Стоимость кубометра горячей воды в москве 2018: Тарифы на воду и отопление в Москве изменятся с 2019 года – Москва 24, 19.12.2018

Разное

Тарифы на горячую воду [2023] ᐈ Тариф на воду в Киеве

Что при этом происходит с курсом валют?
Узнайте в приложении от Минфин

КП «Киевтеплоэнерго» в соответствии с распоряжением Киевской городской государственной администрации (КГГА) № 673 от 30.09.2022 установило новые тарифы на горячее водоснабжение в Киеве, которые начали действовать с 1 октября 2022 года.

Обращаем внимание, что в течение действия военного положения в Украине и 6 месяцев после месяца, в котором оно будет остановлено, горячая вода должна оплачиваться по старому тарифу — 97,89 грн. за 1 м³.

Тарифы на горячее водоснабжение в Киеве
(с 1.10.2022 по настоящее время)
УслугаТариф
(грн. за 1 м³, с НДС)
1Услуга по горячему водоснабжению без учета затрат на содержание и ремонт центральных тепловых пунктов, с учетом затрат на содержание и ремонт индивидуальных тепловых пунктов,
с учетом
затрат на оснащение зданий узлами коммерческого учета

– обычный тариф для населения141,22
– тариф в течение действия военного положения в Украине и 6 месяцев после него97,89
2Услуга по горячему водоснабжению без учета затрат на содержание и ремонт центральных тепловых пунктов, с учетом затрат на содержание и ремонт индивидуальных тепловых пунктов, без учета затрат на оснащение зданий узлами коммерческого учета
– обычный тариф для населения
138,72
– тариф в течение действия военного положения в Украине и 6 месяцев после него97,89
3Услуга по горячему водоснабжению с учетом затрат на содержание и ремонт центральных тепловых пунктов, без учета затрат на содержание и ремонт индивидуальных тепловых пунктов, с учетом затрат на оснащение зданий узлами коммерческого учета
– обычный тариф для населения124,50
– тариф в течение действия военного положения в Украине и 6 месяцев после него97,89
4
Услуга по горячему водоснабжению с учетом затрат на содержание и ремонт центральных тепловых пунктов, без учета затрат на содержание и ремонт индивидуальных тепловых пунктов, без учета затрат на оснащение зданий узлами коммерческого учета
– обычный тариф для населения121,84
– тариф в течение действия военного положения в Украине и 6 месяцев после него97,89
5Услуга по горячему водоснабжению без учета затрат на содержание и ремонт центральных тепловых пунктов, без учета
затрат на содержание и ремонт индивидуальных тепловых пунктов, с учетом затрат на оснащение зданий узлами коммерческого учета

– обычный тариф для населения131,18
– тариф в течение действия военного положения в Украине и 6 месяцев после него97,89
6Услуга по горячему водоснабжению без учета затрат на содержание и ремонт центральных тепловых пунктов, без учета затрат на содержание и ремонт индивидуальных тепловых пунктов, без учета затрат на оснащение зданий узлами коммерческого учета
– обычный тариф для населения
128,86
– тариф в течение действия военного положения в Украине и 6 месяцев после него97,89

  • Источник: Киевтеплоэнерго
Нормативные документы:
  • Распоряжение КГГА № 673 от 30. 09.2022
Тарифы на горячее водоснабжение в Киеве, действовавшие ранее:
  • с 01.01.2019  по 30.09.2022
  • с 01.08.2018  по 31.12.2018
  • с 31.12.2017  по 31.07.2018
  • с 26.07.2017  по 30.12.2017
  • с 01.07.2016  по 25.07.2017
  • с 01.05.2015  по 30.06.2016

В разделе Индексы на Minfin.com.ua вы можете узнать актуальные тарифы на электричество, природный газ, водоснабжение для всех городов Украины. Также тут вы можете найти экономические показатели как минимальную заработную плату, прожиточный минимум, размеры ЕСВ и НДФЛ и много других показателей. Валютный аукцион поможет продать или купить доллар в Киеве в обменных пунктах, банках или на черном рынке доллара в Киеве.

На портале Minfin.com.ua легко выбрать кредит на карту, депозит в банках Украины или подобрать кредитную карту. На сайте регулярно обновляется информация о банках, МФО и других финансовых организациях, публикуются последние новости и актуальные курсы валют. Сравнить ставки на кредиты онлайн в разных МФО Украины можно в разделе Индексов на Minfin.com.ua.

  • См. также:
    • Тарифы на отопление (Киев)
    • Тарифы на водоснабжение (Киев)
    • Тарифы на природный газ

Утвержденные тарифы 2023 года на горячую и холодную воду

Оказание коммунальных услуг регламентировано Жилищным Кодексом РФ, в частности Федеральным законом №210 от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Правила предоставления гражданам коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006. В 2017-2018 годах произошло некоторое изменение утвержденных тарифов, изменились тарифы на горячую и холодную воду. В 2023 году практически во всех регионах России произошло повышение тарифов.

Кто устанавливает тарифы?

Коммунальные услуги, и водоснабжение в том числе, оказываются ресурсоснабжающими организациями на основании договоров, заключенных с потребителями.

Согласно ст.157 ч.2 ЖК РФ, оплата за воду рассчитывается согласно утвержденным тарифам. Устанавливаются тарифы органами государственной власти субъектов РФ и местными органами самоуправления в определенном законом порядке.

Ст.3 п.3 ФЗ №210 гласит, что окончательный размер оплаты за услуги водоснабжения устанавливается при учете утвержденного тарифа и надбавки к нему за предоставление услуги.

То есть тариф на воду устанавливают местные органы управления на основании действующих тарифов и необходимых надбавок в соответствии с предельными индексами, действующими на данной территории.

Предельные индексы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ, определяют максимальную и минимальную границу изменения тарифов с учетом надбавок.

Таким образом, ресурсопоставляющая организация должна рассчитать расходы, связанные с подачей воды. Согласно этому показателю и утвержденному тарифу государственными органами определяется конечная стоимость для потребителя.

При этом не имеет значения право собственности организации на скважину, организация-поставщик не имеет право установить цену выше предельно допустимого значения.

Каким образом рассчитывается плата и что входит в стоимость кубометра воды?

Оплачивая подачу горячей и холодной воды, потребитель платит не только за саму воду, но и за организацию ее подачи. Так в стоимость воды входит:

  • расходы на электроэнергию;
  • затраты на приобретение компонентов для очистки воды и иных составляющих, которые требуются для соответствия воды нормам СанПиНа;
  • траты на проведение лабораторных исследований качества воды;
  • оплата труда сотрудников организации, включая отчисления социальные фонды и налог на прибыль;
  • аренда необходимого имущества;
  • расходы на содержание сооружений и сетей, проведение текущего и капитального ремонта;
    сумма водного налога;
  • расходы, связанные с оформлением документации, утилизацией отходов, экологией и прочее.

Все затраты считаются строго в соответствии с установленными законом нормами.

Разница в тарифах по счетчику и без него

Разницы в тарифах по счетчику и без него нет и быть не должно. Кубометр воды стоит одинаково в любом случае, другое дело, что оплата за воду рассчитывается по-разному.

Так при пользовании водой без прибора учета в качестве основного показателя принимается

«норма воды» на человека.

Данное количество умножается на количество проживающих в квартире граждан, после чего высчитывается итоговая сумма согласно действующему тарифу.

При наличии счетчика воды считается фактическое количество израсходованного ресурса независимо от количества прописанных жильцов.

Но в этом случае потребуется еще и оплата общедомового перерасхода воды, который распределяется на всех владельцев индивидуальных приборов учета в соответствии с использованным ими объемом воды.

С июня 2011 года действует решение Правительства РФ №354 от 6.

05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

На его основании присутствие индивидуального водного счетчика в отдельно взятой квартире никак не отменяет необходимость оплаты общедомового перерасхода водных ресурсов.

Но поскольку многие многоквартирные жилые дома при наличии общедомовых водных счетчиков, имеют как жилые помещения, оснащенные индивидуальными приборами учета, так и помещения без оных, то многим потребителям не понятно, как рассчитывается оплата за воду с учетом общего перерасхода ресурса.

Постановление Правительства РФ №307 от 23.05.2006 определяет формулу, по которой рассчитывается оплата за предоставленный ресурс при учете показаний общедомового водного счетчика.

Для начисления оплаты проводятся следующие действия:

  • складывается общий объем израсходованной воды, вытекающий из показаний индивидуальных счетчиков и количество воды, использованное жильцами квартир без наличия счетчиков, высчитываемое согласно установленным нормативам;
  • на получившуюся сумму делится объем воды, использованный согласно общему счетчику;
  • полученное число умножается на показания индивидуального счетчика каждой отдельной квартиры;
  • получившуюся сумму умножают на установленный на горячую или холодную воду тариф.

В реальности оплата за воду при наличии счетчиков производится согласно индивидуальным показаниям по установленным управляющей компанией тарифам.

Для оплаты перерасхода раз в год управляющей компанией проводится корректировка платежей, то есть применяется вышеуказанная формула. Вследствие этого в квитанциях собственников квартир со счетчиками появляется дополнительная сумма, подлежащая к оплате.

Перерасход воды возникает, как правило, за счет:

  • чрезмерной траты воды в помещениях без наличия прибора учета;
  • водных потерь в связи с неисправным состоянием внутридомовых сетей;
  • несогласованного подключения отдельных потребителей к внутридомовым сетям, например, для полива зеленых массивов и насаждений вблизи дома;
  • неучета в системе расчета за коммунальные услуги не прописанных официально граждан и т.д.

Таким образом, разница между показаниями общедомового счетчика и реальным расходом воды выплачивается владельцами индивидуальных счетчиков.

В этом случае установка приборов учета может стать невыгодной, в связи с чем был принят закон, обязывающий всех потребителей установить приборы учета воды.

Согласно Постановлению Правительства РФ №354, все собственники помещений должны были установить счетчики воды до 1 июля 2013 года.

При отсутствии счетчика с 1 января 2015 года оплата за воду начислялась посредством добавления 10% к действовавшему тарифу, с 1 июля 2015 года к тарифу добавлялось 20%, далее размер добавочной оплаты увеличивался и корректировался, достигнув к 1 января 2019 года 50%.

Также Правительством России разрабатывался проект, который должен был определить социальную норму потребления воды. Если данный показатель  превышается, то его оплата производится по повышенному тарифу.

Текущие нормы потребления на горячую и холодную воду

Тарифы на горячую и холодную воду для населения регулируются государством, то есть ставки тарифов определяются региональными властями в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам.

При этом в разных регионах эти ставки могут существенно различаться, в зависимости от затратности организации подачи воды.

Повышение тарифа на воду в 2019 году

По мнению представителей российского правительства, текущая социально-экономическая ситуация в стране, вынуждает предприятия, занимающиеся поставкой холодной и горячей воды населению, предпринимать меры в отношении повышения своей тарифной сетки.

Одновременно с этим, стоит отметить, что такой рост стоимости водоснабжения на уровне 4,9, 4,4 и 4,1 процентов, заметно ниже ранее предлагаемых темпов роста 6,2, 6 и 4,7 процента.

Как полагают эксперты, иного выхода из сложившейся ситуации кроме, как повышать стоимость тарифов, попросту нет, хоть нагрузка на население страны и так достаточно серьезная.  Около 20 процентов наших граждан и вовсе убеждены в том, что плата за водоснабжения не должна изыматься. Безусловно, вокруг все дорожает, наблюдается рост основных энергоресурсов, поэтому рост тарифов на воду является вполне оправданной и обоснованной мерой.

Также следует отметить то, что даже такое повышение тарифов не сможет покрыть необходимость модернизации и ремонта существующей сети водоснабжения.

В 2019 году повышающий коэффициент 1,5 (или 50% к нормативу) применяется  к коммунальным услугам по ГВС, ХВС и Электроснабжению. На 2019 год показатель не изменился.

Эта норма касается только тех граждан, кто не имеет индивидуальных приборов учета в своей квартире, фиксирующих потребление электричества, холодной и горячей воды.

Для потребителей, не имеющих технической возможности установки приборов учета, что подтверждается специальным актом, ничего не меняется — они оплачивают потребление исходя из базовых нормативов потребления, без повышающих коэффициентов.

Главный вопрос, которым сейчас задались потребители услуг ГВС и ХВС: как избежать увеличения оплаты? Все просто: при наличии технической возможности установить индивидуальные счетчики потребитель коммунальных услуг обязан их установить, то же самое касается и общедомового счетчика. В этом случае плательщик освобождается от применения повышающего коэффициента, так как расчет производится не по нормативу, а по фактическим показаниям приборов учета.

Как избавиться от ненужных платежей?

Сборы за “техническое обслуживание счетчиков воды” – что это такое? Законно ли это и можно ли отказаться от непонятных платежей?

Какие взносы входят в понятие “коммунальные платежи” Как оформляются льготы и компенсации на оплату коммунальных услуг Повышение тарифов ЖКХ с 1 января 2019 года Пошаговая инструкция по оформлению субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг Пошаговая инструкция оплаты жилищно-коммунальных услуг через Сбербанк Онлайн Все способы оплатить коммунальные услуги онлайн Как разделить лицевой счет в приватизированной квартире: варианты Жилищная субсидия: кому положена, как рассчитать и как получить в 2023 году ОДПУ в многоквартирных домах: как расшифровывается, что это такое и как расчитывать тариф по ним? Что входит в коммунальную услугу “водоотведение”: правила оплаты

Российский «Газпром» чувствует жар из-за раскаленных цен на газ в Европе

Катя Голубкова, Владимир Солдаткин

Чтение за 6 минут

МОСКВА (Рейтер) — Крупнейшие газовые компании Европы говорят, что главный поставщик на континенте «Газпром» выполняет свои долгосрочные контракты тем не менее, российский энергетический гигант остается в центре спора о том, может ли он сделать больше, чтобы облегчить ценовую боль на раскаленном рынке.

ФОТОГРАФИЯ: Логотип компании «Газпром» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в Санкт-Петербурге, Россия, 2 июня 2021 г. REUTERS/Евгения Новоженина/Фото из архива

Стремительно растущая цена на газ (в этом году европейский эталонный показатель вырос почти на 600%), вызванная низкими запасами и растущим спросом в Азии и других странах по мере восстановления экономики после кризиса, вызванного COVID-19, поставила «Газпром» под прицел Европы.

Российская экспортная газопроводная монополия, обеспечивающая 35% потребностей Европы, настаивает на выполнении договорных обязательств, что подтвердили агентству Рейтер крупнейшие европейские клиенты.

Но европейские политики под давлением потребителей, которым грозит резкий скачок счетов за отопление в зимнее время, говорят, что Россия могла бы поставить больше газа и использует скачок цен на газ в качестве рычага давления в споре по поводу поддерживаемого «Газпромом» проекта газопровода «Северный поток — 2».

«Eni получает от «Газпрома» весь объем газа, указанный в рамках долгосрочных контрактов», — сообщила итальянская фирма в комментариях по электронной почте, повторяя заявления, отправленные агентству Reuters полдюжиной других ведущих европейских энергетических компаний.

Но политики Европейского Союза по-прежнему обвиняют «Газпром» в разжигании проблемы с ценами на газ, заявляя, что он не отреагировал на растущий спрос, предложив дополнительные объемы покупателям на спотовом рынке, в то время как другой крупный поставщик Европы, Норвегия, сделал это.

«Мы очень благодарны за то, что Норвегия наращивает производство, но, похоже, в России этого не происходит», — заявила во вторник президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Парламентарии ЕС требуют провести расследование в отношении Газпрома по поводу возможных нарушений правил конкуренции. Они говорят, что не отправили больше газа, чтобы добиться скорейшего одобрения «Северного потока — 2» — недавно построенного газопровода, по которому российский газ будет поступать в Германию, но которому нужно дать зеленый свет, прежде чем начнется прокачка.

США и некоторые европейские страны выступают против проекта, заявляя, что он сделает ЕС еще более зависимым от российского топлива. Германия придерживается плана, но окончательное одобрение может произойти еще через несколько месяцев.

СДВИГ НА СПОТ-РЫНКЕ

«Газпром», у которого нет коммерческих обязательств по поставкам на спотовый рынок Европы, заявил, что выполняет договорные обязательства, и ранее предупреждал Европу, что опора на спотовый рынок, а не на долгосрочные сделки, приведет к волатильности. Он отказался от дальнейших комментариев Reuters для этой статьи.

Президент России Владимир Путин заявил в среду, что Россия наращивает поставки и действует как надежный партнер, но он сказал, что ЕС ошибся, когда перешел к спотовому рынку в соответствии с шагами, предпринятыми несколько лет назад.

Представитель Кремля Дмитрий Песков заявил: «Насколько мне известно, «Газпром» находится в постоянном контакте со своими заказчиками в Европе, все допустимые запросы на дополнительные поставки выполняются «Газпромом».

Тем не менее, остается неясным, насколько больше «Газпром» может сделать для увеличения поставок, учитывая, что его собственные запасы истощаются, объем производства уже близок к историческим максимумам, а в России надвигаются зимние нужды.

Также неясно, требовали ли европейские фирмы с долгосрочными контрактами больше топлива. Отвечая на вопрос Reuters, европейские энергетические компании Wingas и Engie заявили, что не запрашивали дополнительный газ, в то время как Eni, Uniper, OMV и RWE не уточнили, за исключением того, что «Газпром» выполнил договорные обязательства.

Два источника в «Газпроме» сообщили, что не видели запросов на дополнительные поставки топлива от спотовых покупателей.

Данные «Газпрома» показывают, что его экспорт за пределы бывшего Советского Союза вырос на 15,3% в годовом исчислении за первые девять месяцев до 145,8 млрд кубометров (млрд кубометров). Это включает в себя Европу и Азию, где экономический всплеск привел к поглощению газа для производства электроэнергии и других целей, большая часть которого приходится на перевозки сжиженного природного газа (СПГ).

«Северный поток — 2» увеличит годовую мощность на 55 млрд м3.

Однако мало очевидных признаков того, что «Газпром» спешит прокачивать больше спотовых покупателей в Европу по существующим маршрутам: он забронировал только около трети транзитных мощностей, предложенных на октябрь, через трубопровод Ямал-Европа и не имеет дополнительных транзитных мощностей через Украину. .

«Если «Газпром» захочет заказать дополнительные объемы, их достаточно, — сказал Сюнь Пэн, газовый аналитик Refinitiv. «Те, кто покупает газ на спотовом рынке, сталкиваются с проблемами, поскольку текущая цена на газ находится на рекордно высоком уровне».

ОГРАНИЧЕНИЯ

Некоторые данные спотового рынка указывают на снижение поставок из России. Спотовые продажи «Газпрома» в Европе с поставкой того же года составили 0,5 млрд кубометров в июле-сентябре этого года по сравнению с 3,1 млрд кубометров год назад, когда европейские экономики все еще находились в упадке, сказал Дмитрий Маринченко, старший директор рейтингового агентства Fitch.

«Не совсем ясно, является ли скромный уровень экспорта «Газпрома» результатом ограничений производства внутри страны или попыткой обеспечить более высокий спрос после того, как «Северный поток — 2» будет запущен и запущен», — сказал он.

Европейские цены на газ снизились в августе, когда «Газпром» заявил, что в этом году намерен поставить 5,6 млрд куб. До сих пор неясно, могут ли эти потоки теперь быть отправлены по другим маршрутам.

«Во время телефонного разговора во втором квартале руководство заявило, что открытие «Северного потока — 2» этой осенью на самом деле не сильно повлияет на объемы экспорта, что подразумевает перенаправление существующих газовых потоков», — сказал Рональд Смит, старший аналитик БКС. Глобальные рынки.

Любое дополнительное предложение может помочь снизить европейские цены, сказал он: «В условиях стресса, такого как сейчас, скромное увеличение предложения может оказать огромное влияние на цены на газ».

Но у «Газпрома» может не хватить места для маневра. Смит сказал, что добыча «Газпрома» уже приближается к своему пику — чуть более 1,5 млрд кубометров в день. Ежемесячные данные компания не предоставляет.

Между тем, в хранилищах «Газпрома» на северо-западе Европы хранится почти на 70% меньше газа, чем год назад, свидетельствуют данные Refinitiv.

Это может означать, что Европу ждут более трудные времена. «Мы видим риск того, что, учитывая исключительно низкий уровень запасов «Газпрома» в северо-западной Европе, компания не сможет выполнить свои договорные обязательства зимой», — заявили в Goldman Sachs.

Репортаж Кати Голубковой, Оксаны Кобзевой и Владимира Солдаткина в Москве; Вера Эккерт и Кристоф Стейтц во Франкфурте, Том Какенхофф в Дюссельдорфе, Нина Честни, Сюзанна Твидейл, Марва Рашад и Дмитрий Жданников в Лондоне, Бенджамин Малле в Париже, Стивен Джукс в Милане и Франсуа Мерфи в Вене; Автор Катя Голубкова; Монтаж Эдмунда Блэра

Предыстория: Водный кризис в Крыму

В феврале городская администрация объявила, что в Симферополе, столице аннексированного Россией Крыма, воды хватит только на 100 дней. Дефицит воды в одном из крупнейших городов полуострова отражает ситуацию во всем регионе. В 2014 году в ответ на аннексию Крыма Киев решил перекрыть подачу воды на полуостров. С тех пор хроническая нехватка воды стала острой проблемой.

Крым всегда зависел от водоснабжения с материка. 400-километровый Северо-Крымский канал (СКК) нес воду из крупнейшей реки Украины Днепра на полуостров. До оккупации канал давал Крыму 85% питьевой воды.

Сегодня водный кризис затрагивает все стороны жизни на полуострове. Он стал источником напряженности не только между Москвой и Киевом, но и внутри самой украинской власти. Кризис постепенно трансформировал полуостров, создав проблемы для возможной реинтеграции Крыма обратно в состав Украины.

 

Воздействие на гражданское население

Без воды с материка Крыму приходится полагаться на собственные водные ресурсы для обеспечения местного населения. На полуострове имеется 23 водохранилища, из них 15 в русле и 8 вне русла. Последний раньше получал воду из Северо-Крымского канала. Сейчас они заполнены водой из рек и колодцев. Несмотря на то, что местные водные ресурсы ограничены, за последние шесть лет они обеспечили достаточным количеством воды для удовлетворения потребностей местного населения.

Однако без стабильного водоснабжения с материка полуостров и его водные ресурсы сильно зависят от погодных условий. В 2018 году после сильной засухи пересохла одна из крупнейших рек Крыма Биюк-Карасу. В этом году из-за второй подряд малоснежной зимы несколько водохранилищ, снабжающих водой крупные города полуострова, стоят практически пустыми.

В феврале 2020 года местные власти сообщили о нехватке воды в областном центре Симферополе. Три водохранилища, снабжающие Симферополь водой, были заполнены на треть. На тот момент водоснабжения города хватило только на 9от 0 до 100 дней. В результате городской администрации пришлось ввести ограничения на воду для жителей и местного бизнеса. В настоящее время вода в городе есть только утром и вечером, горячая вода только в выходные.

Москва вкладывает значительные средства в решение проблемы нехватки воды на полуострове. В 2019 году в России началась реконструкция межгорного водохранилища под Симферополем. Этот водохранилище может обеспечить бесперебойное водоснабжение Симферополя, Саки, Евпатории и северного Севастополя. Федеральное правительство планирует инвестировать 25 миллиардов рублей (39 долларов США).0 миллионов) в этот проект. Кроме того, в марте 2020 года российские власти заявили о намерении инвестировать 3,5 млрд рублей (45 млн долларов) в строительство водоочистных и опреснительных установок по всему Крыму.

Целью этих амбициозных проектов является не только удовлетворение потребности в воде мирного населения Крыма. Россия также нуждается в воде для своей военно-морской базы, а также для поддержки растущей оборонной промышленности на полуострове.

После аннексии Россия увеличивает свое военное присутствие на полуострове. В 2014 году на полуострове находилось 12,5 тыс. российских военнослужащих. В 2019 году, число увеличилось до 31,5 тыс. По нормам Минобороны России для такого количества персонала требуется около 2,6 млн кубометров воды в год. В это число не входят члены семей военнослужащих, прибывших на полуостров, а также вода, необходимая для других целей, например, для очистки военной техники или подготовки систем охлаждения двигателей.

 

Воздействие на сельское хозяйство

До 1960-х годов большая часть полуострова, простирающаяся от Перекопского перешейка на севере до Симферополя на юге, была совершенно непригодна для сельского хозяйства. Это была засушливая степь с солончаками. Строительство Северо-Крымского канала, доставившего днепровские воды на полуостров, преобразило землю.

Стабильная подача воды позволяла вымывать соли из земли и насыщать почву влагой. Этот процесс сделал землю пригодной для сельского хозяйства, что позволило местным фермерам выращивать зерновые и овощи на плодородной почве. Перебои с подачей воды в 2014 году сразу же сказались на сельскохозяйственном секторе. В 2013 году количество орошаемых земель, пригодных для возделывания, достигло 130 000 га. В 2017 году он сократился до 14 000 га. Наиболее остро проблема стояла в Восточном Крыму, где количество орошаемых земель сократилось на 92%. В результате многие люди, занятые в сельском хозяйстве, потеряли работу. Без орошения крымская почва начинает деградировать, возвращаясь в то состояние, в котором она была до строительства НКК – полупустыня.

Чтобы справиться с нехваткой воды, новые власти начали бурение скважин, чтобы использовать подземные воды для орошения. Однако этот метод является контрпродуктивным. Активная добыча пресных подземных вод приводит к их замещению солеными водами, которые окружают полуостров со всех сторон. Дождей и снегопадов недостаточно для пополнения запасов подземных вод. Поэтому чрезмерное использование подземных вод для орошения лишь ускоряет засоление почв, делая земли непригодными для земледелия.

Этот процесс обратим. Технически, если водоснабжение возобновится, Украина может повторить процесс рассоления почв, через который прошел Крым еще в 1960-х годах. Однако это дорогостоящий и длительный процесс. Когда был построен Северо-Крымский канал, подготовка крымской почвы к возделыванию заняла около 10 лет.

Другими факторами, подрывающими сельскохозяйственный сектор Крыма, являются местные погодные условия и распределение оставшихся водных ресурсов. В 2018 году Крым поразила сильная засуха, спровоцированная недостатком осадков. Сухая осень и зима 2019 года/2020 обещает еще один тяжелый год для местных фермеров. Сельскохозяйственный сектор несет дополнительные потери, так как столь необходимое водоснабжение перенаправляется на нужды крымской промышленности. В 2013 г. промышленный сектор потреблял около 12 % водоснабжения, в 2015 г. это число выросло до 50 %. Увеличение промышленного водопотребления происходит за счет сельскохозяйственного сектора.

 

Влияние на демографию

Водный кризис в Крыму не настолько серьезен, чтобы спровоцировать массовую миграцию. Однако, чтобы понять потенциальное влияние нехватки воды на демографию полуострова, важно обратиться к истории.

До постройки НКЦ большинство местных жителей проживало в прибрежных городах. Остальная часть Крыма представляла собой малонаселенную засушливую степь. По мере того как крымская земля становилась пригодной для возделывания, все больше и больше людей привлекали новые перспективы, открывавшиеся на полуострове. Постепенно этот регион стал густонаселенным.

Сейчас наблюдается противоположная динамика. По мере сокращения аграрного сектора жители степного края теряют работу и вынуждены покидать этот район. За последние 5 лет стоимость жилья в степных районах снизилась до $1,5-2 тыс. за дом. Без воды этот регион постепенно вернется в исходное состояние полупустыни. Если водный кризис в Крыму не будет решен, у местных жителей не останется иного выхода, кроме как уехать.

Для сравнения: до строительства СКК в 1950-е годы население Крыма составляло 1,1 млн человек против 2,4 млн в 2014 году. Естественно, водоснабжение с материка было не единственным фактором, способствовавшим этому рост. Однако стабильное водоснабжение создавало на полуострове новые возможности, которые без него были бы невозможны.

 

Воздействие на экологию

Недостаток воды сильно сказывается на экосистеме Крыма. В 2018 году Министерство временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины выпустило новые карты, основанные на спутниковых снимках, демонстрирующих рекордное сокращение растительности в северной, восточной и западной частях Крыма. Воздействие нехватки воды усугубляется быстрым засолением почвы. Особенно в восточной части Крыма растения и деревья постепенно усыхают и гибнут из-за возрастающего засоления почвы.

Нехватка воды также может привести к промышленным авариям. В Крыму расположены крупные химические предприятия, такие как «Крымский титан» в Армянске, а также «Крымский содовый завод» и «Бром» в Красноперекопске. Все они требуют большого количества пресной воды для безопасной работы.

В 2018 году из-за нехватки воды произошла химическая авария на Крымском Титане. Завод хранил отходы производства в специальном кислотном резервуаре, где отходы разбавлялись большим объемом воды. После аннексии, когда подача воды была прекращена, водохранилище начало высыхать, постепенно уменьшаясь с 30 миллионов кубометров до менее чем двух. В 2018 году из-за нехватки воды водохранилище начало выбрасывать в атмосферу диоксид серы. Выброс вредных химических веществ в воздух вынудил местные власти эвакуировать из района более 5000 человек.

В марте 2019 года загрязнение атмосферного воздуха в очередной раз было зафиксировано в Армянске, а также в Красноперекопске, где расположен еще один химический завод — Крымский содовый завод. В Армянске концентрация фтористого водорода в воздухе превысила норму в 1,8 раза; а в Красноперекопске уровень хлористого водорода превысил норму в 4,4 раза. Местные власти не дали вразумительного объяснения источника вредных выбросов.

Хотя нехватка воды может привести к серьезным авариям на крымских химических предприятиях, вряд ли эти предприятия будут закрыты. Они являются крупными налогоплательщиками и часто являются единственным источником работы для местных жителей. Кроме того, и «Крымский титан», и «Крымский содовый завод» принадлежат Дмитрию Фирташу, украинскому олигарху, известному своими пророссийскими взглядами. После аннексии его заводы были перерегистрированы в соответствии с российским законодательством и продолжали работать на полуострове.

 

Воздействие на экономику

Каждый год нехватка воды обходится экономике Крыма примерно в 14 миллиардов рублей (210 миллионов долларов США). Некоторые аспекты этого кризиса довольно прямолинейны, например, влияние на сельскохозяйственный сектор, понесший огромные убытки после прекращения подачи воды с материка. В других случаях, однако, трудно понять влияние водного кризиса на местную экономику, не погружаясь в контекст.

Отсутствие воды усугубляет и без того сложную экономическую ситуацию на полуострове. Одним из основных ограничений, сдерживающих региональную экономику, являются западные санкции, введенные после аннексии. За последние шесть лет региональная внешняя торговля понесла значительные убытки. По сравнению с периодом до аннексии крымский экспорт упал в 28 раз, а импорт — в 35 раз. Ввоз товаров из Крыма и Севастополя был запрещен. Многие иностранные инвесторы покинули полуостров, чтобы избежать проблем со своим бизнесом в Европе.

Туризм, один из основных источников дохода местных жителей, пережил несколько потрясений. После аннексии в Крыму резко сократилось количество посетителей, так как наибольшую долю туристов, приезжающих на полуостров, составляли украинцы. Санкции усугубили ситуацию, позволив крымским городам принимать только внутренние рейсы. По оценкам, по сравнению с 2013 годом количество посетителей полуострова сократилось до 50%. Туристический сектор еще больше страдает из-за нехватки воды, которая вынудила Симферополь ограничить потребление воды в этом году.

Москва выделила значительные средства на поддержку местной экономики и помощь в развитии регионов. Ожидается, что в период с 2014 по 2022 год общий объем российских инвестиций в Крыму достигнет примерно 15 миллиардов долларов. Часть этих денег, как было сказано выше, пошла на решение водного кризиса. Кроме того, российские инвестиции помогли улучшить энергетическую самодостаточность Крыма; разработать сложную систему коммуникаций и логистики, включая аэропорты, железные дороги, сети природного газа и электричества; а также восстановить и усилить свое военное присутствие на полуострове. Кроме того, Москва вложила значительные средства в такие крупные инфраструктурные проекты, как шоссе «Таврида» и мост через Керченский пролив.

Трудно оценить, насколько эти инвестиции компенсируют потери, понесенные местной экономикой в ​​результате оккупации, санкций и нехватки воды. За годы после аннексии в Крыму средняя заработная плата выросла на 18%. Однако рост заработной платы сопровождался 200-процентным ростом цен на потребительские товары и услуги, а также быстрым обесцениванием рубля. В период с 2013 по 2016 год средняя номинальная заработная плата изменилась с 10 683 руб. (3 561 долл. США) до 24 200 руб. (3 623 долл. США), что представляет собой рост всего на 2%. В настоящее время Крым занимает 56-е место среди субъектов Российской Федерации с уровнем безработицы 5,9.% по сравнению с 5,7% в 2013 году.

Российские источники указывают, что экономика Крыма продолжает расти. Однако отсутствие данных затрудняет сравнение состояния местной экономики до и после аннексии. Две вещи о текущей экономической ситуации на полуострове остаются ясными. Во-первых, несмотря на значительные инвестиции в его решение, водный кризис продолжает оказывать давление на местную экономику. Во-вторых, Крым сильно зависит от российских дотаций, что само по себе несет дополнительные риски. Падение цен на нефть, падение курса рубля, коронавирус — все это сильно ударит по российской экономике. Остается посмотреть, что именно будет с Крымом, если России из-за экономического кризиса придется сократить свои инвестиции в регион.

 

Политическая напряженность вокруг водного кризиса в Крыму

Поскольку водный кризис в Крыму продолжает обостряться, возникают вопросы о том, следует ли Украине рассмотреть вопрос о восстановлении водоснабжения на полуострове.

Официальная позиция Президента Владимира Зеленского по поводу возобновления подачи воды в Крым однозначна – воды не будет до деоккупации. Это решение вытекает из следующих соображений. Во-первых, водный кризис не угрожает гражданскому населению. По оценкам, имеющиеся на полуострове водные ресурсы достаточны для удовлетворения потребностей местного населения. Во-вторых, считается, что возобновление подачи воды только продлит оккупацию. Вода из Украины будет использоваться для поддержки российских военных баз на полуострове. Как только Россия сможет сократить свои расходы на водоснабжение, она сможет больше инвестировать в усиление своего военного присутствия в Крыму.

Ультиматум, никакой воды до деоккупации, находит отклик у многих политиков, экспертов и широкой общественности по всей стране. Распространено мнение, что если Киев даст Крыму воду до деоккупации или, по крайней мере, до того, как Россия официально признает оккупацию, возобновление подачи воды будет означать фактическое признание российской власти в Крыму. Это подорвет претензии Украины на полуостров и будет расценено как публичное предательство. Кроме того, если Киев покажет, что готов идти на уступки в отношении Крыма, он может ослабить свои позиции в переговорах по Донбассу.

В то время как президент неоднократно заявлял о своей позиции по этому вопросу, несколько депутатов публично поддержали возобновление подачи воды в Крым. Среди них видные депутаты от президентской партии «Слуга народа».

В начале февраля депутат от фракции «Слуга народа», глава бюджетного комитета Юрий Аристов заявил, что при формировании бюджета обсуждалась перспектива продажи воды в Крым. Позже Аристов извинился за свой комментарий, уточнив, что это была просто идея, за которой не стояло никаких конкретных действий.

11 февраля глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия предположил, что возобновление подачи воды в Крым может быть использовано в переговорах по Донбассу. Перед лицом публичной критики он позже извинился за свой комментарий.

Через несколько месяцев, в марте, новый премьер-министр Украины Денис Шмыгаль также публично предложил возобновить подачу воды, мотивируя это ухудшением гуманитарной ситуации на полуострове. Столкнувшись с негативной реакцией на свое заявление, премьер-министр позже пояснил, что его комментарий был вырван из контекста и что подача воды невозможна до деоккупации.

Неоднозначные сигналы, поступающие от правящей коалиции в отношении возобновления подачи воды, вызывают много вопросов. Является ли это просто еще одним примером политического предательства и отсутствия партийного единства, или в этой ситуации есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд? В марте украинский журналист Юрий Бутусов со ссылкой на неназванные источники заявил, что возобновление подачи воды в Крым было одним из ключевых условий, поставленных Владимиром Путиным для продвижения к миру на Донбассе. Некоторые предполагают, что президент Зеленский готовит общественное мнение к потенциальному компромиссу с Путиным.

 

Технические проблемы

Общественная и политическая оппозиция – не единственное препятствие для возобновления подачи воды в Крым. Есть также несколько технических препятствий.

В 2014 году после решения об остановке подачи воды правительство Украины начало строительство дамбы на границе с Крымом. Однако строительство было приостановлено на пять лет из-за отсутствия средств. По словам начальника управления Северо-Крымского канала Сергея Шевченко, подача воды на полуостров в настоящее время невозможна, поскольку дамба не достроена. По оценкам, для завершения строительства необходимо 35 миллионов гривен (около 1,2 миллиона долларов).

Еще одна проблема касается Северо-Крымского канала. Канал, построенный в 1960-х годах, старый и изношенный. На водонасосных станциях до сих пор стоят двигатели, установленные в 70-х годах. Это очень старое оборудование, которое используется уже много лет. Канал должен быть отремонтирован, что потребует значительных инвестиций.

В феврале этого года экс-депутат Сергей Хлан от партии «Солидарность» сообщил, что правительство активно рассматривает возможность приватизации Северо-Крымского канала. Планируется объединить СКК с другим крупным каналом Херсонской области в единое публичное акционерное общество «Таврийские воды», что упростит подачу воды в Крым. В настоящее время НКК находится в государственной собственности. Однако в прошлом году табу на приватизацию канала было снято. Правительство также начало проверку ирригационных активов в Херсонской области. Технически, если плотина будет достроена, а Северо-Крымский канал приватизирован, подача воды в Крым может быть возобновлена. Возможность того, что НКК может оказаться в частных руках, вызывает обеспокоенность общественности.

 

Заключительные замечания

Водный кризис в Крыму стал серьезной дилеммой для Киева. Если Украина решит возобновить подачу воды сейчас, она может никогда не вернуть себе полуостров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *