Эксперты рассказали, сколько детей должно быть в группе детского сада
- Tagged with
- детскийсад
#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Родители нередко считают, что группы детских садов переполнены. Как понять, так ли это, и как добиться уменьшения групп? Об этом рассказали эксперты, опрошенные РИА Новости.
Количество детей в группах детского сада оговорено законодательно. При расчете учитывается площадь помещения, общее число воспитанников и количество детей с особенностями здоровья.
«В новых санитарных правилах, которые вступили в силу 1 января 2021 года, регламентировано количество детей в садах. Число воспитанников определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты», – говорит ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.
Детей разделяют на группы для того, чтобы им хватало площади для игр и занятий, объема воздуха и внимания воспитателя. Группы могут быть общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные и комбинированные, а разделение производится с учетом возраста малышей.
«Таким образом, СанПиН устанавливает общие требования по группам в детском саду, а вот образовательная организация (детский сад) самостоятельно разрабатывает программу обучения и воспитания детей и распределяет с учетом возраста и самой программы», – отмечает Оксана Красовская.
СанПиН устанавливает ограничения, связанные с метражом помещения. Так, для детей в возрасте до трех лет требуется 2,5 квадратного метра на человека, а от трех до семи лет – не менее двух квадратных метров.
В детской спальне необходимо не менее 1,8 квадратного метра на ребенка до трех лет и не менее двух квадратных метров на ребенка от трех до семи лет.
Площадь спортивного зала для дошкольников – не менее 75 квадратных метров.
Кроме того, в одной группе не может быть более десяти человек с речевыми дефектами, глухих малышей – не более шести, а слепых – не более десяти. На каждую группу по нормам требуется два работающих посменно воспитателя и помощник воспитателя.
Как отметила к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Оксана Васильева, максимально допустимое количество детей в одной группе можно рассчитать по формуле:
N = S / 2, 5 (2).
Она также добавила, что региональным законодательством могут быть установлены дополнительные требования к разделению детей в группах. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут находиться в группах как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или даже детсадах.
Кроме того, как пояснила Оксана Красовская, СанПиН допускает формирование разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от двух месяцев до трех лет и от трех лет и старше. При этом должен соблюдаться соответствующий каждому возрасту режим, а наполняемость группы ограничивается шестью и 12 детьми соответственно.
Ранее мы рассказывали о том, как отвлечь ребенка от смартфона и других гаджетов, как укрепить детский иммунитет с помощью вкусного и полезного питания и о том, что 18 ноября, во Всероссийский день правовой помощи детям, можно задать юристам вопросы, назревшие у детей и родителей.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.
Новости с пометкой «детскийсад»
Одиноким родителям могут предоставить место в детсадах вне очереди
Самые дефицитные специалисты в системе образования – воспитатели детских садов
Новогодние утренники в детсадах и школах Красноярья могут отменить
Читайте также
На берегу Хараелаха может появиться зона активного отдыха
Рисунками, поделками и комиксами норильские дети и подростки голосуют за процветание Земли
Молодых ученых ждет «Менделеевская карта»
Смотрите также
«Новости Северного города». Горящая тема. Мост опять подождёт. На старте перемен.
«Новости Северного города». Намёрзшие проблемы. Сила слова. Новые предложения.
«Новости Северного города». Как снежный ком. Век «высокой» истории. К новым победам.
МКДОУ №166 города Кирова — Принимаем с любовью, выпускаем — с гордостью!
-
dou166
Министерство здравоохранения Кировской области информирует, что в рамках реализации региональной программы «Укрепление общественного здоровья Кировской области» на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области №375-П от 07.07.2020, проведена работа по подготовке обучающих информационных материалов по формированию здорового образа жизни и Читать далее…
-
dou166
Мошенничество – хищение путем обмана или злоупотребления доверием. Мошенничество является одним из самых распространенных видов преступлений, совершаемых на территории России, уступая в количественном выражении лишь краже. При столь большом количестве совершенных преступлений в виде мошенничества, правоохранительным органам удается раскрыть не более трети Читать далее…
-
dou166
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Дорогие друзья! Наступает волшебный, сказочный, самый долгожданный праздник в году. От всей души поздравляем с Новым годом, желаем мира, добра, поддержки близких, взаимопонимания в семье, счастья, радости и, конечно, крепкого здоровья. Пусть новый год принесет только хорошие события и подарит Читать далее…
-
dou166
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК
Журнал осмотра оборудования детских площадок (корпус 1) Журнал осмотра оборудования детских площадок (корпус 2) Перечень оборудования детских площадок Акт осмотра оборудования детских площадок (корпус 1) Акт осмотра оборудования детских площадок (корпус 2) Сертификаты на оборудование детских игровых площадок ( корпус Читать далее…
-
dou166
Безопасность детей-забота взрослых
Уважаемые родители! В настоящее время для мобильных устройств, работающих на базе iOs и Android, разработано и размещено приложение «МЧС России» для скачивания на соответствующих платформах. Данное приложение помогает мгновенно найти информацию о действиях Читать далее…
-
dou166
О мерах профилактики гриппа и ОРВИ
Что такое грипп Симптомы и профилактика гриппа О вакцинации Защити себя и близких
-
dou166
О проведении анкетирования родителей в онлайн режиме
В соответствии с планом мероприятий по минимизации «бытовой» коррупции в муниципальных образовательных организациях города Кирова, подведомственных департаменту образования администрации города Кирова приглашаем принять участие в анонимном анкетирования родителей с 21.11.2022 по 27.11.2022. Ссылка https://forms.yandex.ru/u/628e2c3995aa83f912695392/
-
dou166
Прокуратура города Кирова проведёт «горячую линию» по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
18 ноября 2022 года с 10 до 17 часов (перерыв с 13 час. до 13 час. 48 мин.) прокуратура города Кирова в рамках Дня правовой помощи детям проведёт прием сообщений по телефону «горячей линии» по вопросам защиты прав и законных Читать далее…
Государственные дошкольные образовательные организации в «зеленой» и «желтой» зонах возобновят свою деятельность с 1 августа
Государственные дошкольные образовательные организации в «зеленой» и «желтой» зонах возобновят свою деятельность с 1 августа
20/06 /2020 00:05
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В соответствии с решением Специальной республиканской комиссии Узбекистана по борьбе с коронавирусом, в целях обеспечения всех необходимых мер безопасности для здоровья детей и создания условий для при полном соблюдении санитарно-гигиенических правил, государственные дошкольные образовательные организации в «зеленой» и «желтой» зонах Республики Узбекистан возобновят свою деятельность с 1 августа 2020 года. Данный процесс будет осуществляться поэтапно согласно графику, утвержденному Министерство дошкольного образования.
Открытие государственных учреждений дошкольного воспитания 1 августа 2020 года, а не 15 июня, как было объявлено ранее Специальной республиканской комиссией, обусловлено рядом мер, которые необходимо принять для обеспечения максимально безопасного для здоровья пребывание детей и работников в учреждениях дошкольного воспитания после возобновления их деятельности, в том числе:
— обеспечение более 6000 государственных учреждений здравоохранения страны моющими, антисептическими и дезинфицирующими средствами в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами СанПиН 0355 -18 «Санитарно-гигиенические требования к содержанию, строительству и режиму работы объектов здравоохранения в Республике Узбекистан», а также бесконтактные пирометры и средства индивидуальной защиты;
— заготовка и доставка продуктов питания в детские сады с учетом того, что для недопущения порчи продуктов все продовольственные склады были освобождены сразу после приостановки деятельности детских садов в марте 2020 года;
— проведение ремонтных работ в начале учебного года и благоустройство своих территорий — в частности, озеленение и формирование деревьев с учетом неудовлетворительного состояния отдельных зеленых насаждений, а также приведение в надлежащий вид детских площадок за счет отсутствие работников во время приостановки деятельности дошкольного образования;
— проведение мероприятий по дезинфекции и обработке территорий и зданий детских садов, проверка готовности совместно с территориальными центрами санитарно-эпидемиологического благополучия;
— осуществление системной работы по привлечению необходимых финансовых средств для реализации всех подготовительных мероприятий по открытию дошкольного образовательного учреждения, с учетом приостановления финансирования на период карантина;
— создание условий для возвращения детей и работников в детские сады для прохождения медицинского освидетельствования;
— решение вопросов по снижению (с минимальными неудобствами для населения и работников дошкольного образования) возможных рисков, связанных с посещением детьми детского сада и привлечением работников, проживающих в «красных» зонах.
Министерство дошкольного образования еще раз напоминает, что руководствуется в первую очередь интересами детей и необходимостью создания безопасной развивающей среды.
В настоящее время Министерство дошкольного образования также проводит исследование мнений родителей по всей республике, по результатам которого уже выявлены случаи отказа родителей от посещения детского сада в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации. В связи с этим наблюдательные советы детских садов, в состав которых входят родители приемных детей, принимают решение об отсутствии необходимости возобновления деятельности отдельных детских садов при отказе полного состава детей от посещения данных детских садов в период пандемии.
Известно, что определенное недовольство у населения вызвало то, что возобновление деятельности частных детских садов, в отличие от государственных, решением Специальной республиканской комиссии разрешено с 15 июня 2020 года. Данное решение комиссии связано с тем, что в частных детских садах количество воспитанников в группах обычно меньше, количество групп ограничено, т. е. не большая концентрация детей, а также наличие у негосударственного сектора больше возможностей для оперативное начало деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Вместе с тем, на данный момент Министерством дошкольного образования и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан при поддержке Международного детского фонда ЮНИСЕФ разработан и находится на стадии окончательного утверждения проект Совместное постановление «Об утверждении временного положения об организации деятельности дошкольных образовательных организаций в период пандемии COVID-19», согласно которому на основании протокола заседания № 27 Специальной республиканской комиссии Республики Узбекистан по Контроля за коронавирусом от 2 июня 2020 года были разработаны:
— временное положение об организации деятельности дошкольного образования в период пандемии COVID-19;
— форма письма-приема законных представителей воспитанника детского сада;
— нормы расхода моющих и дезинфицирующих средств в детских садах;
— Форма журнала утреннего фильтра.
На основании правил, указанных в настоящем постановлении в государственных и негосударственных детских садах:
— все работники должны быть ознакомлены с санитарно-гигиеническими, противоэпидемическими правилами и нормами безопасности и обучены специалистами территориальных центров санитарно-эпидемиологического благополучия ;
— возобновление деятельности учреждения сестринского ухода допускается только при наличии гарантийного письма за подписью руководителя учреждения сестринского ухода об обеспечении надлежащих условий безопасного пребывания детей, и решения территориального центра санитарной и эпидемиологическое благополучие;
— для работников дошкольного образования обязательно ношение медицинских масок, а также соблюдение социальной дистанции;
— на территории дошкольного учреждения должны регулярно проводиться профилактические дезинфекционные работы;
— при повышенной температуре тела — при температуре тела выше 37°С, а также признаках ОРЗ (боль в горле, кашель, недомогание и др. ) посещение доврачебного отделения для работников и воспитанников запрещается;
— при обнаружении случаев Covid-19 в семье, в близком кругу друзей не отдавать ребенка в детский дом, а сразу сообщить в детский дом;
— не заходить на территорию детских садов, оставлять ребенка у входа в детские сады ответственному работнику;
— в случае осложнения эпидемиологической обстановки в районе расположения детского сада его деятельность приостанавливается по решению территориальных центров санитарно-эпидемиологического благополучия.
Министерство дошкольного образования просит строго соблюдать все предписанные меры профилактики и при обнаружении у вас или вашего ребенка симптомов коронавируса сообщить об этом руководству и персоналу дошкольного учреждения и обратиться к врачу в целях обеспечения безопасности вашего здоровья и не заражать других.
Обоснование оптимальных параметров факторов риска, существующих в образовательной среде для школьников, по показателям физического, психического и соматического здоровья
Посмотреть или скачать статью полностью:
УДК:
614. 72
DOI:
90216 8/здоровье .risk/2022.2.05.rusАвторы:
О.Ю. Устинова 1,2 , Зайцева Н.В. 1 , Д.А. Айсфельд 1
Организация:
1 Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками для здоровья, 614045, Российская Федерация, г. Пермь, ул. Монастырская, 82
2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Российская Федерация, г. Пермь, ул. Букирева, 15,
Реферат :
Школьники подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов риска, связанных с учебным процессом, питанием в школе, качеством атмосферного воздуха, воды, социально-экономическими условиями и др. Их интенсивность и сочетание во многом определяют показатели физического, соматического и психического здоровья детей. Целью нашего исследования была количественная оценка влияния комплекса факторов риска, существующих в образовательной среде, на основные показатели здоровья школьников. Обследован 661 ребенок, обучавшийся в четырех общеобразовательных учреждениях разного профиля. Образовательные процессы в каждом учреждении оценивались на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам. Психологическое тестирование включало тесты, направленные на оценку внимания, когнитивных функций, памяти и стресса. Лабораторные испытания проводились с использованием жидкостной и газовой хроматографии и спектрофотометрии. Питание в школах оценивалось на соответствие нормам, предусмотренным СанПиН 2.3/2.4.359.0-20. Социально-экономические факторы, влияющие на обследованных детей, оценивались по результатам социологического опроса. Все данные были подвергнуты статистическому анализу с использованием обычных статистических процедур и математического анализа. Влияние факторов риска на состав тела, заболеваемость и результаты психологического тестирования оценивали с помощью однофакторного логистического регрессионного моделирования связей «доза — вероятность реакции (эффекта)». Достоверность созданных моделей оценивалась по критерию Фишера.
Установлены параметры факторов риска, обеспечивающие отсутствие негативного влияния на здоровье школьников при одновременном воздействии. В статье представлены результаты сравнительного анализа образовательной среды в школах разных типов и ее соответствия установленным оптимальным параметрам, а также существующим нормативам. Мы также разработали некоторые рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды для современного школьника как в школе, так и во внеурочное время.
Ключевые слова:
детское население, факторы образовательного процесса, кровезаражение, социально-экономическое положение, питание, состав тела, структура заболеваемости, психологическое тестирование
Устинова О.Ю., Зайцева Н.В., Эйсфельд Д.А. Обоснование оптимальных параметров факторов риска, существующих в образовательной среде для школьников, по показателям физического, психического и соматического здоровья. Анализ рисков для здоровья, 2022, № 1, с. 2, стр. 48–63. DOI: 10.21668/health.risk/2022.2.05.eng
Литература:
- Прахин Е.И., Гуров В.А., Пономарева Е.В. Психосоматическая характеристика детей по результатам медико-педагогического мониторинга здоровьеформирующей деятельности в школе. Гигиена и санитария, 2018, т. 1, с. 97, нет. 7, стр. 635–641. DOI: 10.47470/0016-9900-2018-97-7-635-641.
- Шарапов А.Н. Нейроэндокринные аспекты стресса и расстройств поведения у подростков. Новые исследования, 2017, т. 1, с. 53, нет. 4, стр. 15–33 (на русском языке).
- Колдибекова Ю.В., Землянова М.А., Зайцева Н.В., Цинкер М.Ю., Ухабов В.М. Обоснование биомаркерного профиля негативных показателей у детей в условиях сочетанного воздействия средовых и воспитательных факторов. Гигиена и санитария, 2020, т. 1, с. 99, нет. 11, стр. 1236–1245. DOI: 10.47470/0016-9900-2020-99-11-1236-1245.
- Потребный Т., Вийум Н., Хаугстведт А., Соллеснес Р., Торсхейм Т., Вольд Б., Туэн Ф. Жалобы на здоровье подростков в Норвегии: двадцатилетний взгляд на тенденции. ПЛОС Один, 2019, том. 14, нет. 1, стр. e0210509. DOI: 10.1371/journal.pone.0210509
- Смагулов Н.К., Смагулов М.Н. Математическая оценка функционального напряжения организма школьников в процессе обучения и прохождения единого национального тестирования. Гигиена и санитария, 2018, т. 1, с. 97, нет. 9, стр. 858–863. DOI: 10.18821/0016-9900-2018-97-9-858-863 (на русском языке).
- Мыльникова И.В., Богданова О.Г. Алиментарно-зависимая распространенность у детей разных возрастных групп (на примере промышленного центра Иркутской области). Гигиена и санитария, 2020, т. 1, с. 99, нет. 10, стр. 1139–1144. DOI: 10.47470/0016-9900-2020-99-10-1139-1144.
- Ивашкин В.Т., Маев И.В., Шульпекова Ю.О., Баранская Е.К., Охлобыстин А.В., Трухманов А.С., Лапина Т.Л., Шептулин А.А. Диагностика и лечение дискинезии желчевыводящих путей: клинические рекомендации Российской гастроэнтерологической ассоциации. Российский журнал гастроэнетерологии, гепатологии, колопроктологии, 2018, т. 1, с. 28, нет. 3, стр. 63–80 (на русском языке).
- Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного воздействия факторов внешней среды. Оренбургский медицинский вестник, 2018, т. 1, с. VI, нет. 2 (22), с. 4–13 (на русском языке).
- Алеман-Диас А.Ю., Бакхаус С., Зиберс Л.Л., Чуквуяма О., Фенски Ф., Хенкинг С.Н., Каминска К., Куттумуратова А., Вебер М.В. Здоровье детей и подростков в Европе: мониторинг реализации политики и предоставления услуг. Ланцет Чайлд Адолеск. Здоровье., 2018, т. 1, с. 2, нет. 12, стр. 891–904. DOI: 10.1016/s2352-4642(18)30286-4
- Богомолова Е.С., Кузьмичев Ю.Г., Бадеева Т.В., Писарева А.Н., Ашина М.В., Ковальчук С.Н. Комплексная оценка состояния здоровья школьников города по данным усиленных медицинских осмотров (1980–2015). Медицинский альманах, 2016, т. 1, с. 42, нет. 2, стр. 63–66 (на русском языке).
- Савина А.А., Леонов С.А., Сон И.М., Фейгинова С.И. Вклад отдельных возрастных групп в заболеваемость по данным обращения за медицинской помощью в федеральных округах Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения, 2018, т. 1, с. 61, нет. 3, с. 1 (на русском языке).
- Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Кучма Н.Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине. Гигиена и санитария, 2017, т. 1, с. 96, нет. 11, стр. 1024–1028. DOI: 10.18821/0016-9900-2017-96-11-1024-1028.
- Ткачук Е.А., Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка интенсивности воспитательной работы и адаптационного потенциала детей в школах традиционного и профильного типов. Гигиена и санитария, 2019, т. 1, с. 98, нет. 10, стр. 1129–11234. DOI: 10.18821/0016-9900-2019-98-10-1129-1134 (на русском языке).
- Вазлеев В.А. Содержание кадетского воспитания и образования. Молодой ученый, 2018, т. 1, с. 189, нет. 3, стр. 178–181 (на русском языке).
- Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты информатизации образования. 2-е изд. Москва: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. 168 с. (на русском).
- Рукавкова Е.М. Особенности группового обучения гигиене с углубленным изучением некоторых предметов. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки, 2014, т. 1, с. 1, нет. 7, стр. 169–170 (на русском языке).
- Гринвуд Д.К., Триплтон Д.Э., Эванс К.Э.Л., Клегхорн К.Л., Никьяер К., Вудхед К., Берли В.Дж. Связь между подслащенными сахаром и искусственно подслащенными безалкогольными напитками и диабетом 2 типа: систематический обзор и метаанализ доза-реакция проспективных исследований. бр. Ж. Нутр., 2014, т. 1, с. 112, нет. 5, стр. 725–734. DOI: 10.1017/S0007114514001329
- Портнов Н.М., Мосов А.В. Ключевые продукты организованного детского питания. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья, 2015, №1. 4, стр. 22–27 (на русском языке).
- Филимонов С.Н., Тапешкина Н.В., Коскина Е.В., Власова О.П., Ситникова Е.М., Свириденко О.А. Состояние фактического питания детей школьного возраста. Гигиена и санитария, 2020, т. 1, с. 99, нет. 7, стр. 719–724. DOI: 10.47470/0016-9900-2020-99-7-719-724.
- Неинфекционные заболевания: Избыточный вес и ожирение у детей. ВОЗ, 2020 г. Доступно по адресу: https://www.who.int/dietphysicala¬ctivity/childhood/en/ (07.02.2021).
- Алексеев В.Б., Лир Д.Н., Лужецкий К.П., Шур П.З. Внедрение образовательной программы по вопросам здорового питания для групп населения с особенностями воздействия факторов внешней среды в рамках национального проекта «Демография». Гигиена и санитария, 2020, т. 1, с. 99, нет. 12, стр. 1412–1417. DOI: 10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417 (на русском языке).
- Погожева А.В., Смирнова Е.А. Образовательные программы для населения в области здорового питания – основа профилактики неинфекционных заболеваний. Гигиена и санитария, 2020, т. 1, с. 99, нет. 12, стр. 1426–1430. DOI: 10.47470/0016-9900-2020-99-12-1426-1430 (на русском языке).
- Роберто К.А., Суинберн Б., Хоукс К., Хуанг Т.Т.-К., Коста С.А., Эш М., Цвикер Л.,
Коули Дж.Х., Браунелл К.Д. Неоднородный прогресс в профилактике ожирения: новые примеры, укоренившиеся барьеры и новое мышление. Ланцет, 2015, т. 1, с. 385, нет. 9985, стр. 2400–2409. DOI: 10.1016/S0140-6736(14)61744-X - Перваниду П., Хрусос Г.П. Стресс и ожирение/метаболический синдром в детском и подростковом возрасте. Междунар. Дж. Педиатр. Обес., 2011, т. 1, с. 6, нет. S1, стр. 21–28. DOI: 10.3109/17477166.2011.615996
- Ван дер Валк Э.С., Савас М., ван Россум Э.Ф.К. Стресс и ожирение: есть ли более восприимчивые люди? Курс. Обес. Респ., 2018, т. 1, с. 7, нет. 2, стр. 193–203. DOI: 10.1007/s13679-018-0306-y
- Амгалан Г., Погорелова И.Г. Школьная среда и факторы риска, влияющие на физическое развитие и здоровье учащихся [обзорная статья]. Международный научно-исследовательский журнал, 2015, т. 1, с. 32, нет. 1–4, стр. 8–12 (на русском языке).
- Писарева А.Н. Образ жизни и поведение, факторы риска формирования здоровья школьников. Медицинский альманах, 2017, т. 1, с. 47, нет. 2, стр. 49–52 (на русском языке).
- Oliveira M., Slezakova K., Delerue-Matos C., Pereira M. C., Morais S. Оценка качества воздуха в дошкольных учреждениях (дети 3–5 лет) с акцентом на элементный состав PM10 и PM2,5. Окружающая среда. Загрязн., 2016, т. 1, с. 214, стр. 430–439. DOI: 10.1016/j.envpol.2016.04.046
- Тан С.Ю., Правина С.М., Абидин Э.З., Чима М.С. Количественная оценка тяжелых металлов в классной пыли в школьной среде и ее влияние на здоровье детей в Раванге (Малайзия). Окружающая среда. науч. Загрязн. Рез. междунар., 2018, т. 1, с. 25, нет. 34, стр. 34623–34635. DOI: 10.1007/s11356-018-3396-х
- Состояние здоровья детей и подростков в Европе. Европейское региональное бюро ВОЗ, 2018 г. Доступно по адресу: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/381139/situation-chi… (19.09.2021).
- Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка воздействия электронной информационно-образовательной среды современной школы на детей. Вестник новых медицинских технологий, 2019, № 1, с. 3. DOI: 10.24411/2075-4094-2019-16380.
- Орбен А., Пшибыльский А.