Выборы президента россии когда следующие: Путин высказался о выборах президента России в 2024 году: Политика: Россия: Lenta.ru

Разное

Встреча с журналистами в избирательном штабе по окончании голосования на выборах Президента России • Президент России

В.Путин: Добрый день. Или доброй ночи уже.

Прежде чем я отвечу на вопросы собравшихся здесь журналистов – с удовольствием это сделаю, – я хочу обратиться к гражданам нашей страны. Хочу поблагодарить всех, кто пришел сегодня на избирательные участки и проголосовал на выборах Президента страны.

Причем хочу поблагодарить всех без исключения – и тех, кто голосовал за действующего Президента, то есть за вашего покорного слугу, и тех, кто выбрал других кандидатов. Это в любом случае важный результат, даже если ваш кандидат не станет действующим Президентом. Это все равно важно, потому что это будет необходимым информационным материалом для действующих властей и для меня в том числе, чтобы все мы учитывали мнения и взгляды тех политиков, за которых были отданы голоса. Вне зависимости от того, сколько человек за них проголосовало. Это первое.

Второе. Я хочу, разумеется, поблагодарить тех, кто поддержал на выборах меня, и тех, кто даже не пришел, симпатизирует, но не пришел на выборы по тем или другим причинам. Хотя результат, конечно, вполне удовлетворительный, это можно сказать уже сейчас.

Я вам очень благодарен за это, потому что это, безусловно, самый важный ресурс поддержки и уверенности в своих силах.

Спасибо вам большое.

Мне кажется, что те, кто сделал этот выбор, поддержали не только те позитивные изменения, которые произошли в нашей стране за последнее время, за последние годы, и не только, даже и не столько те положительные сдвиги – небольшие, но все‑таки положительные. Сдвиги, которые были: и в экономике страны мы обеспечили все‑таки достаточно стабильный и высокий рост за последние годы; и стабилизировали ситуацию в социальной сфере; и, без всяких сомнений, укрепили наше государство. Но думаю, что поддержку обеспечили даже не эти скромные результаты, а скорее всего то, что люди увидели настрой, отдачу, с которой мы работали, и ваш покорный слуга, действующий Президент, работал в последние годы.

В этой связи хочу вас заверить и обещаю вам, что работать буду следующие четыре года в таком же ритме, сделаю все, что от меня зависит, чтобы и Правительство работало так же напряженно.

Обещаю вам, что все демократические завоевания нашего народа будут, безусловно, обеспечены и гарантированы. При этом мы не остановимся на достигнутом, мы будем укреплять многопартийную систему. Будем укреплять гражданское общество, делать все для того, чтобы обеспечить свободу средств массовой информации. И вместе с тем будем создавать такие условия, при которых ни чиновники, прикрываясь интересами государства, ни краснобаи всякие, прикрываясь демократической фразеологией, не могли набивать себе карманы.

Мы сделаем все для того, чтобы обеспечить стабильный рост экономики нашей страны. Но та стабильность и в экономике, и в социальной сфере, о которой мы так много говорим в последнее время и которой мы, безусловно, дорожим, хочу подчеркнуть это особо, – она не является самоцелью. Это только необходимое условие для того, чтобы решить главную задачу: обеспечить рост благосостояния наших граждан, обеспечить рост благосостояния нашего народа, наших людей.

То, что было сделано за последнее время, это еще не благосостояние, это не рост благосостояния. Это только зарницы его. Мы, конечно, должны беречь их, но на основе этой стабильности должны, безусловно, сделать следующие шаги для того, чтобы реально обеспечить благосостояние наших людей. Мы должны сделать следующие шаги в экономике, мы должны сделать следующие шаги в социальной сфере. И мы обязательно сделаем их.

И, наконец, мы на внешней арене будем стремиться к тому, чтобы гарантировать национальные интересы Российской Федерации. Но ни в коем случае не будем скатываться к агрессивным методам отстаивания наших интересов и к какой бы то ни было конфронтации. Мы будем проявлять в борьбе за наши национальные интересы гибкость, партнерство, будем стремиться к тому, чтобы добиваться компромиссов, приемлемых для нас и для наших партнеров. Сделаем все для того, чтобы обеспечить благоприятные внешние условия для развития России.

Это все, что я хотел бы сказать вначале. Пожалуйста, готов ответить на ваши вопросы.

Вопрос: Владимир Владимирович, если посмотреть на четыре года назад, в чем для Вас лично разница, и есть ли она, в выборах тех и сейчас? Хотя там были первые, а сейчас – нет, но все‑таки есть ли в чем‑то разница?

В.Путин: Разница, конечно, есть. И Вы, безусловно, знаете: практически всегда сложнее выборы вторичные, чем первые. Для действующей власти они всегда сложнее, потому что власть несет ответственность за все. И в глазах граждан даже виновата тогда, когда на самом деле ее вины как бы и нет, по объективным обстоятельствам. Поэтому выборы второй раз – они всегда сложнее. И то, что сегодня результат гораздо выше, чем это было четыре года назад, – это, конечно, вызывает не только чувство удовлетворения внутреннего, но, я бы сказал, вселяет определенную уверенность в то, что делалось на протяжении предыдущих четырех лет. Вселяет уверенность в свои силы на ближайшую четырехлетку.

В прошлый раз выборы состоялись четыре года назад после того, как я четыре месяца исполнял обязанности, был Председателем Правительства, и три месяца исполнял обязанности Президента. И за это время я мог только обозначить болевые точки нашего развития, как я их вижу, и сформулировать основные направления развития нашей страны. Думаю, что тогда люди проголосовали, в основном руководствуясь интуицией, доверяя мне и доверяя своей интуиции после вот такой непродолжительной моей работы на двух самых высоких должностях в России. Сегодня, по прошествии четырех лет, мы не только повторили этот результат – мы улучшили его. Повторяю, это все‑таки признание, вернее – положительная оценка того, что было сделано за последние четыре года. И, повторяю, для меня это очень важно.

Вопрос: Были опасения по поводу явки на выборы. Как Вы в целом оцениваете активность избирателей сегодня?

В.Путин: Я не знаю, у кого были такие опасения. Эти мысли о недостаточной явке, невысокой явке, мне кажется, сознательно внушались нашим гражданам для того, чтобы как раз понизить эту явку. А по всем прогнозам и по всем исследованиям социологическим, с которыми я знаком, явка предполагалась достаточно высокой. Мне кажется, что можно критиковать действующие власти, можно спорить, можно не соглашаться, можно обвинять даже в чем‑то, но чего абсолютно точно нельзя делать – так это саботировать политические процессы в стране. Это не только вредно – это и опасно. Я в своем обращении к гражданам страны перед выборами говорил о том, что страшно даже представить, если в какой бы то ни было стране, тем более в такой сложной стране, как Россия, находящейся на переломном этапе своего развития, не будут сформированы высшие органы власти и управления. Это просто приведет к хаосу. Пострадают все. Это недопустимо. Это не политическая борьба, это саботаж. И то, что люди не поддались этому саботажу, я думаю, что это проявление гражданской зрелости граждан нашей страны.

Вопрос: У Вас завтра первый рабочий день после выборов. Что Вы будете делать?

В.Путин: Работать. Это же первый рабочий день. В рабочий день я работаю. Днем, может быть, мы немножко сместим по времени, имея в виду, что сегодняшний рабочий день для многих закончится достаточно поздно или начался уже слишком рано. Во всяком случае, будет проведена, как и положено, как и заведено за последние годы, встреча с руководством Правительства, еще несколько рабочих встреч с коллегами из различных ведомств, правительственных и силовых структур, и ряд телефонных переговоров с моими коллегами, которые уже сейчас заявили о своем желании переговорить по телефону, обсудить вопросы двустороннего характера. Я думаю, всем понятно, это связано еще, наверное, с результатами выборов, люди хотят переговорить, видимо, поздравить. Во всяком случае, несколько таких телефонных разговоров намечено.

Вопрос: Владимир Владимирович, насколько известно, Вы сегодня сразу после голосования поехали к боксерам. Как Вы к ним съездили и почему именно к боксерам?

В.Путин: Вы знаете, я недавно встречался с олимпийцами, и некоторые из них приглашали на свои тренировки, на свои базы. Первыми из тех, кто пригласил, были как раз боксеры. И, не скрою, мне было просто интересно посмотреть, в каких условиях у нас тренируются спортсмены, которые добиваются уникальных, я считаю, результатов. Напомню, что на последнем чемпионате Европы они из одиннадцати возможных золотых медалей завоевали девять. И позволю вспомнить также о том, что это был дубль. На предыдущем чемпионате мира, который проходил в нашей стране, в Перми по‑моему, они из двенадцати возможных медалей тоже взяли девять. И тогда посчитали, что это случайно. Вот сейчас они подтвердили, что никаких случайностей нет. Они сильнейшие в Европе. Я получил удовольствие от общения со спортсменами, очень приятные ребята, настроенные на победу. Думаю, что у нас есть все шансы получить хороший результат в боксе на Олимпийских играх.

Вопрос: Разрешите Вас поздравить с победой, разрешите задать Вам вопрос. Каковы будут Ваши приоритеты во внешнеполитической деятельности?

В.Путин: Я только что сказал: главная цель нашей политики заключается не в том, чтобы демонстрировать какие‑то амбиции имперского характера, а в том, чтобы обеспечить благоприятные внешние условия для развития России. Ничего здесь необычного нет. И мы будем выстраивать многовекторную внешнюю политику, мы будем работать и с Соединенными Штатами, и с Евросоюзом, и с отдельными странами Европы. Будем работать с нашими азиатскими партнерами, с Китаем, с Индией, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В силу своей географии Россия является и европейской и азиатской страной одновременно. До сих пор все, что мы делали, руководствуясь этими соображениями во внешней политике, помогало нам в осуществлении тех целей развития России, которые мы перед собой ставили. Я надеюсь, что мы с назначением нового Министра, который имеет очень хороший опыт работы в Организации Объединенных Наций, и используя все то положительное, что наработал за последние годы бывший Министр иностранных дел, который возглавил сегодня Совет Безопасности России, сможем создать очень эффективный инструмент внешней политики Российской Федерации.

Вопрос: Владимир Владимирович, проведение каких реформ во внутренней политике Вы считаете сейчас первоочередным делом?

В.Путин: Прежде всего это укрепление демократических институтов, это развитие многопартийной системы, реальной многопартийной системы, с тем чтобы партии федерального значения имели реальное влияние в регионах. И чтобы регионы через эти партии могли бы влиять на высшие органы власти и управления в России в целом. Вот это основная цель.

Я думаю, что если мы решим эту задачу, то политическая система в России будет достаточно сбалансированной. Мы должны создать условия для того, чтобы развивались партии всех направлений, чтобы на политической сцене страны был слышен голос всех – и малых, и больших партий. И, я уже говорил об этом, мы должны гораздо больше предпринять усилий для того, чтобы укрепить институты гражданского общества. Вот если все это нам удастся сделать, то это будет хорошей базой для строительства современной экономики.

Вопрос: Как известно, подготовка к очередным выборам начинается сразу после завершения предыдущих. Уже есть у Вас какое‑то представление, кого бы Вы хотели видеть своим преемником и когда может начаться подбор кандидатов?

В.Путин: Подбор кандидата уже начат давно. Четыре года назад. Представление о том, каким должен быть этот человек, у меня есть. Это должен быть порядочный человек, честный, который хочет и может служить своему народу и в состоянии это делать по своим деловым и личным качествам. Таких людей в стране достаточно.

Вопрос: Владимир Владимирович, как Вы сами можете объяснить такой существенный прирост голосов в Вашу пользу по сравнению с предыдущими выборами?

В.Путин: Вы знаете, я считаю, что я напряженно работал все эти годы, по‑честному. Когда я приносил клятву четыре года назад, там были такие слова: буду работать честно. И могу Вас заверить, что, во всяком случае, в этой части я полностью выполнил свое обещание. И я думаю, что люди не могли это не почувствовать. И я очень благодарен тем, кто заметил это и сегодняшним голосованием поддержал меня.

Вопрос: Владимир Владимирович, где‑то час назад руководитель Вашего предвыборного штаба Дмитрий Николаевич Козак говорил нам, что в первый президентский срок, по его мнению, Президент не может позволить себе сделать всего, что хочет, потому что вынужден думать уже о следующей предвыборной кампании. Только во время второго срока идет уже «работа на историю». Согласны ли Вы с этим мнением, чувствуете ли Вы в себе готовность «поработать на историю»? И второй вопрос: не скучно ли Вам было в эту кампанию?

В.Путин: Мне не было скучно в эту кампанию, потому что я напряженно работал. А когда человек занят конкретным делом, ему никогда не скучно. Первое. Второе: для меня все‑таки важен был результат. Это не пустой звук. Если Вы обратили внимание, я ведь действительно не проводил никакой специальной предвыборной кампании. Если бы она проводилась, результат, может быть, был бы и другим, еще более высоким. Но я сознательно этого не делал. Потому что мне было важно посмотреть, как люди реагируют не на предвыборные трюки, а на работу. Поэтому я практически не менял стиль своей работы, который сложился за предыдущие четыре года, и в ходе этой избирательной кампании. Результат был для меня важен. И я им, конечно, удовлетворен.

Теперь что касается того, готов ли я «поработать на историю». Нет. Не готов. Я считаю, что не нужно, нельзя руководствоваться какими‑то завиральными идеями, непонятными ни для кого. Работать нужно для конкретных людей, которые живут сегодня, на наших детей и внуков, которые будут жить завтра и послезавтра. Надо всегда оставаться на почве реальности.

Я, отвечая на вопрос одного из Ваших коллег недавно, сказал, я эту формулу сам придумал, может быть, ее еще кто‑то когда‑нибудь излагал, но мне кажется, что я придумал ее сам: искусство политики заключается в том, чтобы найти золотую середину между необходимым и возможным. Стабильность – об этом тоже упоминалось только что – стабильность, которой мы так сегодня дорожим, – разумеется, только необходимое условие для развития. А целью развития является благосостояние наших граждан. Для того, чтобы его добиться, нужно, безусловно, сделать ответственные шаги по модернизации нашей экономики и социальной сферы. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не навредить, чтобы не подорвать доверие людей к тому, что мы делаем. Потому что если произойдет это, то вообще ничего невозможно будет сделать в будущем.

Поэтому мы будем модернизировать страну, мы будем действовать решительно, но постараемся каждый наш шаг объяснять. С тем чтобы люди понимали, что делается и почему. И какие цели мы ставим перед собой, проводя те или иные преобразования в экономике либо в социальной сфере. Думаю, что будут те, кто не согласен, будут те, кто будет выступать против. Но, во всяком случае, Правительство буду нацеливать на то, чтобы не было тех, кто не понимает, что происходит. И если мы добьемся вот такого режима взаимодействия с обществом, мне кажется, что мы сможем действительно многое сделать, опираясь на понимание и поддержку народа, населения.

Но действовать просто, руководствуясь, повторяю, теоретическими представлениями о своей роли в истории, считаю ошибочным.

У Вас третий вопрос? Пожалуйста.

Реплика: Уточнение. Насколько я понимаю, когда речь шла о «работе на историю», имелись в виду какие‑то непопулярные решения, которые может себе позволить Президент.

В.Путин: А я только что сказал, что если мы будем планировать те решения, которые часто называют непопулярными, прежде всего в социальной сфере, то Правительство обязано будет объяснить, какие шаги оно предпринимает, почему и на что рассчитывает. И сделать это нужно будет в ходе широкой общественной дискуссии, выслушивая разные точки зрения, нужно семь раз отмерить и один раз отрезать.

Вопрос: Можно все‑таки уточнить приоритеты Вашей будущей деятельности?

В.Путин: Об этом много раз говорили. Могу повторить еще раз. Самое главное для нас – обеспечить рост экономики, и надеюсь, что мы сделаем – я в ближайшее время более подробно остановлюсь на этом, может быть, даже на этой неделе – мы должны будем сделать дальнейший шаг по совершенствованию нашей налоговой системы, должны будем предпринять необходимые действия в области реструктуризации естественных монополий. Мы только-только приняли базовые законы, касающиеся железнодорожного транспорта, электроэнергетики. Нам нужно будет сделать следующие шаги.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, еще раз хочу подчеркнуть, что действовать нужно очень аккуратно, потому что цена ошибки может быть слишком велика. Но действовать надо. И делать мы это будем. В социальной сфере мы должны, конечно же, особое внимание уделить развитию пенсионной системы, сделать внятные шаги в области предоставления качественных услуг в сферах здравоохранения и образования. Есть, разумеется, и другие цели, но из тех, которые можно отнести к разряду особо общественно значимых, я бы назвал вот эти.

Вопрос: Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, имели ли Вы в виду «Газпром», когда говорили о реформе следующих естественных монополий?..

В.Путин: Я говорил не о реформе следующих естественных, я говорил о необходимости сделать следующие шаги по продолжению реформирования того, что уже реформируется. Что касается «Газпрома», сразу могу сказать: «Газпром» – это структура, на которой в значительной степени базируется наш экономический рост. Потому что мы с Вами прекрасно знаем: газ у нас продается в стране и для бытовых, и для промышленных потребителей ниже себестоимости, и за счет «Газпрома» мы в значительной степени обеспечиваем экономический рост других отраслей. Это факт, про который нельзя забывать.

Поэтому если мы там в одночасье хотим все перевести на чисто рыночные условия, то завтра мы должны будем продавать своим потребителям газ по той же цене, по какой мы продаем его в Западную Европу – по 110 долларов за тысячу «кубов». Это невозможно. А если это невозможно, тогда нам нужно бережно относиться к «Газпрому». Но это не значит, что там вообще ничего не нужно и нельзя сделать. Там как минимум нужно обеспечить рынок газа внутри страны и обязательно нужно обеспечить свободный доступ к трубе независимых производителей. Правда, нужно, чтобы они поняли, что это не будет означать для них свободный выход на внешний рынок. И что совершенно точно нужно сделать – нужно в конце концов обеспечить прозрачность самого пакета акций «Газпрома».

Вопрос: Вы не могли бы сформулировать основные принципы взаимоотношений властей и представителей бизнеса на ближайшие четыре года?

В.Путин: Стабильность, прозрачность, законность.

Вопрос: Существуют ли планы по реорганизации работы Администрации Президента?

В. Путин: Существуют.

Вопрос: А можете о них сказать сейчас?

В.Путин: Нет.

Вопрос: А когда сможете?

В.Путин: Я думаю, что в течение 10 дней.

Вопрос: Как Вы думаете, когда можно будет давать оценку, работает ли новая структура Правительства, и, соответственно, первые оценки кадровому составу Правительства?

В.Путин: В этот понедельник уже можно давать оценки. Уже начинайте. Спать нельзя ни одного дня! Как только назначили, заработная плата уже начисляется. Если заработная плата уже начисляется, то деньги получают, то есть учитывается, за что им деньги платят.

Вопрос: Владимир Владимирович, как Вы относитесь к сегодняшним заявлениям Колина Пауэлла и Кондолизы Райс по поводу выборного процесса в России?

В.Путин: Во‑первых, у меня с ними очень хорошие отношения. И мы знаем, в каком состоянии находится внутриполитическая жизнь в США. Мы знаем, каков сейчас расклад политических сил. И исхожу из того, что это продиктовано в значительной степени вот этим внутриполитическим раскладом. Это первое.

Второе. Мы прислушиваемся ко всем критическим замечаниям. И мы не пройдем также и мимо этих критических замечаний, мы их проанализируем. И если найдем, что есть над чем подумать, то не только примем к сведению, но и сделаем из этого соответствующие выводы.

Наконец, третье. Я думаю, что ни у кого нет права считать, что, если они критикуют других, значит, их самих не за что покритиковать. У нас на Руси есть такая поговорка – Вы, наверное, ее знаете, поскольку так хорошо владеете русским языком. У нас говорят так: некоторые люди у других в глазу соринку маленькую замечают, а у себя, в собственном глазу, бревна не видят. Во многих странах так называемой развитой демократии тоже очень много проблем с этой демократией, в том числе в избирательных процедурах. И мы почти четыре года назад с изумлением наблюдали за тем, как избирательная система США дает сбой. Так что, надеюсь, что, критикуя нас, они [К.Пауэлл и К.Райс] будут делать и для себя определенные выводы, будут совершенствовать и свои демократические процедуры. В общем и целом считаю, что это полезно, если мы будем вот так, в дружеском порядке, обращать внимание друг друга на какие‑то недостатки, недочеты, потому что это, на мой взгляд, должно привести не к конфронтации, а к совершенствованию наших демократических систем и процедуры выборов.

Вопрос: Владимир Владимирович, удавалось ли Вам следить за избирательной кампанией своих конкурентов, оппонентов? Они также Вас много критиковали. Были ли для Вас какие‑то рациональные зерна в их критике, почерпнули ли Вы что‑то новое для себя?

В.Путин: Вы знаете, я – не потому, что с пренебрежением относился к этому, – а просто был занят и, конечно, так уж внимательно не мог наблюдать за всем, что происходило в ходе этой избирательной кампании, в дебатах и так далее, но многие вещи из тех, которые звучали с экранов в ходе дебатов, конечно, являются правильными. Мы все хотим жить хорошо. Все хотим быть здоровыми и богатыми. Вопрос в том, как достичь этой цели. И почему действующей власти всегда труднее на выборах? Потому что ее есть за что критиковать. А те, кто со стороны критикует, трудноуязвимы, потому что их вроде бы не за что критиковать, но так они и не сделали ничего. Но, повторяю, все мои конкуренты на выборах, на мой взгляд, люди достойные, они проявили хорошие интеллектуальные качества, бойцовские качества, они знают проблемы страны, обращают внимание граждан России и представителей власти на эти проблемы. Думаю, что избирательная кампания пошла на пользу всем нам.

Вопрос: Владимир Владимирович, сейчас осторожно, понемногу стали появляться разговоры о преемнике. Скажите, а Вы сами думали о том, чем бы Вы хотели заниматься, когда пройдет еще четыре года и Вы останетесь без работы?

В.Путин: Я еще не начал работать следующие четыре года, а Вы меня уже на пенсию отправляете.

Конечно, я иногда задумываюсь над этим, но сейчас должен сосредоточиться на том, чтобы выстроить работу на ближайшие четыре года. Выстроить ее и самому не сбавить обороты, которые набраны за предыдущие четыре года. И Администрацию Президента выстроить соответствующим образом, и Правительство настроить на такой же темп и ритм. Вот об этом сейчас надо думать! Хотя, конечно, восьмой год будет годом непростым, я прекрасно отдаю себе отчет в этом. И, конечно, все мы должны об этом думать. Но мне кажется, что он тем мягче будет для нас, для страны, чем больших результатов мы добьемся за предстоящие четыре года – мы все вместе. И тогда 2008 год у нас будет в политическом смысле, возможно, жарким, но он не поставит нас на грань каких‑то проблем, за которыми мы столкнемся с разрушением нашей политической системы или государственности, столкнемся с проблемами, которые не сможем решить. И наоборот, чем успешнее будет наша деятельность – хочу подчеркнуть это, деятельность всех нас – за это предстоящее четырехлетие, тем легче нам будет справиться при всем разнообразии и разбросе политических взглядов с проблемой 2008 года.

Давайте последний вопрос.

Вопрос: Владимир Владимирович, Ваши оппоненты часто вменяют Вам в вину то, что Вы не участвовали в теледебатах. Что Вы можете им ответить?

В.Путин: Это неинтересно. Считаю, что для действующего Президента в этом нет никакого смысла, потому что все, что я мог сказать, я обязан был сделать, продемонстрировать своими действиями в течение четырех лет. Просто каждое слово моих оппонентов мне на сто процентов известно. И, думаю, что это такая бессмысленная игра либо в поддавки, либо игра, когда один из игроков заранее знает результат. Я думаю, что обоснованным является то, что мы избрали именно такую тактику в ходе этой избирательной кампании. Повторяю, можно было бы использовать различные предвыборные трюки, и дебаты соответствующим образом выстроить, и поплясать, и попеть. Но даже рядовые люди, далекие от политики, действительно сердцем чувствуют многие вещи. И за четыре‑то года даже рядовой гражданин, который не занимается и не интересуется политикой ежедневно, прекрасно мог понять – и понял, – что происходит в стране и на что можно надеяться в ближайшие годы. Я думаю, что это самое главное. И результаты выборов как раз подтверждают, что эта реакция есть. И она положительная.

Спасибо вам большое.

Статус материала

Опубликован в разделе: Выступления и стенограммы

Дата публикации:

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/22383

Текстовая версия

«Путину придется пронести свой крест». Степашин не видит замены президенту РФ

Сейчас никакой замены Владимиру Путину на посту главы государства быть не может, утверждает бывший премьер-министр РФ Сергей Степашин. Он согласился с тем, что «нельзя быть руководителем страны вечно». Но в данном случае, по его оценкам, Путину нужно остаться на посту. Подробнее — в материале «Газеты.Ru».

Действующему президенту РФ Владимиру Путину сейчас нет замены и ему «придется остаться, хочет он этого или нет». С таким мнением выступил экс-глава российского правительства Сергей Степашин (руководил кабмином с 21 мая по 9 августа 1999 года, до утверждения Путина на пост премьер-министра. — «Газета.Ru»). Его слова в четверг, 13 октября, приводит РИА «Новости».

«Наверное, многие думали, надо ли идти Путину в президенты через два года или нет, я тоже об этом думал. Но сейчас совершенно очевидно, что никакой замены быть не может, особенно в ситуации

частичной мобилизации, по сути дела активных боевых действий против НАТО и американцев», — утверждает Степашин.

Он согласился с тем, что «нельзя быть руководителем страны вечно», но в данном случае Путину нужно остаться на посту.

«Мы не должны повторять 1917 год, когда ближайшее окружение Николая II по сути дела его предало. Я считаю, что Путину придется, хочет или не хочет, свой крест пронести еще, до того, как мы действительно сможем сделать настоящий мир», — пояснил собеседник агентства.

Путин возглавлял Россию в 2000–2008 гг., затем четыре года был премьер-министром, после чего в 2012-м вновь занял должность президента. Четвертый срок действующего главы государства начался 7 мая 2018 года.

Следующие выборы президента РФ состоятся в 2024 году.

Согласно Конституции РФ, принятой в 1993 году, «одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух раз подряд». Однако в 2020 году в Основной закон страны были внесены поправки, «обнуляющие» предыдущие президентские сроки действующего главы государства.

Соответствующий закон — о приведении избирательного законодательства в соответствие с поправками к Конституции РФ — был подписан Путиным 5 апреля 2021 года. Он дает право ему и Дмитрию Медведеву (занимал должность президента в 2008–2012 годы. — «Газета.Ru») еще дважды баллотироваться на высший пост.

Обнуление президентских сроков — практика пересмотра конституционных ограничений, позволяющая действующему главе государства продлить максимальный срок своих полномочий. Является популярным методом консолидации власти у президентов в ряде стран Африки, в частности, обнуление успешно применялось в Бурунди, Гвинее, Камеруне, Чаде, Конго, Джибути, Габоне, Намибии, Судане, Того, Уганде, Буркина-Фасо, Нигере, Руанде, Сенегале.

В терминах публичного права это означает, что речь идет о политическом вопросе, который лежит за пределами правового регулирования и остается на усмотрение законодателя. Вопрос о числе сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность президента, решается в России Конституционным судом.

Так, КС РФ в 1998 году не подтвердил первому президенту РФ Борису Ельцину право избираться на третий срок, а в 2020-м подтвердил право Владимира Путина в третий раз подряд участвовать в выборах главы государства.

На этом фоне показатель одобрения деятельности президента РФ, по данным ВЦИОМ, составил 76,9% (по оценкам Фонда «Общественное мнение» — 80%).

На прямой вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 81,1% респондентов. В спонтанном рейтинге доверия российским политикам его показатель составил 40%. Отметим, что вторую и третью позиции в списке, согласно данным опросов в сентябре 2022 года, занимают министр обороны РФ Сергей Шойгу (17,2%) и глава МИД России Сергей Лавров (17,1%).

Мнение | Как российское вторжение перевернуло президентские выборы во Франции

Страна все еще пытается смириться с результатами своего колониального прошлого. С тех пор, как бывшим колониям была предоставлена ​​​​независимость в годы после Второй мировой войны, наблюдается постоянный приток иммигрантов из Северной Африки и стран Африки к югу от Сахары. Они удовлетворяли потребность в рабочей силе во время послевоенного бума, но по мере деиндустриализации Франции за последние два десятилетия безработица резко возросла, колеблясь сегодня около 7,4 процента и намного выше в пригородах, унылых многоэтажных пригородах Франции с большим количеством иммигрантов. Население.

Французская политическая и интеллектуальная элита — как левая, так и правая — в целом отвергла заявления иммигрантов и бедняков о жестокости полиции, расовой предвзятости и систематическом расизме. Они утверждают, что дискриминация не является проблемой при дальтонизме французского республиканизма, который не признает расу и запрещает сбор расовой статистики. Они обвиняют Соединенные Штаты в экспорте идей, которые на самом деле не применимы к Франции.

Кризис в Украине не решил ни одного из этих вопросов, но отодвинул их в сторону на выборах и заставил кандидатов драться.

Макрон сначала захватил высоту, представляя себя государственным деятелем, а не политиком перед вторжением. Он энергично перемещался между Киевом, Москвой и Женевой в качестве сменяющегося президента Совета Европейского Союза. Его попытка предотвратить войну провалилась, но его челночная дипломатия продолжилась после начала вторжения России в Украину.

Он отложил официальное выдвижение своей кандидатуры до дня, предшествующего крайнему сроку, предупредив, что баллотироваться на должность придется отойти на второй план в предстоящие «трудные моменты». «Кандидат должен представить свой план стране, но президент должен продолжать делать свою работу», — сказал Макрон. Избиратели, казалось, изначально поддержали его стратегию «над схваткой». В опросах, проведенных в начале марта французской избирательной службой Ifop, более 30 процентов вероятных избирателей заявили, что отдадут свои голоса Макрону в первом туре; опросы прогнозировали легкую победу в гипотетическом втором туре против нескольких потенциальных занявших второе место.

Но стратегия избегания мелочей внутренней политики, кажется, натолкнулась на стену. Данные опроса, опубликованные французским еженедельником Journal du Dimanche в воскресенье, показывают, что отрыв Макрона от Ле Пен сократился всего до 5 очков как в первом туре, так и в прогнозируемом вбрасывании во втором раунде, запланированном на 24 апреля. утешительно с погрешностью в 2,3 процента и 25 процентами избирателей, которые еще не определились.

Дикую карту в переполненном поле представляет Земмур, газетный обозреватель и медийная личность, чей статус аутсайдера и талант к возмутительным заявлениям заслужили ему сравнение с Дональдом Трампом. Как и бывший американский президент, Земмур построил свою кампанию на яростной антииммигрантской риторике. Французские суды трижды признавали его виновным в разжигании ненависти. Земмур является сторонником «Великой замены», крайне правой теории заговора, утверждающей, что существует заговор с целью заменить коренное белое население Европы черными и коричневыми иммигрантами.

(Помните скандирование «Вы / евреи не замените нас» в Шарлоттсвилле?)

Мусульмане были главной целью Земмура; одно из его судебных осуждений было за заявление о том, что мусульманам приходится выбирать между исламом и Францией. Он выступает за создание Министерства эмиграции и оплату иммигрантам за выезд из Франции, депортацию тех, кто не работал в течение шести месяцев, и запрет на использование иностранных или мусульманских имен для детей, родившихся во Франции.

Крайне правый кандидат в президенты Франции и бывший телевизионный эксперт Эрик Земмур произносит свою речь во время своего первого митинга в воскресенье, 5 декабря 2021 года, в Вильпенте, к северу от Парижа. | AP Photo/Рафаэль Ягобзаде

Но вид тысяч европейцев, бегущих от войны в Украине, сокрушил мощь антииммигрантских сил. Макрон сразу же заявил, что Франция «примет свою долю беженцев», а большинство других кандидатов в той или иной степени поддержали открытие границ для украинцев. Земмур, который однажды заявил, что мечтает о французском Путине, придерживался своей жесткой линии в отношении иммиграции, предполагая, что вместо того, чтобы приглашать украинцев во Францию, правительство должно субсидировать реакцию Польши на кризис с беженцами.

После того, как Земмур опустился на пятое место в опросах общественного мнения, он смягчил свою позицию, но предупредил, что в случае его проигрыша «Франция больше не будет Францией», а «страной с пониженным статусом, без уважения к собственной культуре, в большинстве своем мусульманской, африканской, принадлежащей к другой цивилизации». (В знак того, что дебаты об идентичности еще не полностью угасли, французы заметно более приветливо относились к украинским беженцам, чем к беженцам из Афганистана, Африки и Сирии.)

Политические предложения Земмура непреднамеренно привели к тому, что Ле Пен стала выглядеть умеренной. После проигрыша Макрону со счетом 2:1 в последнем туре президентских выборов в 2017 году она убавила громкость самых крайних позиций своей партии «Национальное объединение» (бывший «Национальный фронт»). Пытаясь расширить свою базу, она больше не говорит об отказе от евро или выходе из Европейского союза.

Как и Земмур, она была поклонницей Путина. В прошлом году она заявила польской газете, что Украина находится в сфере влияния России. Ее партия все еще окупается 9Предвыборный кредит в размере миллиона евро от российского банка.

Стремясь отвлечь внимание от своего российского багажа, Ле Пен сосредоточила свою кампанию на экономических вопросах. Это оказалось правильным ходом. Опросы теперь показывают, что покупательная способность является проблемой номер один для французских избирателей, поскольку инфляция вырисовывается, а цены на газ стремительно растут на фоне путинской войны. Она резко контрастировала с масштабным технократическим видением Франции Макроном и ее непопулярными мерами, такими как пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста. Вместо этого она призвала к снижению налогов и противопоставила экономическое положение элиты в городах борющемуся рабочему классу в сельской местности, где ее поддержка сильна.

Попыткам Макрона сбросить ярлык «президента богатых» не помогла буря из-за того, что его администрация активно использует консалтинговую фирму McKinsey & Co. для формулирования политики. В прошлую субботу на огромном предвыборном митинге, направленном на восстановление своего импульса, Макрон предупредил об опасности со стороны крайне правых и представил себя защитником традиционных французских ценностей универсализма и братства против «тех, кто будет сеять яд разделения, фрагментировать и ломать людей». Чтобы облегчить боль от высоких цен на газ, его правительство установило компенсацию в размере 15 центов за литр на заправке. Он также подверг резкой критике партию Ле Пена, которую он назвал «кланом», за сожаление об «африканизации Франции». Макрон не упустил возможности указать, что «не он искал финансирование в России».

Жестокость путинской войны и ее социальные и экономические последствия приглушили зарождающиеся дебаты о французской идентичности. После выборов останутся большие вопросы: что такое Франция? Кто француз? Куда движется Франция? Пока это обсуждение приостановлено. Самая острая угроза — это не идеи Запада, а экспансионистские амбиции Владимира Путина. По мере приближения выборов погода снова становится мягкой. Обещание весны и снятие ограничений Covid заполнили террасы болтливыми молодыми французами. Гром войны в Украине слишком далеко, чтобы его можно было услышать здесь, но, тем не менее, он будет основным фактором в кабинах для голосования.

Генеральный прокурор Уильям П. Барр выступает с комментариями по поводу публикации отчета о расследовании вмешательства России в президентские выборы 2016 года | OPA

Доброе утро. Спасибо всем за то, что вы сегодня здесь.

22 марта 2019 г. специальный советник Роберт Мюллер завершил расследование дел, связанных с попытками России вмешаться в президентские выборы 2016 г., и представил мне свой конфиденциальный отчет в соответствии с инструкциями Министерства юстиции.

Как я уже говорил во время слушаний по утверждению в Сенате и с тех пор, я обязуюсь обеспечить максимально возможную степень прозрачности расследования Специального советника в соответствии с законом.

Сегодня в 11:00 я передам копии общедоступной версии отчета Специального советника председателям и высокопоставленным членам судебных комитетов Палаты представителей и Сената. Министерство юстиции также сделает отчет доступным для американской общественности, разместив его на веб-сайте Министерства после того, как он будет представлен Конгрессу.

Сегодня я хотел бы высказать несколько комментариев по отчету.

Но прежде чем я это сделаю, я хочу поблагодарить заместителя генерального прокурора Рода Розенштейна за то, что он присоединился ко мне сегодня, а также за его помощь и советы на протяжении всего этого процесса. Род служил Министерству юстиции много лет преданно и с отличием, и для меня было большой честью и удовольствием работать с ним после моего утверждения. У него были вполне заслуженные планы уйти с государственной службы, которые я прервал, попросив его помочь в моем переходе. Род был бесценным партнером, и я благодарен ему за то, что он был готов помочь мне и смог довести расследование Специального прокурора до конца. Спасибо, Род.

Я также хотел бы поблагодарить спецпрокурора Мюллера за его работу и тщательность его расследования, особенно за его работу по раскрытию характера попыток России вмешаться в наш избирательный процесс.

Как вы знаете, одной из основных целей расследования Специального советника было определить, вступали ли участники президентской кампании Дональда Дж. Трампа или любые лица, связанные с этой кампанией, в сговор или координировали свои действия с российским правительством для вмешательства в выборы 2016 года. В томе I доклада Специального прокурора описываются результаты этого расследования. Как вы увидите, в отчете спецпрокурора говорится, что его «расследование не установило, что члены кампании Трампа вступали в сговор или координировали свои действия с российским правительством в его деятельности по вмешательству в выборы».

Я уверен, что все американцы разделяют мою обеспокоенность попытками российского правительства вмешаться в наши президентские выборы. Как явствует из доклада спецпрокурора, российское правительство пыталось вмешаться в наши выборы. Но благодаря тщательному расследованию, проведенному спецпрокурором, мы теперь знаем, что российские оперативники, которые осуществляли эти схемы, не сотрудничали ни с президентом Трампом, ни с предвыборным штабом Трампа, ни с сознательной помощью каких-либо других американцев в этом отношении. Это то, за подтверждение чего все американцы могут и должны быть благодарны.

В отчете спецпрокурора указаны две основные попытки российского правительства повлиять на выборы 2016 г.: американских избирателей с помощью дезинформации и операций в социальных сетях. После тщательного расследования этой дезинформационной кампании Специальный советник выдвинул обвинения в федеральном суде против нескольких российских граждан и организаций за их соответствующие роли в этой схеме. Эти обвинения остаются на рассмотрении, а отдельные обвиняемые остаются на свободе.

Но спецпрокурор не нашел доказательств того, что какие-либо американцы, включая тех, кто связан с кампанией Трампа, вступили в сговор или координировали свои действия с российским правительством или ИРА при осуществлении этой незаконной схемы. Действительно, как говорится в отчете, «расследование не выявило доказательств того, что какие-либо лица США сознательно или преднамеренно координировали операцию по вмешательству ИРА». Иными словами, спецпрокурор не обнаружил «сговора» со стороны американцев в незаконной деятельности ИРА.

Во-вторых, в отчете подробно описываются попытки российских военных, связанных с ГРУ, взломать компьютеры и украсть документы и электронные письма лиц, связанных с Демократической партией и президентской кампанией Хиллари Родэм Клинтон, с целью в конечном итоге предать гласности эти электронные письма. Получение такого несанкционированного доступа к компьютерам является федеральным преступлением. После тщательного расследования этих хакерских операций Специальный советник выдвинул обвинения в федеральном суде против нескольких российских офицеров за их соответствующие роли в этих незаконных хакерских действиях. Эти обвинения все еще находятся на рассмотрении, и обвиняемые остаются на свободе.

Но опять же, в отчете спецпрокурора не было обнаружено никаких доказательств того, что члены кампании Трампа или кто-либо, связанный с кампанией, вступали в сговор или координировали действия российского правительства в его хакерских операциях. Другими словами, не было никаких доказательств «сговора» кампании Трампа с хакерскими атаками российского правительства.

В ходе расследования Спецпрокурора также изучались попытки России опубликовать украденные электронные письма и документы в Интернете. Спецпрокурор установил, что после того, как ГРУ распространило часть украденных материалов через свои собственные подконтрольные организации, DCLeaks и Guccifer 2.0, ГРУ передало часть украденных материалов Wikileaks для публикации. Затем Wikileaks сделал серию дампов документов. Специальный советник также расследовал, поощрял ли какой-либо член или партнер кампании Трампа или иным образом играл роль в этих усилиях по распространению информации. Согласно действующему законодательству, публикация такого рода материалов не является уголовно наказуемой, если издатель также не участвовал в заговоре с целью взлома. Здесь также в отчете спецпрокурора не установлено, что какое-либо лицо, связанное с кампанией Трампа, незаконно участвовало в распространении материалов.

Наконец, специальный советник расследовал ряд «связей» или «контактов» между официальными лицами предвыборного штаба Трампа и лицами, связанными с российским правительством во время президентской кампании 2016 года. Изучив эти контакты, спецпрокурор не обнаружил никакого заговора с целью нарушения законодательства США с участием лиц, связанных с Россией, и любых лиц, связанных с кампанией Трампа.

Таков итог. После почти двух лет расследования, тысяч повесток в суд, сотен ордеров и допросов свидетелей специальный советник подтвердил, что российское правительство спонсировало усилия по незаконному вмешательству в президентские выборы 2016 года, но не обнаружил, что штаб Трампа или другие американцы сговорились в этом. те схемы.

Не обнаружив никакого скрытого сговора с Россией, в отчете Специального советника рассматривается вопрос о том, могут ли определенные действия президента приравниваться к воспрепятствованию расследованию Специального советника. Как я указал в своем письме от 24 марта, Специальный советник не вынес традиционного прокурорского решения по этому утверждению. Вместо этого в отчете рассказывается о десяти эпизодах, связанных с президентом, и обсуждаются возможные юридические теории, связывающие эти действия с элементами воспрепятствования.

После тщательного изучения фактов и правовых теорий, изложенных в отчете, и после консультаций с офисом юрисконсульта и другими юристами Департамента, заместитель генерального прокурора и я пришли к выводу, что доказательства, представленные Специальным советником, недостаточны для установления того, что Президент совершил преступление воспрепятствования правосудию.

Хотя заместитель Генерального прокурора и я не согласились с некоторыми юридическими теориями Специального советника и считали, что некоторые из рассмотренных эпизодов не представляют собой препятствия с точки зрения закона, мы не полагались исключительно на это при принятии нашего решения. Вместо этого мы приняли правовую основу Специального прокурора для целей нашего анализа и оценили доказательства, представленные Специальным советником при вынесении нашего заключения.

При оценке действий президента, обсуждаемых в отчете, важно учитывать контекст. Президент Трамп столкнулся с беспрецедентной ситуацией. Когда он вступил в должность и стремился выполнять свои обязанности президента, федеральные агенты и прокуроры тщательно изучали его поведение до и после вступления в должность, а также поведение некоторых из его соратников. В то же время в средствах массовой информации неустанно муссировались слухи о личной виновности президента. Однако, как он сказал с самого начала, на самом деле никакого сговора не было. И, как признается в отчете Специального прокурора, есть существенные доказательства того, что президент был разочарован и разгневан искренней верой в то, что расследование подрывает его президентские полномочия, продвигается его политическими оппонентами и подпитывается незаконными утечками информации. Тем не менее Белый дом полностью сотрудничал со спецпрокурором в его расследовании, предоставляя беспрепятственный доступ к документам кампании и Белого дома, предписывая старшим помощникам свободно давать показания и не заявляя о каких-либо привилегиях. И в то же время Президент не предпринял никаких действий, фактически лишивших спецпрокурора документов и свидетелей, необходимых для завершения расследования. Помимо того, что эти действия были обструктивными, эти доказательства некоррупционных мотивов сильно противоречат любым утверждениям о том, что у президента были коррупционные намерения воспрепятствовать расследованию.

Теперь, прежде чем отвечать на вопросы, я хочу коснуться некоторых аспектов процесса подготовки публичного отчета, который я публикую сегодня. Как я уже неоднократно говорил, в отчете содержатся ограниченные поправки, касающиеся четырех категорий информации. Чтобы обеспечить максимальную прозрачность, эти исправления были четко обозначены и обозначены цветом, чтобы читатели могли определить, какие исправления соответствуют тем или иным категориям.

Как вы увидите, большая часть редакций была продиктована необходимостью предотвратить нанесение ущерба текущим делам и выполнить постановления суда, запрещающие публичное разглашение информации, имеющей отношение к текущим расследованиям и уголовным делам, таким как дело IRA и дело Роджера. Каменный футляр.

Эти исправления были внесены юристами Министерства юстиции, работающими в тесном сотрудничестве с адвокатами Управления специального прокурора, а также с разведывательным сообществом и прокурорами, которые ведут текущие дела. Редакции являются продуктом их работы.

В соответствии с давней практикой исполнительной власти решение о предоставлении исполнительной власти привилегии в отношении какой-либо части отчета остается за президентом Соединенных Штатов. Поскольку Белый дом добровольно сотрудничал со спецпрокурором в его расследовании, значительная часть доклада содержит материалы, на которые президент мог претендовать. И он был бы вполне в своем праве сделать это. После моего 29 мартаВ письме офис юрисконсульта Белого дома запросил возможность ознакомиться с отредактированной версией отчета, чтобы сообщить президенту о возможном использовании привилегий, что соответствует давней практике. После этого обзора президент подтвердил, что в интересах прозрачности и полного раскрытия информации американскому народу он не будет претендовать на привилегию в отношении доклада Специального советника. Соответственно, публичный отчет, который я публикую сегодня, содержит исправления только для четырех категорий, которые я выделил ранее, и ни один материал не был отредактирован на основании привилегий исполнительной власти.

Кроме того, ранее на этой неделе личный адвокат президента запросил и получил возможность прочитать окончательную версию отредактированного отчета до того, как он будет опубликован. Этот запрос соответствовал практике, применяемой в соответствии с Законом об этике в правительстве, который разрешал лицам, указанным в отчете, подготовленном независимым советником, возможность прочитать отчет перед публикацией. Личным адвокатам президента не разрешалось вносить и не запрашивать какие-либо исправления.

Помимо обнародования отредактированного отчета, мы также стремимся работать с Конгрессом, чтобы удовлетворить их законные надзорные интересы в отношении расследования Специального советника. На протяжении всего этого процесса мы консультировались с председателем Грэмом и председателем Надлером и будем продолжать это делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *