Закон об этике госслужащих: «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21))

Разное

1. Введение. Зачем этика госслужащим?

Главная

Об авторах

Публикации

Оглавление

— Искусство управлять умклайдетом, — сказал незнакомец, — это сложное и тонкое искусство. Вы ни в коем случае не должны огорчаться или упрекать себя. Курс управления умклайдетом занимает восемь семестров и требует основательного знания квантовой алхимии. Как программист вы, вероятно, без особого труда освоили бы умклайдет электронного уровня, так называемый УЭУ-17… Но квантовый умклайдет… гиперполя… трансгрессивные воплощения… обобщенный закон Ломоносова — Лавуазье… — Он виновато развел руками.

— О чем разговор! — поспешно сказал я. — Я ведь и не претендую… Конечно же, я абсолютно не подготовлен.

А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу

Авторы раздела:

С. В. Коршунова

Е. Г. Потапова

К. А. Ткачева

М. В. Туманова

Время чтения: 21 мин.

Для реализации цифровой трансформации государства необходимо своевременно отвечать на этические вопросы, возникающие при использовании цифровых технологий. По мере того как цифровые технологии становятся основой госуправления, меняется роль госслужащих и государства в целом. В новых условиях служащие должны принимать решения под свою ответственность, в то время как раньше они могли строго следовать регламенту и опираться на многолетние исследования вопроса. В этой ситуации этика в области цифровых технологий критически влияет на степень доверия граждан к государству, а в перспективе — на его стабильность и благополучие.

В течение двух десятилетий человечество с оптимизмом смотрело в цифровое будущее; люди искренне верили, что технический прогресс сделает жизнь лучше. В последние годы этот оптимизм сошел на нет: ИТ-компании собирают персональные данные пользователей и передают сторонним организациям, социальные сети манипулируют пользователями, даже крупные игроки не способны защитить данные клиентов, а алгоритмы, используя непрозрачные метрики, повышают статус одних социальных групп и дискриминируют другие. По мере того как инновационные технологии становятся повседневностью в экономике, обороне, здравоохранении, в наших отношениях с государством и в частной жизни, рисков становится все больше.

«В эпоху больших данных и машинного обучения человеческая индивидуальность испытывает все большее давление», — отмечает профессор гарвардской Школы управления им. Джона Ф. Кеннеди Матиас Риссе. Технологические прорывы последних десятилетий готовили почву для повсеместных масштабных изменений, а пандемия стала их катализатором: услуги и работа онлайн, дистанционная учеба и медицина, государственные цифровые услуги и т. д., вплоть до новой экономической модели — «бесконтактной экономики». Локдаун 2020 года смягчился год спустя, но остается значительным фактором влияния, как и принятые в этот период управленческие решения в области цифровизации.

Pazzanese C. Trailblazing initiative marries ethics, tech // The Harvard Gazette.

Что такое Low Touch Economy? // Агентство FCProject

С одной стороны, использование цифровых технологий во время пандемии принесло огромную пользу. Миллиард учеников и студентов закончили учебный год онлайн, тогда как еще десять лет назад такая ситуация привела бы к коллапсу образования. Медицинские организации собрали огромное количество данных для анализа и обучения систем искусственного интеллекта (ИИ), развития цифровой медицины и медицины в целом. Экологи получили уникальную возможность оценить вклад транспорта и промышленности в загрязнение воздуха.

Как технологии цифровой медицины помогают бороться с пандемией // РБК

Росприроднадзор сообщил об улучшении качества воздуха в семи городах в период пандемии // ТАСС

С другой стороны, непродуманные решения, пренебрежение последствиями потом ради выгоды сейчас наносили и продолжают наносить репутационный вред самой идее цифровизации. Так, неэтичная работа приложения «Социальный мониторинг» и системы цифровых пропусков сделала фразу «цифровой концлагерь» популярным способом обозначения Москвы (см. раздел 2.3). Государствам приходится не столько возвращаться в прошлую жизнь, сколько учиться жить в новой, где нужно быть готовым в любой момент отреагировать на новую волну пандемии или другие острые ситуации. Этические вопросы, которым долгое время не уделяли внимание, оказались слабым местом ускорившейся цифровой трансформации (ЦТ). Технологии, применение которых в 2020—2021 годах вызвало возмущение, отторжение и социальные проблемы, зачастую внедряются бесконтрольно и без каких-либо ограничений. Так что настало время установить правила и принципы для принятия решений, которые влияют на жизнь, здоровье и экономическое положение миллионов людей.

COVID-19: Briefing materials. Global health and crisis response. June 1, 2020 // McKinsey & Company.


Вопросы этики, связанные с применением цифровых технологий государством и частными корпорациями, активно обсуждаются на мировом уровне. Для России этот вопрос тоже актуален, так как цифровые технологии дают тому, кто владеет данными пользователей, огромные возможности для проникновения в их частную жизнь. Этические вызовы требуют новой культуры работы с данными, повышения цифровой грамотности как госслужащих, так и граждан. Сегодня при разработке и внедрении сервисов решения принимаются скорее интуитивно, тогда как растущие объемы персональных данных требуют прикладного регулирования этой сферы

Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки РКЦТ

В нынешней ситуации особая ответственность легла на государственных заказчиков цифровых сервисов, что ярко проявилось в период пандемии. Во всем мире ситуативные решения по борьбе с пандемией принимались госслужащими, которым пришлось создавать и адаптировать сервисы в условиях хаоса и неопределенности, бороться не только с распространением болезни, но и с ее социально-экономическими последствиями. Они оказались на передовой, не имея готовой стратегии и тактики, поэтому вынуждены были импровизировать. В новых условиях госслужащие и работники бюджетных организаций обеспечивали:

Kauzya J.-M., Niland E. UN/DESA Policy Brief #79: The role of public service and public servants during the COVID-19 pandemic // The United Nations.

  • Непрерывность предоставления государственных услуг с помощью новых цифровых инструментов и методов;
  • Быстрое внедрение инноваций и креативных решений;
  • Информирование населения о развитии пандемии;
  • Привлечение экспертов и распределение сотрудников;
  • Укрепление легитимности государственных институтов, повышение доверия населения к правительству.

Taddeo M. The Ethical Governance of the Digital During and After the COVID-19 // Pandemic National Library of Medicine


В 2019 году социолог и философ Шошана Зубофф подробно описала капитализм слежки, или надзорный капитализм (англ. surveillance capitalism), — явление, построенное на сборе больших массивов данных о пользователях. В любом обществе, которое переходит к капитализму слежки, происходит разделение на тех, кто наблюдает, и тех, за кем наблюдают. В число последних попадают практически все граждане, чьи данные беспрепятственно собирают дата-корпорации и государство. Государство — одновременно и потребитель данных, которые необходимы для принятия решений на всех уровнях власти, и регулятор, обеспечивающий в том числе защиту данных граждан. Во время пандемии соединение этих двух ролей создает конфликт интересов. Что приоритетнее при отслеживании перемещений граждан: права и интересы людей (в первую очередь сохранение приватности) или безопасность государства и общества? Так выглядит этическая дилемма государства.

Zuboff S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. New York: Public Affairs, 2019.

Директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин обращает внимание на то, что в пандемию Минцифры, которое раньше занималось прокладкой кабелей и компьютеризацией школ, взяло на себя новую роль — массово следить за гражданами. Его беспокоит, что «практика „социального мониторинга“ с легкостью переносится на контроль домашнего ареста, а идеи вроде приложения „Мигрант“ по контролю трудовых мигрантов так же легко транслируются на другие категории граждан: строителей особо важных объектов, людей, работающих под присягой, условно-досрочно освобожденных. <…> Появится ли самограничение государства в этой сфере? Будут ли этические аспекты приватности реальным или имитационным предметом государственной и публичной политики?»

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создано 15 мая 2018 года. До сентября 2020 года имело официальное сокращенное название «Минкомсвязь России», сейчас — «Минцифры России»; далее мы будем использовать это сокращение, независимо от даты описываемых событий.

Бегтин И. Государственное регулирование экосистемы мобильных приложений // Ivan Begtin blog.

По его словам, важными аспектами новой реальности стали снижение ограничений на доступ к личным данным («если ранее доступ к данным о передвижении человека требовал процедур оперативно-розыскной деятельности и сами данные собирались в инфраструктурных предприятиях, то сейчас данные доступны сразу в государственной системе и сотрудникам гражданских ведомств») и цифровая опека (переход к активной цифровой протекционистской политике, включая мобильные приложения и интернет вещей для защиты детей, пенсионеров и др. ). Эти тенденции, безусловно, вызывают вопросы: «будут ли работать органы парламентского контроля, какова здесь роль регуляторов систем безопасности вроде ФСТЭК и защиты персональных данных вроде Роскомнадзора».

Бегтин И. Экосистема государственной и негосударственной слежки через мобильные устройства и интернет вещей // Ivan’s Begtin Newsletter on digital, open and preserved government.


Этические принципы нельзя назвать чем-то новым для российской госслужбы. Работа государственного или муниципального служащего в России регламентируется комплексом нормативных правовых актов (НПА), которые достаточно детально определяют, что может, а что не может делать госслужащий. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 No 79-ФЗ содержит перечень прав, обязанностей, ограничений, запретов и требований к служебному поведению госслужащего, в том числе правила общения госслужащего с отдельными людьми и общественностью, обязанность беспристрастного отношения ко всем гражданам, обязанность корректного и уважительного обращения к ним и т. п. Отдельные нормы деловой этики госслужащего утверждены рядом законов. Кроме того, в органах власти, местного самоуправления, в госучреждениях существуют специальные кодексы этики, стимулом к созданию которых послужили рекомендации кабинета министров Совета Европы «О кодексах поведения для государственных служащих». В 2010 году был принят Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих. На основе типового кодекса были разработаны региональные и муниципальные кодексы, кодексы отдельных органов власти. Однако кодексов техноэтики для госслужбы в России пока не существует.

Федеральный закон от 02.05.2006 No 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержит требования к деловой переписке госслужащего с гражданами; федеральный закон от 27.07.2006 No 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает требования к работе с персональными данными граждан, в том числе биометрическими; федеральный закон от 27. 07.2006 No 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязывает госорганы обеспечивать доступ граждан к информации о своей деятельности и определяет ограничения на распространение информации.

Рекомендация No R (2000)10. О кодексах поведения для государственных служащих // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих // Минтруд России.

Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым // Правительство Республики Крым.

Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «город „Екатеринбург“»// ГАРАНТ.ру.

Все названные факторы свидетельствуют о том, что этикой ЦТ нельзя пренебрегать. Этика напрямую связана с доверием, а доверие — с успешностью страны в долгосрочной перспективе (см. об этом раздел 3). Пусть не сегодня, но в ближайшее десятилетие в условиях турбулентности и глобальных потрясений государству будет критически важно иметь выстроенные и основанные на доверии коммуникации с гражданами, понятные и этичные принципы принятия решений.

Компании, использующие этически неоднозначные решения при разработке продуктов, ставят под удар репутацию своего бренда. Организаций, имеющих собственный этический подход, пока не так много, но именно их можно назвать наиболее технологически зрелыми. Доверие означает уже не просто хорошую репутацию и общественную поддержку, а возможность в перспективе остаться на рынке, и это актуально не только для компаний, но и для целых стран.

Don’t Leave «Ethical Tech» Out of Your Digital Transformation Plan // Harvard Business Review.

Bannister C. Golden D. Ethical technology and trust // Deloitte.

Доверие граждан государству тает, когда технологии используют неэтично, когда их применение вызывает страх и наносит вред гражданам. «В постковидном мире государства, которые ценят доверие граждан, будут работать над тем, чтобы восстановить его, — пишет Тереза Скасса, профессор юридического факультета Оттавского университета (Канада). — Они будут принимать законы о защите персональных данных… чтобы обеспечить соблюдение прав и реальное применение этих законов на практике. Они будут применять к технологии подходы, основанные на этике и правах человека… Государства будут уделять больше внимания этическому и правовому измерению технологий и укреплять доверие граждан, создавая нормы и обеспечивая соблюдение их прав».

Warner S. Digital Trust will be Pivotal in the Post Covid-19 World // ETCIO.

Scassa T. The Post-pandemic Future of Trust in Digital Governance // Centre for International Governance Innovation.


Этика технологий — это разговор о том, как взаимодействуют технологии и ценности, о решениях, которые мы принимаем в связи с появлением новых технологий, и о том, как они могут повлиять на общество. Это комплекс ценностей, определяющих подход организации к использованию технологий в целом, а также принципы, которыми руководствуются работники всех уровней при внедрении этих технологий в бизнес-стратегию и операционную деятельность. Этика технологий охватывает широкий спектр вопросов — от защиты приватности до предвзятости алгоритмов, от замены труда человека на труд робота до запрета на манипуляцию поведением человека.

Bannister C., Sniderman B., Buckley N. Ethical tech: Making ethics a priority in today’s digital organization // Deloitte Review. No 26. 2020.

Именно поэтому Центр подготовки РКЦТ продолжает исследование этических вопросов цифровизации, начатое в 2020 году двухтомной публикацией «Этика и „цифра“: этические проблемы цифровых технологий». Новый доклад посвящен уже не только проблемным зонам и дилеммам, но и подходам к решению этих проблем: технологическим, управленческим, регуляторным. Как и в предыдущей публикации, упор делается на решениях для государства и госслужащих. Отметим также, что заголовок серии — «Этика и „цифра“» — задает максимально широкую рамку для обсуждения самых разных этических вопросов, так или иначе возникающих при разработке цифровых решений и смежных с ними тем.


«Сейчас, когда из-за кризиса мы находимся на пороге следующей, более масштабной волны цифровой трансформации, для организаций как никогда важно обращать внимание на цифровую этику, — считают ведущие сотрудники крупнейшей мировой аудиторской компании PwC. — Цифровая этика должна стать неотъемлемой частью бизнеса. Сейчас организациям сложно внедрять цифровую этику, в основном из-за отсутствия этических норм, укрепляющих доверие общества к цифровой экономике, и нехватки компетентного персонала. В то же время, чтобы достичь поставленных целей цифровой трансформации и развиваться в темпе рынка, крайне важно, чтобы организации работали над цифровой этикой…»

de Boer M., van de Merwe D. Digital ethics: main ingredient for successful digital transformation // PwC.

Назовем три ключевых момента, определяющих значимость этики для цифровой трансформации государства. Во-первых, создание цифровых услуг и цифровизация госуправления в целом — это не просто переход в онлайн уже существующих форм, а процесс, меняющий принципы взаимоотношений между государством и гражданином. Изменения касаются всех областей жизни: создаются новые законы и НПА, новые формы общения (чат-боты вместо людей) и контроля (видеонаблюдение с распознаванием лиц), новые способы получения медицинской помощи и образования (удаленно). «Мы находимся в том месте в истории, где, наконец, пришло время изобрести законы, институциональные формы, которые позволят нам приблизиться к цифровому будущему, совместимому с демократией», — пишет Шошана Зубофф. В одночасье происходит много быстрых и почти необратимых изменений, рождается новая реальность. Этот процесс не слишком предсказуем и слабо поддается управлению. При отсутствии этических норм и ограничений он может привести к самым неожиданным и неприятным последствиям для общества.

Skelton S. Surveillance capitalism in the age of Covid-19 // ComputerWeekly.com.

Второе ключевое изменение — стремительный рост ответственности тех, кто создает и внедряет технические решения. В прежней парадигме решения, связанные с «преступлением и наказанием», ограничениями для граждан и т. д., принимались на основании известных законов. Законы составляли юристы, имеющие представление об этических дилеммах, изучавшие эту сферу, знакомые с ее практическим применением. Был отлажен процесс принятия законов с регламентированным взаимодействием участников. Сейчас значимые решения принимают в том числе руководители среднего звена департамента информационных технологий (ИТ). У них может не быть времени, чтобы погружаться в этические нормы, и не всегда хватает компетенций, чтобы разобраться в философских, юридических или социологических аспектах этики, но при этом их власть и ответственность беспрецедентны (см. раздел 7). Нужно осознать тот факт, что сейчас практическое управление, особенно экстренное и кризисное, выполняется с помощью цифровых решений. Даже если эти решения временны, их последствия могут остаться с нами надолго. Именно эти решения и та логика, которая в них заложена, определяют жизнь людей.

Есть и третий, возможно, главный момент: кроме временных решений и экстренно создаваемых продуктов разрабатываются цифровые платформенные решения по масштабному управлению государством, вводятся новые технологии с большим потенциалом, но не до конца проясненными этическими и социальными рисками (например, скоринговые модели на основе технологии ИИ). При этом остается множество нерешенных вопросов, начиная от предвзятости ИИ (AI bias) и заканчивая невозможностью отследить, что именно влияет на его выводы. С одной стороны, цифровые решения разрабатываются более масштабно и качественно, чем быстрые решения эпохи пандемии, с другой, это по прежнему плод работы не столько юристов, философов и экспертов из общественных организаций, сколько чиновников, разработчиков, специалистов по данным и т. д. Ни одна из этих специальностей не предполагает глубокого погружения в тему этики. Эту ситуацию необходимо срочно менять. Подобные решения уже на нынешнем этапе развития технологий должны быть этичными, это позволит избежать серьезных социальных последствий (см. раздел 3). Хотя пандемия была на руку надзорным капиталистам, а усиление государственной слежки создает новые риски, Шошана Зубофф уверена, что еще ничего не решено и будущее в руках граждан: «Нам нужны новые общественные движения, новые формы общественной солидарности. Законодатели должны чувствовать, что мы будем настаивать на своем. <…> Перемены не случатся в одночасье, но сейчас то десятилетие, когда мы должны действовать».

Скоринг — это технология расчета оценки и присвоения рейтинга пользователю для выявления его ценности как клиента, например при выдаче банковского кредита, аренде квартиры, предоставлении социальной помощи, госуслуг, а также для выявления рисков, связанных с предоставлением услуги данному пользователю. Любые системы ранжирования или определения значимости человека — это скоринговые системы.

Черняк Л. Сексизм и шовинизм искусственного интеллекта. Почему так сложно его побороть? // TAdviser.

Skelton S. Surveillance capitalism in the age of Covid-19 // ComputerWeekly.com.

Названные ключевые проблемы не абстрактны. В конечном счете каждый госслужащий работает не для того, чтобы выполнять указания; его задача — улучшать качество жизни людей, их удовлетворенность госуслугами и в целом работой государства. И учитывать этику в принятии повседневных решений — значит предвидеть последствия, которые эти решения могут иметь для разных групп населения.


Идеальных решений не бывает, но в каждом случае нужно четко понимать, кто выиграет и кто проиграет, уметь обосновать логику решения, иметь ответы на сложные вопросы. Если же власть не может объяснить эту логику, устраняется от ответственности, ссылается на приказы — значит, не она управляет цифровыми решениями, а цифровые решения управляют ею.

Ксения Ткачева, директор Центра подготовки РКЦТ

Авторы доклада хотели бы, чтобы этика была не только модной темой для дискуссий, а этические кодексы систематически применялись бы при разработке технологий. Пока сложно оценить глубину и опасность этического разрыва, в том числе и потому, что нет общественного контроля за процессом разработки цифровых решений. Доклад отражает разные точки зрения на вопросы этики в принятии решений в госсекторе. Когда мы говорим об этике решений, нужен индивидуальный подход к каждому госслужащему: для кого-то важна репутация органа, региона, для кого-то — личная репутация, для кого-то — успешность решения или все названное вместе. Поэтому в этой книге каждый найдет аргументы, которые будут важны для него, и инструменты, которые он сможет использовать в работе. Как это сделать? Рецепт простой: в процессе принятия решения надо понимать, присутствует ли в нем этическая составляющая (она присутствует не всегда, но в большинстве случаев), не рассчитывать только на свою экспертность, а привлекать специалистов для консультаций. Не надо бояться выносить этические проблемы на обсуждение — о них надо постоянно думать, анализировать их, следить за мировой повесткой, смотреть, что делают коллеги.

С самого начала работы Центра слушателей интересовала этика принятия решений, хотя еще не было четкого понимания места этики в работе государственных органов. Преподаватели Центра, читавшие лекции по этой теме с 2018 года, сумели показать, что этические вопросы требуют к себе особого внимания, что они должны быть фундаментом всей работы. Пандемия COVID-19 сделала этику принятия решений трендом, и этим надо воспользоваться — ведь пока тема недостаточно популярна, ее сложнее продвигать, амбассадорам этики труднее отстаивать свое мнение. Например, госслужащий после обучения в Центре проникся значимостью этического подхода, возвращается в свою команду и встречает скепсис: «Нам тут надо работать, показывать результаты, выполнять показатели, а он хочет этику обсуждать». В 2018 и 2019 годах этика была именно такой маргинальной темой. Сейчас ситуация коренным образом изменилась, об этике стали больше говорить и писать, хотя, к сожалению, реальных практических сдвигов в России пока не произошло. Необходимо, чтобы эта тема из сферы обсуждений перешла в сферу ежедневной рутинной работы.

Чтобы убедиться в актуальности заявленных тем не только для слушателей Центра, но и для более широкого круга госслужащих и руководителей ЦТ, авторы доклада обратились к потенциальным читателям. Результаты анонимного опроса специалистов, причастных к разработке или эксплуатации государственных цифровых сервисов или интересующихся этим направлением, представлены на рисунке 1. Главной этической проблемой при создании и использовании цифровых технологий респонденты считают неправильное обращение с персональными данными (ПДн). 83% опрошенных считают наиболее критичной утечку ПДн, также вызывают опасения риск передачи данных третьим лицам (72%) и сбои и поломки инфраструктуры (57%): цифровой мир респонденты воспринимают как во многом непрочный и ненадежный.

Опрос проводился онлайн, были получены ответы от 288 респондентов (выгрузка 05.04.21). Основу выборки составили государственные и муниципальные служащие, руководители и специалисты. Каждый четвертый респондент был руководителем проекта цифровой трансформации, 23,6% являлись заказчиками и разработчиками цифровых продуктов и сервисов.

Рисунок 1. Результаты онлайн-опроса об этической стороне цифровых технологий

Отдельно предлагалось оценить, насколько критичен риск недостаточной защиты ПДн — и 98% опрошенных говорят о той или иной степени критичности этой проблемы. Если говорить о конкретных типах цифровых услуг, то наибольшее беспокойство вызывают сервисы реестрового типа, аккумулирующие все данные о гражданине («цифровой профиль»), использование биометрии и цифровая слежка. В целом респонденты считают тему важной для себя; лишь 4% не интересуются темой и ничего о ней не знают. В публикациях о цифровой этике аудитории интересна прежде всего практическая составляющая: примеры этичных решений, оценка рисков при создании цифровых продуктов, способы сделать эти продукты более этичными, нормативное регулирование. Именно этим темам и посвящен доклад.

Вернуться на главную

Читать дальше

2. Этические проблемы и риски цифровых технологий

Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан

Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих.
Общество рассчитывает, что государственные служащие будут вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую ими профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине – Республике Казахстан.
Государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены политике Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева и последовательно приводить ее в жизнь.
Настоящий Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) (далее – Кодекс) в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан», от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», общепринятыми морально-этическими нормами устанавливает основные требования к морально-этическому облику государственных служащих, а также базовые стандарты их поведения.

Кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
Руководители государственных органов, в центральных исполнительных органах – ответственные секретари центральных исполнительных органов или должностные лица, на которых в установленном порядке возложены полномочия ответственных секретарей центральных исполнительных органов, а в случаях отсутствия ответственных секретарей центральных исполнительных органов или указанных должностных лиц – руководители центральных исполнительных органов обеспечивают исполнение требований настоящего Кодекса, размещение текста настоящего Кодекса в зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения.

Государственный служащий в трехдневный срок после поступления на государственную службу должен быть в письменной форме ознакомлен с текстом настоящего Кодекса.

Общие стандарты поведения

Государственные служащие должны:

  1. способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;
  2. быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность;
  3. обеспечивать законность и справедливость принимаемых ими решений;
  4. обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
  5. противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим или снижающим эффективность функционирования государственных органов;
  6. повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты;
  7. своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;
  8. не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
  9. не распространять сведения, не соответствующие действительности;
  10. обеспечивать сохранность государственной собственности, рационально, эффективно и только в служебных целях использовать вверенную государственную собственность, включая автотранспортные средства;
  11. неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, рационально и эффективно использовать рабочее время;
  12. на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг;
  13. не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность.
  14. соблюдать деловой этикет и правила официального поведения.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.

Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.

Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.

Стандарты поведения во внеслужебное время

Государственные служащие во внеслужебное время должны:

  1. придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
  2. проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг;
  3. не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.

Стандарты поведения в служебных отношениях

Государственные служащие в служебных отношениях с коллегами должны:

  1. способствовать установлению и укреплению в коллективе деловых и доброжелательных взаимоотношений и конструктивного сотрудничества;
  2. пресекать либо принимать иные меры по недопущению нарушений норм служебной этики со стороны других государственных служащих;
  3. воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство в коллективе;
  4. не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению коллегами их должностных обязанностей.

Руководители в отношениях с подчиненными служащими должны:

  1. своим поведением служить примером беспристрастности, справедливости, бескорыстия, уважительного отношения к чести и достоинству личности;
  2. обеспечивать соблюдение принципов меритократии, при решении кадровых вопросов не оказывать предпочтения по признакам родства, землячества и личной преданности;
  3. проявлять справедливость и объективность при оценке результатов их деятельности, а также применении мер поощрения и взысканий;
  4. принимать меры, направленные на охрану труда, здоровья, создание безопасных и необходимых условий для эффективной деятельности, а также создание благоприятной морально-психологической атмосферы, исключающей любые формы дискриминации и посягательств на честь и достоинство служащих;
  5. не использовать служебное положение для оказания влияния на их деятельность при решении вопросов неслужебного характера;
  6. не принуждать к совершению противоправных поступков, а также поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами;
  7. не допускать по отношению к ним необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения.

Государственные служащие, занимающие нижестоящие должности, должны:

  1. при выполнении поручений руководителей представлять только объективные и достоверные сведения;
  2. незамедлительно доводить до сведения руководства и уполномоченного по этике о ставших им известными случаях нарушений норм служебной этики и дисциплинарных проступках, дискредитирующих государственную службу;
  3. не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению правомерных поручений руководителя;
  4. не допускать в отношении руководства проявлений личной преданности, стремления к получению выгод и преимуществ за счет их должностных возможностей.

Стандарты поведения, связанные с публичными выступлениями, в том числе в средствах массовой информации

Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа.

Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета государственной службы.

Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно:

  1. не соответствует основным направлениям политики государства;
  2. раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию;
  3. содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих.

Не допускаются публикации государственными служащими от имени государственного органа по вопросам, не связанным с проведением государственной политики, деятельностью государственного органа и государственных служащих. Публикация материалов по педагогической, научной и иной творческой деятельности может осуществляться государственным служащим только от собственного имени как частного лица.

При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению.

 

В целях широкого распространения информации о новых этических правилах госслужащих Агентством по делам государственной службы разработано мобильное приложение «Этика на государственной службе». Мобильное приложение содержит текст Этического кодекса, информацию об уполномоченных по этике, рекомендации по форме одежды госслужащих, тестирование по определению этичности, а также памятку по подаркам.

Также, Агентством была разработана карманная книжка «Этика и нормы поведения государственного служащего», в котором представлена краткая инструкция для государственных служащих на основе ситуационных примеров. Кроме того, в данном пособии представлены ключевые аспекты формирования культуры добропорядочности госслужащих. Следование данной инструкции будет способствовать обретению обществом и гражданами уверенности в честности и беспристрастности людей, служащих народу.

общегосударственных законов об этике | Департамент внутренних дел США

Эти законы (18 U.S.C. §§ 201-209) применяются ко всем федеральным служащим, и каждый из них предусматривает уголовное наказание за несоблюдение. Они также служат основой для правил этики, известных как Стандарты этического поведения для сотрудников исполнительной власти, 5 C.F.R. часть 2635.

Подкуп государственных должностных лиц Запрет — 18 U.S.C. § 201

 

Этот закон запрещает федеральным служащим прямо или косвенно получать или запрашивать что-либо ценное в обмен на влияние при совершении или невыполнении любого официального действия, включая дачу показаний, или в обмен на совершение мошенничества.

 

Ограничения на оплачиваемую представительскую деятельность — 18 U.S.C. § 203

 

Этот закон запрещает федеральному служащему, за исключением случаев, предусмотренных законом для надлежащего выполнения служебных обязанностей, прямо или косвенно добиваться или принимать компенсацию за представительские услуги (предоставленные лично или другим лицом) в Федеральном суде. или государственное учреждение в конкретном вопросе, в котором Соединенные Штаты являются стороной или имеют прямую и существенную заинтересованность. Представительские услуги включают в себя любые сообщения от имени другой стороны с намерением повлиять на правительство. Существуют ограниченные исключения, например, для представления себя или своих ближайших родственников, лица или имущества, в отношении которых работник выступает в качестве доверенного лица, но не в тех случаях, когда работник официально участвовал или несет официальную ответственность.

 

Ограничения на деятельность в качестве агента или поверенного — 18 U.S.C. § 205

 

Этот закон запрещает государственному служащему, кроме как при надлежащем исполнении своих официальных обязанностей, действовать в качестве агента или поверенного для кого-либо в федеральном суде или правительственном учреждении, независимо от того, получает оно компенсацию или нет. Есть ограниченные исключения, например, для представления других федеральных служащих в кадровых вопросах; представление некоммерческой организации по определенным вопросам, если большинство ее членов являются нынешними федеральными служащими, их супругами или детьми-иждивенцами; представление себя или своих ближайших родственников, лица или имущества, в отношении которых работник выступает в качестве доверенного лица, но не в тех случаях, когда работник официально участвовал или несет официальную ответственность; или действовать в качестве агента или поверенного, в определенных вопросах, для племенной организации или межплеменного консорциума, в который сотрудник назначен в соответствии с Законом о межправительственном персонале или 25 U. S.C. § 48, после уведомления правительства в письменной форме о любом личном и существенном участии сотрудника в связи с этим вопросом.

Мы рекомендуем любому сотруднику, который хочет использовать ограниченное исключение в уставе, сначала обратиться за советом к консультанту по этике.

Ограничения на постгосударственную работу — 18 U.S.C. § 207

 

Этот закон не запрещает физическому лицу, независимо от звания или положения, соглашаться на работу у любого частного или государственного работодателя. Тем не менее, он налагает ограничения на определенные сообщения и выступления, которые бывший сотрудник может делать в качестве представителя третьей стороны перед федеральным правительством. Эти ограничения более подробно объясняются в разделе «Ограничения на постгосударственную работу» настоящего Руководства.

 

Запрет на финансовые конфликты интересов — 18 U.S.C. § 208

 

Этот закон запрещает федеральному служащему лично и существенно участвовать от имени федерального правительства в любом конкретном вопросе, в котором он или она имеет финансовый интерес. Кроме того, закон предусматривает, что финансовые интересы некоторых других «лиц» рассматриваются как интересы работника. К этим другим лицам относятся супруг(а) работника; несовершеннолетний ребенок; Генеральный партнер; организация, в которой он или она служит должностным лицом, доверенным лицом, партнером или сотрудником; а также любое лицо или организация, с которыми работник ведет переговоры или имеет договоренность о будущем трудоустройстве.

Имеются ограниченные нормативные исключения, санкционированные Управлением государственной этики (OGE), исключение для определенных финансовых интересов, вытекающих исключительно из прав коренных американцев по рождению, и очень ограниченные полномочия по отказу.

Дополнение к федеральному запрету на заработную плату — 18 U.S.C. § 209

 

Этот закон запрещает федеральным служащим получать какую-либо заработную плату, какие-либо взносы или надбавки к заработной плате; или что-либо ценное из внешнего источника в качестве компенсации за услуги, которые он или она должны выполнять в качестве государственного служащего.

 

Беспристрастность при исполнении служебных обязанностей в связи с личными или деловыми отношениями  — 5 C.F.R. § 2635.502

 

Вы должны принять соответствующие меры, чтобы не допустить потери беспристрастности при исполнении своих служебных обязанностей. Сотрудник не должен участвовать в каком-либо конкретном деле с участием определенных сторон, если это может затронуть финансовые интересы члена семьи работника, или если работник знает, что у него или нее есть «закрытые отношения» со стороной или ее представителем. в таком вопросе, и если сотрудник считает, что разумный человек усомнится в его или ее беспристрастности в этом вопросе.

Термин «охватываемые отношения» включает широкий спектр личных и деловых отношений, которые работник или члены его или ее семьи могут иметь с внешними сторонами.

Сотрудник, чья беспристрастность может быть поставлена ​​под сомнение, должен проконсультироваться со своим консультантом по этике, прежде чем предпринимать официальные действия по тому или иному вопросу. Сотрудник должен следовать этой же процедуре, если выполнение его или ее служебных обязанностей затронет финансовые интересы друга, родственника или лица, с которым он или она связаны не на федеральном уровне.

Этика — четырнадцать принципов этического поведения федеральных служащих

Управление Главный специалист по персоналу

В этом руководстве представлен краткий обзор этических правил и стандартов этического поведения, которые должны знать и соблюдать все сотрудники.

Обсудите любой вопрос, на который здесь нет ответа, со своим руководителем или консультантом по этике. Ваш советник по вопросам этики:

  • Для сотрудников местного офиса: ваш соответствующий местный советник.
  • Для сотрудников штаб-квартиры: офис помощника главного юрисконсульта по общему праву: 202-586-1522 или [email protected].

Государственная служба — это общественный фонд. Федеральные служащие всегда должны ставить верность высоким этическим стандартам выше личной выгоды. Понимание и соблюдение правил этики необходимы для выполнения этого доверия. Распечатайте и подпишите сертификат о прохождении курса и возьмите его с собой в первый день работы.

Четырнадцать принципов этического поведения федеральных служащих

(Распоряжение № 12674)

  1. Государственная служба — это общественный фонд; сотрудники должны ставить верность Конституции, законам и этическим принципам выше личной выгоды.
  2. Сотрудники не должны иметь финансовые интересы, которые противоречат добросовестному выполнению служебных обязанностей.
  3. Сотрудники не должны участвовать в финансовых операциях с использованием закрытой правительственной информации или допускать ненадлежащее использование такой информации в личных интересах.
  4. Сотрудник не должен, за исключением случаев, разрешенных Стандартами этического поведения, требовать или принимать какие-либо подарки или другие предметы денежной ценности от любого физического или юридического лица, запрашивающего официальные действия, ведения бизнеса или осуществления деятельности, регулируемой агентством сотрудника, или чьи интересы могут быть существенно затронуты выполнением или невыполнением обязанностей работника.
  5. Работники должны прилагать честные усилия при выполнении своих обязанностей.
  6. Сотрудники не должны умышленно брать на себя несанкционированные обязательства или давать обещания любого рода, направленные на то, чтобы связать правительство.
  7. Служащие не должны использовать государственные должности в личных целях.
  8. Сотрудники должны действовать беспристрастно и не отдавать предпочтение какой-либо частной организации или частному лицу.
  9. Работники обязаны охранять и охранять федеральную собственность и не должны использовать ее для иных, чем разрешенные виды деятельности.
  10. Служащие не должны заниматься работой или деятельностью по совместительству, включая поиск или ведение переговоров о приеме на работу, которые противоречат официальным обязанностям и обязанностям правительства.
  11. Сотрудники должны сообщать о растратах, мошенничестве, злоупотреблениях и коррупции соответствующим властям.
  12. Сотрудники должны добросовестно выполнять свои гражданские обязательства, включая все финансовые обязательства, особенно те, которые предусмотрены законом, такие как федеральные, региональные или местные налоги.
  13. Сотрудники должны соблюдать все законы и постановления, обеспечивающие равные возможности для всех американцев независимо от расы, цвета кожи, религии, пола, национального происхождения, возраста или инвалидности.
  14. Сотрудники должны стараться избегать любых действий, создающих впечатление, что они нарушают закон или этические стандарты, изложенные в Стандартах этического поведения. Создают ли конкретные обстоятельства видимость нарушения закона или этих норм, должно определяться с точки зрения разумного лица, осведомленного о соответствующих фактах.

Эти принципы составляют основу норм этического поведения (5 C.F.R., часть 2635), которые обсуждаются и иллюстрируются примерами на следующих страницах. Нарушение этих правил может привести к дисциплинарным взысканиям или, в случае определенных правонарушений, к судебному преследованию в соответствии с соответствующими уголовными законами о конфликте интересов. Вам следует ознакомиться с правилами и поговорить со своим должностным лицом по вопросам этики, если у вас есть какие-либо вопросы или вам нужна дополнительная информация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *