Закон рф 4520 1: Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 N 4520-1 (последняя редакция)

Разное

Содержание

Письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.01.2005 N 95-Пр

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 января 2005 г. N 95-Пр

В дополнение к письму Минздравсоцразвития России от 15 января 2005 г. N 41-Пр направляю информацию о порядке начисления процентной надбавки к заработной плате и стипендиям для работающих и обучающихся северян.

1. По вопросу установления процентной надбавки к заработной плате для всех работающих граждан.

С 1 января 2005 г. статья 11 «Процентная надбавка к заработной плате» Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» применяется в редакции статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Согласно данной статье размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичный порядок предусмотрен статьей 317 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

На основании части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, до принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок ее выплаты, продолжают применяться Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР.

2. По вопросу установления процентной надбавки к заработной плате молодежи.

В соответствии с прежней редакцией статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. То есть данная надбавка носит не компенсационный, а стимулирующий характер.

С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 внесены изменения, исключившие из статьи 11 указанные положения.

Исключение указанного положения следует рассматривать во взаимосвязи с преамбулой Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, указывающей на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан к закону и действиям государства путем стабильности сохранения правового регулирования, а также нормой, устанавливающей приоритет положений преамбулы над иными положениями данного Федерального закона.

Исходя из этого, при применении статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 г. , то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.

Что касается молодежи (лиц в возрасте до 30 лет), вступающей в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г. и прожившей в указанных районах и местностях не менее одного года, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в ускоренном порядке в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458.

Одновременно сообщаем, что Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г. утверждены и направлены в субъекты Российской Федерации и территориальные трехсторонние комиссии Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год. В указанном документе рекомендовано сохранить в 2005 году условия оплаты труда, действовавшие до 31 декабря 2004 года.

3. По вопросу начисления районного коэффициента и процентной надбавки на стипендию.

Ранее в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на стипендию начислялся районный коэффициент и процентная надбавка.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 20 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 утратила силу.

При этом следует отметить, что статья 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусматривает начисление на стипендию только районного коэффициента.

Однако процентная надбавка к стипендии, в отличие от процентной надбавки к заработной плате, носит фактически не стимулирующий, а компенсационный характер, в связи с чем ее регулирование должно осуществляться с учетом положений части первой статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Согласно данной статье в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, на стипендию граждан, которые были зачислены в учебные заведения по состоянию на 31 декабря 2004 г., начисляются и районный коэффициент, и процентная надбавка.

М.Ю.ЗУРАБОВ

Все о расчетах с северянами

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности частично или полностью занимают территорию 24 субъектов России. Работающим там сотрудникам трудовое законодательство предоставляет дополнительные гарантии и компенсации – районные коэффициенты, надбавки за стаж, дополнительные оплачиваемые отпуска, оплату проезда и провоза багажа в пределах страны к месту использования отпуска и обратно и пр. Расскажем, на что обратить внимание, если у вас есть работники в этих районах.

Трудовым законодательством предусмотрены повышенные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера. При этом большинство нормативки по северным гарантиям относится к советскому периоду. Данные документы применяются в части, не противоречащей ТК РФ, а таких противоречий немало. В результате количество вопросов по северным льготам с годами только увеличивается.

Районы Крайнего Севера

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают полностью или частично территорию 24 субъектов России и представляют собой местность с тяжелыми природными условиями, обусловливающими увеличение размера заработной платы и предоставление компенсаций лицам, работающим на этих территориях.

Связанный материал

Надбавки и доплаты к окладу, связанные с условиями труда

№ 01 / 2017

См. статью «Надбавки и доплаты к окладу, связанные с условиями труда»

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ (ст.

2 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520 1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», далее – Закон № 4520 1). Однако до сих пор указанный список не принят. Поэтому в силу ст. 423 ТК РФ следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029. Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждена приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 (далее – Инструкция № 2).

Обратите внимание: когда речь идет о любых северных гарантиях, надо рассматривать не место нахождения работодателя, а место выполнения работником трудовой функции. На это было указано в письме Роструда от 15.01.2016 № ТЗ/23333 6 1 и в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 26. 02.2014 (далее – Обзор Президиума ВС РФ).

Районные коэффициенты

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

Размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 316 ТК РФ). До сих пор указанные нормативные акты не приняты. Так что продолжают применяться древние районные коэффициенты, утвержденные в СССР (ст. 423 ТК РФ, письма Роструда от 29.06.2011 № 1891 6 1, Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2009 № 1171 13, ФНС РФ от 22.10.2009 № 3 2 09/223@).

Наиболее полная информация о размерах районных коэффициентов и процентных надбавок приведена в письме Роспотребнадзора от 29.08.2008 № 01/9440 8 32. В коммерческих организациях работодатель вправе установить повышенный размер районного коэффициента (ч. 2 ст. 313 ТК РФ, письмо Минтруда России от 26.11.2012 № 11 4/660).

Районные коэффициенты начисляют на фактический заработок работника, который включает в себя тарифную ставку, оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты (письмо Минздравсоцразвития РФ от 16. 02.2009 № 169 13). При этом районный коэффициент не начисляется на иные выплаты, которые не являются заработной платой, например на материальную помощь (письма Минтруда РФ от 22.07.99 № 716 7 и от 23.03.1993 № 517-РБ).

