Памятка для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих услуги питания вне организации общественного питания «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению питания вне организации общественного питания»
ПАМЯТКА
для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих услуги питания вне организации общественного питания
«Санитарно-эпидемиологические требования к проведению питания вне организации общественного питания»
Требования к проведению питания вне организации общественного питания изложены в санитарных правилах СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 г., с 1 февраля 2002 года.
При необходимости транспортирования готовой продукции она должна доставляться в термосах и в специально выделенной, хорошо вымытой посуде с плотно закрывающимися крышками. Срок хранения горячих первых и вторых блюд в термосах не должен превышать 3 часа (включая время их транспортировки). Каждая емкость с пищевыми продуктами (блюдами, кулинарными изделиями) должна иметь маркировочный ярлык с указанием ее наименования и адреса организации-изготовителя, даты и часа изготовления, условий хранения и сроков годности (п. 9.9).
Для доставки готовых блюд используют чистую оборотную маркированную тару, соответствующую требованиям нормативной и технической документации, с плотно пригнанными крышками, а также упаковочные материалы, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Доставка готовых блюд для обслуживания общественного мероприятия должна производится в плотно закрывающихся контейнерах, боксах, термоконтейнерах, сумках-холодильниках и других аналогичных емкостях снабженных маркировочным ярлыком. Ярлыки сохраняются до конца обслуживания мероприятия (п.9.11).
Реализация готовых блюд и других изделий вне организации общественного питания должна осуществляться при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, удостоверения о качестве и безопасности, декларации или сертификата о соответствии). Сопроводительные документы в организации общественного питания должны храниться не менее 30 дней с момента изготовления блюда.
При кейтеринговом обслуживании комплектование контейнеров и тележек пищевой продукцией начинается не ранее чем за 3 часа до начала мероприятия.
Каждый заказ регистрируется в учетной документации с указанием наименования блюда, даты и часа изготовления
Температура блюд при их раздаче должна отвечать требованиям: горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65°С, холодные супы, напитки — не выше 14°С (п.9.2).
Не допускается заправка салатной продукции, первых, вторых блюд предназначенных для реализации вне организации общественного питания. Соусы к блюдам доставляются в индивидуальной потребительской упаковке (п.9.3).
Для раздачи готовых блюд используют чистую, сухую посуду и столовые приборы. Повторное использование одноразовой посуды и приборов запрещается.
Продукцию общественного питания в виде горячих блюд, кулинарных изделий, реализуемую вне организации общественного питания по заказам потребителей упаковывают в потребительскую одноразовую упаковку, изготовленную из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.
Сервировку и порционирование блюд необходимо осуществлять персоналом с использованием одноразовых перчаток для каждого вида блюд.
При проведении кейтеринговых обслуживаний (или организации питания по заказам потребителей вне организации общественного питания) вскрытие потребительских упаковок с пищевыми продуктами, напитками, блюдами, а также порционирование блюд, подготовка кулинарных изделий к раздаче производится в выделенном отдельном помещении, расположенном непосредственно в месте проведения мероприятия (п.9.7).
Раздаточный инвентарь должен быть чистым, в достаточном количестве для каждого вида готовой продукции (блюда) (п. 9.8.).
Пищевые отходы собирают в специальную промаркированную тару (ведра, бачки с крышками). Бачки и ведра после удаления отходов промывают моющими и дезинфицирующими средствами, ополаскивают горячей водой 40-50°С и просушивают. Выделяется место для мытья тары для пищевых отходов (п. 9.13).
Мытье оборотной тары производят в предприятиях общественного питания в специализированных цехах в специально выделенных помещениях, оборудованных ваннами или моечными машинами, с применением моющих средств (п. 6.22).
02.rospotrebnadzor.ru
Памятки — Роспотребнадзор
Право потребителей на качество и безопасность товаров и услуг, право на необходимую, полную и достоверную информацию, обеспечивающую возможность их правильного выбора, закреплено не одним законодательным актом, особенно, если речь касается пищевых продуктов. В связи с этим, к качеству продовольственных товаров и изготовлению из них кулинарной продукции, кондитерских изделий предъявляются особые требования. Несоблюдение обязательных требований, предъявляемых к выработке кулинарной продукции, хранению, условиям её реализации может повлечь за собой не только убытки, но и ущерб здоровью, жизни потребителя.
Перечень нормативных актов, регулирующих оказание потребителям услуг общественного питания, достаточно велик. В качестве примера можно назвать следующие: Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 2300-1 от 07.02.1992г., Правила оказания услуг общественного питания, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036, Санитарные правила 2.3.6.1079.01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Услуги ресторанов, кафе, баров и закусочных, столовых и других точек общественного питания должны оказываться в строгом соответствии с вышеназванными нормативными актами.
Однако, анализируя характер обращений граждан, недовольных услугами общественного питания, условиями и порядком их предоставления, стоит признать, что в ряде случаев жалобы потребителей вполне обоснованы.
Например, взимание с потребителей определённого процента за обслуживание. Во-первых, оказание услуг в ресторанах и кафе, в большинстве случаев, исключают самообслуживание. Во-вторых, трудозатраты официантов, обслуживающего персонала заложены в себестоимость отпускаемых блюд, услуги в комплексе. Равно как и заложена в себестоимость используемая посуда одноразового применения. Таким образом, дополнительное взимание платы за обслуживание, за посуду, в которой отпускаются напитки, кулинарная продукция недопустимо. Последствия нарушений прав потребителей в случае навязывания, обусловливания оказания одних услуг обязательным оказанием других услуг, влечёт за собой, в силу статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», признание условий договора недействительными, ущемляющими права потребителей.
В соответствии с п. 5 Правил оказания услуг общественного питания, исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие). Однако, правила ограничительного характера не должны противоречить ни законодательству Российской Федерации, ни здравому смыслу. Какая-либо дискриминация недопустима. Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами (п.16 Правил).
Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантом и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.
В случае, если потребитель усомнился в полновесности отпущенных ему блюд, исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объёма (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания (п.21 Правил).
У потребителя всегда есть возможность отказаться от услуги, предварительно оплаченной. Однако, возврат внесённых средств может последовать только в том случае, если исполнитель не понёс расходов, связанных с исполнением взятых на себя обязательств по договору (п. 27 Правил, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Исполнитель, руководствуясь в свой деятельности действующим законодательством, обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей не только информацию о перечне услуг и условиях их оказания, о ценах и условиях оплаты услуг; сведения о весе (объёме) порций готовых блюд, ёмкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объёме его порций,
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
К сведению потребителя!
- При размещении организаций общественного питания в пристроенных, встроено-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
- Допускается приготовление блюд на мангале в организациях общественного питания, размещенных в отдельно стоящих зданиях, при условии использования современного оборудования.
- Производство продукции должно проводиться по технической документации, разработанной в установленном законодательством порядке.
- Реализация полуфабрикатов, готовых блюд и других изделий вне организации общественного питания должна осуществляться при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, удостоверения о качестве и безопасности, декларации или сертификата о соответствии). Сопроводительные документы в организации общественного питания должны храниться не менее 30 дней с момента изготовления блюда.
- Изготовитель, исполнитель услуг обязан своевременно предоставить потребителю информацию, в том числе и об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ и услуг) требованиям безопасности.
- Блюда, содержащие рыбу, морепродукты или иные продукты животного происхождения в сыром виде, должны производиться в стационарных организациях общественного питания. Блюда не подлежат хранению и должны готовиться непосредственно перед раздачей по заказу посетителей.
- Продукцию общественного питания в виде полуфабрикатов, охлажденных, замороженных и горячих блюд, кулинарных изделий, реализуемую вне организации общественного питания по заказам потребителей и в организациях торговли и отделах кулинарии, упаковывают в потребительскую одноразовую упаковку, изготовленную из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.
- Сервировку и порционирование блюд необходимо осуществлять персоналом с использованием одноразовых перчаток для каждого вида блюд.
- Салаты, винегреты и нарезанные компоненты в незаправленном виде хранят при температуре 4 +-2°С не более 6 ч. Заправлять салаты и винегреты и нарезанные компоненты следует непосредственно перед отпуском.
- Салаты из свежих овощей, фруктов и зелени готовят партиями по мере спроса.
- Приготовление кулинарных изделий в грилях осуществляют в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, при этом, температура в толще готового продукта должна быть не ниже 85°С.
zpp.rospotrebnadzor.ru
Проект новых санитарных правил СП 2.3.6. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания
Роспотребнадзор готовит новые санитарные правила для предприятий общепита. Вы можете скачать проект СП 2.3.6 на нашем сайте.
Необходимость изменения СанПиНа для преприятий питания назрела уже давно. В действующих санитарных правилах есть много устаревших норм, которые выполнить, как правило, невозможно. Роспотребнадзор опубликовал проект новой версии санитарных правил. Были исключены некоторые нормы, однако, в целом мало что изменилось.
В ответ на это, представители бизнеса совместно с Минэкономразвития России подготовили заключение об оценке регулирующего воздействия новых санитарных правил.
На основе проведенной оценки «Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.»
Предлагается исключить из санитарных правил такие положения, как:
- Вывод систем вентиляции на высоту не менее 1 метра над коньком крыши (сейчас используются комплексные системы вытяжной очистки, позволяющие избавиться от дыма и запахов от горячих цехов, мангалов и других источников)
- Обеспечение помещений общепита естественным освещением (в настоящее время значительное количество предприятий общественного питания расположены в изолированных, а также цокольных и полуподвальных помещениях, где обеспечение «естественного» освещения невозможно)
- Ведение журналов и записей на бумажных носителях (предлагается возможность ведения документов на электронных носителях)
- … и еще 28 пунктов, содержащих избыточные или невыполнимые требования.
Недавно руководитель компании Креатив-шеф дал интервью каналу ОТР относительно новых санитарных правил. Смотрите запись на нашем канале YouTube.
www.creative-chef.ru
СанПиН общественное питание \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс
]]>Подборка наиболее важных документов по запросу СанПиН общественное питание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: СанПиН общественное питание
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 7 «Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)» Закона РФ «О защите прав потребителей»
(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Как установил суд, факт нарушения предпринимателем санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности пищевых продуктов и продовольственного сырья (п. 7.8 СанПин 2.3.6.1079-01) и ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подтверждается актом проверки прокуратуры и протоколом об административном правонарушении, в частности установлено, что у предпринимателя отсутствовала сопроводительная документация на пищевые продукты (мясо, крупы, овощи, фрукты, муку, соки, мороженое, сметану), подтверждающая их безопасность и качество (п. 4 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 1069 «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» ГК РФ
(ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»)Частично удовлетворяя иск организации и взыскивая с субъекта РФ в лице министерства сельского хозяйства и продовольствия субъекта РФ за счет средств казны субъекта РФ убытки, суд указал, что по смыслу норм права необходимым условием для возмещения вреда по правилам статей 16, 1069 ГК РФ является оценка судом действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов на предмет их соответствия требованиям законодательства. Незаконность действий должностного лица государственного органа исполнительной власти — службы субъекта РФ по ветеринарному надзору — установлена вступившими в законную силу судебными решениями, имеющими преюдициальное значение для рассмотрения данного дела. В результате указанных действий, в соответствии с требованиями пункта 2 приложения N 1 СанПин 2.3.2.1324-03, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98, и обычной деятельности предприятия общественного питания истец вынужден был утилизировать продукцию из мяса свинины.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: СанПиН общественное питание
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияСогласно письму от 07.05.2015 N 1850 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Саратовской области» в здании, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Советская, д. 1, ранее размещался туберкулезный диспансер, в связи с чем размещение в нем каких-либо офисных помещений, предприятий общественного питания запрещено в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», согласно пункту 10.8.4 которого в целях профилактики распространения туберкулеза с учетом высокой устойчивости и длительности сохранения возбудителя во внешней среде перепрофилирование медицинских организаций для лечения больных туберкулезом запрещается.
Нормативные акты: СанПиН общественное питание
www.consultant.ru
Требования к размещению, устройству и содержанию объектов общественного питания
Требования к размещению, устройству и содержанию объектов общественного питания
1. Нормативные документы и правовые акты, регламентирующие требования к размещению, устройству и содержанию организаций общественного питания:
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52-ФЗ»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
- СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
- ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;
- ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»
- ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
- ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»
- ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»
- ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»
- ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»
- ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»
- ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»
- ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»
- ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»
- ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 N 1036 Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания (с изменениями и дополнениями).
2. Требования к размещению, устройству и содержанию объектов общественного питания.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 2009 года в Российской Федерации вступила в действие уведомительная система о начале осуществления отдельных видов деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе и по предоставлению услуг общественного питания (уведомление о начале деятельности в Магаданской области подается в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, адрес: г. Магадан, ул. Якутская, д. 53, корп. 2 или в электронном виде через сайт https://www.gosuslugi.ru).
Организации общественного питания могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроено-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала, при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
В организациях не размещаются помещения под жилье, не осуществляются работы и услуги, не связанные с деятельностью организаций общественного питания, а также не содержатся домашние животные и птица.
На территории организаций рекомендуется предусматривать площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей, а также площадка для сбора мусора и пищевых отходов.
Территория организации должна быть благоустроена и содержаться в чистоте. На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия общественного питания, включая летние кафе.
Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала, при этом набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.
Организации, независимо от форм собственности, мощности, места расположения, оборудуются системами внутреннего водопровода и канализации, при этом качество воды должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения. При отсутствии горячей или холодной воды организация приостанавливает свою работу.
Все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается.
Система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м, при этом устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения.
Естественное и искусственное освещение во всех помещениях должны соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. При этом максимально используется естественное освещение.
49.rospotrebnadzor.ru
О наиболее часто встречающихся нарушениях требований санитарных правил и технических регламентов при плановых проверках предприятий торговли и общественного питания
О наиболее часто встречающихся нарушениях требований санитарных правил и технических регламентов при плановых проверках предприятий торговли и общественного питания
За текущий период 2016 года в Нижегородской области при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области были выявлены нарушения обязательных требований следующих нормативных документов:
I. Санитарные правила 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (далее СП 2.3.6.1066-01).
1.1. В организациях торговли, имеющих специализированные отделы
(овощные, рыбные, гастрономические, молочно-жировые и т.д.) часто не имеют изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже. В соответствии с п. 5.3. СП 2.3.6.1066-01 «Организации торговли, при наличии в них специализированных отделов, должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др».
1.2. Для хранения и подготовки пищевых продуктов часто используется производственный коридор или неприспособленные помещения. В соответствии с п. 5.4. СП 2.3.6.1066-01 «В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов.
Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.
1.3. На предприятиях торговли для отделки помещений и оборудования используются обои, цветные побелки, неокрашенные деревянные доски и ДСП плиты, которые невозможно подвергнуть влажной обработке и дезинфекции. В соответствии с п. 5.9. СП 2.3.6.1066-01 «Для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств, разрешенные для этих целей органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке».
1.4. В холодильном оборудовании отсутствуют термометры для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Из-за отсутствия психрометров не проводится контроль температурно-влажностного режима хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д.
В соответствии с п. 6.2. СП 2.3.6.1066-01 «Все холодильные установки в организациях торговли оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Охлаждаемые камеры рекомендуется оборудовать термореле и (или) системами автоматического регулирования и регистрации температурно-влажностного режима».
В соответствии с п. 6.4. СП 2.3.6.1066-01 «Контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей».
1.5. При приемке большого количества продуктов питания часто пищевые продукты находятся длительное время в производственных коридорах, а не в холодильном и торговом оборудовании. В соответствии с п. 7.2. СП 2.3.6.1066-01 «Количество принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования. Хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляется при температуре не выше +6 град. С.
1.6. Не сохраняется до конца реализации продукта питания этикетка (ярлык) от тары поставщика. В соответствии с п. 7.4. СП 2.3.6.1066-01 «Этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов».
1.7. Не соблюдаются правила товарного соседства при хранении пищевых продуктов и нормы складирования. Так в холодильных камерах совместно хранятся готовые к употреблению пищевые продукты (сыр, масло, молоко и сырая рыба, мясо, мясные полуфабрикаты. Часть продуктов питания находится на полу без подтоварников. В соответствии с п. 7.6. СП 2.3.6.1066-01 «При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи».
В соответствии с п. 7.7. СП 2.3.6.1066-01 «Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров».
В соответствии с п. 7.8. СП 2.3.6.1066-01 «Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола».
1.8. Нарушаются сроки реализации пищевых продуктов, масса которых не позволяет осуществить их реализацию одномоментно (мясные изделия в вакуумной упаковке, салаты, творог, сметана и т.д. массой более 1 кг). В соответствии с п. 8.12. СП 2.3.6.1066-01 «Скоропортящиеся пищевые продукты, масса (объем) и потребительская тара которых не позволяют осуществить их реализацию одномоментно (мясные изделия в парогазопроницаемых оболочках, вакуумной упаковке, массой более 1 кг, салаты и готовые охлажденные многокомпонентные блюда в таре от 1 до 3 кг), допускается реализовывать вразвес в отделах. Реализация продуктов из вскрытых потребительских упаковок осуществляется в течение одного рабочего дня, но не более 12 часов с момента вскрытия упаковки при соблюдении условий хранения (температура, влажность)».
II. Санитарные правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее СП 2.3.6.1079-01).
1.1. В организациях общественного питания отсутствуют туалеты для посетителей. В соответствии с п. 3.14 СП 2.3.6.1079-01 3.14. «Все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается.
Временные организации быстрого обслуживания (павильоны, палатки, фургоны и др.) рекомендуется размещать в местах, оборудованных общественными туалетами.
1.2. Оборудование и моечные ванны на предприятиях общественного питания не оборудованы локальными вытяжными системами с вытяжкой в зоне максимального загрязнения. В соответствии с п. 4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения».
1.3. Не редко на предприятиях общественного питания нарушена поточность технологических процессов. В соответствии с п. 5.1. СП 2.3.6.1079-01 «Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится. В соответствии с п. 5.2. СП 2.3.6.1079-01 «Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм».
1.4. Некачественно и несвоевременно проводится уборка производственных помещений. В соответствии с п. 5.11. СП 2.3.6.1079-01 «Все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола».
1.5. Отсутствует маркировка на разделочном инвентаре. В соответствии с п. 6.5. СП 2.3.6.1079-01 «В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: «СМ» — сырое мясо, «СР» — сырая рыба, «СО» — сырые овощи, «ВМ» — вареное мясо, «ВР» — вареная рыба, «ВО» — вареные овощи, «МГ» — мясная гастрономия, «Зелень», «КО» — квашеные овощи, «Сельдь», «Х» — хлеб, «РГ» — рыбная гастрономия».
1.6. Нарушается режим обработки столовой посуды. В соответствии с п. 6.11. СП 2.3.6.1079-01 «Для мытья посуды ручным способом необходимо предусмотреть трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные — для стеклянной посуды и столовых приборов». В соответствии с п. 6.14. СП 2.3.6.1079-01 Мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке:
— механическое удаление остатков пищи;
— мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны;
— мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 40 град. C и добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в первой секции ванны;
— ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. C с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
— просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.
В соответствии с п. 6.15. СП 2.3.6.1079-01 «В конце рабочего дня проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов средствами в соответствии с инструкциями по их применению».
1.7. Отсутствие сопроводительных документов на продукты питания.
В соответствии с абзацем 2 п. 7.8. СП 2.3.6.1079-01 «Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации запрещается принимать:
— продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность».
1.8. На предприятиях общественного питании отсутствует доготовочный цех для обработки сырьевой продукции. В соответствии с п. 8.4. СП 2.3.6.1079-01 «Обработка сырых и готовых продуктов производится раздельно в специально оборудованных цехах. В организациях, не имеющих цехового деления, с ограниченным ассортиментом выпускаемых блюд допускается обработка сырья и готовой продукции в одном помещении на разных столах».
1.9. Отсутствие контроля за фритюрными жирами. В соответствии с п. 8.16. СП 2.3.6.1079-01 «При жарке изделий во фритюре рекомендуется использовать специализированное оборудование, не требующее дополнительного добавления фритюрных жиров. При использовании традиционных технологий изготовления изделий во фритюре применяется только специализированное технологическое оборудование. При этом проводится производственный контроль качества фритюрных жиров.
Ежедневно до начала и по окончании жарки проверяют качество фритюра по органолептическим показателям (вкусу, запаху, цвету) и ведут записи по использованию фритюрных жиров».
2.0. Не проводится оценка качества приготовленных полуфабрикатов.
В соответствии с п. 9.1. СП 2.3.6.1079-01 «Ежедневно проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий. При этом указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку».
2.1. Нарушаются сроки реализации приготовленных блюд. В соответствии с п. 9.3. СП 2.3.6.1079-01 «Готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 — 3 ч с момента изготовления. Салаты, винегреты, гастрономические продукты, другие холодные блюда и напитки должны выставляться в порционированном виде в охлаждаемый прилавок-витрину и реализовываться в течение одного часа.
Не допускается заправка соусами салатной продукции, первых, вторых блюд, предназначенных для реализации вне организации общественного питания. Соусы к блюдам доставляются в индивидуальной потребительской упаковке.
Блюда, прошедшие тепловую обработку и предназначенные для временного хранения до их реализации, должны быть подвергнуты быстрому охлаждению с температуры +65 °C до +5 °C в течение 1 часа в специальном холодильнике быстрого охлаждения. Порционирование готовых блюд, холодных закусок должно производиться в помещении с температурой воздуха не выше +16 °C на столах с охлаждаемой рабочей поверхностью».
III. Нарушения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее ТРТС 021/2011).
1.1. Не соблюдаются условия хранения продуктов питания, установленные ее изготовителем. В соответствии с п. 12 ст.17 ТР ТС 021/2011 «необходимо соблюдать режим хранения и реализации продукции, установленные ее изготовителем».
1.2. Реализация продукции населению, не соответствующей по микробиологическим, органолептическим и физико-химическим показателям ТР ТС 021/2011. В соответствии с п.1. ст.7 ТР ТС 021/2011 «Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной».
1.3. Несвоевременное прохождение сотрудниками предприятий медицинских осмотров. В соответствии с п. 10 ст.17 ТР ТС 021/2011 «Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза».
IV. Нарушения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 « Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее ТРТС022/2011).
1.1. Нарушается маркировка на потребительской упаковке при фасовке продуктов питания в отсутствии потребителя. В соответствии с п. 5 части 4.12. ст. 4 ТР ТС 022/2011 «При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения».
www.52.rospotrebnadzor.ru