Порядок обжалования приговоров и постановлений по уголовным делам
ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
(глава 45.1. Уголовного кодекса РФ)
Статья 389.1. Право апелляционного обжалования
1. Право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.
2. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.
Статья 389.2. Судебные решения, подлежащие апелляционному обжалованию
1. В соответствии с требованиями настоящей главы решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном порядке.
2. Определения или постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства и другие судебные решения, вынесенные в ходе судебного разбирательства, обжалуются в апелляционном порядке одновременно с обжалованием итогового судебного решения по делу, за исключением судебных решений, указанных в части третьей настоящей статьи.
3. До вынесения итогового судебного решения апелляционному обжалованию подлежат постановления мирового судьи о возвращении заявления лицу, его подавшему, либо об отказе в принятии заявления к производству; судебные постановления или определения об избрании меры пресечения или о продлении сроков ее действия, о помещении лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства судебной экспертизы, о наложении ареста на имущество, о приостановлении уголовного дела, о передаче уголовного дела по подсудности или об изменении подсудности уголовного дела, о возвращении уголовного дела прокурору; другие судебные решения, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постановления.
4. Обжалование определения или постановления, вынесенных во время судебного разбирательства, не приостанавливает судебное разбирательство.
Статья 389.3. Порядок принесения апелляционных жалобы, представления
1. Апелляционные жалоба, представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение.
2. Апелляционные жалоба, представление подаются:
1) на приговор или иное решение мирового судьи — в районный суд;
2) на приговор или иное решение районного суда, гарнизонного военного суда — в судебную коллегию по уголовным делам верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
3) на приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа — в судебную коллегию по уголовным делам апелляционного суда общей юрисдикции;
4) на приговор или иное решение окружного (флотского) военного суда — в апелляционный военный суд;
5) на постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации — в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 389.4. Сроки апелляционного обжалования приговоров или иных судебных решений
1. Апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения, постановления.
2. В течение срока, установленного для обжалования судебного решения, уголовное дело не может быть истребовано из суда.
3. Апелляционные жалоба, представление, поданные с пропуском срока, оставляются без рассмотрения.
Статья 389.5. Порядок восстановления срока апелляционного обжалования
1. В случае пропуска срока апелляционного обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать апелляционные жалобу, представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство о восстановлении срока рассматривается судьей, председательствовавшим в судебном заседании по уголовному делу, или другим судьей.
2. Постановление судьи об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано в вышестоящий суд, который вправе отменить такое постановление и рассмотреть поданные апелляционные жалобу, представление по существу либо вернуть их в суд, вынесший обжалуемое судебное решение, для выполнения требований, предусмотренных статьей 389.6 настоящего Кодекса.
Статья 389.6. Апелляционные жалоба, представление
1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда апелляционной инстанции, в который подаются жалоба, представление;
2) данные о лице, подавшем апелляционные жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
3) указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
4) доводы лица, подавшего апелляционные жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных статьей 389.
5) перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению материалов;
6) подпись лица, подавшего апелляционные жалобу или представление.
1.1. Лицо, подавшее апелляционные жалобу или представление, в подтверждение приведенных в жалобе или представлении доводов вправе заявить ходатайство об исследовании судом апелляционной инстанции доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции, о чем должно указать в жалобе или представлении, и привести перечень свидетелей, экспертов и других лиц, подлежащих в этих целях вызову в судебное заседание. Если заявляется ходатайство об исследовании доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции (новых доказательств), то лицо обязано обосновать в апелляционных жалобе или представлении невозможность представления этих доказательств в суд первой инстанции.
2. В апелляционной жалобе лица, не участвующего в уголовном деле, должно быть указано, какие права и законные интересы этого лица нарушены судебным решением.
4. В случае несоответствия апелляционных жалобы, представления требованиям, установленным частями первой, первой.1 и второй настоящей статьи, что препятствует рассмотрению уголовного дела, апелляционные жалоба, представление возвращаются судьей, который назначает срок для их пересоставления. Если требования судьи не выполнены и апелляционные жалоба, представление в установленный судьей срок не поступили, они считаются неподанными. В этом случае приговор, иное обжалуемое судебное решение считаются вступившими в законную силу.
Статья 389.35. Обжалование решения суда апелляционной инстанции
Приговор, определение, постановление суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в вышестоящий суд в порядке, установленном главами 47. 1 и 48.1 настоящего Кодекса.
ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ СУДА
ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
(глава 47.1 Уголовного кодекса РФ)
Статья 401.1. Предмет судебного разбирательства в кассационном порядке
Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу.
Статья 401.2. Право на обращение в суд кассационной инстанции
1. Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители вправе обратиться с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в любой суд кассационной инстанции.
2.1. Прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители вправе обратиться с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в апелляционном порядке, а также вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных нижестоящими судами, в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции.
2.2. Приравненный к прокурору субъекта Российской Федерации военный прокурор и его заместители вправе обратиться с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного окружным (флотским) военным судом в апелляционном порядке, а также вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных гарнизонными военными судами, в кассационный военный суд.
3. Утратил силу.
Статья 401.3. Порядок и сроки подачи кассационных жалобы, представления, порядок восстановления срока кассационного обжалования
1. Кассационные жалоба, представление подаются на:
1) приговор и постановление мирового судьи; приговор, определение и постановление районного суда; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, приговор, определение и постановление апелляционного суда общей юрисдикции, за исключением приговора или иного итогового судебного решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также приговора или иного итогового судебного решения апелляционного суда общей юрисдикции, вынесенного по результатам пересмотра такого решения, — в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции;
2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей части, если они обжаловались в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, вынесенное по результатам пересмотра такого решения; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, приговор, определение и постановление апелляционного военного суда, за исключением приговора или иного итогового судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также приговора или иного итогового судебного решения апелляционного военного суда, вынесенного по результатам пересмотра такого решения, — в кассационный военный суд;
4) судебные решения, указанные в пункте 3 настоящей части, если они обжаловались в кассационном порядке в кассационный военный суд; приговор или иное итоговое судебное решение окружного (флотского) военного суда, вынесенное им в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого решения; определение кассационного военного суда — в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
2. Подаются через суд первой инстанции и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 401.7, 401.8 настоящего Кодекса, кассационные жалоба, представление на:
1) приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке, — если указанные судебные решения обжалуются в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции или в кассационный военный суд;
2) приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции; приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого судебного решения, — если указанные судебные решения обжалуются в Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
3. Подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с частью первой настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение, и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 401.10 — 401.12 настоящего Кодекса, кассационные жалоба, представление на:
1) промежуточные судебные решения;
2) приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определение кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений, перечисленных в настоящем пункте, — если указанные судебные решения обжалуются в Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
4. Кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 401.7 и 401.8 настоящего Кодекса, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения, а для осужденного, содержащегося под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копии такого судебного решения, вступившего в законную силу.
5. Пропущенный по уважительной причине срок кассационного обжалования, установленный частью четвертой настоящей статьи, может быть восстановлен судьей суда первой инстанции по ходатайству лица, подавшего кассационные жалобу, представление. Отказ в его восстановлении может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 45.1 настоящего Кодекса.
6. В случае пропуска срока, установленного частью четвертой настоящей статьи, или отказа в его восстановлении кассационные жалоба, представление на приговор или иное итоговое судебное решение подается непосредственно в суд кассационной инстанции и рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 401. 10 — 401.12 настоящего Кодекса.
Статья 401.4. Содержание кассационной жалобы, представления
1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения;
3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
4) указание на судебные решения, которые обжалуются;
5) указание на допущенные судами существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
6) просьбу лица, подающего жалобу, представление.
2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением.
3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано принятое по таким жалобе, представлению решение.
4. Кассационная жалоба должна быть подписана подавшим ее лицом. К жалобе, поданной защитником, прилагается ордер или другой удостоверяющий его полномочия документ. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в частях второй — второй.2 статьи 401.2 настоящего Кодекса.
5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных решений, принятых по данному уголовному делу. В необходимых случаях прилагаются копии иных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в кассационных жалобе, представлении.
ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
(глава 48.1. Уголовного кодекса Российской Федерации)
Статья 412.1. Пересмотр судебных решений в порядке надзора
1. Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.
2. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.
3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу:
1) — 2) утратили силу. — Федеральный закон от 11.10.2018 N 361-ФЗ;
3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 11.10.2018 N 361-ФЗ)
4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 12. 03.2014 N 29-ФЗ)
5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 412.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Статья 412.3. Содержание надзорных жалобы, представления
1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения;
3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
4) указание на судебные решения, которые обжалуются;
5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
6) просьбу лица, подавшего жалобу, представление.
2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением.
3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подавшим жалобу. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.
Амнистия в Армении обходит стороной пожизненно заключенных
https://ru.armeniasputnik.am/20181023/pozhiznennoe-zaklyuchenie-ili-vendetta-amnistiya-v-armenii-obhodit-storonoj-koe-chto-vazhnoe-15279652.html
Пожизненное заключение или вендетта? Амнистия в Армении обходит стороной кое-что важное
Пожизненное заключение или вендетта? Амнистия в Армении обходит стороной кое-что важное
Проект решения «Об объявлении амнистии по уголовным делам по случаю 2800-летия основания «Эребуни-Еревана» и 100-летия провозглашения независимости Первой. .. 23.10.2018, Sputnik Армения
2018-10-23T21:25+0400
2018-10-23T21:25+0400
2018-10-23T21:15+0400
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/1045/62/10456245_0:268:1600:1168_1920x0_80_0_0_0ed117e2157be76d7dac7e2ee44a5534.jpg
Sputnik Армения
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2018
Sputnik Армения
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/1045/62/10456245_0:0:1600:1200_1920x0_80_0_0_d3cc6d05f3a4665f40a920e4cd5d0c16.jpg
1920
1920
true
Sputnik Армения
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Sputnik Армения
политика, армения, общество, амнистия
политика, армения, общество, амнистия
ЕРЕВАН, 23 окт — Sputnik, Нелли Даниелян. С 1991 года судебные решения о смертной казни, а с 2003 года по сегодняшний день и приговоры о пожизненном заключении в Армении использовались для сведения счетов. Об этом во вторник в Национальном Собрании заявила член парламентской фракции «Царукян» Шаке Исаян, обратившись к представленному в НС правительством законопроекту об амнистии.
Минюст Армении применил амнистию: прекращены свыше 1 миллиона административных дел
Депутат отметила, что 1/3 амнистированных лиц в течение всего одного года возвращаются в места лишения свободы.
«Необходимо четко зафиксировать, что необходимость в амнистии возникла вследствие неэффективной деятельности судов и нефункционирования института условно-досрочного освобождения», — сказала Исаян.
Она также отметила, что на сегодня число пожизненно заключенных в Армении составляет 93 человека, 14 из них были осуждены за преступления, совершенные в ходе службы в армии.
«Уголовные дела, возбужденные по фактам, имевшим место в армии, следует четко обособлять от рецидивов. Многие из них отбывают наказание уже 20 лет, в то время как преступления совершили, когда им еще не было двадцати», — сказала депутат.
Она сообщила, что в ближайшее время группа парламентариев выступит с соответствующей законодательной инициативой.
Министр юстиции анонсировал самую масштабную амнистию в Армении
Между тем родственники лиц, приговоренных к пожизненному заключению, 23 октября провели акцию протеста перед зданием НС, требуя, изменить представленный законопроект и применить амнистию также в отношении лиц, приговоренных к высшей мере. По их сведениям, законопроект об амнистии не затрагивает пожизненно заключенных.
Напомним, 4 октября на заседании правительства Армении в закрытом режиме был обсужден проект решения об объявлении амнистии, которая приурочена к 2800-летию Еревана и 100-летию Первой Республики. По неофициальным данным, амнистия будет распространяться на 650-800 заключенных.
Масштабная амнистия в Армении: кто выйдет на свободу?>>
Законопроект уже поступил на рассмотрение парламента, но не включен в повестку заседаний. По всей вероятности, после обсуждения в Постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам и защите прав человека проект будет включен в повестку следующей сессии НС, если, конечно, парламент шестого созыва к этому времени не будет распущен.
Гватемала: Amnesty International требует немедленного и безоговорочного освобождения узницы совести Вирджинии Лапарра
Бывший прокурор Вирджиния Лапарра, возглавлявшая Специальную прокуратуру по борьбе с безнаказанностью (FECI) в Кесальтенанго, является узницей совести, несправедливо заключенной в тюрьму за более девяти месяцев из-за ее работы по расследованию дел о коррупции в Гватемале, заявила сегодня Amnesty International.
Судебный процесс над бывшим прокурором Лапаррой должен начаться сегодня, 28 ноября, в Восьмом суде по уголовным делам, наркотикам и окружающей среде в городе Гватемала. Ей предъявлено обвинение в продолжающемся злоупотреблении властью, преступлении, за которое ей может грозить до девяти лет лишения свободы.
«После тщательного изучения уголовного дела мы обнаружили серьезные недостатки в предъявлении обвинений бывшему прокурору Вирджинии Лапарре, а также многочисленные нарушения в ведении дела. Мало того, что нет веских доказательств того, что она совершила какое-либо преступление, но ясно, что причины, приведенные судом для отклонения ее просьбы об освобождении, пока продолжается судебное разбирательство, являются произвольными», — сказала Эрика Гевара-Росас, директор Amnesty International по Северной и Южной Америке. .
После тщательного изучения уголовного дела мы обнаружили серьезные недостатки в предъявлении обвинений бывшему прокурору Вирджинии Лапарре, а также многочисленные нарушения в ведении дела. Мало того, что нет веских доказательств того, что она совершила какое-либо преступление, но ясно, что причины, приведенные судом для отклонения ее просьб об освобождении на время судебного разбирательства, являются произвольными
Эрика Гевара-Росас, директор Amnesty International по Северной и Южной Америке
В составе FECI бывший прокурор Лапарра руководил масштабными расследованиями коррупции и преступности. Уголовное дело против нее началось в 2018 году после того, как она сообщила в Дисциплинарную коллегию судей о возможном ненадлежащем поведении судьи в качестве действующего судьи, а именно об утечке конфиденциальной информации о деле, которым он занимался. В отместку этот же судья возбудил против нее две уголовные жалобы на тех же основаниях: первую в июле 2018 года в Кесальтенанго и вторую в августе 2019 года.в городе Гватемала.
Вирджиния Лапарра была арестована 23 февраля 2022 года, когда она ушла с работы в Кесальтенанго, и с тех пор ее несправедливо держат в предварительном заключении.
Amnesty International глубоко обеспокоена недостатками и нарушениями в судебном разбирательстве против Вирджинии Лапарра, в том числе отсутствием доказательств предполагаемого преступления, возбуждением уголовного дела против бывшего прокурора на тех же основаниях двумя разными судьями и использованием уголовный процесс о лишении ее свободы без оснований, в том числе. Организация пришла к выводу, что права бывшего прокурора Лапарры на надлежащую правовую процедуру и справедливое судебное разбирательство были нарушены, что также представляет собой произвольное задержание за ее работу по расследованию дел о коррупции. Эти факторы, наряду с яростными клеветническими кампаниями в социальных сетях, характерны для моделей криминализации в стране, которые Amnesty International документировала в течение многих лет.
«Вирджиния Лапарра преследуется исключительно за самостоятельное выполнение своих функций прокурора, поэтому Amnesty International считает ее узницей совести и призывает к ее немедленному и безоговорочному освобождению. Непростительно, что высшие власти Гватемалы позволили использовать это дело тем, кто выступает против борьбы с безнаказанностью и коррупцией. Безосновательное уголовное преследование лиц, ответственных за отправление правосудия и сыгравших заметную роль в этой борьбе, должно быть немедленно прекращено», — заявила Эрика Гевара-Росас, директор Amnesty International по Северной и Южной Америке.
Вирджиния Лапарра преследуется исключительно за самостоятельное выполнение своих функций прокурора, поэтому Amnesty International считает ее узницей совести и призывает к ее немедленному и безоговорочному освобождению
Эрика Гевара-Росас, директор Amnesty International по Северной и Южной Америке
В ближайшие дни Amnesty International будет следить за судебным процессом над бывшим прокурором Вирджинией Лапарра. Организация призывает прокуратуру снять с нее обвинения и потребовать ее немедленного и безоговорочного освобождения.
Чтобы получить дополнительную информацию или договориться об интервью, свяжитесь с Карлосом Мендосой: [email protected]
- Гватемала: Правосудие под ударом – Отчет Amnesty International для Рабочей группы на 42-й сессии Универсального периодического обзора, январь 2023 г. Международная амнистия
Обзор
Международное правосудие означает обеспечение ответственности за некоторые из наиболее серьезных преступлений: геноцид, преступления против человечности, военные преступления, пытки и насильственные исчезновения.
Есть много причин, по которым жертвам этих преступлений отказывают в правосудии. К ним относятся отсутствие политической воли для расследования преступлений и привлечения виновных к ответственности, слабые системы уголовного правосудия и маргинализация жертв в обществе.
В результате правонарушители могут не привлекаться к ответственности и даже продолжать занимать должности, на которых они могут совершать нарушения или предотвращать привлечение к ответственности; жертвы оставляют страдать; и предпринимается мало усилий для установления истины или принятия мер для обеспечения того, чтобы преступления никогда не повторялись. В этих случаях международные механизмы правосудия могут вмешаться, чтобы обеспечить надлежащее расследование преступлений, привлечение виновных к ответственности и получение жертвами возмещения за нанесенный ущерб.
Механизмы международного правосудия
Международный уголовный суд (МУС)
Основанный в 2002 году, МУС является постоянно действующим судом, который может расследовать и преследовать лиц, подозреваемых в совершении геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и (с 2018 года) преступления агрессии в ситуациях, когда национальные власти не могут или не желают действовать искренне. К настоящему времени в Суд было передано несколько дел, и в настоящее время Прокурор МУС расследует предполагаемые преступления в нескольких странах.
Смешанные суды
Смешанные суды обычно создаются для расследования и судебного преследования за крупномасштабные преступления в соответствии с международным правом в странах, переживших конфликты или кризисы. Эти суды часто создаются там, где в собственной национальной системе правосудия страны отсутствует необходимая инфраструктура, человеческие ресурсы, правовая база или независимость, чтобы соответствовать стандартам справедливого судебного разбирательства или противостоять сложностям и политическим тонкостям судебного преследования. Смешанные трибуналы были созданы или предложены в ряде стран, включая Боснию, Камбоджу и Сьерра-Леоне.
На сегодняшний день созданы два специальных трибунала: Международный уголовный трибунал по Руанде, расположенный в Аруше, Танзания, и Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, расположенный в Гааге, Нидерланды. Оба суда уже закрыты.
Другие механизмы
Все чаще инициативы и комиссии по мониторингу и документированию прав человека включают в себя мандаты международных уголовных расследований. Эти органы следует поощрять к сотрудничеству с международными уголовными механизмами и процессами, где это возможно, и дополнять их. Один из таких механизмов, созданный Генеральной Ассамблеей ООН в 2016 году, призван собирать доказательства нарушений во время гражданской войны в Сирии для поддержки уголовного разбирательства в национальных, региональных или международных судах в соответствии с международным правом.
Универсальная юрисдикция
Универсальная юрисдикция относится к принципу, согласно которому национальный суд может, а при некоторых обстоятельствах должен преследовать лиц за преступления по международному праву, такие как преступления против человечности, военные преступления, геноцид или пытки, где бы они ни происходили, на основании на том принципе, что такие преступления наносят ущерб международному сообществу или самому международному порядку, который отдельные государства могут защищать.
Практический пример – Резня в Сребренице
Мирсада Малагич потеряла мужа, двух сыновей, брата и других членов семьи во время резни в Сребренице в 1995 году. Пять лет спустя она дала показания на суде над офицером боснийско-сербской армии Радиславом Крстичем в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии. . После дачи показаний Мирсада Малагич сказала суду:
Я хотела бы поблагодарить всех тех, кто дал нам возможность приехать сюда и, по крайней мере, рассказать о том, что произошло, найти облегчение, рассказав о том, что с нами произошло. , чтобы попытаться показать вам, что произошло, когда Сребреница пала, и просто пожелать, чтобы Сребреница больше никогда и нигде не повторилась.
Мирсада МалагичРадислав Крстич был приговорен к 35 годам лишения свободы за участие в убийствах и других преступлениях.
Видео предоставлено IRMCT ООН
В дополнение к кампании за выполнение национальными властями своих обязательств по обеспечению справедливости, правды и возмещения ущерба для жертв, Amnesty помогла создать всемирную систему международного правосудия, чтобы вмешаться, когда они терпят неудачу действовать, в том числе через:
- Кампания за создание и эффективное функционирование Международного уголовного суда (МУС).
- Призыв к государствам осуществлять универсальную юрисдикцию в отношении преступлений по международному праву.
- Призыв к созданию специальных международных или смешанных судов.
- Укрепление международных, региональных и национальных законов для борьбы с преступлениями по международному праву.
Amnesty International также добивается лучшего доступа жертв к международному правосудию и того, чтобы механизмы международного правосудия соблюдали права человека, в том числе права подозреваемых, потерпевших и свидетелей в своей работе. Подробнее об этой работе можно прочитать здесь.
Работа Amnesty International по обеспечению международного правосудия опирается на четыре столпа: правосудие, правда, полное возмещение ущерба и гарантии неповторения .
Под правосудием мы подразумеваем, что государства должны расследовать все предполагаемые преступления в соответствии с международным правом и, при наличии достаточных допустимых доказательств, преследовать всех подозреваемых в уголовной ответственности в рамках справедливого судебного разбирательства в обычных гражданских судах и без применения смертной казни.
Под правдой мы подразумеваем, что потерпевшие и родственники, а на самом деле все мы, имеем право знать, что произошло. Власти должны установить и публично признать факты совершенных преступлений. В некоторых штатах для достижения этой цели созданы комиссии по установлению истины, хотя они никогда не должны заменять механизмы правосудия.
Под полным возмещением мы подразумеваем эффективные меры, включая реституцию (например, возврат имущества), компенсацию, реабилитацию за физический и психологический вред, а также символические меры (такие как мемориалы) — для облегчения страданий жертв и их семьи и помочь им восстановить свою жизнь.
Под гарантиями неповторения имеются в виду меры, обеспечивающие недопущение повторения преступлений. Это может включать усилия по устранению скрытой дискриминации, отмене или изменению законов, которые способствовали совершению преступлений, проверке сил безопасности и так далее.
Правительства должны обеспечить справедливость, правду, полное возмещение и гарантии неповторения. Но там, где они не могут или не хотят, международное сообщество должно обеспечить подотчетность с помощью международных механизмов правосудия.
К чему призывает Amnesty?Не должно быть убежищ. Те, кто совершает самые ужасные преступления, какие только можно вообразить, больше не могут прятаться.
- Все государства должны продемонстрировать свою приверженность международному правосудию, вступив в МУС и полностью сотрудничая с ним. Государства-участники Римского статута МУС должны полностью применять положения Римского статута в своем внутреннем законодательстве.
- Государства должны осуществлять универсальную юрисдикцию в отношении преступлений по международному праву, расследуя и привлекая к ответственности лиц, подозреваемых в их совершении, в национальных судах, независимо от того, где были совершены преступления.
- Ad hoc должны быть созданы международные трибуналы и гибридные уголовные суды, а также другие соответствующие механизмы международного правосудия, особенно в тех случаях, когда МУС не может действовать.
- Все механизмы международного правосудия, расследующие и преследующие преступников по международному праву, должны обеспечивать эффективный доступ к правосудию для потерпевших и должны полностью соблюдать права человека, в том числе права обвиняемых, потерпевших и свидетелей, в ходе своих разбирательств.
Геноцид
Геноцид означает определенные действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу.
Преступления против человечности
Это преступления, совершенные в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население в мирное или военное время. К ним относятся пытки, насильственные исчезновения, убийства, порабощение, депортация и некоторые преступления сексуального и гендерного насилия, включая изнасилование.
Военные преступления
Военные преступления — это нарушения международного гуманитарного права, которые считаются уголовными преступлениями в соответствии с международным правом. К ним относятся умышленные убийства, нападения на гражданских лиц, пытки, применение яда или отравленного оружия, убийство военнопленных или жестокое обращение с ними, а также преступления сексуального насилия.
Насильственное исчезновение
Насильственное исчезновение – это арест, задержание, похищение или лишение свободы в любой другой форме представителями государства или лицами или группами лиц, действующими с санкции, поддержки или молчаливого согласия государства, за которыми следует отказ признать факт лишения свободы либо сокрытие информации о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица, что лишает такое лицо защиты закона.
Внесудебными казнями являются незаконные (без судебного разбирательства) и преднамеренные убийства, совершенные государством (или при их соучастии), либо государственным должностным лицом, либо лицами, действующими с согласия или молчаливого согласия государственных должностных лиц, действующих без приказа.