Пенсионный закон рф 2018: Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»

Разное

Статья 10 \ КонсультантПлюс

Статья 10

1. Гражданам, признанным безработными до 1 января 2019 года (за исключением граждан предпенсионного возраста, признанных безработными до указанной даты), пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

(в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 550-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. За гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

3. Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 — 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

4. Гражданам, которые указаны в подпункте 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на социальную пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, социальная пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 1 к указанному Федеральному закону (в редакции настоящего Федерального закона), но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

5. Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

6. Размер страховой пенсии в 2019 — 2024 годах корректируется с 1 января каждого года.

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 10 (в ред. ФЗ от 28.01.2022 N 1-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022. О перерасчете размеров страховых пенсий с 01.01.2022 см. ФЗ от 28.01.2022 N 1-ФЗ.

7. Стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 году устанавливается в размере, равном 87 рублям 24 копейкам, в 2020 году — 93 рублям 00 копейкам, в 2021 году — 98 рублям 86 копейкам, в 2022 году — 107 рублям 36 копейкам, в 2023 году — 123 рублям 77 копейкам, в 2024 году — 129 рублям 46 копейкам.

(в ред. Федеральных законов от 28.01.2022 N 1-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О размере фиксированной выплаты с учетом повышений см. Справочную информацию.

8. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 1 января 2019 года устанавливается в сумме, равной 5334 рублям 19 копейкам, с 1 января 2020 года — 5686 рублям 25 копейкам, с 1 января 2021 года — 6044 рублям 48 копейкам, с 1 января 2022 года — 6 564 рублям 31 копейке, с 1 января 2023 года — 7 567 рублям 33 копейкам, с 1 января 2024 года — 7 915 рублям 43 копейкам.

(в ред. Федеральных законов от 28.01.2022 N 1-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Основания приобретения права на получение негосударственной пенсии (пенсионные основания), установленные законодательством Российской Федерации и закрепленные в заключенных в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» до 1 января 2019 года договорах негосударственного пенсионного обеспечения, сохраняются до исполнения негосударственными пенсионными фондами обязательств по таким договорам.

10. Обмен информацией между Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста, под которым понимается предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет, налоговых льгот и (или) мер социальной защиты (поддержки) и социальной помощи, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Обмен информацией между органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и работодателями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста, состоящим с работодателями в трудовых отношениях, льгот, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации, может осуществляться с письменного согласия таких граждан в электронной форме на основании соглашений, заключенных между органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и работодателями.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства или работы по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста (указанные сведения могут быть направлены им в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информационную систему «личный кабинет застрахованного лица», а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Приостановить до 1 января 2025 года действие частей 20 — 23 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16 и части 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2016, N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7486; 2018, N 1, ст. 4).

Статья 1 \ КонсультантПлюс

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 18, ст. 2211; N 29, ст. 3696; N 47, ст. 5613; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6242; 2009, N 23, ст. 2761; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6443; 2010, N 30, ст. 3993; 2011, N 49, ст. 7039; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 19, ст. 2321; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7536; 2017, N 18, ст. 2666; N 31, ст. 4784; 2018, N 1, ст. 60; N 11, ст. 1591; N 28, ст. 4154) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 3:

а) абзац первый после слов «по последнему месту работы» дополнить словом «(службы)»;

б) абзац второй после слов «по последнему месту работы» дополнить словом «(службы)»;

2) в статье 4:

а) в пункте 1 слова «последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ),» заменить словами «последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также»;

б) в пункте 3:

в абзаце третьем слово «первого» заменить словом «установленного»;

в абзаце четвертом слова «более 18 месяцев» заменить словами «более 12 месяцев»;

в) абзац четвертый пункта 4 после слов «по последнему месту работы» дополнить словом «(службы)»;

3) в абзаце шестом пункта 2 статьи 5 слова «лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно)» заменить словами «граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно)»;

4) подпункт 4 пункта 3 статьи 7 изложить в следующей редакции:

«4) утверждение обязательных правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам;»;

5) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 28.06.2021 N 219-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в статье 30:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.»;

б) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:

«1.1. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), предшествовавшему призыву на военную службу. «;

в) в абзаце первом пункта 2 слова «имевшим в этот период оплачиваемую работу» заменить словами «состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях»;

7) в статье 31:

а) пункт 1 дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом»;

б) абзац второй пункта 3 после слов «по последнему месту работы» дополнить словом «(службы)»;

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. «;

г) пункт 5 признать утратившим силу;

д) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.»;

8) в статье 32:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 32. Условия досрочного выхода на пенсию»;

б) пункт 1 признать утратившим силу;

в) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».»;

9) статью 33 изложить в следующей редакции:

«Статья 33. Размеры пособия по безработице

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца — в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

2. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в размерах, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.»;

10) пункт 1 статьи 34 изложить в следующей редакции:

«1. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом. «;

11) дополнить статьей 34.2 следующего содержания:

«Статья 34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста

1. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

2. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

3. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем — в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

4. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

5. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

6. Стипендия, выплачиваемая гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в соответствии со статьей 29 настоящего Закона, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента. «;

12) в статье 35:

а) в пункте 3:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«3. Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца в случаях:»;

в абзаце третьем слово «трехмесячного» заменить словом «месячного»;

в абзаце восьмом слово «общий» исключить;

б) в абзаце шестом пункта 4 слово «общий» исключить;

в) в абзаце первом пункта 5 слова «может быть сокращен» заменить словом «сокращается».

Внесен законопроект о пенсионной реформе в федеральный закон

События

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, направленный на балансировку и обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. Поправки, принятые к закону, устанавливают всеобщий возраст выхода на пенсию в 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Повышение пенсионного возраста будет постепенным: оно начнется с 1 января 2019 года. , и продлится десять лет до 2028 года.

Первоначально изменения коснутся мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения, которым в 2019 году исполнится 60 и 55 лет соответственно. для выхода на пенсию во второй половине 2019 года или первой половине 2020 года в возрасте 60,5 и 55,5 лет соответственно.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на действующих пенсионеров, получающих страховые и государственные пенсии. Они будут продолжать получать соответствующие пенсии и социальные пособия в соответствии с их правами. Кроме того, ежегодная индексация позволит увеличить пенсии неработающих пенсионеров намного выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая. , 2018. Средняя индексация составит 1000 рублей в месяц или 12000 рублей в год.

Право на ранний выход на пенсию останется в силе. Лица с вредными или опасными условиями труда, как и прежде, будут досрочно выходить на пенсию.

То же самое относится к пилотам гражданской авиации, летчикам-испытателям, пострадавшим от радиационных или техногенных аварий, водителям общественного транспорта, матерям пятерых детей, инвалидам по зрению, родителям и опекунам инвалидов и некоторым другим категориям граждан. Пенсии по инвалидности будут полностью сохранены. Инвалидам назначается пенсия независимо от возраста после установления им группы инвалидности.

Помимо сохранения существующих льгот по досрочному выходу на пенсию, будут введены дополнительные критерии для досрочного выхода на пенсию. Женщины со стажем работы 37 лет и мужчины со стажем работы 42 года могут выйти на пенсию на два года раньше остальных. Матери троих детей могут выйти на пенсию на три года раньше, а матери четверых детей – на четыре года раньше.

Все федеральные льготы, действующие по состоянию на 31 декабря 2018 г., будут действовать в течение всего переходного периода. Как и прежде, эти льготы будут доступны женщинам старше 55 лет, а мужчинам старше 60 лет. Назначение накопительных пенсий и выплата других видов пенсионных накоплений будет производиться по достижении прежнего пенсионного возраста.

Предпенсионный возраст будет повышен с двух до пяти лет, и этот период даст дополнительные гарантии лицам предпенсионного возраста. Как и прежде, они могут выйти на пенсию за два года до всеобщего пенсионного возраста, если их трудоустройство окажется невозможным.

Неработающие пенсионеры, проживающие в сельской местности и проработавшие в сельском хозяйстве более 30 лет, с 1 января 2019 года будут получать 25-процентную надбавку к фиксированному размеру страховой пенсии.

Поделиться новостями

Протестный дух в России сломлен после принятия пенсионного закона – DW – 27.09.2018

Изображение: Reuters/M. Шеметов

Политика

Эмили Шервин Москва

27 сентября 2018

Россияне недовольны принятием нижней палатой парламента законопроекта, поддержанного Владимиром Путиным установление пенсионного возраста. Но если крики протеста и раньше наполняли улицы, то сейчас возмущение сменилось покорностью.

https://p.dw.com/p/35bHP

Реклама

На улицах вокруг здания Государственной Думы в центре Москвы может быть и тихо, но голосование, происходящее внутри, уже несколько месяцев сотрясает страну . В четверг нижняя палата российского парламента проголосовала за принятие в третьем и окончательном чтении законопроекта о пенсиях, который постепенно повышает пенсионный возраст на пять лет – до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Эта мера вызвала массовые протесты по всей России и по всему политическому спектру, многие протестующие утверждали, что по новому закону люди просто не доживут до выхода на пенсию. Ведь средняя продолжительность жизни в России составляет 66 лет для мужчин и 77 лет для женщин.

План пенсионной реформы также ударил по рейтингу президента Владимира Путина, который когда-то пообещал, что никогда не будет повышать пенсионный возраст. Ожидается, что он подпишет законопроект, как только он будет принят верхней палатой.

Недовольны, но подали в отставку

Реформа остается крайне непопулярной: около 85 % людей выступают против повышения пенсионного возраста. Но в день окончательного голосования Думы по законопроекту многие в Москве заявили DW, что смирились с этим планом.

— Если это единственный выход, то надо помогать правительству, — стоически объясняет Марина, женщина средних лет в красном войлочном пальто. «Я готов к этому, хотя я и близок к пенсионному возрасту. Я учитель. Если потребуется, я буду работать дольше».

Деловитым тоном аналитика Максим, молодой человек лет двадцати, говорит, что пенсионный законопроект «вещь необходимая» и единственно возможная в связи с низкой рождаемостью в России.

Опрос, опубликованный в четверг независимым социологическим агентством «Левада-Центр», показывает, что это чувство покорности непопулярным реформам широко распространено и ново. В настоящее время только 35% россиян были бы готовы протестовать против повышения возраста, тогда как в августе 53% были бы готовы выйти на улицы, чтобы выступить против этой меры.

В августе Путин публично выступил в поддержку пенсионной реформы на государственном телевидении Фото: picture-alione/AP Photo/A. Земляниченко

Слово Путина окончательное

По словам политического аналитика и бывшего спичрайтера Путина Аббаса Галлямова, президент Путин может быть ключевым фактором в изменении отношения. В конце августа российский президент выступил в поддержку непопулярных реформ в телеобращении. Хотя он смягчил первоначальные предложения, Путин сказал, что реформу «действительно нельзя больше откладывать», и заявил, что необходимо гарантировать стабильность для будущего России.

«Обращение Путина показало, что власти не хотят идти на попятную. Люди наконец-то поняли, что реформы неизбежны», — объясняет Галлямов. «Если раньше они думали, что протесты имеют смысл, то эта [выступление] заставила их понять, что протестами ничего не добиться».

Аналитик добавляет, однако, что это изменение не означает, что люди стали «более счастливыми» в связи с предстоящей реформой. На самом деле, он говорит, что Путин «заплатил» за то, что люди приняли эту меру, падением его рейтинга одобрения.

Илья Гращенков, российский эксперт по национальной политике, возглавляющий Российский центр регионального политического развития, также считает, что повышенное нежелание людей протестовать показывает, что они пришли к принятию пенсионной реформы как необходимости. Гращенков подчеркивает, что примерно половина населения изначально не поддерживала пенсионную реформу, включая нынешних пенсионеров.

«Но им сказали, что все эти меры направлены на то, чтобы помочь им, и что продолжение выплаты пенсий людям и увеличение этих выплат невозможно без этой реформы. И это сделало их лояльными к правительству», — эксперт говорит.

Народная коммунистическая партия России резко выступила против пенсионной реформы Фото: Reuters/M. Шеметов

Опасность протестов

Но у Гращенкова есть и другое объяснение тому, что россияне сейчас менее готовы выйти на улицу из-за пенсии.

Он говорит, что люди обычно «не доверяют демонстрациям как форме публичной политики». Первоначально гнев по поводу реформы выплеснулся на улицы, но теперь, по его словам, люди вместо этого демонстрируют его на избирательных участках, «отказываясь поддерживать правительство». На выборах местных губернаторов, состоявшихся 9 сентября., правящая партия Путина «Единая Россия» не смогла победить на выборах в четырех регионах. По российским политическим стандартам результаты стали политическим землетрясением.

На улицах Москвы люди твердо убеждены, что протесты — не лучший способ выразить политический гнев. Люди говорят, что протесты могут быть опасными. Опираясь на трость, одна пожилая женщина объясняет: «Люди должны больше говорить и писать, но не выходить на улицу. Я не сторонник этих массовых движений. Они могут привести к беспорядкам. А это никому не нужно».

Пройдя Думу, пенсия пойдет в верхнюю палату российского парламента Фото: Reuters/S. Карпухин

Не на связи?

За пределами Думы чувство покорности, кажется, выходит за рамки одного законопроекта о пенсионной реформе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *