Объяснена различная вирулентность вирусов гриппа — возбудителей «испанки»
В 1918–1919 годах пандемия гриппа — «испанки» — унесла, по меньшей мере, 20–50 миллионов жизней. Болезнь была вызвана особым штаммом вируса h2N1, предположительно произошедшим от вируса, распространённого среди диких птиц. Недавно выяснено, что такая «пересадка» вируса с животных на человека была обусловлена мутацией всего двух остатков в гемагглютинине — белке оболочки вируса, участвующего в заражении. Изучив структурные особенности «взлома» гликорецепторов эпителия дыхательных путей человека гемагглютининами различных штаммов вируса, учёные объясняют биохимию этого трагического «нашествия».
Пандемия гриппа-«испанки» [1] прогремевшая по всей земле в 1918–1919 годах и унесшая около 50 миллионов человеческих жизней, была вызвана вирусом гриппа серотипа N1h2 (для объяснения классификации см. врезку), «перекинувшегося» с диких птиц — своих природных носителей — на человека. Случившись однажды, такое может случиться и теперь: ведь уже известны случаи (в том числе и смертельные) заражения людей «более современной» модификацией птичьего гриппа — H5N1, зарегистрированного преимущественно в восточной Азии.
Ключевой этап заражения вирусом гриппа — связывание белка вирусной оболочки гемагглютинина (ГА) с сиалогликорецепторами на поверхности клеток дыхательного эпителия организма-носителя. (Сиалогликорецепторами будем называть интегральные мембранные рецепторы, модифицированные олигосахаридными молекулами, в частности — остатками сиаловой кислоты.) Вслед за связыванием гемагглютинин «вскрывает» мембрану эпителиальной клетки, и содержимое вирусной капсулы переходит в заражаемую клетку.
Считается, что передача вируса от птиц людям обусловлена адаптацией гемагглютинина вируса «птичьего» штамма к гликанам (углеводным составляющим сиалогликорецепторов) человеческих клеток, а именно — «переключением» с α2–3 сиалогликанов («птичий тип») на отличающиеся типом гликозидной связи α2–6 сиалогликаны («человеческий тип»), преобладающие на поверхности эпителиальных клеток верхних дыхательных путей человека.
Изучив структурные особенности гликанов в α2–3 и α2–6 рецепторах, исследователи пришли к выводу, что гликан на поверхности рецептора может находиться в разных топологических формах: «конусоподобной» — когда «разрешённая» область для углеводных цепей описывается конусом) — и «зонтикообразной» — когда вытянутые углеводные цепи могут разворачиваться шире, наподобие раскрытого зонтика (рис.
Рисунок 2. «Конусообразная» (слева) и «зонтикоподобная» (справа) топологии α2–3 и α2–6 сиалогликанов. Соответствующая топология определяется торсионными углами в трисахаридах Neu5Ac-α2–3-Gal-β1–3/4-GlcNAc и Neu5Ac-α2–6-Gal-β1–4-GlcNAc (где Neu5Ac — N-ацетилнейраминовая кислота, Gal — галактоза и GlcNAc —
Учёные называют найденное различие основной причиной, по которой птичий вирус гриппа не может (пока ещё?) «перекинуться» на человека. В специализированном эксперименте исследователи изучили связывание гемагглютининов различных типов с сиалосахаридами типов α2–3 и α2–6. «Птичий» гемагглютинин из штаммов h2N1, h4N8 и H5N3 практически не связывался с α2–6-гликанами, отлично взаимодействуя с «родным» для себя α2–3 типом; гемагглютинины человеческих вирусов связывались с обоими типами гликанов, отдавая «предпочтение» молекулам с «зонтикоподобной» топологией — то есть, α2–6-гликанам со сравнительно длинной углеводной цепью. Основываясь на этих наблюдениях, учёные делают вывод, что «человеческие» гемагглютинины h2 и h4 произошли от своих «птичьих» предков, приобретя способность эффективно взаимодействовать с «зонтикоподобными» α2–6 рецепторами и, следовательно, заражать людей.
Установив, как топология углеводной «шапки» сиалогликорецепторов влияет на связывание с гемагглютинином, исследователи сосредоточились на сравнении вирулентности нескольких штаммов вируса гриппа, существовавших во время пандемии 1918–1919 гг.
