как теперь будут проходить проверки в компаниях?
Налоги и экология. Тема сложная, аспектов много. В связи с тем, что с 1 января 2018 года ряд функционала по налоговым проверкам по экологии перешел в ведение Министерства энергетики, у некоторых компаний оказались незавершенными проверки, начатые до этой даты.
Что это означает для крупных игроков казахстанского бизнеса? Беседуем на эту тему с Еленой Каевой, партнером налоговой и юридической практики PwC в Казахстане.
— Как складывается ситуация с платами за эмиссию в окружающую среду?
— Как вы знаете, 1 января 2018 года вступили в силу новый Налоговый и Экологический кодексы, которые обрисовали новые механизмы по контролю за взиманием платы за эмиссию в окружающую среду. Теперь Министерство энергетики РК стало основным ведомством, которое проверяет правильность уплаты эмиссии в окружающую среду в целом. Компетенция налоговых органов по экологической части значительно сузилась. Налоговики теперь отвечают только за контроль платы за эмиссии от передвижных источников.
— Чем, на Ваш взгляд, была обусловлена передача полномочий?
— Исторически, проверка правильности исчисления платы за эмиссии осуществлялась налоговыми органами в рамках налоговых проверок с привлечением специалиста-эколога из уполномоченного органа. Специалист – эколог давал заключение экологической экспертизы, с указанием, в том числе, фактических объемов эмиссии в окружающую среду (разрешенных и сверх лимитов). На основании этого налоговыми органами производились доначисления платы за эмиссии. В случае обжалования доначислений налогоплательщик обжаловал уведомление налоговых органов и связанный с ним акт налоговой проверки. При этом, вовлечение в процесс обжалования самого экологического специалиста, на заключении которого основывались обжалуемые доначисления, а также вовлечение Министерства Энергетики РК, как правило, было минимальным. При этом Экологический кодекс по факту толковали налоговые органы.
Исходя из практики, такой механизм рождал многочисленные судебные споры компаний с налоговыми органами. Как понимаем, это один из серьезных фактов, который повлиял на передачу полномочий от Налогового комитета к Минэнерго. Плюс существенную роль сыграла необходимость наличия специальных знаний в области экологии, чтобы выверено начислять сумму платы за эмиссию в окружающую среду.
В целом, я полагаю, что такой шаг разумен и отвечает функционалу Минэнерго.
— Какие обжалования результатов проверок предлагает Минэнерго?
— Министерство создало апелляционную комиссию с утверждённым регламентом, положением и составом комиссии для обжалования результатов проверок. Ну и, конечно, компании могут обращаться в суд. При этом, по факту недоимки по эмиссии будет возникать только по итогам проигранного обжалования в Министерстве энергетики. Вместе с тем, предъявление этого долга и его взыскание будет осуществляться налоговыми органами.
Несмотря на то, что уже больше года действуют новый порядок администрирования платы за эмиссии, пока не сложилась практика рассмотрения жалоб Апелляционной комиссией Министерством энергетики, как и практики обмена данными между Министерством энергетики и налоговым органом.
— Новый порядок стал работать с 1 января 2018 года. А что происходит с компаниями, в отношении которых были открыты проверки по эмиссиям в окружающую среду до этой даты?
— В новой законодательной матрице в подвешенном состоянии оказались компании, в отношении которых были открыты проверки до 1 января 2018 года. С одной стороны, данные налоговые проверки были инициированы в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. С другой стороны, законодательство с учетом изменений, внесенных с 1 января 2018 года, не предусматривает переходных положений, которые позволяли бы завершить такие налоговые проверки и, соответственно, обжаловать их в Апелляционной комиссии Министерства финансов РК.
Если говорить юридическим языком, то не урегулирован вопрос налоговых проверок по вопросам исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии по завершенным и переходящим проверкам, назначенным до 1 января 2018 года.
— Как регулятор предлагает разрешить эту ситуацию?
— Сейчас Парламент рассматривает законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности».
В чем здесь кроется проблема для казахстанских компаний? Если бы соответствующие дополнения и процедуры были внесены в Экологический кодекс РК, то с незавершенными проверками работал бы Комитет экологического контроля и регулирования Министерства энергетики РК, что соответствовало бы положениям нового Налогового Кодекса РК. А рассматриваемый законопроект может ухудшить положение налогоплательщиков, поскольку позволит налоговым органам применять свой исторический подход по незавершенным проверкам. Бизнес опасается больших доначислений, которые могут поставить некоторые компании даже на грань банкротства.
Принятие законопроекта может снова спровоцировать споры между налогоплательщиками и налоговым органом, а также Апелляционной комиссией Министерства финансов по вопросам применения норм экологического законодательства.
— Вы, как эксперт, какой видите выход в сложившейся юридической коллизии?
— На мой взгляд, выходом из данной ситуации могло бы быть внесение соответствующих дополнений в законодательство, согласно которым незавершенные проверки были переданы Министерству энергетики. Это соответствовало бы общей концепции по передаче такого контроля природоохранному органу, что и было инициировано законодателем. Бизнес-сообщество будет приветствовать именно такое изменение, так ка контроль по экологическим вопросам будет осуществлять профильное ведомство.
Как повысить эффективность налоговой политики в экологической сфере — Статьи — GMK Center
Государство должно вернуть экологическому налогу целевое назначение и обеспечить прозрачное распределение средств
Украинская промышленность готова наращивать расходы на охрану окружающей природной среды. В 2017-2018 годах только предприятия по добыче железных руд увеличили вложения в экологические проекты на 30,3% – до 7,3 млрд грн. А металлургические компании нарастили соответствующие расходы на 25,5% – до 5,9 млрд грн.
При этом промпредприятия платят немалые суммы эконалога в бюджет и будут платить еще больше. Ведь в 2018 году государство увеличило ставку сбора на выбросы СО2 в 25 раз и планирует ее еще повысить.
Промышленность заинтересована в улучшении состояния окружающей среды. Однако ожидает от государства прозрачного распределения собранных средств. Об этом говорили эксперты в ходе панельной дискуссии «Экологический налог», которую провел GMK Center 12 сентября в рамках Эко-марафона Green Business Forum. На правах соорганизаторов мероприятия публикуем тезисы выступлений основных спикеров.
Станислав Зинченко, директор GMK Center:– В 2019 году предприятия горно-металлургического комплекса Украины должны увеличить расходы на охрану окружающей среды на 15-20%. Ведь одна из важнейших целей наших металлургов – снизить объемы выбросов СО2 на 40-45%. Хотя в международных соглашениях для Украины нет отдельных обязательств по этому поводу.
Как показывает динамика внедрения экологических программ на предприятиях, за последние полгода металлургам удалось снизить потребление электроэнергии и газа на 5-7% при растущих объемах производства.
Владислав Антипов, генеральный директор Центра экологии и развития новых технологий (ЦЕРН):
– Сейчас экологическая ситуация в Украине далека от совершенства. И это следствие экологической политики, которую наше государство вело все годы независимости. В 2018 году в Украине уплатили 4 млрд грн экологического налога. В 2019 году ожидаются поступления на 6 млрд грн за счет увеличения ставки сбора на выбросы СО2 в 25 раз. По нашим оценкам, до 20% полученных средств идут на природоохранные мероприятия.
Однако эти деньги, по сути, размываются. Государство за счет средств экологического налога просто лечит последствия, не влияя на причину – источники экологического воздействия.
Валерия Заружко, депутат Верховной Рады VIII созыва:– Интеграция с ЕС вынуждает Украину соблюдать европейские экологические требования, которые значительно строже, чем ныне действующие у нас. Я считаю, что в вопросе эконалога мы должны найти баланс интересов государства, бизнеса и общества.
В настоящее же время государство участвует в развитии экологических программ только на 2-3%, оставшиеся 97-98% финансируются бизнесом. Куда же направляется эконалог? Даже мне, человеку с депутатским мандатом, выяснить это не удалось.
Во-первых, экологическому налогу нужно вернуть статус целевого. Чтобы деньги, уплаченные в качестве налога, шли исключительно на экологические программы.
Во-вторых, есть очень простой общеевропейский принцип: загрязнитель платит. Но если ты вкладываешь деньги в модернизацию, то государство как-то должно тебя поощрить.
Мы предлагаем механизм, используя который, предприятия – после того как они инвестировали в какие-либо природоохранные мероприятия – могли бы обратиться к государству и получить от него льготу на уплату экологического налога до 70%. А Минэкологии должно оценить, насколько эти инвестиции были полезны для экологии.
Но при этом, чтобы это не стало очередной коррупционной кормушкой, эта налоговая льгота должна начисляться в автоматическом режиме, как это в свое время сделали с возвратом НДС.
Ирина Вербицкая, руководитель департамента по экологической безопасности «ДТЭК Энерго»:– Компания ДТЭК платит 32% от общего эконалога Украины. Это от 1,5 до 2 млрд грн ежегодно. Спросите меня, знаю ли я, куда идут эти деньги? Нет, не знаю.
Во-первых, экология и охрана окружающей среды не является приоритетом в нашей стране. Наверное потому, что никому не интересно, какое состояние здоровья у населения и какое состояние окружающей среды в стране. В итоге эконалог не используется на эти цели.
Во-вторых, «экологические деньги» очень «удобны». Их очень много, но в общем бюджете они составляют лишь около 1%. Поэтому их можно использовать неправильно, и никто этого не заметит. Никто в стране не знает, куда уплывают средства, собранные как экологический налог. У нас нет ни прозрачной системы использования эконалога, ни эффективного подхода к его использованию.
Та часть эконалога, которая поступает в местные бюджеты, используется непосредственно на экологические проекты. Но многие используют эти средства на озеленение, утепление домов, которое никак не связано с экологией. Некоторые даже дендропарк умудрились организовать. Это как-то решает экологические проблемы? Нет, никак.
Не нужно изобретать велосипед. Есть опыт европейских стран – они всё это уже прошли. Европейские стандарты уже внедрены в наше законодательство и разрешительную документацию, но всё, что касается экологического налога, как-то не приживается. Если государство не настроено возвращать деньги предприятиям, дайте им хотя бы целевое назначение. Эти средства должны использоваться на экологические мероприятия.
Посмотрим также на картину использования собираемых средств. 80% экологического налога, который мы платим – это плата за выбросы загрязняющих веществ. Это значит, что львиная доля загрязнения идет в атмосферу. А куда используются деньги (та часть эконалога, которая имеет целевое назначение. – GMK Center)? Эти средства идут на решение проблем с водой – около 90% эконалога с целевым назначением используется на водные проекты. А проблемы с атмосферой, которая больше всего подвержена загрязнению, не решаются.
Зато у нас есть национальный план снижения выбросов – теплоэлектростанции должны на 95% снизить выбросы серы, пыли и азота. Требования есть, экологические деньги есть, но эффективного управления этими средствами нет. В итоге получается, что ни частная, ни государственная компании не в состоянии выполнить требования по сокращениям выбросов. Если у меня есть блок, который через 10 лет закроется, то я не могу инвестировать в него $42 млн, потому что они никогда не окупятся – в тариф на электроэнергию эти средства не внесены.
Андрей Глущенко, аналитик GMK Center, кандидат экономических наук:– Украина и ЕС испытывают похожие сложности с использованием экологических налогов. В ЕС 26% сборов идет на природоохранные меры. Однако там и база экологического налогообложения шире, и суммы больше. Кроме того, проблема прозрачности использования средств актуальна как для нас, так и для Евросоюза. Например, не существует единой отчетности, позволяющей отследить использование поступлений от продажи квот. 14% их идут вообще не по назначению, 11% – на цели, которые не идентифицированы. То есть 25% средств просто теряются.
Елена Кравченко, эксперт по социальным вопросам Совета предпринимателей при Кабинете Министров:– Государству надо обратить внимание на политику в природоохранной сфере. Прежде всего взглянуть на европейский опыт, имплементацию европейского законодательства в украинское. Например, в Европе к природоохранной деятельности государства привлекают общественные организации. У нас сейчас организаций в экологической сфере около 1700. Их можно задействовать в проведении экспертиз, работе над нормативными актами, просветительской работе, грантовой деятельности.
Важно привлекать и бизнес в природоохранную сферу. Я бы еще предложила ввести кодификацию в этой сфере и должность уполномоченного по делам охраны природных ресурсов.
Татьяна Лисица, заместитель директора Департамента привлечения инвестиций Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства:– Необходимо обеспечить целевое использование средств экологического налога. Статья 25 Бюджетного кодекса Украины предусматривает создание специальных фондов. Так, можно создать, например, фонд экологического развития.
The Daily — Экологические налоги в Канаде, экспериментальные оценки, 2010–2018 годы
The Daily
|
Поиск по сайту
В новостях Индикаторы Релизы по теме
Особый интерес График выпуска Информация
Текст – выбранные таблицы Сопутствующая информация PDF (171 КБ)
Выпущено: 05.
Общий национальный доход, относящийся к экологическим налогам
29 миллиардов долларов
2018
Новый экспериментальный продукт статистики экологических налогов (ETS) регистрирует доходы, полученные правительствами от экологических налогов, уплачиваемых отраслями, государственными учреждениями, некоммерческими организациями и домашними хозяйствами, а также полученные от валового накопления основного капитала. ETS регистрирует только трансферты правительству и не регистрирует какие-либо доходы, такие как скидка на налог на выбросы углерода, которую получают домохозяйства в некоторых провинциях.
Признаются четыре широкие категории экологических налогов: энергия, транспорт, загрязнение и природные ресурсы. Для целей данного продукта налоги, связанные с охраной окружающей среды, — это налоги, налоговая база которых представляет собой физическую единицу (или ее эквивалент) того, что оказывает доказанное конкретное отрицательное воздействие на окружающую среду (в соответствии с определением Организации Объединенных Наций).
Общая сумма экологических налогов, взимаемых в Канаде, достигла 29 миллиардов долларов в 2018 году, что на 1 % больше, чем в 2017 году. В целом в 2018 году эти налоги составляли одну десятую от общей суммы налогов на продукты и производство.
Состав экологических налогов, взимаемых в Канаде, по видам налогов
Налоги на энергию включают налоги на энергию и топливо для транспорта (например, бензин, дизельное топливо и природный газ), налоги на выбросы углерода и разрешения на торговлю выбросами. Примерами транспортных налогов являются налоги на регистрацию личных и коммерческих транспортных средств. Налоги на загрязнение включают, среди прочего, сборы за озоноразрушающие вещества и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а также сборы за утилизацию, такие как экологические сборы за покрышки. Лицензии на охоту и рыболовство являются примерами налогов на природные ресурсы.
Категория налога на энергию стимулирует поступления от экологического налога
Из общей суммы экологических налогов в размере 29 миллиардов долларов почти три четверти (72%; 21 миллиард долларов) приходилось на налоги на энергию в 2018 году. Еще 24% приходилось на транспортные налоги , 3 % были связаны с налогами на природные ресурсы, а 1 % — с налогами на загрязнение.
Во временном ряду доходы от налога на энергию были самым крупным источником экологических налогов на национальном уровне и постоянно составляли более 70 % от общей суммы.
Таблица 2Состав энергетической категории экологических налогов в Канаде
Принятие новых налогов привело к увеличению доходов в 2013 г.
В 2013 г. наблюдалось увеличение по сравнению с предыдущим годом категории транспортного налога на 33%. Это было обусловлено введением в том же году нового федерального налога на воздушные перевозки, в сочетании с увеличением поступлений от федеральной таможенной пошлины на импорт в результате увеличения импорта товаров и услуг, включающего компонент экологического налога.
Эта комбинация также привела к увеличению доходов в категории налога на загрязнение на 41 % в том же году (со 178 млн долларов в 2012 году до 250 млн долларов в 2013 году).
Доходы от экологического налога промышленного сектора вытесняют сектор домохозяйств
В 2018 г. чуть более половины (52%) экологических налогов было уплачено промышленным сектором, за которым следовали домашние хозяйства (47%), а оставшийся 1% относился к валовому формирование основного капитала. Однако в течение шести из семи лет с 2010 по 2016 года доля домохозяйств была несколько выше9.0003
На Онтарио приходится наибольшая доля экологических налогов
В 2018 году на Онтарио приходится одна треть (33 %) от общего объема экологических налогов, за которым следуют Квебек (21 %), Альберта (17 %) и Британская Колумбия ( 15%).
Доли этих четырех основных вкладчиков оставались относительно стабильными во временном ряду. Онтарио достиг своего пика в 2017 году (36 %), а Альберта — в 2018 году (17%).
Примечание для читателей
В этом первом выпуске статистики экологических налогов (ETS) приводятся годовые оценки экологических налогов в текущих долларах на национальном уровне, а также по провинциям и территориям за базисные годы с 2010 по 2018 годы с последующим ежегодным обновлением.
ETS измеряет доходы, получаемые правительствами от экологических налогов, уплачиваемых промышленностью (промышленностью, государственными учреждениями и некоммерческими организациями), домашними хозяйствами, а также от валового накопления основного капитала.
Этот продукт регистрирует переводы от предприятий и домохозяйств правительству и не регистрирует никаких возвратов, таких как скидки на выбросы углерода, которые получают домохозяйства в некоторых провинциях.
Результаты ETS соответствуют экологическим налогам, представленным Статистическим управлением Канады в Международный валютный фонд. Расхождения возникают в основном из-за представления оценок СТВ по календарным годам, а не по финансовым годам.
Суммы экологического налога отражаются по четырем основным категориям: налоги на энергию, транспортные налоги, налоги на загрязнение и налоги на природные ресурсы. Налоги на энергию также можно разделить на три подкатегории: энергия и топливо для транспорта, налоги на выбросы углерода и разрешения на торговлю выбросами. Налоги на выбросы углерода представляют собой налоговые сборы, взимаемые с выбросов парниковых газов, образующихся в основном в результате сжигания ископаемого топлива. Также включены налоги на выбросы парниковых газов, кроме двуокиси углерода. Разрешения на торговлю выбросами фиксируют государственные доходы от продажи разрешений на выбросы с аукциона (также известные как «ограничение и торговля»), которые рассматриваются как налоги на производство в национальных счетах.
Этот продукт разрабатывается в соответствии с Системой эколого-экономических счетов Организации Объединенных Наций — Central Framework 2012. Для получения дополнительной информации см. страницу Канадская система эколого-экономических счетов — ETS — 5376. В связи с тем, что этот релиз носит экспериментальный характер, комментарии и отзывы приветствуются.
Контактная информация
Чтобы получить дополнительную информацию или узнать о концепциях, методах или качестве данных этого выпуска, свяжитесь с нами (бесплатный номер 1-800-263-1136; 514-283-8300; infostats@statcan. gc. ca) или по связям со СМИ ([email protected]).
Сообщить о проблеме на этой страницеЧто-то не работает? Есть ли устаревшая информация? Не можете найти то, что ищете?
Свяжитесь с нами и сообщите, как мы можем вам помочь.
Уведомление о конфиденциальности
- Дата изменения:
Статистика экологического налога – подробный анализ
Общий обзор
В 2021 году поступления от экологического налога в ЕС составили 325,8 млрд евро, что составляет 5,4 % от общего объема государственных доходов от налогов и социальных отчислений (TSC) [1] .
На рисунке 1 представлены уровень, структура и эволюция доходов от экологического налога в ЕС.
В 2021 году поступления от экологического налога в ЕС составили 325,8 млрд евро, что составляет 5,4 % от общего объема государственных доходов от налогов и социальных отчислений и 2,2 % от валового внутреннего продукта (ВВП) ЕС.
В 2021 году поступления от экологического налога в ЕС увеличились на 9,8 % (+22,9 млрд) по сравнению с 2020 годом и почти вернулись к уровню 2019 года.: 325,8 млрд евро в 2021 году по сравнению с 329,9 млрд евро в 2019 году. С 2000 года экологические налоги в ЕС имели тенденцию к росту со среднегодовым ростом на 2,6 % до 2019 года. В 2020 году поступления от экологических налогов в ЕС сократились на 9,0 % по сравнению с 2019 годом. Такое значительное снижение экологических налогов наблюдается для подавляющего большинства государств-членов ЕС: в 2020 году по сравнению с 2019 годом медиана снижения экологических налогов составляет -9,8 %. Наибольшее снижение зафиксировано в Эстонии с -26,1 %, за ней следуют Люксембург с -18,4 % и Словения (-14,4 %). Увеличение экологических налогов в период с 2019 г.а 2020 год произошел в трех государствах-членах ЕС: Литве (+3,6 %), Латвии (+1,6 %) и Болгарии (+1,1 %). В 2021 году экологические налоги ЕС снова выросли на 8,5 %. В государствах-членах ЕС средний рост экологических налогов с 2020 по 2021 год составляет 8,2 %. Только три государства-члена ЕС зарегистрировали снижение: Финляндия с -3,0 %, Мальта с -2,5 % и Дания с -1,9 %. С другой стороны, в Польше был зарегистрирован самый высокий рост с 2020 по 2021 год — 24,4 %, за ней следуют Люксембург (17,3 %) и Греция (14,6 %). В 2021 году отношение поступлений от экологического налога к ВВП для ЕС составило 2,24 %, немного снизившись на 0,11 процентных пункта (п.п.) с 2019 года.и на 0,31 п.п. по сравнению с максимальным значением 2,55 % в 2002 г. В 2021 г. доля доходов от экологического налога в общей сумме поступлений в бюджет от налогов и социальных отчислений (ОСВ) составила 5,4 % и снизилась на 0,4 п.п. по сравнению с 2019 г. и на 1,3 п.п. по сравнению с самым высоким значением в 2003 г. (6,7 %).
Европейский «Зеленый курс» признает решающую роль налогообложения в переходе к более экологичному и устойчивому европейскому росту и необходимость лучшего согласования налоговых систем с климатическими целями ЕС. Хорошо продуманные налоговые реформы действительно могут ускорить экономический рост, помочь сократить выбросы парниковых газов за счет обеспечения эффективных цен на выбросы углерода и способствовать справедливому переходу.
Дорожная карта к ресурсоэффективной Европе (Европейская комиссия, 2011 г.) включала следующую веху: к 2020 г. значительный сдвиг от налогообложения труда к экологическому налогообложению приведет к существенному увеличению доли экологических налогов в государственных доходах, в соответствует передовой практике стран ЕС.
При наблюдаемой тенденции к снижению отношения экологических налогов к общему объему налоговых поступлений не было достигнуто значительного прогресса в реализации цели политики ресурсоэффективности. Несмотря на то, что эквивалентное соотношение налогов на рабочую силу уже начало падать во время финансового кризиса (2009 г.), обе доли снижались с 2011 по 2015 год. Поскольку налогообложение рабочей силы в последние годы оставалось довольно стабильным, а экологические налоги значительно снизились с 2016 года, в 2018 году обе доли достигли того же уровня, что и в 2008 году (подробности см. на рис. 2). Однако соотношение экологических налогов к общей сумме налогов и социальных отчислений продолжало снижаться до 2020 года, тогда как отношение налогов на рабочую силу сохранило уровень предыдущего года в 2019 году и увеличилось в 2020 году. Однако доля налогов на рабочую силу составляет 53,5. % от общей суммы налогов в 2020 году, что почти в десять раз превышает долю экологических налогов (5,4 % от общей суммы налогов).
Рисунок 2: Налоги на труд и экологические налоги как доля от общего налогообложения (индекс 2008 г. = 100)Источник: Евростат (env_ac_tax), DG TAXUD
Налоги на энергию выделяются как основной источник доходов ЕС от экологических налогов
Налоги на энергию составляют более трех четвертей доходов ЕС от экологического налога в 2021 году
Поступления от экологического налога подразделяются на четыре основные категории: (i) налоги на энергию, (ii) транспортные налоги, (iii) налоги на загрязнение и (iv) налоги на ресурсы. Учитывая небольшую долю налогов на загрязнение и ресурсы в общих поступлениях от экологических налогов и проблемы с отнесением некоторых незначительных национальных налогов к одной из налоговых категорий, эти два вида налогов были сгруппированы в этой статье при представлении структуры экологических налогов. .
Налоги на энергию включают налоги на энергетические продукты (например, уголь, нефтепродукты, природный газ и электричество), используемые как для стационарных, так и для транспортных целей. В 2021 году подавляющее большинство поступлений от экологического налога (78,4 %) приходилось на налоги на энергию. По соглашению, налоги CO 2 также включаются в эту налоговую категорию, поскольку они обычно взимаются с энергетических продуктов.
Следует отметить, что налоги на энергию в некоторых странах не включают сборы, взимаемые в рамках обособленных схем финансирования перехода на другие возобновляемые источники энергии, т.е. Закон Германии о возобновляемых источниках энергии (EEG).
Транспортные налоги в основном включают налоги, связанные с владением и использованием автотранспортных средств. В 2021 году транспортные налоги были вторым по величине источником доходов от экологического налога в ЕС, составляя 18,1 % от общей суммы.
Налоги на загрязнение и ресурсы охватывают различные виды налогов: налоги на добычу сырья, на измеренные или расчетные выбросы в воздух (например, NOx, SO2) и воду, на шум и на управление отходами. В 2021 году только 3,5 % общих поступлений от экологического налога в ЕС было получено за счет налогов на загрязнение и ресурсы.
С 2002 г. распределение налоговых категорий оставалось примерно таким же, практически без изменений (менее чем на 2 п. п.) доли налогов на энергию, транспортных налогов и налогов на загрязнение/ресурсы в целом. Поскольку поступления от налогов на энергию составляют около 78 % экологических налогов, их развитие в значительной степени определяет тенденцию общих поступлений от экологических налогов. В 2021 году доходы ЕС от налогов на энергию (в номинальном выражении) увеличились на 9,9 % по сравнению с их значением в 2020 году. За тот же период доходы ЕС от транспортных налогов увеличились на 3,4 %, а доходы ЕС от налогов на загрязнение и ресурсы увеличились. на 7,6 %. Изменения на уровне стран ЕС отличаются: в Польше налоги на энергию выросли на 28,3 % с 2020 по 2021 год, за ней следует Люксембург, где налоги на энергию выросли на 18,5 %. С другой стороны, в Исландии налоги на энергию снизились на 15,1 % в период с 2020 по 2021 год. %. С другой стороны, транспортные налоги в период с 2020 по 2021 год снизились на 12,1 % в Финляндии и на 11 % на Мальте. Налоги на загрязнение и ресурсы составляют 3,5 % от общей суммы экологических налогов на уровне ЕС. Эта доля остается небольшой в 2021 году для многих стран, за исключением Исландии (24,1 % от общей суммы экологических налогов), Нидерландов (14,1 %) и Мальты и Венгрии (около 10 %). В 2020 году вклад домохозяйств как налогоплательщиков остается эквивалентным вкладу корпораций: общая сумма экологических налогов приходится на домохозяйства в размере 48,6 % и на корпорации в размере 47,6 %. Однако среди различных экологических налогов корпорации вносят 52 % в налоги на энергию, а домашние хозяйства вносят 68,2 % в транспортные налоги.
Таблица 1: Общие поступления от экологического налога в разбивке по видам налогов и налогоплательщикам, ЕС, 2020 и 2021 годыИсточник: Евростат (env_ac_tax) и (env_ac_taxind2) -категория налоги на энергию
CO 2 налоги или налоги на выбросы углерода взимаются с содержания углерода в ископаемом топливе. В то время как все налоги на энергию увеличивают цену на энергоносители, налоги CO 2 должны иметь четкую налоговую базу (содержание углерода), что отличает этот вид налога от других налогов на энергию. Следовательно, CO 2 налог стимулирует использование топлива с более низким содержанием углерода.
CO 2 налоги считаются пограничным случаем между налогами на энергию и налогами на загрязнение. Однако в статистике ЕС они регистрируются как налоги на энергию, поскольку они взимаются с энергетических продуктов и обычно вводятся вместо других налогов на энергию. Поступления от этих налогов могут быть значительными по сравнению с поступлениями от налогов на загрязнение, и регистрация налогов CO 2 вместе с налогами на загрязнение исказила бы временные ряды как на национальном уровне, так и для международных сопоставлений.
В последние годы несколько стран ЕС ввели налог на выбросы углерода, размер которого варьируется от менее 1 евро за метрическую тонну углерода в Польше до более 110 евро в Швеции, Лихтенштейне и Швейцарии. Такие налоги также взимаются в 14 государствах-членах ЕС и в четырех странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Помимо сборов для конкретных стран, налоги ЕС CO 2 также охватывают государственные доходы от аукционов разрешений на выбросы в рамках Системы торговли квотами на выбросы ЕС (EU ETS), которые регистрируются всеми государствами-членами ЕС.
Разрешения на выбросы
Платежи, взимаемые государствами-членами ЕС за разрешения на выбросы (квоты на выбросы), являются одним из примеров налогов CO 2 . В соответствии с Европейской системой счетов 2010 (ESA 2010), то есть стандартами бухгалтерского учета, лежащими в основе составления макроэкономической статистики (национальные счета), доходы от аукционов ETS учитываются как налоги. Обратите внимание, что для составления всех налоговых данных, представленных в этой статье, включая доход ETS, описанный в этом разделе, соблюдаются правила бухгалтерского учета ESA 2010.
Правительства все чаще используют такие системы торговли квотами на выбросы, основанные на принципе ограничения и торговли, для контроля общих выбросов CO 2 . EU ETS была введена в 2005 году, и до 2012 года правительства бесплатно распределяли квоты. Тем не менее, аукцион был методом по умолчанию для распределения разрешений в рамках фазы 3 (2013-2020 гг.) EU ETS. В 2013 году более 40 % квот было продано с аукциона. Эта доля росла в последние годы и, как ожидается, будет расти и дальше. На этапе 4 СТВ ЕС (2021–2030 гг.) общее количество квот на выбросы будет еще больше сокращаться. Система бесплатного распределения будет переориентирована на секторы с самым высоким риском перемещения производства за пределы ЕС. Эти сектора получат 100 % разрешений на выбросы бесплатно. Предполагается, что для менее уязвимых секторов после 2026 года бесплатное выделение будет прекращено. Значительное количество бесплатных квот будет выделено для новых и растущих установок.
В соответствии с ESA 2010 правительства должны регистрировать выручку от аукциона квот на выбросы как другие налоги на производство (D.29) и по методу начисления (т. только в том году, когда разрешения используются (сдаются), а не когда они выставлены на аукцион).
Итого CO 2 Налоговые поступления, связанные с квотами EU ETS, о которых сообщают страны ЕС, составили 16,5 млрд евро в 2021 году. Для сравнения, значение в предыдущие годы было значительно ниже: от 3,0 млрд евро до 3,8 млрд евро в год в период 2014–2017 годов: 6,8 млрд евро в 2018 году, а в 2019 году почти удвоился до 12,2 млрд.. В 2020 году стоимость налоговых поступлений, связанных с квотами EU ETS, оставалась стабильной и составляла около 6,4 % от общих поступлений от налогов на энергию в ЕС. Германия зафиксировала самые большие налоговые поступления от разрешений на выбросы в ЕС (3,3 млрд евро в 2021 году), за ней следуют Польша (2,9 млрд евро), Италия (2,5 млрд евро) и Испания (1,7 млрд евро) (см. рис. 3).
Рисунок 3: Общие налоговые поступления от продажи разрешений на выбросы с аукционов по данным государств-членов, 2013–2021 гг. (млрд евро)Источник: Евростат (Национальные налоговые списки)
Динамика доходов от экологического налога в Европе в период с 2010 по 2021 год
Для всех государств-членов ЕС (кроме Греции, Болгарии, Латвии, Польши, Эстонии и Бельгии), доля экологических налогов общая сумма налогов и социальных отчислений (TSC) снизилась с 2002 по 2021 год в среднем на -1,7 % с самым низким значением в Литве (-4,0 %).
На рисунке 4 сравнивается доля экологических налогов в TSC за 2002 г. с долей 2021 г. В 21 государстве-члене ЕС доля снизилась, а в шести странах увеличилась. Самый высокий рост наблюдается в Греции с +2,9п. п., за которыми следуют Болгария и Латвия (более +1 п. п.), а также Польша и Бельгия с примерно +0,4 п. п. Среди стран с нисходящей тенденцией наибольшее снижение за период с 2002 по 2022 гг. было зафиксировано в Литве с 9,7 % до 5,7 % TSC, т. е. на 4,0 п. . Для изменений с 2002 по 2021 год см. точки синего цвета и ось справа.
Рисунок 4: Экологические налоги как доля от общей суммы налогов и социальных отчислений, 2002 и 2021 гг. (% в TSC и изменение в процентных пунктах)Источник: Евростат (env_ac_tax)
Основные факторы эволюции экологических налогов
В этом разделе основное внимание уделяется тому, как изменились поступления от экологического налога и его основные компоненты — налоги на энергию и транспортные налоги — по сравнению с последними изменениями в экономике ЕС в в целом и основные связанные с ним экономические и фискальные показатели.
На рис 5 показана динамика ВВП, общих налоговых поступлений, налогов на энергию, транспортных налогов и налогов на загрязнение/ресурсы с 2002 по 2021 год. Все показатели проиндексированы для сопоставимости.
В 2020 году пандемия Covid-19 обратила вспять повышательную тенденцию 2009–2019 годов, когда были затронуты все экологические налоги, кроме налога на загрязнение/ресурсы. Однако в 2021 году тенденция к росту снова возобновилась. Общие налоговые поступления увеличились в 2021 году на 15,3 п. на 13,7 п.п. в 2021 г. по сравнению с 2020 г. Налоги на энергоносители росли более быстрыми темпами, чем ВВП в прошлом году. Составляющая транспортных налогов в составе экологических налогов увеличилась меньше на 4,5 п.п. по сравнению с 2020 годом.
Рисунок 5: Динамика ВВП, общие налоговые поступления, поступления от налогов на энергию, транспорт и загрязнение окружающей среды, 2002–2021 гг. (индекс 2002 = 100)Источник: Евростат (env_ac_tax) и (nama_10_gdp)
Эволюция энергетики налоги и ставка скрытого налога (ITR) на энергию
В период с 2016 по 2019 год отношение доходов от налога на энергию к ВВП ЕС уменьшилось на 4,6 п. п., а затем уменьшилось на 5,1 п. п. в 2020 году. Однако в 2021 году отношение поступлений от налога на энергию к ВВП увеличилось на 1,5 п. п.
Рисунок 6: Налоги на энергию, ВВП и конечное потребление энергии, ЕС, 2002-2021 гг. (индекс 2002 г. = 100)Источник: Евростат (env_ac_tax), (nama_10_gdp) и (nrg_bal_s)
Энергоемкость рассчитывается как отношение суммы внутреннего потребления твердого топлива, нефти, газа, ядерных и возобновляемых источников энергии и ВВП. Индикатор выражается в связанных между собой объемах ВВП, поскольку он позволяет лучше сравнивать разные периоды времени (см. рис. 7). С 2002 г. энергоемкость постепенно снижалась, снизившись почти на 27 % в 2020 г., причем эта тенденция в основном обусловлена общим ростом ВВП за этот период, за исключением финансового кризиса 2007–2008 гг. и Covid-19.пандемия в 2020 году.
Соотношение между дефлятированными доходами от налогов на энергию и конечным потреблением энергии иллюстрирует скрытую налоговую ставку (ITR) на энергию. Следует отметить, что конечное потребление энергии остается на довольно постоянном уровне с 2002 года, с небольшими колебаниями до 2017 года и более резким снижением в 2020 году. Конечное потребление энергии измеряет общее количество энергии, потребляемой конечными пользователями, такими как домашние хозяйства, промышленность и сельское хозяйство. Это энергия, которая доходит до двери конечного потребителя, за исключением той, которая используется самим энергетическим сектором. Следовательно, в рассматриваемые годы эволюция ITR в основном обусловлена развитием налогов на энергию.
Источник: Евростат (env_ac_tax), (ten00120), (nama_10_gdp), (nrg_100a) и (nrg_ind_ei)
Потребление твердого ископаемого топлива снизилось на 16 % с 2010 по 2014 год и после трех довольно стабильных лет снова значительно упало с 2017 по 2020 год еще на 19 %. С другой стороны, потребление возобновляемой энергии и биотоплива увеличилось на 32 % в период с 2009 г.и 2020 г. и не показали обратной тенденции в 2020 г. После неуклонного роста до 2019 г. налоги на энергию (дефлятированное значение) резко снизились в 2020 г. на 13 п.п., вернувшись к уровню 2010 г. Потребление электроэнергии и природного газа оставалось стабильным в течение всего периода, несмотря на пандемию Covid-19.
Источник: Евростат (env_ac_tax) и (nrg_100a)
период после 2009 года, ITR на энергию для ЕС также увеличился в период с 2009 по 2021 год с 205 до 232 евро за тонну нефтяного эквивалента (см. рис. 9). ITR и его изменения значительно различаются по странам ЕС. Самые высокие уровни ITR в 2021 г. были в Греции (более чем на 150 евро за т н.э. выше в 2021 г., чем в среднем по ЕС), Дании, Италии (примерно на 100 евро за т н. э. выше в 2021 г., чем в среднем по ЕС) и Нидерландах. Самые низкие уровни ITR в Румынии, Литве, Болгарии и Венгрии (в 2021 г. ниже среднего показателя по ЕС более чем на 100 евро за т н.э.). ITR увеличился в 2021 г. по сравнению с уровнем 2002 г. в большинстве стран ЕС (с самым высоким ростом на 236 евро за т н.э. в Греции, затем на 168 евро за т н.э. на Кипре и на 103 евро за т н.э. в Словакии). Напротив, налоговая ставка значительно снизилась в Дании на 130 евро за т н.э., Люксембурге (-46 евро за т н.э.) и Австрии (- 23 евро за т н.э.).
Источник: Евростат (env_ac_tax)
Эволюция транспортных налогов
Транспортные налоги взимаются в основном с транспортных средств при их продаже (например, налог с продаж), а затем каждый год выдается лицензия на использование на дорогах (например, транспортный налог). В результате поступления от транспортных налогов имеют тенденцию следовать динамике продаж автомобилей и автомобильных парков. Эти два фактора могут затем частично объяснить сокращение доходов от транспортного налога, наблюдаемое после двух основных экономических кризисов за последние два десятилетия: падение после 2007 года и падение в 2020 году из-за Covid-19.пандемия. В период с 2007 по 2013 год количество регистраций новых транспортных средств в ЕС также уменьшилось (см. рис. 10). В странах с высокими налогами на продажу автомобилей экономический спад, последовавший за финансовым кризисом, сказался на продажах автомобилей и, следовательно, на доходах от таких налогов. Однако с 2014 года спрос снова начал расти, превысив докризисный уровень на 23 % в 2019 году. Но экономический спад в 2020 году снова повлиял на продажи автомобилей и его налоговые поступления. В 2020 году спрос вернулся на уровень 2014 года.
Рисунок 10. Поступления от транспортного налога и регистрация новых транспортных средств (легковые автомобили), ЕС, 2002–2020 гг. (индекс 2002 = 100)Источник: Евростат (env_ac_tax) и (road_eqr_carmot)
парк грузовых автомобилей (+38 %), легковых автомобилей (+29 %) и автобусов (+12 %) увеличился в период 2002-2020 гг. Влияние финансово-экономического кризиса на количество транспортных средств в обращении заметно и в 2007-2009 годах, когда парк некоторых видов транспортных средств практически не изменился или сократился.
Рисунок 11: Доходы от транспортного налога и парк транспортных средств (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили), ЕС, 2002–2020 гг. (индекс 2002 = 100)Источник: Евростат (env_ac_tax) и (tran_r_vehst)
Экологические налоги по плательщикам
Домашние хозяйства-резиденты и корпорации с почти равными взносами в поступления от налога на энергию
В ЕС корпорации платили 52 % всех поступлений от налогов на энергию, собранных правительствами в 2020 году. Вклад домохозяйств был примерно на 4 п.п. ниже (48 %).
Среди государств-членов ЕС Люксембург выделяется наибольшей долей доходов от налога на энергию (53 %), взимаемого с нерезидентов, в основном за счет покупки нерезидентами бензина и дизельного топлива. На Мальте эта доля также значительна (35 %).
В 2020 году домохозяйства платили около 60 % или более от общей суммы налогов на энергию в Словении и Дании (см. рис. 12).
На сектор услуг (включая транспорт и торговлю) приходилось 26 % доходов от налога на энергию в ЕС, при этом доля Словакии и Хорватии составила более 40 %. За пределами ЕС, в Турции, сектор услуг платит около 60 % налогов на энергию.
Производство, строительство, добыча полезных ископаемых и коммунальные услуги приносят 23 % доходов от налога на энергию в ЕС.
Рисунок 12: Налоги на энергию в виде оплаты экономической деятельности, 2020 г. (% от общих поступлений от налога на энергию)Источник: Евростат (env_ac_taxind2)
Домохозяйства платят более двух третей транспортных налогов ЕС
В среднем транспортные налоги, уплачиваемые домашними хозяйствами, в 2020 г. составляли большую долю (69 %) транспортных налогов ЕС, чем налоги, уплачиваемые корпорациями (31 %) (см. Рисунок 13). Это связано с тем, что домашние хозяйства являются основными плательщиками налоговых поступлений от автотранспортных средств (важный компонент поступлений от транспортного налога) в ЕС. Однако в некоторых государствах-членах структура доходов от транспортного налога по плательщикам значительно различается, при этом доля домашних хозяйств в доходах от транспортного налога является незначительной, как, например, в Чехии (4,4 %) и Словакии (12,4 %).
Рисунок 13: Транспортные налоги за счет оплаты экономической деятельности, 2020 г. (% от общих поступлений от транспортных налогов)Источник: Евростат (env_ac_taxind2)
Домохозяйства платят немногим более половины налогов ЕС на загрязнение и ресурсы
По двум комбинированным категориям налогов, то есть налогам на загрязнение и налогам на ресурсы, домашние хозяйства платят чуть более половины налоговых поступлений. Это связано с тем, что более высокие суммы образуются за счет налогов на бытовые отходы или сточные воды, сточные воды, водозабор, полиэтиленовые пакеты, налоги на охоту и рыболовство и т. д. Как уже упоминалось, налоги на загрязнение и ресурсы составляют очень небольшую долю поступлений от экологического налога. В четырех странах налоги взимаются с небольшого числа плательщиков в некоторых отраслях КДЕС, и поэтому данные подлежат статистической конфиденциальности, и соответствующие агрегаты ЕС также не могут быть раскрыты. По этой причине для ЕС, Эстонии, Литвы, Люксембурга и Норвегии представление разбивки по плательщикам было скорректировано (см. рис. 14). В ЕС в среднем в 2020 году 56 % всех доходов от налогов на загрязнение и ресурсы приходилось на домашние хозяйства. Однако наблюдались большие различия между государствами-членами ЕС. В частности, в Нидерландах основными плательщиками этих налогов являются домохозяйства (72 %). В Германии, Хорватии, Литве и Словакии в 2020 году не существовало налогов, которые подходили бы под определение налога на загрязнение или налог на ресурсы. В Латвии, Испании и Эстонии эти виды экологических налогов собираются, но с домохозяйств взимается лишь незначительная доля (менее 3 %). В Испании корпорации из сектора электроснабжения, газа, пара и кондиционирования воздуха платят около двух третей (65 %) всех налогов на загрязнение и ресурсы. В Румынии и на Кипре добыча полезных ископаемых составляет 39% всех налогов на загрязнение и ресурсы.
Рисунок 14: Налоги на загрязнение и ресурсы в виде оплаты экономической деятельности, 2020 г. (% от общих поступлений от налога на загрязнение и ресурсы)Источник: Евростат (env_ac_taxind2)
Исходные данные для таблиц и графиков
- Статистика экологических налогов — цифры и таблицы
Источники данных
Правовая основа и методология Статистические данные об экологических налогах по видам экономической деятельности составляются и представляются в соответствии с Положением 69.1/2011 от 6 июля 2011 г. о европейских эколого-экономических счетах (Приложение II) с поправками, внесенными делегированным Регламентом Комиссии (ЕС) 2022/125 от 19 ноября 2021 г., а также о правовых актах в области национальных счетов. Передача данных стала обязательной в сентябре 2013 года. До этого Евростат собирал данные на добровольной основе.
Евростат использует таблицу 9 из программы передачи ESA для дополнения своей компиляции данных о доходах от экологического налога по четырем категориям экологических налогов (энергия, транспорт, загрязнение и ресурсы). Публикация Евростата под названием «Экологические налоги – статистическое руководство» представляет собой методологическую основу.
Детальная разбивка и источники
Доходы от экологического налога распределяются в соответствии с различными видами экономической деятельности, которые уплачивают налоги. Евростат собирает данные об экологических налогах с разбивкой по видам экономической деятельности (классификация NACE Rev. 2), дополненной информацией о домохозяйствах, нерезидентах и невыделенной категории.
Основными источниками распределения налогов по видам экономической деятельности являются: национальные счета (в основном таблицы ресурсов и использования) или данные об использовании энергии, данные об удалении отходов и т. д. Третьим вариантом может быть прямое распределение на основе микроданных из налоговые органы о налогоплательщиках по каждому экологическому налогу в отдельности.
Данные об экологических налогах могут использоваться для анализа потока доходов от таких налогов, а также для обеспечения относительной меры важности этих налогов путем расчета соотношений к ВВП или к общему доходу от всех налогов и социальных отчислений. В первом случае сравнение помогает получить представление о налоговом бремени. Во втором случае сравнение помогает оценить, имеет ли место смещение в сторону экологических налогов, иными словами, смещение налогового бремени с других налогов (например, с доходов от труда) на экологические налоги.
Рост доходов от экологических налогов следует интерпретировать с осторожностью. Увеличение может быть вызвано новыми налогами или повышением налоговых ставок, а также может быть связано с увеличением налоговой базы.
Context
Экономические инструменты контроля загрязнения и управления природными ресурсами становятся все более важной частью экологической политики в странах ЕС. К ним относятся, среди прочего, экологические налоги, сборы и сборы, продаваемые разрешения, системы залога-возврата и субсидии.
Экологические налоги все чаще используются для воздействия на поведение субъектов экономической деятельности, будь то производители или потребители. ЕС все чаще отдает предпочтение этим инструментам, поскольку они обеспечивают гибкие и экономически эффективные средства укрепления принципа «загрязнитель платит» и достижения целей экологической политики.