использоваться в протекционистских целях. При разработке новых санитарных и фитосанитарных мер члены Соглашения поощряются на использование существующих международных стандартов, руководств и рекомендаций.

6Соглашение по техническим барьерам в торговле
 
Цель Соглашения по техническим барьерам в торговле состоит в том, чтобы технические стандарты и регламенты, а также процедуры оценки соответствия не создавали дополнительных препятствий в торговле. Соглашение признает, что страны-члены имеют право вводить подобные меры в целях охраны здоровья и безопасности людей или защиты окружающей среды. Соглашение поощряет членов на использование международных стандартов и на гармонизацию и взаимное признание технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. В соответствии с положениями Соглашения по техническим барьерам в торговле каждая страна-член ВТО должна создать специальные информационные бюро для того, чтобы облегчить доступ к информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия, существующих в каждой стране.

7Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей
 
Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) признает, что некоторые меры национальной инвестиционной политики могут оказывать сдерживающее или искажающее воздействие на торговлю. В соответствии с Соглашением страны-члены ВТО берут на себя обязательство не применять такие меры, которые противоречили бы принципу национального режима, зафиксированному в ГАТТ 1994, либо обязательству об устранении количественных ограничений в торговле. В Приложении к Соглашению приведен примерный перечень мер инвестиционной политики, противоречащих положениям ГАТТ 1994 (например, требование о закупках определенного количества товаров национального производства).
8Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров)
 
Соглашение по выполнению Статьи VII ГАТТ 1994 (Соглашение по таможенной оценке) предусматривает определение таможенной стоимости ввозимого товара на основе цены сделки, т. е. на основе реальной цены товара. В некоторых специфических случаях, когда для определения таможенной стоимости цену сделки использовать нельзя, Соглашение предусматривает пять других способов определения таможенной стоимости, которые должны применяться друг за другом в определенном иерархическом порядке.
9Соглашение по предотгрузочной инспекции
 
Соглашение по предотгрузочной инспекции содержит определенный ряд требований к странам, использующим процедуру проверки качества, количества, цены и/или таможенной классификации импортируемых товаров до того, как они отгружаются экспортирующей страной. Данная процедура должна применяться на недискриминационной основе с соблюдением требований транспарентности, защиты конфиденциальной деловой информации и проверки цены товара.
10Соглашение по правилам происхождения

Основная цель Соглашения по правилам происхождения состоит в том, чтобы создать странам-членам условия для гармонизации правил происхождения, используемых в непреференциальных инструментах торговой политики. Эти правила должны применяться странами-членами ВТО для целей взимания таможенной пошлины, предусмотренной для режима наибольшего благоприятствования в торговле, в ходе антидемпинговых и антисубсидийных расследований и при последующем взимании соответствующих пошлин, для целей введения защитных мер и тд.
Соглашение также обеспечивает выполнение одних и тех же критериев для определения страны происхождения товара всеми странами-членами ВТО независимо от целей, в которых эти правила применяются. Правила происхождения не должны содержать необоснованно жестких требований или условий, не относящихся к производству или переработке товаров, как необходимых требований для определения страны происхождения товара.

11Соглашение по процедурам импортного лицензирования
 
Данное Соглашение устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта.
12Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам

Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам дает определение термина «субсидия» и устанавливает, что его положениями охватываются только специфические субсидии. Соглашение разделяет субсидии на три категории: (1) запрещенные; (2) разрешенные, но допускающие введение компенсационных мер; и (3) разрешенные и не допускающие введение компенсационных мер. В Соглашении также содержатся положения, регулирующие использование компенсационных мер, то есть дополнительных таможенных пошлин, которые по результатам соответствующих расследований взимаются в импортирующей стране с целью компенсации отрицательного эффекта субсидии.

13Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг)

В соответствии со Статьяей VI ГАТТ 1994 членам ВТО разрешается применять антидемпинговые меры при выполнении трех следующих условий:
• Экспортная цена товара ниже, чем его «нормальная стоимость»., т.е. экспортная цена должна быть ниже, чем сравнимая цена на аналогичный товар, продающийся на внутреннем рынке экспортирующей страны;
• Товары, импортируемые по демпинговым ценам, наносят ущерб или грозят нанести ущерб отрасли промышленности импортирующей страны, производящей аналогичные товары;
• Между товарами, импортируемыми по демпинговым ценам, и ущербом, который наносится отрасли промышленности импортирующей страны, существует четко установленная причинно-следственная связь.
Соглашение содержит четкие и понятные правила в отношении установления факта экспорта товаров по демпинговым ценам, критериев, которые необходимо учитывать при установлении ущерба отрасли промышленности, а также процедур, в соответствии с которыми возбуждаются и проводятся антидемпинговые расследования. В Соглашении также четко прописана роль механизма урегулирования споров ВТО при рассмотрении споров в отношении антидемпинговых расследований.

14Соглашение по защитным мерам

Соглашение по защитным мерам разрешает странам-членам ВТО при наличии определенных условий вводить защитные меры в торговле на недискриминационной основе с целью ограничения импорта. Соглашением запрещаются так называемые «меры серой зоны», такие как добровольные ограничения экспорта или соглашения о разделе рынка. В Соглашении также детально прописаны процедуры расследования, которые необходимо проводить для обоснования возможности и целесообразности введения защитных мер.

Приложение 1В: Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

Приложение 2: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО

Приложение 3: Механизм обзоров торговой политики
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО

Приложение 4: Торговые соглашения с ограниченным кругом участников
Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле 2023

Кузин А. И., аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов.

Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ) впервые обсуждалось на Токийском раунде и было подписано 32 странами — членами ГАТТ. Новое Соглашение ТБТ, которое обсуждалось на Уругвайском раунде, является интегральной частью Соглашения о ВТО. Оно усилило и уточнило положения предыдущего соглашения. Одной из его целей является то, что технические правила и процедуры оценки соответствия не должны являться препятствиями международной торговле <1>.

<1> См.: Соглашение о технических барьерах в торговле // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. М., 2002. С. 122 — 146.

Уместность этого Соглашения с энергоресурсами, в частности нефтью и нефтепродуктами, очевидна, если принять во внимание сложность технических правил и стандартов в этом секторе.

Соглашение основано на принципах недискриминации и национального режима, предотвращения ненужных препятствий торговле, гармонизации, эквивалентности технических правил, взаимного признания процедур оценки соответствия и транспарентности.

Положения этого Соглашения предъявляют определенные правила к экомаркировке. ТБТ подразделяет все нормы экомаркировки на два вида, причисляя их либо к стандартам, либо к техническим регламентам. Эти правила применяются как к товарам, произведенным внутри страны, так и к импортной продукции. В частности, в приложении 1 Соглашения ТБТ (7) дается определение стандартам и техническим регламентам, из которых можно видеть, что экомаркировка продукции входит составной частью в каждый из них.

Под техническим регламентом подразумевается «документ, содержащий характеристики продукта или процессов и методов, связанных с его производством, включая применяющиеся административные меры, выполнение которых является обязательным. Он может также включать или содержать только термины, символы, требования к упаковке, маркировке или лейблингу, применимые к данному продукту, методу или процессу его производства». Под стандартом понимается «документ, утвержденный официальным органом, который содержит для неоднократного общего применения правила, руководящие положения и характеристики продукта или процессов и методов его производства, выполнение которых не является обязательным для стран-членов. Он может также включать или содержать только термины, символы, требования к упаковке, маркировке или лейблингу, применимые к данному продукту, методу или процессу его производства».

Обязательная и добровольная маркировка. В соответствии с Соглашением ТБТ существует два типа требований относительно экомаркировки продукции. Обязательными являются нормы экомаркировки товаров производителями или поставщиками, которые подпадают под технический регламент. В то же время применение требований, содержащихся в стандартах, предусматривает добровольное соблюдение содержащихся в них положений.

В настоящее время большая часть экомаркировки продукции производится странами на добровольной основе. Основные принципы, применяемые относительно добровольной маркировки товаров, содержатся в приложении 3 ТБТ — «Кодекс хорошей практики» (Code of Good Practice for Preparation, Adoption and Application of Standards), и ими должны руководствоваться сертифицирующие органы стран-членов <2>. Причем его положения относятся как к правительственным, так и к неправительственным органам, аккредитованным для присуждения эколейблов. В Кодексе содержатся правила, регулирующие институциональную структуру экосертификации и экомаркировки в странах-членах, организацию работы национальных органов, их соподчиненность и взаимодействие друг с другом. Он содержит нормы относительно подготовки, утверждения и применения добровольных стандартов экомаркировки в странах-членах. В нем, в частности, подчеркивается необходимость уведомления ВТО о принятых ими стандартах, публикации информации о вновь вводимых нормах экомаркировки и об установленных расценках на услуги по экосертификации, которыми могут пользоваться как внутренние, так и зарубежные производители продукции. Однако его положения не столь категоричны, как в случае обязательной экомаркировки.

<2> См.: Новиков С.А., Никитенко Е.Н. Природоохранные аспекты деятельности ВТО. М., 2002.

В то же время странами используется и обязательная экомаркировка. Ее требования распространяются в том числе и на импортные товары, поставляемые в эти страны. Естественно, они могут служить в качестве барьера и ограничителя доступа зарубежных товаров на их рынки. ВТО признает за странами право на введение таких защитных национальных мер, если они вызваны соображениями охраны окружающей среды, здоровья и безопасности населения, но при этом не существует необходимых для этого международных стандартов (ТБТ, ст. 2). Однако путем разработки соответствующих международных обязательств государств по соблюдению требований, применяемых к техническим регламентам экомаркировки, ВТО пытается сократить их возможное негативное воздействие на торговлю. Эти детальные правила содержатся в ст. 2 — 3 ТБТ. Они предусматривают соблюдение странами принципов уведомления, транспарентности при разработке и принятии обязательных национальных норм, учет пожеланий других стран, торговля которых может быть затронута введением этих обязательных норм, готовности обосновать их введение, преимущественного использования в национальной практике существующих международных правил экомаркировки, эквивалентности между национальными нормами различных стран. Так, согласно положениям Соглашения ТБТ страны-члены обязаны незамедлительно уведомлять ВТО о своем решении ввести обязательную экомаркировку для конкретных товаров. Поскольку такая маркировка распространяется не только на товары, произведенные в этой стране, но и на импортную продукцию, такая информация должна направляться в ВТО заблаговременно до вступления в силу таких национальных правил с тем, чтобы экспортеры имели возможность учесть их в своей практике и принять соответствующие адаптационные меры. Это Соглашение обязывает государства присылать уведомления о вводимых обязательных регламентах маркировки, если устанавливаемые национальные технические нормы не основаны на действующих международных стандартах. Согласно ТБТ это разрешается, когда «не существует соответствующего международного стандарта или содержание вводимого технического регламента может иметь значительное воздействие на торговлю других стран-членов» (ТБТ, ст. 2.9), поскольку предполагается, что при наличии соответствующих международных стандартов именно они имеют приоритет, и именно их страны-члены должны использовать в своей национальной практике.

Если же нет более необходимости в применении обязательной экомаркировки товаров, ВТО рекомендует странам отменить ее с тем, чтобы не создавать излишних барьеров в международной торговле. Однако в практике ВТО уже имелись случаи, когда требования к экологическому качеству продукции служили нетарифным барьером для доступа импортной продукции.

Правила, содержащиеся в этом Соглашении, важны для России при ее вступлении в ВТО, поскольку в соответствии с ними она должна будет организовать институциональную систему (на правительственном и неправительственном уровнях) для добровольной и обязательной экосертификации и маркировки качества продукции по экологическим требованиям. В соответствии с ними нужно будет адаптировать и уже функционирующие сегменты системы экосертификации и экомаркировки.

В настоящее время в рамках ВТО идет дискуссия относительно требований обязательной и добровольной экомаркировки товаров, о том, какие меры необходимо принять, чтобы она не приводила к ограничениям в торговле. Хотя такого рода различие является ясным в теории, на практике возникает значительное число трудностей, поскольку грани между обязательной (технический регламент) и добровольной (стандарты) экомаркировкой размыты. Например, одно из государств — членов ВТО ввело экомаркировку конкретного товара, и она является добровольной для сертификации производителями данной продукции. Вместе с тем, если в результате применения этого стандарта происходит сегрегация на рынке определенного вида продукции (например, расширение выпуска органически произведенного сыра), применение этого стандарта фактически становится обязательным для производителя, если тот стремится получить доступ к новому сегменту рынка. В подобных случаях ставится под вопрос обоснованность различий между техническим регламентом и стандартом. Соответственно, ставятся под вопрос и различия в уровне обязательств производителей в рамках добровольных или обязательных норм маркировки. С одной стороны, технический регламент согласно ст. 2.1 ТБТ подразумевает обязательное применение равных национальных норм для импортного товара и для товара местного происхождения. С другой стороны, для стандартов, применение которых может быть добровольным, только параграф D приложения 3 ТБТ указывает на необходимость следования национальному законодательству.

Более того, в международной практике пока еще существуют терминологические разночтения в применении обязательного и добровольного характера маркировки. Согласно определению ВТО под стандартом подразумевается только добровольная маркировка, в то время как ИСО признает за стандартами как обязательный, так и добровольный порядок применения <3>. Это вносит еще большую неопределенность в проблему.

<3> Более того, утверждение стандартов, применяемых в рамках международного сообщества по стандартизации, основано на консенсусе, в то время как ТБТ распространяется и на стандарты, не созданные на основе консенсуса.

ВТО поощряет страны-члены к использованию международных стандартов, разрабатываемых международными организациями. Согласно положениям ВТО (ТБТ, ст. 2.4; ТБТ, приложение 3), в случаях, когда существуют международные стандарты, стране следует использовать их в качестве основы для разрабатываемых и применяемых национальных правил экомаркировки. Это касается как обязательных схем экомаркировки, так и добровольных стандартов в этой области. Исключение составляют случаи, когда применение международных стандартов является невозможным из-за национальной специфики — по климатическим, географическим или по серьезным технологическим соображениям. Для гармонизации национальных технических норм экомаркировки ВТО рекомендует странам-членам участвовать в Международной организации по стандартизации (ИСО), Кодексе Алиментариус ФАО/ВОЗ и других международных организациях по стандартизации <4>.

<4> К сожалению, до настоящего времени ВТО еще не произвела инвентаризацию существующих международных стандартов в данной области с целью облегчить странам принятие решений по их использованию, но она намеревается сделать это в ближайшее время силами Комитета по техническим барьерам в торговле и Комитета по торговле и окружающей среде.

ВТО поддерживает принцип эквивалентности между национальными правилами экомаркировки, который также способствует устранению возможных барьеров в торговле. А именно: при разработке новых обязательных норм (технических регламентов) экомаркировки странам рекомендуется по возможности и когда на то нет особых возражений принимать у себя уже существующие в других странах аналоги, даже если эти нормы несколько отличаются от их собственных (ТБТ, ст. 2.7). ТБТ рекомендует странам заключать соглашения о взаимном признании норм экомаркировки, если они признают результаты проверок и испытаний, произведенных сертифицирующими органами стран-экспортеров. Хотя принцип эквивалентности пока и не распространяется согласно правилам ВТО на добровольную экомаркировку, вполне возможно, что в перспективе ВТО будет рекомендовать странам-членам эту практику.

В рамках проходящей сейчас дискуссии обсуждаются проблемы необходимости дальнейшей гармонизации многочисленных и зачастую трудносопоставимых международных и национальных норм и стандартов, уже существующих в данной области. Считается, что чем больше неопределенностей и расхождений в применяемых стандартах экомаркировки, тем больше вероятность их применения странами в протекционистских целях. Гармонизация норм сертификации также может содействовать решению проблемы, связанной с риском подлога или обмана в использовании эколейблов: были случаи, когда производители недобросовестно использовали лейблы, снабжая свою продукцию фальшивыми и несоответствующими ее качеству этикетками.

ТБТ указывает на то, что процедуры сертификации и выдача лицензии на использование определенного эколейбла не должны создавать иностранным поставщикам условия менее благоприятные или быть более жесткими, чем применяемые к внутренним поставщикам. Они не должны дискриминировать импортные товары, а также создавать препятствия для получения зарубежными поставщиками маркировочного знака данной системы (ТБТ, ст. 5). Сборы, взимаемые за сертификацию на выдачу знака соответствия с иностранных поставщиков и с товаров местного происхождения, должны быть одинаковыми.

ТБТ (ст. 5 — 9) содержит правила, регулирующие поведение производителя продукции по ее обязательной или добровольной сертификации и присуждению экомаркировки в центральных и местных, государственных и неправительственных органах по сертификации. Эти правила должны обеспечивать право поставщика иностранного товара на предоставление своей продукции на экосертификацию и получение сертификата или эколейбла.

Положения ТБТ распространяются на технические стандарты и нормы маркировки качества продукции в зависимости от ее экологических характеристик, а также экологичности производственного процесса и методов ее производства на отдельных стадиях (ТБТ, приложение 1). Именно здесь коренится ряд серьезных проблем и отражается суть пока не разрешенных противоречий между торговым правом и экологическим правом.

Вопрос о различиях между характеристиками продукта, характеристиками процесса его производства и влиянии последних на характеристики продукта стал одним из наиболее дискутируемых. С экологической точки зрения производственный процесс по выпуску данного товара имеет зачастую гораздо большее значение, чем продукт как таковой: процесс производства обычно сопряжен со значительно большим ущербом окружающей среде, чем использование и потребление продукта. На этом основании в ряде стран уже неоднократно звучали призывы ограничить импорт товаров, произведенных с использованием технологий, причиняющих вред окружающей среде. При этом, однако, следует учитывать, что производственные процессы, наносящие экологический ущерб, могут отражаться, а могут и не отражаться на экологичности самого продукта. Это имеет самое непосредственное отношение к экомаркировке продукции и связано с достаточно противоречивыми последствиями.

В настоящее время в мировой практике используются несколько типов экомаркировки товаров на основе их качества по экологическим критериям и на основе связанного с ними производственного процесса: а) маркировка на основе характеристик продукции; б) маркировка на основе ППМ, которые отражаются в характеристиках продукции; в) маркировка на основе ППМ, которые не отражаются на характеристиках продукции.

Однако, несмотря на существование этих трех типов экомаркировок, различие между ними достаточно четко пока еще не сформулировано. Поэтому на практике при сертификации экологического качества продукции зачастую возникают трудности с выбором нужного типа маркировки. В качестве иллюстрации можно привести выбор маркировки для моркови, произведенной органическим способом. При сравнении партии органически выращенной моркови с равной по количеству партией моркови, выращенной традиционным путем, содержание вредных веществ (остаточных пестицидов) будет в среднем выше, чем в органической моркови, и, значит, последней можно присвоить маркировку типа «б». С другой стороны, если сравнивать одну органически выращенную морковку с одной морковкой, произведенной традиционным методом, может оказаться, что различия в содержании остаточных пестицидов в каждой из них практически нет, и на основе этого им обеим можно присвоить маркировку типа «в». Аналогичные ситуации возникают и во многих других случаях, и поэтому эксперты считают, что подобная классификация экомаркировки требует уточнений или пересмотра.

Компетенция соглашений ГАТТ и ВТО распространяется на регулирование мер относительно «схожих товаров» («like products»), и используемое для этого определение имеет важные последствия с экологической точки зрения. Например, инспектируя на таможне два одинаковых интегральных микропроцессорных элемента для компьютеров — один выпущенный по технологии, связанной с выбросом озоноразрушающих веществ, а другой — экологически безопасным путем, контрольные органы не имеют оснований к дискриминации продукта первого типа. Нет у них и оснований для ограничения его доступа на рынок страны и конкуренции с равноценными схемами, выпущенными местными производителями экологически безопасным путем.

Подразумевается, что основные принципы ВТО относительно национального режима и режима наибольшего благоприятствования распространяются на товар как таковой и на его экологические характеристики и не охватывают производственные процессы, связанные с его выпуском, когда они не влияют на качество товара. Однако четкого определения по данному вопросу еще не принято, и с этим связан ряд серьезных проблем, с которыми уже сталкивалась система ВТО по разрешению споров. Считается, что ТБТ предлагает подход, включающий экомаркировку не только продукта как такового, но и экологичности ППМ, отражающихся на экологических характеристиках этого продукта. При этом критерии экологичности ППМ не влияющих на экологичность продукта, не входят составным элементом в регулируемые правила экомаркировки продукции.

Существуют различные трактовки положений ТБТ по данному вопросу: ВТО признает, что необходима дальнейшая дискуссия по определению подходов относительно того, должна ли экомаркировка товара учитывать характеристики экологичности процесса его производства в случаях, если они не отражаются на его характеристиках и качестве, и что в перспективе «необходимо уточнить трактовку использования в экомаркировке критериев, основанных на ППМ не отражающихся на характеристиках товара».

Более общая проблема заключается в необходимости разработки критериев, с помощью которых можно было бы реально оценить, является ли введенный торговый барьер, основанный на ППМ, результатом конфликтной ситуации между торговой и экологической политикой или же, наоборот, он является чисто протекционистской мерой, по сути, не учитывающей экологические соображения <5>.

<5> См.: Новиков С.А., Никитенко Е.Н. Указ. соч. С. 34.

До сих пор законодательство по торговле не ставило под вопрос право стран принимать меры в связи с ППМ, отражающимися на качестве товара. При этом существуют правила ВТО, регулирующие использование такого рода ограничений (например, положения Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер). В то же время в рамках ВТО при определении равноценности товаров не учитываются ППМ, не отражающиеся на качестве продукта, ВТО не допускает дискриминацию среди схожих товаров, несмотря на различия в экологичности их ППМ. А это, в свою очередь, входит в противоречие с экологическим правом, которое во главу угла ставит вопрос о том, как произведен продукт, как он используется, как утилизируются связанные с ним отходы. Поэтому в экологическом контексте неоднократно ставился вопрос о применении различных подходов к оценке перемещаемых товаров, произведенных экологичным или неэкологичным путем. На практике это будет чревато серьезными последствиями для международной торговли, поскольку даст более широкие возможности странам в осуществлении политики протекционизма. Проведя инвентаризацию экологичных ППМ, применяемых местными производителями (но мотивируя это не природоохранными, а экономическими соображениями), правительство страны может утвердить соответствующие национальные нормы, которые могут иметь негативные последствия для иностранных производителей. Поэтому многие страны с опаской относятся к перспективе расширения правил ВТО, разрешающих ограничения на основе экологичности ППМ, не отражающихся на качестве продукции.

Действующие национальные программы эколейблинга основываются на различных критериях отбора товаров для экомаркировки в зависимости от национальных приоритетов: некоторые из них принимают во внимание весь жизненный цикл данного продукта, уделяя особое внимание экологичности не только на стадии производства, но и на стадии использования и переработки отходов, а также его характеристикам по всем аспектам ресурсосбережения (Япония). Другие же делают акцент на экологическом качестве только конечного продукта, оставляя контроль за его производством и утилизацией в компетенции других национальных органов и институтов в соответствующих областях (Германия).

технических барьеров в торговле | Торговый представитель США

    • Платежный баланс
    • Таможенные вопросы
    • Урегулирование спора
    • Соглашение о государственных закупках
    • Лицензирование импорта
    • Промышленные субсидии
    • Региональные торговые соглашения
    • Государственные торговые предприятия
    • Технические барьеры в торговле
    • Орган по обзору торговой политики
    • Торговля и развитие
    • Торговля и окружающая среда
    • Торговые средства правовой защиты

  • Области проблем
  • Торговые организации
  • Всемирная торговая организация (ВТО)
  • Вопросы ВТО
  • Технические барьеры в торговле
  • Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле («Соглашение по ТБТ») устанавливает правила и процедуры, касающиеся разработки, принятия и применения добровольных стандартов на продукцию, обязательных технических регламентов и используемых процедур (таких как испытания или сертификация). чтобы определить, соответствует ли конкретный продукт таким стандартам или правилам. Целью Соглашения ТБТ является предотвращение использования технических требований в качестве ненужных торговых барьеров.

    Хотя Соглашение ТБТ распространяется на широкий спектр промышленных и сельскохозяйственных продуктов, санитарные и фитосанитарные (СФС) меры и спецификации для государственных закупок регулируются отдельными соглашениями. Правила Соглашения ТБТ помогают отличать законные стандарты и технические регламенты от протекционистских мер. Стандарты, технические регламенты и процедуры оценки соответствия должны разрабатываться и применяться на недискриминационной основе, разрабатываться и применяться прозрачно и должны основываться, при необходимости, на соответствующих международных стандартах и ​​руководствах.

    Офис USTR, ВТО и многосторонних отношений (WAMA) отвечает за торговые обсуждения и переговоры, а также за координацию политики по вопросам, связанным с техническими барьерами в торговле и деятельностью, связанной со стандартами.

    СОГЛАШЕНИЕ ВТО О ТЕХНИЧЕСКИХ БАРЬЕРАХ В ТОРГОВЛЕ

    Текст Соглашения по ТБТ

    Шлюз ВТО по ТБТ обеспечивает прямые ссылки на всю информацию, предоставленную ВТО, имеющую отношение к Соглашению по ТБТ, включая:

    • введение в ВТО правила о технических барьерах в торговле и понимание соглашения по ТБТ

    • техническое объяснение Соглашения ВТО по ТБТ

    • ежегодные отчеты и обзоры комитета по ТБТ, а также протоколы заседаний комитета по ТБТ, решения и рекомендации

    • подписка на получение уведомлений по ТБТ по электронной почте и

    • уведомление членами о событиях и соглашениях о взаимном признании в рамках соглашения ТБТ.

    СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ С ГЛАВОЙ О ТЕХНИЧЕСКИХ БАРЬЕРАХ В ТОРГОВЛЕ

    Соглашения о свободной торговле, заключенные Соединенными Штатами, также содержат главу с положениями о технических барьерах в торговле, которые должны быть соблюдены, чтобы требовать преференциального режима в соответствии с соглашением . Доступ к этим главам можно получить в рамках соглашений о свободной торговле.

      Торговое руководство: WTO TBT

      Что представляет собой это Соглашение и что оно делает?

      Одной из целей Соглашения о технических барьерах в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО) является обеспечение того, чтобы технические регламенты, стандарты на продукцию и «процедуры оценки соответствия» (процедуры испытаний и сертификации) не создавали ненужных препятствия для торговли.

      Соглашение по ТБТ обсуждалось в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, который завершился в апреле 1994. Он расширил более ограниченный кодекс стандартов, который был принят в ходе предыдущего раунда торговых переговоров. Все члены ВТО (офлайн-ссылка) являются участниками Соглашения ТБТ, которое вступило в силу 1 января 1995 года и не имеет срока действия.

      Кому выгодно данное Соглашение?

      Любая компания в стране-члене ВТО, участвующая в международной торговле, может воспользоваться некоторыми положениями Соглашения ТБТ. Соглашение содержит положения о прозрачности, направленные на сокращение дискриминационных или торговых ограничительных мер на ранней стадии процесса регулирования, чтобы американские компании не сталкивались с ненужными препятствиями в торговле. Эти положения содержат положения об уведомлениях и комментариях, которые позволяют заинтересованным сторонам запрашивать копии, просматривать и комментировать предлагаемые технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия, которые могут повлиять на торговлю.

      Как это Соглашение может помочь моей компании?

      Недискриминация

      В Соглашении ТБТ говорится, что в отношении технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия правительства стран-членов ВТО должны обеспечить, чтобы товары, импортируемые из другой страны ВТО, пользовались национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования (НБН). (Национальный режим означает режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется аналогичным товарам национального происхождения; НБН означает режим, не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам, происходящим из любой другой страны. )

      Технические регламенты и стандарты

      В Соглашении ТБТ проводится различие между техническими регламентами и стандартами: технические регламенты являются обязательными мерами, налагаемыми правительствами, тогда как стандарты являются добровольными мерами. Под обоими терминами понимаются меры, основанные на:

      • характеристиках продукта;
      • процессы и методы производства, связанные с характеристиками продукта
      • терминология, символы, упаковка, маркировка и требования к маркировке, применимые к продукту, процессу или методу производства.

      Согласно Соглашению, правительства стран-членов ВТО, где это возможно, должны указывать технические регламенты и стандарты с точки зрения эффективности, а не дизайна или описательных характеристик.

      Соглашение по ТБТ признает, что ни одно правительство не должно быть лишено возможности принимать технические регламенты и стандарты для достижения законных целей. В Соглашении в качестве примеров законных целей определен следующий список: национальная безопасность, защита жизни или здоровья людей, животных или растений или окружающей среды, а также предотвращение мошеннических действий. Однако, принимая меры для достижения таких целей, правительства должны следить за тем, чтобы они не создавали ненужных препятствий для торговли.

      С этой целью в Соглашении говорится, что технические регламенты не должны быть более ограничительными, чем это необходимо для выполнения законных целей правительства. Если существуют соответствующие международные стандарты, в Соглашении говорится, что правительства стран-членов ВТО должны использовать их в качестве основы для своих технических регламентов, за исключением случаев, когда такой стандарт неэффективен или не подходит для достижения законной цели этого правительства. (В соответствии с ТБТ существует презумпция того, что технический регламент, основанный на международном стандарте, с меньшей вероятностью будет препятствием для торговли.) Если международные стандарты не существуют или не подходят (например, по климатическим или географическим причинам или из-за фундаментальных технологических проблем) и могут повлиять на международную торговлю, правительства-члены должны заблаговременно уведомлять других членов ВТО о любых технических регламентах, которые они намереваются принять, и предоставлять заинтересованным сторонам разумное время для представления замечаний через национальный справочный центр. Национальный справочный центр TBT, расположенный в Национальном институте стандартов (NIST) Министерства торговли, может запрашивать копии проектов правил и передавать технические комментарии в страну происхождения. Бесплатная служба электронной почты от DOC — Notify U.S. — может оповещать экспортеров о технических регламентах, предлагаемых членами ВТО.

      Что касается стандартов, соблюдение которых является добровольным, Соглашение ТБТ содержит «Кодекс передовой практики по подготовке, принятию и применению стандартов», который является добровольным кодексом, который может быть принят любым органом по стандартизации в ВТО. страна-член. Кодекс предусматривает, что органы по стандартизации должны использовать международные стандарты в качестве основы для разрабатываемых ими стандартов, за исключением случаев, когда такие международные стандарты были бы неэффективными или неуместными. Органы по стандартизации также должны публиковать свои рабочие программы не реже одного раза в шесть месяцев. Перед принятием стандарта предоставляется 60-дневный срок для представления комментариев заинтересованными сторонами в других странах-членах ВТО.

      Процедуры оценки соответствия

      «Оценка соответствия» — это процедура, используемая для определения того, соответствует ли продукция требованиям технического регламента или стандарта. В контексте Соглашения ТБТ оценка соответствия включает:

      • тестирование продукта, процесса или услуги в лаборатории;
      • сертификация
      • органа по сертификации о том, что продукт, процесс или услуга соответствуют установленным нормативным требованиям;
      • оценка системы менеджмента качества отдельного производителя признанным регистратором обеспечения качества; или
      • процедуры аккредитации учреждений, выполняющих перечисленные выше функции;
      • Декларация поставщика о соответствии
      • .

      Страны-члены ВТО должны обеспечить подготовку, принятие и применение процедур оценки соответствия на недискриминационной основе. С этой целью товарам, происходящим с территории других членов, предоставляется как национальный режим, так и режим наибольшего благоприятствования.

      Для обеспечения того, чтобы процедуры оценки соответствия не создавали ненужных препятствий для международной торговли, Соглашение по ТБТ также предусматривает следующее:

      • иностранным поставщикам по запросу должна быть предоставлена ​​информация о периоде обработки и документации, необходимой для оценки соответствия продукции, которую они хотят экспортировать;
      • сборы, взимаемые с иностранных поставщиков, должны быть справедливыми по отношению к сборам, взимаемым с отечественных поставщиков;
      • размещение испытательных установок и отбор образцов для испытаний не должны создавать неудобств для иностранных поставщиков; и
      • Процедуры оценки соответствия
      • должны предусматривать рассмотрение жалоб на выполнение этих процедур.

      Урегулирование споров

      Споры между правительствами по поводу выполнения Соглашения по ТБТ членом ВТО могут решаться этими правительствами в соответствии с Соглашением ВТО об урегулировании споров. Информация о процедурах разрешения споров в рамках ВТО доступна в Руководстве экспортера по данному договору.

      Может ли правительство США помочь мне, если у меня возникнут проблемы?

      Да. Если на ваш бизнес негативно влияет то, что другая страна-член ВТО не соблюдает Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле, обратитесь в отдел переговоров и соблюдения торговых соглашений Министерства торговли США. Центр может помочь вам понять ваши права по настоящему Соглашению и может уведомить соответствующих должностных лиц правительства США, чтобы они, если это уместно, направили запросы в другую вовлеченную страну, чтобы помочь вам решить вашу проблему.

      Споры по Соглашению о технических барьерах в торговле также могут, при необходимости, разрешаться правительством США в рамках процесса разрешения споров ВТО, который описан в Руководстве экспортера по договоренностям ВТО по урегулированию споров.

      Как я могу получить дополнительную информацию?

      Полный текст Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле доступен в базе данных соглашений ВТО Управления по переговорам и соблюдению торговых соглашений.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *