Теории нормоконтроля в деле о запрете выезда полицейским за границу // К определению по делу Лужных
В новостях проскочило, что верховный суд рассмотрел жалобу уволенного (за то, что без разрешения начальства уехал за границу) полицейского на приказ МВД, которым ограничено право личного состава органов внутрених дел выезжать в недружественные (как их понимают в МВД) к России страны.
Речь идет о приказе 705дсп от 2013 (который предназначен для служебного пользования, и потому не доступен в правовых базах), в п. 1.1 которого (насколько можно судить по цитате этого акта в различных судебных решениях) предусмотривает невозможность свободного выезда сотрудника органов внутренних дел за границу (нужно заранее подавать рапорт и получать РАЗРЕШЕНИЕ на выезд).
Довольно циничный пересказ этого решения МВД может быть обнаружен в одном судебном акте (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.06.2018 по делу № 33-1693/2018):
Пунктом 1. 1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 705дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что решение о выезде за пределы Российской Федерации по частным выездам принимается на основании рапорта (заявления) сотрудника органов внутренних дел, федерального гражданского служащего и работника системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором указывается страна (страны), планируемая (планируемые) для посещения, и предполагаемые адреса места пребывания в ней (них).
Указанное решение Министерства внутренних дел Российской Федерации было вызвано осложнением международной обстановки, участившимися случаями в ряде зарубежных стран противоправных действий в отношении сотрудников органов безопасности и внутренних дел, что не оспаривалось сторонами.
Кроме того, письмом от 9 февраля 2017 года N 2122 «Об отдельных вопросах выезда за пределы Российской Федерации» руководитель УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу довел до сведения руководителей структурных подразделений УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу о случаях выезда сотрудников, работников, федеральных государственных гражданских служащих, не имеющих доступа к государственной тайне за пределы Российской Федерации без уведомления руководителя органа внутренних дел; со ссылкой на пункт 1. 1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 705дсп рекомендовал сотрудникам воздержаться от выезда за пределы Российской Федерации по частным вопросам до особого распоряжения, независимо от наличия (отсутствия) допуска к государственной тайне (л.д. 32).
Насколько я знаю эту историю, у примерно 4 млн сотрудников МВД, Минобороны, ФСИН и проч. добрых органов фактически отобрали право выбирать место отдыха (либо даже изъяли заграничные паспорта) и запретили ездить на отдых в любые страны, кроме прямо предписанных 13 стран.
К ним относятся: Азербайджан, Абхазия, Армения, Беларусь, Вьетнам, Казахстан, Киргизия, Китай, Куба, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Южная Осетия. В эти «добрые» страны ездить можно. Во все остальные — фактически нельзя, так как соответствующий рапорт, который должен подать сотрудник, начальство просто не согласует.
И вот против всего этого мракобесия и выступил М.Ю. Лужных, который нарушил положения приказа 705дсп, ездил в какую-то «недобрую» страну, его изобличили и уволили. М.Ю. Лужных оспаривает в верховном суде России этот приказ. И предсказуемо проигрывает.
Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу напомнить, что в сфере нормоконтроля существует два основных подхода к тому, что должен делать суд при рассмотрении споров о признании недействующими нормативных актов:
1) при осуществлении нормоконтроля суды ограничиваются лишь проверкой того, был ли акт издан в соответствии с компетенцией государственного органа, не противоречит ли он акту бОльшей юридической силы и соблюдена ли процедура издания акта;
2) при осуществлении нормоконтроля суды проверяют не только компетенцию и процедуру, а также соответствие актам вышестоящим в иерархии правовых актов, но и могут оценивать целесообразность того или иного правового решения, даже если оно формально укладывается в рамки допустимого (с точки зрения более значимого по юридической силе регулирования).
Я полагаю, что подлинный нормоконтроль в правопорядке, в котором действует принцип сдержек и противовесов, а суд признается самостоятельной ВЛАСТЬЮ, может осуществляться только в рамках второго подхода.
Аргумент о том, что судья, мол, не чиновник (управленец) и ему не ведомы какие-то конкретные нужды, вызвавшие принятие того или иного решения, я не считаю убедительным.
Прекрасное качество гражданского процесса — состязательность — как раз и поможет выявить, какое управлеченское решение могло бы быть лучшим: то, что принято чиновниками, или то, которое предлагают лица, оспаривающие решение государственного органа.
Приведу такой пример.
Допустим, принят правовой акт (правила землепользования и застройки), в соответствии с которым государственный орган предполагает допустить строительство неких зданий (например, церквей) в пределах границ некоторой территории (например, занятой парками, скверами и зонами рекреации.
Горожане против, они не хотят церкви, они хотят парки и скверы. Они оспаривают акт в суде. При первом подходе суд скажет: компетенция при издании акта соблюдена (госорган может принимать соответствующие решения), процедура соблюдена (все формальные стадии подготовки такого акты выполнены), именем Российской Федерации — отказать.
При втором подходе суд скажет: так, давайте разбираться. А точно ли нам нужны здесь церкви? Горожане доказывают, что по соседству уже есть четыре храма, что они бОльшую часть времени пустуют, опросы показывают, что верующих, которые следует обрядам и ходят в церковь хотя бы еженедельно очень мало и имеющихся церквей достаточно. И тогда на основе такого состязания суд говорит: меня не убедили, что так делать правильно, да, формально все соблюдено, но это не соответствует здравому смыслу и интересам общества. Поэтому именем Российкой Федерации — акт признать недействующим.
Риторический вопрос: в каком из случаев суд действительно является СУДОМ (то есть, ВЛАСТЬЮ), а в каком — он просто «оформитель», «подмахиватель» решений администрации? Ответ, в общем-то, очевиден.
Но возвращаемся к нашим полицейским, вынужденным принимать солнечные ванные на курортах Краснодарского края и Крыма, а не в Испании, Хорватии или Турции.
(Кстати, злые языки говорили, что 705дсп был в том числе, вызван желанием наводнить деньгами эти российские курорты, в которые в целом платежеспособные 4 млн туристов (а «siloviki», как все знают из последних новостей хотя бы про миллиарды сотрудников ФСБ, полицейского Захарченко и проч. ) должны были поехать вместо «вражеских заграниц». Но, справедливости ради, надо заметить, что в 2013 году (год появления 705дсп) Крым еще был, что называется, «не наш»).
Как я уже писал, верховный суд отказал бывшему полицейскому Лужных.
Основания для отказа довольно простые и по своему незатейливые в их безыскусности:
1) Приказ издан в соответствии с полномочиями, предоставленными МВД России статьей 19 Федерального закона № 114-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба», подпунктом 50 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 (утратило силу с 21 декабря 2016 г.), и определяет порядок проведения мероприятий, связанных с выездом из Российской Федерации сотрудников органов внутренних дел и гражданских служащих.
2) Процедура издания и введения в действие Приказа соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009. Приказ является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, имеет гриф «для служебного пользования», содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью, поэтому его официальное опубликование в установленном порядке не требуется
Вот и вся недолга! Аккурат в рамках первого подхода к нормоконтролю (при котором — суд это не ВЛАСТЬ, а так себе, придаток к могущественной администрации). Кстати, именно этот самый первый подход к нормоконтролю был недавно заложен в пост. пленума верх.суда № 50 (п. 28).
Причем дальше верховный суд пытается как-то невнятно рассуждать о том, что ограничения на выезд из Российской Федерации для лиц, ИМЕЮЩИХ доступ к государственной тайне, могут быть установлены в соответствии с положениями федеральных законов. Это действительно так, закон допускает некоторые ограничения на выезд для лиц, допущенных в гостайне (это, конечно, почти всегда глупость, так как начальный уровень допуска к гостайне имеют даже слесари на оборонных заводах), но в 2012 году верховный суд и эти ограничения признал законными.
Самое поразительное в деле бывшего полицейского Лужных, так это то, что он НИКОГДА НЕ ИМЕЛ допуска к гостайне, но приказ 705дсп ограничил возможность свободного выезда и ему тоже! Увы, текст этого приказа не доступен, но, как я уже написал, из цитат этого замечательного документа явно следует, что он распространяется на весь личный состав МВД, а не только на допущенных к гостайне.
И что делает верховный суд, которому в руки просто сам идет аргумент даже не о НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ такого ограничения, а о его НЕЗАКОННОСТИ в силу непропорциональности ограничения прав таких находящихся на службе у государства лиц как полицейские? Он говорит: аргумент о том, что приказ 705дпс применяется и не к носителям гостайны отклонить, так как из преамбулы приказа это не следует. Я так понимаю, что верховный суд просто отказался назвать черное черным и затронуть ведомственные интересы полиции.
Крайне осторожное высказывание судей вс о том, что приказ 705дсп надо понимать в нормативном единстве и исходить из того, что министр Колокольцев хотел лишь выезд ограничить тем, у кого есть доступ к гостайне, я уверен, будет поднято полицейскими чинами на смех.
Конечно же, верховный суд должен был прямо признать приказ недействующим в отношении НЕносителей гостайны по той причине, что он несоразмерно ограничивает права всех сотрудников органов внутренних дел без особой на то причины. То, что делопроизводитель из Ямало-Ненецкого УВД поедет на 10 дней в Турцию, величия и неуязвимости нашей Родины не поколебнет ни на йоту. Нет никаких правовых резонов держать в узде 4 млн человек, просто потому что так захотела парочка министров.
Но это возможно было бы если бы верховный суд действительно захотел сделаться бы подлинным органом нормоконтроля. Он, увы, пока этого явно не хочет. В конце концов, его есть еще с кем объединять, а там мало ли как спецквалкомиссия на подобную смелость посмотрит…
Выезд сотрудника полиции за границу или как провести отпуск за пределами страны без последствий.: gu_mvd63 — LiveJournal
- Происшествия
- Общество getCancelledCats().length > 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel
Такой вопрос поступил в нашу рубрику #МВД63Разъясняет от сотрудника ОВД.
Отвечает: старший юрисконсульт отделения исковой работы правового отдела ГУ МВД России по Самарской области С.Бобров
В настоящее время в отношении сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России (далее также – сотрудников), вне зависимости от допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, действует следующий порядок выезда за пределы Российской Федерации.
На основании требований п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.
Согласно требованию п. 12 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции обязан соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В настоящее время действует Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 01.02.2018 г. № 50 (далее по тексту также – Порядок).
В соответствии с требованиями пункта 298 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01. 02.2018 г. № 50, основаниями для предоставления отпуска являются график отпусков и рапорт сотрудника, в котором указывается место проведения отпуска и вид транспорта, которым планируется следование к месту проведения отпуска.
Таким образом, сотрудник в рапорте о предоставлении отпуска в обязательном порядке должен указывать место проведения отпуска.
Соответственно, фактическое место проведения отпуска должно совпадать с местом проведения отпуска, указанным сотрудником в рапорте о предоставлении отпуска.
Выезд сотрудников за пределы Российской Федерации регламентирован приказом МВД России от 12.09.2013 № 705дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории Российской Федерации» и Распоряжением МВД России от 26.12.2017 № 1/2567дсп «Об организации выездов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных служащих, работников системы МВД России за пределы Российской Федерации в период их нахождения в отпусках», с содержанием которых можно ознакомиться в отделе (подразделении) делопроизводства и режима.
Одновременно с этим напоминаем, что за совершение сотрудником несанкционированного выезда за пределы Российской Федерации, в его отношении проводится служебная проверка, в результате которой сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел.
Если у вас есть вопрос в нашу рубрику, вы можете задать его в сообщения любой нашей социальной сети.
#МВД63Разъясняет
Министерство внутренних дел
- Пресс-релиз
- Объявление
- Деятельность
- Смежные законы и Регламент
Министр внутренних дел встретился с 13 послами доброй воли из числа молодежи новых иммигрантов
- 09. 02.2021
- 移民署
Чтобы обогатить многокультурную среду Тайваня, Национальное иммиграционное агентство (NIA) призвало 13 представителей молодого поколения новых иммигрантов на Тайвань …Подробнее
24.05.2023 Любовь и преданность общественному благополучию на протяжении 16 лет непрерывно
2023-05-24 Мероприятие Министерства внутренних дел Продвижение результатов исследований ABRI в области домашней среды для пожилых людей на «Тайваньской выставке вспомогательных технологий для пожизненного длительного ухода 2023»
2023-05-11 Министерство внутренних дел отметило 87 военнослужащих высшей категории и 34 подразделения особой службы, отлично проявивших себя Тайвань
Фрагменты электронной карты Тайваня обновлены в мае 2023 года.
- Национальный центр землеустройства и картографии
(1) На основании отзывов пользователей и завершенных важных общественных строительных проектов до мая 2023 года, National Land Survey and Mappi …Подробнее
25.05.2023 Вождение может привести к значительным финансовым потерям.
18.05.2023 Мобильная информационная служба Центра обслуживания округа Юньлинь Национального иммиграционного агентства 14 ИЮНЯ 2023 ГОДА.
2023-05-16 Доступны последние обновленные данные базовой топографической карты 2022 года (3-я партия).
Мероприятие Министерства внутренних дел Продвижение результатов исследований ABRI в области домашней среды для пожилых людей на «Тайваньской выставке вспомогательных технологий для длительного ухода 2023 года» 900 27
- 24.
- 建築研究所 …Подробнее Министерства внутренних дел совместно с городскими властями Таоюань провела первую проверку строительства «Проекта консолидации городских земель для ФуЮань района Таоюань города Таоюань».
- 24.
2023-05-18 Центр обслуживания округа Юньлинь Национального иммиграционного агентства Мобильная информационная служба 14 ИЮНЯ 2023 ГОДА.
2023-05-15 Центральный полицейский университет занял первое место по уровню авторизации полнотекстовых документов в номинации Open Access Contribution Award 2023 Национальной центральной библиотеки
2023-05-15 9 0031 Исполнительные директора Служба расследования национальной безопасности Америки посетила CPU
Акт о снятии с учета
- 08. 02.2020
2023-01-05 Административные указания по подаче заявки на утверждение этикетки Intelligent Building Label
2022-12-12 Правила применения Закона о предотвращении и защите от стихийных бедствий
2022-12-01 Административное руководство по применению и использованию маркировки экологичных строительных материалов
- 90 026 28.11.2022 Положение о распоряжении финансовыми делами общественных объединений
Полезные новости
Ссылки по теме
Магистр международных отношений | Колумбия SIPA
Магистр международных отношений
Решайте важные вопросы международных отношений с вашим МВД.
Студенты MIA приобретают основные знания, практические навыки и практический опыт для решения важных вопросов международных отношений. Учебная программа объединяет непревзойденный академический выбор Колумбийского университета с обширным практическим обучением, включая проекты семинаров с организациями по всему миру. Студенты изучают настраиваемую основную учебную программу, включающую широкий спектр курсов по международной политике и политической экономии. Студенты также выбирают из широкого круга специальностей: международная политика безопасности, международная финансовая и экономическая политика, экономическое и политическое развитие, права человека и гуманитарная политика, энергетика и окружающая среда, городская и социальная политика. Выпускники присоединяются к динамичной сети выпускников MIA в ведущих организациях в государственном, частном и некоммерческом секторах по всему миру.
MIA включает в себя избранные пути, обозначенные STEM
Степень подкреплена непревзойденным опытом SIPA в вопросах, выходящих за рамки национальных границ, и готовит студентов к решению основных международных проблем в качестве экспертов и лидеров в правительствах и организациях по всему миру.
Подать заявку сейчас
Для кого это
Программа получения степени MIA лучше всего подходит для молодых специалистов, имеющих степень бакалавра и 3–5 лет соответствующей работы или стажировки, которые увлечены международными делами и стремятся мир лучше.
Карьера
Выпускники MIA работают по всему миру в государственном, частном и некоммерческом секторах. В число недавних работодателей входят Организация Объединенных Наций, Государственный департамент и Министерство обороны США, министерства иностранных дел за рубежом, Deutsche Bank, McKinsey & Company, Международный комитет спасения и многие другие.
Учебная программа
MIA предлагает настраиваемую основную учебную программу, включающую широкий спектр курсов по международной политике и политической экономии. Студенты выбирают из широкого спектра направлений (специальностей): международная политика безопасности, международная финансовая и экономическая политика, экономическое и политическое развитие, права человека и гуманитарная политика, энергетика и окружающая среда, городская и социальная политика. Студенты готовятся к работе в глобальной среде, демонстрируя владение современным языком, отличным от английского. MIA также предлагает специальные международные курсы погружения и возможности полевой работы.
Ознакомьтесь со структурой курса MIA »
Ознакомьтесь с нашим курсом Стоимость обучения »
Концентрации и специализации MIA/MPA
Помимо основной учебной программы, двухгодичные студенты MIA и MPA должны выполнить требования для одного из шести направлений политики и специализации, ориентированной на определенный навык или область знаний.
Студенты программы MPA in Development Practice могут выбрать до двух специализаций (не обязательно).
Обзор
Варианты двойной степени
Готовы подать заявку?
Что мы ищем
Сроки подачи заявок
Подать заявку сейчас
Замковые мастерские
Семинар Capstone — это консультационный проект в режиме реального времени с внешним клиентом, не входящим в SIPA.