Контроль качества питьевой воды в период паводка.
Питьевая вода — вода, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Согласно законодательству, организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение или водоотведение, а также организации осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем холодного и горячего водоснабжения, обязаны подавать потребителям воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Чтобы качество питьевой воды оставалось неизменным, собственникам водопроводных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения либо эксплуатирующим их организациям, необходимо принять все необходимые меры по обеспечению безопасности питьевой воды в период паводка. В частности, чтобы предупредить возникновение случаев массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения необходимо:
- по возможности провести уборку от мусора, снега и льда, а также очистку от промышленных отходов и благоустройство зон строгого режима водоисточников в период, предшествующий активному таянию снега;
- усилить контроль за соблюдением технологического режима обработки и обеззараживания питьевой воды с проведением производственного лабораторного контроля качества воды водоисточников, в процессе водоподготовки и в разводящей сети (п. 4.3, 4.4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества») с учетом паводковой ситуации;
- иметь в наличии достаточное количество реагентов и обеззараживающих средств;
- своевременно информировать вышестоящие организации, в том числе органы Роспотребнадзора, об ухудшениях качества питьевой воды, а так же об авариях на водопроводно-канализационных системах;
- принять меры по обеспечению бесперебойной работы систем водоснабжения и водоотведения в период паводка, обеспечить качество воды, соответствующее гигиеническим нормативам, особенно, если водозабор производится из поверхностных водоисточников, а также из источников, расположенным на территориях, подверженных подтоплению;
- строго выполнять все предписания контролирующих организаций, в том числе органов Роспотребнадзора, о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по подготовке водозаборных водоочистных сооружений, водопроводных и канализационных сетей к работе в период паводка.
О контроле за качеством питьевой воды
В 2020 году в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю находится на контроле более 300 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области оказания услуг хозяйственно-питьевого водоснабжения населению (сбор, очистка, распределение питьевой воды).
Обеспечение питьевой водой населения Краснодарского края производится приоритетно через централизованные системы водоснабжения. Население края обеспечивается в основном водой из подземных источников водоснабжения. Централизованное водоснабжение имеют 48 городских поселений и 1166 сельских.
За отчетный период удельный вес подземных источников водоснабжения в крае составил 99,2 % от общего числа источников.
За последний год доля населения Краснодарского края, обеспеченного доброкачественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет – 96, 4% (в том числе в городских поселениях — 99,9%, в сельской местности – 91,4%).
Отмечается стойкая положительная динамика показателя за счет внедрения в ряде хозяйствующих субъектов водоснабжения мероприятий, направленных на улучшение качества подаваемой населению питьевой воды.
Показатели качества питьевой воды водопроводной сети являются основными, так, как это конечный продукт потребления населением. Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проводит проверки в отношении субъектов, осуществляющих забор, очистку воды для питьевых нужд и распределение воды для питьевых и промышленных нужд. При проведении проверок выявляются нарушения санитарно-эпидемиологических требований в части эксплуатации водозаборных сооружений, в части организации производственного контроля за качеством питьевой воды: производственный контроль проводится не регулярно, не в полном объёме, программы не согласованы с Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю или его территориальными органами, не утверждены в установленном порядке.
Испытательными лабораториями края в ходе мониторинга качества питьевой воды, плановых исследований, по поручениям Роспотребнадзора, в рамках производственного контроля по договору в водопроводной сети исследуются пробы питьевой воды на санитарно-химические, микробиологические, паразитологические показатели. Также проводятся радиологические исследования проб питьевой воды.
Роспотребнадзор возьмет под контроль качество питьевой воды и воздуха
Роспотребнадзор создаст к 2021 г. интерактивную карту контроля качества питьевой воды в России. Об этом сообщила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главный государственный санитарный врач РФ
По ее словам, работа в этом направлении будет проводиться в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода», в котором участвует ведомство. Его цель – обеспечение населения страны качественной питьевой водой.
Среди задач Роспотребнадзора – разработка методики оценки повышения качества питьевой воды, оценка рисков здоровью населения перспективных технологий водоподготовки, согласование региональных программ повышения качества водоснабжения, дооснащение лабораторий центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием отечественного производства для контроля качества воды. Кроме того, ведомство должно создать механизм оценки рисков влияния химико-биологических характеристик воды на здоровье человека с учетом рекомендаций ВОЗ, а также актуализировать санитарные нормы и правила и гигиенические нормативы в сфере водоснабжения и водоотведения.
В рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» Роспотребнадзор примет участие в создании единой системы оценки качества воздуха и информирования населения, в оценке эффективности программных мероприятий по критериям риска и вреда для здоровья населения.
Еще один федеральный проект, к реализации которого приложит силы Роспотребнадзор, – «Укрепление общественного здоровья: создание среды, способствующей формированию приверженности граждан принципам здорового питания». По словам Анны Поповой, перед ведомством поставлены задачи совершенствования нормативной базы по вопросам здорового питания, разработки СанПиН и методических документов по вопросам здорового питания, основанных на научных данных и рекомендациях ВОЗ. Предстоит разработать и внедрить системы мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, внедрить формы статистической отчетности, мониторинга обеспечения населения доступом к отечественным пищевым продуктам.
Роспотребнадзор Москвы проверил качество воды в столичных водоемах
Согласно результатам, качество воды, взятых из девяти водоемов города, предназначенных для купания, в шести соответствуют санитарным требованиям. Также, ни в одном водоеме Москвы, во взятых пробах воды не обнаружены РНК-коронавирусной инфекции COVID-19.
Надо отметить, что пока многие столичные пляжи закрыты для посещения в связи с ограничительными мерами, но в связи с их поэтапным снятием, выходом москвичей из режима самоизоляции, Управление Роспотребнадзора по г. Москве проводит еженедельный мониторинг санитарного состояния территорий зон отдыха города с лабораторным контролем качества и безопасности воды как купальных, так и некупальных водоемов, а также песка.
«По результатам исследований проб воды 9 купальных водоемов, отобранных в период с 06.07.2020 по 08.07.2020 установлено, что вода соответствует санитарным требованиям в 6 водоемах («Мещерское», «Серебряный бор-2», «Серебряный бор-3», «Большой городской пруд», «Школьное озеро», «Черное озеро»). Вода водоема в зоне отдыха пляжа «Левобережный» (САО) и озеро «Белое» (ВАО) не отвечает санитарно-гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, вода в зоне отдыха «Тропарево» (ЮЗАО) не отвечает требованиям по санитарно-химическим показателям.
Специалисты также проверили качество песка в пляжных зонах, который исследовали на санитарно-химические, бактериологические, паразитологические, энтомологические, вирусологические и радиологические показатели. На сегодня, согласно итогам исследований, пробы не соответствуют санитарным нормативам по микробиологическим показателям в зонах отдыха «Тропарево» и «Озеро Белое». На этих зонах власти, согласно предписанию Роспотребнадзора, заменили песок и провели повторный отбор его проб для исследований.
На контроле находятся 56 зон отдыха, из них 9 – с купанием (зона отдыха «Большой Садовый пруд» находится на надзоре 1-го Межрегионального Управления ФМБА России) и 46 – без купания.
Столичный Роспотребнадзор еще раз просит горожан при посещении мест массового сосредоточения людей соблюдать все санитарные нормы, чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции.
Роспотребнадзор проверил качество воды и песка с пляжных зон Балашихи
Специалисты лабораторного центра филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в Балашихе по поручению Ногинского территориального отдела управления Роспотребнадзора провели исследования проб воды и песка, отобранных с городских зон отдыха у водоёмов.
По результатам лабораторных исследований от 26 июня установлено, что вода в реке Пехорка, озёрах Бабошкино, Аниськино и Дивное в мкр. Заря, а также в Тарелочкином пруду в мкр. Салтыковка не соответствует требованиям СанПиН по санитарно-химическим показателям: запаху, биохимическому потреблению кислорода (БПК-5), взвешенным веществам и химическому потреблению кислорода ХПК.
Кроме того, пробы воды, взятые из реки Пехорка на левом берегу в районе д. 2 по ул. Солнечной и в районе парка «Пехорка», а также из озера в мкр. Заря показали несоответствие требованиям СанПиН по микробиологическим показателям: общим колиформным и термотолерантным колиформным бактериям. При этом по паразитологическим показателям (цисты патогенных кишечных простейших, яйца гельминтов) вода требованиям СанПиН соответствует.
Что касается песка на пляжных зонах отдыха в Балашихе, то его качество также, как и вода, соответствует требованиям СанПиН по паразитологическим показателям, но не отвечает по микробиологическим – по индексу бактерий группы кишечной палочки.
Пробы песка были взяты с прибрежной зоны озер Бабошкино и Дивное и с правого берега реки Пехорка в районе д. 11 по ул. Заречной.
СПРАВОЧНО:
Официально с 1 июля в Балашихе открыто 10 пляжных зон:
- 4 зоны на берегах р. Пехорки: у парка «Пехорка», на правом берегу напротив д. 2 на ул. Солнечная и напротив д. 1/13 на Московском бульваре; на левом берегу на ул. Заречная;
- у озера Бабошкино;
- у озера Аниськино;
- у озера Дивное в мкр. Заря;
- у Тарелочкиного пруда в мкр. Салтыковка;
- у запруды на реке Черная в деревня Черное;
- у Карьерного пруда, в районе деревни Федурново.
Подготовила Марина ВОРОНИНА
Источник: http://inbalashikha.ru/novosti/otdyh/rospotrebnadzor-proveril-kachestvo-vody-i-peska-s-plyazhnyh-zon-balashihi
Роспотребнадзор оценил качество воды в Подмосковье
12 авг. 2019 г., 16:12
Роспотребнадзор отметил положительную динамику обеспеченности жителей качественной питьевой водой в Подмосковье
По данным управления Роспотребнадзора по Московской области в первом полугодии 2019 года были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении субъектов, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения и отвечающих за качество подаваемой питьевой воды. В регионе «отмечается положительная динамика качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям, поступающей потребителям», — сообщается на сайте управления Роспотребнадзора по Московской области 50. rospotrebnadzor.ru/news
Евгений Хромушин, министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области отметил своевременность и высокую значимость данной положительной информации от федерального контрольного ведомства:
«Опубликованная информация Роспотребнадзора — высокая оценка реализации программы губернатора Андрея Юрьевича Воробьева «Чистая вода», который уделяет большое значение качеству питьевого водоснабжения жителей Подмосковья. Кода мы начинали программу в 2014 году, 15 муниципальных образований имели показатель обеспеченности чистой питьевой водой менее 75%, а это более 1,5 млн. человек. Сегодня все эти муниципалитеты выведены из «красной зоны», показатель обеспеченности чистой питьевой водой в них составляет более 88% и выше, а в целом в Подмосковье уровень обеспеченности чистой питьевой водой на конец 2018 года достиг 93%».
В сообщении Роспотребнадзора говорится, что удельный вес проб питьевой воды, не отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическим показателям снизился с 2018 года на 2,5% и «составил 12,5%».
Показатель средней обеспеченности несколько отличается от данных по пробам, так как зачастую проблема качества вода не связана непосредственно с качеством источника.
«Пробы Роспортебнадзор делает на основании обращения гражданина, с жалобой на качество воды, а она часто связана с ненадлежащей эксплуатацией внутридомового водопровода, к примеру, в доме давно не менялись и не обслуживались водопроводные трубы, поэтому вода «апельсиновая», соответственно это регистрируется проверяющим как результат проб, а через несколько дней после промывки обслуживающей УК системы, качество воды восстанавливается, но результат плохой воды зафиксирован и попадает в негативную статистику, — говорит Евгений Хромушин.
В области, по поручению губернатора региона, сегодня внедрен персонализированный подход к фиксации и решению проблем жителей.
«В частности, у нас эффективно работает Центр управления регионом (ЦУР), специалисты которого круглосуточно фиксируют, поступающие обращения от жителей относительно качества питьевой воды по различным каналам обратной связи с населением, включая интернет-портал Добродел, ведущие социальные сети и официальные обращения поступающие в ЕДС и пр. Используя эти инструменты обратной связи с населением, мы, что называется, на опережение информируем каждого жителя персонально о плановых отключениях или авариях на сетях, с тем, что бы он знал, что происходит и в какие сроки будет устранена его проблема».
Министр регионального Министерства ЖКХ также отметил, что положительная динамика в снижении удельного веса негативных проб питьевой воды Роспотребнадзором, еще раз подтверждает эффективность реализуемых в области мероприятий по обеспечению населения чистой питьевой водой.
«Это синергия, полученная в результате комплексной работы многих ведомств Московской области, начиная от инженеров-строителей регионального комплекса жилищно-коммунального хозяйства, построивших, что называется, «с ноля» новую инфраструктуру водоснабжения Подмосковья, в т. ч., новые источники воды, станции водоочистки и водоподготовки, центральный водовод и Восточную систему водоснабжения, а также региональный Фонд капитального ремонта, который по региональной программе уже заменил несколько тысяч километров внутридомовых водопроводных труб и водонапорного оборудования, а также нашу Госжилинспекцию и наши управляющие компании, которые регулярно осуществляют регламентную промывку и надзор за состоянием внутридомовых инженерных сетей в рамках их эксплуатации», — заключил Евгений Хромушин.
Всего в 2019 году благодаря реализации губернаторской программы «Чистая вода» планируется повысить до нормативного уровня качество водоснабжения в общей сложности 70 тысяч жителей региона, а уровень обеспеченности жителей Московской области питьевой водой нормативного качества к концу года будет доведён до 95%.
Напомним, что губернаторская программа «Чистая вода» реализуется в Московской области с 2014 года, за 5 лет в регионе было построено и модернизировано порядка более 300 водозаборных узлов, что позволило улучшить качество водоснабжения более 1,5 миллиона жителей, в том числе, за счет строительства и модернизации водозаборных узлов и расширения Восточной системы водоснабжения.
Источник: пресс-служба министерства жилищно-коммунального хозяйства МО,
фото из архива «ИВ»
Источник: http://in-istra.ru/novosti/anons/rospotrebnadzor-ocenil-kachestvo-vody-v-podmoskove
В Рязанской области ухудшилось качество питьевой воды
Роспотребнадозр: В Рязанской области ухудшилось качество питьевой воды.
Фото: Евгения ГУСЕВА
В региональном управлении Роспотребнадзора сделали вывод, что Рязанской области необходимо срочная разработка мероприятий по обеспечению жителей доброкачественной питьевой водой. Для этого нужно принимать управленческие решения. Поводом для таких выводов стал проведенный в 2019 году социально-гигиенический мониторинг.
Особенно остро вопрос стоит в районах области – там лабораторные исследования выявили повышенную жесткость воды, высокое содержание в ней бора, железа и фторидов. В Кадомском, Клепиковском, Михайловском, Рыбновском, Скопинском, Спасском районах вода хуже всего. Там специалисты отметили наибольшее суммарное загрязнение.
В некоторых районах области в воде превышено содержание кадмия. Превышение ПДК по кадмию зарегистрировано в девяти районах области. Наиболее неблагоприятны по этому показателю Сапожковский район (33,33% неудовлетворительных проб), Захаровский (12,5%), Шиловский (12,5%) и Михайловский (10%) районы.
Как указано в государственном докладе Роспотребнадзора, контроль источников воды, в частности реки Ока, в 2019 году проводился на шести створах, расположенных на территории Рязани, Рязанского, Рыбновского, Шиловского и Касимовского районов. Из 58 проб не отвечали гигиеническим нормативам 18 проб — это 31%. Если сравнить с предыдущим периодом, можно отметить ухудшение – в 2018 году из 29 проведенных проб не соответствовали нормам лишь две пробы — это 7%.
Кроме того, в том же докладе сделаны выводы о состоянии уровня загрязнения воздуха – по результатам проведенных в 2019 году почти 26 тысяч проб атмосферного воздуха специалисты отметили «стабилизацию уровня загрязнения воздуха в Рязанской области». В докладе Роспотребнадзора названы загрязняющие вещества, доля которых в пробах воздуха чаще всего оказывалась превышенной. В 2019 году в структуре проб с превышением ПДК 60% приходится на гидроксибензол, 40% — на формальдегид.
К ЧИТАТЕЛЯМ
Вы стали свидетелем интересного события?
Сообщите об этом нашим журналистам:
— WhatsApp / Viber / Telegram: +7-900-910-82-12
— по телефону: (4912) 95-78-87;
— в соцсетях: ВКонтакте, ОК, Facebook, Instagram;
— по электронной почте: kp-62@list. ru с пометкой «Редакции».
И не забудьте подписаться на наш канал в «Яндекс Дзен». Все самое лучшее и актуальное для вас!
Коммунальные системы водоснабжения и канализации в Иркутске
Большинство российских путеводителей предостерегают от употребления водопроводной воды в России. Хотя в большинстве российских городов сейчас есть муниципальные системы водоснабжения, тем не менее, большинство путешественников и местных жителей остаются осторожными. Фактически, питьевая вода в бутылках составляет 42% быстрорастущего рынка напитков в бутылках в России, что свидетельствует о явном несоответствии между заявлениями властей в отношении управления водными ресурсами и выбором потребителей. В этой статье будут рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается государственная система водоснабжения Иркутска, с учетом истории города, инфраструктуры водоснабжения и систем контроля качества, а также того, как современные разработки, особенно в туристическом секторе, влияют на водоснабжение города.
История Иркутского водоснабжения
Хотя в России запасов пресной воды больше, чем в любой другой стране, Россия сталкивается с проблемами в обеспечении чистой питьевой водой своих городов. Наиболее заметными из них являются загрязнение воды и отсутствие инфраструктуры для транспортировки и обработки воды. В то время как в Москве и Санкт-Петербурге водопроводы под давлением были проложены в 17 и 18 веках соответственно, массовое строительство водопроводов на остальной территории России началось только в 19 и 20 веках.
В Иркутске общественная система водоснабжения была впервые официально предложена в 1883 году, но была отклонена из-за предполагаемых ежегодных затрат на техническое обслуживание в размере около 60 тысяч рублей (сегодня это примерно 800 000 долларов США). Вместо этого жители Иркутска получили городские разрешения, которые позволили им нанимать доставку воды из озера Байкал и реки Ангара в свои дома. Эта система использовалась даже зимой, когда для выхода к воде пробуривались специальные проруви.
В 1903 году Иркутская городская дума начала строительство более скромной водопроводной сети, а в 1904 году была установлена первая водонапорная башня и чуть более полумили труб.Это было относительно небольшое вложение для города с населением около 75 000 человек. Позднее расширение произошло в 1950-х годах с плотиной Иркутской ГЭС. Когда в 1956 году Иркутское водохранилище наполнилось, город объединил водоснабжение, построив две большие насосные станции на реке Ангаре, а также водозабор внутри самой плотины. Еще одно расширение произошло в 1976 году, когда город построил Ершовский водозабор, расположенный в Свердловской области Иркутска, на левом берегу водохранилища.
Карта Иркутска из 2ГИС с указанием расположения Ершовского водозабора и охраняемой территории.
По мере того, как советская эра подходила к концу, государство уделяло приоритетное внимание политическим и военным интересам в своих бюджетах, а не общественным благам, таким как жилье, управление водными ресурсами и здравоохранение. Сегодня большинство городов, таких как Иркутск, опираются на инфраструктуру советских и даже царских времен. В Иркутске до сих пор сохранилась оригинальная водонапорная башня.
Как работает городская система водоснабжения Иркутска?
Во всем мире дождевая вода, грунтовые и поверхностные воды составляют большинство источников питьевой воды.Каждый из этих источников требует инфраструктуры для транспортировки и обеспечения безопасности водоснабжения. Местные условия и риски загрязнения также диктуют требования к системе общественного водоснабжения.
В Иркутске озеро Байкал и окружающие его реки на протяжении веков служили исключительными источниками воды для человека из-за своего местоположения, размера и исторической чистоты. Это огромное озеро, расположенное примерно в 65 км к югу от Иркутска, содержит 22-23% мировых запасов пресной воды, больше, чем все Великие озера вместе взятые.Байкал также является одним из самых чистых озер в мире — временами его можно увидеть на глубине более 130 футов.
Epischura Baicalensis — вид зоопланктона, эндемичный для озера Байкал. Составляя 80-90% биомассы озера, он имеет решающее значение для поддержания чистоты озера.
Экосистема озера, в которой обитает более 3000 эндемичных видов, способствует поддержанию чистоты озера. Многочисленные виды, в том числе микроскопические креветки, планктон и различные породы губок, действуют как естественные фильтры для озера, очищая воду от органических веществ.В летние месяцы озеро питается чистым талым льдом с окружающих горных хребтов.
Большинство муниципальных систем водоснабжения используют аналогичный процесс доставки, начиная с первоначального забора, затем очистки и затем распределения.
Ершовский водозабор — один из основных источников водозабора Иркутска. Он извлекается из 15 метров ниже Ангары, избегая более сильных иловых нагрузок у дна реки и больших органических и других примесей в верхней части.Он также оснащен экраном, который блокирует попадание водных организмов в воду.
Для защиты водоснабжения Иркутска в 2012 году правительство учредило водоохранную зону вокруг Ершовского водозабора. Внутри зоны ограничено передвижение автотранспорта, запрещено сбрасывать или хранить отходы, разбивать лагерь, огород, собирать растения или уничтожать местообитания в регионе. Тем не менее, деятельность, которую город считает рекреационной, научной, экологической или экообразовательной, разрешена.
Обычная модель системы водозабора, используемая для получения воды из озер и рек.
Муниципальные процессы очистки часто включают несколько этапов, включая хлорирование, аэрацию, коагуляцию, осаждение, фильтрацию и дезинфекцию. Однако в Иркутске используется только один этап — хлорирование, при котором в воду вводят аэрированный хлор.
Хлорирование основано на способности холина легко соединяться практически с чем угодно: он разрушает химические вещества и органические вещества, включая микроорганизмы.Это удаляет не только болезнетворные микроорганизмы, но и посторонние привкусы, запахи и цвета. Если в воду добавлено достаточно хлора для обработки всего материала, происходит дезинфекция. Это излюбленная первая линия защиты для большинства городов, поскольку она недорогая, ее легко транспортировать и хранить, относительно безопасно и более эффективно против патогенов, чем любое другое дезинфицирующее средство.
После хлорирования в идеале остаточный хлор должен оставаться в концентрации 0,3-0,5 миллиграмма / литр, что прямо соответствует уровню остаточного хлора в Иркутске.Вода по-прежнему содержит побочные продукты реакций, но теперь они относительно инертны и значительно безопаснее для потребления человеком, чем раньше. (Дополнительная информация о химии хлорирования.)
Одна из основных проблем систем хлорирования заключается в том, что необходимо постоянно контролировать уровень загрязняющих веществ, чтобы гарантировать, что в систему добавлено правильное количество хлора, а также чтобы хлор правильно реагировал внутри системы, не оставляя загрязняющих веществ или избытка. остаточный хлор.Роспотребнадзор, или Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проводит ежедневные проверки для каждого городского округа Иркутска через СанПин (национальный регулятор санитарных норм России). Тесты гарантируют, что уровень хлора в водопроводной воде общего пользования не превышает безопасных и относительно безвкусных 0,3-0,5 миллиграмма на литр. Они также гарантируют, что минерализация, бактериологический и химический уровни остаются в пределах нормы.
Интерактивная карта Роспотребнадзора с изображением загрязненных магнием вод по всей России.
Роспотребнадзор отвечает за сбор, анализ и публикацию результатов испытаний системы коммунального водоснабжения в Иркутске и большинстве других городов России. Он представляет собой интерактивную карту, отображающую качество и состав воды по всей России. На сайте также размещается информация (только на русском языке) о расположении лабораторий и территориальных отделов, а также о рисках для здоровья, которые могут быть связаны с загрязнителями, обычно встречающимися в воде.
На этом графике показаны результаты испытаний, проведенных Роспотребнадзором в январе 2018 г. для определения содержания железа, марганца, хрома и алюминия в общественной воде Иркутска, Владивостока и Барнаула.
Роспотребнадзор также провел испытания различных других химических веществ, включая кремний и магний, в Иркутске, Владивостоке и Барнауле.
В соответствии с утверждениями городских властей Иркутска, результаты Роспотребнадзора показывают, что химические загрязнители не представляют большой опасности для жителей Иркутска. Однако с точки зрения микробиологических тестов существуют неудовлетворительные примеры, указывающие на возможное загрязнение.
Как может быть система лучше?
Несмотря на эти усилия, многие в Иркутске по-прежнему предпочитают воду в бутылках.Этот выбор потребителя отчасти вызван опасениями, что система не решает всех проблем качества.
В большинстве случаев хлорирование эффективно для инактивации множества различных микроорганизмов, включая простейшие, бактерии и вирусы, а также потенциально опасные химические вещества, такие как вещества, содержащие марганец и железо. Однако цисты и яйца простейших (в частности, Cryptosporidium parvum , Endamoeba histolytica и Giardia lamblia ) часто устойчивы к дезинфекции хлором и могут быть удалены только путем фильтрации.
Микроорганизмы бывают разных размеров и форм, каждый со своими характеристиками. Для получения дополнительной информации о различиях между разными микроорганизмами посетите этот информационный сайт.
Для анализа микробиологического загрязнения лаборатории обычно проводят тесты на колиформные бактерии. Колиформные бактерии — это «индикаторные» организмы, обычно встречающиеся в окружающей среде и фекалиях всех теплокровных животных, включая человека. Колиформные бактерии относительно легко и недорого идентифицировать, и, хотя их присутствие не представляет риска для здоровья, это указывает на то, что условия для более опасных патогенов, передающихся через воду (таких как E.Coli и Salmonella) существуют. В связи с этим важно, чтобы при обнаружении колиформ в общественных источниках воды власти незамедлительно принимали меры для дальнейшего тестирования.
Результаты микробиологических исследований Роспотребнадзора показывают, что неудовлетворительные образцы колиформ были обнаружены во всех трех городах, хотя вода в Иркутске содержала значительно меньше.
Микробиологические исследования в Иркутске показывают, что вода в городе сравнительно чистая. Однако информирование общественности о микробиологическом загрязнении могло бы быть лучше.Несмотря на то, что тестирование проводится регулярно, а сравнительная статистика публикуется на веб-сайте Роспотребнадзора, опубликованная информация о степени и типе заражения кишечной палочкой в Иркутске ограничена, за исключением наличия «неудовлетворительных образцов». Поскольку Роспотребнадзор не предоставляет дополнительную информацию о степени риска, а стоимость получения таких подробных результатов достаточно высока, многие жители сомневаются в безопасности городской воды. Таким образом, многие жители не пьют воду из-под крана без предварительной фильтрации и / или кипячения.
Кипячение воды — это очень эффективный, надежный и простой способ очистки воды в домашних условиях для инактивации болезнетворных микроорганизмов из водопровода. Доведение воды до кипения в течение 1-3 минут, позволяя ей остыть естественным образом и защищая ее от повторного заражения после обработки, как правило, устраняет риск заражения водной болезнью. Однако, когда кипячение воды не подходит (например, на ходу), многие выбирают угольную фильтрацию, чтобы снизить риски.
Угольная фильтрация (например, с пластиковыми фильтрами, приобретенными в магазине) основана на слое активированного угля или угля, обработанного так, чтобы иметь небольшие поры небольшого объема, которые увеличивают его площадь поверхности для удаления загрязнений и примесей.Угольная фильтрация лучше всего удаляет из воды органические соединения, пестициды, гербициды и хлор. При попытке удалить микробиологические загрязнители угольные фильтры не гарантируют удаление кишечных инфекций или кист.
Тип микроорганизма | Размер микрон, необходимый для успешной фильтрации |
Бактерии | ≤ 0,3 |
Кисты | ≤ 7,0 |
Простейшие | ≤ 1. 0 |
Вирусы | Не удаляется фильтрацией |
Различные размеры и структура простейших, бактерий и вирусов определяют их способность отфильтровываться из воды с помощью углерода. Фильтры обычно имеют размер от 50 микрон (наименее эффективный) до 0,5 микрон (наиболее эффективный), и потребители должны искать наименьший размер микрона для достижения наилучших возможных результатов. Фильтрация также может удалить некоторые побочные продукты хлорирования, повышая качество.Существует множество причин, по которым фильтрация является очень распространенным этапом в муниципальной водоподготовке. Власти Иркутска, однако, заявляют, что при чистоте происхождения воды в этом шаге нет необходимости.
Таким образом, для эффективного устранения риска простейших из воды кипячение является наиболее эффективным методом очистки. Однако, если кипячение воды невозможно, фильтрация воды, обработанной хлорированием с использованием активированного угля, скорее всего, удалит или деактивирует большинство, если не все микроорганизмы из водопровода, что сделает ее безопасной для питья. Конечно, сочетание хлорирования, кипячения воды и угольной фильтрации приведет к получению воды высочайшего качества и самой безопасной для использования.
Управление отходами: растущая проблема
Растут опасения по поводу систем управления отходами Иркутска и их последствий для местного водоснабжения. Эти опасения связаны с ростом населения региона, экономическим развитием, и особенно с ростом, который наблюдается в важной и широко известной туристической отрасли Иркутска.
Многие дома вокруг Байкала и реки Ангары не подключены к центральной канализационной системе, и не хватает очистных сооружений для всех домов. Вместо этого частные дома обычно оборудуют выгребными ямами или, в лучшем случае, септиками. Отстойники — это ямы, которые должны быть выложены пористым бетоном, цементом или кирпичом, которые действуют как фильтры для сточных вод. Хотя сооружение относительно легко, со временем дренажные участки вокруг выгребных ям становятся насыщенными. Кроме того, бассейны необходимо регулярно откачивать (обычно ежемесячно). Однако жители с выгребными ямами часто пренебрегают строительными и эксплуатационными нормами и в конечном итоге допускают попадание неочищенных сточных вод в окружающую среду и, возможно, в окружающие водоемы. Септики — лучшая технология, которая служит той же цели, но также часто становится жертвой аналогичных упущений при обслуживании и установке.
Иркутская дореволюционная водонапорная башня.
Между тем существующие в Иркутске очистные сооружения были построены в 1960-х годах и не имеют возможности эффективно обрабатывать то количество сточных вод, которые в настоящее время попадают в систему.Это включает не только бытовые сточные воды, но и очистку ливневых стоков, которые содержат все большее количество нефти, пестицидов, отложений, бактерий и других химикатов, поскольку количество автомобилей и других потребительских товаров в городе растет. Отсутствие надлежащей системы для отвода и очистки больших объемов дождевой воды приводит к наводнениям, в результате чего неочищенные ливневые стоки попадают в городское водоснабжение.
Растущий уровень регионального туризма, несмотря на то, что он в основном связан с природой и «экологичен», также усугубляет проблемы города.Поскольку на Байкале очень мало очистных сооружений, способных принимать большие объемы жидких отходов, многие сообщества и объекты, окружающие Байкал, прибегают к сбросу отходов непосредственно в озеро или его притоки. Примером может служить Чивыркуйский залив, популярный туристический объект, где в летний сезон на берег озера стекает 160 тонн отходов.
Водный транспорт — еще одна проблема. В период с 2007 по 2012 год объем туристических и экскурсионных водных перевозок вырос с 1015 до почти 6000 человек в год.Эти туристические суда ежегодно производят около 25 000 тонн жидких отходов. Из-за отсутствия очистных сооружений надлежащим образом утилизируется всего 1600 тонн.
Твердые отходы также представляют собой растущий риск, поскольку в последние годы увеличивается количество мусора. При наличии ограниченного количества одобренных свалок несанкционированный сброс становится все более распространенным явлением. Это включает в себя отходы, незаконно сбрасываемые в больших количествах на землю без лицензии на прием отходов. В 2008 году в Иркутской области было выявлено 116 несанкционированных свалок площадью от нескольких квадратных метров до нескольких гектаров.Прибрежные районы особенно подвержены незаконной свалке, поскольку туризм Иркутска часто сосредоточен в прибрежных районах, которые чаще находятся за пределами маршрутов финансируемых государством сборщиков мусора.
Кроме того, твердые отходы могут вступать в реакцию с ливневыми водами и становиться рассадником патогенных микроорганизмов, а когда твердые отходы сбрасываются рядом с источником воды, часто происходит заражение. В Порт Байкал, когда сбор мусора прекратился в 2008 году во время бюджетного кризиса, несанкционированные свалки в конечном итоге привели к эпидемии тифа.
Планируемые улучшения
Государство открыто поддерживает сектор экотуризма Иркутска. Иркутск использует эту поддержку специально для решения вопросов управления сточными водами.
В соответствии с Федеральным годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий в России в сентябре 2017 года в Иркутске прошел Международный Байкальский экологический водный форум. Центральной темой форума была очистка сточных вод. В рамках форума Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области был проведен конкурс на привлечение персонала, специализирующегося на очистке сточных вод.Его целью было создание новых решений для очистки сточных вод, строительства очистных сооружений и очистки сточных вод, сбрасываемых с судов на Байкале и на реке Ангара.
Изображение озера Байкал, изначально размещенное на 1baikal.ru, сайте, разработанном для популяризации экологически безопасного экотуризма и природоохранных мероприятий.
Иркутск также использует федеральные средства, выделенные в рамках программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальского заповедника на 2012-2020 годы», на ремонт устаревшей канализационной станции на реке Ангара. Однако эта небольшая программа предусматривает выделение всего 634 миллиона рублей (1,1 миллиона долларов) для использования в трех областях: Иркутске, Бурятии и Забайкалье.
К 2025 году Иркутск рассчитывает реконструировать свою основную очистную станцию с шламоукладчиками, станцией обезвоживания осадка, несколькими насосными станциями, площадками хранения, многоступенчатой системой очистки от фосфатов и административным зданием. Такие улучшения позволят увеличить мощность завода со 130 000 кубометров сточных вод в сутки до 220 000 кубических метров сточных вод в сутки.
Помимо очистки сточных вод, для дальнейшего решения проблем загрязнения, связанного с туризмом, существует несколько проектов по продвижению устойчивых, экологически чистых методов туризма. Один из таких проектов включает волонтерский проект «360 минут», в котором добровольцы выделяют шесть часов на сбор мусора и уборку охраняемых территорий. Другой — «Байкальская экспедиция», общественный научный проект по борьбе с растущими колониями зеленых водорослей, которые представляют опасность для водоснабжения.
Зеленые водоросли на Байкале.Изображение изначально было опубликовано в новостной статье National Geographic.
Дополнительно, чтобы уменьшить количество отходов водного транспорта, экологи предлагают оборудовать мусоровозы приборами спутникового мониторинга, чтобы точно отслеживать, куда доставляются отходы, и предотвращать незаконное захоронение. Другие предложения включают строительство первого экологичного судна для Байкала, «Трофин Яскин», которое будет оснащено солнечными батареями, ветрогенератором и устройствами для преобразования сточных вод в топливо, а также утилизации твердых отходов и устранения конденсации.
Заключение
В целом недоверие населения к водопроводной воде в Иркутске является следствием отсутствия в городе обновленной инфраструктуры и нехватки инвестиций в общественные системы водоснабжения и удаления отходов. Тем не менее, несмотря на проблемы региона, чистота воды в Иркутске по-прежнему значительно выше, чем в других российских городах сопоставимого размера, благодаря выгодному расположению города в непосредственной близости от озера Байкал.
В связи с ожидаемым увеличением численности населения и туризма Иркутска в будущем, необходимо в ближайшее время принять меры для смягчения последствий будущих проблем, связанных с увеличением водопользования и образования отходов.Следующими шагами в обеспечении безопасности воды будет успешная реализация предложенных Иркутском инвестиционных проектов в инфраструктуру водоснабжения и канализации, а также сохранение государственной системы водоснабжения в качестве приоритетной задачи регионального развития.
Главный санитарный врач России предупреждает Грузию о качестве вина — Civil.ge
Российское государственное агентство по защите прав потребителей, Роспотребнадзор, до сих пор заблокировало доступ на российский рынок 28 сортов алкогольных напитков, производимых семью грузинскими компаниями, сославшись на их отказ соответствуют «гигиеническим нормам».
«Это заставляет нас снова усомниться в готовности грузинской стороны к построению долгосрочных стабильных и цивилизованных отношений, которые по сути могут быть основаны только на стабильности качества винодельческой продукции», — заявил «Интерфаксу» глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. информационное агентство от 8 октября.
«Такое обилие отрицательных выводов… показывает, что не все грузинские виноделы извлекли урок из ситуации, которая сохранялась на протяжении многих лет», — сказал Онищенко, имея в виду запрет России на импорт грузинской продукции, который был введен. введен в 2006 году и удален в этом году.
«Это дает нам все основания для возможного пересмотра нашего отношения к намерениям грузинской стороны наладить деловые и партнерские отношения», — добавил он.
Также 8 октября Роспотребнадзор распространил заявление, в котором говорится, что на данный момент 95 грузинским производителям алкогольных напитков и семи производителям минеральной воды разрешено продавать свою продукцию на российском рынке.
С начала лета, когда Россия сняла запрет на ввоз грузинских вин, всего 6 шт.По данным Роспотребнадзора, из Грузии в Россию было импортировано 13 миллионов литров алкогольных напитков, в основном вина производства 22 компаний.
В том же сообщении Роспотребнадзор приводит данные об импорте в Россию алкогольных напитков, произведенных в самопровозглашенном грузинском регионе Абхазии, и заявляет, что качество этой продукции «остается стабильным».
По данным Роспотребнадзора, 8,54 миллиона литров алкогольных напитков, в основном вина, были импортированы в Россию от двух производителей из Абхазии.
«Отгрузки минеральных вод из Республики Южная Осетия [еще один отколовшийся регион Грузии] в Россию также продолжаются», — сообщили в Роспотребнадзоре, не предоставив данных об объемах импорта.
Этот пост также доступен на: ქართული (Грузинский) Русский (Русский)
Проблемы управления ресурсами питьевой воды
Шапсугова Мариэтта Д.
Институт государства и права РАН, Отдел коммерческого и корпоративного права
Реферат: Рациональное использование пресноводных экосистем и доступ к безопасным питьевая вода важна для здоровья человека, экологической устойчивости и экономического процветания.Управление водными ресурсами — это основная функция правительства.
Значительная часть населения России по-прежнему использует воду для питьевых и хозяйственных нужд, не отвечающих гигиеническим требованиям. Ресурсы питьевой воды на территории Российской Федерации распределены неравномерно [1, 2]. Бутилированная вода — одно из решений проблемы обеспечения населения России питьевой водой стандартного качества.
Ключевые слова: питьевая вода, здоровье человека, санитарно-эпидемиологическое благополучие, национальная продовольственная безопасность, рациональное использование ресурсов, питание, водные ресурсы, стандартное качество.
Введение
Учитывая стратегическое значение и дефицит питьевой воды, состояние контроля системы управления ресурсами питьевой воды можно считать неудовлетворительным.
Более десятка органов исполнительной власти в этой сфере выполняют различные функции, однако их деятельность не координируется. Существует множество различных нормативных и рекомендательных документов, которые противоречат друг другу. Отсутствует Единая система управления качеством и безопасностью питьевой воды как стратегического ресурса на всех этапах производства: водозабор, водоподготовка, снабжение централизованными системами водоснабжения или розлив.
Согласно Концепции устойчивого развития ООН, обеспечение населения качественной питьевой водой в современном мире выходит на первый план. Доступность питьевой воды можно рассматривать как элемент права на благоприятную окружающую среду. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует критериям, установленным в законодательстве об окружающей среде, стандартам и нормам, отражающим ее чистоту (отсутствие загрязнения), ресурсоемкость (неисчерпаемость), экологическую устойчивость, видовое разнообразие и эстетическое богатство [3, 143 ].
Методы
Исследование основано на анализе правового регулирования ресурсов питьевой воды, а также практики его применения.
В ходе исследования применялись методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, а также юридического моделирования.
Обсуждение
Регулирование качества питьевой воды должно быть всеобъемлющим, затрагивать не только воду как вещество, но и вопросы, связанные с окружающей средой.
Было предпринято несколько попыток принять закон о питьевой воде. Однако все попытки оказались безуспешными. Например, Федеральный закон «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» был принят Государственной Думой 1 декабря 1999 г., но отклонен Советом Федерации 23 декабря 1999 г. Аналогичный закон существует в Украине.
Несмотря на краеугольное значение питьевой воды для здоровья человека, ее определение на законодательном уровне отсутствует. Технический регламент ЕАЭС по бутилированной воде также содержит неисчерпывающее определение питьевой воды, не включает воду из центральных сетей водоснабжения.
ЕС использует другой подход. Прежде всего, определяется Концепция воды, предназначенной для потребления человеком, независимо от способа подачи (распределительная сеть, резервуар, бутылки, емкости) (ст. 2 Директивы Совета 98/83 / EC от 3 ноября 1998 г. «О качество воды, предназначенной для использования людьми ») [4].
В целом существует проблема несоответствия уровня национального стратегического интереса и качества его правового обеспечения.
Соответствующая проблема идентификации источника воды, подделка, несоответствия реализованному стандарту качества воды [4].В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 348 на территории Российской Федерации с 1 апреля текущего года по 1 марта 2021 г. проводится эксперимент по маркировке с использованием идентификация фасованной воды [6].
Государственное регулирование обеспечивает качество бутилированной воды осуществляется посредством государственного регулирования, государственной регистрации продукции и экспертиз [7, 125]:
Использование вод, потерявших качество природного товара, будучи изолированными от воды. природная среда в результате приложения к ней труда, рассматривается как использование товарно-материальных ценностей.Это одна из причин обеспечения населения питьевой водой стандартного качества гражданским регламентом. (П. 1 ст. 2 ГК РФ). Это позволяет сформулировать следующие приоритеты профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения [7, 31-32]. Основной блок норм отдается нормам права водопользования, купли-продажи воды в гражданском праве, а также санитарно-экологическому регулированию, налоговому регулированию [7, 41].
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» относит бутилированную воду к пищевой продукции.
Отсутствует единая система управления питьевой водой как стратегическим ресурсом. На законодательном уровне правовой статус питьевой воды как дефицитного стратегического ресурса не закреплен. В России его ресурс распределен неравномерно [8].
Разделом 9 «Требования к бутилированной питьевой воде» Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая, г. 2010 № 299 предусматривает классификацию питьевой воды:
По источнику воды (п. 3.1): из подземных источников воды (артезианских, родниковых, грунтовых (инфильтрационных) и с поверхности — речных, озерных, ледниковых;
По способу очистки воды: из водопроводных сетей (очищенных и очищенных) и кондиционированных.
Забор воды может осуществляться из поверхностных и подземных водных объектов (естественных подземных и подземных источников воды) (ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации). Различные федеральные законы определяют режимы охранных зон водных объектов: санитарная охрана зоны (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации)), водоохранные зоны водных объектов (Водный кодекс Российской Федерации) и санитарно-санитарная (горная) охрана. районные курортно-оздоровительные зоны (ФЗ «О природных лечебных ресурсах, оздоровительных зонах и курортах»), зоны санитарной охраны источников водоснабжения, лесозащитные зоны по берегам водных объектов (Федеральный закон «Об охране окружающей среды») (Лесной кодекс).
Стандарты надлежащего удаления компонентов природной среды предусмотрены ст. 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Нормирование в области использования и охраны водных объектов предусматривает установление лимитов водопользования (водопотребление и водоотведение), разработку и принятие стандартов, норм и правил в области использования и охраны водных объектов (статьи 82, 90, 110 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 165 «О составлении и заключении договора водопользования»).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» подготовка и заключение договора водопользования в форме Типовой договор водопользования, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 165 на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляется в зависимости от формы собственности водного объекта: Водопровод федерального значения. ресурсное агентство или его территориальные органы, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местное самоуправление.
Забор воды из водных объектов для питьевых нужд населения с использованием сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) регулируется ч. 3 ст. 86 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 135 и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» [7, 40].
Правовой режим подземных вод определяется Водным кодексом Российской Федерации.
Предоставление права пользования водными объектами осуществляется Росводресрусом в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства от 6 апреля 2004 г. № 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов».
Следуя ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, 2. На основании договоров водопользования приобретается право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, имуществе субъектов Российской Федерации, имуществом муниципальных образований, в том числе , для забора (удаления) водных ресурсов из водных объектов.
Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляет Росприроднадзор (п. 5.1.6 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору». природных ресурсов и внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370 »).
Правовой режим подземных вод определяется Федеральным законом «О недрах» Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра Минприроды России) Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства от июня. 17, 2004 № 293, о выдаче лицензий на право пользования недрами (п. 5.3.8).
Роснедра или его территориальные органы выдают лицензию на недропользование в порядке распределения полномочий Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утв.Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. № 315.
Срок действия лицензии на право пользования недрами установлен в пунктах 7.1-7.4 Постановления Верховного Совета РФ. Российская Федерация от 15 июля 1992 г. № 3314-I «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».
Подземная минеральная вода может производиться без ограничений, за исключением промышленного розлива (согласование Роснедра) — раздел X Таблицы предельных запасов и прогнозных минеральных ресурсов, встречающихся в недрах Административного регламента.
— отбор воды из централизованной системы водоснабжения осуществляется на основании договора водоснабжения (ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»)
Вода бутилированная питьевая исключена. сфера действия Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О водоснабжении и водоотведении» (п. 18 ст. 5).
Обеспечение качества питьевой воды из центральной системы водоснабжения регулируется ст.23, 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения устанавливаются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами САНПИН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды систем централизованного питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования по обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. «
В соответствии с Федеральным законом« О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения »государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль должны осуществляться за качеством питьевой воды (п. 4.1.)
Согласно рабочей программе производственный контроль качества питьевой воды обеспечивает хозяйствующий субъект системы водоснабжения (п. 4.2.). Они контролируют качество воды в точках водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках отбора проб из внешней и внутренней водопроводной сети.
Водоподготовка — водоподготовка, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды (статья 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Для производства фасованной воды (ГОСТ 32220-2013 «Вода питьевая фасованная в тару. Общие технические условия») устанавливаются требования к исходной воде (п. 5.3.1), в зависимости от ее вида использовать воду с поверхности или подземные источники питьевого водоснабжения, а также системы централизованного питьевого водоснабжения (далее — исходная вода).
Исходная вода из источника питьевого водоснабжения должна соответствовать гигиеническим требованиям, установленным ГОСТ 2761 или ГОСТ 2874 с учетом государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм, действующих в области питьевого и питьевого водоснабжения.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам САНПИН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды систем централизованного питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования по обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения »производитель контролирует качество исходной воды по показателям, в объеме и с периодичностью, соответствующими установленным в ГОСТ 2874, ГОСТ 2761, с учетом требований государственные нормативные (поверхностные, водоснабжение) санитарно-эпидемиологические правила и нормы, гигиенические нормативы для конкретных подземных вод, систем централизованного питьевого водоснабжения (п.5.3.1.3).
Кроме того, установлены требования к материалам, реагентам, оборудованию, используемому для водоподготовки и водоподготовки, а также требования к качеству воды.
Санитарные требования определяются Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым принят САНПИН) управление качеством воды регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» (в первую очередь статьями 23-25) и принятыми ГОСТами и техническими регламентами. . По ст. 23 ФЗ «О техническом регламенте» обязательное подтверждение соответствия предоставляется только в случаях, установленных техническим регламентом.В остальных случаях это добровольно.
До 1 января 2019 года государственная регистрация воды (обязательное подтверждение) проводилась на основании перечня продукции, на которую требуется свидетельство о государственной регистрации. Государственной регистрации подлежали все виды фасованной воды.
После принятия технического регламента ТР ЕАЭС 044/2017 «О безопасности фасованной питьевой воды, в том числе природной минеральной», государственная регистрация распространяется на отдельные виды продукции.
Пункт 53 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности фасованной питьевой воды, в том числе природной минеральной воды» (ТР ЕАЭС 044/2017) предусматривает два режима:
- Государственная регистрация воды (обязательное подтверждение соответствие) для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды.
- Декларация соответствия (добровольное подтверждение соответствия) на другие виды воды (статья 23 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов» (утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря). , 2011 № 880)
В настоящее время на территории стран Таможенного союза действует Единый реестр аккредитованных организаций, имеющих право проводить исследования и сертификацию имиджа продукции.
Приказом Роспотребнадзора от 20 июля 2010 г. № 290 (в ред. Приказом Роспотребнадзора от 19 сентября 2011 г. № 742) «О государственной регистрации продукции территориальными органами» право выдавать свидетельства о государственной регистрации на определенную виды продукции переданы в управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
Согласно пункту 3.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 марта 2002 г. № 12 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и норм» питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, заливаемой в резервуар. Контроль качества. САНПИН 2.1.4.1116-02 ″, в зависимости от качества воды, улучшенной с точки зрения гигиенических требований к централизованному водоснабжению (САНПИН 2.1.4.1074-01), а также дополнительных биомедицинских требований, фасованная вода разделяется на воду первая и вторая категории.
Результаты
Основные функции по управлению качеством и безопасностью бутилированной питьевой воды выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Правительства Российской Федерации (Постановление о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322).
Вместе с тем, согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 348 «Об экспериментах на территории Российской Федерации по маркировке с использованием идентификации фасованной воды» Минпромторг. На сельское хозяйство РФ было возложено обеспечение координации и контроля работы участников оборота фасованной воды, задействованной в эксперименте.
Данная функция — координация и контроль работы участников оборота пакетированной воды — до принятия Постановления № 348 не возлагалась ни на один государственный орган.
Постановлением Правительства № 348 формируется новая функция управления. Таким образом, Минсельхоз, обладая соответствующими полномочиями, не противоречит существующей системе распределения полномочий между органами исполнительной власти.
В связи с изложенным в раздел II Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 22 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» могут быть внесены изменения. а полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека дополнены функцией координации и контроля участников оборота фасованной воды.
Питьевая вода, расфасованная в тару, классифицируется как пищевые продукты (пищевые продукты, пищевые продукты, пищевые продукты) в соответствии со ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880). Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299) в пункте 3, также включают питьевую воду, фасованную с пищевыми продуктами. продукты в таре (вода питьевая бутилированная).
В части маркировки с использованием идентификации на Министерство сельского хозяйства возлагается выполнение государственной услуги по выдаче заключения, приложенному к заявлению о государственной регистрации наименования места происхождения товара, и о предоставлении исключительного права на такое наименование и вынесение заключения к заявлению о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (Постановление от 17 сентября 2004 г. «О перечне федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных давать заключение к заявлению о государственной регистрации наименование места происхождения товара и предоставить исключительное право на такое наименование », Административный регламент от 09.04.2012« Административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по оказанию государственных услуг по выдаче заключения, прилагаемого к заявке. для государственной регистрации наименования места происхождения товара »)
Наличие питьевой воды f или население является элементом продовольственной безопасности (Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»)
Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции (п.2 шт. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450) о разработке государственной политики и правовом регулировании в сфере сельского хозяйства, включая регулирование рынок сельхозпродукции, сырья и продуктов питания, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Поскольку бутилированная вода относится к категории пищевых продуктов, а ее производство — это пищевая промышленность, координация и контроль работы участников оборота фасованной воды обеспечивается направлениями деятельности Минсельхоза.Вместе с тем, во избежание неопределенности предлагается дополнить абзац первый первого Положения о Минсельхозе РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 после слов «включая регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания, пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе» добавить слова «фасованная вода».
В понимании Договора о Евразийском экономическом союзе, продовольствие и формирование общих требований при производстве и обороте продукции, относящейся к категории агропромышленных.
Библиографический список
1. Государственный отчет Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2017 году» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ispolzovanii_vodnykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ispolzovanii_vodnykh_resursov_odiysi_iysi_iysii_rossysv_iysi_iysi_iysi_iysi_iysi_iysi_iysi_iysi_iysi_iysi_iysi_iysi_si_si_si_viysi_si_si_viysi_si_si_viysys_rossys_rossys_rossys__2.Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» // [Электронный ресурс] СПС Гарант.
3. Бринчук М.М. Экологическое право — М .: Юрист, 1998.
4. Директива Совета 98/83 / ЕС от 3 ноября 1998 г. «О качестве воды, предназначенной для потребления человеком» [Электронный ресурс]. -URL: http://base.garant.ru/2568523/#ixzz6N6uxKGPz.