И первые станут последними – Газета Коммерсантъ № 48 (7493) от 22.03.2023
Тройку самых импортозависимых регионов РФ составляют Калужская, Ульяновская и Самарская области, оценили эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Нынешние повышенные риски этих субъектов объясняются их прежними преимуществами: высокой долей обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте, значительным уровнем инновационного развития и полиотраслевой моделью специализации. Менее же всего сокращение импорта промежуточной продукции затрагивает Чечню, Ингушетию и Алтай — регионы, слабо вовлеченные в международное разделение труда.
Фото: Сергей Бобылев, Коммерсантъ
Фото: Сергей Бобылев, Коммерсантъ
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ составил рейтинг российских регионов по уровню импортозависимости. Расчеты экспертов базировались на данных ЦБ о доле импорта из объявивших санкции стран в общей стоимости конечной продукции отраслей. Также были использованы оценки ИСИЭЗ доли занятых в региональных отраслях специализации.
Было определено, что более всего ввоз товаров для производственных нужд необходим таким отраслям, как:
- автомобилестроение (25% импорта),
- производство резиновых и пластмассовых изделий (18%),
- производство прочих транспортных средств (16%),
- машины и оборудование (15%),
- фармацевтика (15%).
Специализация региона на этих видах деятельности повышает риски возникновения у него экономических и социальных проблем, отмечают в ИСИЭЗ.
В итоге пятерку самых импортозависимых субъектов РФ составили Калужская, Ульяновская, Самарская области, Татарстан и Владимирская область.
В свою очередь, самыми импортонезависимыми регионами названы Чечня, Ингушетия, Алтай, Тува и Еврейская автономная область. Эти дотационные регионы отличаются слабой вовлеченностью в международное разделение труда, и их экономика ориентирована в основном на местные рынки.
Как отмечает директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ Евгений Куценко, «чем активнее регионы привлекали зарубежных инвесторов, строили новые заводы и формировали новые отрасли специализации в предыдущие 20 лет, тем сложнее оказалась их экономическая ситуация в 2022 году». По словам эксперта, дальнейшее развитие таких регионов зависит от успешности привлечения замещающих инвестиций из дружественных стран, а также от участия в конкуренции за новые федеральные ресурсы на обеспечение технологического суверенитета. Возможны любые сценарии — как потеря лидерства некоторыми регионами, так и появление новых точек роста.
По данным прошлогоднего опроса представителей промышленности, критическую необходимость в импортозамещении бизнес испытывает прежде всего по части закупок комплектующих и оборудования.
При этом выстроить необходимые для замещения импорта собственные интегрированные с наукой производства компаниям более всего мешает недостаток компетенций и научно-технической базы (см. “Ъ” от 7 октября 2022 года).
Впрочем, в опубликованном в феврале аналитическом докладе ВШЭ об импортозамещении авторы указывали, что, по оценкам на 2018 год, уровень зависимости промышленности РФ от импорта (доля потребления иностранной добавленной стоимости в промпроизводстве) составлял 39% — это в 1,3 раза ниже, чем у Германии, и сопоставимо с США и Индией. Сейчас, вероятно, зависимость стала заметно меньше. Авторы отмечали большую зависимость обрабатывающей промышленности от импорта услуг и технологий, а не компонентов и оборудования. Данная ими рекомендация — вынести ряд поддерживающих производств в дружественные юрисдикции вместо их локализации в РФ (см. “Ъ” от 16 февраля).
Венера Петрова
Страница не найдена
2023. — Т 15. — № 2, Статьи →
Духанина Елена Владимировна ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» Филиал в г. Пенза, Пенза, Россия Научный сотрудник ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», Пенза, Россия Доцент Кандидат экономических наук, Доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=751747 Хаметова Айнур Тагировна …
19.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 15. — № 2, Статьи →
Романова Марианна Михайловна ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия Доцент кафедры «Гостиничного и туристического менеджмента» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4579-2075 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=642969 Джанджугазова Елена Александровна ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», …
19. 04.2023
Читать далее…
2023. — Т 15. — № 2, Статьи →
Пудовкина Ольга Евгеньевна ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» Сызранский филиал, Сызрань, Россия Доцент кафедры «Экономики и управления» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2993-7131 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=695631 Бражников Максим Алексеевич ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия Доцент …
19.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 15. — № 1, Статьи →
Ли Цзюньхун ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Санкт-Петербург, Россия Аспирант E-mail: [email protected]; [email protected] Аннотация. Историю и культуру города можно проследить, осматривая старинные дома в исторических районах. Старинные дома похожи на точки, разбросанные по улицам и переулкам древнего города, а …
19.
Читать далее…
2023. — Т 15. — № 1, Статьи →
Зиновьева Анна Николаевна ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Филиал в г. Ярославль, Ярославль, Россия Студент направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» E-mail: [email protected] Райхлина Анна Владимировна ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Филиал в г. …
19.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 15. — № 2, Статьи →
Бачин Иван Олегович ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия Магистрант E-mail: [email protected] Аннотация. За последние 20 лет строительная отрасль претерпела значительные изменения. В архитектуре, проектировании и строительстве происходит цифровая трансформация. Цифровые технологии являются движущей силой новых инноваций, которые полностью …
17.04.2023
Читать далее. ..
2023. — Т 15. — № 2, Статьи →
Зозуля Антон Валериевич ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Доцент Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=327645 Зозуля Павел Валерьевич ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Доцент Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=327657 Мезина Татьяна …
17.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 15. — № 2, Статьи →
Румянцева Алена Владимировна ФГАОУ ВО «Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия Доцент кафедры «Экономика природопользования» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8415-1548 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=423795 Березюк Мария Викторовна ФГАОУ ВО «Уральский Федеральный Университет имени первого …
17. 04.2023
Читать далее…
2023. — Т 15. — № 1, Статьи →
Дохоян Зограб Мнацаканович ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия Доцент Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=709964 Аннотация. Степень инновационного развития и внедрения высоких технологий определяют …
17.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 15. — № 1, Статьи →
Бембель Роберт Михайлович ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия Профессор Доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=58023 Бембель Сергей Робертович ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия Профессор Доктор геолого-минералогических наук, доцент E-mail: bembel_gsr@mail. ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=802483 …
17.04.2023
Читать далее…
Российская Федерация | Торговый представитель США
5 апреля 2018 г. Китай запросил консультации у США относительно некоторых пошлин, которые США ввели на импорт продукции из стали и алюминия.
Китай заявил в своем запросе на консультации, что меры кажутся несовместимыми с:
• Статьи 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 5.1, 7, 11.1(а), 12.1, 12.2 и 12.3 Соглашения о гарантиях; и
• Статьи I:1, II:1(a) и (b), X:3(a), XIX:1(a) и XIX:2 ГАТТ 1994 г.
8 февраля 2017 г. Бразилия запросила консультации у Канады в отношении мер, касающихся торговли коммерческими самолетами.
Бразилия заявила, что меры несовместимы с:
1 октября 2018 г. Катар запросил консультации у Саудовской Аравии в связи с предполагаемой неспособностью Саудовской Аравии обеспечить надлежащую защиту прав интеллектуальной собственности, принадлежащих или заявленных для юридических лиц, базирующихся в Катаре.
Катар заявил, что меры кажутся несовместимыми с:
- Статьями 3.1, 4, 9, 14.3, 16.1, 41.1, 42 и 61 Соглашения ТРИПС.
12 октября 2018 г. Россия обратилась с просьбой о присоединении к консультациям.
14 февраля 2018 г. Корея запросила консультации с Соединенными Штатами относительно определенных антидемпинговых и компенсационных пошлин на товары из Кореи, а также некоторых законов, правил и других мер, принятых Соединенными Штатами в отношении использования фактов, доступных в антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Корея заявила, что меры несовместимы с:
12 января 2018 г. Австралия запросила консультации с Канадой относительно мер, принимаемых правительством Канады и канадскими провинциями Британская Колумбия, Онтарио, Квебек и Новая Шотландия, регулирующих продажу вина. Запрос Австралии на консультации последовал за более ранними запросами на консультации, поданными Соединенными Штатами (DS520 и DS531) в отношении мер, принятых канадской провинцией Британская Колумбия, регулирующих продажу вина в продуктовых магазинах.
Австралия заявила, что меры несовместимы с:
8 января 2018 г. Вьетнам обратился к Соединенным Штатам с просьбой о проведении консультаций в отношении антидемпинговых мер в отношении рыбного филе из Вьетнама и некоторых правовых актов США.
В своем запросе на консультации Вьетнам заявил, что некоторые так называемые меры кажутся несовместимыми с:
• Статьями 1, 2.1, 2.4, 2.4.2, 6, 9, 11 и 17.6(i), и Приложение II к Антидемпинговому соглашению;
• Статьи I:1, VI:1, VI:2 и X:3(a) ГАТТ 1994 г.;
• Статьи 3.7, 19.1, 21.1, 21.3 и 21.5 DSU;
• Статья XVI:4 Соглашения ВТО; и
28 ноября 2017 г. Канада запросила у США консультации относительно некоторых компенсационных мер в отношении пиломатериалов хвойных пород из Канады.
Канада заявила в своем запросе на консультации, что эти меры кажутся несовместимыми с:
• Статьи 1.1(a), 1.1(b), 2.1(a), 2.1(b), 10, 11.2, 11.3, 14(d), 19.1, 19.3, 19. 4, 21.1, 21.2, 32.1 и 32.5 Соглашение СКМ; и
• Статья VI:3 ГАТТ 1994 г.
14 марта 2018 г. Соединенные Штаты запросили у Индии консультации относительно некоторых предполагаемых мер экспортного субсидирования.
Соединенные Штаты заявили, что меры Индии не соответствуют:
• Статьи 3.1(a) и 3.2 Соглашения SCM.
23 марта 2018 года Канада и Европейский Союз обратились с просьбой присоединиться к консультациям.
9 сентября 2016 г. Индия запросила консультации с Соединенными Штатами относительно определенных мер, введенных Соединенными Штатами на уровне штата и на местном уровне в отношении предполагаемых требований внутреннего содержания и субсидий в энергетическом секторе.
Индия заявила, что меры оказались несовместимыми с:
• Статьями III:4 и XVI:4 ГАТТ 1994;
• Статья 2.1 Соглашения TRIMS; и
• Статьи 3.1(b), 3.2, 5(a), 5(c), 6.3(a), 6.3(c) и 25 Соглашения SCM.
28 ноября 2017 г. Канада запросила консультации с Соединенными Штатами относительно некоторых антидемпинговых мер, применяющих методологию дифференцированного ценообразования к пиломатериалам хвойных пород из Канады.
Канада заявила, что меры оказались несовместимыми с:
• Статьями 1, 2.1, 2.4 и 2.4.2 Антидемпингового соглашения; и
• Статьи VI:1 и VI:2 ГАТТ 1994 г.
Подписаться на Российскую Федерацию
Венесуэла: взлет и падение нефтегосударства
Введение
Венесуэла, где находятся крупнейшие в мире запасы нефти, представляет собой пример опасностей превращения в нефтегосударство. С тех пор как нефть была обнаружена в стране в 1920-х годах, нефть привела Венесуэлу к волнующему, но опасному периоду подъемов и спадов, который дает уроки другим богатым ресурсами государствам. Десятилетия плохого управления привели к экономическому и политическому краху страны, которая когда-то была одной из самых процветающих стран Латинской Америки.
Подробнее от наших экспертов
Уилл Фриман
Как кризис в Перу может вызвать шок в регионе
В последние годы Венесуэла пережила экономический коллапс, объем производства сократился на три четверти, а необузданная гиперинфляция привела к нехватке товаров первой необходимости. Между тем, бесхозяйственность правительства и санкции США привели к резкому снижению добычи нефти и серьезному недофинансированию сектора. Но Каракас надеется, что решение Вашингтона в 2022 году разрешить американскому нефтяному гиганту Chevron возобновить работу в стране может сигнализировать о потенциальной разрядке напряженности.
Что такое нефтегосударство?
Подробнее:
Венесуэла
Латинская Америка
Геополитика энергетики
Нефть и нефтепродукты
ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти)
Petrostate — неофициальный термин, используемый для описания страны с несколькими взаимосвязанными атрибутами:
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.Просмотреть все бюллетени >
- государственные доходы сильно зависят от экспорта нефти и природного газа,
- экономическая и политическая власть в значительной степени сосредоточена в руках элитного меньшинства,
- политические институты слабы и неподотчетны, широко распространена коррупция.
Страны, которые часто называют нефтегосударствами, включают Алжир, Камерун, Чад, Эквадор, Индонезию, Иран, Казахстан, Ливию, Мексику, Нигерию, Оман, Катар, Россию, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэлу.
Подробнее от наших экспертов
Уилл Фриман
Как кризис в Перу может вызвать шок в регионе
Что стоит за парадигмой нефтегосударства?
Считается, что петрогосударства подвержены тому, что экономисты называют «голландской болезнью» — термин, придуманный в 1970-х годах после того, как Нидерланды обнаружили природный газ в Северном море.
В пострадавшей стране ресурсный бум привлекает большой приток иностранного капитала, что приводит к повышению курса местной валюты и росту импорта, который теперь сравнительно дешевле. Это высасывает труд и капитал из других секторов экономики, таких как сельское хозяйство и производство, которые, по мнению экономистов, более важны для роста и конкурентоспособности. По мере отставания этих трудоемких экспортных отраслей безработица может вырасти, и страна может развить нездоровую зависимость от экспорта природных ресурсов. В крайних случаях нефтегосударство отказывается от местной добычи нефти и вместо этого получает большую часть своего нефтяного богатства за счет высоких налогов на иностранных бурильщиков. В этом случае экономика Petrostate остается очень уязвимой перед непредсказуемыми колебаниями мировых цен на энергоносители и оттоком капитала.
Подробнее:
Венесуэла
Латинская Америка
Геополитика энергетики
Нефть и нефтепродукты
ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти)
Так называемое ресурсное проклятие также сказывается на управлении. Поскольку нефтегосударства больше зависят от доходов от экспорта и меньше от налогов, связи между правительством и его гражданами часто слабые. Время ресурсного бума может усугубить проблему. «Большинство нефтегосударств попали в зависимость от нефти в то время или сразу после того, как они установили демократию, государственные институты, независимую государственную службу и частный сектор, а также верховенство закона», — говорит Терри Линн Карл, профессор политологии Стэнфордского университета и автор Парадокс изобилия , основополагающая книга о динамике нефтеносных образований. Лидеры могут использовать богатство ресурсов страны для подавления или кооптации политической оппозиции.
Как Венесуэла подходит под эту категорию?
Венесуэла является архетипом неудавшегося нефтегосударства, считают эксперты. Нефть продолжает играть доминирующую роль в судьбе страны спустя более века после того, как она была там обнаружена. Падение цен на нефть с более чем 100 долларов за баррель в 2014 году до менее 30 долларов за баррель в начале 2016 года привело Венесуэлу к экономической и политической спирали, и, несмотря на рост цен в последние годы, условия остаются мрачными.
Несколько мрачных индикаторов говорят об этом:
Зависимость от нефти. Ожидается, что в 2023 году за счет экспорта нефти будет финансироваться почти две трети государственного бюджета, что немного выше, чем в предыдущем году.
Падение производства. Из-за нехватки адекватных инвестиций и технического обслуживания добыча нефти в целом продолжала снижаться, упав на 2,5 процента в 2022 году после небольшого роста в предыдущем году. В 2020 году он достиг самого низкого уровня за последние десятилетия.
Спиральная экономика. Валовой внутренний продукт (ВВП) Венесуэлы сократился примерно на три четверти [PDF] в период с 2014 по 2021 год. Тем не менее, экономика выросла примерно на 6 процентов в 2022 году, и эксперты прогнозируют дополнительный рост на 6,5 процента в 2023 году. долг. Долговая нагрузка Венесуэлы оценивается в 150 миллиардов долларов или выше.
Гиперинфляция. Годовая инфляция взлетела до чуть более 130 000 процентов в 2018 году, и хотя в последние годы она замедлилась, в 2022 году она осталась на уровне 234 процентов9. 0007
Растущая автократия. За последнее десятилетие президент Николас Мадуро и его союзники нарушили основные принципы демократии, чтобы сохранить власть. Это включает в себя ограничение доступа в Интернет и произвольное судебное преследование и задержание политических оппонентов и критиков.
Эти проблемы — в сочетании с международными санкциями и пандемией COVID-19 — спровоцировали разрушительный гуманитарный кризис с острой нехваткой основных товаров, таких как продукты питания, питьевая вода, бензин и медикаменты. Согласно опросу, проведенному в ноябре 2022 года, 50 процентов из 28 миллионов жителей Венесуэлы живут в бедности, хотя это меньше, чем 65 процентов годом ранее.
С 2014 года более семи миллионов венесуэльских беженцев бежали в соседние страны и за их пределы, где некоторые правительства предоставили им временное проживание. Однако с начала пандемии домой вернулись около 150 000 венесуэльских мигрантов, часто после потери работы в других странах Латинской Америки.
Как сюда попала Венесуэла?
Путь Венесуэлы как нефтегосударства отмечен рядом экономических и политических вех.
Открытие нефти. В 1922 г. геологи Royal Dutch Shell на месторождении Ла Роса в бассейне Маракайбо обнаружили нефть, которая выбрасывалась со скоростью, которая тогда была необычайной – сто тысяч баррелей в день. В течение нескольких лет более ста иностранных компаний производили нефть при поддержке генерала-диктатора Хуана Висенте Гомеса (1908–1935). Годовая добыча резко возросла в 1920-е годы с чуть более миллиона баррелей до 137 миллионов, в результате чего Венесуэла уступила только Соединенным Штатам по общему объему добычи на 1929. К тому времени, когда Гомес умер в 1935 году, «голландская болезнь» укоренилась: венесуэльский боливар взлетел до небес, а нефть потеснила другие сектора и составила более 90% всего экспорта.
Возврат нефтяной ренты. К 1930-м годам всего три иностранные компании — «Ройял Датч Шелл», «Галф» и «Стандарт Ойл» — контролировали 98 процентов нефтяного рынка Венесуэлы. Преемники Гомеса стремились реформировать нефтяной сектор, чтобы направить средства в государственную казну. Закон об углеводородах 1943 года был первым шагом в этом направлении, требуя, чтобы иностранные компании отдавали половину своей нефтяной прибыли государству. За пять лет доходы правительства увеличились в шесть раз.
Договор Пунто-Фихо. В 1958 году, после череды военных диктатур, Венесуэла избрала свое первое стабильное демократическое правительство. В том же году три основные политические партии Венесуэлы подписали пакт Пунто-Фихо, который гарантировал, что государственные рабочие места и, в частности, нефтяная рента будут распределяться между тремя партиями пропорционально результатам голосования. Хотя пакт был направлен на защиту от диктатуры и установление демократической стабильности, он гарантировал, что доходы от нефти будут сосредоточены в государстве.
ОПЕК. Венесуэла присоединилась к Ирану, Ираку, Кувейту и Саудовской Аравии в качестве члена-основателя Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в 1960 году. Через картель, в который позже вошли Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир , Нигерия, Эквадор, Габон, Ангола, Экваториальная Гвинея и Республика Конго, крупнейшие мировые производители, скоординировали цены и предоставили государствам больший контроль над своей национальной промышленностью. В том же году Венесуэла учредила свою первую государственную нефтяную компанию Венесуэльскую нефтяную корпорацию и увеличила подоходный налог нефтяных компаний до 65 процентов от прибыли.
$100 миллиардов
Государственное нефтяное богатство, присвоенное в период с 1972 по 1997 год
Источник:
Густаво Коронель, Институт Катона
Стрела 1970-х . В 1973 году пятимесячное эмбарго ОПЕК против стран, поддерживающих Израиль в войне Судного дня, увеличило цены на нефть в четыре раза и сделало Венесуэлу страной с самым высоким доходом на душу населения в Латинской Америке. За два года непредвиденная прибыль добавила в государственную казну 10 миллиардов долларов, уступив место безудержному взяточничеству и бесхозяйственности. По оценкам аналитиков, между 1972 и 1997 только.
ПДВСА. В 1976 году, в разгар нефтяного бума, президент Карлос Андрес Перес национализировал нефтяную промышленность, создав государственную компанию Petroleos de Venezuela, S.A. (PDVSA) для надзора за разведкой, добычей, переработкой и экспортом нефти. Перес разрешил PDVSA сотрудничать с иностранными нефтяными компаниями при условии, что ей принадлежало 60 процентов акций совместных предприятий, и, что очень важно, структурировал компанию так, чтобы она работала как бизнес с минимальным государственным регулированием.
19Масляный переизбыток 80-х. Когда в 1980-х годах мировые цены на нефть резко упали, экономика Венесуэлы сократилась, а инфляция резко возросла; в то же время он накопил огромный внешний долг, купив иностранные нефтеперерабатывающие заводы, такие как Citgo в Соединенных Штатах. В 1989 году Перес, переизбранный несколькими месяцами ранее, запустил пакет мер жесткой бюджетной экономии в рамках финансовой помощи Международного валютного фонда. Меры спровоцировали массовые беспорядки. В 1992 году военный офицер Уго Чавес совершил неудавшийся переворот и прославился на всю страну.
временная шкалаЭпоха Чавеса в Венесуэле
1958–2013
Посмотреть графикБоливарианская революция Чавеса. Чавес был избран президентом в 1998 году на социалистической платформе, пообещав использовать огромные нефтяные богатства Венесуэлы для сокращения бедности и неравенства. В то время как его дорогостоящие «боливарианские миссии» расширили социальные услуги и сократили бедность на 20 процентов, он также предпринял несколько шагов, которые ускорили длительный и неуклонный спад добычи нефти в стране, пик которого пришелся на конец XIX века.90-х и начала 2000-х. Его решение уволить тысячи опытных работников PDVSA, принимавших участие в отраслевой забастовке в 2002–2003 гг., лишило компанию важных технических знаний. Начиная с 2005 года Чавес поставлял субсидированную нефть нескольким странам региона, включая Кубу, через альянс, известный как Petrocaribe. За время президентства Чавеса, которое продлилось до 2013 года, стратегические запасы нефти сократились, а государственный долг увеличился более чем вдвое [PDF].
Чавес также использовал свою популярность среди рабочего класса, чтобы расширить полномочия президента и подтолкнуть страну к авторитаризму: он отменил ограничения на количество сроков полномочий, фактически взял под свой контроль Верховный суд, преследовал прессу и закрыл независимые СМИ, а также национализировал сотни частные предприятия и активы, принадлежащие иностранцам, такие как нефтяные проекты ExxonMobil и ConocoPhillips. Реформы проложили Мадуро путь к установлению диктатуры спустя годы после смерти Чавеса.
Спуск к диктатуре. В середине 2014 года мировые цены на нефть упали, и экономика Венесуэлы вошла в свободное падение. По мере того как назревали беспорядки, Мадуро консолидировал власть с помощью политических репрессий, цензуры и манипулирования выборами. В 2018 году он добился переизбрания в ходе гонки, которую многие считают несправедливой и недемократичной. Почти шестьдесят стран, включая Соединенные Штаты, впоследствии признали оппозиционера Хуана Гуайдо, главу Национальной ассамблеи, временным лидером Венесуэлы.
На протяжении более десяти лет Вашингтон вводил масштабные санкции против Каракаса, самые значительные из которых блокировали импорт нефти из PDVSA и препятствовали доступу правительства к финансовой системе США. Тем не менее Венесуэла сохранила партнеров по торговле нефтью, и аналитики говорят, что поддержка со стороны Китая, Кубы, Ирана, России и Турции удерживает режим Мадуро на плаву.
В январе 2021 года Мадуро и его союзники взяли на себя руководство последним контролируемым оппозицией центром власти в правительстве, Национальным собранием, после победы на выборах в законодательные органы. Оппозиция, в том числе Гуайдо, бойкотировала голосование, заявив, что оно было сфальсифицировано, и это обвинение было подтверждено администрацией Джо Байдена и другими иностранными правительствами и международными организациями, включая Канаду, Европейский Союз и Организацию американских государств. Однако региональные выборы в ноябре еще больше укрепили власть Мадуро, и раздробленная оппозиция выиграла только три из двадцати трех доступных губернаторских постов. Затем, в декабре 2022 г., после нескольких лет ослабления поддержки, оппозиция проголосовала за отстранение Гуайдо и роспуск его правительства с планами провести новые президентские праймериз в октябре 2023 г.
Тем временем появились признаки оттепели. В ноябре 2022 года, частично чтобы компенсировать рост мировых цен на энергоносители из-за войны на Украине, Соединенные Штаты разрешили американскому нефтяному гиганту Chevron возобновить ограниченную деятельность в стране. Взамен правительство Мадуро и оппозиция согласились продолжить диалог после годичного застоя. Тем не менее, учитывая ветхое состояние венесуэльской промышленности, эксперты говорят, что могут пройти годы, прежде чем экспорт нефти из Венесуэлы значительно возрастет.
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность обновления веб-браузера до поддерживает HTML5 видео
Потеплеют ли отношения США и Венесуэлы?
Потеплеют ли отношения США и Венесуэлы?
Есть ли путь от масляного проклятия?
Страна, обнаружившая ресурс после того, как в ней сформировались прочные демократические институты, обычно лучше способна избежать ресурсного проклятия, считают аналитики. Например, сильные институты в Норвегии помогли стране добиться устойчивого экономического роста с XIX века.60-е годы, когда в Северном море были обнаружены огромные запасы нефти, пишет Карл в своей книге. В 2023 году официальные лица прогнозируют, что на нефтяной сектор будет приходиться 33 процента ВВП Норвегии. Сильные демократии с независимой прессой и судебной системой помогают сократить классические проблемы нефтегосударства, привлекая к ответственности правительство и энергетические компании.
Если страна добудет нефть или другой ресурс до того, как разовьет свою государственную инфраструктуру, избежать проклятия будет намного сложнее. Однако существуют меры по исправлению положения, которые могут попробовать страны с низкими доходами и развивающиеся страны, если они этого захотят. Например, всеобъемлющая цель правительства должна состоять в том, чтобы ответственно использовать доходы от нефти «для финансирования расходов на общественные блага, которые служат платформой для частных инвестиций и долгосрочного роста», — говорит Джеффри Сакс из Колумбийского университета, эксперт по экономическим вопросам. разработка. Это может быть сделано в финансовом плане путем широкомасштабного инвестирования в международные активы или физически путем создания инфраструктуры и обучения работников. Во всем этом важна прозрачность, говорит Сакс.
Многие страны с огромным богатством природных ресурсов, такие как Норвегия и Саудовская Аравия, создали суверенные фонды благосостояния (SWF) для управления своими инвестициями.