Согласование сзз в роспотребнадзоре – Официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан)

Роспотребнадзор

Содержание

от запроса до согласования в Роспотребнадзоре

И. Шарапова, инженер-эколог ООО «Экологические услуги» (г. Санкт-Петербург)


Установление границ санитарно-защитной зоны объектов и промышленных производств можно разделить на два больших этапа: разработка проекта СЗЗ с согласованием расчетной СЗЗ и подтверждение границ с установлением окончательной СЗЗ.

Расчетная санитарно-защитная зона выполняется на основании подготовленного проекта с вычислениями рассеивания загрязнения воздуха и физического воздействия на воздух (вибрация, ЭМП, шум и другое). Окончательная – это установленная СЗЗ на основании полученных результатов от натурных измерений и наблюдений для полного подтверждения расчетных параметров.

Рассмотрим подробнее весь процесс получения установленной границы санитарно-защитной зоны для объекта.

Процесс получения установленной границы СЗЗ

Подробное описание I этапа.:


Шаг №0. Предприятие узнаёт о необходимости установления санитарно-защитной зоны

Администрация компании на стадии стройки, реконструкции или эксплуатации любых объектов и производств узнаёт о том, что для правомерной и безопасной деятельности необходимо установить санитарно-защитную зону.

Длительность шага: заблаговременно, вовремя или поздно

Шаг №1. Поиск исполнителя работы/заключение договора/оплата работы

Компания начинает поиск исполнителя среди компаний, в деятельность которых входит разработка и согласование проектов СЗЗ.

Разработка проектов санитарно-защитной зоны (СЗЗ) — трудоемкая работа, требующая знания нормативной базы, умения пользоваться специализированными программами, а главное — больших временных ресурсов сотрудника. Согласование и разработка проекта СЗЗ, стоимость которого варьируются в зависимости от количества источников шума и выбросов; объема платных исходных данных, обычно делегируют профильной организации.

На данном этапе происходит выбор исполнителя, заключение договора, оплата работы.

Длительность шага: по-разному. В зависимости от момента осознания проблемы (см. шаг 1). От недели до бесконечности.

Шаг №2. Передача исходных данных исполнителю для расчёта СЗЗ

На этом шаге компания-заказчик передаёт исходные данные инженеру-экологу исполнителя для разработки проекта расчётной СЗЗ.

Проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, источников шума, источников прочего физического воздействия (ЭМИ, вибрация и т.д.) специалистами организации-исполнителя.

Для компаний, которые уже эксплуатируют объект или производство и необходима разработка СЗЗ, необходимо предоставить инженеру-экологу краткую информацию о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов, реквизиты предприятия, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, генеральный план (М 1:500), ситуационный план (М 1:2000), письмо о координатах привязки рассматриваемого объекта и прочее.

Для компаний, которым нужна разработка СЗЗ на стадии проектирования, необходимо предоставить инженеру-экологу краткую информацию о производственной деятельности, структуре предприятия, реквизиты предприятия, карту-схему предприятия (1:500), ситуационную карту-схему расположения предприятия (1:2000), перечень технологического оборудования, проект вентиляции и кондиционирования и прочее.

Длительность шага: ≈ 7 рабочих дней, можно быстрее (зависит от оперативности заказчика)

Шаг №3. Разработка проекта санитарно-защитной зоны (расчётной) инженером-экологом

На основе полученных и собранных исходных данных от предприятия и нормативных документов (СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов», «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» и др.) инженер выполняет проект расчётной СЗЗ, а именно:

  • анализирует предприятие как источник химического и физического воздействия на окружающую среду;
  • oбосновывает размеры санитарно-защитной зоны для предприятия по результатам расчетов загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на окружающую среду;
  • разрабатывает мероприятия по планировочной организации и благоустройству СЗЗ;
  • разрабатывает план мониторинга по организации санитарно-гигиенического контроля на границе СЗЗ и на территории жилой застройки, прилегающей к СЗЗ.

Расчёты выбросов загрязняющих веществ осуществляется с использованием действующих методических пособий и специализированных программных средств. Расчеты рассеивания производятся с использованием программы «УПРЗА Эколог» фирмы «Интеграл».

Расчеты шума производятся в соответствии с действующими нормативными документами, а также с использованием специализированных программ.

В плане мониторинга отражается информация о расположении контрольных точек (точек отбора проб и проведения инструментальных замеров), периодичности проведения контроля, перечне контролируемых показателей и проч. (см. пример таблицы ниже).

Длительность шага: от 1,5 до 2 месяцев.


Шаг №4. Согласование проекта в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»

Проект расчётной зоны передается в ФБУЗ для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01, ГН 2.1.6.2309-07, ГН 2.1.6.1338-03 РФ от 03.11.2005 N 26.

Результат шага – получение экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ».

Длительность шага: ≈30 рабочих дней

Шаг №5. Согласование проекта расчётной СЗЗ в Роспотребнадзоре

Компания «Экологические услуги» отправляет в Роспотребнадзор («Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу») проект расчётной санитарно-защитной зоны и экспертное заключение ФБУЗ «ЦГи Э».

Длительность шага: ≈30 рабочих дней

Шаг №6. Получение от Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения/передача заключения и проекта расчётной СЗЗ предприятию

На основании экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ» и проекта обоснования размера расчётной санитарно-защитной зоны Роспотребнадзор выдаёт санитарно-эпидемиологическое заключение компании «Экологические услуги».

В заключении говорится, что проект обоснования расчётной СЗЗ соответствует эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПин 1.6.1032-01, ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.2309-07, СН 2.2.4/2.1.8.526-96.

После получения заключения Роспотребнадзора инженер-эколог передаёт заключение, а также выполненный и согласованный проект расчётной зоны на предприятие заказчика.

Длительность шага: ≈ 1-2 дня


После того, как определены размеры санитарно-защитной зоны (проект обоснования расчётной СЗЗ) и подтверждены расчётным методом, необходимо доказать их достаточность путем натурных лабораторных замеров и в итоге получить письмо от Роспотребнадзора об установлении окончательной СЗЗ.


Подробное описание II этапа.:

Шаг №1. Передача предприятием данных для мониторинга аккредитованной лаборатории

Все необходимые данные для натурных замеров можно взять из таблицы проекта расчётной СЗЗ «План проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума для обоснования размеров санитарно-защитной зоны для предприятия N», см. I этап установления СЗЗ.

В таблице указаны следующие данные: в скольких точках необходимо проводить замеры шума и выбросов; координаты выбранных точек; вид исследования; периодичность контроля исследований; направление ветра; исполнитель замеров (аккредитованная лаборатория).

Данные замеры необходимо проводить в течение года, чтобы учесть особенности работы предприятия в разное время года и собрать статистику «поведения» шума и воздуха на границе сан.зоны.

Предприятие выбирает аккредитованную лабораторию и заключает с ней договор на проведение исследований в точках, согласно плану мониторинга.

Длительность шага: ≈ 5 рабочих дней

Шаг №2. Проведение исследований аккредитованной лабораторией в течение года

Лаборатория исследует точки, согласно данным таблицы «План проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума для обоснования размеров санитарно-защитной зоны для предприятия N».

Каждое исследование лаборатория оформляет в виде протокола и предоставляет предприятию-заказчику. Заказчик собирает все протоколы в течение года.

Длительность шага: в течение одного года.

Шаг №3. Подготовка отчёта о подтверждении достаточности размеров СЗЗ

Спустя год после передачи данных таблицы мониторинга аккредитованной лаборатории и после получения всех протоколов замеров, предприятию необходимо подготовить отчёт о подтверждении достаточности размеров СЗЗ.

В отчете на основании проекта расчетной зоны и протоколов замеров доказывается, что размер санитарно-защитной зоны определен верно. То есть, на границе зоны предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и уровни шума не превышают установленные нормативы. Значит, за пределами СЗЗ деятельность предприятия не оказывает негативного воздействия на окружающую среду.

Для подготовки отчёта предприятие, как правило, привлекает проектную организацию, которой была поручена разработка санитарно-защитной зоны (расчетной) и ее согласование.

Длительность шага: 5 рабочих дней

Шаг №4. Согласование отчёта в Роспотребнадзоре/ получение письма об установлении СЗЗ

После подготовки отчёта о подтверждении достаточности размеров СЗЗ, компания-исполнитель предоставляет его с приложением картографических материалов и протоколов замеров на согласование в Роспотребнадзор.

Спустя 30 рабочих дней Роспотребнадзор направляет ответное письмо на имя предприятия-заказчика об установлении (окончательной) санитарно-защитной зоны для предприятия N.

Длительность шага: ≈35 рабочих дней

Поздравляем, вы завершили процесс установления сан. зоны для своего предприятия!

Июнь 2016

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте [email protected] или по номеру 8-800-500-81-25.

ecolusspb.ru

Установление санитарно-защитных зон — Официальный сайт Роспотребнадзора

Установление санитарно-защитных зон

Войти
  • НОВОСТИ
  • ОБ УПРАВЛЕНИИ
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
  • ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
  • ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И КАДРЫ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
  • СЕРВИСЫ
  • ПРЕСС-ЦЕНТР
  • ДОКУМЕНТЫ
  • САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
  • ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
  • ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ
    • Административные регламенты
    • Лицензирование деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных
    • Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения
    • Выдача судовых санитарных свидетельств на право плавания, на навигацию
    • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений
      • Выдача на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений
      • Переоформление санитарно-эпидемиологических заключений
      • Информация об объектах и видах деятельности, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе
      • Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений
      • Порядок информирования об услуге
      • Порядок обжалования услуги
    • Приём уведомлений о начале предпринимательской деятельности. Постановление правительства РФ № 584 от 16 июля 2009 г. «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». Шаблон уведомления (заполнение, проверка заполнения, автоматическая отправка в Управление)
    • Государственная регистрация продукции, ввозимой на территорию Таможенного союза или изготавливаемой на территории Таможенного союза
    • Основания для отказа
    • Порядок обжалования
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • СЛУЖЕБНЫЙ ПОРТАЛ
  • 95 лет службе
  • ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ
  • Установление санитарно-защитных зон
  • Единый реестр проверок
  • Общественный совет

www.55.rospotrebnadzor.ru

О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон, Письмо Роспотребнадзора от 18 июня 2015 года №01/6968-15-32

ПИСЬМО

от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32

О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон



Федеральная служба по надзору по защите прав потребителей и благополучия человека сообщает, что проведенный анализ представляемых на рассмотрение материалов (санитарно-эпидемиологические экспертизы проектов санитарно-защитных зон, предварительные заключения территориальных органов Роспотребнадзора для установления окончательных санитарно-защитных зон) указывает на необходимость унификации базовой информации, отражаемой в этих материалах и позволяющей принимать решения о соответствии (несоответствии) проектов санитарно-защитных зон требованиям санитарного законодательства и возможности установления окончательных санитарно-защитных зон.

В этой связи в целях обеспечения единообразного подхода к оформлению материалов, обосновывающих установление размера как предварительной, так и окончательной санитарно-защитной зоны объекта (далее — СЗЗ), а также неукоснительного соблюдения положений санитарного законодательства Роспотребнадзор обращает внимание на следующее.

При оформлении экспертного заключения по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ в содержательной части целесообразно предусмотреть изложение следующей информации:

1. Наименование хозяйствующего субъекта, для промышленной площадки (далее — промплощадка) которого представлен проект расчетной СЗЗ реквизиты хозяйствующего субъекта, наименование проекта СЗЗ.

2. Статус объекта, для которого разработан проект СЗЗ (вновь строящийся, реконструируемый, технически перевооружаемый, действующий без перспективного увеличения мощности и др.).

3. Описание исходной градостроительной ситуации и ее перспективного развития с учетом результатов её сопоставления экспертом с официальными публичными данными Правил землепользования и застройки населенного пункта, размещенными на официальном сайте органов местного самоуправления и находящимися в общем доступе, а также имеющимися данными публичной кадастровой карты Росреестра.

4. Количество всех земельных участков, на которых размещен или предполагается к размещению объект, с указанием их соответствия положениям пункта 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в части вида хозяйственной деятельности на земельном участке, принадлежащем промышленному производству и объекту и оформленному в установленном порядке). Для обеспечения последующей идентификации границ промплощадки, от которой обосновывается размер и границы СЗЗ, рекомендуем указывать кадастровые номера упомянутых земельных участков.

В случае, если земельный участок не оформлен для ведения хозяйственной деятельности в установленном порядке, проект СЗЗ не может быть признан соответствующим пункту 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. При этом доводы разработчиков проекта СЗЗ или хозяйствующих субъектов о том, что проект СЗЗ разработан как основание для внесения изменений в утвержденную в градостроительную документацию или для изменения разрешенного вида использования земельного участка не является основанием для согласования таких проектов, т.к. установленная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура изменения разрешенного вида использования земельного участка и состав представляемой для этого документации не предусматривают наличие согласованной расчетной СЗЗ для объекта, предполагаемого к размещению на этом земельном участке.

5. Класс опасности объекта согласно санитарной классификации, предусмотренной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В случае, если в состав объекта входят вспомогательные (обеспечивающие) структурные подразделения, имеющие свой класс опасности, перечислить все такие подразделения с указанием класса опасности и соответствующего пункта в санитарной классификации. В случае, если объект не внесен в санитарную классификацию, указать соответствующую информацию.

6. Информацию о расстояниях от границ земельного участка объекта до границ существующих территорий и до ближайших границ перспективных к застройке территорий с нормируемыми показателями среды обитания (жилой застройки, образовательных учреждений, зон рекреации и др.), размещение которых предусмотрено Правилами землепользования и застройки населенных пунктов (в целях оценки соблюдения положений пунктов 5.1, 5.2 и 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

7. Мощность объекта (существующая и/или перспективная по выпуску продукции, перерабатываемому сырью, добыче полезных ископаемых и др.) с описанием технологических процессов на объекте (его структурных подразделениях, имеющих свой класс опасности) и с указанием установленных факторов негативного воздействия (химический, биологический, физический). В случае, если какой-либо из этих факторов имеется на промплощадке, но не превышает нормативных значений на ее границе и на этом основании не включается в программу лабораторных наблюдений, необходимо описать это обстоятельство, обеспечив таким образом наличие анализа по всем возможным факторам негативного воздействия и обоснованно исключив из программы лабораторных наблюдений те из них, по которым объект не является источником негативного воздействия.

8. Количество источников по каждому из факторов, итоговый перечень вредных веществ с учетом совокупности всех технологических процессов, по которым произведены расчеты рассеивания, с указанием примененных в расчетах разработанных в установленном порядке методик, что соответствует положениям пункта 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

9. Формируемые загрязняющими веществами расчетные концентрации на границе расчетной СЗЗ и за ее пределами (с целью проверки возможного формирования максимальных значений ПДК за пределами расчетной СЗЗ при наличии на объекте источников средних и высоких нагретых выбросов).

10. Наличие или отсутствие, с позиций гигиенической безопасности, необходимости выполнения мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух, биологического и физического воздействия (пункт 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), а также мероприятий и средств на организацию СЗЗ, включая отселения жителей, в случае необходимости (пункт 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

11. Перечень факторов негативного воздействия, подлежащих лабораторным исследованиям и измерениям, перечень загрязняющих веществ, исследование которых в атмосферном воздухе на границе расчетной СЗЗ и в жилой застройке целесообразно, а также адреса и координаты контрольных точек (при наличии такой возможности).

12. Ориентирующую информацию для хозяйствующего субъекта о том, что установление окончательной СЗЗ осуществляется в порядке, предусмотренном главой IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, с указанием конкретного номера пункта, в соответствии с которым установление окончательной СЗЗ будет проведено для данного объекта. Отдельно обратить внимание хозяйствующего субъекта на то, что натурные исследования и измерения в целях подтверждения расчетных размеров СЗЗ и установления окончательной СЗЗ должны быть проведены после достижения объектом той проектной мощности, для которой была обоснована расчетная СЗЗ данного объекта.

13. Выводы о соответствии (несоответствии) расчетной СЗЗ требованиям санитарного законодательства, регулирующего вопросы установления СЗЗ.

В предварительных заключениях территориальных органов Роспотребнадзора рекомендуется отражать следующую информацию:

1. Сведения об оцененных документах, позволивших установить соответствие земельного участка, от границ которого устанавливается окончательная санитарно-защитная зона, положениям пункта 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

2. Информацию о производственной мощности объекта (по перерабатываемому сырью, произведенной продукции, или другому показателю штатного режима работы объекта), для которого устанавливается окончательная СЗЗ. В случаях, когда обоснование расчетных границ СЗЗ проводилось для строящихся, реконструируемых, технически перевооружаемых объектов, в предварительное заключение в обязательном порядке должна быть внесена информация о том, достигло ли предприятие на момент проведения натурных исследований и измерений того штатного режима и проектной мощности, для которых проводилось обоснование расчетной СЗЗ.

3. Анализ выполнения мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, а также по организации СЗЗ, если необходимость проведения таковых была установлена ранее при согласовании расчетной СЗЗ.

4. Анализ соответствия объема выполненных натурных исследований и измерений программе наблюдений, ранее представляемой и оцененной в составе проекта СЗЗ, а также анализ сопоставления расчетных (ожидаемых) значений ПДК загрязняющих веществ и ПДУ физических факторов фактическим результатам проведенных исследований и измерений. Отдельно привести информацию о том, является ли представленный объем натурных исследований и измерений выполненным после достижения объектом проектной мощности и/или ввода в эксплуатацию после его технического перевооружения или реконструкции.

5. Информацию об объеме и результатах проведенных лабораторных исследований и измерений на границе СЗЗ и в жилой застройке, выполненных в рамках контрольно-надзорной деятельности, с указанием наличия (отсутствия) жалоб населения на ухудшение условий проживания в связи с эксплуатацией объекта, для которого устанавливается окончательный размер СЗЗ, и результаты рассмотрения данных обращений.

6. Информацию о результатах оценки риска здоровью населения.

7. Вывод о размере окончательной СЗЗ, который по итогам совокупного анализа расчетов, представленных в проекте СЗЗ, результатов оценки риска здоровью населения (для объектов 1 и 2 классов опасности) и выполненных натурных исследований и измерений признан территориальным органом Роспотребнадзора безопасным и соответствующим положениям пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В случае несовпадения размеров СЗЗ, полученных на основании вышеуказанных данных, решение по окончательному размеру данной СЗЗ должно приниматься по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для населения согласно пункту 3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, о чем также должно быть указано в предварительном заключении.

В отношении положений пункта 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 дополнительно обращаем внимание на недопустимость предъявления к хозяйствующим субъектам требований о временном периоде, в течение которого этот объем исследований (50 или 30 дней исследований в зависимости от класса опасности объекта) должен быть сформирован. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает таких требований, равно как и требований о проведении исследований посезонно. Вместе с тем, целесообразно рекомендовать хозяйствующему субъекту проведение лабораторных исследований содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ в условиях наихудшего рассеивания выбросов данных загрязняющих веществ.

Отдельным вопросом рассмотрения и установления размеров СЗЗ, как зон с особым режимом использования территорий, является необходимость на основании закреплённого СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 режима СЗЗ накладывать ограничения на землепользование через внесение сведений об установлении СЗЗ в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ), пунктов 4, 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 (далее — Правила), органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить направление в установленном порядке сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарно-защитных зон.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 (далее — постановление N 621). Согласно указанному постановлению N 621, карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности, лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером. При этом карта (план) объекта землеустройства, предназначенная для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости, оформляется в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя.

В этой связи территориальные органы Роспотребнадзора для обеспечения информирования органов Росреестра и органов местного самоуправления о принятых решениях об установлении СЗЗ объектов должны осуществлять взаимодействие с хозяйствующими субъектами, обращающимися по вопросу установления СЗЗ с информированием их о необходимости предоставления в составе проекта СЗЗ сведений о размерах и границах СЗЗ на карте-плане объекта землеустройства в бумажном и электронном виде в форматах и в системах координат, используемых для ведения государственного кадастра недвижимости (по форме, предусмотренной постановлением N 621).

Данная позиция Роспотребнадзора поддержана Министерством экономического развития Российской Федерации и Росреестром. При этом обращаем внимание, что ответственность за соответствие электронного файла и бумажного носителя несет хозяйствующий субъект, обратившийся за установлением окончательной СЗЗ и предоставивший указанные данные.

Руководитель
А.Ю.Попова




Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

docs.cntd.ru

Решение об установлении СЗЗ, что это такое, когда и кому нужно, процедура получения

✚ Решение об установлении СЗЗ и подача в Роспотребнадзор от специалистов компании «ЭкоЭксперт» с опытом работы более 13 лет.

Со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в лексикон проектировщиков вошло новое выражение – решение об установлении санитарно-защитной зоны.

Привычная процедура согласования санитарно-защитной зоны поменялась, и теперь любое предприятие должно получить в Роспотребнадзоре решение об установлении СЗЗ или официальное письмо с обоснованием, почему для данного предприятия СЗЗ не устанавливается. В таком случае решение не нужно.

Новое требование в 2019 году распространяется как на проектируемые, так и на существующие предприятия, при этом процедура получения решения для существующего и проектируемого объекта существенно различается.

Получение решения об установлении СЗЗ для проектируемого предприятия

В соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса, решение об установлении СЗЗ необходимо приложить к пакету документов, подаваемых на получение разрешения на строительство. Таким образом, для проектируемого объекта решение об установлении СЗЗ получают после прохождения экспертизы проектной документации и положительного заключения. Без этого разрешение на строительство не дадут. То есть до разработки проекта на строительство и прохождения Госстройэкспертизы получить решение невозможно.

Шаги для получения решения об установлении СЗЗ следующие:

  1. 1. На основании проектных решений, уже прошедших экспертизу, разрабатывается проект санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ, сокращение или установление – не так важно, хотя стоимость проектных работ от этого зависит).
  2. 2. Далее проект СЗЗ проходит согласование в экспертной организации, получает положительное экспертное заключение.
  3. 3. После получения экспертного заключения проект СЗЗ подается в Роспотребнадзор на получение решения об установлении СЗЗ. Также при подаче проекта в Роспотребнадзор нужно приложить описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650 в виде файла. Этот файл может создать кадастровый инженер на основании данных проекта СЗЗ
  4. 4. После экспертизы проекта в Роспотребнадзоре заявитель получает решение об установлении СЗЗ, необходимое для получения разрешения на строительство.

Принципиальная схема согласования выглядит следующим образом:

Для проектируемого объекта

  1. 1. Экспертиза проектной документации (получение положительного заключения стройэкспертизы)
  2. 2. Разработка проекта СЗЗ и описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате
  3. 3. Экспертиза проекта СЗЗ в экспертной организации (получение положительного экспертного заключения)
  4. 4. Экспертиза проекта СЗЗ в Роспотребнадзоре (получение решения об установлении СЗЗ)

Получение решения об установлении СЗЗ для существующего предприятия

Существующему предприятию разрешение на строительство не нужно. Однако в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 все собственники должны в течение 2 лет с момента вступления этого закона в силу (то есть до 3 марта 2020 года) провести замеры атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия и подать заявление об установлении санитарно-защитной зоны.

То есть собственники существующих предприятий также должны получить решение об установлении СЗЗ. Для них процедура получения решения об установлении санитарно-защитной зоны выглядит следующим образом:

Для существующего объекта (СЗЗ ранее не разрабатывалась)

  1. 1. Проведение замеров качества воздуха и уровня шума на границе ориентировочной СЗЗ
  2. 2. Разработка проекта СЗЗ и описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате
  3. 3. Экспертиза проекта СЗЗ в экспертной организации (получение положительного экспертного заключения на проект СЗЗ и протоколы замеров)
  4. 4. Экспертиза проекта СЗЗ в Роспотребнадзоре (получение решения об установлении СЗЗ)

Если же для существующего предприятия ранее уже разрабатывался проект санитарно-защитной зоны, при этом на него успешно получено санитарно-эпидемиологическое заключение, то процедура получения решения сокращается еще на два этапа. Собственнику необходимо только получить описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате, приложить к проекту ранее полученное экспертное заключение и подать проект сразу в Роспотребнадзор на получение решения.

Для существующего объекта (СЗЗ была разработана и согласована)

  1. 1. Проект СЗЗ + экспертное заключение на проект + описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате
  2. 2. Экспертиза проекта СЗЗ в Роспотребнадзоре (получение решения об установлении СЗЗ)

Про процедуру разработки самого проекта санитарно-защитной зоны для проектируемых и существующих предприятий можно прочитать здесь.

Опыт компании

Несмотря на относительную новизну данной процедуры согласования, наша организация уже имеет богатый опыт получения решений об установлении СЗЗ для проектируемых и существующих предприятий.

На нашем счету более десятка решений об установлении СЗЗ для проектируемых объектов III, IV и V классов опасности (производственно-складские комплексы, автозаправки, объекты придорожного сервиса), среди наших заказчиков – ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» и ООО «Татнефть-АЗС-Запад».

При этом мы готовы выполнить процедуру получения решения об установлении СЗЗ не только целиком от начала и до конца, но и на различных этапах согласования в зависимости от Вашей конкретной ситуации. Это может существенно сократить Ваши затраты (подробнее – см. раздел «Цены»).

Если у Вас уже разработан проект СЗЗ – мы можем провести замеры воздуха на границе СЗЗ. Если Вы ранее уже получили санитарно-эпидемиологическое заключение об установлении окончательной СЗЗ – мы поможем разработать описание местоположения границ СЗЗ и подать комплект документов на решение.

Стоимость данных работ зависит от многих аспектов, таких как класс опасности объекта, регион проведения, количество загрязняющих веществ и источников выбросов. Однако в любом случае наши цены адекватны объему и качеству выполняемых работ. Это снижает вероятность наложения штрафов, предусмотренных за невыполнение природоохранного законодательства.

Обращайтесь!

xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai

Роспотребнадзор предложил новые правила установления санитарно-защитных зон

Роспотребнадзор представил проект изменений в постановление правительства № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

Что изменится в правилах установления СЗЗ:

  • предлагается продлить срок подачи заявления об установлении санитарно-защитной зоны до 1 января 2022
  • изменится порядок соблюдения режима СЗЗ. На сегодняшний день соблюдение режима СЗЗ необходимо ввести в течение двух лет с момента установления санитарно-защитной зоны. По новым правилам соблюдение режима СЗЗ осуществляется сразу после ввода в эксплуатацию возведенного или реконструированного объекта капитального строительства.
  • будет расширен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению об установлении или изменении границ СЗЗ. Помимо сведений о границах СЗЗ для ЕГРН потребуется копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта СЗЗ требованиям СанПин.

Основные положения обновленного постановления правительства № 222 о СЗЗ

Правообладатели объектов, введенных в эксплуатацию до вступления поправок к проекту по СЗЗ, обязаны провести исследование физического и биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. После чего в течение года со вступления документа в силу предоставить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с прилагающимися к нему документами.

По объектам, по которым еще до вступления в силу новых правил были выданы разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, застройщики обязаны предоставить в Роспотребнадзор заявление об установлении или изменении границ СЗЗ. Срок такой же — год со дня вступления в силу обновленного постановления № 222 по СЗЗ.

Когда необходима установка границ санитарно-защитных зон

СЗЗ устанавливаются в отношении объектов капитального строительства, если они являются источником химического, физического или биологического воздействия на среду обитания человека. Также если воздействие за контурами объект капитального строительства превышает нормы СанПин. При этом СЗЗ устанавливаются не только для уже возведенных объектов, но и для планируемых к постройке или реконструкции.

Постановление правительства № 222 по СЗЗ не распространяется на установление зон санитарной охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, источников ионизирующего излучения.

Какие есть ограничения в пределах СЗЗ

Земельные участки в границах санитарно-защитной зоны нельзя использовать для размещения:

  • жилых построек
  • объектов образования или здравоохранения
  • открытых спортивных сооружений
  • рекреационных зон
  • объектов дачного хозяйства
  • объектов по производству и хранению лекарств
  • предприятий пищевой промышленности
  • складов продовольственного сырья

Также эти земельные участки нельзя использовать для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, предназначенной для пищевой промышленности, если воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, негативно скажется на качестве и безопасности выращенного сырья.

Новые правила изменения границ СЗЗ

Для изменения границы СЗЗ, если отсутствует заявление правообладателя объекта, юридические лица или органы власти могут провести исследование атмосферного воздуха и уровня физического воздействия на него за контурами объекта (или ранее существовавшего объекта).

Если по итогам исследований будут выявлены основания, чтобы изменить границу СЗЗ или прекратить ее существование, в уполномоченный орган должно быть представлено соответствующее заявление. К заявлению также необходимо приложить проект СЗЗ и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Что включает в себя проект санитарно-защитной зоны

Стандартный проект СЗЗ содержит:

  • сведения о размерах санитарно-защитной зоны
  • данные о границах СЗЗ: наименование административно-территориальных единиц, графическое описание местоположения границ, перечень координат границ
  • обоснование размеров границ СЗЗ с учетом рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферу и оценки риска для здоровья людей
  • перечень ограничений для использования земельных участков, находящихся в границах СЗЗ
  • обоснование возможности использовать земельные участки в целях, указанных в 5 пункте Правил № 222 о СЗЗ

В течение 15 рабочих дней после поступления заявления Роспотребнадзор принимает решение об установлении СЗЗ, изменении ее границ или прекращении существования, затем решение направляется заявителю. Уполномоченный орган может также отказать устанавливать или изменять границы СЗЗ. Причины для отказа могут быть следующие:

  • заявитель предоставил не все документы
  • несоответствие заявленных размеров и границ СЗЗ требованиям законодательства
  • несоответствие ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ требованиям правил
  • наличие в экспертном заключении данных о несоответствии проекта СЗЗ требованиям СанПин

Полный текст обновленного проекта правил по установлению санитарно-защитных зон в 2018 году представлен в системе «Техэксперт: Экология. Проф» . Ознакомившись с обновленным постановлением правительства № 222 о СЗЗ, вы сможете:

  • своевременно подготовиться к возможным изменениям в части установления СЗЗ
  • избежать штрафных санкций, напомним, что несоблюдение требований установления СЗЗ грозит административной ответственностью по ст. 6.3 КоАП РФ

xn--e1aaougdegv4f.xn--80aswg

Проект санитарно-защитной зоны (расчётной и окончательной) (Проект СЗЗ)

ОБУВ — ориентировочно безопасный уровень воздействия загрязняющего вещества

ПДКс.с. — предельно-допустимая концентрация загрязняющего вещества (среднесуточная)

ПГУ — Пылегазоочистное устройство

ЗВ — загрязняющее вещество

ПДКм.р. — предельно-допустимая концентрация загрязняющего вещества (максимально-разовая)

Источник выделения загрязняющих веществ — объект (технологические установки, агрегаты, машины и технологические процессы), в котором возникает и из которого выделяется загрязняющее вещество.

Источник непостоянного шума — шум, уровень звука которого изменяется во времени более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике «медленно».

Постоянный шум — шум, уровень звука которого в течение смены изменяется во времени не более чем на 5 дБА при измерении на характеристике шумомера «медленно».

Источник шума (ИШ) — технологическое и инженерное оборудование, а также транспортные потоки на улицах и дорогах, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, промышленные и энергетические предприятия и их отдельные установки, способные оказывать звуковое давление.

Расчетная СЗЗ — санитарно-защитная зона предприятия, здания, сооружения и пр., размеры которой определяются расчетными методами по максимально удаленной от промплощадки изолинии 1 или 0,8 ПДК (для объектов со специальными требованиями) или ПДУ физических воздействия.

Ориентировочная СЗЗ — санитарно-защитная зона предприятия, здания, сооружения и пр., размеры которой соответствуют требованиям действующих санитарных норм и правил.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория между границами промышленной площадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства, прочими источниками вредных выбросов и неблагоприятных физических воздействия и границей селитебной застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, а также других территорий, используемых населением с учетом перспективного развития. Является обязательным элементом любого объекта – источника воздействия на среду обитания и здоровье человека и подлежит организации и благоустройству.

Территория предприятия — территория, оформленная в установленном порядке собственником предприятия для осуществления хозяйственной деятельности.

Среда обитания — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Очистка газа (газоочистка) — выделение из газа или обезвреживание загрязняющего вещества, поступающего из источника выделения

Валовый выброс — масса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу в течение года от источника или совокупности источников загрязнения атмосферы.

Массовый выброс — масса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу от ИЗА в единицу времени

Неорганизованный источник загрязнения атмосферы — ИЗА, не имеющий специальных устройств вывода загрязняющих веществ в атмосферу.

Организованный источник загрязнения атмосферы — ИЗА, оборудованный устройством для направленного вывода в атмосферу загрязняющего вещества

Источник загрязнения атмосферы — объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.

Загрязняющее вещество — вещество, не входящее в постоянный состав атмосферы и неблагоприятно воздействующее на окружающую среду и здоровье людей.


Больше терминов

ecolusspb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *