Права потребителей в Казахстане будет защищать омбудсмен
primeminister.kz
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено создание Межведомственного совета по защите прав потребителей, на заседаниях которого будут обсуждаться итоги работы государственных органов, выявляться пробелы и приниматься соответствующие решения. Об этом на заседании правительства заявил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Состав и положение совета находятся на рассмотрении правительства. Также министерство ежегодно будет вносить в правительство аналитический доклад о текущей ситуации в сфере защиты прав потребителей», — сказал Бахыт Султанов.
Он добавил, что планируется рассмотреть возможность объединения всех общественных организаций потребителей для создания Национальной ассоциации потребителей с широко разветвленной системой представительств в регионах. А также создать институт омбудсмена на базе неправительственных организаций.
«В-третьих, внедрить обязательное требование при разработке НПА проводить анализ регуляторного воздействия на интересы потребителей и согласовывать с уполномоченным органом. В-четвертых, включить общественные объединения в сфере защиты прав потребителей в состав консультативно-совещательных органов при министерствах и акиматах. В-пятых, внедрить показатель оценки деятельности (KPI) госорганов, МИО и квазигосударственных организаций уровень удовлетворенности и доверия к их работе со стороны потребителей», — отметил он.
Планируется принять свод Правил добровольной деловой практики и нормы в типовые договора для государственных и частных организаций, учитывающие интересы и права потребителей в полном объеме. А также запустить курс бесплатных онлайн-лекций для потребителей и бизнеса об инструментах системы защиты прав потребителей.
«При поддержке вышеуказанных инициатив мы готовы внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты в кратчайшие сроки», — рассказал министр.
Отметим, что за 8 месяцев в Комитет по защите прав потребителей поступило более 8 тыс. обращений с жалобами на качество услуг и товаров, по которым восстановлены права 80% потребителей (6400 обращений).
6612
Усилят ли правки в Закон о защите прав потребителей ответственность продавцовСложности и возмущения потребителей начинаются с игнорирования их прав, заметили в Минторговли и интеграции РК
Премьер-министр подчеркнул, что казахстанская система защиты прав потребителей должна учитывать передовой зарубежный опыт, где выстроена четкая вертикаль взаимодействия: потребитель – общественное объединение – государство. При этом особое внимание необходимо уделять продовольственной сфере, медицинским услугам, ЖКХ, фармацевтическим товарам, а также туризму, говорится в сообщении пресс-службы главы правительства.
«Надо проводить политику, ориентированную на производство продукции гарантированного качества, использование механизма контрольной закупки, добросовестную рекламу и маркетинг», — сказал Аскар Мамин.
Глава правительства поручил до конца создать объединение общественных организаций в сфере защиты прав потребителей, а также проработать вопрос введения института омбудсмена по защите прав потребителей на базе неправительственных организаций. Министерствам национальной экономики, торговли и юстиции поручено предусмотреть обязательное требование по проведению анализа регуляторного воздействия проектов нормативных правовых актов на предмет защиты прав потребителей. При этом обеспечить участие неправительственных объединений в разработке данных актов, включив их в составы общественных советов.
Министерству торговли совместно с министерством нацэкономики дано поручение включить в показатели эффективности (KPI) госорганов, местных исполнительных органов и квазигосударственных организаций оценку уровня удовлетворенности и доверия со стороны потребителей. НПП «Атамекен» поручено принять свод Правил добровольной деловой практики и типовые договора, учитывающие интересы и права потребителей, а также проработать меры стимулирования бизнеса для улучшения качества предоставляемых услуг и товаров.
До 1 ноября поручено разработать План мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей.
Напомним, в июне 2020 года приняты законодательные поправки, которые способствуют построению целостной системы защиты прав потребителей с вовлечением неправительственных организаций и бизнеса.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
В период пандемии казахстанцы стали чаще отстаивать свои права потребителей
По итогам первого полугодия 2020 года в органы защиты прав потребителей поступило более 6 тыс. обращений казахстанцев — столько же, сколько за весь прошлый год. Граждане чаще всего заявляют о нарушениях в сфере оказания финансовых, медицинских, транспортных и бытовых услуг, ЖКХ и розничной торговли. На значительный рост обращений в текущем году повлияла пандемия коронавируса. Так, с начала года поступали обращения по вопросам возврата денег за отменённые концерты, тои, турпоездки и т. д., сообщает ranking.kz.
За шесть месяцев текущего года поступили 23 обращения по возврату денег за отменённые мероприятия на общую сумму 709,6 тыс. тг, из которых возвращено всего 63,4%, или 449,6 тыс. тг. Также поступило 50 обращений по вопросу возврата средств на несостоявшиеся празднования различных семейных торжеств в ресторанах и кафе на общую сумму 8,8 млн тг. Из них возврат осуществлён на сумму 7,9 млн тг, или 89,6% от общей суммы, по остальным обращениям работа всё ещё ведётся.
Кроме того, в отношении авиакомпании Bek Air проведена серия судебных разбирательств по возврату стоимости билетов за отменённые рейсы. Иски судом удовлетворены в полном объёме. Это интересы 990 потребителей на сумму более 60 млн тг.
В основном за 2019 год в органы защиты прав потребителей поступило 6 тыс. обращений от физических и юридических лиц, из них на горячую линию — 3816, устных — 1245, письменных обращений — 970.
Наибольшее количество обращений потребителей приходится на сферы:
• розничной торговли (в том числе интернет-торговли) — 3536;
• жилищно-коммунального хозяйства — 1124;
• предоставления бытовых услуг — 607;
• услуг связи — 131;
• услуг общественного питания — 123.
В целом потребители жалуются на отказы продавцов в обмене или возврате приобретённых товаров, некачественное оказание услуг, ущемление прав потребителя при заключении договора, невозмещение понесённых убытков, невыдачу фискального чека.
в ТОП-5 проблемных сфер услуг, где чаще всего нарушаются права потребителей, входят медицинские, железнодорожные, автотранспортные услуги, такси, образование и связь
21 Июль 2021
По результатам исследования Комитета по защите прав потребителей при МТИ РК, в 2020 году среди респондентов, оценивших 20 отраслей торговли и услуг, 67% опрошенных удовлетворены качеством обслуживания.
Также были выявлены ТОП-5 проблемных сфер услуг, где регулярно нарушаются потребительские права граждан. Абсолютный антилидер — сфера медицинских услуг, где качеством обслуживания не удовлетворены 45,9% респондентов. Среди худших сфер отмечены также услуги железнодорожного транспорта (43,2% недовольных респондентов), междугородного/международного автотранспорта, в том числе такси (42%), услуги образовательных центров (41,6%) и услуги связи (35,9%).
При этом, несмотря на неудовлетворительное качество услуг, их стоимость год от года растёт. Так, по итогам июня 2021 года стоимость платных услуг с учётом инфляции выросла в годовой динамике на 5,6%.
В частности, услуги здравоохранения подорожали на 6% за год, транспорта — на 7,9%, связи — на 2,4%, образования — на 4,1%.
В медицинской сфере амбулаторные услуги подорожали на 5,7% за год. В частности, первичный приём у врача вырос в цене на 7,1%, стоматологические услуги — на 5,5%.
Услуги железнодорожного транспорта подорожали на 5,4%, автомобильного — на 2%. Достаточно серьёзно выросли в цене услуги воздушного транспорта — на 26,2%.
В секторе услуг связи абонентская плата за стационарный телефон осталась без изменений, в то время как доступ к интернету и услуги кабельного телевидения подорожали на 2,5%, сотовая связь — на 1,9%.
В образовательной сфере больше всего выросло в цене среднее (+4,5%) и профессиональное среднее (+4,4%) образование.
Среди регионов РК цены на платные услуги заметнее всего увеличились на западе — в Актюбинской (+8,8%), Мангистауской (+7,9%) и Атырауской (+6,6%) областях.
Наименьшее удорожание платных услуг зафиксировано в Карагандинской области (+4,5%), Алматы (+4,8%) и Алматинской области (+4,8%).
Какие права потребителей чаще всего нарушают в Казахстане
Аскар Тынысбеков сообщил, что на сегодняшний день существует ряд проблем в жизни населения, которые можно увидеть по количеству обращений, жалоб, звонков по «горячей» линии, поступающих в Комитет.
«Часто это вопросы по ценообразованию социально-значимых продуктов питания, высоким тарифам в сфере ЖКХ, уровню сервиса у субъектов бизнеса и защита прав потребителей ипотечных кредитов, дольщиков», — добавил спикер.
По выявляемым острым вопросам, подчеркнул Тынысбеков, проводится работа с уполномоченными органами, к которым относятся компетенция, регулирование и контроль вышеуказанных вопросов.
В частности, вопросы повышения цен на ГСМ рассматривает министерство энергетики, тогда как вопросы ценообразования социально-значимых товаров относятся к компетенции акиматов на местах, а вопросы высоких тарифов в сфере ЖКХ по разным сегментам, относятся в компетенции и контролю министерства индустрии и инфраструктурного развития, экологии, геологии и природных ресурсов, энергетики, национальной экономики и Антимонопольного комитета.
«Комитетом по защите прав потребителей при проведении соцопроса, проведенного в 2020 году среди населения, выяснено, что потребители чаще всего сталкиваются с нарушениями именно в этих сферах услуг. Поэтому комитет предлагает распространить базовые принципы законодательства о защите прав потребителей на сферы транспортных, медицинских, туристских услуг, включить норму обязательного согласования НПА, затрагивающих вопросы защиты прав потребителей, с уполномоченным органом по защите прав потребителей. Это даст возможность на законодательном уровне реагировать на те или иные проблемы, затрагивающие потребителей», — резюмировал он.
Как будут защищать постоянно обижаемых потребителей в Казахстане — Аналитика
Похоже, по итогам этого года обращений будет еще больше. Всего наши госорганы оказывают гражданам 574 услуги в сферах образования, здравоохранения, ЖКХ, связи, ветеринарии, связи и т. д. Но при этом никто из них не фокусируется на интересах покупателей и получателей услуг. Жалоба поступила, а что сделано?
По мнению министра торговли и интеграции Бахыта Султанова, низкий уровень защиты потребителей спровоцирован прежде всего искаженной статистикой и отсутствием какой-либо заинтересованности работы госорганов над повторяющимися ошибками.
22 сентября на заседании правительства Бахыт Турлыханович выдвинул 7 инициатив, которые, по его мнению, могут изменить ситуацию.
7 шагов навстречу и вашим и нашимВо-первых, министр предложил объединить в единую Национальную ассоциацию все общественные организации по защите прав потребителей с представительствами во всех регионах. Во-вторых, создать на этой базе институт омбудсмена. В-третьих, при разработке всех нормативных актов в обязательном порядке проводить анализ их воздействия на интересы потребителей. В-четвертых, включить указанные общественные объединения в консультативно-совещательные органы при министерствах и акиматах. В-пятых, в показатель оценки деятельности госорганов включить “уровень удовлетворенности и доверия к их работе со стороны граждан”. В-шестых, запустить курс бесплатных онлайн-лекций для потребителей и предпринимателей. Предполагается, что в них будут разъяснять действия механизмов по защите прав всех заинтересованных сторон. Наконец, в-седьмых, принять некий свод правил добровольной деловой практики. А также нормы в типовые договоры для государственных и частных предприятий.
Так или иначе – все мы потребители.
Премьер-министру Аскару Мамину идеи понравились. “Поручаю министерству торговли совместно с заинтересованными организациями разработать и внести до 1 ноября соответствующий план мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей, – сказал он. – В целом эту работу нужно завершить до конца года”.
Ноябрь уже послезавтра…
Чтобы и волки были сыты, и овцы целыНа вопросы “КАРАВАНА” заместитель председателя комитета по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции Алмас Абжаппаров отвечал осторожно, взвешивая каждое слово, как на аптекарских весах. Видимо, чтобы не сглазить?
– Проект плана мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей до 2025 года практически готов. Институт омбудсмена в этом документе – один из основных пунктов. Полномочия у него будут достаточно широкими.
– То есть успеваете?
– Рабочая группа, в которую вошли члены общественных объединений, с 1 октября обсуждала самые горячие вопросы чуть ли не в ежедневном режиме. Истина же рождается в споре? Мы всем дали возможность высказаться. Так что Национальная коалиция будет создана.
– Вы представляете, сколько законов придется переписывать?
– Уф-ф-ф… Это еще впереди. Сроки, конечно, поджимают, но тут нужен поэтапный подход. Например, мы хотим ввести обязательный анализ нормативно-правовых актов в части защиты прав потребителей. Если некий госорган разрабатывает какой-то документ, то в нем должны быть учтены интересы и права граждан в этом плане. Еще в оценку деятельности госорганов внесен важный критерий – уровень удовлетворенности потребителей. По этому показателю будут оценивать его деятельность.
– Потерпевшие могут быть разными. Есть обманутые дольщики, есть обсчитанные покупатели. Иногда они не могут получить компенсацию за бракованный товар. Есть недовольные работой ЦОНов. Есть обманутые клиенты сферы услуг – от салонов красоты и фитнес-клубов до ремонта жилья и т.д. А в последние годы – новая мода: людям по телефону навязывают товары и услуги, которые им не нужны. Как тут разобраться, кто станет отвечать на эти жалобы в разных сферах?
– Каждый госорган – в пределах своей компетенции. Финансы, медицина, образование, торговля, госуслуги… Мы проанализировали показатели по уровню удовлетворенности на основе исследований, которые проводим ежегодно. Прежде всего по деятельности госорганов. И предложили установить KPI (степень эффективности) для местных исполнительных и государственных органов. Все они поддержали нашу инициативу. Эти критерии пока еще в работе. Какие-то требуют обсуждения в общественных объединениях. Да, если у вас есть предложения – пожалуйста, вносите. Мы открыты для всех. А с начала 2021 года введем единую информационную систему защиты прав потребителей.
– От приема жалобы до конечного решения по тому или иному факту?
– В итоге именно потребитель поставит оценку госоргану по рассмотренному обращению. В уполномоченные органы поступают разные. Если нарушение лежит в уголовной плоскости – им будут заниматься соответствующие структуры.
– Алмас Абдумуталипович, а вам не кажется, что тогда госструктуры могут погрязнуть в судебных баталиях? Иногда такие споры длятся месяцами.
– Недавно мы выиграли суд – уже в апелляционной инстанции – с авиакомпанией “Бек Эйр”. Были обращения более 900 человек.
– А что скажете по поводу бесплатных онлайн-лекций? Это же потребует дополнительных затрат?
– Больших денег тут не потребуется. Вся информация пойдет через социальные сети и через наши территориальные подразделения. Над созданием обучающих видеороликов мы сами работали. Там будут все поправки в законы, касающиеся защиты прав потребителей. Сценарии уже готовы. Скоро всё увидите. Через акиматы подключаем региональные телеканалы. А лекции?.. К этому привлечены руководители министерства, нашего комитета, местные исполнительные органы. У них большой накопленный опыт. Люди должны научиться защищать свои права.
– Можете объяснить, зачем нужен свод правил добровольной практики? Есть же действующие законы? Зачем еще один канцелярский документ?
– Нужен! Субъекты бизнеса не всегда соблюдают базовые требования. Сегодня в Законе о защите прав потребителей более 60 норм, обязательных для исполнения предпринимателями. Министерство не собирается по каждой вводить административные меры. Поэтому мы предложили палате предпринимателей “Атамекен” такой свод добровольной деловой практики. Чтобы решать все проблемы без вмешательства государства. Палата нашу идею поддержала…
Потребление без культурыЮрист Михаил Ефимкин защищает в судах права казахстанских потребителей уже лет 10. Но далеко не всегда с успехом.
– Во-первых, потому что действующий закон допускает много толкований. Во-вторых, судьи чаще защищают интересы госорганов и частных компаний, а не граждан. В-третьих, практика показала, что потерпевшие не всегда могут правильно сформулировать свои претензии. Люди жалуются акимам, премьер-министру, даже Президенту страны по совсем пустяковым вопросам. Так что инициативы министра Султанова я поддерживаю. Это в америках и европах граждане сразу нанимают адвокатов, идут в суды и выигрывают! Хотите примеры?
– Давайте!
– С начала 90-х годов и до 2017 года против компании “Макдональдс” было два десятка исков. Из-за слишком горячего кофе.
– Помню. Там одна старушка в машине на себя стаканчик опрокинула.
– Не одна – 6! В итоге им выплатили от 100 тысяч до 2–3 миллионов долларов. В Германии один бюргер купил в салоне машину. Ему сказали, что бак полный. А машина встала через 15–20 километров. Датчик бензобака был неисправен. В итоге этот герр отсудил 35 тысяч евро морального ущерба. В Испании семью датчан поселили в гостинице, окна которой выходили на двор с помойкой – 15 тысяч евро. В прошлом году россиянка упала на скользкой лестнице в Австрии – ногу сломала. Ее и вылечили за счет отеля, и компенсацию она отгребла – кажется, 25 тысяч евро. Не знаю, как бы в наших судах рассматривали такие дела. И сколько бы пострадавшим выплатили в качестве возмещения ущерба. Наши граждане договоры с банками и строительными компаниями подписывают не читая. Купили просроченные продукты, а чеки не сохранили. Как они докажут в суде, когда покупали?
– То есть потребление есть, а культуры потребления нет?
– Именно! Те же американцы чеки годами хранят! Поэтому я и за свод правил, и за коалицию, и за оценки госорганам. Но как это будет работать на практике? Подождем…
АЛМАТЫ
В Казахстане нет эффективной системы по защите прав потребителей — КРЕМ
/v-kazahstane-net-effektivnoj-sistemy-po-zashite-prav-potrebitelej-krem74% жалоб потребителей приходится на банковские услуги
Джамиля Каримова6 апреля 2018 года
Большинство госорганов в стране даже не понимают, что они обязаны защищать права потребителей в своей сфере. Об этом заявил представитель КРЕМиЗК и ПП Рустам Ахметов, передает корреспондент LS.
Как отметил заместитель председателя комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства нацэкономики, государству пора признать отсутствие в стране эффективной системы госконтроля по защите прав потребителей.
«Уполномоченный орган занимается лишь координацией деятельности и разъяснением законодательства. Другие госорганы даже не понимают, что они должны защищать права потребителей в своей сфере. Из этого вытекает, что практически все положения закона о защите не обеспечены госконтролем. И если потребитель столкнулся с нарушением этих прав, то он остается наедине с предпринимателем, а чаще с огромной сетью, и защищать свои права будет самостоятельно через суд», — сообщил Ахметов.
Зампредседателя комитета посетовал, что была большая надежда на общественные организации, их в стране более 120, но работают фактически лишь 50%. Их основная проблема – отсутствие денег, материально-технической базы для проведения экспертиз.
«Система общественного контроля сегодня требует должного финансирования и обеспечения», — добавил он.
Ахметов также рассказал, что в течение года в комитет поступило более 30 тыс. жалоб от потребителей, причем их количество постоянно растет. 74% всех обращений приходится на долю финансовых услуг.
«В основном жалуются на вопросы рефинансирования задолженности и на обслуживание банковских займов. Не соблюдаются права потребителей в части содержания договоров, не предоставляется полная информация, связанная с комиссией по обслуживанию кредита, навязываются дополнительные банковские услуги, скрывается реальная эффективная ставка по банковским займам», — объяснил он.
Еще 10% жалоб, по словам Ахметова, приходится на сферу ЖКХ. Основная проблема в том, что не проводят юридическую регистрацию кондоминиумов, что приводит к непрозрачной работе КСК. Кроме того, часто жильцы не могут получить информацию о составляющих комуслуги тарифах. Также бывает необосновано сдают в аренду коммунальные площади и навязывают услуги аффилированных компаний.
Еще 9% всех обращений касаются розничной торговли.
«Основная масса претензий к срокам и качеству товаров, а также их возврату. Есть проблемы ввоза товаров. Во многих странах, прежде чем завезти товар, на границах он проходит подтверждение соответствия качеству. А у нас, наоборот, сначала проходит через границу, потом получает подтверждение. Кроме того, потребитель не может вернуть товар и найти продавца», — продолжил Ахметов.
Существует также проблема с непрозрачностью образования тарифов естественных монополий.
«Мы сейчас переходим на е-формат с тем, чтобы у каждого потребителя была возможность самому зайти и посчитать свои затраты. В целом система защиты прав потребителей и само законодательство нуждаются в совершенствовании, а именно в повышении контроля за правами потребителей», — резюмировал заместитель председателя комитета.
Единую организацию по защите прав потребителей предложили создать в Казахстане
Иллюстративное фото: pxhere.comВ Казахстане предложили обсудить возможность создания законодательной основы для функционирования Национальной ассоциации общественных объединений потребителей, передает NUR.KZ.
Положительным примером существования такой ассоциации может служить успешная деятельность Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
На данный момент не все общественные объединения потребителей работают совместно. Связано это, в том числе, и с разными подходами к вопросам защиты прав потребителей, разным финансовым обеспечением и разными профессиональными возможностями, что сказывается на эффективности работы каждого из объединений.
Проблема законодательного функционирования одной единой организации по защите прав потребителей назрела достаточно остро. Проведенный ОО «Движение Молодежи за Будущее Казахстана» соцопрос среди 17000 потребителей показал, что только в прошлом году 71% из них сталкивался с нарушениями своих прав, при этом 24,4% из них пытались решить проблему своими силами, никуда не обращаясь, и лишь 8,7% попросили помощи у общественных объединений потребителей. При этом количество жалоб в Комитет по защите прав потребителей выросло по сравнению с прошлым годом на 41%.
Развитие электронной торговли, предполагающей взаимодействие клиентов и бизнеса, находящихся в разных регионах Казахстана, еще более остро поднимает вопрос необходимости сотрудничества между объединениями потребителей и их консолидации.
Для создания такой организации предложено закрепить принципы ее работы, цели, задачи, функции, финансирование и многое другое, создав для этого соответствующую законодательную базу. При этом членство в Национальной ассоциации общественных объединений по защите прав потребителей предлагается оставить на добровольной основе.
Потому возникла необходимость создания скоординированной организации на законодательной базе Закона о защите прав потребителей, которая сможет более эффективно защищать права своей аудитории и продвигать интересы общественных объединений потребителей. В том числе, предполагается ее сформировать путем преобразования существующих ассоциаций, организованных на основании норм Гражданского кодекса и Закона об общественных объединениях.
Также предлагается создать в стране институт омбудсмена по защите прав потребителей, а единая организация по защите прав потребителей будет обеспечивать работу омбудсмена. При этом, помощь омбудсмену будут оказывать сильные и квалифицированные кадры, работающие в такой ассоциации.
Ожидается, что омбудсмен будет служить голосом народа, вскрывать существующие проблемы в сферах и отраслях, где нарушаются права потребителей. Его задачей будет услышать каждого потребителя и помочь каждому из них, представлять их интересы на самом верхнем эшелоне государственной власти.
С ведением Национальной ассоциации общественных объединений потребителей и института омбудсмена снизится нагрузка на государственные и судебные органы по рассмотрению обращений потребителей.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1935049-edinuyu-organizatsiyu-po-zaschite-prav-potrebiteley-predlozhili-sozdat-v-kazahstane/
Meta отрицает требование Казахстана об эксклюзивном доступе к системе отчетности о контенте Facebook
АЛМАТЫ, 2 ноября (Рейтер) — владелец Facebook Meta Platforms (FB.O) во вторник опроверг утверждение правительства Казахстана о том, что ему был предоставлен эксклюзивный доступ к система отчетности по содержанию социальных сетей.
В так называемом совместном заявлении с Facebook правительство Казахстана в понедельник рекламировало предполагаемый эксклюзивный доступ как компромиссное решение после того, как центральноазиатское государство пригрозило заблокировать Facebook для миллионов местных пользователей.
Кабинет министров Нур-Султана заявил, что соглашение, которое было бы первым в своем роде в постсоветском регионе Центральной Азии, упростит процесс удаления контента, который Казахстан считает незаконным.
Но представитель Meta Бен МакКонаги сказал, что у компании есть специальный онлайн-канал, по которому правительства всего мира могут сообщать о контенте, который, по их мнению, нарушает местное законодательство.
«Мы следуем последовательному глобальному процессу оценки индивидуальных запросов — независимо от какого-либо правительства — в соответствии с политикой Facebook, местными законами и международными стандартами в области прав человека», — сказал он в электронном письме агентству Reuters.
«Этот процесс в Казахстане такой же, как и в других странах мира».
Meta Platforms не опубликовала заявление, которое Казахстан назвал совместным, хотя местный новостной сайт Zakon.kz цитирует министра информации Аиду Балаеву, утверждающую, что его текст согласован с компанией.
Парламент богатой нефтью страны в сентябре начал работу над законопроектом, который позволит правительству блокировать социальные сети и приложения для обмена сообщениями, если их разработчики не откроют офисы в стране и не назначат руководителей, лично ответственных за рассмотрение жалоб властей.
Депутат парламента Айдос Сарым, один из разработчиков законопроекта, заявил в понедельник на своей странице в Facebook, что закон открыл почву для переговоров с технологическими гигантами, и теперь власти готовы смягчить его положения.
Критики законопроекта обвинили власти 19-миллионной страны в стремлении получить новые инструменты цензуры, в то время как авторы законопроекта заявляют, что он направлен на предотвращение кибер-издевательств и распространения другого опасного контента.
Правительство заявило, что их не менее трех.2 миллиона пользователей Facebook в Казахстане. Еще более популярны другие приложения Meta Platforms, такие как Instagram и WhatsApp.
Facebook уже давно подвергается критике со стороны правозащитной группы за то, что он слишком подчиняется запросам государственной цензуры.
Служба в основном избегала отключений за пределами таких стран, как Китай, где она давно была заблокирована, но в этом году столкнулась с давлением в ряде стран, включая Индию, Вьетнам и Мьянму.
Отчетность Олжаса Ауезова; Под редакцией Уильяма Маклина, Кеннета Максвелла и Эдвины Гиббс
Наши стандарты: принципы доверия Thomson Reuters.
Новый указ Казахстана о правах человека получил поддержку
Нур-Султан [Казахстан], 14 июня (ANI): В рамках своей программы политической модернизации президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ под названием «О дальнейших мерах в области прав человека в Казахстан »9 июня.
Указ гарантирует запуск плана приоритетных действий в области прав человека, который защищает права уязвимых людей и групп меньшинств, включая женщин, людей с ограниченными возможностями и жертв торговли людьми, сообщает Astana Times.Он также включает защиту свободы ассоциаций, свободы выражения мнений и свободы жизни и общественного порядка, а также сотрудничество с органами Организации Объединенных Наций (ООН).
Указ вступил в силу после его подписания, и первые результаты плана действий будут обсуждены до 25 января.
«Важным этапом политической модернизации является дальнейшая реализация конкретных мер в области прав человека. Указ был подписан сегодня. Правительству поручено принять План неотложных действий по его реализации », — сказал Токаев на своей официальной странице в Twitter.
Новый указ уже вызвал большой резонанс, при этом председатель Казахстанской коалиции по защите прав потребителей Мурат Абенов отметил, что защита прав человека — это вопрос не менее актуальный, чем экономическое развитие.
Абенов пояснил, что реформирование судебной системы в соответствии со стандартами ООН должно быть приоритетом реформы в области прав человека. Эффективно функционирующая судебная система является краеугольным камнем устойчивых политических реформ. Что касается восприятия общественностью нового указа, Абенов заявил, что ожидается поддержка общественности.
«Думаю, что большинство поддержит указ президента. Важно, чтобы проводимая ими работа была прозрачной. Вопросы обеспечения прав и свобод человека не должны решаться без участия в открытом обсуждении. Хотелось бы, чтобы гражданское общество было «, — сказал Абенов на своей странице в Facebook.
Директор Экспертного института европейского права и прав человека Марат Башимов заявил на своей странице в Facebook, что новые меры могут коренным образом изменить механизмы эффективной защиты прав человека.Однако он отметил, что это не может быть реализовано в полной мере из-за отсутствия практических механизмов исполнения решений международных организаций.
«Астана Таймс» сообщила, что бывший сотрудник по защите Агентства ООН по делам беженцев в Центральной Азии и доцент права Евразийского технологического университета д-р Халида Ажигулова также подчеркнула важность нового указа для обеспечения соблюдения конституционных прав граждан Казахстана. Он также призвал все министерства и другие центральные и местные органы исполнительной власти обеспечить соблюдение стандартов прав человека при реализации любых программ и законопроектов.
«Мы не станем полностью развитой страной, основанной на верховенстве закона, если наши граждане не будут знать свои права и свою обязанность уважать законы и права других людей, и пока не появятся эффективные механизмы защиты прав человека, как национальные и международные, действуют в нашей стране. Более того, необходимо активно информировать население о правах человека в школах, университетах, на рабочих местах и через средства массовой информации, чтобы у нашего населения сформировалось правильное понимание и уважение к правам человека », — сказала д-р Ажигулова .
Согласно новому указу, ликвидация дискриминации в отношении женщин, защита свободы ассоциации, свободы выражения мнений и свободы жизни и общественного порядка выделены в качестве приоритетных областей.
Правозащитницы и бывший советник министра иностранных дел Казахстана Аида Альжанова в интервью сказала: «Концепция прав человека в Казахстане разработана не полностью. У каждого человека свое понимание этого. Тот факт, что В первом параграфе нового указа говорится, что Казахстан сотрудничает с договорными организациями, и Совет ООН по правам человека является очень важным шагом, поскольку именно эти организации просматривают отчеты Казахстана по правам человека.Между тем, помощник президента Казахстана Ерлан Карин подчеркнул, что в обращениях и встречах Токаева с официальными лицами страны, Астана, в обращениях и встречах Токаева по случаю государства-нации, «Таймс».
«Значение этого указа состоит в том, что с его ратификацией тема прав человека, наконец, включена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики.Выполнение всех положений, закрепленных в сегодняшнем указе, будет способствовать всеобъемлющей модернизации сферы прав человека и станет нашим следующим шагом на пути к построению справедливого и прогрессивного государства », — сказала Карин.
Кроме того, посол по особым поручениям по правам человека в Министерство иностранных дел Казахстана Усен Сулеймен отметил прямую связь между развитием прав человека и экономической конкурентоспособностью страны на мировом рынке. Защита прав человека обеспечивает стабильную экономическую среду с низким уровнем риска для потенциальных иностранных инвесторов.
«Сделанный Президентом шаг является важным стратегическим решением, направленным на усиление экономической стороны развития Казахстана. Можно ожидать укрепления экономических отношений со странами Европы, Америки и Азии, ведущих к формированию мощного регионального Однако это во многом зависит от реализации плана действий и диалога с гражданским обществом », — сказал Сулеймен. (ANI)
CEU eTD Collection
Электронные диссертации и диссертации, 2017
Автор | Эдлина, Юлия Романовна |
---|---|
Название | Законодательство и практика защиты прав потребителей в Интернете в Европейском Союзе, США и Казахстане: сравнительный анализ и тематические исследования |
Резюме | Беспрецедентное расширение международных онлайн-продаж в последние годы по существу привели к эволюции правил защиты прав потребителей.Хотя для каждого государства стало очевидным, что возможности онлайн-рынка несут с собой новые риски, масштабы и средства защиты потребителей развивались в зависимости от законодательства страны. В результате потребители, использующие один и тот же веб-сайт, могут пользоваться разными законными правами в зависимости от места проживания. ЕС, в целом обеспечивающий гармонизированный нормативный подход к защите потребителей, поддерживал высокий уровень заботы о потребителях в онлайн-сделках. США, следуя бизнес-ориентированному подходу и не имея единого правового регулирования, не смогли использовать определенные защитные механизмы, используемые в ЕС на законодательном уровне.Казахстан позаимствовал лучшее из обеих систем, однако там отсутствует эффективное обеспечение прав потребителей (эффективная и доступная судебная система, ADR). Эти различия не могли быть неизвестны предприятиям и создали идеальную среду для дискриминации между более и менее защищенными потребителями. Вопрос этого исследования заключается в том, существует ли, учитывая различный уровень защиты потребителей для онлайн-покупателей, тенденция к дискриминации менее защищенных потребителей, или, скорее, общая тенденция к верхнему уровню защиты? В исследовании сравниваются законодательные требования к онлайн-продажам в ЕС, США.С. и Казахстан для определения уровня защиты прав потребителей. За сравнительным анализом следует тематическое исследование нескольких онлайн-продавцов, которое показывает влияние различных уровней защиты потребителей на политику продаж основных продавцов. |
Руководитель | Сганга, Катерина |
Отдел | Правовые исследования LLM |
Полный текст | https://www.etd.ceu.edu/2017/edlina_yuliya.pdf |
Посетите библиотеку CEU.
© 2007-2021, Центральноевропейский университет
Казахстан попал в порочный круг долгов. Пандемия только усугубила ситуацию
С тех пор объем кредитов физическим лицам в стране увеличился более чем вдвое, достигнув к концу 2019 года 6,6 трлн тенге (более 17 млрд долларов США). За это время микрозаймы, процентные ставки- получили распространение бесплатные кредиты, рассрочка на покупку различных товаров и услуг. Эти формы кредита были призваны компенсировать слабый рост заработной платы — результат постепенной девальвации тенге и роста стоимости импортных товаров, которые занимают значительную долю в потребительской корзине казахстанцев.
Эти услуги были предоставлены международными финансовыми организациями, такими как Citi, голландской банковской группой ABN AMRO и HSBC, которые активно вышли на казахстанский рынок в конце 1990-х годов. Местные игроки быстро переняли свои подходы и инструменты кредитования, перенеся их из премиального сегмента в средний сегмент клиентов.
Помимо ипотеки, самым популярным розничным продуктом в 2000-е годы были кредитные карты. Однако рост неплатежей по этому каналу и потеря источников дешевого фондирования на Западе после финансового кризиса 2008 г. подтолкнули банки к переходу на дорогое розничное кредитование и обслуживание состоятельной категории клиентов.
Кредитование для искоренения бедности?Микрофинансовые организации начали развиваться в ответ, особенно с популяризацией лауреата Нобелевской премии мира и бангладешского банкира Мухаммада Юнуса, который с 1980-х годов продвигал кредитование как способ искоренения бедности и который регулярно посещал Астанинский экономический форум в Казахстане .
По мере замедления роста несырьевых секторов экономики Казахстана и роста стоимости внутреннего финансирования банки также начали переходить на более активное розничное кредитование.Это совпало с цифровизацией кредитной индустрии страны, что означало, что кредиты стали беспрецедентно гибкими.
Внезапно почти все товары и услуги можно было приобрести через беспроцентную рассрочку или полноценную ссуду.
В середине 2019 года, сразу после президентских выборов, новоизбранный президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев решил объявить кредитную амнистию для тех граждан, чьи долги не превышали трех миллионов тенге (7600-7800 долларов).Эффект от этой меры оказался ограниченным, поскольку изначально она была направлена на социально уязвимые слои общества.
Остальные группы граждан не получили помощи, хотя их положение становилось столь же уязвимым.
Энергетическая безопасность — Энергетический профиль Казахстана — Анализ
Казахстан, сильно зависящий от своих значительных запасов ископаемого топлива, является нетто-экспортером энергии и энергоносителей. Однако некоторые жители — в северном и центральном Казахстане — по-прежнему не имеют доступа к сетевому газу, потому что запасы природного газа находятся в западной части страны, населенные пункты находятся на севере, востоке и юге, а внутренняя трубопроводная система развита недостаточно. .Таким образом, Казахстан полагается на импорт газа из России и Узбекистана для удовлетворения внутреннего спроса: договоренность об обмене газом между Казахстаном и Россией влечет за собой замену карачаганакского газа, который исторически поставлялся в Оренбург для переработки, импортом среднеазиатского газа на юг. часть казахстанского и российского газа в Костанайскую область (https://www.kmgep.kz/eng/investor_relations/annual_reports/).
Однако ведутся работы по расширению сетей для увеличения общего доступа к газу.По распоряжению бывшего президента в 2018 году было начато строительство газопровода Сарыарка для обеспечения газом столицы Нур-Султана, а также центрального и северного Казахстана к 2023 году. Строительство газопровода началось в ноябре 2018 года и в октябре 2019 года. завершен первый этап от Кызылорды до Нур-Султана (https://ru.sputniknews.kz/economy/20191129/12161758/Vtoraya-ochered-gazoprovoda-Saryarka-otsenivaetsya-v-124-milliona-dollarov.html).
Пропускная способность трубопровода 2.Планируется, что газом будет обеспечено 2 млрд кубометров газа в год, а 171 населенный пункт в Карагандинской и Акмолинской областях. Эти меры должны улучшить качество воздуха в Нур-Султане, поскольку ожидается, что потребление угля сократится на 650 тыс. Тонн в год (https://inbusiness.kz/ru/last/stalo-izvestno-v-kakie-rajony-stolicy-v -первую-очеред-проведут-газ). В апреле 2020 года завершался монтаж магистрального газопровода в Нур-Султане (https://informburo.kz/novosti/v-nur-spting-montazh-magistralnogo-gazoprovoda-nahoditsya-na-stadii-zaversheniya.html).
Ожидается, что сильный экономический рост и повышение уровня жизни значительно повысят спрос на энергию в ближайшие годы. Чтобы удовлетворить этот растущий спрос надежным, доступным и устойчивым образом, правительство планирует расширить генерирующие мощности из различных источников топлива за счет новых инвестиций и модернизации существующих мощностей. Однако строительство угольной электростанции мощностью 2640 мегаватт (МВт) на озере Балхаш было приостановлено в 2016 году, поскольку Министерство энергетики приняло решение о модернизации электростанций на сегодняшний день, создании значительных резервов и снижении роста энергопотребления. сделать это растение ненужным до 2022 года (http: // ratel.kz / kaz / v_kazahstane_ne_budet_elektrostantsii_samsung).
Согласно отчету Kazenergy за 2015 год, наличие недорогого угля означает, что установленный парк крупных угольных электростанций будет продолжать доминировать до 2040 года, хотя производство на газе также будет расти по мере расширения газовой сети Казахстана. Kazenergy ожидает лишь умеренного роста производства возобновляемой энергии из-за ее непостоянного характера и технических и экономических проблем интеграции возобновляемых источников энергии в единую энергетическую систему Казахстана, если не произойдет значительных изменений в технической надежности производства возобновляемых источников энергии (в частности, ветровой и солнечной энергии) или сетевые операции (http: // kazenergy.com / images / NationalReport15_English.pdf).
Низкие цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ) повысили спрос на этот продукт. Рынок сжиженного нефтяного газа регулируется, и правительство устанавливает предельные цены на сжиженный нефтяной газ каждый квартал, но на внутреннем рынке наблюдается дефицит сжиженного нефтяного газа из-за незаконного экспорта в соседние страны, где цена намного выше. Поскольку низкие максимальные оптовые цены и рост потребления на внутреннем рынке привели к убыткам и ухудшению финансово-экономических условий владельцев и производителей СНГ, Министерство энергетики планировало поэтапно отменить государственное регулирование оптовых цен (http: // energo .gov.kz/index.php?id=49), но в 2019 году все еще действовало постановление: министр энергетики утвердил максимальную цену на СНГ (https://www.zakon.kz/4986539-predelnye-tseny-na- сжиженный-газ.html).
Модернизация трех НПЗ, завершенная в 2018 году, помогла снизить потребность в импорте светлых нефтепродуктов. Объем переработки увеличился на 10% в 2018 году до 16,4 млн тонн, обеспечивая 93% поставок бензина на внутренний рынок, 91% дизельного топлива и 62% авиакеросина (https: // www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19_en.pdf). Ожидается, что новые нефтеперерабатывающие мощности полностью обеспечат внутренние потребности к 2030 году.
Энергетическое сотрудничество между Казахстаном и Китаем основано главным образом на потребности Китая в импорте энергии для развития и диверсификации источников импорта, а также на стремлении Казахстана разнообразить свои экспортные маршруты и увеличить объемы экспорта. Китай является ключевым стратегическим партнером в энергетическом секторе, поскольку китайские компании участвуют в развитии энергетики Казахстана, в основном углеводородного, включая разработку и строительство трубопроводов, а также внутреннюю переработку нефти и газа.Доля Китая в добыче нефти в Казахстане быстро увеличивалась, достигнув 25% в 2009 году, а визит президента Китая Си Цзиньпина в 2013 году привел к подписанию энергетических сделок на сумму 30 миллиардов долларов США, включая приобретение Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) компании Доля 8,3% в Кашагане, крупнейшем нефтяном месторождении в мире за пределами Ближнего Востока (http://astanatimes.com/2014/01/energy-cooperation-kazakhstan-china/). После завершения строительства газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент в 2015 году (мощность 15 млрд куб. М в год) экспорт в Китай увеличился до 5.2 млрд куб. М в 2018 г. (https://www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19_en.pdf).
Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вступил в силу 1 января 2015 года, членами которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. (http://www.eurasiancommission.org/en/Pages/default.aspx). Основная цель заключалась в свободном перемещении товаров, капитала, услуг и людей на едином рынке. Хотя ЕАЭС отменил таможенные пошлины на торговлю между своими государствами-членами, он исключил большинство энергоносителей из своих общих правил торговли.Напротив, торговля энергоносителями между членами Таможенного союза в основном регулируется специальными двусторонними торговыми соглашениями (http://kazenergy.com/images/NationalReport15_English.pdf). Согласно договору о ЕАЭС, общий рынок электроэнергии должен был заработать к 1 июля 2019 года, а общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов — к 1 января 2025 года (http://www.eurasiancommission.org). /en/nae/news/Pages/17-11-2015-15.aspx). В мае 2019 года главы стран ЕАЭС подписали соглашение о едином рынке электроэнергии.Ожидается, что он начнет действовать после вступления в силу правил единой торговли (https://ria.ru/20190530/1555095463.html).
Тарифы на нефтепродукты (кроме А-80 и СНГ) освобождены от прямого государственного регулирования: в декабре 2014 г. регулировались бензины марок А-80, А-92 и А-93, а также дизельное топливо и СНГ, а в сентябре В 2015 году госрегулирование было отменено для бензинов А-92 и А-93, а в июле 2016 года также исключено дизельное топливо. Правительство продолжит административное влияние на цены на некоторые виды нефтепродуктов (А-80 и СНГ) до завершения модернизации НПЗ (http: // www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/National_Energy_Report-ENGLISH_03.09.pdf).
Розничные цены на нефтепродукты в Казахстане продолжают оставаться одними из самых низких в мире (https://inbusiness.kz/ru/news/toplivo-v-kazahstane-ostaetsya-odnim-iz-deshevyh-v-mire). Несмотря на то, что административное снижение цен было поэтапно отменено в течение 2014–2016 годов, Kazenergy (2019) сообщает, что Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей часто штрафует АЗС за «антиконкурентную» практику ценообразования и тем самым удерживает розничную торговлю. цены низкие (https: // www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19_en.pdf). С апреля 2020 года крупные АЗС в Казахстане снизили розничные цены на бензин и дизельное топливо в результате мер государственной поддержки, хотя такое административное снижение цен повлияет на их прибыльность на всем протяжении от производства до розничной торговли (https: // inbusiness. kz / ru / news / топливо-в-казахстане-остается-одним-из-дешевых-в-мире).
.