В налоговом учете затраты на уплату районного коэффициента относят к расходам на оплату труда (п. 11 ст. 255 НК РФ, письмо Минфина России от 18.04.2013 № 03 03 06/1/13277). Как и заработная плата, сумма районного коэффициента облагается НДФЛ и страховыми взносами.

Северная надбавка

Надбавка за стаж

В отличие от районных коэффициентов, начисляемых с первого дня работы в северных районах, размер процентной надбавки также зависит от стажа работы на указанных территориях (ст. 317 ТК РФ).

Надбавку начисляют на заработную плату работника, рассчитанную без учета районного коэффициента.

Долгое время звучал вопрос правомерности начисления надбавки на годовое вознаграждение. Согласно п. 19 Инструкции № 2 в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по единовременному вознаграждению за выслугу лет и вознаграждению по итогам работы за год. Между тем указанные суммы являются стимулирующими выплатами, которые включаются в состав заработной платы, на которую начисляется процентная надбавка за северный стаж (ст. 129 и 317 ТК РФ). Высшие арбитры вмешались в эту ситуацию, и данное положение Инструкции № 2 было признано недействующим (решение Верховного Суда РФ от 01.12.2015 № АКПИ15 1253).

Затраты на выплату надбавки относят к расходам на оплату труда (п. 11 и 12 ст. 255 НК РФ). Как и зарплата, сумма надбавки облагается НДФЛ и страховыми взносами.

Суммируем стаж

Северный стаж, необходимый для расчета процентной надбавки к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе. На это указано в п. 1 постановления Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 (далее – Постановление № 1012) и в п. 1 Обзора Президиума ВС РФ.

Обратим внимание на еще одно противоречие старой нормативки ТК РФ. Статья 132 ТК РФ запрещает какую-либо дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда. При этом в п. 1…

Фонд Thomson Reuters

ИНФОРМ. СОЕДИНЯТЬ. НАСТРОЙКА.

Мы являемся корпоративным фондом Thomson Reuters, компании, предоставляющей глобальные новости и информационные услуги. Мы работаем над продвижением свободы СМИ, содействием развитию более инклюзивной экономики и поощрением прав человека.

Наш подход

Благодаря новостям, развитию средств массовой информации, бесплатной юридической помощи, обучению и организационным инициативам мы объединяем наши уникальные услуги для системных изменений.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

От нашего генерального директора

Фонд уникальным образом использует объединенную мощь журналистики и закона для повышения осведомленности всего мира о некоторых наиболее важных проблемах, с которыми в настоящее время сталкивается человечество. Мы работаем со многими различными заинтересованными сторонами — от лидеров гражданского общества до целеустремленных профессионалов — чтобы вдохновлять коллективное лидерство и находить масштабируемые решения, которые могут помочь построить более процветающий мир, в котором никто не останется без внимания.

Я хотел бы пригласить вас прочитать наш организационный обзор, который дает представление о широте, размахе, влиянии и наследии работы Фонда — в прошлом и настоящем.

День прав человека, 10 декабря 2021 г.

Скачать обзор Фонда

Наша приверженность борьбе с расизмом и дискриминацией

Фонд Thomson Reuters поддерживает чернокожее сообщество сегодня и каждый день: расизму, фанатизму и предрассудкам нет места в обществе. Мы будем использовать возможности наших средств массовой информации и юридических служб, чтобы играть более активную роль в продолжающейся борьбе за равенство и более инклюзивную экономику.

9 июня 6 минут

Подробнее

COVID-19: Наш ответ и наше влияние

Всего 10 недель назад, когда мир начал бороться с натиском пандемии COVID-19, Фонд Thomson Reuters запустил первый из своих ответных мер, основанных на его журналистском и юридическом опыте. – чтобы лучше вооружить тех, кто находится на переднем крае кризиса.

5 июня 6 минут

Подробнее

Последние обновления

2023 Премия Курта Шорка в области международной журналистики – прием заявок открыт

СВОБОДА СМИ

5 минут

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Международный женский день: освещение работы фонда Thomson Reuters Foundation по продвижению гендерного равенства

08 марта

4 минуты

СВОБОДА СМИ

Освещение и информирование об экономической справедливости женщин в Африке

08 марта

4 мин.

ФУНДАМЕНТ

Объявлены номинанты на премию TrustLaw Awards 2023

07 марта

4 минуты

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Фонд Thomson Reuters отмечает первую годовщину вторжения в Украину

24 февраля

4 минуты

ФУНДАМЕНТ
Юридические фирмы сохраняют приверженность pro bono в условиях глобального кризиса

09 февраля

4 мин.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Сообщение на конец года от нашего генерального директора

14 декабря

4 минуты

  • ДОМ
  • НАШ ПОДХОД

Россия: новые ограничения для «иностранных агентов»

Нажмите, чтобы развернуть изображение

В ночь перед тем, как в 2012 году вступил в силу печально известный закон об «иностранных агентах», неизвестные раскрасили граффити с надписью «Иностранный агент! ♥ США» на зданиях, в которых расположены офисы трех известных московских общественных организаций, включая «Мемориал». © 2012 Юлия Климова/Мемориал

(Нью-Йорк, 1 декабря 2022 г.) – В России вступил в силу новый закон, резко расширяющий репрессивное и обширное законодательство страны об «иностранных агентах», сообщила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Закон представляет собой еще одно нападение на свободу слова и законную гражданскую активность в России, и его следует отменить.

Закон принят в июле 2022 года, вступление в силу отложено до 1 декабря. выражает мнение о российской политике или поведении официальных лиц, может быть признан иностранным агентом, если власти утверждают, что они находятся под «иностранным влиянием». Он также исключает «иностранных агентов» из ключевых аспектов общественной жизни.

«Уже более десяти лет российские власти используют законы об «иностранных агентах», чтобы очернить и наказать независимые голоса, — сказала Рэйчел Денбер, заместитель директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. «Этот новый инструмент в уже переполненном наборе инструментов правительства позволяет еще проще угрожать критикам, налагать жесткие ограничения на их законную деятельность и даже запрещать их. Это делает вдумчивую публичную дискуссию о прошлом, настоящем и будущем России просто невозможной».

В России термин «иностранный агент» равносилен «шпиону» или «предателю».

Назначение иностранного агента остается внесудебным, без возможности оспорить его в суде до назначения. Назначенные должны выполнить все требования на следующий день после того, как власти внесут их в реестр, даже если они оспорят это назначение в суде.

Когда в 2012 году был принят первый закон об иностранных агентах, только зарегистрированные организации могли быть обозначены как «иностранные агенты». Последующие поправки постепенно расширили применение от зарегистрированных организаций до средств массовой информации, других категорий физических лиц и ассоциаций без юридических лиц.

Июльский закон «О контроле за деятельностью организаций/лиц, находящихся под иностранным влиянием» заменяет их сводным, упрощенным, но бесконечно широким определением, которое охватывает любое лицо – российское, иностранное или лицо без гражданства; любое юридическое лицо, внутреннее или международное; или любая группа без официальной регистрации, если считается, что они получают иностранную поддержку и/или считаются «находящимися под иностранным влиянием» и занимаются деятельностью, которую российские власти сочли бы «политической».

Это также распространяется на всех, кто собирает информацию о военной деятельности или военном потенциале России, создает или публично распространяет информацию или финансирует такую ​​деятельность.

Закон определяет «иностранное влияние» как «поддержку» из иностранных источников, которая включает финансирование, техническую помощь или другие неопределенные виды помощи и/или бессрочное «воздействие», которое представляет собой принуждение, убеждение и/или «другие средства». ».

В соответствии с этим определением любое взаимодействие с иностранным элементом потенциально может быть истолковано как «иностранное влияние», отмечает Хьюман Райтс Вотч. Также не требуется наличия какой-либо причинно-следственной связи между «иностранным влиянием» и «политической» или иной деятельностью для применения этого определения.

Иностранные источники включают не только иностранные государства или иностранные организации, но и международные организации, предположительно включая такие многосторонние организации, как Организация Объединенных Наций. Закон считает российских граждан или организации «иностранными источниками», если они, соответственно, рассматриваются российскими властями как находящиеся под «иностранным влиянием» или как бенефициары «иностранного финансирования».

Чтобы избежать ярлыка «иностранного агента», организация должна гарантировать, что ни один источник любого пожертвования ни на каком этапе не был «испорчен» «иностранным влиянием», в том числе косвенно.

При определении того, что составляет «политическую» деятельность иностранного агента, закон объединяет положения более ранних итераций поправок об «иностранном агенте», чтобы включить «мнения о решениях или политике государственных органов». Например, журналист, публикующий комментарий о планах развития города, может подпадать под определение деятельности иностранного агента.

Новый закон также исключает «иностранных агентов» из ключевых аспектов общественной жизни. К ним относятся запреты на поступление на государственную службу, участие в избирательных комиссиях, выполнение функций советника или эксперта при проведении официальной или общественной экологической экспертизы, независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов и подзаконных актов, избирательных кампаний или даже пожертвований в пользу таких кампаний или политических партий.

Иностранным агентам также запрещено преподавать или заниматься другой образовательной деятельностью для несовершеннолетних или производить для них информационные материалы. Они не могут участвовать в организации публичных собраний или поддерживать их за счет пожертвований, им запрещено заниматься рядом других видов деятельности.

Закон расширяет понятие физического или юридического лица, связанного с «иностранным агентом», впервые введенное в 2021 году в отношении кандидатов на выборах. Лицо остается «аффилированным» в течение двух лет после того, как оно разорвало связи с иностранным агентом, даже если «аффилирование» началось до вступления закона в силу, и даже если «аффилирование» началось до того, как лицо было признано иностранным агентом.

С момента принятия первого закона об «иностранных агентах» сотни гражданских групп и активистов, в том числе те, которые занимаются правами человека, окружающей средой, мониторингом выборов и борьбой с коррупцией, были признаны «иностранными агентами».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *