Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам: Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО (Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures) | Буква «С» | Словарь терминов

Разное

Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам

(в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, принятого Решением № 39 Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 21 мая 2010 года)

Правительства государств – членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – Таможенный союз), именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях обеспечения охраны единой таможенной территории Таможенного союза (далее – таможенная территория Таможенного союза) от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, основываясь на Соглашении о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года, признавая целесообразность проведения согласованной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимая во внимание Международные медико-санитарные правила (2005 г.

), Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, принятых по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 года в г. Марракеш, Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств – участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2001 года, Соглашение о порядке взаимодействия при гигиенической оценке потенциально опасной продукции, импортируемой в государства – участники Содружества Независимых Государств от 16 апреля 2004 года, согласились о нижеследующем:

Статья 1
Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия:

«документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров)» –документ (свидетельство о государственной регистрации), удостоверяющий соответствие продукции (товаров), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), требованиям безопасности для здоровья человека, и выдаваемый уполномоченными органами;

«санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)» – деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Таможенного союза и законодательством государств Сторон в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

«санитарно-противоэпидемические мероприятия» – организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные и иные меры, направленные на оценку риска вредного воздействия на человека факторов среды обитания, его устранение или уменьшение, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и их ликвидацию;

«подконтрольные товары» – товары, химические, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для человека, пищевые продукты, материалы и изделия, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, подлежащие государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в соответствии с законодательством государств Сторон;

«уполномоченные органы» – органы и учреждения государств Сторон, уполномоченные в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Термины, специально не определенные в настоящем Соглашении, используются в значениях, установленных другими международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза.

Статья 2


Действие настоящего Соглашения распространяется на лиц, транспортные средства, а также подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее – Единый перечень товаров).

Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза проводится в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами,
пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза (далее – Положение о порядке санитарно-эпидемиологического надзора).

На таможенной территории Таможенного союза применяются Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее –Единые санитарные требования). Единые санитарные требования действуют до принятия технических регламентов ЕврАзЭС на данный вид подконтрольных товаров.

В целях выполнения настоящего Соглашения Стороны:
— признают результаты работ уполномоченных органов по определению соответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;

— принимают согласованные меры, направленные на предупреждение завоза, распространения и ликвидацию на таможенной территории Таможенного союза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), опасных для здоровья человека, последствий чрезвычайных ситуаций, а также актов терроризма с применением биологических агентов, химических и радиоактивных веществ;
— осуществляют санитарно-противоэпидемические мероприятия по недопущению ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и оборота опасных для жизни, здоровья человека и среды его обитания подконтрольных товаров.

Статья 3
Стороны осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в отношении лиц, транспортных средств, подконтрольных товаров при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза в пунктах пропуска государств Сторон, расположенных на таможенной границе Таможенного союза.

Стороны создают в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подконтрольных товаров через таможенную границу Таможенного союза, санитарно-карантинные пункты и принимают меры по проведению необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Комиссия Таможенного союза определяет перечень подконтрольных товаров, перемещение которых через таможенную границу Таможенного союза осуществляется в специально оборудованных пунктах пропуска, определяемых соответствующими Сторонами в соответствии с их законодательством.

Статья 4
Уполномоченные органы обмениваются образцами документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), оформляемых по Единым формам, и перечнями органов и учреждений, осуществляющих их выдачу.

Статья 5
Ввоз и обращение подконтрольных товаров на таможенной территории Таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).

Стороны признают документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), включенной в Единый перечень товаров, выданные уполномоченными органами по Единой форме и удостоверяющие соответствие продукции (товаров) Единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕврАзЭС, без переоформления.

Документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), оформленные уполномоченными органами до вступления в силу настоящего Соглашения, действуют до истечения срока их действия на территории государства Стороны, выдавшей данный документ.

В ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) при выявлении подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕврАзЭС, Стороны принимают меры в соответствии с Положением о порядке санитарно-эпидемиологического надзора.

Стороны имеют право запрашивать протоколы лабораторных исследований (испытаний) у уполномоченных органов, выдавших документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), на основании которых выданы данные документы.

Статья 6
Единый перечень товаров, Положение о порядке санитарно-эпидемиологического надзора, Единые санитарные требования и Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), утверждаются решением Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия).

Комиссия с даты предоставления ей Сторонами соответствующих полномочий осуществляет ведение документов, указанных в части первой настоящей статьи.

Для целей настоящей статьи под ведением документов Комиссией понимается внесение изменений и дополнений в указанные в части первой настоящей статьи документы в установленном порядке, их последующее утверждение и доведение до Сторон.

Предложения о внесении изменений и дополнений в документы, указанные в части первой настоящей статьи, вносятся на рассмотрение Комиссии в установленном порядке, в том числе и по предложению уполномоченных органов государств Сторон.

Статья 7
Уполномоченные органы в случаях обнаружения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и (или) распространения на таможенной территории Таможенного союза:
— инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения;
— продукции, опасной для жизни, здоровья человека и среды его обитания, направляют информацию о них, а также о принятых санитарных мерах в Информационную систему Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, создаваемую в соответствии с Соглашением о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12 декабря 2008 года, и Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза, создаваемую в соответствии с Концепцией формирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, одобренной Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года № 22.

Уполномоченные органы оказывают взаимную научно-методическую и техническую помощь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и информируют друг друга:
— о возможных поступлениях подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕврАзЭС;
— о каждом случае обнаружения особо опасных инфекционных болезней, представленных в Международных медико-санитарных правилах (2005 г.), и опасной для жизни и здоровья человека продукции.

Статья 8
Уполномоченные органы, при необходимости и по взаимной договоренности, в целях соблюдения законодательства Таможенного союза в области санитарных мер и охраны таможенной территории Таможенного союза от ввоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), подконтрольных товаров, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, проводят совместные проверки (инспекции) на территориях государств Сторон, производящих подконтрольные товары, а также для оперативного решения иных вопросов.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Соглашения, осуществляется из соответствующих бюджетов государств Сторон, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.

Статья 9
Стороны имеют право вводить временные санитарные меры и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия в случаях:
— ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации на территории государства Стороны;
— получения информации от соответствующих международных организаций, от Сторон или государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения, о применяемых санитарных мерах и (или) ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации;
— если соответствующее научное обоснование применения санитарных мер является недостаточным или не может быть представлено в необходимые сроки;
— выявления подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕврАзЭС.

Стороны в возможно короткий срок уведомляют друг друга о введении ими санитарных мер, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и их изменениях.

При введении одной из Сторон временных санитарных мер другие Стороны принимают необходимые меры и проводят санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивающие надлежащий уровень защиты Стороны, принявшей решение о введении таких мер.

Статья 10
Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.

Если спор не будет урегулирован Сторонами в течение шести месяцев с даты поступления официальной письменной просьбы о проведении консультаций и переговоров, направленной одной из Сторон другим Сторонам, любая из Сторон передает этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Статья 11
По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 12
Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии Таможенного союза, которая являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждой Стороне заверенную копию.

За Правительство Республики Беларусь 
За Правительство Республики Казахстан 
За Правительство Российской Федерации 

5.4. Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (сфсм)

Это Соглашение состоит из преамбулы, 14 статей и 3 приложений. Оно призвано содействовать тому, чтобы применение подобных мер ограничивалось лишь теми рамками, которые необходимы для обеспечения безопасности пищевых продуктов и здоровья животных и растений, и чтобы эти меры основывались по возможности на анализе и оценке объективных научных данных. Предусматривается оказание технической помощи развивающимся странам, которая им крайне необходима, в вопросах, охватываемых этим Соглашением.

Соглашение определяет санитарные и фитосанитарные меры как меры, предпринятые страной–членом ВТО в целях защиты жизни и здоровья:

  1. животных и растений – от рисков, связанных с занесением и распространением заразных болезней, возбудителями и живыми организмами, их переносящими;

  2. человека или животных – от рисков заболеваний, могущих быть причиненными токсинами, пищевыми добавками, а также организмами, вызывающими болезни, содержащимися в продовольственных товарах, напитках и кормах;

  3. человека – от болезней, переносимых животными, растениями или произведенными из них продуктами.

Соглашение признает за всеми странами право вводить эти меры и требует, чтобы они основывались на международных стандартах, научно обоснованных рекомендациях.

Страны–участницы Соглашения (ВТО) обязаны:

  1. Руководствоваться при создании своих национальных санитарных и фитосанитарных норм международными правилами, рекомендациями и нормами.

  2. Участвовать в полной мере в деятельности международных организаций, таких как Комиссия «Кодекс Алиментариус», Международная конвенция по защите растений, Международное учреждение по эпизоотике, с тем, чтобы содействовать гармонизации на международной основе национальных фитосанитарных требований.

  3. Признавать фитосанитарные и санитарные меры и требования экспортирующих стран как эквивалент собственных мер в том случае, если они создают тот же уровень фитосанитарной защиты.

  4. Давать возможность другим странам сообщать комментарии на проекты фитосанитарных и санитарных норм, если они не базируются на международных стандартах.

СФСМ позволяет применять санитарные и фитосанитарные нормы по-разному к различным странам при условии, что не осуществляется произвольная дискриминация стран, где преобладают одинаковые условия.

СФСМ дает странам–участницам большую свободу отклоняться, формулируя национальные требования, от международных стандартов. Однако требует, чтобы это отклонение базировалось на научных или технологических обоснованиях, которые должны доводиться до сведения заинтересованных стран. Статья 3 (3) СФСМ разрешает заинтересованным странам вводить нормы, обеспечивающие более высокую степень санитарной и фитосанитарной защиты, чем международные стандарты.

СФСМ разрешает отдельным странам вводить санитарные и фитосанитарные нормы на временной основе как меру предосторожности в случае, когда существует реальная опасность распространения болезней, но научное обоснование таких мер еще недостаточно.

Один из важных вопросов СФСМ — это обеспечение необходимой гласности и создание возможности получения легкодоступной и достоверной информации о действующих в каждой стране санитарных и фитосанитарных нормах. С этой целью каждая страна должна иметь так называемые центры информации, которые должны давать необходимую информацию. Кроме того, каждая страна обязана информировать Секретариат ВТО о действующих санитарных и фитосанитарных нормах.

Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам содержит ряд довольно четких ограничительных оговорок:

  • эти меры должны применяться таким способом, который не представлял бы собой средство произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, включая и их собственную территорию;

  • эти меры не должны представлять собой средства скрытого ограничения международной торговли и создавать излишних препятствий в международной торговле;

  • санитарные и фитосанитарные нормы должны быть научно обоснованы, опираться на международные стандарты, предписания и рекомендации. Эти меры должны ограничивать торговлю не больше, чем требуется для достижения надлежащего уровня санитарной и фитосанитарной защиты.

Практика международной торговли 90-х годов ушедшего века показала, что применение СФСМ постепенно становится все более распространенной системой во многих государствах. При этом меры не используются как инструменты скрытого протекционизма. Поэтому Соглашение об этих мерах неизбежно будет уточняться в будущих переговорах в рамах ВТО.

Санитарные и фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле

    • Консультативные комитеты
    • Сельскохозяйственная информация о соглашениях о свободной торговле (ССТ)
    • Сельскохозяйственная торговля и товарные связи
    • Санитарно-фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле
    • Сахар

  • Области проблем
  • сельское хозяйство
  • Санитарно-фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле
  • Торговля сельскохозяйственной продукцией во Всемирной торговой организации

    Соглашение по сельскому хозяйству и Специальные сессии Комитета по сельскому хозяйству

    Управление по вопросам сельского хозяйства отвечает за ведение и реализацию сельскохозяйственных переговоров Всемирной торговой организации (ВТО), охватывающих такие темы, как доступ к рынкам, внутренняя поддержка и экспортная конкуренция. Управление по вопросам сельского хозяйства отвечает за межведомственную координацию политики участия США в Комитете ВТО по сельскому хозяйству (CoA) и вместе с Министерством сельского хозяйства США возглавляет делегацию США на заседаниях CoA.

    Санитарные и фитосанитарные (СФС) меры и технические барьеры в торговле (ТБТ)

    Управление по вопросам сельского хозяйства отвечает за переговоры и координацию политики в отношении вопросов, поднятых в Комитете ВТО по СФС, и вопросов, поднятых в Комитете ВТО по ТБТ которые имеют отношение к сельскому хозяйству.

    Санитарные и фитосанитарные меры 

    Меры СФС включают все соответствующие правила, требования и процедуры, используемые для обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции для людей, растений и животных. Сюда входят процессы и методы производства; процедуры тестирования, инспекции, сертификации и утверждения; карантинные требования к перевозке животных или растений; процедуры и методы оценки рисков; требования к упаковке и маркировке, связанные с безопасностью пищевых продуктов.

    Соединенные Штаты поддерживают меры СФС, принимаемые правительствами для защиты людей, животных и растений от рисков для здоровья. К сожалению, правительства иногда пытаются замаскировать дискриминационные, чрезмерно обременительные или не основанные на научных данных меры под законные меры СФС. Эти меры создают значительные барьеры для экспорта сельскохозяйственной продукции из США, и USTR стремится выявлять и устранять эти барьеры. Управление по вопросам сельского хозяйства возглавляет делегацию Соединенных Штатов в Комитете ВТО по СФС.

    Технические барьеры в торговле

    Члены ВТО имеют право принимать меры для достижения законных политических целей, таких как защита здоровья и безопасности человека или защита окружающей среды. Технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия должны быть недискриминационными и не создавать излишних препятствий для торговли. Меры ТБТ могут принимать форму стандартов на продукцию, требований к испытаниям и других технических требований. По мере того, как тарифные барьеры для торговли сельскохозяйственной продукцией упали, связанные со стандартами меры такого рода стали основным препятствием для доступа к рынку. USTR активно стремится предотвращать и устранять неоправданные технические барьеры в торговле.
     

      Санитарные и фитосанитарные меры (отчет СФС)

        • Отчет Конгрессу за 2012 г. о соблюдении Китаем требований ВТО
        • Национальный отчет об оценке внешней торговли за 2011 г. о барьерах во внешней торговле
        • Специальный отчет 301 за 2012 г.
        • Повестка дня в области торговой политики на 2012 г. и годовой отчет за 2011 г.
        • Годовой отчет HOPE II за 2012 г. о реализации оценки потребностей в улучшении технической помощи и соблюдении требований и Rem
        • Письма, уведомляющие лидеров Конгресса о включении Мексики в переговоры о Транстихоокеанском партнерстве
        • Результаты обзора торговых соглашений в области электросвязи по разделу 1377 2012 г.
        • Санитарные и фитосанитарные меры (Отчет СФС)
        • Шестой доклад Конгрессу о действии Андского закона о торговых преференциях с поправками от 29 июня 2012 г.
        • Технические барьеры в торговле (отчет TBT)
        • Письма, уведомляющие лидеров Конгресса о включении Канады в переговоры о Транстихоокеанском партнерстве
        • Промежуточный отчет лидерам сопредседателей ЕС-США. Рабочая группа высокого уровня по вопросам занятости и экономического роста
        • Внеочередной обзор печально известных рынков за 2012 г.

    • О нас
    • Политические офисы
    • Пресс-служба
    • Архивы USTR
    • Отчеты и публикации за 2007-2020 гг.
    • 2012
    • Санитарные и фитосанитарные меры (Отчет СФС)
    • Санитарные и фитосанитарные меры (отчет СФС)

      Торговое представительство США (USTR) с радостью публикует свой третий ежегодный отчет о санитарных и фитосанитарных мерах (отчет СФС). Этот отчет был создан, чтобы ответить на опасения американских фермеров, владельцев ранчо, производителей и рабочих, которые сталкиваются с торговыми барьерами СФС, стремясь экспортировать высококачественные американские продукты питания и сельскохозяйственную продукцию по всему миру. Меры СФС — это правила и процедуры, которые правительства используют для обеспечения безопасности пищевых продуктов и напитков, а также для защиты животных и растений от вредителей и болезней.

      Многие меры СФС полностью оправданы, но слишком часто правительства маскируют дискриминационные и протекционистские торговые меры под маской обеспечения безопасности людей, животных или растений. Эти СФС-барьеры не только наносят ущерб американским фермерам, владельцам ранчо, производителям, рабочим и их семьям, но и лишают потребителей во всем мире доступа к высококачественным американским продуктам питания и сельскохозяйственным товарам. USTR стремится выявлять и устранять необоснованные барьеры СФС для экспорта продуктов питания и сельскохозяйственной продукции США. Усилия USTR по устранению необоснованных барьеров СФС для иностранных государств служат цели президента по удвоению экспорта США к концу 2014 года в рамках Национальной экспортной инициативы.

      Как указано в этом отчете, Соединенные Штаты добились некоторых важных успехов после публикации прошлогоднего отчета в демонтаже СФС-барьеров, которые блокировали экспорт сельскохозяйственной продукции из США. Например, участники переговоров из США сняли специальные барьеры СФС в Японии и Корее для американской вишни и цитрусовых, а также барьеры в Южной Африке и Шри-Ланке для яблок и семенного картофеля. Соединенные Штаты также работали с Кувейтом и Тайванем над снятием необоснованных ограничений на американский экспорт птицы и продуктов из птицы, а Соединенные Штаты вели переговоры о полном доступе на рынок американской говядины в Объединенные Арабские Эмираты.

      В 2012 году USTR продолжит работу с коллегами из правительства США, а также с заинтересованными сторонами, чтобы побудить правительства всего мира отменить необоснованные правила СФС.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *