Евросоюз и зона Шенгена. В чем различия?
Россияне, планирующие свой отдых, учебу или работу в Европе, оформляют шенгенскую визу. Для многих понятие Шенгена и Евросоюза одинаковы, в нашей статье мы разберем, почему это не так, в чем главные отличия, а также какие опции имеются для путешествий по странам Европы.
История Шенгена началась в 1985 году, когда Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция и Германия решили заключить соглашение. Представители стран договорились об отмене визового режима и таможенного контроля. Соглашение назвали шенгенским в честь люксембургской деревни, где проходили переговоры.
В течение 10 лет парламенты государств согласовывали условия соглашения, поэтому оно вступило в силу только в 1995 году.
С тех пор границы Шенгенской зоны постоянно менялись. В 1995 году к соглашению присоединились Испания и Португалия, в 2001 году – Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция, в 2008 году – Швейцария.
-
Отмена визового режима внутри границ для граждан Шенгенской зоны;
-
Унификация виз и правил въезда и выезда для иностранцев;
-
Налаживание коммуникации между полицией и судами.
В чем же отличия Шенгенской зоны и Евросоюза?
Первым главным отличием являются разные границы. Главы государств Норвегии, Швейцарии, Исландии и Лихтенштейна подписали Шенгенское соглашение, но эти страны так и не вступили в Европейский союз. Помимо перечисленных стран, в карту Шенгена также входят территории Канарских и Азорских островов и Мадейра.
Второе отличие заключается в том, что Европейский союз подразумевает не только свободное перемещение внутри своих границ, но также и добровольную передачу части своих полномочий в пользу Совета Европейского союза и Европарламента.
Также отметим, что действие шенгенского соглашения не распространяется на следующих территориях: на Фарерских островах и в Гренландии, Шпицбергене и Медвежьих островах, Сен-Бартельми и Сен-Мартене, Мартинике, Реюньоне и Майотте.
В первой очереди среди кандидатов на вступление в Шенгенскую зону находятся Черногория, Кипр, Хорватия, Румыния и Болгария. По разным причинам сроки присоединения постоянно переносятся, Болгарии и Румынии отказали из-за высокого уровня преступности и коррупции, Кипру – из-за конфликта с Турцией.
Несмотря на это, россияне могут посещать Болгарию, Хорватию, Кипр и Румынию по шенгенской визе. Для того, чтобы приехать в Черногорию виза не нужна.
Страны Шенгенского соглашения выдают визы четырех типов:
А – транзитная виза, которая действует только в пределах международного аэропорта, в котором вы проходите транзит;
В – транзитная виза, выдается сроком до 5 дней;
С – однократная или многократная;
D – национальная, которая действует только в стране выдачи.
Конечно, наиболее востребованной среди путешественников является виза категории С. Получив ее, вы сможете проводить в странах Шенгенской зоны 90 дней из 180. Таким образом, получив визу категории С на один год в Италии, можно провести в Италии 90 дней подряд в первом полугодии, а затем еще 90 дней во втором полугодии.
Чтобы оформить визу, необходимо предоставить следующие документы в визовый центр:
-
загранпаспорт, действующий 3 месяца после путешествия;
-
паспорт гражданина РФ;
-
заполненную анкету;
-
фотографии 35*45 мм;
-
медицинскую страховку, действительную во всех странах, планируемых к посещению;
-
документы, подтверждающие бронь места проживания;
-
выписку из банка. Каждая страна определяет необходимый размер денежных средств на расчетном счете самостоятельно;
-
обратный билет или другие подтверждения того, что целью поездки не является незаконная иммиграция.
Для открытия визы каждому иностранцу необходимо 1 раз в 5 лет сдавать биометрические данные: цифровое фото и отпечатки пальцев.
Каждый россиянин может подать документы на оформление визы в визовом центре той страны, в которую он планирует приехать. Если вы планируете посетить сразу несколько стран Шенгенской зоны, заявление подают в той стране, где проведут большего всего времени.
С 2020 года правила получения шенгенской визы подверглись изменениям. Теперь многократную визу на год откроют россиянам, которым за последние два года уже выдали три краткосрочные визы. Россияне, которые в 2019-2020 годах получали визу на год, смогут получить шенгенскую визу на 2 года.
Для тех, кто много путешествует и хочет сэкономить время на оформление виз, оптимальным решением становится получение европейского ВНЖ, позволяющее проводить в странах Евросоюза и Шенгенского соглашения 90 дней из 180 и без ограничений проживать в той стране, где был оформлен вид на жительство. Оснований для получения временного вида на жительство в Европе несколько: брак с гражданином ЕС, учеба в европейских учебных заведениях, официальное трудоустройство, длительное медицинское лечение. Помимо этого, есть инвестиционный путь получения ВНЖ. Стать резидентом можно при соблюдении условий специальной иммиграционной программы: это может быть покупка недвижимости от определенной суммы, денежный депозит, открытие бизнеса и создание рабочих мест, покупка государственных облигаций или пожертвования в фонды.
Программы ВНЖ за инвестиции действуют на Мальте, в Португалии, Греции, Испании, Италии и на Кипре.
Какие преимущества открывает европейский ВНЖ?
- Право проживания на территории страны для инвестора и его семьи
- Безвизовые путешествия по странам Шенгена и Евросоюза
- Въезд в Европу даже при условии закрытых границ (что было особенно актуально во время пандемии)
- Доступ к европейскому образованию и здравоохранению
- Оптимизация налогов
- Право открывать банковские счета и вести финансовую деятельность, регистрировать компании.
- Отправная точка к получению ПМЖ и гражданства спустя несколько лет проживания.
Как на практике проявляется различие между Шенгенской зоной и Евросоюзом
ВНЖ Португалии, страны Евросоюза, входящей в зону Шенгена, предоставляет право путешествовать без виз во всей Европе.
Кипр тоже в ЕС, но не часть Шенгена, и безвизового проезда нет. При этом россияне могут попасть на остров как по шенгенской визе, так и, например, с про-визой, позволяющей однократный въезд и пребывание 90 дней.
Какие страны входят в Шенген
Всего 26 государств: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
Страны — члены Евросоюза
27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Какие программы получения ВНЖ в Европе актуальны в 2022 году?
Португалия
Программа получения ВНЖ за инвестиции в Португалии – одна из самых успешных в Европе. По условиям «золотой визы» инвестор должен либо приобрести недвижимость от €280 000 в определенных, негустонаселенных регионах страны, либо совершить прямые инвестиции в экономику в размере €1 500 000 или отркрыть компанию и создать 10 рабочих мест.
На данный момент программа приостановлена для граждан РФ и Республики Беларусь.
Альтернативной возможностью оформить португальский ВНЖ является виза D7 для финансово независимых лиц.
В данной программе нет требований к источнику вашего дохода, главное, чтобы он был легальным, регулярным и удаленным. Минимальный доход составляет €705 в месяц. Кроме того, заявитель должен открыть депозит на €30 000 и официально арендовать жилье на продолжительный период.
Данная программа предполагает постоянное проживание резидента в Португалии. Минимальные сроки проживания – 193 дня беспрерывно или 8 месяцев (с выездами) в течение 2 лет.
Кипр
Условием получения постоянного вида на жительство (ПМЖ) Кипра является приобретение недвижимости стоимостью от €300 000 и выше. При этом объект под инвестиции должен быть первичным жильем непосредственно от застройщика, а покупка вторичной недвижимости не допускается.
Программа не обязывает постоянно проживать на Кипре, достаточно приезжать один раз в два года. Главные преимущества – ПМЖ является бессрочным и распространяется на всех членов семьи главного заявителя.
Статус резидента дает возможность оформить гражданство Кипра, страны Евросоюза, через 5 лет при соблюдении всех необходимых условий.
Греция
Золотая виза Греции была основана в 2013 году. Она позволяет получить вид на жительство при покупке недвижимости на сумму от €250 000. Вид на жительство выдается на 5 лет.
Его можно продлевать неограниченное количество раз, при этом не проживая в Греции.
К сожалению, данная программа временно не доступна для граждан России и Республики Беларусь.
Чтобы получить ВНЖ в Европе и безвизовый доступ в страны Шенгенского соглашения, а также другие преимущества, обратитесь к экспертам Astons за индивидуальной консультацией.
Румынию и Болгарию снова не пустили в Шенген. Хорватию — взяли
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Совет министров внутренних дел и юстиции стран Евросоюза вновь отказал Румынии и Болгарии в присоединении к Шенгенской зоне. В Шенген приняли только одну новую страну — Хорватию. Прием Болгарии и Румынии заблокировали Австрия и Нидерланды.
«Когда мы едины, мы сильны. И, конечно, в этом вопросе о Болгарии и Румынии мы оказались не едины. И это меня печалит», — сказала журналистам после заседания министров член Еврокомиссии Юльва Юханссон.
Европейская комиссия и Европейский парламент уже довольно давно пришли к выводу, что обе страны готовы присоединиться к Шенгенской зоне и отвечают необходимым формальным требованиям, в том числе в том, что касается пограничного контроля, защиты данных и визовой политики.
Но Австрия и Нидерланды все-таки подозревают, что пограничники и чиновники двух южных стран все еще слишком склонны к коррупции и будут пропускать в Шенгенскую зону нелегальных иммигрантов за деньги.
- Шенген под угрозой. Европейские лидеры обсуждают миграцию
- «Посещение Европы — это привилегия»: как страны Шенгена хотят ограничить туризм из России
Канцлер Австрии Карл Нехаммер ранее заявил, что Вена выступает против вступления Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону.
«Нам нужно больше времени. На данный момент у нас в Австрии 75 тысяч незарегистрированных нелегальных мигрантов — это означает, что они пересекли внешнюю границу ЕС и добрались до Австрии. Сначала нужно решить эту проблему», — сказал он.
Нехаммер призвал разработать план укрепления европейских границ и попросил отложить голосование по совместной заявке Болгарии и Румынии до августа следующего года.
Австрия утверждает, что новый приток просителей убежища через западно-балканский маршрут демонстрирует неспособность справиться с миграцией — хотя через Румынию этот маршрут не проходит.
«Миграционные потоки проходят не через Румынию, а в основном через Сербию», — отреагировал министр внутренних дел Румынии Лучиан Боде.
- Устоит ли Шенген под наплывом мигрантов?
Нидерланды не возражают против присоединения Румынии, но по-прежнему выступают против приема Болгарии.
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте поставил под сомнение способность Болгарии охранять свои внешние границы и намекнул, что мигранты могут незаконно попасть в страну, заплатив 50 евро пограничникам.
«Я не говорю, что это будет происходить, но я хочу четких гарантий, что этого не произойдет», — сказал Рютте, добавив, что, по его мнению, Болгария сможет присоединиться к Шенгенскому соглашению в следующем году.
Разумеется, эти комментарии вызвали возмущение в Софии. «Недавно были убиты трое болгарских полицейских, защищавших внешнюю (европейскую) границу, — написал президент Болгарии Румен Радев в «Твиттере». — А сегодня премьер-министр Марк Рютте высказывает недопустимые предположения, что эту границу можно пересечь за 50 евро. Вместо европейской солидарности Болгария получает цинизм!»
Европейская комиссия заявила, что ей ничего не известно о ставке в 50 евро за пересечение границы. Комиссия считает, что и Болгария, и Румыния вполне способны охранять внешние границы ЕС и Шенгена.
«Немногие остающиеся сомнения носят политический характер, и они отвлекают внимание от двух простых фактов: благодаря расширению Шенгена мы становимся сильнее, а не слабее, — сказал журналистам вице-президент Европейской комиссии Маргаритис Схинас перед заседанием в четверг. — А во-вторых, расширение Шенгена означает больше контроля над границами, а не меньше».
Чехия, в настоящее время председательствующая в ЕС, предложила организовать в четверг два отдельных голосования: одно по Хорватии и второе по Болгарии и Румынии.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Проблемы нелегальной миграции по-прежнему на первом плане
Однако дипломаты признавали, что даже если Румынии удалось бы преодолеть сопротивление Австрии, путь в Шенген ей все равно был бы на ближайшее время закрыт, поскольку ее заявка тесно связана с заявкой Болгарии.
«Разделить их очень сложно по юридическим и техническим причинам. Совету Европы придется запросить мнение Европейского парламента, прежде чем он сможет вернуться к этому вопросу», — сказал один из дипломатов ЕС.
- Будущее Шенгена: вернется ли паспортный контроль?
Для вступления в Шенген требуется единогласное решение всех стран-участниц.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Румыния и Болгария пытаются вступить в Шенген с 2011 года — на несколько лет дольше Хорватии.
Иван Демерджиев, временный министр внутренних дел Болгарии, заявил, что в случае неудачного исхода голосования его страна примет ответные меры против Австрии и Нидерландов, не уточнив при этом, что это будет означать на практике.
Президент Румынии Клаус Йоханнис предупредил о «росте евроскептицизма» в стране, если переговоры снова провалятся.
Румыния и Болгария стали членами ЕС в 2007 году, а в 2011 подали заявку на вступление в Шенгенскую зону.
Тогда против выступили Франция, Германия, Швеция, Нидерланды, Финляндия и Бельгия. Они считали, что в этих двух южных странах еще слишком сильны коррупция и организованная преступность.
Однако в этом году сначала Эммануэль Макрон, потом Олаф Шольц, а затем и остальные противники расширения Шенгена изменили позиции.
В 2011 году Европарламент с большим перевесом одобрил болгарскую и румынскую заявку на вступление в Шенген — 487 депутатов проголосовали за, 77 против и 29 воздержались. В октябре 2022 годаевропейские парламентарии приняли новую, уже пятую по счету резолюцию с предложением одобрить немедленный прием Болгарии и Румынии в Шенген.
Но всего несколько дней спустя парламент Нидерландов принял собственную резолюцию, призывающую правительство наложить вето на эти заявки: законодатели посчитали, что коррупция и организованная преступность в Болгарии и Румынии представляют «риск для безопасности Нидерландов и всей Шенгенской зоны».
В «Индексе восприятия коррупции», ежегодно публикуемом Transparency International, среди всех стран ЕС Румыния и Болгария занимают последние места. При этом их лишь незначительно опережают, например, Венгрия и Греция — давние члены Шенгенского соглашения.
- Шенген — маленький городок, который уничтожил границы
Шенгенское соглашение позволяет пересекать границы стран-членов без паспорта и пограничного контроля. В настоящее время в нее входят 26 стран, включая 22 государства ЕС, а также Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария — в сумме это 420 миллионов граждан.
Из стран Евросоюза только Ирландия, которая много десятилетий входит в т.н. Единую зону передвижения (Common Travel Area) с Великобританией, и Кипр, который по-прежнему разделен на север и юг, не подали заявки на вступление в Шенгенскую зону.
Шенгенские визы
Общая информация
Шенгенская виза выдается гражданам третьих стран, перечисленных в Приложении I Регламента (ЕС) 2018/1806. Эта виза позволяет владельцу находиться в Шенгенской зоне до 90 дней (в любой 180-дневный период) с целью туризма, бизнеса, посещения семьи, лечения, учебы, стажировки или волонтерской деятельности, которая длится менее 3 месяцев. или для другой деятельности, не связанной с прибылью. Он также разрешает транзит через территорию и аэропорты.
Шенгенская зона охватывает 26 европейских стран без пограничного контроля между ними: Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург , Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция и Швейцария.
Шенгенская виза позволяет владельцу въезжать в любое из шенгенских государств и пересекать их территорию транзитом, но не дает автоматически права на въезд в Шенгенскую зону. Пограничные органы могут отказать во въезде, если владелец визы не предоставит подтверждение цели и особенностей поездки, или при несоблюдении каких-либо других требований для въезда (см. раздел «Условия въезда в Испанию»). заявитель должен заполнить и подписать официальную форму заявления, заполнив каждый из его разделов.Если заявитель является несовершеннолетним, заявление должен подписать один из его родителей.
2. Фотография. цветная фотография, сделанная на светлом фоне лицом вперед, без темных или светоотражающих очков, а также одежды, скрывающей овал лица. На фотографиях несовершеннолетних не должно быть видно какой-либо части взрослого, держащего их.0003 3. Действительный паспорт с неистекшим сроком действия. Оригинал и ксерокопия страницы или страниц паспорта, содержащих биометрические данные. Паспорт должен быть действителен не менее 3 месяцев после запланированной даты выезда из Шенгенской зоны. Он также должен содержать не менее двух чистых страниц. Паспорта, выданные более 10 лет назад, не принимаются. 4. Туристическая медицинская страховка. Страховка должна покрывать расходы на репатриацию по медицинским показаниям или смерть, а также на неотложную медицинскую помощь и/или неотложную стационарную помощь в течение всего пребывания и на всей территории Шенгенского соглашения. Страховое покрытие должно составлять не менее 30 000 евро или эквивалент этой суммы в местной валюте. Если заявка подается на многократную визу, медицинская страховка должна быть действительна для первого запланированного въезда. Заявитель должен взять на себя обязательство приобрести страховку для будущих поездок. 5. Оплата визового сбора. Размер визового сбора составляет 80 евро для лиц старше 12 лет и 40 евро для детей от 6 до 11 лет. Дети в возрасте до 5 лет освобождаются от сбора. Различные сборы применяются к гражданам Армении, Азербайджана, Беларуси, Кабо-Верде и России в соответствии с соответствующими соглашениями об упрощении визового режима, оформленными с этими странами. Консульский сбор (рупии) до истечения срока действия визы.
7. Подтверждение проживания в консульском округе.
При необходимости рассмотрения заявления консульское управление может запросить дополнительные документы или данные, а также может попросить заявителя явиться на личное собеседование.
Принимаются только те заявки, которые соответствуют требованиям, указанным в разделах 1, 2, 3 и 5.
Процедура
Это консульское учреждение правомочно принимать заявления на получение визы от граждан третьих стран, проживающих в консульском округе, которые едут в Испанию в качестве своего единственного или основного пункта назначения.
- Кто может подать заявление на получение визы: Заявления должны быть поданы лично. Если заявитель является несовершеннолетним, заявление должны подать его законные представители.
- Место Представление : Заявки должны быть поданы через BLS
- Период подачи виз. запланированная дата поездки. Моряки могут подать заявление на получение визы до 9месяцев до даты поездки.
- Доказательство получения: При подаче заявления на получение визы консульское управление предоставит заявителю подтверждение получения заявления с кодом, позволяющим проверить статус досье по следующей ссылке: https: //sutramiteconsular.maec.es/Home.aspx
- Сбор биометрических данных: Изображение лица и отпечатки пальцев заявителя будут сняты во время процедуры подачи заявления на визу. Заявители младше 12 лет и заявители, у которых были взяты отпечатки пальцев в течение последних 59 лет.месяца освобождаются от снятия отпечатков пальцев. Однако в последнем случае, если отпечатки пальцев заявителя некачественные, консульский отдел потребует, чтобы они вернулись для повторного снятия отпечатков пальцев.
- Исправление заявления: Консульское управление может попросить заявителя представить недостающие документы или предоставить дополнительные документы или данные, необходимые для принятия решения по заявлению. Заявитель также может быть вызван на личное собеседование.
- Разрешение, предоставляемое визой: Виза не дает автоматически права на въезд в Шенгенскую зону. Путешественник должен соответствовать всем законным требованиям для въезда (см. раздел «Условия въезда в Испанию»).
- Отказ в выдаче визы: Об отказе в выдаче визы всегда сообщается в письменной форме с указанием оснований, на которых было принято решение.
- Апелляции: В случае отказа в выдаче визы заявитель может подать апелляцию на повторное рассмотрение в данное консульское учреждение в течение 1 месяца со дня, следующего за днем получения уведомления об отказе. Ходатайство о судебном пересмотре также может быть подано судье Высокого суда Мадрида в течение 2-месячного периода, начинающегося на следующий день после даты, когда заявитель получает уведомление об отказе в выдаче визы или об отклонении апелляции о пересмотре.
- СПИСОК НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ШЕНГЕНСКОЙ ВИЗЫ.
Жалобы или предложения относительно полученных услуг или процедуры подачи заявления на получение визы можно подать в режиме онлайн через этот веб-сайт. Они также могут быть представлены в письменной форме в это консульское учреждение.
Защита данных
Обработка персональных данных заявителей на визу осуществляется в соответствии с Общими правилами защиты данных.
Лица, желающие воспользоваться своими правами на доступ, исправление и удаление своих личных данных в Визовой информационной системе (ВИС), могут сделать это, обратившись в Министерство иностранных дел, Европейского союза и сотрудничества:
Министерство иностранных дел , Европейский союз и сотрудничество
Inspección General de Servicios
Почтовый адрес: Plaza de la Provincia, 1, Madrid, España
Электронная почта: [email protected]
Для этого можно использовать следующие формы:
- Право доступа (испано-английская версия)
- Право на исправление (испано-английская версия)
- Право на удаление (испано-английская версия)
Лица, которым было отказано в выдаче визы, поскольку им запрещен въезд Шенгенская зона может воспользоваться своими правами на доступ, исправление и удаление своих личных данных в Шенгенской информационной системе (ШИС), обратившись в Министерство внутренних дел.
Чтобы получить дополнительную информацию о ваших правах и обязанностях, а также о том, как реализовать свои права на доступ, исправление и удаление данных, включенных в SIS, посетите веб-сайт Испанского агентства по защите данных.
Основное законодательство
Визовый кодекс Сообщества
- Регламент (ЕС) № 810/2009 Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г., устанавливающий Визовый кодекс Сообщества (Визовый кодекс).
- Регламент (ЕС) 2019/1155 Европейского парламента и Совета от 20 июня 2019 г., вносящий поправки в Регламент (ЕС) № 810/2009, устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс).
Мнения ЕС по странам, 2018 г.
(Микеле Спатари/NurPhoto через Getty Images)В течение десятилетий после опустошения и страданий Второй мировой войны основатели того, что впоследствии станет Европейским союзом, стремились построить новую Европу, «еще более тесный союз», связанный экономическими и политическая интеграция, а также общий набор ценностей. Несмотря на потрясения, связанные с такими событиями, как европейский долговой кризис, массовый приток беженцев и Brexit, европейцы продолжают верить, что ЕС стоит за благородные цели.
В 10 европейских странах, недавно опрошенных Pew Research Center, в среднем 74% говорят, что ЕС способствует миру, и большинство также считает, что он продвигает демократические ценности и процветание. Однако европейцы также склонны описывать Брюссель как неэффективный и навязчивый, и, в частности, они считают, что ЕС оторван от реальности — в среднем 62% говорят, что он не понимает нужд своих граждан.
Многие также беспокоятся об экономическом будущем. В этих 10 странах в среднем 58% считают, что, когда дети в их стране вырастут, их финансовое положение будет хуже, чем у их родителей; только 30% считают, что им будет лучше.
Иммиграция в некоторые страны вызывает серьезные опасения. Большинство или большинство в большинстве стран хотят, чтобы в их страну пускали меньше иммигрантов. Многие считают, что иммигранты, как правило, остаются отличными от более широкой культуры и что иммиграция увеличивает риск терроризма.
Опрос также показал, что взгляды на ЕС и вызовы, стоящие перед Европой, сильно различаются в разных странах, включенных в исследование. В целом отношение к ЕС в основном положительное. Большинство опрошенных в большинстве стран выражают положительное мнение об учреждении, базирующемся в Брюсселе, примерно семь из десяти в Польше и Испании придерживаются такой точки зрения. Однако менее половины относятся к ЕС благожелательно в Греции и Соединенном Королевстве (которое на момент написания этой статьи обсуждает выход из ЕС, первоначально запланированный на 29 марта)., 2019).
По мере приближения майских выборов в Европейский парламент отношение к общеевропейскому законодательному органу неоднозначно, хотя общие оценки несколько более благоприятны (в среднем 50%), чем неблагоприятны (45%). Своими негативными оценками вновь выделяются Великобритания и Греция, а немцы и французы разделились практически поровну.
ИСПРАВЛЕНИЕ (19 марта 2019 г.): Приведенная выше диаграмма была исправлена, чтобы отразить ошибку в отчете об отрицательном отношении к ЕС среди тех, кто положительно и отрицательно относится к СИРИЗА в Греции, Йоббик в Венгрии и Инсумизе во Франции. . Название диаграммы также было изменено.
Внутри стран взгляды на ЕС расходятся по идеологическим и демографическим признакам, при этом молодые люди и левые политические взгляды высказывают более позитивные мнения. Между тем, негативные взгляды особенно распространены среди сторонников правых популистских партий. (Подробнее о классификации популистских партий см. в Приложении.) Например, 62% немцев, положительно оценивающих «Альтернативу для Германии» (АдГ), отрицательно относятся к ЕС, по сравнению с 29% тех, кто оценивает АдГ. отрицательно.
В Испании сторонники левой популистской партии Подемос также склонны давать ЕС негативную оценку. Однако те, кто позитивно относится к левым популистским партиям во Франции (La France Insoumise) и Греции (Syriza), с большей вероятностью будут иметь положительное мнение о ЕС.
Европейцы столкнулись с рядом экономических проблем в последние годы, и финансовые опасения, которые испытывают многие из них, ясно отражены в результатах опроса. Значительное число европейцев считают, что финансовое положение обычных людей в их стране не улучшилось за последние два десятилетия. В Греции, Италии и Испании — трех южных европейских странах, сильно пострадавших от финансового кризиса — подавляющее большинство говорит, что среднестатистические люди живут хуже, чем 20 лет назад. И примерно половина или более разделяют эту точку зрения во Франции и Великобритании. Двумя заметными исключениями являются Польша и Швеция, где примерно двое из трех считают, что люди в целом более обеспечены в финансовом отношении.
Взгляды на недавнее экономическое прошлое в некоторых странах расходятся. Немцы, положительно оценивающие Христианско-демократический союз (ХДС) канцлера Ангелы Меркель, видят последние 20 лет гораздо более позитивно, чем те, кто оценивает партию негативно. Только 33% сторонников ХДС говорят, что ситуация ухудшилась, по сравнению с 61% тех, кто не поддерживает ХДС.
Точно так же только 45% французов, положительно оценивающих En Marche президента Эммануэля Макрона, считают, что дела ухудшились, по сравнению с 66% людей, отрицательно оценивающих En Marche.
Также широко распространен пессимизм в отношении экономического будущего. Большинство в большинстве опрошенных стран говорят, что, когда дети в их стране вырастут, они будут в худшем финансовом положении, чем их родители, в том числе восемь из десяти жителей Франции, которые придерживаются этой точки зрения. Польша снова выделяется тем, что имеет более позитивные взгляды: 59% поляков с оптимизмом смотрят на экономические перспективы следующего поколения.
В то время как экономические проблемы были постоянным предметом дебатов о будущем Европы в последние годы, иммиграция также была постоянной и противоречивой темой. Во многих странах существует сильное желание уменьшить иммиграцию — примерно семь из десяти или более хотят меньше иммигрантов в Греции, Венгрии и Италии. Эта точка зрения менее распространена во Франции, Нидерландах, Великобритании и Испании, где примерно четверо из десяти или меньше говорят, что хотят меньше иммиграции.
Беспокойство общественности по поводу иммиграции часто связано с культурой и предполагаемой связью с терроризмом. В 10 опрошенных странах в среднем 51% считают, что иммигранты хотят оставаться отличными от общества в целом, а 38% считают, что они хотят перенять национальные обычаи и образ жизни. В среднем 57% говорят, что иммиграция увеличивает риск терроризма в их стране, а 38% считают, что это не так.
Однако многие видят в иммиграции положительные стороны, в том числе считают, что иммигранты делают свою страну сильнее благодаря своему упорному труду и талантам.
Большинство также поддерживает поощрение высококвалифицированных специалистов приезжать в их страну на работу, а в среднем 77% поддерживают прием беженцев из стран, где люди спасаются от насилия и войны.
В некоторых странах люди обеспокоены эмиграцией . Восемь из десяти или более в Греции, Испании, Италии и Венгрии говорят, что люди, покидающие свою страну для работы в других странах, являются очень большой или умеренно большой проблемой, и 68% поляков также выражают это мнение.
В дополнение к экономическим потрясениям и проблемам, связанным с иммиграцией, в последнее десятилетие также произошли изменения в статусе европейских стран на мировой арене. Особенно это касается Германии. В 10 опрошенных европейских странах 47% в среднем говорят, что Германия играет более важную роль, чем десять лет назад, в то время как 36% считают, что она играет такую же важную роль, и только 15% считают ее менее важной.
Только 25% считают, что Франция играет более важную роль, в то время как примерно столько же считают, что на самом деле она менее важна. Пока Великобритания борется с последствиями своего голосования по Брекситу, ей приходится хуже всего среди трех протестированных стран: 38% считают, что Великобритания менее важна, чем 10 лет назад, и только 21% считают ее более важной. (Чтобы узнать больше о том, что люди во всем мире думают о траектории крупных держав, см. «Международные рейтинги Трампа остаются низкими, особенно среди ключевых союзников».)
Это одни из основных результатов недавнего опроса Pew Research Center, проведенного среди 10 112 респондентов в 10 странах с 24 мая по 12 июля 2018 года.
ЕС более популярен среди молодежи и левых политических сил ЕС остаются в целом положительными после резкого роста в 2017 году.
В 10 опрошенных европейских государствах в среднем 62% придерживаются положительного мнения об учреждении.Рейтинги ЕС самые высокие в Польше и Испании, где примерно семь из десяти имеют положительное мнение. Около шести из десяти положительно относятся к ЕС в Германии, Нидерландах, Швеции, Франции, Италии и Венгрии. Однако Великобритания и Греция не придерживаются столь благоприятного отношения. В Великобритании мнения примерно разделились; 48% положительно относятся к ЕС, а 45% — отрицательно. А в Греции только 37% положительно относятся к заведению.
Мнения о ЕС — как положительные, так и отрицательные — не изменились с 2017 года во всех странах, кроме трех. Во Франции поддержка ЕС увеличилась с 56% в 2017 году до 62% в 2018 году. Однако мнение ухудшилось в Венгрии (снижение на 10 процентных пунктов) и Великобритании (снижение на 6 пунктов).
Молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет чаще, чем люди в возрасте 50 лет и старше, положительно относятся к ЕС. Этот возрастной разрыв особенно велик в Нидерландах, где 83% молодых людей, но только 52% пожилых людей положительно относятся к ЕС. Столь же большой разрыв можно найти в Великобритании, где референдум 2016 года о членстве в ЕС был широко разделен по возрастному признаку.
Политическая идеология также часто связана с мнением ЕС. В шести из 10 опрошенных стран люди, находящиеся слева от идеологического спектра, с большей вероятностью, чем люди справа, будут благосклонно относиться к институту. Испания, однако, показывает обратное: левые придерживаются более негативных взглядов.
Аналогичную картину можно увидеть при изучении настроений среди людей, которые поддерживают популистские партии. Большинство основных популистских партий в Европе находятся на правой стороне идеологического спектра и часто являются резкими критиками европейской интеграции. Люди, которые поддерживают эти партии во многих странах, значительно реже имеют положительное отношение к ЕС.
Например, среди шведов, благосклонно относящихся к шведским демократам, 40% положительно относятся к ЕС. Однако среди шведов, негативно относящихся к партии, почти три четверти (74%) относятся к ЕС положительно.
Столь же большая разница между немцами, которые положительно относятся к АдГ (37% положительно относятся к ЕС), и теми, кто отрицательно относится к партии (70% положительно относятся к ЕС). И АдГ, и шведские демократы предложили провести референдумы в своих странах для голосования по членству в ЕС.
Положительные взгляды на ЕС также менее вероятны среди сторонников правых популистских партий в Нидерландах (Партия свободы и Форум за демократию), Франции (Национальное объединение, ранее Национальный фронт), Великобритании (UKIP) и Италии (Лига, ранее Северная лига и Движение пяти звезд).
На другом конце политического спектра сторонники левой испанской партии «Подемос» (58%) также значительно реже положительно относятся к ЕС, чем их противники (71%).
В опрошенных странах менее половины одобряют то, как ЕС решает европейские экономические проблемы (медиана 40%), Brexit (медиана 38%) и проблему беженцев (медиана 23%). Однако рейтинги эффективности ЕС сильно различаются от страны к стране.
Большинство в Польше и 52% в Германии и Нидерландах дают положительную оценку ЕС за его решение европейских экономических проблем. Но с этим согласны только каждый пятый в Италии и 14% в Греции. В период с 2017 по 2018 год рейтинг одобрения, связанный с экономическими вопросами, значительно изменился только в одной стране: в Германии он составил 9 баллов.-балльное снижение за это время (61% в 2017 г. по сравнению с 52% в 2018 г.).
Взгляды на то, как ЕС справляется с Brexit, в целом более прохладные. В верхней части диапазона около половины голландцев (52%) и немцев (51%) одобряют. Греки (32%), итальянцы (31%) и венгры (31%) вряд ли одобрят. Примечательно, что более трети британцев (36%) одобряют то, как ЕС справляется с Brexit. Нет различий между левыми и правыми представителями политического спектра Великобритании, а также между теми, кто поддерживает или не поддерживает UKIP.
В целом, большинство европейцев не одобряют то, как ЕС решает проблему беженцев в Европе. Нидерланды — единственная страна, где более трети (37%) поддерживают то, как ЕС решает этот вопрос. Самый низкий уровень одобрения наблюдается в Италии, Венгрии, Швеции и Греции, где менее чем каждый пятый одобряет то, как ЕС решает этот вопрос. В некоторых странах с 2017 года уровень одобрения снизился, в том числе на 10 пунктов во Франции и Венгрии. Одобрение вопроса о беженцах также снизилось на 6 пунктов в Нидерландах и Германии и на 5 пунктов в Швеции.
Взгляды на то, как ЕС решает проблему беженцев, также связаны с поддержкой правых популистских партий. Немцы, поддерживающие АдГ, французы, поддерживающие Национальное объединение, голландцы, поддерживающие Партию свободы, итальянцы, поддерживающие Лигу, и шведы, поддерживающие шведских демократов, значительно реже одобряют работу ЕС в отношении беженцев в Европа.
Хотя рейтинги ЕС в целом положительные, мнения Европейского парламента и Европейской комиссии разделились. В среднем 50% положительно относятся к Европейскому парламенту, а 48% положительно относятся к Европейской комиссии. Как и в случае с отношением к ЕС в целом, поляки относятся к этим институтам одними из самых позитивных, в то время как греки гораздо более негативно. Примерно две трети греков негативно относятся к Европейской комиссии (66%) и парламенту (65%).
Оценки этих европейских учреждений практически не изменились с 2014 года, когда вопрос задавался в последний раз, хотя в Испании и Италии рейтинги стали более благоприятными. Например, в Испании в 2014 году примерно треть относилась к Европейскому парламенту (32%) и Европейской комиссии (30%) положительно. В 2018 году доля увеличилась примерно до 50% для обоих органов (52% и 51% соответственно).
Как и в отношении взглядов на ЕС в целом, существуют идеологические разногласия во мнениях Европейского парламента и Европейской комиссии. В половине опрошенных стран — Германии, Венгрии, Нидерландах, Польше и Великобритании — идеологически правые менее склонны положительно относиться к этим двум институтам. И люди левого спектра в Испании разделяют это негативное мнение.
Какие ценности и качества ассоциируются у людей с ЕС?
Более половины в каждой опрошенной стране считают, что ЕС способствует миру, и восемь из десяти или более выражают это мнение в Швеции, Германии и Польше. Примерно половина или более во всех 10 странах также считают, что ЕС продвигает демократические ценности, причем французы и немцы особенно склонны придерживаться этой точки зрения.
Половина или более жителей семи стран считают, что ЕС способствует процветанию. Исключение составляют Греция и Италия, две страны, пострадавшие во время европейского долгового кризиса. Еще одним исключением является Германия: за последнее десятилетие страна показала относительно хорошие экономические результаты по сравнению со многими другими странами ЕС.
Мнения об атрибутах ЕС изменились в более положительную сторону во Франции, Италии и Испании с тех пор, как эти вопросы были впервые заданы в 2014 году. Например, доля населения, считающего, что ЕС способствует процветанию, выросла на 12 процентных пунктов. во Франции и 10 баллов в Италии и Испании.
По различным протестированным характеристикам сторонники правых популистских партий неизменно чаще ассоциируют негативные характеристики с ЕС. Точно так же люди с более низким уровнем образования чаще описывают ЕС в негативном ключе. 1
По мере того, как все меньше мигрантов прибывает в Европу, антииммигрантские настроения остаются высокими
Европейцы склонны хотеть меньше иммиграции. В среднем 51% считают, что их страна должна допускать меньшее количество иммигрантов или вообще не принимать их, в то время как 35% считают, что количество иммигрантов должно остаться примерно на том же уровне. Всего 10% хотят большего.
Хотя число мигрантов, прибывающих в Европу через Грецию, снизилось по сравнению с пиковым периодом 2015 и 2016 годов, примерно восемь из десяти греков считают, что иммиграции в их страну должно быть меньше. Эта точка зрения также широко распространена в Венгрии и Италии, двух странах, где правящие партии заняли антииммиграционную позицию.
Европейская общественность не поддерживает идею разрешить большему количеству иммигрантов переехать в свои страны. Особенно устойчивы Греция (2%), Венгрия (2%) и Италия (5%). Только в Испании примерно четверть (28%) говорят, что им следует разрешить большему количеству иммигрантов переезжать в их страну.
Европейские страны, участвовавшие в опросе, придерживаются разных взглядов на то, как иммигранты влияют на общество и экономику.
В среднем 53% говорят, что мигранты делают свою страну сильнее своим трудом и талантами, а 41% считают, что они берут работу и социальные пособия. Шведы и британцы настроены наиболее позитивно: примерно шесть из десяти считают, что таланты иммигрантов приносят пользу их стране, и половина или более жителей Германии, Испании, Франции и Нидерландов говорят то же самое. Но только 5% в Венгрии выражают эту точку зрения. В некоторых странах мнения по этому вопросу со временем изменились. С 2014 года больше людей во Франции (рост на 11 процентных пунктов), Великобритании (+10) и Испании (+9) разделяют мнение, что иммигранты укрепляют свою страну.
Общественность несколько разделилась по поводу влияния иммиграции на преступность: в среднем 38% считают, что иммигранты больше виноваты в преступности, чем другие группы, а 45% говорят, что иммигранты больше не виноваты. Доля тех, кто считает, что иммигранты несут большую ответственность за преступления, колеблется от 22% во Франции и Великобритании до 59% в Греции.
Все больше европейцев считают, что иммигранты хотят выделяться, а не перенимать обычаи своих новых стран. В среднем 38% говорят, что мигранты готовы перенять их обычаи и образ жизни, а 51% считают, что иммигранты хотят оставаться отличными от общества в целом.
В среднем 57% считают, что иммиграция увеличивает риск терроризма в их странах, а 38% считают, что это не имеет никакого влияния. Тем не менее, во Франции, Испании и Великобритании половина или более считают, что иммиграция не увеличивает шансы терроризма.
Несмотря на то, что многие люди в опрошенных странах говорят, что хотят меньше иммиграции, существует значительная поддержка принятия как беженцев, спасающихся от насилия (в среднем 77%), так и высококвалифицированных иммигрантов (64%). В то же время многие поддерживают депортацию иммигрантов, находящихся в настоящее время в стране нелегально (в среднем 69 человек).%).
Большинство в восьми из 10 европейских стран выступают за прием беженцев, примерно восемь из десяти или более в Испании, Нидерландах, Германии, Швеции и Франции выражают эту точку зрения. Венгры имеют наименьшую поддержку этой политики: около трети (32%) считают, что беженцам следует разрешить въезд в страну.
В 10 европейских странах отношение к приему беженцев определяется идеологией. В Венгрии, например, левые более склонны поддерживать прием беженцев (55%), чем правые (26%). Существуют также большие различия между взглядами левых и правых в Греции (разница в 25 процентных пунктов), Германии (20 пунктов), Польше (20 пунктов) и Швеции (19 пунктов).точки).
На вопрос, следует ли поощрять высококвалифицированных специалистов из других стран к переезду в их страну, примерно половина или более восьми из 10 опрошенных европейских стран поддержали этот подход. Согласие с этой политикой колеблется от 35% в Италии до 88% в Швеции.
Образование также связано со взглядами на этот вопрос. Во всех 10 странах люди с более высоким уровнем образования чаще, чем люди с более низким уровнем образования, поддерживают привлечение в страну высококвалифицированных кадров. Например, во Франции 78% лиц со средним или средним образованием поддерживают иммиграцию высококвалифицированных специалистов по сравнению с 58% лиц со средним образованием или ниже.
Хотя европейцы готовы рассмотреть вопрос о приеме иммигрантов при определенных обстоятельствах, существует также общее мнение, что иммигранты, уже находящиеся в стране нелегально, должны быть депортированы. Большинство в семи из 10 стран поддерживают эту политику. Греки выражают самую высокую поддержку депортации: 86% согласны с этой политикой. Другие европейцы несколько меньше поддерживают нелегальную депортацию иммигрантов в свои страны. Половина итальянцев поддерживают эту политику, а 39% против. Общественность во Франции и Испании разделилась во взглядах на эту практику.
В 10 опрошенных европейских странах мнения общественности расходятся во мнениях относительно того, является ли проблемой выезд на работу в другие страны. Половина или более в Швеции, Нидерландах, Германии, Великобритании и Франции говорят, что это не проблема, в то время как большинство в Греции, Испании, Италии и Венгрии выражают озабоченность.
Роль Германии в мире возрастает
В Европе бытует мнение, что в то время как мощь Германии растет, мощь Франции и Великобритании стагнирует или приходит в упадок.
В опрошенных европейских странах в среднем 47% считают, что Германия играет более важную роль в мире, чем 10 лет назад. Эта точка зрения наиболее выражена в Греции, где 81% считают, что Германия играет более важную роль, и только 5% считают, что она играет менее важную роль. Большинство в Испании и Италии также считают, что Германия сегодня играет более важную роль, чем в прошлом.
В Нидерландах, Франции, Швеции и Великобритании мнение общественности о положении Германии в мире разделилось: примерно поровну респондентов заявили, что оно стало более важным или осталось прежним.
Взгляд немцев на статус своей страны изменился за последние два года. Около половины (51%) говорят, что их роль более важна, по сравнению с 62% в 2016 году. Доля тех, кто считает свою роль такой же важной, как и десять лет назад, выросла с одной четверти в 2016 году до 36% в 2018 году. (лица в возрасте от 18 до 29 лет) чаще, чем немцы в возрасте 50 лет и старше (64% против 51%), считают, что значение их страны возросло.
В среднем 25% опрошенных в 10 европейских странах считают, что Франция играет более важную роль в мире. Широко распространены мнения о том, что мировое положение Франции осталось прежним. Большинство в восьми из 10 стран говорят, что Франция играет такую же важную роль, как и 10 лет назад.
Взгляд французов на собственное положение в мире со временем изменился. По сравнению с 2016 годом больше французов считают, что их роль в мире осталась прежней (43% по сравнению с 30%), в то время как меньше считают, что их роль уменьшилась (30% по сравнению с 46%).
Во Франции люди, считающие себя идеологически правыми, чаще говорят, что Франция играет более важную роль, чем левые (28% против 17%). Точно так же те, кто выражает положительное мнение о партии президента Макрона «В марше», с большей вероятностью считают, что статус Франции вырос на мировой арене, чем те, кто отрицательно относится к партии «В марше» (32% против 19%).%, соответственно).
Между тем лица в возрасте 50 лет и старше чаще говорят, что их страна играет менее важную роль, чем лица в возрасте от 18 до 29 лет (36% против 22%).
Когда европейцы спрашивают о роли Великобритании в современном мире, европейская общественность склонна полагать, что она статична или находится в упадке. Половина или более жителей Нидерландов, Франции, Германии и Швеции считают, что Великобритания играет менее важную роль, чем десять лет назад.