- «тот самый» A/South Carolina/1/1918 (SC18), крайне заразный для человека и селективно связывающийся с α2–6-рецепторами с длинными углеводными цепями;
- NY18, ГА которого отличается от SC18 лишь одним аминокислотным остатком, слабо вирулентный и демонстрирующий смешанное α2–3/6 связывание, и
- AV18, содержащий две мутации в ГА (ещё одну, кроме аналогичной в NY18), не опасный для человека — видимо, по причине неспособности связываться с α2–6-рецепторами (избирательно связывается с α2–3-типом).
Чтобы понять структурный механизм, обуславливающий избирательность взаимодействия гемагглютининов с гликанами рецепторов, исследователи основывались на уже существующих кристаллографических структурах h2-ГА в комплексе с гликанами [5].
Рисунок 3. Молекулярные взаимодействия гемагглютининов вируса гриппа штаммов SC18, NY18 и AV18 (голубым цветом) с гликанами в топологии α2–3 и α2–6 (зелёным цветом). В сайте связывания гликанов на поверхности гемагглютинина показаны важнейшие остатки, включая «якорную» область для N-ацетилнейраминовой кислоты олигосахарида (T136, W153, T155 и L194). Консервативные остатки K222 и Q226 обеспечивают фиксацию остатка галактозы в «базовой» области.
Проделанная работа позволяет понять, как именно всего две мутации в безопасном для человека вирусе стоили миллионов человеческих жизней. Однако цена, заплаченная за адаптацию «птичьего» h2N1 вируса, ставшего для выживших после пандемии 1918-го уже «человеческим», может быть запрошена вновь: аналогичные адаптации могут произойти и с естественной популяцией современного птичьего вируса H5N1, пока очень слабо распространяющегося среди людей. Проделанная работа послужит основой мониторинга природных очагов вируса птичьего гриппа на предмет того, не появилась ли у них способность к «пересадке» на человека, которая может привести к новой пандемии.
- Википедия: «Испанский грипп»;
- Википедия: «Грипп»;
- Aarthi Chandrasekaran, Aravind Srinivasan, Rahul Raman, Karthik Viswanathan, S Raguram, et. al.. (2008). Glycan topology determines human adaptation of avian H5N1 virus hemagglutinin. Nat Biotechnol. 26, 107-113;
- A. Srinivasan, K. Viswanathan, R. Raman, A. Chandrasekaran, S. Raguram, et. al.. (2008). Quantitative biochemical rationale for differences in transmissibility of 1918 pandemic influenza A viruses. Proceedings of the National Academy of Sciences. 105, 2800-2805;
- S. J. Gamblin. (2004). The Structure and Receptor Binding Properties of the 1918 Influenza Hemagglutinin. Science. 303, 1838-1842.
Важнейшие эпидемии в истории человечества – Картина дня – Коммерсантъ
«Чума Антонинов» (III век н. э.) в средиземноморском мире
Скорее всего, это была эпидемия натуральной оспы. Она стала следствием контактов между цивилизацией Средиземноморья (Рим) и Индийской цивилизацией. Параллельно с ней такая же эпидемия вспыхнула в Китае. Она тоже стала следствием контактов цивилизаций — между Китаем и Индией. Для населения Запада и Дальнего Востока это была «новая болезнь». К ней не было иммунитета. Поэтому последствия были тяжелые.
«Чума Антонинов» привела к депопуляции Римской Империи. Резко возросла цена физического труда. Рабство стало неэффективным. Не хватало ресурсов сдерживать натиск варваров. Империя рушилась. Ужас перед эпидемией и повсеместная паника привели к ослаблению веры в старых богов. На этом фоне произошло закономерное распространение христианства, которое стало «религией спасения» в этом большом регионе. Христиане не боялись смерти, совершали милосердные поступки, заботились об умирающих, строили больницы. Это было важным фактором для последующего официального признания христианства в качестве официальной религии в средиземноморском мире. Такая же ситуация имела место в то же самое время и в Китае, где произошло распространение буддизма — еще одной «религии спасения».
Последствия той эпидемии были огромными. На Западе рухнула Римская Империя. На Дальнем Востоке распалась Ханьская Империя. Появились «религии спасения» — христианство и буддизм. На рубеже III и IV веков н. э. в средиземноморском (западном) мире и дальневосточном (китайском) мире начал выстраиваться новый тип социальной организации — церковь (община верующих). На Западе общество за короткий период стало христианским, на Дальнем Востоке — буддистским. В целом ответом на эту глобальную эпидемию в двух главных регионах мира стало укрепление религиозности. Произошли глубокие изменения в сфере морали.
«Юстинианова чума» VI века н. э. на Ближнем Востоке
Принято считать, что это была первая пандемия бубонной чумы. Нам известно, что она стала высшим проявлением кризиса Византийской Империи. Ей предшествовали долгие годы войны Византии и Персии, голод. От чумы пострадали обе империи. Мечта византийского императора возродить Рим провалилась. Огромные территории в Восточном Средиземноморье, Малой Азии и Северной Африке обезлюдели. Образовался политический и демографический вакуум, который был заполнен исламом. Историческим последствием чумы стало появление арабского государства и ислама как мировой религии.
«Черная смерть» XIV века
Вторая пандемия бубонной чумы. От нее пострадали Китай и западный христианский мир. Причины возникновения точно неизвестны до сих пор. Я придерживаюсь гипотезы, что она стала следствием возрождения контактов между цивилизациями Запада и Дальнего Востока. Эти контакты были прерваны после III века н. э. Население Европы, как и население Китая, не было знакомо с этой болезнью. Это была «новая болезнь». После монгольского завоевания и создания трансконтинентальной монгольской империи возродился Шелковый путь, активизировалась торговля на большие расстояния. Природные очаги чумы (зоонозы) разбросаны по евразийским степям — от Монголии до Украины. Инфекция передалась и в Китай, и Европу. Последствия были тяжелыми. В Европе образовались многочисленные очаги чумы. Разносчиками болезни стали грызуны. В условиях роста числа городов, антисанитарии, постоянных войн в Европе эпидемии чумы не прекращались еще три столетия.
Оспа и другие инфекции в Америке в XVI веке
Открытие Нового Света сопровождалось занесением оспы и других болезней из Европы в Америку, где у населения Мексики и Перу к ним не было иммунитета. Для Америки это были новые болезни. В результате вымерло 95% коренного населения Мексики и Перу. Погибли цивилизации ацтеков и инков. Спустя два столетия подобная история повторилась в Австралии и Океании, где контакты европейцев с аборигенами привели к их массовому вымиранию.
Распространение оспы в Америке привело к быстрому завоеванию европейцами этого континента. Богатства Америки хлынули в Европу. Ввоз капитала способствовал развитию капитализма. Оспа в Америке также стала важным фактором возникновения глобальной торговли и европейского колониализма.
Оспа в Европе, России и Северной Америке в XVIII веке
После прекращения эпидемий чумы в Европе главной болезнью стала оспа. Ее очагами стали большие города. Здесь сыграл свою роль закон больших чисел. Носительство оспы возможно только в больших популяциях, с высоким уровнем рождаемости и детской смертности. Повсеместные вспышки, фактически эндемии оспы, сплошь и рядом влияли и на повседневную жизнь, и на большую политику. Умирали монархи. Десятками тысяч гибли солдаты. В Северной Америке оспа стала причиной массового вымирания индейцев. Это позволило европейцам начать заселение Северо-Востока, Канады (XVIII век), а потом и Дикого Запада (XIX век). Оспа на американском континенте стала важным фактором появления такого государства, как США.
Ответ, который дали Европа и Россия на оспу, известен. Просвещенная светская власть стала вести борьбу с этой болезнью. Но карантины были неэффективны, так как власть хотела поощрять развитие торговли — как местной, так и глобальной. Поэтому монархии века Просвещения стали поощрять особые, «биополитические» подходы. Первым эффективным инструментом биополитики стала вакцинация населения. Сначала — вариоляция, потом вакцинация. Научного объяснения для нее не было до самого конца XIX века (Пастер), но средство хорошо себя показало везде — от Северной Америки до России.
Холера XIX века в Индии, Европе, России и Северной Америке
Первые серьезные очаги холеры появились в Индии. Во влажном тропическом климате этой страны холера считалась обычной сезонной инфекцией. С приходом в Индию англичан все изменилось. Британская колониальная политика нарушила местный общинный уклад жизни. Установленные британцами фискальные законы вынуждали миллионы индийцев подолгу оставаться на одних и тех же местах. Жителям не позволялось вести кочевой образ жизни, который был традиционным способом избегать опасных холерных мест. Избежать заражения холерой для простых индийцев уже не было возможности. Вскоре это привело к страшным последствиям. Череда социально-экономических кризисов превратила холеру из обычной болезни в незатухающую эпидемию. Начиная с 1817 года эпидемии холеры уже не прекращались. За один только XIX век было пять пандемий холеры, и все они начинались в Индии.
Опыт борьбы с чумой и оспой помог властям в Европе, в России и Северной Америке найти эффективные меры борьбы с холерой. Вакцинаций не было. Часто использовался карантин, но эта мера вызывала недовольство всех слоев общества. Особенно были недовольны торгово-промышленные слои, для которых карантин был хуже холеры. Поэтому в Англии, а затем и в других странах возобладал новый подход — социальная гигиена. Появились санитарные врачи, санитарная инспекция и т. п. Развилась практика личной гигиены. Мыло, кипячение воды, водопровод, канализация и т. п. Появляется «медицина для населения», социальная медицина, ядром которой выступает санитарная медицина. На этой волне принимаются первые меры по охране общественного здоровья. Начинается создание основ национальных систем здравоохранения.
«Испанка» (пандемия гриппа 1918–1921 годов)
К началу ХХ века во всех развитых странах появились национальные системы здравоохранения. Укрепился авторитет медицинских работников. Было создано много разных вакцин. Началось быстрое искоренение опасных инфекций — чумы, холеры, оспы, «детских инфекций» и так далее. Произошло улучшение материального благополучия. Усилился санитарный порядок. Личная гигиена стала нормой.
В 1914 году начался глобальный мировой кризис — Первая мировая война. Повсеместно на территориях, где велись военные действия, происходили вспышки эпидемий — тиф, скарлатина, корь, даже чума. Но меры борьбы с ними были известны, поэтому так или иначе врачам удавалось с этим справляться.
Однако проблемой продолжали оставаться инфекционные болезни, передающиеся воздушным путем. Квинтэссенцией проблемы стал грипп. По правде говоря, это не была «новая болезнь». С гриппом сталкивались и раньше. Вспомним, «английский пот» XVI века. Но появился новый фактор — глобальные транспортные сообщения. Окончание Первой мировой войны привело к передвижению огромных масс людей. Миллионы бывших солдат отправились домой. Грипп-испанка появился на всех континентах. Самый большой ущерб понесло население колониальных стран, особенно Индии и Африки, где службы здравоохранения, в сущности, отсутствовали. Но даже там, где они были, потери были большими. Особенно болезненно реагировала на «испанку» Европа и Северная Америка — наиболее развитые части мира, жертв эпидемии и там было очень много.
Дмитрий Михель
БИОЛОГИЯ ВИРУСОВ ГРИППА
1. Palese P, Shaw ML. Ортомиксовирусы: вирусы и их репликация. В: Knipe DM, Howley PM, редакторы. Вирусология Филдса. Филадельфия: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 2007. [Google Scholar]
2. Zebedee SL, Lamb RA. Белок М2 вируса гриппа А: ограничение роста вируса моноклональными антителами и обнаружение М2 в вирионах. Дж Вирол. 1988 г., август; 62 (8): 2762–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Chen W, Calvo PA, Malide D, Gibbs J, Schubert U, Bacik I, et al. Новый митохондриальный белок вируса гриппа А, вызывающий гибель клеток. Нат Мед. 2001 г., декабрь; 7 (12): 1306–12. [PubMed] [Академия Google]
4. Hatta M, Kawaoka Y. Белок NB вируса гриппа B не является необходимым для репликации вируса in vitro. Дж Вирол. 2003 г., май; 77 (10): 6050–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Lamb RA, Lai CJ, Choppin PW. Последовательности мРНК, полученные из сегмента геномной РНК 7 вируса гриппа: коллинеарные и прерванные мРНК кодируют перекрывающиеся белки. Proc Natl Acad Sci U S A. 1981 Jul; 78 (7): 4170–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Briedis DJ, Lamb RA, Choppin PW. Последовательность сегмента 7 РНК генома вируса гриппа B: частичная гомология аминокислот между мембранными белками (M1) вирусов гриппа A и B и сохранение второй открытой рамки считывания. Вирусология. 1982 30 января; 116 (2): 581–588. [PubMed] [Google Scholar]
7. Horvath CM, Williams MA, Lamb RA. Эукариотическая сопряженная трансляция тандемных цистронов: идентификация полипептида BM2 вируса гриппа B. EMBO J. 1990 авг.; 9 (8): 2639–47. [Статья бесплатно PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Dauber B, Heins G, Wolff T. Неструктурный белок NS1 вируса гриппа B необходим для эффективного роста вируса и противодействует индукции бета-интерферона. Дж Вирол. 2004 г., февраль; 78 (4): 1865–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Гарсия-Састре А. Ингибирование интерферон-опосредованного противовирусного ответа вирусами гриппа А и другими РНК-вирусами с отрицательной цепью. Вирусология. 2001 г., 20 января; 279 (2): 375–84. [PubMed] [Google Scholar]
10. Кохс Г., Гарсия-Састре А., Мартинес-Собридо Л. Множественные антиинтерфероновые действия белка NS1 вируса гриппа А. Дж Вирол. 2007 г., июль; 81 (13): 7011–21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Briedis DJ, Lamb RA. Геном вируса гриппа B: последовательности и структурная организация сегмента 8 РНК и мРНК, кодирующих белки NS1 и NS2. Дж Вирол. 1982 апреля; 42 (1): 186–93. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Lamb RA, Choppin PW, Chanock RM, Lai CJ. Картирование двух перекрывающихся генов полипептидов NS1 и NS2 на 8-м сегменте РНК генома вируса гриппа. Proc Natl Acad Sci U S A. 1980 Apr; 77 (4): 1857–61. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Baudin F, Bach C, Cusack S, Ruigrok RW. Структура РНП вируса гриппа. I. Нуклеопротеин вируса гриппа плавит вторичную структуру в РНК-ручке и подвергает основания действию растворителя. EMBO J. 1994 1 июля; 13 (13): 3158–65. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
14. Compans RW, Content J, Duesberg PH. Структура рибонуклеопротеина вируса гриппа. Дж Вирол. 1972 г., октябрь; 10 (4): 795–800. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Мурти К.Г., Вебстер Р.Г., Джонс И.М. Локализация РНК-полимераз на рибонуклеопротеинах вируса гриппа с помощью мечения иммунозолотом. Вирусология. 1988 г., июнь; 164 (2): 562–6. [PubMed] [Google Scholar]
16. Pappas C, Aguilar PV, Basler CF, Solorzano A, Zeng H, Perrone LA, et al. Одногенные реассортанты определяют критическую роль PB1, HA и NA в высокой вирулентности 1918 пандемический вирус гриппа. Proc Natl Acad Sci U S A. 2008 Feb 26;105(8):3064–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Tumpey TM, Basler CF, Aguilar PV, Zeng H, Solorzano A, Swayne DE, et al. Характеристика реконструированного вируса пандемии испанского гриппа 1918 года. Наука. 2005 г., 7 октября; 310 (5745): 77–80. [PubMed] [Google Scholar]
18. Ахмед Р., Олдстоун М.Б., Палезе П. Защитный иммунитет и восприимчивость к инфекционным заболеваниям: уроки пандемии гриппа 1918 года. Нат Иммунол. 2007 ноябрь; 8 (11): 1188–93. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Couceiro JN, Paulson JC, Baum LG. Штаммы вируса гриппа избирательно распознают сиалилоолигосахариды на респираторном эпителии человека; роль клетки-хозяина в выборе специфичности рецептора гемагглютинина. Вирус рез. 1993 г., август; 29 (2): 155–65. [PubMed] [Google Scholar]
20. Матросович М.Н., Матросович Т.Ю., Грей Т., Робертс Н.А., Кленк Х.Д. Вирусы гриппа человека и птиц нацелены на разные типы клеток в культурах эпителия дыхательных путей человека. Proc Natl Acad Sci U S A. 30 марта 2004 г .; 101 (13): 4620–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Беар А.С., Вебстер Р.Г. Репликация вирусов птичьего гриппа в организме человека. Арх Вирол. 1991;119(1–2):37–42. [PubMed] [Google Scholar]
22. Murphy BR, Hinshaw VS, Sly DL, London WT, Hosier NT, Wood FT, et al. Вирулентность вирусов птичьего гриппа А для беличьих обезьян. Заразить иммун. 1982 г., сен; 37 (3): 1119–26. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Tian SF, Buckler-White AJ, London WT, Reck LJ, Chanock RM, Murphy BR. Гены нуклеопротеинов и мембранных белков связаны с ограничением репликации вируса гриппа A/Mallard/NY/78 и его реассортантов в дыхательных путях беличьих обезьян. Дж Вирол. 1985 марта; 53 (3): 771–75. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Gambotto A, Barratt-Boyes SM, de Jong MD, Neumann G, Kawaoka Y. Заражение человека высокопатогенным вирусом гриппа H5N1. Ланцет. 2008 г., 26 апреля; 371 (9622): 1464–75. [PubMed] [Google Scholar]
25. Wilson IA, Skeheel JJ, Wiley DC. Структура гликопротеина мембраны гемагглютинина вируса гриппа при разрешении 3 А. Природа. 1981 г., 29 января; 289 (5796): 366–73. [PubMed] [Google Scholar]
26. Webster RG, Laver WG, Air GM. Антигенная изменчивость среди вирусов гриппа типа А. В: Palese P, Kingsbury DW, редакторы. Генетика вирусов гриппа. Вена: Springer-Verlag; 1983. стр. 127–68. [Google Scholar]
27. Штайнхауэр Д.А. Роль расщепления гемагглютинина в патогенности вируса гриппа. Вирусология. 1999 г., 25 мая; 258 (1): 1–20. [PubMed] [Google Scholar]
28. Sieczkarski SB, Whittaker GR. Вирусный вход. Курр Топ Микробиол Иммунол. 2005; 285:1–23. [PubMed] [Google Scholar]
29. Стегманн Т. Механизмы слияния мембран: парадигма гемагглютинина гриппа и ее значение для внутриклеточного слияния. Движение. 2000 г., август; 1 (8): 598–604. [PubMed] [Академия Google]
30. Пинто Л.Х., Холсингер Л.Дж., Лэмб Р.А. Белок М2 вируса гриппа обладает активностью ионного канала. Клетка. 1992 г., 1 мая; 69 (3): 517–28. [PubMed] [Google Scholar]
31. Wharton SA, Belshe RB, Skeheel JJ, Hay AJ. Роль белка вириона М2 в снятии оболочки вируса гриппа: специфическое снижение скорости слияния мембран между вирусом и липосомами амантадином. Джей Ген Вирол. 1994 г., апрель 75 (часть 4): 945–8. [PubMed] [Google Scholar]
32. Neirynck S, Deroo T, Saelens X, Vanlandschoot P, Jou WM, Fiers W. Универсальная вакцина против гриппа А на основе внеклеточного домена белка M2. Нат Мед. 1999 октября; 5 (10): 1157–1163. [PubMed] [Google Scholar]
33. Слепушкин В.А., Кац Дж.М., Блэк Р.А., Гэмбл В.К., Рота П.А., Кокс Н.Дж. Защита мышей от заражения вирусом гриппа А путем вакцинации белком М2, экспрессируемым бакуловирусом. вакцина. 1995;13(15):1399–402. [PubMed] [Google Scholar]
34. Мартин К., Хелениус А. Транспорт поступающих нуклеокапсидов вируса гриппа в ядро. Дж Вирол. 1991 г., январь; 65 (1): 232–44. [Статья бесплатно PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Cros JF, Palese P. Перемещение вирусной геномной РНК в ядро и из ядра: вирусы гриппа, болезни Тогото и Борна. Вирус рез. 2003 Сентябрь; 95(1–2):3–12. [PubMed] [Google Scholar]
36. Li X, Palese P. Характеристика сигнала полиаденилирования РНК вируса гриппа. Дж Вирол. 1994 г., февраль; 68 (2): 1245–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Luo GX, Luytjes W, Enami M, Palese P. Сигнал полиаденилирования РНК вируса гриппа включает участок уридинов, за которым следует дуплекс РНК в виде ручки-попрошайки. Дж Вирол. 1991 июнь; 65 (6): 2861–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Robertson JS, Schubert M, Lazzarini RA. Сайты полиаденилирования мРНК вируса гриппа. Дж Вирол. 1981 апреля; 38 (1): 157–63. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Круг РМ. Праймирование транскрипции РНК вируса гриппа кэпированными гетерологичными РНК. Курр Топ Микробиол Иммунол. 1981; 93: 125–49. [PubMed] [Google Scholar]
40. Bancroft CT, Parslow TG. Доказательства сегментно-неспецифической упаковки генома вируса гриппа А. Дж Вирол. 2002 г., июль; 76 (14): 7133–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Duhaut SD, Dimmock NJ. РНК с дефектом сегмента 1, которые мешают продукции инфекционного вируса гриппа А, требуют не менее 150 нуклеотидов 5′-последовательности: свидетельство системы, управляемой плазмидами. Джей Ген Вирол. 2002 г., февраль; 83 (часть 2): 403–11. [PubMed] [Академия Google]
42. Enami M, Sharma G, Benham C, Palese P. Вирус гриппа, содержащий девять различных сегментов РНК. Вирусология. 1991 ноябрь; 185 (1): 291–8. [PubMed] [Google Scholar]
43. Fujii Y, Goto H, Watanabe T, Yoshida T, Kawaoka Y. Селективное включение сегментов РНК вируса гриппа в вирионы. Proc Natl Acad Sci U S A. 2003 Feb 18;100(4):2002–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
44. Colman PM, Varghese JN, Laver WG. Структура каталитических и антигенных участков нейраминидазы вируса гриппа. Природа. 1983 5–11 мая; 303 (5912): 41–4. [PubMed] [Google Scholar]
45. Varghese JN, Laver WG, Colman PM. Структура нейраминидазы гликопротеинового антигена вируса гриппа с разрешением 2,9 Å. Природа. 1983 г., 5–11 мая; 303 (5912): 35–40. [PubMed] [Google Scholar]
46. Palese P, Compans RW. Ингибирование репликации вируса гриппа в культуре тканей 2-дезокси-2,3-дегидро-N-трифторацетилнейраминовой кислотой (FANA): механизм действия. Джей Ген Вирол. 1976 г., октябрь; 33 (1): 159–63. [PubMed] [Академия Google]
47. Палезе П., Тобита К., Уэда М., Компанс Р.В. Характеристика чувствительных к температуре мутантов вируса гриппа, дефектных по нейраминидазе. Вирусология. 1974 г., октябрь; 61 (2): 397–410. [PubMed] [Google Scholar]
48. Матросович М.Н., Матросович Т.Ю., Грей Т., Робертс Н.А., Кленк Х. Д. Нейраминидаза важна для инициации вирусной инфекции гриппа в эпителии дыхательных путей человека. Дж Вирол. 2004 г., ноябрь; 78 (22): 12665–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Вирус гриппа | Биология человека/Мир вирусов
Вирус гриппа
Уровень класса
Наименование деятельности
Описание
10-12
Случаи онлайн: птичий грипп и эпидемия 1918
Home
© 2008 Elizabet Средняя школа Норт-Спрингс. Создание активного участия студентов в науке (CASES Online), Университет Эмори. В этом случае используется реальная статья, чтобы подчеркнуть реальность гриппа и важность овладения базовыми знаниями биологии и науки. Благодаря исследованиям и панельным дискуссиям студенты узнают о генетическом составе и передаче вирусов, а также описывают специфичность хозяина.
показать еще
Уровень
Название деятельности
Описание
10-12
Национальная академия наук 9000 Научный музей Мариана Кошланда Национальной академии наук. С помощью веб-квеста студенты становятся экспертами в различных областях исследований, находя ответы на вопросы о птичьем гриппе. Затем они объединяют свои знания с другими студентами, чтобы организовать кампанию по повышению осведомленности общественности.
Покажите больше
Уровень
Наименование действия
Описание
9-12
NESPERSE: Вирус гриппа: крошечная движущаяся цель
НАПРЕЖДЕНИЕ (Центр национального эволюционного синтеза). Лицензия Creative Commons. С помощью игры, моделирующей вирусную инфекцию, учащиеся узнают, что вирусы не заражают клетки случайным образом и что вирусы могут не обнаруживаться иммунной системой. Учащиеся изучают вирусные структуры и то, как вирус размножается, создавая свой собственный вирус гриппа.
Показать больше
Уровень
Название деятельности
Описание
6-12
Nova Sciencenow: 1918 Flu
© 1996-2011 WGBH Education Foundation. Студенты выполняют последовательность из шести коротких симуляций, чтобы смоделировать, как инфекционное заболевание может распространяться среди населения; затем они графически представляют данные, полученные в результате моделирования. Учащиеся обсуждают риски, связанные с биологическими опасностями, такими как вирусы, и объясняют способы предотвращения, контроля или лечения инфекционных заболеваний.
Покажите больше
Уровень
Наименование деятельности
Описание
6-12
Nova Sciencenow: Pandemic Flu
© 1996-2011 WGBH Education Foundation. В коротком онлайн-видео ученые сравнивают пути распространения птичьего и человеческого гриппа. Учащиеся моделируют распространение вируса с помощью цветных наклеек и развивают представление о количестве людей, пострадавших от гриппа 1918 года. Учащиеся создают модели вируса птичьего и человеческого гриппа А, а затем заражают модельную клетку легкого, чтобы создать гибридный вирус, который имеет несколько сегментов РНК птиц и человека, а также поверхностные белки.
показать еще
Уровень класса
Название занятия
Описание
9-10
НАУКА upd8: Птичий грипп: Может ли наука спасти нас?
© Copyright Science upd8, Великобритания. После обсуждения в классе пандемии гриппа 1918 года и птичьего гриппа 2005 года студенты берут на себя роль медицинских и научных советников правительства, предлагая способы борьбы с распространением птичьего гриппа.
показать еще
Уровень
Название деятельности
Описание
6-10
SCIENCE upd8: Killer Flu
© Copyright Science upd8, UK. Учащиеся развивают свои математические навыки, чтобы оценить ценность иммунизации. В арифметической деятельности они сравнивают число погибших среди вакцинированного и непривитого населения.
показать еще
Уровень класса
Название занятия
Описание
6-9
НАУКА upd8: PiggiFlu приближается!
© Copyright Science upd8, Великобритания. В этой симуляции студенты узнают, как распространяются пандемии и почему вирус может быть опасен для человека.
Show More
Уровень
Название деятельностиОписание
9-12
Понимание эволюции: эволюция и птичий грипп
© 2011 Университет Калифорнийского музея бледного и регенты Калифорнийского университета. Этот информационный бюллетень от ноября 2005 года описывает угрозу птичьего гриппа. За обсуждением эволюции вирусов следуют новости за август 2008 г. и июль 2009 г.. После статьи следуют вопросы для обсуждения.
показать еще
Уровень
Название деятельности
Описание
5-10
Что с Жасмин? Medikidz объясните свиной грипп
© MEDIKIDZ LIMITED 2009. Жасмин заразилась свиным гриппом и не понимает, почему. Путешествие на Медиленд — далекую планету, география и жители которой поразительно напоминают человеческое тело, — показывает, как вирус проникает в организм и как иммунная система сопротивляется.
показать еще
Класс Уровень
Название деятельности
Описание
7-12
© 2011, The University of Nebras ofka. Патологоанатом посещает кладбище на Аляске, чтобы найти образцы тканей жертв пандемии гриппа 1918 года, которые могли бы помочь ему разработать вакцину. Таинственная женщина рассказывает ему ужасающую историю о химере-оборотне, которая заразила, а затем опустошила жителей деревни.
показать еще
Уровень
Название деятельности
Описание
4-12
Музей Минонеса2 Детективы болезней (SEPA3)
Студенты учатся идентифицировать бактерии, вирусы и паразиты, узнают, как наш организм борется с болезнями, ориентируются в хронологии инфекционных заболеваний и исследуют изображения в галерее микробов. Викторина (Задание 3) проверяет знания учащихся об основных фактах о гриппе. В задании «Предсказать грипп» (задание 10) учащиеся разрабатывают вакцину против гриппа, а затем смотрят короткий анимационный ролик, показывающий разработку этой вакцины.
Показать больше
Уровень
Наименование действия
Описание
4-12
Миниоклип: чихание
. ИГРАЙТЕ В ОНЛАЙН-ИГРЫ. Последствия распространения гриппа показаны в этом интерактивном симуляторе, предназначенном для информирования людей о мерах, помогающих предотвратить дальнейшее распространение гриппа.
показать еще
Уровень класса
Название деятельности
Описание
6-12
Национальный центр здоровья дикой природы: Pick the Flu Game, U.S.Geological Survey
3 90 Узнайте о различных штаммах гриппа и трудностях иммунизации с помощью игры «Выбери грипп».
показать еще
Уровень класса
Название занятия
Описание
9-12
NOVA SCIENCE В НОВОСТЯХ: Грязный, гнилой свиной грипп – и как с ним бороться
©Австралийская академия наук. НОВА Наука в новостях. Студенты узнают о свином гриппе и вакцинах. Они проверяют свои знания с помощью онлайн-викторины о свином гриппе.
показать еще
Уровень класса
Название деятельности
Описание
9-12
© 2011, University of Nebraska. Исследуйте вирус гриппа с помощью графического рассказа об ученом, который отправляется в отдаленную деревню на Аляске, чтобы получить замороженные образцы, содержащие страшные 19 вирусов.18 штамм пандемического гриппа. В эту графическую историю встроены интерактивные обучающие задания, посвященные изучению биологии гриппа и его многочисленных штаммов. Откройте вирус гриппа, чтобы заглянуть внутрь и узнать о его частях. Это приложение включает в себя эссе и 30-минутный документальный радиофильм.
показать еще
Уровень
Название деятельности
Описание
9-12
Великий грипп просмотр видео
3 90 Медицинский центр Эразмус, Роттердам, Нидерланды. Как лидер World Pandemic Control, ваша миссия состоит в том, чтобы предотвратить пандемию.