Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
- 5 апреля 2022, 15:43
Штраф за неисполнение требований потребителя
Текст
Поделиться
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (пункт 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»)
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в судебном акте по конкретному спору, предусмотренный статьей 13 Закона «О защите прав потребителей» штраф имеет гражданско-правовую природу и по своей сути является предусмотренной законом мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, то есть является формой предусмотренной законом неустойки.
При удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли истцом такое требование суду (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 № 17).
Требования о присуждении потребителю штрафа не могут быть заявлены и удовлетворены отдельно от требований о присуждении ему денежных сумм. Объем такого штрафа определяется не в момент нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) обязанности добровольно удовлетворить законные требования потребителя, а в момент присуждения судом денежных сумм потребителю. В связи с этим размер штрафа зависит не от обстоятельств нарушения названной выше обязанности (объема неисполненных требований потребителя, длительности нарушения и т.п.), а исключительно от размера присужденных потребителю денежных сумм.
Штраф, взыскиваемый в пользу потребителя, определяется в размере 50% от общего размера практически всех присужденных судом истцу выплат, в том числе суммы назначенной судом денежной компенсации морального вреда и неустойки.
Исключение составляют судебные расходы, которые не учитываются при определении размера штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя.
Размер штрафа может быть уменьшен только в исключительных случаях.
Нормы законодательства РФ не содержат положений, позволяющих судам по собственной инициативе снижать размер установленного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей штрафа.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.03.2018 № 655-О, положение ч. 1 ст. 333 ГК РФ в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства без представления ответчиками доказательств, подтверждающих такую несоразмерность, без предоставления им возможности для подготовки и обоснования своих доводов и без обсуждения этого вопроса в судебном заседании, а потому нарушает конституционные права заявителя.
Судебная практика в большинстве случаев соответствует указанной правовой позиции.
Снижение же судом по собственной инициативе суммы штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя является основанием для отмены судебного решения.
В судебной практике сформирована правовая позиция о том, что взыскание данного штрафа не является однократной санкцией, и в дальнейшем ответчик не освобождается от повторной уплаты штрафа в случае возникновения спора, связанного с фактом нарушения прав потребителей по тому же самому договору, но за иной период времени (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 77-КГ19-9).
Требование о взыскании штрафа, иной финансовой санкции может быть отклонено, если суд установит факт злоупотребления правом со стороны потребителя.
Например, по одному из дел суд удовлетворил требование истца о взыскании стоимости товара и частично — иных сумм, при этом отказал во взыскании штрафа по п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей». Причиной этого явилось установление в судебном заседании факта, что после получения претензии истца ответчик направил ответ с предложением предоставить товар для диагностики с целью проверки наличия недостатков. Однако истец уклонился от получения письма и оно было возвращено ответчику с отметкой «по истечении срока хранения». Таким образом, истец лишил ответчика возможности установить наличие в товаре недостатков и добровольно удовлетворить его требования, из-за чего требование о взыскании штрафа удовлетворено быть не могло.
Также штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя не взыскивается судом в случае, если после удовлетворения ответчиком основного требований истец отказался от иска.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (пункт 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»)
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в судебном акте по конкретному спору, предусмотренный статьей 13 Закона «О защите прав потребителей» штраф имеет гражданско-правовую природу и по своей сути является предусмотренной законом мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, то есть является формой предусмотренной законом неустойки.
При удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли истцом такое требование суду (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 № 17).
Требования о присуждении потребителю штрафа не могут быть заявлены и удовлетворены отдельно от требований о присуждении ему денежных сумм. Объем такого штрафа определяется не в момент нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) обязанности добровольно удовлетворить законные требования потребителя, а в момент присуждения судом денежных сумм потребителю.
Штраф, взыскиваемый в пользу потребителя, определяется в размере 50% от общего размера практически всех присужденных судом истцу выплат, в том числе суммы назначенной судом денежной компенсации морального вреда и неустойки.
Исключение составляют судебные расходы, которые не учитываются при определении размера штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя.
Размер штрафа может быть уменьшен только в исключительных случаях.
Нормы законодательства РФ не содержат положений, позволяющих судам по собственной инициативе снижать размер установленного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей штрафа.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.03.2018 № 655-О, положение ч. 1 ст.
Судебная практика в большинстве случаев соответствует указанной правовой позиции.
Снижение же судом по собственной инициативе суммы штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя является основанием для отмены судебного решения.
В судебной практике сформирована правовая позиция о том, что взыскание данного штрафа не является однократной санкцией, и в дальнейшем ответчик не освобождается от повторной уплаты штрафа в случае возникновения спора, связанного с фактом нарушения прав потребителей по тому же самому договору, но за иной период времени (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25. 06.2019 № 77-КГ19-9).
Требование о взыскании штрафа, иной финансовой санкции может быть отклонено, если суд установит факт злоупотребления правом со стороны потребителя.
Например, по одному из дел суд удовлетворил требование истца о взыскании стоимости товара и частично — иных сумм, при этом отказал во взыскании штрафа по п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей». Причиной этого явилось установление в судебном заседании факта, что после получения претензии истца ответчик направил ответ с предложением предоставить товар для диагностики с целью проверки наличия недостатков. Однако истец уклонился от получения письма и оно было возвращено ответчику с отметкой «по истечении срока хранения». Таким образом, истец лишил ответчика возможности установить наличие в товаре недостатков и добровольно удовлетворить его требования, из-за чего требование о взыскании штрафа удовлетворено быть не могло.
Также штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя не взыскивается судом в случае, если после удовлетворения ответчиком основного требований истец отказался от иска.
Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 05.04.2022
Признание штрафа, присужденного на основании Закона о защите прав потребителей, доходом для целей НДФЛ
Цель проведенного мониторинга состояла в выявлении проблем, возникающих в процессе рассмотрения судами споров, касающихся вменения обязанности по уплате налога на доходы физическим лицам, в пользу которых был выплачен штраф, присужденный на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Отсутствие прямого ответа на этот вопрос в налоговом законодательстве продолжает вызывать правовые споры, разрешение которых судами не обнаруживает полного единообразия и не сопровождается выработкой в правоприменительной практике убедительной правовой аргументации.
В рамках мониторинга было проанализировано 62 дела судов общей юрисдикции, выборка которых проводилась из общего массива дел, рассмотренных за период 2015-2018 годов и выявляемых сплошным методом на основе обращения к ГАС РФ «Правосудие». Выявление судебных дел по соответствующей проблематике осуществлялось с опорой на ключевые слова «НДФЛ», «штраф по Закону о защите прав потребителей» и соответствующие нормы закона. Для анализа были отобраны судебные акты, обнаруживающие принципиальные различия в подходах к разрешению соответствующей категории споров, либо характеризующиеся некоторыми отличиями в правовой аргументации при совпадении общего подхода.
Выборка судебных актов осуществлялась с привлечением студентки 4 курса бакалавриата СПбГУ по направлению «Юриспруденция» Булыгиной Екатерины Михайловны.
Проведенный анализ показал, что в большинстве случаев (45 из 62 дел) суды признавали получение физическими лицами сумм штрафа, присужденного им в соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей, основанием для начисления налога на доходы физических лиц. При этом в 17 случаях из 62 суды все же не усмотрели в этой ситуации возникновение у физических лиц объекта по налогу на доходы.
Симптоматично, что к полному единообразию судебной практики не привело и формирование Верховным Судом РФ на сей счет правовой позиции в п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса РФ от 21.10.2015. Верховный Суд РФ прямо указал, что производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения.
Соответствующий вывод был сделан Верховным Судом РФ по материалам судебной практики Пермского краевого суда, Свердловского областного суда, Ставропольского краевого суда, Челябинского областного суда с акцентом на следующих правовых аргументах судебных актов. Предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
Вместе с тем, несмотря на сформированную Верховным Судом РФ позицию, по крайней мере, в 9 судебных решениях, относящихся к более позднему периоду, нижестоящие суды принимали аргументацию налогоплательщиков об отсутствии оснований для обложения рассматриваемых штрафов налогом на доходы физических лиц.
Сложившаяся ситуация является отражением проблем в предлагаемом законодателем алгоритме вменения физическим лицам дохода для целей налогообложения. Так, в отсутствие прямого волеизъявления законодателя относительно налогообложения штрафа, присужденного физическим лицам в соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей, суды обращаются к общей норме статьи 41 НК РФ, которая определяет доход как экономическую выгоду. При этом в отсутствие нормативно закрепленных критериев, позволяющих констатировать возникновение у физического лица экономической выгоды, обращение судов к одной и той же общей норме при оценке аналогичных ситуаций нередко приводит к диаметрально противоположным выводам.
В большинстве случаев суды, опираясь на правовую позицию, выраженную Верховным Судом РФ, признают возникновение у физических лиц, получающих на основании решения суда суммы штрафов за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, экономической выгоды, что становится основанием для вывода об обоснованности вменения обязанности по уплате налога с соответствующих сумм. Такой подход обозначен, в том числе в решениях Центрального районного суда г. Красноярска от 13.09.2017 по делу № 2-6642/2017, Октябрьского районного суда г. Красноярска от 09.11.2016 по делу № 2-7778/2016, Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29.01.2016 по делу №2а-331/2016, Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 17.11.2015 по делу № 2-9361/15, Соломбальского районного суда г.Архангельска № 2А-738/2018 от 16.05.2018. При этом суды, утверждая, что спорный вид выплат отвечает всем признакам экономической выгоды, не раскрывают понимания таких признаков на основании толкования положений закона, поскольку закон и не оперирует собственно содержательными признаками такой выгоды, ограничиваясь, по существу, указанием на возможность ее получения в денежной или натуральной форме.
Более того, во многих случаях термин «экономическая выгода» заменяется судами термином «имущественная выгода» без пояснения их соотношения, позволяя полагать, что получение имущественной выгоды связывается с приращением имущественной массы налогоплательщика, в данном случае — в некотором номинальном денежном выражении. Например, такой подход прослеживается в решении Ломоносовского районного суда города Архангельска от 27.12.2016 по делу №2-5251/2016, апелляционном определении Амурского областного суда от 30.11.2016 по делу № 33АП-7299/16.
Вместе с тем, во многих случаях суды не ограничиваются простой констатацией факта возникновения у физического лица в рассматриваемом случае экономической (или имущественной) выгоды, предлагая все же некоторые пояснения относительно понимания ими содержания этого понятия. Так, в решении от 12.06.2016 по делу №2-399/2016 Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия, обосновывая позицию относительно формирования налогооблагаемого дохода при получении присужденного штрафа, ссылается на возникновение у налогоплательщика права распоряжаться полученными денежными средствами, в связи с чем и констатирует формирование у него дохода в виде экономической выгоды в денежной форме.
В целом ряде судебных актов принят предопределенный позицией Верховного Суда РФ подход, согласно которому вывод о возникновении объекта обложения по налогу на доходы физических лиц обусловлен в рассматриваемом случае исключительно штрафным характером соответствующей выплаты. Это позволяет отличать ее от выплат, направленных на компенсацию понесенных потерь, которая связывается судами с возмещением только реального ущерба потребителя. Причем судами делается особый акцент на том, что справедливость данного вывода не подрывается обусловленностью присуждения штрафа нарушением прав физического лица как потребителя. Это касается определения Хабаровского краевого суда 08.09.2017 по делу № 33-6215/2017; решения Норильского городского суда Красноярского края от 22.08.2017 по делу № 2-1865/2017; апелляционного определения Ярославского областного суда от 10.10.2017 по делу № 33-6918/2017; решений Центрального районного суда г. Красноярска от 30.01.2017 по делу № 2-1349/2017, Ленинского районного суда г. Воронежа от 19.12.2017 по делу № 2-4533/17, Центрального районного суда г. Тюмени от 02.11.2017 по делу № 2-6617/2017, Дубненского городского суда Московской области от 08.09.2017 по делу № 2а-806/2017. Вместе с тем нельзя не заметить, что приведенная аргументация не сопровождается ссылками на формализованные признаки экономической выгоды содержательного характера, поскольку статья 41 НК РФ их не определяет.
В этих условиях в отельных судебных актах со ссылкой на ту же статью 41 НК РФ содержится вывод о том, что выплата физическим лицам сумм штрафа, присужденного в соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей, не приводит к возникновению экономической выгоды для целей налогообложения. Утверждая, что рассматриваемая выплата не связана с доходом физического лица, суды акцентируют внимание на том, что она являются мерой ответственности за просрочку исполнения обязательств или за ненадлежащее исполнение денежного обязательства и выполняет компенсационную функцию восстановления нарушенных прав потребителя. Такой поход обнаруживается, в том числе в решениях Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 03.06.2015 по делу № 2-2483/2015, Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11.03.2015 по делу № 2-1049/2015, Кировского районного суда г. Саратова от 5.10.2017 по делу № 2-8126/2017, Назаровского городского суда Красноярского края от 12.10.2016 по делу № 2-2059/2016, Назаровского городского суда Красноярского края от 14.03.2017 по делу № 2-357/2017, Советского районного суда г.Краснодара от 14.05.2018 по делу № 2-4854/2018, Октябрьского районного суда г.Красноярска от 16.05.2018 по делу № 2А-3587/2018.
Вместе с тем, поскольку сама по себе статья 41 НК РФ не содержит определенности в понимании того, что может быть признано экономической выгодой лица, формально-правовая аргументация приведенных позиций судов основывается, главным образом, на интерпретации положений части II Налогового кодекса РФ, посвященных непосредственно налогообложению доходов физических лиц. В связи с этим нельзя не отметить, что сама статья 41 НК РФ для раскрытия понятия налоговой выгоды прямо отсылает к соответствующим главам части II Налогового кодекса РФ. Предпринимаемые же судами попытки вменения физическим лицам дохода в виде суммы штрафа именно как экономической выгоды вызваны отсутствием прямого ответа на вопрос о признании сумм штрафа, присужденного в соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей, объектом налогообложения в рамках главы 23 НК РФ.
В связи с этим и обращение к положениям главы 23 НК РФ не позволяет судам выработать полностью единообразный и убедительный подход к разрешению соответствующих споров. Так, суды, придерживающиеся подхода о формировании у физических лиц, в пользу которых присуждаются штрафы, объекта налогообложения, ссылаются на то, что такие выплаты не включены в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, исчерпывающим образом определенный в ст.217 НК РФ. В том числе этот аргумент приводится в решениях Кировского районного суда города Саратова от 18.10.2017 по делу № 2-8102/2017, Октябрьского районного суда г. Красноярска от 15.12.2016 по делу №2-11413/2016, Октябрьского районного суда г. Красноярска от 11.10.2016 по делу № 2-8976/2016. Тем самым определяющим для вывода о присутствии объекта налогообложения становится не столько обоснование отнесения спорной выплаты к доходам, сколько отсутствие соответствующих выплат в перечне доходов, освобождаемых от налогообложения.
В опровержение довода о компенсационной природе штрафа, присуждаемого в соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей, суды нередко отмечают, что он не предусмотрен в качестве выводимой из-под налогообложения компенсации в п.3 ст.217 НК РФ. Несмотря на то, что п.3 ст.217 НК РФ выделяет особый круг компенсационных выплат, связанных с осуществлением трудовой (служебной) деятельности, а также возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (государственного служащего), упомянутый правовой аргумент встречается в целом ряде судебных решений. В том числе это решения Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 17.11.2015 по делу № 2-9361/15, Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29. 01.2016 по делу № 2а-331/2016, Котласского городского суда Архангельской области от 05.05.2016 по делу № 2-1944/2016, Октябрьского районного суда г. Красноярска от 09.11.2016 по делу № 2-7778/2016, Центрального районного суда г. Красноярска от 13.09.2017 по делу № 2-6642/2017.
В свою очередь, встречаются судебные акты, в которых обоснование компенсационного характера рассматриваемого штрафа, осуществляется на основании обращения к п. 1 ст. 217 НК РФ, в силу которого выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. При этом штраф признается компенсацией, выплачиваемой в соответствии со ст.13 Закона о защите прав потребителей (решение Правобережного районного суда г. Липецка от 29.02.2015 по делу № 2-42/2015).
Различия в восприятии судами ст.217 НК РФ вызваны, в том числе отсутствием должной определенности содержащихся в ней нормативных положений, что отмечено также в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2016 года № 11-П. Конституционный Суд указал, что при определении видов доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц, федеральный законодатель, используя такие понятия, как «государственные пособия», «выплаты», «компенсации», «компенсационные выплаты», не уточнил, однако, их содержание и отраслевую принадлежность.
Отсутствие правовой убедительности в аргументации судов можно констатировать не только в случае ее построения на основе обращения в процессе толкования к перечню доходов, выводимых из-под налогообложения, но и в части интерпретации положений, касающихся собственно определения объекта по налогу на доходы физических лиц. Так, вывод судов о формировании у физического лица в случае выплаты ему штрафа в соответствии со ст.13 Закона о защите прав потребителей дохода для целей налогообложения сопровождается в этом отношении ссылкой на ст.209 НК РФ, которая в качестве объекта называет доход. При этом для вменения дохода суды применяют данную норму во взаимосвязи со ст. 41 НК РФ, понимающей под доходом экономическую выгоду, но отсылающей для определения ее понимания вновь к главе 23 НК РФ. Поэтому, не обнаружив в главе 23 НКРФ формальных правовых положений, прямо и определенно указывающих на возникновение дохода в этой ситуации, за основу аргументации принимается экономическая оценка штрафа в качестве экономической выгоды. Взаимосвязанное применение положений ст.ст.41 и 209 НК РФ признается достаточным для вывода о возникновении в спорной ситуации дохода, в том числе в определении Хабаровского краевого суда от 08.09.2017 по делу № 33-6215/2017, в решениях Норильского городского суда Красноярского края от 22.08.2017 по делу №2-1865/2017, Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15.05.2018 по делу № 2-2564/2018, которые полностью следуют в этом отношении сформированной ранее позиции Верховного Суда РФ, выраженной в п.7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса РФ от 21.10.2015.
В свою очередь, суды, не соглашающиеся с такой экономической оценкой, отрицают возникновение в данном случае экономической выгоды, усматривая для этого формальные правовые основания в ст. 208 НК РФ. Эта статья, разграничивая доходы от источников в Российской Федерации и за ее пределами и предлагая в связи с этим обширный и детальный перечень таких доходов, не называет в их числе штрафы. И хотя упомянутый перечень не является исчерпывающим, формально подпункт 10 пункта 1 этой статьи признает возможность обложения иных доходов в качестве полученных от источников в Российской Федерации тогда, когда они получены налогоплательщиком в Российской Федерации в результате осуществления им деятельности. В этом отношении Назаровский городской суд Красноярского края, в своем решении от 13.12.2016 по делу №2-2488/2016 настаивает на том, что штраф выполняет в рассматриваемой ситуации функцию восстановления нарушенных прав потребителя. При этом в качестве формального обоснования этой позиции он ссылается на то, что указанные суммы законодательством о налогах и сборах не отнесены к доходам, подлежащим налогообложению, поскольку не указаны в п.1 ст.208 НК РФ.
Следствием возникшей в правоприменении ситуации становятся появление у физических лиц сомнений в конституционной допустимости налогообложения такого рода получаемых ими выплат как штрафы по Закону о защите прав потребителей и обращение за защитой своих прав в Конституционный Суд РФ. В свою очередь, Конституционный Суд РФ в Определении от 20.12.2016 № 2677-О при рассмотрении одного из таких обращений приходит к выводу, что характер неустойки и штрафа для целей налогообложения должен определяться применительно к фактическим обстоятельствам конкретного дела – исходя из того, возникает ли при получении у налогоплательщика экономическая выгода или нет.
Проведенный мониторинг свидетельствует, что в условиях действующего регулирования в отсутствие нормативной определенности по вопросу отнесения к налогооблагаемым доходам физических лиц штрафов по Закону о защите прав потребителей, правоприменитель вынужден при разрешении соответствующих споров руководствоваться собственными представлениями о понимании экономической выгоды для целей налогообложения. Все это создает предпосылки для формирования диаметрально противоположных подходов судов к разрешению соответствующей категории споров. Отсутствие правовой убедительности в обосновании судами той или иной позиции не позволило обеспечить полного единообразия правоприменительной практики даже после формирования по данному вопросу правовой позиции Верховного Суда РФ.
Доцент кафедры административного
и финансового права СПбГУ, к.ю.н. М.В.Кустова
Перечень актов судов общей юрисдикции:
1. Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 29.02.2015 по делу № 2-42/2015.
2. Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11.03.2015 по делу № 2-1049/2015.
3. Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02.04.2015 по делу №2-2025/2015.
4. Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29.04.2015 по делу №2-2901/2015.
5. Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 01.06.2015 по делу № 2-3732/15.
6. Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 03.06.2015 по делу № 2-2483/2015.
7. Решение Советского районного суда города Орла от 9.06.2015 по делу № 2-1162/15.
8. Решение Мценского районный суд Орловской области от 24.06.2015 по делу№2-930/2015.
9. Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 29.06.2015 г. по делу № 2-1846/2015.
10. Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 26.08.2015 по делу № 2-4625/2015.
11. Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17.09.2015 по делу № 2-3841/15.
12. Решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 25.09.2015 по делу №2-2432/15.
13. Решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 17.11.2015 по делу № 2-9361/15.
14. Решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 16.12.2015 по делу № 2-9292/2015.
15. Решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29.01.2016 по делу №2а-331/2016.
16. Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 01.02.2016 по делу№2-80/2016.
17. Решение Бийского городского суда Алтайского края от 10.02.2016 года по делу № 2-629/2016.
18. Решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 12.02.2016 по делу № 2-399/2016.
19. Решение Советского районного суда г.Уфы от 07.04.2016 по делу №2- 3817/2016.
20. Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 25.04.2016 по делу № 2-3857/2016.
21. Решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 27.04.2016 по делу № 2-4189/2016.
22. Решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 04.05.2016 по делу № 2-4540/2016.
23. Решение Котласского городского суда Архангельской области от 05.05.2016 по делу № 2-1944/2016.
24. Решение Советского районного суда г.Красноярска от 12.05.2016 по делу № 2-2729/2016.
25. Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 15.08.2016 по делу № 2-1-6913/2016.
26. Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 16.08.2016 по делу № 2-3711/16.
27. Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 31.08.2016 по делу № 2-3957/2016.
28. Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 27.09.2016 по делу№2-4527/2016.
29. Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 11.10.2016 по делу № 2-8976/2016.
30. Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 12. 10.2016 по делу № 2-2059/2016.
31. Решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 01.11.2016 по делу № 2-3686/2016.
32. Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 02.11.2016 по делу №2-4593 (2016).
33. Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 09.11.2016 по делу № 2-7778/2016.
34. Апелляционное определение Амурского областного от 30.11.2016 по делу суда № 33АП-7299/16.
35. Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 13.12.2016 по делу №2-2472/2016
36. Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 13.12.2016 по делу №2-2488/2016
37. Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 15.12.2016 по делу № 2-11413/2016.
38. Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 19.01.2017 по делу № 2-225/2017.
39. Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 30.01.2017 по делу № 2-1349/2017.
40. Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 14. 03.2017 по делу № 2-357/2017.
41. Решение Норилького городского суда Красноярского края от 20.03.2017 по делу № 2-647/2017.
42. Решение Советского районного суда г.Уфы от 08.06.2017 по делу № 2 -3131/2017.
43. Решение Норилького городского суда Красноярского края от 22.08.2017 по делу №2-1865/2017.
44. Определение Хабаровского краевого суда от 08.09.2017 по делу № 33-6215/2017.
45. Решение Дубненского городского суда Московской области от 08.09.2017 по делу № 2а-806/2017.
46. Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 13.09.2017 по делу № 2-6642/2017.
47. Решение Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области от 13.09.2017 по делу № 2-6786/2017.
48. Решение Алексинского городского суда Тульской области от 28.09.2017 по делу №2-871/2017.
49. Решение Кировского районного суда г. Саратова от 5.10.2017 по делу № 2-8126/2017.
50. Решение Кировского районного суда г. Саратова от 09.10.2017 по делу № 2-8097/2017.
51. Апелляционное определение Ярославского областного суда от 10. 10.2017 по делу № 33-6918/2017.
52. Решение Городского суда города Лесного Свердловской области от 12.10.2017 по делу № 2-710¥17.
53. Решение Кировского районного суда города Саратова от 18.10.2017 по делу № 2-8102/2017.
54. Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 02.11.2017 по делу № 2-6617/2017.
55. Решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 19.12.2017 по делу № 2-4533/17.
56. Решение Советского районного суда г.Краснодара от 14 мая 2018 г. по делу № 2-4854/2018.
57. Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 15.05.2018 по делу № 2-1336/2018.
58. Решение Гатчинского городского суд Ленинградской области от 15.05.2018 по делу № 2-2564/2018.
59. Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 16 мая 2018 г. по делу № 2А-3587/2018.
60. Решение Соломбальского районного суд г. Архангельска от 16.05.2018 по делу № 2А-738/2018.
61. Решение Кировского районного суда г.Саратова от 2018 от 4 июня 2018 г. по делу № 2-2774/2018
62. Решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 21 июня 2018 г. по делу № 2-4386/2018.
Защита прав потребителей | Северная Дакота Департамент Финансовых Учреждений
Medium
Генеральная прокуратура Северной Дакоты Ресурсы для потребителей: https://attorneygeneral.nd.gov/consumer-resources
- Отдел защиты прав потребителей Генеральной прокуратуры обеспечивает соблюдение закона штата о мошенничестве с потребителями и закона «Не звонить», расследует и преследует в судебном порядке дела о мошенничестве с потребителями, а также обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства штата.
Департамент ценных бумаг Северной Дакоты: http://www.nd.gov/securities/
- Департамент ценных бумаг служит для защиты инвесторов посредством применения законов и правил штата о ценных бумагах. Департамент предлагает образовательные программы для инвесторов и другие ресурсы, чтобы помочь жителям Северной Дакоты принимать обоснованные инвестиционные решения, избегать мошенничества и обеспечивать финансовую безопасность.
Better Business Bureau (BBB): https://www.bbb.org/council/consumer-education/
- Помимо образовательной информации, сайт BBB также предоставляет информацию о мошенничестве и краже личных данных. Кроме того, BBB может помочь в разрешении жалобы на бизнес, используя при необходимости услуги примирения, посредничества и арбитража.
Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB): https://www.consumerfinance.gov/
- Основная задача CFPB — сделать так, чтобы рынки потребительских финансовых продуктов и услуг работали на американцев; обращаются ли они за ипотекой, выбирают кредитные карты или используют любое количество других потребительских финансовых продуктов.
Поддельные чеки: http://www. fakechecks.org/
- Этот веб-сайт был создан Национальной лигой потребителей (NCL), старейшей в стране некоммерческой организацией потребителей, в качестве центрального источника информации и советов о поддельных проверить мошенников. NCL создала сайт в сотрудничестве с Alliance for Consumer Fraud Awareness, коалицией потребительских и коммерческих организаций, государственных учреждений и компаний, которые привержены борьбе с мошенничеством с поддельными чеками.
Федеральная торговая комиссия (FTC) Бюро защиты прав потребителей: https://www.consumer.ftc.gov/
- FTC — это национальное агентство по защите прав потребителей. Бюро защиты прав потребителей FTC работает для потребителей, чтобы предотвратить мошенничество, обман и недобросовестную деловую практику на рынке.
- На этом веб-сайте есть информация для вас, независимо от того, покупаете ли вы ипотечный кредит или автокредит, проверяете точность своего кредитного отчета, имеете дело с коллекторами или ищете способы защитить свою личную финансовую информацию.
IdentityTheft.gov: https://www.identitytheft.gov/
- Этот веб-сайт является универсальным ресурсом федерального правительства для жертв кражи личных данных. На сайте представлены упрощенные контрольные списки и образцы писем, которые помогут вам в процессе восстановления.
Казахстан Länderbericht
- Детали
- Опубликовано: 8 сентября 2021 г.
Стратегическая основа
Начальная точка правовой политики
На 2020 год повлияла пандемия COVID-19, которая также поставила перед Казахстаном серьезные задачи. В течение года правительство ввело масштабные меры поддержки экономического и социального секторов, которые продлятся до 2023 года.
Президент Касым-Жомарт Токаев обратился к населению 1 сентября 2020 года с речью на тему «Казахстан в новой реальности: время действовать». В своем выступлении он объявил о широких мерах по модернизации государственного управления и государственных органов, а также о реформах семейной политики (защита прав детей), социальной политики (разработка социального кодекса), избирательного законодательства (30-процентная квота женщин и молодых людей в партийных списках), самоуправление и другие аспекты. Система правовой защиты, органы судебной власти и прокуратура также будут модернизированы в целях укрепления прав человека.
Казахстан подписал Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 24 сентября 2020 года, в котором подписавшие государства обязуются отменить смертную казнь. Однако для ратификации потребуются поправки к национальному законодательству.
Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA) между ЕС и Казахстаном вступило в силу 1 марта 2020 года, поставив сотрудничество на новую правовую основу и охватив в общей сложности 29 различных областей, включая экономику и торговлю, правосудие, свободу и безопасность. , борьба с отмыванием денег и коррупцией, противодействие терроризму, разоружение и ядерная безопасность, окружающая среда и изменение климата.
Общая концепция
Несколько запланированных мероприятий пришлось отложить или отменить в начале года из-за пандемии. К счастью, почти все они с тех пор проходили в альтернативных виртуальных форматах. Это также позволило успешно продолжить сотрудничество с Конституционным советом, Министерством юстиции, Верховным судом, а также Генеральной прокуратурой и их академиями повышения квалификации. В качестве новых партнеров также были привлечены Министерство образования и науки и Агентство по борьбе с коррупцией Казахстана.
В августе 2020 года Казахстан отметил 25-летие своей Конституции крупной международной онлайн-конференцией на высоком уровне. Ее основной тематический акцент был сделан на важности основных прав и их защите во время пандемии COVID-19. В ответ на запрос Конституционного Совета Республики Казахстан ИРЗ перевел Закон о Федеральном Конституционном Суде, который будет использоваться в дальнейшем при проведении дальнейших обучающих мероприятий.
Вопросы интеллектуальной собственности продолжают играть важную роль в гражданском и хозяйственном праве. Кроме того, в сотрудничестве с Гаагской конференцией по международному частному праву (HCCH) был проведен семинар по Гаагской конвенции о похищении детей (ГКПД) 1980 года. Еще один проект реформ в Казахстане направлен на укрепление прав детей: Казахстан планирует подписать Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка.
В ходе дальнейшего реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства были даны консультации в сфере следственного производства, так как с 2021 года прокуратуре Казахстана будет поручено вести это производство по аналогии с немецкой моделью.
Административно-процессуальный кодекс был принят 29 июня 2020 года после более чем десятилетней подготовки и должен вступить в силу 1 июля 2021 года. Для судей, юристов и студентов были проведены два дополнительных обучающих мероприятия по применению этих законов в суде производство.
Направление деятельности в 2020 году
Конституционное право, права человека и возможность их применения
- Международная онлайн-конференция «Конституция в 21 веке – верховенство закона, ценность человека и эффективность государства»
- II Евразийский форум по правам человека «Правозащита и судебная практика в современном Казахстане: проблемы, тенденции и перспективы»
- Перевод Закона о Федеральном конституционном суде на русский язык
Гражданское и коммерческое право
- Онлайн-семинар по Гаагскому соглашению о международной регистрации промышленных образцов
- Онлайн-семинар «Коллективное управление правами и администрирование авторских и смежных прав»
- Рабочая встреча с Министерством юстиции и парламентом РК по правовым реформам в сфере интеллектуальной собственности, в частности по охране незарегистрированных промышленных образцов
- Международная онлайн-конференция «Осуществление мер по возвращению незаконно похищенных детей в соответствии с Гаагской конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного предупреждения похищения детей от 25 октября 1980 года»
Уголовное и пенитенциарное право
- Интернет-форум «Уголовное преследование: функции уголовного розыска и прокуратуры»
- Онлайн-семинар «Методы оценки коррупционных рисков»
- Онлайн-семинар «Современные подходы к организации борьбы с легализацией преступных доходов»
- Международное онлайн-мероприятие по политике противодействия коррупции с Антикоррупционным агентством «На пути к честности: усиление прозрачности, подотчетности и участия»
Базовое и дополнительное обучение
- Два онлайн-семинара «Особенности гражданского, уголовного и административного судопроизводства»
Outlook
Сотрудничество с казахстанскими учреждениями-партнерами будет продолжено в рамках масштабных проектов реформ страны. Консультации также будут предоставляться в 2021 году, в частности, по уголовному праву и уголовно-процессуальному праву, коммерческому праву и административному праву. ИРЗ сделает еще один акцент на коррупции и киберпреступности.
- Детали
- Опубликовано: 1 июля 2020 г.
Стратегическая основа
Начальная точка правовой политики
После почти тридцатилетнего пребывания на посту президента Нурсултан Назарбаев ушел в отставку в начале 2019 года. 9 июня 2019 года состоялись досрочные президентские выборы, на которых победил Касым Ёмарт Токаев. На уровне внутренней политики обширная программа реформ в стране, направленная на прогресс в правовой системе, будет продолжаться, в частности, в судебной и административной системе.
Европейский Союз подчеркнул свою готовность поддерживать развитие и стабилизацию в регионе Центральной Азии во время Совета сотрудничества ЕС и Казахстана в Брюсселе 26 и 27 февраля 2018 года. Заинтересованность в расширении сотрудничества с Казахстаном отражена в новом Центральном Азиатская стратегия, принятая 15 мая 2019 г., а также в успешной реализации Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве. В этих рамках будет активизировано будущее сотрудничество в области верховенства права, демократии, защиты прав человека и других областях.
Общая концепция
Уголовное, уголовно-процессуальное и гражданское право будут приоритетными направлениями сотрудничества ИРЗ с Казахстаном. Важными партнерами являются Конституционный совет, Министерство юстиции, а также Верховный суд и Генеральная прокуратура с их соответствующими учебными заведениями.
Общие и узкоспециализированные темы были важны как в области уголовного права, так и в области уголовно-процессуального права. Реформы 2015 и 2016 годов в этой области продолжают вызывать много вопросов и повышают потребность в дальнейшем обучении. В отчетном году ИРЗ организовал мероприятия, посвященные общему ходу уголовного судопроизводства, в том числе ходу предварительного следствия, системе уголовного правосудия, борьбе с терроризмом, авиационной безопасности и политике противодействия коррупции в частности. Курсы базовой подготовки и повышения квалификации для прокуроров были проведены по отдельным темам.
В целях запланированного введения семейных судов с сентября 2018 года в Казахстане действует пилотный проект по семейному праву, инициированный Верховным судом. Проект направлен на создание семейных центров по всей стране, где, в частности, молодые люди могут получить консультацию . Спектр консультаций будет широк и должен простираться от юридической и психологической помощи до посредничества и консультирования по вопросам брака. Эксперты ИРЗ поддержали казахстанских партнеров в проведении круглого стола в Нур-Султане для продолжения сотрудничества по данной теме, начатого в 2018 году. Другими важными вопросами были внутрисудебная и внесудебная медиация и авторское право. Особенно приятным моментом было участие двух казахстанских представителей в многосторонней англоязычной программе стажировок для судей по гражданским и коммерческим делам.
Направление деятельности в 2019 году
Гражданское и коммерческое право
- Международный круглый стол на тему «Дружественное к детям прецедентное право» в Нур-Султане
- Семинар «Защита авторских и смежных прав в сети Интернет» в г. Нур-Султан
- Рабочий визит в Эрфурт по теме «Альтернативное разрешение споров»
Публичное право
- Семинар в г. Нур-Султан по подсудности административных судов
Уголовное право и пенитенциарное право
- Семинар в г. Нур-Султан на тему «Принципы и судопроизводство в уголовно-процессуальном праве»
- Международная конференция по уголовно-правовой политике и уголовному правосудию «Эффективная уголовная политика и современная модель системы уголовного правосудия – гарантия адекватной защиты конституционных прав граждан» в Акбулаке близ Алматы
- Семинар по ходу досудебного производства по уголовному праву Германии в г. Нур-Султан
- Ознакомительная поездка в Ганновер и Целле делегации Генеральной прокуратуры РК по теме «Борьба с терроризмом и экстремизмом в Германии»
- Рабочая поездка прокуроров по следственным мероприятиям в Зонтхофен, Кемптен и Мюнхен
- Семинар в г. Нур-Султан по авиационной безопасности
- Семинар в г. Нур-Султан по политике противодействия коррупции
Базовое и дополнительное обучение
- Участие одного практикующего юриста в курсе Гёте-Института «Немецкий язык для юристов»
- Участие двух казахстанских участников в девятой «Летней школе IRZ по немецкому праву» в Бонне
- Участие Председателя Союза судей РК и члена Союза судей РК в многостороннем мероприятии IRZ Меморандумной группы нескольких национальных ассоциаций судей в Бонне
- Участие двух казахстанских представителей в многосторонней программе стажировок для гражданских и арбитражных судей
Внешний вид
Сотрудничество с казахстанскими учреждениями-партнерами будет продолжено в рамках комплексной программы реформ в Казахстане. Это сотрудничество получит дальнейшую поддержку новой Стратегии ЕС по Центральной Азии, принятой в мае 2019 года. Сотрудничество ИРЗ с Казахстаном и в 2020 году будет по-прежнему сосредоточено на уголовном, уголовно-процессуальном и гражданском праве. Конституционные вопросы и защита прав человека вновь будут обсуждаться на совместных мероприятиях. Также планируется дальнейшее расширение обмена информацией с Министерством юстиции Казахстана и сопровождение мероприятий, касающихся интеллектуальной собственности.
- Детали
- Опубликовано: 10 июля 2019 г.
Стратегические рамки
Начальная точка правовой политики
В январе 2018 года Казахстан стал первой страной Центральной Азии, прошедшей председательство в Совете Безопасности ООН, в ходе которого главными тематическими приоритетами были стратегическое развитие Центральной Азии и Афганистана.
Европейский Союз также подчеркнул свою готовность поддерживать развитие и стабилизацию в регионе Центральной Азии во время заседания Совета сотрудничества ЕС и Казахстана в Брюсселе 26 и 27 февраля 2018 года. Заинтересованность в продолжении сотрудничества с Казахстаном отражена в новом стратегии, принятие которой объявлено на 2019 год, а также в успешной реализации Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве. В этих рамках будет активизировано будущее сотрудничество в области верховенства права, демократии, защиты прав человека и других областях. На уровне внутренней политики масштабная программа реформ в стране, направленная, в частности, на прогресс в правовой системе, судебной системе и администрации, будет продолжаться в прежнем режиме. Сотрудничество между IRZ и его партнерами в Казахстане в отчетном году еще раз активизировало эти усилия по реформированию.
Общая концепция
В 2018 году также основное внимание в сотрудничестве с Республикой Казахстан уделялось уголовному праву, уголовно-процессуальному праву и гражданскому праву. В рамках этих приоритетов интенсивно осуществлялось сотрудничество с Верховным Судом и Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре. Большое значение придавалось также взаимодействию с Высшим судебным советом и Конституционным советом.
Мероприятия, проведенные с Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре в отчетном году, в основном касались сферы киберпреступности. Основной акцент совместных мероприятий с Верховным судом был сделан на продвижение принципов уголовного правосудия.
В октябре 2018 года ИРЗ организовал рабочий визит на тему «Базовое и повышение квалификации судей» для высокопоставленной делегации Высшего Судебного Совета Республики Казахстан, который также отвечает за установление качества и подбора Требования к магистратуре.
Семинар по авторскому праву и смежным правам был проведен в апреле 2018 года в Астане совместно с Министерством юстиции Казахстана, в котором принял участие представитель Gesellschaft für musikalische Aufführungs- und mechanische Vervielfältigungsrechte (GEMA) от имени IRZ.
По предложению Посольства Республики Казахстан ИРЗ организовал техническую программу рабочего визита высокопоставленной делегации Министерства национальной экономики Республики Казахстан во главе с вице-министром Сериком Жумангариным для обсуждения вопросы антимонопольного законодательства с немецкими партнерами в Берлине и Бонне.
Направления деятельности в 2018 году
Конституционный закон/права человека и их правоприменительная сила
- Международная конференция «Реализация конституционных норм как гарантия эффективного уголовного судопроизводства» в Ак-Булаке
- Сопровождение летней школы по сравнительному конституционному праву с Университетом КАЗГЮУ в г.Астана
- Рабочий визит делегации Конституционного Совета Республики Казахстан в Северный Рейн-Вестфалия по теме защиты конституционных прав и прав человека
Гражданское и коммерческое право
- Семинар в Астане по авторскому праву и смежным правам с Министерством юстиции РК
- Круглый стол в Берлине на тему «20 лет антикоррупционному законодательству и Агентству по делам государственной службы в Республике Казахстан»
- Рабочий визит в Берлин и Бонн по теме антимонопольного законодательства высокопоставленной делегации Министерства национальной экономики Республики Казахстан во главе с Вице-министром Сериком Жумангариным
- Семинар в Астане на тему судебной медиации
- Рабочая поездка в Зонтхофен и Кемптен по вопросам семейного права
Уголовное право и пенитенциарное право
- Семинар «Легализация преступных доходов с использованием электронных денег и виртуальной валюты» в Астане
- Рабочая поездка во Франкфурт-на-Майне по уголовному делу
- Высокопоставленный визит администрации президента в Ганновер, Нинбург и Зенде по вопросам пенитенциарной системы и обучения полиции
- Международная конференция «Современные киберугрозы в условиях нарождающейся 4-й промышленной революции» в Астане
- Международный семинар «Стратегия борьбы с терроризмом: новые вызовы и международный опыт» в г. Кощи
- Семинар в Астане на тему электронных доказательств в уголовном процессе
Базовое и дополнительное обучение
- Рабочий визит в Трир и Майнц по базовому обучению и повышению квалификации судей
- Участие казахстанских участников восьмой «Летней школы IRZ по немецкому праву» в Бонне
Внешний вид
Сотрудничество с учреждениями-партнерами в Казахстане будет продолжено, в том числе ввиду продолжающихся реформ в стране, и будет по-прежнему сосредоточено на предстоящих правовых реформах. Кроме того, новая стратегия ЕС в Центральной Азии и вытекающий из этого повышенный интерес к государствам Центральной Азии обеспечивают важную основу для продолжения продвижения проектной работы между IRZ и Казахстаном. Уголовное, уголовно-процессуальное и гражданское право будут приоритетными направлениями сотрудничества ИРЗ с Казахстаном. Будет продолжено сотрудничество с Конституционным советом, Верховным судом и Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре.