Закон о образовании рф последняя редакция 2019: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс

Разное

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,

от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ,

от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.02.2014 N 11-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ,

от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 27.05.2014 N 135-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ,

от 04.06.2014 N 148-ФЗ, от 28.06.2014 N 182-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ,

от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 21.07.2014 N 262-ФЗ, от 31.12.2014 N 489-ФЗ,

от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 02.05.2015 N 122-ФЗ,

от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 29.06.2015 N 198-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ,

от 13.07.2015 N 238-ФЗ, от 14.12.2015 N 370-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ,

от 29.12.2015 N 389-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 30.12.2015 N 452-ФЗ,

от 30.12.2015 N 458-ФЗ, от 02.03.2016 N 46-ФЗ, от 02.06.2016 N 165-ФЗ,

от 02.06.2016 N 166-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03. 07.2016 N 286-ФЗ,

от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 03.07.2016 N 306-ФЗ,

от 03.07.2016 N 312-ФЗ, от 03.07.2016 N 313-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ,

от 01.05.2017 N 93-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ,

от 29.12.2017 N 473-ФЗ, от 19.02.2018 N 25-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ,

от 27.06.2018 N 162-ФЗ, от 27.06.2018 N 170-ФЗ, от 03.07.2018 N 188-ФЗ,

от 29.07.2018 N 271-ФЗ, от 03.08.2018 N 317-ФЗ, от 03.08.2018 N 329-ФЗ,

от 03.08.2018 N 337-ФЗ, от 25.12.2018 N 497-ФЗ, от 06.03.2019 N 17-ФЗ,

от 01.05.2019 N 85-ФЗ, от 17.06.2019 N 140-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ,

от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 02.12.2019 N 403-ФЗ, от 02.12.2019 N 411-ФЗ,

от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 27.12.2019 N 515-ФЗ, от 06.02.2020 N 9-ФЗ,

от 01.03.2020 N 45-ФЗ, от 01.03.2020 N 47-ФЗ, от 18.03.2020 N 53-ФЗ,

от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 25.05.2020 N 158-ФЗ, от 25.05.2020 N 159-ФЗ,

от 08.06.2020 N 164-ФЗ, от 08.06.2020 N 165-ФЗ, от 31. 07.2020 N 303-ФЗ,

от 31.07.2020 N 304-ФЗ, от 08.12.2020 N 399-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,

от 30.12.2020 N 517-ФЗ, от 17.02.2021 N 10-ФЗ, от 24.03.2021 N 51-ФЗ,

от 05.04.2021 N 85-ФЗ, от 20.04.2021 N 95-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ,

от 30.04.2021 N 127-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ,

от 28.06.2021 N 221-ФЗ, от 02.07.2021 N 310-ФЗ, от 02.07.2021 N 320-ФЗ,

от 02.07.2021 N 321-ФЗ, от 02.07.2021 N 322-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ,

от 30.12.2021 N 433-ФЗ, от 30.12.2021 N 472-ФЗ, от 16.04.2022 N 108-ФЗ,

от 11.06.2022 N 154-ФЗ, от 14.07.2022 N 253-ФЗ, от 14.07.2022 N 262-ФЗ,

от 14.07.2022 N 271-ФЗ, от 14.07.2022 N 295-ФЗ, от 14.07.2022 N 296-ФЗ,

от 14.07.2022 N 298-ФЗ, от 14.07.2022 N 299-ФЗ, от 14.07.2022 N 300-ФЗ,

от 14.07.2022 N 301-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ, от 07.10.2022 N 397-ФЗ,

от 21.11.2022 N 449-ФЗ, от 21.11.2022 N 465-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ,

от 28.12.2022 N 568-ФЗ, от 29.12.2022 N 641-ФЗ, от 29. 12.2022 N 642-ФЗ,

от 06.02.2023 N 15-ФЗ, от 17.02.2023 N 19-ФЗ, от 17.02.2023 N 26-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ

(ред. 19.12.2016),

Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 N 18-П)

Редакция от 17.02.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) \ КонсультантПлюс

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 17.02.2023 N 26-ФЗ. См. справку к редакции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 2 части 7 статьи 13

старая редакция новая редакция

2) в организации, 2) в организации,

осуществляющей деятельность по осуществляющей деятельность по

профилю соответствующей профилю соответствующей

образовательной программы, в том образовательной программы, в том

числе ее структурном числе ее структурном

подразделении, предназначенном для подразделении, предназначенном для

проведения практической проведения практической

подготовки, на основании договора, подготовки, на основании договора,

заключаемого между указанной заключаемого между указанной

организацией и организацией, организацией и организацией,

осуществляющей образовательную осуществляющей образовательную

деятельность. деятельность. В целях настоящего

Федерального закона к

организациям, осуществляющим

деятельность по профилю

соответствующей образовательной

программы, приравниваются лица,

зарегистрированные в установленном

порядке в качестве индивидуальных

предпринимателей, нотариусы,

занимающиеся частной практикой,

адвокаты, учредившие адвокатские

кабинеты, а также иные лица, чья

профессиональная деятельность в

соответствии с федеральными

законами подлежит государственной

регистрации и (или)

лицензированию.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 108 частью 19. См. текст новой редакции

19. При установлении, изменении или признании утратившим силу порядка

приема на обучение по образовательным программам высшего образования,

предусмотренного частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, не

применяются положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля

2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Положения законодательства Российской Федерации об образовании как фактор формирования информационной системы образования

Аннотация

В статье анализируются основные идеи, воплощенные в федеральных законах об образовании, принятых в России в постсоветский период. Существенное влияние на становление и развитие современная образовательная система России. Исторический период в двадцать лет, разделяющий эти два общепринятых регламента, стал переломным для России, временем смены многих мировоззренческих убеждений, смыслов и ценностей. Однако главное состоит в том, что те идеи, которые были заложены в этих типовых положениях, легли в основу программы и стратегии развития отечественного образования и образовательной системы Российской Федерации в новый постнеклассический, информационный период. Эффективное развитие правовой системы образования в информационный период невозможно без учета ранее накопленных традиций. Рассмотрена динамика и логика изменения основных понятий системы образования, используемых в этих документах, их роль в информативности современной отечественной образовательной системы, формирование тенденций ее развития в направлении вхождения в мировую образовательную систему, формирование нового человека, способного самостоятельно решать важнейшие задачи современности и находить оптимальные ответы на ее вызовы.

Ключевые слова: Законодательство об образованииправовая система образования

Введение

Одним из основополагающих фактов новейшей истории России стало принятие двух основных федеральных законодательных актов, согласно которым развивается современное российское образование: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» и Федеральным законом 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, 19).92; Федеральный закон «Об оформлении в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, 2012). Эти нормативно-правовые акты закрепили основные положения создания системы образования, открытой вызовам современности, способной в полной мере выполнять функцию воспитания и обучения новых поколений граждан России в условиях глобального информационного общества.

Постановка проблемы

Любое новое законодательство создает серьезные проблемы для системы образования на пути к прогрессу. Однако образование, как и любая социальная сфера, в отличие от технической сферы, носит консервативный характер. В этих условиях возникает проблема: в какой степени законодательное регулирование влияет на информационные системы образования, идет ли процесс их развития одновременно или нет?

Исследовательские вопросы

Влияет ли существующая в России педагогическая традиция на развитие и практику реализации идей и положений современного образовательного законодательства Российской Федерации?

Цель исследования

Исследовать, как меняется информационно-правовое образовательное пространство, в котором постоянно сочетаются традиции и инновации, свойственные отечественной образовательной системе, на основе анализа основных положений законов об образовании в постсоветской России?

Методы исследования

В ходе исследования были проведены текстологические сопоставления норм образовательного законодательства, принятого в Российской Федерации.

Выводы

Исходя из классического представления о том, что действие любого закона происходит в определенном пространстве и времени, можно утверждать, что в системе образования современной России такое действие будет иметь свои особенности, поскольку эта система является «одновременно и объективным миром и материя предметной деятельности» (Иванова, 2015, с.25). Система образования – это, прежде всего, сложный мир, порождающий ряд человеческих отношений, регулирующий процесс которых, даже на основе наиболее идеально созданного нормативно-правового фона, будет порождать разные смыслы, позиции, отношения, формировать разнообразная практика правоприменения, которая станет основанием для наполнения информационного поля образования.

Двадцать лет, которые разделяют создание двух законов и правил, были сложным периодом становления и развития отечественной системы образования. Как и сама страна, она прошла сложный период экономического кризиса, поиска новых идей и концепций, направленных на обеспечение достойного социального развития новых поколений в соответствии с современными мировыми стандартами.

Важным уроком новейшей истории образовательного законодательства является то, что принимаемый закон, хотя и должен смотреть вперед, но в то же время лишь разумно опережать время, в которое он был создан. Процесс реализации закона об образовании в 1992 столкнулась с проявлениями национальной педагогической традиции, не позволившей в полной мере реализовать огромный потенциал демократического развития, заложенный в начале 1990-х гг.

Педагогическое сообщество, ориентированное преимущественно на традицию, не было готово к самостоятельной реализации этого закона. Ей было сложно воспринимать поток ускоряющейся информации и быстро приспосабливаться к новым методам работы, например, заниматься творчеством, не дожидаясь указаний органов управления. Только небольшая часть педагогического сообщества смогла воспользоваться этим шансом.

Отсутствие давней традиции демократических и партнерских отношений между властью и многоликим обществом по ценностным основаниям и стратегиям модернизации зачастую мешало достижению поставленных задач, и это приводило к тому, что чем больше внимания уделялось административно- экономические вопросы, чем образовательные. (Овчинников, 2018, с.27)

Разработчики нового закона об образовании 2012 года имели гораздо больший законодательный опыт, чем авторы первого посткоммунистического нормативного акта в сфере образования. Они располагали более объективной информацией о тенденциях развития мировой образовательной системы, что способствовало закреплению механизмов инновационного развития на стадии разработки нормативного документа.

В связи с этим следует отметить интересный методологический ракурс кейса, который задают ученые НИИ философии образования Новосибирского государственного педагогического университета. В результате кросскультурного анализа взаимодействия Запада и России в контексте образования и права был сделан вывод о необходимости «сохранения национально-культурной идентичности России, так как ее идентичность является главным условием за равноправный диалог» (Пугачев, Наливайко, 2015, с. 27).

Такой вывод вполне можно отнести к развитию отечественного образовательного законодательства. Тем более что обращение к проблеме тождества отечественного права и, в частности, права в сфере образования в информационный период становится все более заметным среди представителей юридической науки. Например, все чаще выдвигаются идеи вернуть отечественному праву его утраченное духовное начало, в том числе вместе с многовековой православной традицией, и закрепление положений об этом в образовательном законодательстве. Однако Российская Федерация все еще находится в поиске конструктивной модели государственно-правовой системы, в том числе толкования национального права. Современная национальная правовая культура «представляет собой сложную систему нормативных нормативов, институтов, общественных отношений», в которой прослеживается тенденция к обособленности, закрытости от европейского права (Ромашов, 2016).

В этой связи представляет интерес позиция Честнова (2012), который отмечает, что «в период постмодерна формальная определенность права представляет собой гибкую, подвижную, контекстуально обусловленную структуру, воспроизводимую дискурсивными практиками людей, имеют статус субъектов права» (с.

12). Идея ученого дает ключ к пониманию того, что текст закона и период его жизни в образовательной системе – это совершенно разные категории, понимание которых во многом зависит от способности субъекта находить, обрабатывать и применять правовую информацию.

Прежде всего, остановимся на определении термина «образование». В законе 1992 года под ним понимался «целенаправленный процесс воспитания и образования в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательного ценза) ( студенты)» (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, 1992, п. 1). В законе 2012 г. образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и образования, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах личности, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемые знания, умения, ценности, опыт и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.

12.2012 N 273-ФЗ, 2012). Кроме того, определение воспитания и образования было дано отдельно в новом законе.

Закон об образовании 2012 г. дал такую ​​формулировку, которая существенно расширила информационно-смысловое наполнение понятия образования, подчеркнула его важнейшую социальную функцию. Это позволило адекватно понимать идеи государственной политики различными субъектами образовательной деятельности, что гармонизирует образовательные отношения в информационном обществе.

Статья 2 закона 2012 года содержит более трех десятков основных определений. Прогрессивным явлением, свидетельствующим о поступательном развитии образовательного законодательства, стало введение в типовое положение специального положения, содержащего их разъяснения. Это повышает информационный потенциал нормативного акта, понимание его идей широкими слоями населения страны.

Первый российский закон об образовании 1992 г. лишь провозгласил право на образование основным и неотъемлемым конституционным правом граждан Российской Федерации. Он ввел определение «сфера образования», которое активно используется в законе 2012 г. Это позволило показать единство индивидуального, общественного и государственного взгляда на образование как на ценность и благо. Это определение позволило включить в правовую систему элементы духовного уровня, повысив эффективность и информативность документа.

По сравнению с законом 1992 г., законом 2012 г. повышено внимание законодателя к вопросу толкования принципов образования. Были сформулированы принципы, иерархия которых определялась определением «базовые принципы». Это дало основание полагать, что существуют и другие принципы воспитания, не внесенные в нормативное положение, но не противоречащие его духу. Такие принципы могут быть сформулированы в региональных и местных нормативных актах. Важно лишь соблюдение строгой преемственности и последовательности в нормотворчестве, что послужит гарантом устойчивости и единства образовательной системы Российского государства, построения подлинно демократической образовательной системы.

Следует обратить внимание на существенное расширение в законе 2012 г. правовых основ осуществления образовательной деятельности. Если закон 1992 г. обязывал воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение прав и свобод человека, любовь к окружающей среде, Родине, семье, то более поздний закон добавил к этому списку понятия взаимоуважения, патриотизма, ответственности, правовой культуры. , тем самым усиливая социально-гражданскую направленность образовательного процесса, расширяя его информационную насыщенность.

Необходимо отметить некоторые различия в определениях системы образования. Так, в пункте 2 статьи 2 закона 1992 г. провозглашались: единство федеральной культурно-образовательной системы, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве. . Закон 2012 г. (п. 4 ч. 1 ст. 3) уточнил единство образовательного пространства в пределах Российской Федерации, а также убрал слова «система образования», заявив при этом принцип защиты национальных культур. Новая формулировка «охрана и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в многонациональном государстве» представляется более объемной. Он обеспечивает возможность применения положений закона при решении задач развития образования во всех регионах, особенно с преобладающим проживанием различных национальностей, и способствует усилению роли образования в социокультурном взаимодействии власти и населения, развитию культурного и образовательных отношений с соседними странами, что предусмотрено в следующем пункте настоящей статьи.

В Закон об образовании 2012 года внесена новая норма (пункт 5 части 1 статьи 3), провозглашающая «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе».

Таким образом, закон об образовании 2012 года, став более информативным, расширил правовое понимание сущности образовательной системы. Это было достигнуто за счет введения положений, увеличивающих количество субъектов образования, их прав, возможности влиять на развитие образовательных отношений, гарантий непрерывного образования, а также закрепления академических прав преподавателей и учащихся и принципа автономии образовательных учреждений. организаций, информационная открытость и публичная отчетность учреждений.

Важным достижением стало провозглашение принципа недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования, реализация которого способствует росту образовательных организаций в стране, расширению масштабов и разнообразия образовательных отношений.

Образовательная и юридическая практика последних двадцати лет со всей очевидностью показала важность точного и подробного изложения нормативно-правовых норм в образовательном законодательстве. Об этом, в частности, свидетельствует нормативная норма о свободе в образовании. Принцип свободы и плюрализма был провозглашен только в законе 1992. А в документе 2012 г. она получила емкое выражение. Так, в пункте 7 части 1 статьи 3 этот принцип формулируется как свобода выбора образования в соответствии со склонностями и потребностями человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие личности. его способности, в том числе представление права выбора форм обучения, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленность образования в пределах, предусмотренных системой образования, а также предоставление педагогам свободы в выбор форм обучения, методов обучения и воспитания.

Такое расширение законодательного регулирования обусловлено общественным опытом, полученным при реализации первого типового регулирования. Краткость нормативного регулирования закона 1992 г. породила множество интерпретаций, которые в процессе их применения создали как положительный опыт распространения демократических форм образования, так и отрицательный. Например, принцип предоставления максимальной свободы учебным заведениям, существовавший в XIX в.90-х годов, породили у некоторых из них иллюзию вседозволенности, неразумность в выборе методов педагогического воздействия, излишнюю либерализацию отношений между участниками образовательного процесса.

В процессе реализации закона об образовании 1992 г. российская школа в какой-то мере повторила опыт многовекторного эксперимента, в том числе необдуманного экспериментирования, характерного для сложного и неоднозначного периода 1920-х гг. В то же время следует отметить, что внешне аналогичный процесс, происходивший в 19 в. 90-е годы отличались более продуманными формами внедрения новаторских идей в сложившиеся стереотипы образовательной практики.

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономия образовательных учреждений провозглашены основными принципами российского образования в законе 1992 г. Принцип государственно-общественного управления в законе 2012 г. претерпел изменения. Теперь речь шла только о демократичности управления образованием, обеспечении прав учителей, учащихся и родителей на участие в управлении образовательной организацией. В пункте 12 части 1 статьи 3 сформулирован принцип сочетания государственного и договорного регулирования.

С этого времени любые формы государственно-частного партнерства должны были приобрести договорную основу и наполнить Образовательную систему России новыми видами отношений между участниками образовательного процесса. Это обстоятельство, в частности, вызвало серьезные изменения в комплексе человеческих отношений в образовательной сфере.

Наибольшее обсуждение вызвал термин «образовательные услуги». Информационная система наполнилась различными смыслами этого определения, что до сих пор вызывает трудности в практической деятельности многих образовательных организаций и органов управления образованием.

Представляется, что дальнейшее развитие образования в Российской Федерации будет происходить в условиях усиления формально-правовых начал, но в сфере платных образовательных услуг они являются доминирующими. В то же время среди нормативных актов, регулирующих гражданский оборот, отсутствует иная форма договора, кроме договора оказания услуг, близкая к специфике образовательной деятельности.

В базовых понятиях закона 2012 года термин «образовательная услуга» отсутствует в статье 2, посвященной основным терминам, используемым в законе, что свидетельствует о том, что законодатель не придает ему существенного, определяющего значения. Этот термин используется в статье 101 Закона, гарантирующей право образовательной организации на осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц, что регулируется ведомственными и локальными нормативными актами.

Таким образом, в информационной системе современного российского образования термин «образовательные услуги» имеет больше социально-политическое значение, чем юридическое.

Заключение

Сегодня в правовом дискурсе сферы образования зримо проявляется сложный и противоречивый процесс историко-культурного развития правосознания в сфере образования, характерный для нашей страны и уходящий в период раннего Нового и Нового времени. И это доказывает, что именно историко-культурная информация субъектов системы образования имеет сегодня особое значение для формирования положительных тенденций развития системы образования.

Основополагающим положением федерального законодательства в сфере образования установлены важнейшие элементы правовой культуры, которые затем перерастают либо в социальные ценности, приобретая тем самым общественно значимый смысл, либо остаются общественно нейтральной информацией. Гораздо сложнее обстоит дело, когда в результате необдуманных и необдуманных действий они могут стать элементами антикультуры, нанося тем самым ущерб как правовым, так и педагогическим идеалам, препятствуя их гармонизации в единой образовательной системе. Противостоять этому может только активно развивающаяся информационная поддержка участников образовательного процесса.

Только при тесной интеграции достижений психолого-педагогической и юридической науки, культурно-исторического опыта, накопленного российским педагогическим сообществом, постигающих глубинные духовные, метафизические и экзистенциальные измерения права (Сорокин, 2007), можно создавать действительно работающие законы, воплощающие в современных терминах классический принцип права, гласящий, что право смотрит вперед, а не назад, иногда оглядываясь на прошлый опыт, чтобы оценить верность избранного пути.

Благодарности

Исследование выполнено в 2019 году в рамках государственного задания института: № 073-00086-19-00ПР на тему «Научно-методические основы создания сегментной стратегии развития образования в Российская Федерация и механизмы ее реализации» (в сфере Минобразования России).

Ссылки

  1. Честнов И. Л. (2012). Постклассическая теория права. СПб.: Издательский дом «Алеф-Пресс».
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (2012). Получено с: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  3. Иванова С.В. (2015). Образовательная система и образовательная среда: в поисках отличий. Ценности и смысла, 6(40), 25.
  4. Овчинников А. В. (2018). Правовые аспекты модернизации российского образования. Правовые аспекты модернизации российского образования. Ретроспектива для перспективы. Отечественная и зарубежная педагогика, 2(48), 15–29..
  5. Пугачев А.В., Наливайко Н.В. (2015). Социально-философские основы правового образовательного пространства в современной России. В «Философии образования» (с. 27). Новосибирск: Изд-во СО РАН.
  6. Ромашов Р. А. (2016). Национальная правовая культура России: традиции, ценности, техника. Юридическая техника, д. 10, стр. 49-52.
  7. Сорокин В.В. (2007). Понятие и сущность права в духовной культуре России. Москва: Издательство «Юрлитинформ».
  8. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (1992). [Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1]. Получено с: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Российская Федерация | ВКЛЮЧЕНИЕ | Профили образования

1. Определения

2. Школьная организация

3. Законы, планы, политика и программы

4. Управление

5. Среда обучения

6. Учителя и вспомогательный персонал

7. Мониторинг и отчетность

 

  1. Определения

Инклюзивное образование

В соответствии с Законом об образовании 2012 г. инклюзивное образование подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия их специальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2.27). Приморский край (край) поддерживает определение федерального закона в Законе об образовании в Приморском крае 2013 г. (ст. 2.8).

Город федерального значения Москва в Законе 2010 г. «Об образовании лиц с инвалидностью» в редакции 2016 г. определяет инклюзивное образование как возможность для обучающихся с инвалидностью получать образование или воспитание вместе со своими сверстниками, в том числе предоставление совместного образования , досуговые мероприятия и различные виды повышения квалификации (ст. 2.3).

Потребности в специальном образовании

Закон об образовании 2012 года дает определение учащимся с ограниченными возможностями и признает потребности в специальном образовании этих учащихся. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее по оценке психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) нарушения физического и (или) психического развития, препятствующие получению им образования без создания специальных условий (ст. 2). ).

 

  1. Школьная организация

Инвалидность

В соответствии с Законом об образовании 2012 года учащиеся с ограниченными возможностями могут обучаться в обычных условиях вместе со своими сверстниками и/или в отдельных классах/группах и/или в отдельных учебных заведениях (статья 79.4). Выбор находится в компетенции родителей и/или законных представителей по принципу близости и исходя из наиболее подходящих условий для удовлетворения потребностей ребенка в соответствии с оценкой ПМПК.

Интеграция и инклюзия служат альтернативными, дополнительными формами предоставления образования в отдельных условиях. Ожидается, что интеграция детей с функциональными ограничениями в обычные школы будет поддерживаться коррекционно-поддерживающими службами.

В рамках отдельного коррекционного образования учреждения классифицируются в зависимости от типа потребностей учащихся. Отдельные коррекционные образовательные учреждения предоставляют специальное общее образование:

  • Глухие учащиеся (I тип)
  • Учащиеся с нарушениями слуха (тип II)
  • Слепые учащиеся (тип III)
  • Учащиеся с нарушением зрения (тип IV)
  • Учащиеся с серьезными нарушениями речи (тип V)
  • Учащиеся с ограниченными физическими возможностями (тип VI)
  • Учащиеся с нарушениями когнитивного развития (тип VII)
  • Учащиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями (тип VIII).

Специализированный персонал, подготовленный для оказания помощи детям с ограниченными возможностями, размещается только в отдельных учебных заведениях. В этом контексте были созданы ресурсные центры для оказания коррекционных услуг детям, интегрированным в обычные школы. Эти ресурсные центры также обучают обычных школьных учителей, которые работают с учащимися с особыми образовательными потребностями.

На сегодняшний день создано четыре федеральных ресурсных центра для оказания помощи детям с различными особенностями развития (согласно Официальному письму 636/07/2019 заместителя Министра образования Российской Федерации).

Обслуживая все уровни образования, ресурсные учебные центры для людей с ограниченными возможностями (REMCs) оказывают поддержку базовым профессиональным учебным заведениям (BVEI). По состоянию на 2018 г. в рамках госпрограммы «Доступная среда на 2011–2020 годы» по всей стране создано 28 РМЦ и 97 БВЭУ, в том числе 3 в Москве. К 2020 году планировалось создать БВЭИ во всех субъектах федерации9.0005

На городском уровне Законом «Об образовании в Санкт-Петербурге» 2013 г. в редакции 2019 г. установлено, что образование детей с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в условиях инклюзивного образования, в отдельных классах и группах, а также на дому (ст. 10). И наоборот, Закон города Москвы 2010 г. «Об образовании инвалидов» разрешает обучение в отдельных классах и/или группах в качестве формы компенсационного обучения или в специальных/коррекционных классах только в том случае, если учащиеся с ограниченными возможностями не могут получать образование в инклюзивной среде. (Статья 5.2).

В большинстве учреждений образование для лиц с ограниченными возможностями предоставляется в отдельных учреждениях. В соответствии с федеральным законом в Свердловской области ( область ) обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в интегрированной форме, в отдельных классах и/или группах или на индивидуальной основе (Закон об образовании в Свердловской области 2013 г.). В Ростовской области обучение организовано в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях и/или в школах-интернатах для обучающихся с ограниченными возможностями (Закон Ростовской области 2004 г. «Об образовании» в редакции 2008 г., ст. 5.2.5) и для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. поведенческие расстройства (ст. 5.2.9), и в санатории для детей, находящихся на длительном лечении (ст. 5.2.7). Кроме того, учащиеся, проживающие в сельской местности, имеют право обучаться в школах-интернатах, если они не могут добраться до школы из-за неблагоприятных погодных условий или расстояния (статья 5. 2). В Ставропольском крае учащимся, которые по состоянию здоровья не могут получить образование, разрешается получать образование на дому, в медицинских учреждениях или заочно (Закон Ставропольского края 2013 г. в редакции 2019 г., ст. 18).

Несмотря на принятие инклюзивного подхода к обучению, Закон «Об образовании в Приморском крае» 2013 г. также предусматривает раздельное обучение для глухих, слепых и учащихся с нарушениями зрения, тяжелыми речевыми нарушениями, поведенческими расстройствами, нарушениями когнитивного развития, расстройствами аутистического спектра и физические недостатки (статья 8.23).

Этнические и языковые группы и группы коренных народов

При предоставлении образования коренным народам учитывается их кочевой образ жизни. В 2016/17 учебном году девять детских садов, один детский сад-начальная школа и три общеобразовательные специальные школы обеспечивали образование в местах кочевья в Ямало-Ненецком автономном округе.

Раннее выявление, скрининг и оценка 

ПМПК отвечает за проведение психологической, медицинской и педагогической оценки и за выявление проблем физического и/или умственного развития. На основании обследования ПМПК дает рекомендации о виде необходимой психологической, медицинской и педагогической помощи и наиболее адекватном образовании и обучении (Приказ 1082/2013).

Определенная в Постановлении Правительства Российской Федерации 1839/2016 Концепция развития ранней помощи до 2020 года регулирует оказание комплексных услуг, в том числе медицинских, социальных и психолого-педагогических. Раннее вмешательство обслуживает все субъекты Российской Федерации и оказывает всестороннюю поддержку развитию ребенка.

 

  1. Законы, планы, политика и программы

Конституция Российской Федерации 1993 г. в редакции 2014 г. закрепляет право на образование для всех (статья 43.1). Он гарантирует доступ к бесплатному дошкольному, среднему и среднему профессиональному образованию (статья 43.2), а доступ к бесплатному высшему образованию обеспечивается на конкурсной основе (статья 43.3). Конституция запрещает дискриминацию по признаку «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или иным обстоятельствам», а также любые ограничения «человеческого права по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным признакам» (ст. 19.2). В соответствии с конституционным положением недискриминация в сфере образования закреплена в Законе об образовании 2012 года (статья 5).

Инвалидность

В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов в 2012 г. Федеральным законом № 419/2014 внесены изменения в более чем 700 региональных законодательных актов, касающихся социальной защиты инвалидов. Закон закладывает правовые основы для обеспечения безбарьерного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам и для создания антидискриминационных условий для реализации прав и интересов заинтересованных групп.

В период с 2009 по 2014 год были разработаны стандарты, регулирующие обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями когнитивного развития (Приказ 1599/2014) в дошкольном (Приказ 1155/2013), начальном общем (Приказ 373/2009 и 1598/2014), основном общем образовательного (Приказ 1897/2010) и среднего общего образования (Приказ 413/2012). Вновь подтверждая их право пользоваться равными возможностями и качественным образованием, стандарты направлены на максимальное увеличение доступа этих учащихся к образованию и его удержание в соответствии с их способностями и потребностями. Для достижения этой цели были введены гибкие образовательные программы, адаптирующие общеобразовательные учебные планы к особенностям учащихся. На основании оценки ПМПК адаптированная образовательная программа определяет условия и содержание обучения с согласия родителей/законных представителей (Закон об образовании, ст. 55). Адаптированная образовательная программа предназначена для удовлетворения разнообразных потребностей обучающихся, в том числе детей и молодежи с нарушениями зрения и слуха, учащихся с тяжелыми нарушениями речи, детей с множественными нарушениями и детей с нарушениями когнитивного развития.

Что касается политического подхода, страна стремится развивать систему инклюзивного образования и одновременно поддерживать существующие организации, предоставляющие адаптированные образовательные программы, такие как коррекционные школы, программы дошкольного образования и специальные детские сады. Министерство образования проводит ежегодный общенациональный конкурс на лучшую инклюзивную школу для выявления и продвижения передовой практики обучения для включения учащихся с ограниченными возможностями.

Закон об образовании инвалидов в городе Москве отражает стремление к созданию условий для обеспечения инклюзивного образования инвалидов в государственных образовательных учреждениях (ст. 5.1). Для реализации инклюзивного образования закон учитывает потребности всех учащихся, рекомендации ПМПК, условия работы учителей и соотношение учащихся с ограниченными возможностями и учащихся без инвалидности (статья 23).

Пол

Конституция 1993 г. с поправками, внесенными в 2014 г., содержит положение о гендерном равенстве, признающее, что мужчины и женщины пользуются равными правами и свободами и имеют право на равное их осуществление (статья 19.3). Принцип равенства в образовании подтвержден в Законе об образовании 2012 г. (статья 5). Дополнительных правовых актов, регулирующих доступ к образованию и его предоставление гендерным меньшинствам, не обнаружено ни на федеральном, ни на региональном уровне.

Этнические и языковые группы

Согласно Конституции 1993 г. каждый имеет право пользоваться родным языком и выбирать язык воспитания и обучения (ст. 26.2). Хотя русский язык является официальным языком всей территории, все народы имеют право «сохранять свой родной язык», а государство обязано создавать условия «для его изучения и развития» (ст. 68). В соответствии с конституционными положениями Закон 1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» защищает интересы коренных малочисленных народов в стране, регулируя условия их социально-экономического и культурного развития. Согласно закону, к коренным малочисленным народам относятся проживающие на территории России народы, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйственную деятельность и ремесла. Признанные самостоятельными этническими общностями, они насчитывают менее 50 000 человек.

В рамках Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока план расширения доступа к образовательным услугам для целевой группы предусматривает поддержку обучения на родном языке и развития местных культур на период до до 2025 г.

Ямало-Ненецкий автономный округ регулирует условия сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, в том числе окружающей среды, путем оказания медицинской, культурной и образовательной поддержки (Закон 2006 г. «Об охране исконной среды обитания и традиционного образа жизни»). Жизнь коренных малочисленных народов Севера, статья 9.1) и путем защиты и продвижения своих родных языков (статья 11.1). Аналогичным образом, Республика Калмыкия привержена сохранению местных языков, среди прочего, поддерживая публикации и исследования в области языков и развивая систему образования, направленную на улучшение языка и культуры местных сообществ. Основанный на принципе защиты и развития национальных культур и традиций, Закон № 108/1994 «Об образовании» Кабардино-Балкарской Республики в редакции 2003 г. предусматривает образование с учетом как региональной, так и национальной специфики (ч. 3 ст. 1). ). Защита прав коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе регулируется на конституционном уровне. В Основном законе Ханты-Мансийского автономного округа определены меры по восстановлению и сохранению самобытности местного населения.

Признавая наличие многих этнических общностей, Стратегия национальной политики города федерального значения Москвы на период до 2025 года направлена ​​на содействие гражданско-патриотическому воспитанию путем реализации образовательных программ по развитию культурных ценностей и национальных традиций народов Россия (ст. 4.4.3).

Бедность

Программы питания организуются по всей стране для поддержки детей и молодежи из бедных семей. Например, город федерального значения Москва обеспечивает горячим питанием учащихся государственных и государственных школ-интернатов (Приказ 2168/2010), аналогичные программы существуют в городе федерального значения Санкт-Петербурге (Закон 32-13/2009).о дополнительных мерах социальной поддержки), Красноярский край и Челябинская область.

В рамках специальной поддержки обучающиеся с ограниченными возможностями получают двухразовое бесплатное питание за счет средств областного бюджета в Свердловской области (Закон об образовании, ст. 22.1), Новосибирской области (Закон об образовании, ст. 9.10) и Ставропольский край (Закон об образовании, ст. 15.4).

 

Межсекторальное сотрудничество

Как указано в Законе об образовании 2012 г., управление системой образования основано на принципах законности, демократии, автономии учебных заведений и прозрачности системы образования (статья 89).).

Указом Президента Российской Федерации от 2012 года Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам инвалидности создана как совещательный орган при Президенте Российской Федерации для координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и иных учреждений и организаций по вопросам, связанным с к инвалидности.

В 2015 году при Министерстве труда и социальной защиты населения создана рабочая группа по разработке государственной концепции ранней помощи детям группы риска, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с генетическими заболеваниями и их семьям.

Взаимодействие органов государственной власти

Управление народным образованием осуществляется федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а на муниципальном и районном уровнях — соответствующими органами местного самоуправления. На федеральном уровне федеральные органы исполнительной власти отвечают за разработку и реализацию государственной политики, а также за регулирование предоставления образования на различных уровнях образования. За мониторинг отвечает отдельный федеральный орган исполнительной власти. Федеральные и местные органы координируют свои полномочия.

 

Инфраструктура

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 1309/2015 утверждены Порядки обеспечения доступности объектов и услуг образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе нежилых зданий, помещений, зданий и сооружений и услуг образования . С 2016 года реализовано 26 федеральных, 85 региональных и более 2000 муниципальных дорожных карт поэтапного развития безбарьерной среды для повышения доступности объектов инфраструктуры в соответствии с мерами государственной программы «Доступная среда на 2011–2020 годы», утвержденной Указ 363/2019.

В области образования Федеральный проект «Современная школа» направлен, в частности, на обновление инфраструктуры образования. Образовательные учреждения также были приоритетными в ассигнованиях из федерального бюджета.

Учебный план и учебные материалы

Учащиеся с ограниченными возможностями имеют право на получение образования путем разработки адаптированной программы обучения и при поддержке специальных учебников и учебных материалов для коллективного и индивидуального использования. Специальные учебные материалы, язык жестов и услуги слепоглухих переводчиков предоставляются бесплатно.

Город федерального значения Москва регулирует предоставление вспомогательных устройств, таких как компьютерное оборудование, средства связи и программное обеспечение, для реализации инклюзивного образования и использования технологий дистанционного обучения, когда обучение осуществляется на дому (Закон об образовании граждан 2010 г. ). с инвалидностью в городе Москве, ст. 3.6). Это также дает возможность получить вспомогательные услуги сурдопереводчиков и помощников (статья 3.8). Бесплатное предоставление специальных учебников, учебных пособий и сурдопереводчиков для учащихся с ограниченными возможностями гарантируется также законами об образовании Ставропольского края (ст. 13.3) и Республики Башкортостан (ст. 7.5).

 

Инвалидность

Квалификационные требования для занятия профессией учителя или для работы в сфере образования регулируются Приказом 761/2010 Министерства здравоохранения и социального развития с изменениями, внесенными Приказом 448/2011. Требования основаны на профессиональных профилях практикующих специалистов и учитывают специализацию образования.

Из федерального и регионального бюджетов выделяются средства на обеспечение непрерывного профессионального развития педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. В сезоне 2018/19учебном году 118 334 работника специального образования приняли участие в тренингах по оказанию психолого-педагогической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Персонал специального образования включает учителей специального образования, логопедов, педагогов-психологов и социальных работников.

В законах об образовании Республики Башкортостан (ст. 4.17), Новосибирской области (ст. 1.25) и Приморского края (ст. 8.25) выражено обязательство по обеспечению обучения специальным педагогическим подходам и методикам педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья .

Этнические и языковые группы и малочисленные народности

В 2017 году Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, федеральным государственным автономным учреждением профессионального образования, разработана программа непрерывного образования, направленная на повышение компетенций педагогических кадров Русский язык как неродной, в том числе на дошкольном уровне. Рекомендации по обучению русскому языку учащихся, чей родной язык не является языком обучения, разработаны на федеральном уровне и переданы в муниципальные образования. На местном уровне также организовано повышение квалификации по преподаванию русского языка как неродного. Например, в Республике Алания развернута образовательная профессиональная программа по преподаванию русского языка как государственного.

Содержание программ подготовки учителей учитывает языки и литературу местных сообществ, например Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, с целью развития и защиты языкового разнообразия территорий. На региональном уровне создана система повышения квалификации учителей, говорящих на местных языках, с акцентом на культуру коренных народов.

Внимание также уделяется подготовке учителей-кочевников, которые следуют группам коренных народов и обеспечивают непрерывное образование детей кочевников.

 

Российская Федерация предоставляет ежегодные отчеты об образовании.

В соответствии с Постановлением № 248/2012 Министерство труда и социальной защиты составляет ежегодные отчеты о состоянии детей-инвалидов и их семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *