Стратегия повышения финансовой грамотности: Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017

Разное

Содержание

Стратегия повышения финансовой грамотности населения

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Стратегия повышения финансовой грамотности населения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Стратегия повышения финансовой грамотности населения Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Повышение финансовой грамотности молодежи как одно из важнейших направлений государственной политики
(Жутаев А.С.)
(«Финансовое право», 2019, N 4)Поэтому в 2017 г. был разработан проект Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017 — 2023 гг. . Необходимо отметить, что данный проект действует на целевые группы: учащиеся школ и высших учебных заведений, граждане с низким и средним уровнем дохода, граждане пенсионного и предпенсионного возраста. Именно мероприятия, связанные с учащимися школ и высших учебных заведений, будут рассмотрены ниже. Будет проводиться работа по созданию и внедрению программ и методик интерактивного обучения учащихся, онлайн-игр по финансовой грамотности, разработка специальных приложений по основам финансовой грамотности, а также будут организоваться онлайн-олимпиады для школьников. Учебные пособия, связанные с финансовой деятельностью, должны быть изложены в доступной форме, актуализированы с учетом развития финансового рынка и внесенными изменениями российского и международного права, пособия должны отвечать требованиям объективности, независимости и достоверности. В пособиях должна отсутствовать реклама. При этом требуется обеспечить подготовку в необходимом количестве учителей, у которых будет возможность повышения финансовой грамотности в специальных методических центрах. Разработанные материалы по повышению финансовой грамотности населения необходимо распространить в СМИ, в первую очередь, в электронную сеть, где преобладает молодое поколение. Также для привлечения к этой проблематике молодежи необходимо проводить такое мероприятие, как Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Данная стратегия начала действовать распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. .

Нормативные акты: Стратегия повышения финансовой грамотности населения
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р
Таким образом, международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором таких преобразований выступает государство через утверждение стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечение к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

Утверждена стратегия повышения финансовой доступности на 2021−2023 годы (Узбекистан)

Источник: review.uz

В Узбекистане утвердили Национальную стратегию повышения финансовой доступности на 2021−2023 годы. Об этом сообщили в Центральном банке.

Координационным советом по реализации Национальной стратегии повышения доступности финансовых услуг утверждена Национальная стратегия повышения финансовой доступности на 2021-2023 годы, разработанная Центральным банком Республики Узбекистан.

Данный документ подготовлен при содействии экспертов Всемирного банка, с учетом результатов опроса населения, проведенного Международной финансовой корпорацией с целью комплексной и объективной оценки уровня финансовой грамотности и финансовой доступности в стране.

Задачи, обозначенные в Национальной стратегии разработаны в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан №УП-5953 от 2 марта 2020 года «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики».

Основной целью которой является создание динамичной, инновационной и инклюзивной финансовой системы с доступом к качественным финансовым продуктам и услугам для всех слоев населения, в том числе для граждан с низкими доходами, проживающих в сельской местности, и субъектов малого бизнеса, не охваченных качественными финансовыми услугами.

В рамках Национальной стратегии в ближайшие годы предусмотрена реализация следующих реформ:

увеличение охвата базовых финансовых услуг за счет расширения пунктов обслуживания банков, внедрения альтернативных способов предоставления банковских услуг и создания сети банковских агентов;

развитие цифровых финансовых услуг путем создания благоприятных условий для выхода на рынок новых финтех-компаний, внедрения системы удаленной идентификации, модернизации национальной платежной системы;

расширение финансирования субъектов малого бизнеса посредством развития различных финансовых инструментов, направленных на финансирование предпринимательских проектов и развития деятельности небанковских кредитных организаций;

усиление защиты прав потребителей финансовых услуг путем обеспечения открытости и прозрачности информации о финансовых продуктах и услугах, внедрения эффективных механизмов разрешения жалоб и споров;

повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей путем повышения осведомленности населения о финансовых услугах через СМИ, внедрения учебной программы “Финансовая грамотность” в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях неэкономической направленности, а также разработки учебных программ по повышению финансовой грамотности.

Данные реформы будут способствовать повышению финансовой грамотности населения, повышению популярности и доступности базовых финансовых услуг, укреплению доверия населения к кредитным и платежным организациям, обеспечению стабильности финансовой системы и экономического роста, а также сокращению доли теневой экономики в стране.

Национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ФИНАНСЫ

УДК 336.02

Гусельщикова Н.Б.1 Акопян Е.А.2

национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения в российской федерации

Аннотация. В статье проанализирован уровень финансовой грамотности населения в Российской Федерации по некоторым аспектам. Рассмотрена Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации для формирования у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.

Ключевые слова: финансовая грамотность, стратегия, население, опрос, программа.

Guselshchikova N.

Akopyan E.

national strategy for improving financial literacy of the population in the russian federation

Abstract. The paper analyzes the level of financial literacy of the population in the Russian Federation in some aspects. The authors consider the National strategy of improving financial literacy in the Russian Federation, the purpose of which is formation of the rational financial behavior among the population, reasonable decisions, responsible attitude to personal finance.

Keywords: financial literacy, strategy, population, poll, program.

Около двадцати лет назад ряд стран начал заниматься вопросами развития финансовой грамотности, среди них: Великобритания, Австралия, США, Новая Зеландия, Канада. На данный момент уже более шестидесяти стран имеют стратегии развития финансовой грамотности. Как правило, такие стратегические документы обновляются каждые 5-7 лет, чтобы использовать полученный опыт и сохранять актуальность стратегии. В сентябре

2017 года впервые принята программа развития финансовой грамотности в России, обобщившая шестилетний опыт работы в рамках Проекта Минфина России по повышению уровня финансовой грамотности и качества финансового образования в России.

Целевая аудитория проекта — это молодёжь и люди в трудоспособном возрасте с низким и средним уровнем доходов. Специалисты ориентируются в своей работе на простого

1 Гусельщикова Надежда Бениаминовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Северо-Кавказский институт, г. Пятигорск, e-mail: [email protected] Nadejda Guselshchikova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Antimonopoly Regulation, North Caucasus institute-branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]

2 Акопян Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Северо-Кавказский институт, г. Пятигорск, доцент e-mail: [email protected]

Elena Akopyan, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Antimonopoly Regulation, North Caucasus institute-branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]

российского гражданина, который не имеет специализированного финансового и экономического образования, которого не готовили к работе на финансовых рынках, человека, который в своей повседневной жизни сталкивается с необходимостью оплатить услуги, например, коммунальные платежи, накопить на какую-то покупку, спланировать свои сбережения, начать копить на пенсию, взять кредит, оптимизировать налогообложение.

Целью проекта является не популяризация и не продвижение идеи игры на финансовых рынках, не продвижение никаких финансовых инструментов, продуктов и организаций, которые их предлагают.

Задача максимально в простой и доступной форме, доступным языком с использованием максимально широкого круга инструментов донести информацию о правах, возможностях, рисках, связанных с тем или иным финансовым решением.

Необходимо донести населению нашей страны, куда можно обратиться за советом или защитой прав. Люди, к сожалению, не могут назвать структуру, куда им обратиться за защитой своих прав, как потребителей финансовых услуг, в случае, если эти права нарушены. Представлен опрос населения о учете доходов и расходов семьи (Рисунок 1).

Рисунок — 1. Опрос населения об учете доходов и расходов семьи

Проанализировав данный опрос, мы можем сделать вывод о том, что учет в 2017 г. вели 21%, 14% населения не знают вообще, сколько денег поступило, и куда они были потрачены.

В результате этого вначале проанализировали и оценили ситуацию с финансовой грамотностью, определили проблему (Рисунок 2). Потом начали создавать необходимую

инфраструктуру для такой работы. В рамках проекта создавались методические центры финансовой грамотности: в 2018 году таких центров уже будет около сорока. Прошли подготовку специалисты и консультанты, которые оказывают содействие гражданам, проводят занятия по различным аспектам финансовой грамотности.

Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком?

Отличные/хорошие знания и навыки

Удовлетворительные знания и навыки

Неудовлетворительные/ знаний и навыков нет

50%

50%

• 2009 • 2013 2017

Рисунок — 2. Опрос населения «Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком»

Еще одна важная задача связана с образованием, с внедрением и преподаванием основ финансовой грамотности на самых разных этапах жизненного пути. Сейчас уже разработаны все учебно-методические комплексы для школьников со 2-го по 11 классы. Для студентов пособия закрывают такие востребованные вопросы, связанные с особенностью банковских продуктов, как потребительские кредиты, депозиты. Их это интересует. Разработаны специальные курсы и программы для взрослых.

Ещё одно направление — это защита прав потребителя финансовых услуг. Это направление оказалось наиболее уязвимым, пос-

кольку даже люди, осознающие, что их права нарушены, сознательно не обращаются за защитой, поскольку сомневаются, что решение будет принято в их пользу. Они считают, что банковские структуры выиграют любые судебные иски, и нет смысла тратить ни время, ни нервы, ни деньги, что, в общем-то, не соответствует действительности.

С советских времен осталось восприятие, что какие бы финансовые решения человек не принимал, в какие бы инструменты он не инвестировали свои сбережения, каким финансовым организациям не доверял бы свои деньги, если наступит кризис и он понесет потери, государство должно будет их компенси-

ровать. Так считает около тридцати процентов населения. Это далеко не так (Рисунок 3).

Конечно существует система страхования вкладов. Но не нужно думать, что любое непродуманное решение будет компенсировано государством. И следует показать людям, что они сами должны просчитывать свои все доходы и расходы и нести за все ответственность. И население страны должно понимать, к каким последствиям могут привести их решения.

К сожалению, почти половина людей принимает решения о выборе той или иной финансовой услуги или продукта не на основе анализа или сопоставления условий, а на основе каких-то сиюминутных факторов: по рекомендации друзей, соседей или потому, что офис этого банка находится к подъезду на 300 метров ближе, чем офис другого. Задача в том, чтобы научить людей делать самый простой анализ, чтобы финансовые решения принимались на основе понятных и простых критериев.

Знаете ли вы, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг?

о (Ч

о см

ш ‘—

о

сч

9% 91%

15%

85%

Е

12% 88%

20 30 40 50 60 70 80 90

Знаю Не знаю

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

2012

2014

2015

Другое (банки, коллекторы, профсоюзы) • Центробанк Страховые компании Государство (полиция, ФАС, прокуратура) Общество защиты прав потребителей • Роспотребнадзор

Рисунок — 3. Опрос населения по защите прав потребителей

Экономический кризис способствует росту интереса к финансовой грамотности?

Вопрос неоднозначный. С одной стороны, люди начинают больше задумываться, когда сокращаются их доходы. У них нет возможности тратить столько же, и они вынуждены оптимизировать свой бюджет. С другой стороны, есть такое достаточно парадоксальное явление, в ситуации кризиса больше становится доступной информации по финансовой грамотности, финансовой рекламы и информации. И люди начинают считать себя финансово более грамотными, чем они есть на самом деле. Когда начинаешь задавать более серьёзные вопросы, выясняется, что в действительности уровень подготовки слабый. И с этой тенденцией приходится бороться. Излишняя самоуверенность в финансовой грамотности не приводит к положительному результату.

Одним из шагов по обеспечению доступа к информации в этом направлении стало создание общероссийского портала по финансовой грамотности вашифинансы.рф. Мы стараемся наполнить этот портал информацией и материалами по самым разным жизненным ситуациям, чтобы его пользователи могли принимать осознанные финансовые решения.

Роспотребнадзор занимается услугами в области защиты прав потребителя финансовых услуг. И его отделения есть в каждом регионе. Специалисты поставили в каждое из них специальный информационный киоск, в котором можно получить ответ на любой интересующий тебя вопрос в сфере защиты прав потребителей.

Каждый год, весной, проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи. Каждую осень проходит Всероссийская неделя сбережений. Когда только начинали эту работу, в наших мероприятиях участвовали 7-8 регионов, а уже по итогам 2016 в них приняло участие 84 региона и более миллиона человек.

Этот проект получил международную премию, как самое массовое мероприятие с точки зрения охвата. Премию вручали в Стокгольме в Нобелевском зале. Так что наш успех виден не только внутри, но и за рубежом.

На основание выше изложенного Правительство Российской Федерации предложило

проект Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на период 20172013 гг.

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации по утверждению Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на период 2017-2013 гг. подготовлен во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 180-р «О реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Стратегия учитывает принятые документы, сопряженные с вопросами повышения уровня финансовой грамотности населения, развития финансового просвещения в Российской Федерации, в том числе Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации, Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, Стратегию развития национальной платежной системы, Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов, и ряд других документов стратегического характера.

При разработке Стратегии приняты во внимание одобренные Российской Федерацией Руководящие принципы Организации Объединенных Наций (ООН) для защиты интересов потребителей, а также документы «Группы двадцати» в указанной области, в том числе: Принципы высокого уровня «Группы двадцати» по защите прав потребителей финансовых услуг, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Принципы высокого уровня ОЭСР/Сети по финансовому образованию (ЮТЕ) по национальным стратегиям финансового образования и Руководство ОЭСР/ШБЕ для частных и

некоммерческих заинтересованных сторон в области финансового образования.

Целью Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Для достижения поставленной цели стратегии предполагается решение следующих задач:

— повышение охвата и качества финансового образования и информирования населения в данной области, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;

— разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка;

— подготовка граждан к жизни в старости.

Реализация Стратегии будет осуществляться в период 2017-2023 годы.

На первом этапе (2017-2019 годы) будет разработан план действий по реализации Стратегии, включающий в себя комплекс мероприятий, направленных на реализацию основных задач государственной политики в области повышения финансовой грамотности, и осуществлена его реализация.

По итогам первого этапа реализации Стратегии будет проведен комплексный анализ результатов реализации плана мероприятий Стратегии, утвержденного Правительством Российской Федерации, на предмет достижения поставленных в Стратегии цели, задач и ожидаемых результатов. При необходимости цель, задачи и направления Стратегии будут скорректированы с учетом проведенных мероприятий.

На втором этапе (2020-2023 гг.) будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансового грамотности населения Российской Федерации в соответствии с целевыми показателями. 46

Мероприятия Стратегии будут осуществляться в рамках имеющихся полномочий федеральными органами исполнительной власти, Банком России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными органами и организациями по согласованию.

Настоящий проект распоряжения Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Рассмотрев работу наших специалистов необходимо изучать зарубежный опыт и видеть, ошибки других коллег, чтобы лишний раз не совершать таких ошибок.

Однако не возможно полностью скопировать чью-либо программу по финансовой грамотности населения, в каждой стране есть свои особенности и подходы, свое законодательство.

У англичан, например, есть серьёзная проблема, которая у нас не так остра. У них подрастающее поколение достаточно рано получает доступ к финансовым услугам и большинство студентов и выпускников вузов начинают свою взрослую жизнь, имея значительный уровень закредитованности [3].

Из общения с американскими коллегами стало понятно, что значительная часть населения просто не говорит нормально на английском языке, что создаёт трудности для преподавания финансовой грамотности. По официальной статистике, 25-35% населения в США не в состоянии сами заполнить элементарные анкеты, я уже не говорю про налоговые декларации [3].

С точки зрения уровня финансовой грамотности, если сравнивать взрослое население, то нас нельзя назвать аутсайдером. Мы оказались в середине списка, при этом у нас не очень большой разрыв с лидером. Даже у тех, кто находится в авангарде в вопросах финансовой грамотности, есть много своих проблем и задач, которые необходимо решать.

Поэтому, говорить, что мы за кем-то стремимся или пытаемся кого-то догнать и перегнать совершенно неправильно, мы решаем свои задачи.

За последние годы нам удалось сделать существенный шаг вперёд с точки зрения финансовой грамотности среди подростков. Есть исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которое проводится раз в 3 года. В последние годы в него включена оценка уровня финансовой грамотности 15-летних школьников. В 2012 году, участвуя в этом исследовании, мы были в середине списка, являясь «твёрдыми середняками». В 2017 году были обнародованы ре-

зультаты нового исследования. Мы сделали самый большой шаг вперёд среди всех стран и оказались на 4 месте.

Повышение финансовой грамотности — это работа на перспективу. Она должна совершенствоваться и модифицироваться, в зависимости от возникающих новых рисков, условий, в которых существует государство и финансовый рынок. И мы исходим из того, что в России эта тематика будет развиваться на протяжении многих лет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом

планировании в Российской Федерации»

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 180-р «О ре-

ализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»»

3. Бокарев А. Повышение финансовой грамотности — это работа на перспективу [Электронный

ресурс]. URL: http://www.fingramota.org/lichnye-finansy/lichnyj-byudzhet/item/2255

Важный фактор повышения финансовой грамотности — массовое информационное просвещение россиян

фото: yandex.ru

Для повышения финансовой грамотности населения важна консолидация усилий Правительства РФ, Центробанка, законодателей, общественных организаций, профессионального сообщества, учебных заведений, и, конечно, СМИ. Об этом на заседании Совета по развитию финансового рынка при СФ сказал вице-спикер СФ Николай Журавлев.

Он напомнил, что с 2017 года работает Стратегия повышения финансовой грамотности. Большой вклад в это дело внесли Министерство финансов и Банк России. «Собраны лучшие практики, созданы порталы, образовательные программы, мобильные сервисы. Хороший опыт есть у субъектов РФ», — отметил сенатор.

Важнейшим фактором повышения финансовой грамотности является массовое информационное просвещение наших граждан

Николай Журавлев, заместитель Председателя СФ

В этой связи, считает сенатор, важное направление – противодействие социальной инженерии. Журавлев напомнил, что был принят закон о едином операторе социальной рекламы. В нормативных актах закона нужно, чтобы Правительство предусмотрело квоту для социальной рекламы, направленные противодействие злоупотреблений на финансовом рынке.

Кроме того, отметил вице-спикер, актуальным вопросом остается рост киберпреступлений. В этой связи, уверен сенатор, важна роль специалистов в данной сфере, надо думать каким образом адаптировать требования отрасли к мощностям институтов образования.

«Айтишников не хватает в стране. За 2020 год из-за пандемии спрос на айтишников вырос и заработные платы выросли более чем в 2 раза», — подчеркнул Журавлев. В связи с этим, считает парламентарий, в стране нужно развивать дополнительные программы обучения и программы привлечения специалистов из ближайших стран, которые работали бы на российскую экономику.

В свою очередь первый заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов отметил, что задача регулятора сделать так, чтобы человек мог на рынке капитала зарабатывать больше, чем по депозитам, имея средний уровень финансовых знаний.

Швецов отметил, что с самого начала развития финансового рынка было много рыночных инициатив, посвященных финансовой грамотности: волонтеры ездили на поездках по стране, были частные инициативы.

По мнению Швецова, союз бизнеса и государства в области развития финансовой культуры и финансовой грамотности даст результат. При этом он отметил, что начинать обучать финансовой грамотности нужно еще в средней школе.

«Таким образом, финансовая грамотность — это знания, установки и опыт, к чему мы и стремимся», — подчеркнул Швецов.

Главная — Региональный центр финансовой грамотности

В Свердловской области сделан первый шаг по созданию инфраструктуры для работы по повышению финансовой грамотности жителей Среднего Урала. Соответствующее соглашение подписано между правительством Свердловской области и Уральским государственным экономическим университетом. В рамках соглашения создается региональный центр финансовой грамотности.

Планируется, что на базе регионального центра будут проходить образовательные мероприятия, консультации, распространяться информационные и учебные материалы, осуществляться методическая помощь преподавателям учебных заведений, проводиться информационно-просветительские компании, тематические семинары, конференции и многое другое.

Как пояснила вице-губернатор — министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко, соглашение о сотрудничестве по созданию регионального центра финансовой грамотности подписано в рамках стратегии повышения финансовой грамотности  в РФ на 2017 — 2023 годы и рекомендовано Минфином России. Работа центра станет площадкой для реализации основных  мероприятий  региональной комплексной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Свердловской области на 2018-2023 годы»,  разработку которой завершает региональный Минфин.

«Необходимость такой работы очевидна. Мы понимаем, сколько сегодня новых финансовых инструментов на рынке, они не всегда правильно используются потребителями. И главная задача — научить большинство работать с такими инструментами. Нам важно повысить эффективность защиты интересов жителей Среднего Урала как потребителей финансовых услуг», — отметила Галина Кулаченко.

Напомним, сегодня в стране разработана национальная стратегия в области повышения финансовой грамотности. Среди ее направлений — создание кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности, образовательные программы, информирование населения, защита прав потребителей финансовых услуг. Свердловская область активно включилась в эту работу.

Финансовая грамотность — Главная — Официальный сайт Министерство финансов Свердловской области

Тип:

Все документы100 лет финансовой системе Свердловской области83-ФЗАдминистративный регламентАдминистрирование доходовАнтимонопольный комплаенсБюджет для гражданБюджетный учет и отчетностьГосударственные программыГосударственный и муниципальный долгДоклады, отчеты, обзоры, статистическая информацияЗаключения независимых экспертов по итогам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства финансов Свердловской областиЗакон об областном бюджетеЗаконодательство о налогах и сборахЗаявка на участие в конкурсеИная информацияИная информация о деятельности комиссииИнформация для взыскателейИсполнение бюджетаИтоги конкурсаКазначействоКодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской областиМежбюджетные отношенияМетодические рекомендацииМобилизация доходовНормативные правовые актыНормативные правовые акты (Контроль закупок)Нормативные правовые акты (БЮП)Нормативные правовые акты (Гос.долг)Нормативные правовые акты (Депозиты)Нормативные правовые акты (инвестдеятельность)Нормативные правовые акты (Фин.контроль)Нормативные правовые и иные акты Министерства финансов Свердловской областиОбластные целевые программыОбратная связь для сообщений о фактах коррупцииОбщественное обсуждениеОбъем государственного долга Свердловской области и муниципальных образованийОказание бесплатной юридической помощиОтбор заявок на заключение договора банковского вклада (депозита)Отбор кредитных организацийОценка долговой устойчивости муниципальных образованийОценка регулирующего воздействияПеречень должностейПеречень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия и функции Министерства финансов Свердловской области, задачи и функции его структурных подразделенийПисьмаПисьма (ОАД)Письма с разъяснениями законодательстваПлан проверокПлан проверок управления финансового контроляПлан работыПлан работы рабочей группыПланирование областного бюджетаПовышение эффективности управления финансамиПоложение и состав рабочей группыПоложение о комиссииПоложение об Общественном советеПостановления Правительства СОПринятые меры по устранению нарушенийПроект бюджета 2015Противодействие коррупцииПротоколы заседанийРаспоряженияРеализация национальных проектовРеестр расходных обязательствРезервный фондРезультаты контрольно-ревизионных мероприятийРезультаты проверокСведения о проведенных заседаниях комиссии, о принятых комиссией решенияхСведения о решениях, принятых рабочей группойСостав комиссииСостав Общественного советаФинансовая грамотностьФормирование Общественного советаФормы документов

Вид:

Все видыАдминистрирование доходовГосударственные программыДокладЗаключения независимых экспертов по итогам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства финансов Свердловской областиЗаконИзвещениеИнформацияКомплексные рекомендацииМетодические рекомендацииОбразецОбразец заявкиОтчетПисьмоПостановлениеПояснительная запискаПриказПриложение к ЗаконуПриложение к письму ГРБСПриложение к приказуПроект административного регламентаПроект законаПроект постановленияПроект приказаПроект федерального законаПротоколПротокол заседанияРаспоряжениеРеестрСпециальный выпускСтенограммаУказФедеральный законФорма-расчет

Об утверждении Стратегии по повышению финансовой грамотности в России — Правительство Саратовской области

«Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» дала старт новому этапу формирования и реализации государственной политики в сфере финансового образования. Об этом заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак в своей колонке в газете «Известия».

«Не секрет, что и сегодня многие считают, что финансовая грамотность актуальна исключительно для тех, кто профессионально занимается бюджетными вопросами или работает на финансовых рынках, зарабатывая на инвестициях и торговле на бирже. Но накопленный нами и коллегами из других стран опыт показывает, что это не так: сегодня финансовая грамотность – такой же важный навык, как умение считать, читать или пользоваться компьютером», – уверен заместитель министра.

В Стратегии запланирована еще большая интеграция финансовой грамотности в стандарты образования для школьников и студентов, а также в различные программы дополнительного образования и неформальные инструменты – социальные сети, игры, фестивали. Для взрослых предусмотрены различные просветительские мероприятия, консультирование, организация горячих линий, а также специализированные программы для людей в разных жизненных ситуациях, например, для заемщиков, для молодых семей и других.

Более подробно о целевых ориентирах Стратегии и основных направлениях проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», реализуемого с 2011 года, рассказал Директор Департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев в интервью «Финансовой газете». Он напомнил, что в рамках данного проекта разработаны образовательные программы, учебные материалы и созданы федеральные и региональные методические центры для подготовки педагогов и консультантов всех ступеней системы образования.

В Саратовской области также создан «Региональный центр финансовой грамотности» на базе Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

С полным текстом статьи заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака можно ознакомиться по ссылке.

С полным текстом интервью директора департамента международных финансовых отношений Андрея Бокарева можно ознакомиться на официальном сайте Министерства финансов РФ.

Казначейство

выпустило отчет о национальной стратегии финансовой грамотности

ВАШИНГТОН — Министерство финансов США сегодня от имени Комиссии по финансовой грамотности и образованию (FLEC) опубликовало Национальную стратегию до 2020 года. В Национальной стратегии подробно излагаются приоритеты федерального правительства в области финансовой грамотности и подчеркивается его план сотрудничества с правительствами штатов, местными и племенными органами власти и частным сектором в целях укрепления финансовых возможностей всех американцев. Развитие финансовых навыков у американцев имеет важное значение для создания динамичной экономики и поощрения людей к эффективному решению финансовых проблем.

«Высококачественное финансовое образование имеет решающее значение для помощи американцам в успешном решении проблем, использовании возможностей, повышении устойчивости и восстановлении после экономических неудач. Федеральное правительство играет важную роль в предоставлении американцам возможности принимать независимые финансовые решения, и эта Национальная стратегия предлагает способы, которыми мы можем быть еще более эффективными в решении этой задачи », — сказал секретарь Стивен Т. Мнучин. «По мере того, как мы безопасно открываем экономику, усилия по координации между агентствами, а также между государственным и частным секторами помогут американцам достичь еще большей финансовой независимости.”

Национальная стратегия выделяет передовой опыт, основанный на фактических данных, и другие методы повышения уровня знаний и навыков потребителей. Федеральное правительство работает через FLEC, чтобы обеспечить руководство и руководство в области финансового образования, в частности, посредством разработки политики, координации исследований, а также целевых программ и ресурсов. FLEC поддерживает, информирует и улучшает более широкую сферу деятельности, чтобы лучше вооружить американцев навыками, знаниями и инструментами, необходимыми для принятия решений, повышающих их финансовое благополучие.

Национальная стратегия затрагивает следующие темы:

  • Определяет финансовую грамотность и образование
  • Как финансовое образование может помочь американцам справиться с финансовыми неудачами, связанными с COVID-19
  • Лучшие практики повышения финансовой грамотности и образования
  • Обзор федеральной деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности и образования и улучшение координации
  • Структура и функции ФЛЭК и приоритетные направления федеральной деятельности и инвестиций
  • Участие государственных и местных органов власти, частных, некоммерческих и государственных учреждений в поддержке усилий по финансовому образованию
  • Роль технологий в этой области

Национальная стратегия была разработана в рамках надежного межведомственного процесса, включая обширные консультации с заинтересованными сторонами, а также академический анализ и исследования, проведенные экспертами и практиками в области финансового образования.

Полная национальная стратегия.

О комиссии по финансовой грамотности и образованию

Комиссия по финансовой грамотности и образованию (FLEC) была создана Конгрессом в 2003 году для координации усилий федерального правительства по повышению финансовой грамотности и повышения финансовой грамотности и образования американцев. В состав ФЛЕК входят руководители 22 федеральных агентств и Совета по внутренней политике Белого дома; его возглавляет министр финансов.

Национальные стратегии финансового образования: политический справочник

Контекст

Финансовая грамотность становится все более важной, поскольку доступ к финансовым услугам и продуктам становится проще, а ответственность за принятие финансовых решений все больше перекладывается на отдельных лиц.Финансовое образование может повысить финансовую грамотность, а также финансовые знания, отношения и навыки. Это может повысить индивидуальное участие в экономической и социальной жизни, а также повысить финансовое благополучие. Финансовое образование может также восстановить уверенность и доверие к экономике и финансовым регулирующим органам в целом, что, в свою очередь, поддержит финансовую стабильность.

Кабинет

На момент публикации настоящего отчета 59 стран по всему миру реализовали национальную стратегию финансового образования с использованием руководящих принципов высокого уровня OECD / INFE (Международный портал финансового образования) по национальным стратегиям финансового образования.В этом политическом справочнике описывается опыт этих стран и их экономик, а также исследуются проблемы, с которыми страны столкнулись при реализации стратегий.

В этом политическом справочнике собраны опыт и информация о национальных стратегиях финансового образования из более чем 110 стран-членов OECD / INFE. Основываясь на обзоре тенденций, моделей и контрастов в разработке и реализации этих национальных стратегий, справочник выделяет и предлагает понимание основных проблем, указывает возможные решения и предлагает ключевые уроки, которые были извлечены при реализации национальных стратегий. на сегодняшний день.

Основные выводы

  • Разработка подхода к информированию национальной стратегии:
    • Измерение потребностей населения : 48 стран уже проводят или проводят базовые исследования для обоснования политики и программ, основанных на фактических данных. Тридцать одна из этих стран использует инструменты, такие как инструментарий OECD / INFE, для измерения финансовой грамотности и интеграции. Однако для повышения доступности межстрановых исследований и фактических данных необходимо участие большего числа стран в международном сборе данных.
    • Существующие обследования все чаще включают поведенческие и поведенческие элементы и фиксируют показатели финансового благополучия человека. Однако лишь небольшое количество стран внедрили лонгитюдные опросы для изучения изменений в поведении отдельных потребителей с течением времени.
    • Упражнения по картированию : Обзоры и оценки существующих инициатив в области финансового образования проводились в 40 странах. Они собирают бесценные данные, которые могут быть полезны для реализации национальных стратегий как в рассматриваемой стране / экономике, так и в аналогичных экономиках.
  • Создание институциональных и руководящих механизмов:
    • Страны с ресурсами, выделенными на политику финансового образования, по-прежнему редки, хотя количество национальных учреждений, уполномоченных заниматься финансовым образованием, увеличивается. Эти полномочия важны для разработки стратегий, которые являются более устойчивыми в финансовом отношении и более эффективными в достижении изменения поведения.
    • Структуры управления различаются в каждой стране, хотя все чаще стратегии реализуются с участием частного сектора в форме как капитала, так и экспертных знаний.Однако роль частных заинтересованных сторон, конечно же, создает потенциальные конфликты интересов, а также рискует несогласованными инициативами в экономике.
  • Постановка целей, оценка и финансирование:
    • Дорожные карты и планы действий для национальных стратегий должны быть основаны на фактических данных и на данных рынка или опросов.
    • Количество оценок национальных схем растет, но ограничено. Тем не менее, национальные стратегии все чаще подвергаются оценке, что дает все больше фактических данных о том, что работает в отношении национальных стратегий финансового образования.
    • Стоимость реализации национальных стратегий относительно невелика по сравнению с другими видами государственной политики. Однако долгосрочное планирование необходимо для эффективного бюджетирования потребностей населения в финансовом образовании.
  • Эффективное и инновационное предоставление финансового образования:
    • В отчете предлагается несколько рекомендаций по обеспечению эффективных стратегий финансового образования:
    • Обеспечение доступа к информации и советам по ряду каналов (например,грамм. веб-сайты, информационные кампании, онлайн-инструменты и т. д.)
    • Признание того, что время и место уникальны для каждой стратегии
    • Использование преимуществ существующей учебной среды и сетей
    • Поддержка индивидуального взаимодействия и принятия решений
    • Рассматривать оценку программ как жизненно важный компонент каждой стратегии.

На что обратить внимание

  • релевантности:
    • Этот отчет актуален для всех заинтересованных сторон и политиков, заинтересованных в реализации и изменении национальных стратегий финансового образования.
  • Возможность обобщения / передачи:
    • Как явствует из отчета, каждая стратегия уникальна для той экономики, к которой она применяется. Однако общие обучающие моменты и проблемы могут быть перенесены на другие страны при реализации и изменении национальных стратегий финансового образования.

Полный отчет

Национальные стратегии финансового образования: руководство по политике — полный отчет

Финансовая грамотность в Гонконге

Стратегия финансовой грамотности в Гонконге

Финансовое образование — это процесс, направленный на повышение уровня финансовой грамотности людей…

YouTube

21.06.2019

Фон

Финансовое образование способствует личному благополучию

Финансовое образование — это процесс, направленный на повышение уровня финансовой грамотности людей. С повышением финансовой грамотности они могут лучше распоряжаться своими деньгами, и, таким образом, финансовое образование помогает улучшить их финансовое благосостояние.

Многие социально-экономические проблемы, влияющие на общее благосостояние людей, могут усугубляться плохим управлением деньгами. Благодаря финансовому образованию люди могут стать более способными управлять деньгами и лучше справляться с этими проблемами. Следовательно, конечная цель финансового образования — помочь улучшить общее благосостояние людей.


Финансовое благополучие

«Финансовое благополучие можно определить как состояние, при котором человек может полностью выполнять текущие и текущие финансовые обязательства, может чувствовать себя в безопасности в своем финансовом будущем и может делать выбор, позволяющий получать удовольствие от жизни.«


Финансовая грамотность как часть социально-экономической политики и инициатив

Государственная политика и инициативы обычно направлены на улучшение благосостояния людей путем решения конкретных социально-экономических проблем. Если финансовая грамотность целевого сегмента будет учтена при разработке этой политики, а финансовое образование будет интегрировано в соответствующие инициативы, эффективность и устойчивость этих политик и инициатив, вероятно, могут быть повышены.

Финансовая грамотность и социально-экономические проблемы в Гонконге

Были определены следующие области политики, которые могут выиграть от повышения уровня финансовой грамотности жителей Гонконга.


малообеспеченных семей

Разрыв в уровне благосостояния Гонконга находится на историческом пике. В 2017 году уровень бедности составлял 20,1%. Благодаря государственным политическим мерам помощи семьям с низким доходом, таким как периодические денежные интервенции, уровень бедности снизился до 14,7%. Однако даже при таких денежных вмешательствах малообеспеченным семьям все равно необходимо тщательно распоряжаться деньгами, чтобы сводить концы с концами.

Повышение финансовой грамотности может помочь людям с низкими доходами стать более самостоятельными, уменьшая дальнейшее бремя государственных расходов. Для тех, кто также является родителями, если они обладают надлежащими финансовыми навыками и подходом к управлению своим ограниченным семейным доходом, они могут стать хорошим примером для подражания для своих детей. Это поможет стимулировать создание активов их детьми, предоставит им дорожную карту для восходящей мобильности и, в конечном итоге, поможет сократить межпоколенческую бедность.


Развитие молодежи

Финансовая независимость, рассматриваемая как один из строительных блоков правительственной стратегии развития молодежи, соотносится с владением жильем.Однако растущая стоимость жилья не позволяет многим молодым людям планировать свое будущее. Исследования показывают, что 58% молодых людей считают, что их социальная мобильность ухудшилась по сравнению с их родителями. Чувствуя разочарование по поводу своего будущего, они лишены стимулов планировать наперед, и многие из них придерживаются позиции «живи сегодняшним днем, а завтра пусть позаботится о себе». Вдобавок, движимые легким кредитом и потреблением, многие молодые люди все чаще обращаются за помощью к своим родителям / бабушкам и дедушкам.На горизонте могут появиться надвигающиеся долговые проблемы.

Финансовое образование может помочь сформировать у молодых людей более позитивный настрой. Обладая надлежащим финансовым отношением и навыками управления деньгами, молодые люди могут устанавливать свои жизненные цели и работать над их достижением. Некоторые простые изменения в их привычках могут помочь им контролировать ненужные траты, увеличить свои сбережения, накапливать активы и достичь финансовой независимости.


Старение населения

Растущее пожилое население и увеличение продолжительности жизни людей привели к увеличению спроса на общественное здравоохранение и социальное обеспечение в Гонконге.Коэффициент иждивенчества ухудшается не только из-за старения населения, но и из-за сокращения молодежного сегмента населения. В настоящее время только 34% населения уверены, что у них имеется достаточно финансовых средств для выхода на пенсию, а 84% пенсионеров полагаются на членов своей семьи как на один из источников дохода во время выхода на пенсию. Ожидается, что ресурсы и поддержка, необходимые пожилым людям, увеличат нагрузку на общество, которую может быть трудно выдержать в долгосрочной перспективе.

Финансовое образование может помочь будущим поколениям пенсионеров стать более самостоятельными. Обладая соответствующими финансовыми навыками и подходом, они могут лучше планировать выход на пенсию для себя и своих супругов и использовать различные пенсионные компоненты. Это может уменьшить их потребность в зависимости от членов семьи и социальной поддержки.


Мошенничество и мошенническая деятельность

Быстрое развитие мобильных технологий и социальных сетей привело к увеличению рисков инвестиционного мошенничества и других видов мошенничества.В 2017 году произошло более 7000 случаев обмана, что почти вдвое больше, чем десять лет назад, и привело к финансовым потерям на сумму более 200 миллионов долларов (в 10 раз больше, чем в 2017 году). Поскольку в Гонконге есть активный рынок розничных инвесторов, мошенники могут легко привлечь жертв к таким инвестициям, как первичные предложения монет (ICO), предварительные IPO и лондонское золото, утверждая, что эти инвестиции могут принести высокую прибыль при низких рисках. Многие потребители финансовых услуг, которые хотят получить быстрые деньги, также подвержены финансовым потерям, вызванным ссудными посредниками, недобросовестной практикой продаж или искажением финансовых продуктов.

Профилактика лучше лечения. Финансовое образование может помочь людям, особенно более уязвимым и менее образованным группам, быть более внимательными к мошенничеству и обезопасить себя от инвестиционного мошенничества и злоупотреблений.


Финансовая доступность

Финансовые технологии (Fintech) принесли много преимуществ, включая улучшение финансовой доступности в некоторых областях. Он может предоставить потребителям финансовых услуг легкий доступ к доступным кредитам, удобным денежным переводам и покупкам по всему миру.Однако это также поощряет непреднамеренные траты и потребительское отношение. Переход к безналичному обществу также меняет понимание и отношение детей к деньгам, что приводит к ослаблению практики управления деньгами среди молодого поколения. Финтех также может стать причиной финансового отчуждения для других. Появление виртуальных финансовых услуг и ограниченная доступность физических точек может исключить пользователей, которые полагаются на филиалы для выполнения своих финансовых операций, например людей, которые менее грамотны или технически подкованы.

Повышение финансовой грамотности может помочь этим людям принять меняющийся ландшафт и воспользоваться преимуществами финансовых технологий. Финансовое образование также может помочь людям сформировать здоровое отношение к управлению деньгами, опираясь на удобство технического прогресса.


Корпус

Покупка квартиры — одна из главных финансовых целей для многих жителей Гонконга. Рост цен на недвижимость опережал рост доходов за последние годы. Чтобы купить квартиру со средней ценой, семье в среднем необходимо откладывать около 19 лет дохода, что делает жилье Гонконга наименее доступным в мире.Желание иметь дом беспокоит многих молодых людей и даже их родителей. Для многих это отрицательно сказывается на том, как они видят свои финансы и управляют ими. Нерациональный финансовый выбор может в конечном итоге повлиять на стабильность экономики. Даже для тех, кто может позволить себе первоначальный взнос, расходы по ипотеке составляют значительную часть их семейного дохода. Повышение процентных ставок и нестабильная экономическая среда создают дополнительные угрозы. Если цены на недвижимость упадут, высокий уровень заемных средств по многим ипотечным кредитам усугубится, что приведет к отрицательному капиталу.Повышение арендной платы также опережает рост среднего дохода домохозяйств, что отрицательно сказывается на тех, кто ищет другое жилье.

Финансовое образование может помочь людям лучше оценить общую стоимость жилья и оценить влияние внешних экономических факторов. Обладая более высокой финансовой грамотностью, они могут принимать более информированные и рациональные решения, прежде чем переходить к любым вариантам жилья, требующим значительных и долгосрочных финансовых обязательств.

Финансовая грамотность: важная информация

— Приблизительное время чтения: 7 мин.

Проходили ли вы обучение управлению бюджетом в школе, университете или на работе? Во Франции 85% людей никогда не посещали курсы по бюджетному и финансовому образованию в течение своей академической карьеры.Но хорошая финансовая и экономическая грамотность важна на каждом этапе жизни, чтобы принимать правильные решения, брать студенческую ссуду, покупать дом, делать сбережения или выбирать дополнительную пенсионную схему.


В рамках нового стратегического плана Стефана Ричарда Engage 2025 Orange стремится к цифровому равенству и хочет ускорить завоевание всех сфер своего роста, включая финансовые услуги. Соответственно, Orange Bank хочет предложить новый банковский опыт, который вернет власть людям.Поэтому обеспечение их необходимой финансовой грамотности казалось правильным решением.

Все больше и больше стран осознают, что пора принять меры для повышения финансовой грамотности населения. В этом первом посте мы рассмотрим некоторые инициативы в области финансовой грамотности во Франции. Узнайте, как другие страны решают этот «национальный приоритет» в будущих публикациях.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность помогает людям узнать, как лучше всего управлять своими деньгами с точки зрения их жизненных целей, а также своего экономического и финансового положения.Это должно позволить каждому принимать осознанные финансовые решения. Финансовая грамотность особенно важна в цифровом мире, который дает клиенту значительную автономию. Действительно, оцифровка банков предоставила физическим лицам больше возможностей с точки зрения мониторинга счетов, платежей, финансирования и даже инвестиций, но они не являются безрисковыми [1].

Совет ОЭСР в июне 2012 г. определил финансовую грамотность как «сочетание финансовой осведомленности, знаний, навыков, отношения и поведения, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благополучия» [2].

Как можно догадаться, сфера финансовой грамотности огромна. Он включает в себя бюджетное образование (личный или семейный бюджет) и изучение банковских инструментов (повседневное банковское дело, сбережения, страхование), а также понимание экономических концепций (как работает и финансируется экономика) и государственной политики.

Финансовая грамотность в настоящее время вызывает растущую озабоченность властей как на национальном, так и на международном уровне. Поскольку «Группа двадцати» пропагандирует это как одну из восьми основных сфер компетенции, считается, что это важно для защиты и улучшения финансового благополучия.

Французы не обладают финансовой грамотностью

Исторически сложилось так, что французы занимали осторожную и сдержанную позицию в вопросах, связанных с деньгами. Исследования показывают сильные различия в финансовых знаниях населения в зависимости от возраста, уровня образования, пола и положения на рынке труда.

Программа международной оценки учащихся (PISA) ОЭСР, которая оценивает системы образования во всем мире путем проверки навыков 15-летних подростков, проверяет финансовые знания учащихся, а также их способность применять эти знания для решения финансовые проблемы [4], каждые три года с 2012 г. [3].Они ответили на вопросы о банковских счетах и ​​кредитных / дебетовых картах, планировании и управлении бюджетом, понимании налогов и сбережений, рисков и прибылей, прав потребителей и ответственности за финансовые операции, а также своей уверенности в этой области. Результаты были единодушными, что свидетельствует о низкой успеваемости французских студентов.

Недавно проведенное Allianz исследование «Деньги, финансовая грамотность и риски в эпоху цифровых технологий» [5] подтвердило эти результаты. Было опрошено по тысяче человек в каждой из десяти западноевропейских стран.Франция заняла последнее место в рейтинге финансовой грамотности после Португалии и Италии, а Австрия, Германия и Швейцария вышли на первое место. Чуть менее половины французских респондентов правильно ответили на два вопроса о финансовой грамотности о принципах инфляции и процентных ставок. И только 9% из них смогли найти правильные ответы на три вопроса о концепциях финансового риска. Исследование также показывает, что представителя миллениума (родившиеся в 1980-х и 1990-х годах) имеют самый низкий уровень финансовой грамотности ().

Помимо этих оценок, 8 из 10 французов говорят, что им не хватает базовых экономических и финансовых знаний, они не понимают определенных банковских операций и, как правило, не понимают этой области, которая, по их мнению, намеренно неясна [6]. В 2019 году исследование уровня финансовой грамотности во Франции, проведенное Банком Франции, показало, что 43% французов считают, что у них нет достаточно надежной и нейтральной информации для эффективного управления своими бюджетами, и что 77% считают свои знания в области финансов. имеет значение быть средним или плохим [7].

Преимущества повышения финансовой грамотности

Несколько исследований показали, что повышение финансовой грамотности с раннего возраста может быть полезным, особенно с точки зрения предотвращения долгов . Исследование Allianz [5] показывает, что люди с хорошим пониманием финансовых концепций и рисков в два раза чаще принимают более обоснованные финансовые решения и лучше управляют своими деньгами, чем люди без этих знаний. Аналогичным образом, уровень финансовой грамотности положительно влияет на финансовое поведение домохозяйств , особенно на способность планировать долгосрочный бюджет.

Преимущества финансовой грамотности многочисленны. На национальном уровне хороший уровень финансовой грамотности помогает повысить финансовую стабильность и способствует росту экономики страны. Как отмечает Кристиан Нуайе (бывший управляющий Банка Франции), «уровень финансовой грамотности французов оказывает сильное влияние на их потребление и, по сути, на развитие страны». В этом смысле финансовая грамотность является фактором экономической эффективности и социальной справедливости.

Государственные инициативы

Для удовлетворения постоянных потребностей в финансовой грамотности во Франции, в 2016, правительство запустило Национальную стратегию финансового образования с целью улучшения экономических, бюджетных и финансовых знаний французского народа. Банк Франции, назначенный министерством финансов Франции в качестве национального оператора этой стратегии, несет ответственность за ее воплощение в конкретные действия для широкой общественности, учителей и социальных работников по всей стране.

Стратегия просвещения общественности по экономическим, бюджетным и финансовым вопросам основана на пяти столпах:

1. Развитие бюджетного и финансового образования для молодых людей , включение финансовой грамотности в их школьное обучение с раннего возраста

2. Развитие навыков социальных работников, которые они могут использовать при поддержке человек, находящихся в тяжелом финансовом положении

3. Поддержка бюджетных и финансовых навыков на протяжении всей жизни, предоставление каждому тщательно отобранной, нейтральной, образовательной, актуальной, бесплатной информации, а также простых для понимания инструментов, помогающих в принятии решений

4.Предоставление всей аудитории ключей к пониманию экономических дискуссий

5. Поддержка владельцев бизнеса с их экономическими и финансовыми навыками

Банк Франции распространяет общие учебные материалы и облегчает доступ к нейтральной и образовательной информации через «Mes questions d’argent» («Вопросы о моих деньгах»), национальный портал экономического, бюджетного и финансового образования [8]. Параллельно с этим Французский институт государственного финансового образования (IEFP) отвечает за разработку программы финансового образования для всех через свой веб-сайт «Финансы для всех» («Финансы для всех») [9].Теперь это справочный сайт для широкой публики. В октябре 2017 года между Банком Франции, Министерством национального образования и IEFP было подписано рамочное соглашение о преподавании базовой экономической и финансовой грамотности в школах.

Кроме того, ассоциации Crésus помогают людям, чрезмерно обремененным долгами, и вообще любому человеку с финансовыми проблемами. Для этого Crésus разработал программу бюджетного и финансового образования под названием «Дилемма», а также различные учебные материалы для любой аудитории.Эта программа преследует несколько целей: развитие независимых, ответственных граждан, изменение их отношения к деньгам, предоставление важной финансовой информации, решение вопросов управления бюджетом и т. Д. Программа должна помочь предоставить людям необходимые ресурсы, чтобы они были полностью финансово активными, независимый и компетентный [10].

В ноябре 2019 года был создан стратегический комитет по финансовой грамотности (в который входят более 20 институциональных и общественных заинтересованных сторон: AMF [Французский регулятор финансовых рынков], ОЭСР, FBF [Французская банковская федерация], Французский национальный союз семейных ассоциаций, CLCV [французское потребление, Ассоциация жилищного строительства и среды обитания], Crésus, Французский Красный Крест, группа потребителей UFC-Que Choisir, MEDEF [Федерация работодателей Франции] и т. Д.) объявил, что в ближайшие несколько лет будут реализованы новые инициативы [11]. Эта стратегия нацелена на три конкретные группы: молодых людей, перегруженные долгами домохозяйства и владельцы бизнеса . Его цель — предоставить базовые финансовые знания и навыки, чтобы помочь этим группам управлять своими бюджетами и откладывать сбережения. Эти инициативы включают:

  • введение в школе паспорта EDUCFI (финансовая грамотность) (обучение управлению бюджетом и использованию способов оплаты),
  • включение финансовой грамотности в универсальные национальные услуги и в средних школах,
  • Проведение «сберегательных встреч» для широкой публики под руководством Банка Франции,
  • центров (150 сертифицированных пунктов консультирования по бюджету) для предоставления информации и советов, а также для выявления и лучшего руководства людьми, испытывающими финансовые трудности,
  • консультационных центров в каждом французском департаменте, работа координируется Французским регулятором финансовых рынков (AMF) и Французским управлением пруденциального надзора и урегулирования (ACPR),
  • Разработка мобильного приложения для подростков 17–25 лет по концепции финансовой грамотности,
  • — вторая версия программы Mesquestionsdentrepreneur.fr, включая игру по финансовому анализу в помощь владельцам бизнеса,
  • , а также новое исследование по оценке воздействия этих инициатив на население Франции.

Эти стратегические решения предполагают готовность поддерживать широкую публику с раннего возраста и предоставлять надежную и нейтральную информацию.

Банки и финтех

Традиционные банки практически не занимаются финансовой грамотностью, и их инвестиции в этой сфере остаются ограниченными.Большинство крупных банков выделяют место и контент для ознакомления молодых людей с управлением бюджетом, но не предоставляют реальных операционных инструментов. Банковские предложения для молодежи часто остаются очень простыми и ориентированы на традиционные продукты, такие как сбережения («Livret A» [не облагаемый налогом, бесплатный сберегательный счет] и молодежные счета) или счет, связанный с картой банкомата для детей старше возраста. из 12 (примеры включают предоплаченную банковскую карту Régliss Banque Postale, карту Mozaic Crédit Agricole, карту V Pay Société Générale и т. д.). Однако эти предложения не всегда подходят для использования современной молодежью.

Интернет-банки только начинают проявлять интерес к рынку, которому 12–17 лет, и предлагают банковские продукты без реального упора на финансовую грамотность (примеры включают карту Kador от Boursorama Banque, карту Nickel’s Nickel, карту Morning’s Morning Jump и карту предоплаты Macif. ).

Со своей стороны, FinTech осознал, что финансовая грамотность молодых людей открывает новые рыночные возможности и оказывает реальную поддержку подросткам, от управления карманными деньгами до финансовой автономии.В 2019 году были запущены три необанка, ориентированные на молодежь: Xaalys, Pixpay и Kard. Их «образовательные» предложения различаются по своей философии и позиционированию, но все они сосредоточены на забавном мобильном приложении, персонализированной карте Mastercard с систематической авторизацией, масштабируемыми функциями родительского контроля и вложенными яйцами.

Заключение

Эта оценка подтверждает, что Франция осознала масштаб стоящей задачи с точки зрения финансовой грамотности. Инициативы появляются, но все еще относительно неизвестны широкой публике.

Более того, частные лица демонстрируют растущую потерю доверия к банкам [12]. Адекватный уровень финансовой грамотности и большая прозрачность помогут банкам восстановить это доверие. Все, включая банки, обязаны принять эту новую форму социальной и финансовой интеграции.

Как цифровой банк с человеческим фактором, миссия Orange Bank — поддерживать своих клиентов. Как научить молодых людей ответственно относиться к деньгам в нашем цифровом мире? Как мы можем оказывать пожизненную поддержку уязвимым группам? Что может сделать Orange Bank, чтобы помочь клиентам вернуть себе власть над своими деньгами с помощью цифровых инструментов и соответствующей финансовой грамотности?

Orange Research проявляет большой интерес ко всем этим вопросам.

[1] Suivre ses dépenses sur mobile: un ajustement budgétaire en temps réel (Мобильное отслеживание расходов: корректировка бюджета в реальном времени). Отчет о стажировке в Orange, Офели Нухан и Анн-Сильви Фарабод, 2016 г.

[2] Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — Аткинсон и Месси, 2012.

[3] ОЭСР (2019), Результаты PISA 2018 (Том I): что студенты знают и могут делать, PISA, Издательство ОЭСР, Париж.https://doi.org/10.1787/5f07c754-en

[4] Вопросы и ответы по оценке финансовой грамотности PISA.

https://www.oecd.org/media/oecdorg/satellitesites/pisa/test/PISA-2012-FINANCIAL-LITERACY-QUESTIONS-AND-ANSWERS.pdf

[5] Исследование Allianz «Деньги, финансовая грамотность и риски в эпоху цифровых технологий», 2017 г.

https://www.allianz.com/en/press/news/studies/170127-are-you-financially-literate.html

[6] Маркс Бернар, Миколо-Марсель Паскаль, Сарла Гийом. Promouvoir l’éducation financière du public (Поощрение финансовой грамотности населения). В: Revue d’économie financière no. 98–99, 2010. Информация и образование, экономика и финансы , стр. 249–260. (Журнал «Финансовая экономика» № 98–99, 2010. Экономическая и финансовая информация и обучение, стр. 249–260). https://www.persee.fr/doc/ecofi_0987-3368_2010_num_98_3_5794

[7] Исследование финансовой грамотности населения во Франции. Аудиреп, 2019.

[8] Mes questions d’argent , французский национальный портал экономического, бюджетного и финансового образования.

https://www.mesquestionsdargent.fr

[9] La finance pour tous , образовательный веб-сайт о деньгах и финансах.

https://www.lafinancepourtous.com/

[10] Дилемма , Когда бюджет становится игрой.

https://www.dilemme.org/en/

[11] Пресс-релиз французского национального стратегического комитета по финансовой грамотности.

https://www.lafinancepourtous.com/2019/11/27/strategie-nationale-deducation-financiere-un-bond-en-avant/ и https: // www.banque-france.fr/communique-de-presse/comite-strategique-deducation-financiere-un-bilan-positif-et-5-axes-prioritaires-dactions-pour-2020

[12] После банкинга. Banques et confiance: la grande réconciliation digitale (Банки и траст: великое цифровое примирение). Поль де Лёсс. Издания Débats Publics, 2019.

Обучение финансовой грамотности в классе

Помогаете ли вы своим ученикам развить навыки финансовой грамотности? Согласно исследованию Совета по экономическому образованию в Штатах, менее 20% учителей считают, что они достаточно компетентны, чтобы преподавать студентам концепции личных финансов.Учитывая размер долга и недостаточное управление деньгами в Соединенных Штатах и ​​во всем мире, это должно измениться. Мы можем повлиять на национальную и мировую экономику сейчас и в будущем, лучше включив финансовую грамотность в стандарты и учебные программы, а также предоставив педагогам обучение и ресурсы для обучения студентов финансовой грамотности. Вот несколько советов о том, как научить своих студентов финансовым навыкам:

  1. Поэтапное обучение финансовой грамотности

    Возраст детей в вашем классе и их предыдущий опыт обучения определят, на каком этапе (этапах) вы их преподаете.Вы не хотите учить их бюджету, если они не знают, что такое деньги или как отличить потребность от желания. Прочтите нашу запись в блоге «Финансовая грамотность: дар, который помогает давать», чтобы узнать больше о различных этапах финансовой грамотности.
  2. Дайте им возможность практиковать финансовые навыки, которые они изучают

    Придумайте план включения финансовых концепций в вашу учебную программу и стратегию управления классом. Например, вы можете попросить студентов спланировать сбор средств для благотворительной или местной организации как классный проект.Расчет расходов, составление бюджета, предоставление клиентам сдачи, отслеживание прибыли и т. Д. — все это может быть частью этого проекта обучения студентов.
  3. Работа с родителями по обучению детей финансовой грамотности

    Финансовая грамотность часто начинается дома, когда родители дают детям пособие в обмен на то, что они выполняют работу по дому. Сообщите родителям о финансовых навыках, которые вы планируете обучать учащихся в классе, и включите идеи о том, как они могут закрепить эти концепции дома.Семинар или семейное мероприятие, посвященное обучению детей и их семей финансовой грамотности, также является хорошим способом преодолеть разрыв между школой и домом.

Просмотрите наш раздел «Математика», чтобы найти различные материалы, которые можно использовать для обучения студентов финансовой грамотности и другим математическим понятиям.

Как финансовая грамотность может стать мощным маркетинговым инструментом?

В настоящее время США охвачены эпидемией финансовой неграмотности. Люди больше, чем когда-либо, беспокоятся о деньгах, и многие считают, что им не хватает соответствующих знаний для эффективного управления ими.

Согласно недавнему исследованию Национального совета финансовых педагогов, только 16% молодых людей в возрасте 18–26 лет с оптимизмом смотрят на свое финансовое будущее, при этом 54% обеспокоены выплатой студенческих ссуд. 5,2% опрошенных американцев заявили, что им отказали в работе из-за отсутствия финансовых знаний. Возможно, более интересно то, что когда 18-24-летних спросили, какой курс средней школы, по их мнению, принес бы им наибольшую пользу, если бы он был доступен, огромные 51,4% ответили с управлением капиталом.

Статистика четко указывает на реальное стремление к обучению финансовой грамотности, и банковские бренды могут использовать эту жажду знаний в рамках своей стратегии контент-маркетинга.

Финансовая грамотность

Банки, возможно, раньше не задумывались о силе материалов, посвященных финансовой грамотности, предпочитая сосредоточить свою маркетинговую стратегию на темах, которые имеют более прямое отношение к продажам. Однако, согласно недавнему исследованию Raddon Research Insights, 18% клиентов, которым их банк предложил контент, посвященный финансовой грамотности, заявили, что они с большей вероятностью вернутся с дополнительным бизнесом.

Кроме того, хотя только 16% респондентов Raddon в настоящее время участвуют в программе финансовой грамотности, те, кто принимает участие, с большей вероятностью станут ценными клиентами.

«Пять источников информации обращаются к этим 16%», — сообщает Target Marketing. «№1 является их основным финансовым учреждением (55%) — онлайн-источники занимают второе место (45%) — и, хотя это в сумме составляет 100%, респонденты исследования явно посещают другие программы. Семья и друзья помогают им. (39%) — специалисты по финансовому планированию и консультанты видят 34% участников — и только 7% беспокоятся о телепрограммах, таких как CNBC и Fox Business.«

Загрузите полный (бесплатный) отчет об инновациях, содержащий другие тематические исследования от ведущих новаторов отделений банка. их банку за помощь и совет в принятии важных финансовых решений, открывающих двери для дополнительных возможностей для бизнеса.

Контент-маркетинг

Что делает программы финансовой грамотности таким мощным инструментом контент-маркетинга?

Что ж, люди обычно не любят, когда их засыпают рекламой, но им нравится учиться у экспертов, особенно по темам, которые напрямую влияют на их жизнь, например, по финансам.Это затрагивает самую суть контент-маркетинга, цель которого всегда состояла в том, чтобы информировать, избегая при этом жестких продаж, а также укреплять доверие между аудиторией и брендом.

Контент, посвященный финансовой грамотности, может помочь вашему бренду привлечь новых потенциальных клиентов. Тем не менее, это следует рассматривать стратегически, когда маркетологи внимательно рассматривают все аспекты опыта своей аудитории. Какие проблемы с финансовой грамотностью могут помешать покупателю пройти по вашей воронке продаж? Как вы можете изменить свою стратегию контент-маркетинга, чтобы помочь им справиться с этими болевыми точками?

Используйте материалы, посвященные финансовой грамотности, на первом уровне воронки продаж, чтобы повысить осведомленность аудитории.Например, темы о преимуществах сбережений для фонда колледжа ребенка — отличный способ информировать ваших клиентов о финансовых соображениях, о которых они могут не знать. После того, как они осознают проблему, следующим шагом будет ознакомление их со всеми финансовыми продуктами, которые могут помочь им решить эту проблему. Наконец, вы можете предоставить контент, который мягко подталкивает их к принятию решения, излагая причины, по которым ваш бренд лучше всего им может помочь.

Когда люди впервые задумываются о покупке дома, например, они могут задаться вопросом, могут ли они себе это позволить, и если да, то сколько они могут себе позволить.Вопросы финансовой грамотности, которые могут помочь на этом этапе, включают в себя вопрос о том, следует ли кому-то покупать или арендовать, ответы на часто задаваемые вопросы о первом покупателе жилья и о том, как рассчитать, насколько большую недвижимость они могут себе позволить.

Люди обычно не общаются с банками для развлечения, и многие находят мир финансов запутанным и разочаровывающим. Вот почему так важно создавать контент, посвященный финансовой грамотности, чтобы предоставлять необходимую информацию в простой и доступной форме. Инфографика, видеоконтент, обучающие программы и т. Д.- отличный способ донести ключевую информацию так, чтобы люди не чувствовали себя ошеломленными.

Последние мысли

Решая проблему финансовой грамотности с помощью образовательных материалов, банковские бренды могут не только помочь потребителям стать более информированными об управлении своими деньгами, но также укрепить доверие и помочь открыть новые возможности для бизнеса.


Контент-маркетинг, посвященный финансовой грамотности, станет горячей темой на конференции Future Branch 2019 , которая состоится в ноябре этого года в отеле Hilton Austin, Остин, Техас.

Загрузите повестку дня для получения дополнительной информации и идей.

Отчет об исследовании

(от FLEC): Национальная стратегия финансовой грамотности США на 2020 год

На прошлой неделе Комиссия США по финансовой грамотности и образованию опубликовала свою Национальную стратегию финансовой грамотности США на 2020 год. Мы думали, что особый интерес для многих наших учителей будут их рекомендованные передовые практики:

«На основе обширного обзора академических исследований, консультаций с экспертами и обсуждений с членами FLEC, определился ряд тем, касающихся эффективной финансовой грамотности и образования.Лучшие практики носят комплексный характер, а не относятся к конкретным предметам, и поэтому могут использоваться для информирования о политике и практике финансового образования, будь то дома, в рамках общественной программы или при разработке государственной или национальной политики ».

  • Знать людей и семьи, которых нужно обслуживать . Финансовое образование, информация и методы доставки должны быть адаптированы к индивидуальным обстоятельствам и потребностям.
  • Предоставлять действенную, актуальную и своевременную информацию . Финансовая информация, которая предоставляется оперативно, актуально и своевременно, повышает вероятность ее удержания и принятия позитивных мер.
  • Улучшение ключевых финансовых навыков . Финансовая грамотность и образование могут быть более эффективными, если они помогают развивать навыки, а не просто передавать знания конкретных фактов о финансовых продуктах и ​​услугах.
  • Опираясь на мотивацию . Эффективные программы повышения финансовой грамотности и образования основаны на мотивации людей.
  • Упростите принятие правильных решений и доведите их до конца . Окружающая среда или контекст могут облегчить людям выполнение шагов, необходимых для достижения лучшего результата.Например, изменение представленных вариантов и облегчение получения полезной информации и советов может помочь людям преодолеть разрыв между намерением и действием.
  • Повысить стандарты для преподавателей финансовой сферы . Провайдеры финансового образования должны продемонстрировать владение финансовым содержанием и эффективные навыки и методы обучения.
  • Обеспечение постоянной поддержки . Финансовое образование должно обеспечивать постоянную поддержку, например индивидуальные финансовые консультации.
  • Оценка воздействия . Провайдеры финансового образования должны оценивать свои программы на предмет воздействия и развивать культуру постоянного улучшения, устанавливая методологии, процедуры, отчеты и показатели для измерения эффективности программ ».

Вы можете прочитать полный отчет здесь.

Об авторе

Брайан Пейдж

Изменить жизнь студентов к лучшему с помощью финансовых возможностей — самая большая страсть Брайана.Он пришел в NGPF после пятнадцати лет преподавания в государственной школе, где он был 11-м выпускником Министерства образования Огайо, удостоенным Национальной премии в области образования Милкена, обладателя премии Forbes в Центральной и Восточной Европе и журнала Money Magazine / CNN «Money Hero». Он входил в рабочую группу Консультативного совета президента Обамы по финансовым возможностям. Он имеет опыт работы в частной школе в качестве попечителя дневной школы в Цинциннати и в прошлом был президентом Ohio Jump $ tart. Брайан имеет степень бакалавра делового администрирования и доктор медицинских наук. Когда Брайан не работает вместе со своими товарищами по команде NGPF, он, вероятно, проводит время со своей женой, тремя детьми и собакой; походы или просмотр футбола штата Огайо.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *