Для чего нужна вторая смена в школах, или Какой распорядок дня эффективней?
В начале учебного года, когда родители школьников заняты покупкой рюкзаков, карандашей и тетрадей, перед ними нередко возникает проблема перестройки режима дня. Как вы догадались, речь идет о второй смене, которую принято воспринимать если не негативно, то с большой долей скепсиса.
В чем же корень зла обучения наших детей в обеденное время? Как минимум, в нарушении привычного распорядка дня учащихся, в неравномерно распределенной нагрузке. И если ребенок привык учиться утром, приходить домой к обеду, заниматься спортом или музыкой, то принять другой ритм и темп жизни довольно сложно. Как детям, так и родителям. Последним еще необходимо решить массу организационных вопросов, как то: кто покормит, проводит, проследит, проконтролирует ребенка в отсутствие пап и мам.
Не секрет, что и педагогам заниматься репетиторством в светлое время суток намного удобнее, вместо того, чтобы в сотый раз втолковывать одно и то же зевающему на закат солнца ученику. Да и возвращение ребенка домой в сумерках, без сопровождения взрослых — настоящее испытание для впечатлительных родителей.
Вспомните еще всевозможные спортивные секции, после которых чадо необходимо укутать, чтобы не застудить горло, голову и натренированные мышцы. Само чадо этого делать не будет. То же касается занятий музыкой, рисованием, иностранными языками, которые сразу после школьных уроков, практически без перерыва на отдых проходят на чистом энтузиазме педагога.
А теперь осознайте тот факт, что на групповые тренировки и языковые курсы приходят дети, обучающиеся в разные смены. То есть, один пришел сразу после школы, а другой успел отдохнуть, поесть и сделать уроки! Конечно, распорядок дня у учащихся в первой смене выглядит стройнее и логичнее. Но нельзя забывать и о некоторых нюансах, которые несколько реабилитируют ненавистную всеми вторую школьную смену. Давайте вспомним о детях, профессионально занимающихся спортом, вынужденных посещать тренировки два раза в день, утром и вечером. Если говорить о работающих родителях, у которых нет бабушек, нянек и возможностей отводить детей в школу к часу дня, невольно напрашивается вопрос: а встречать ребенка после первой смены, кормить и водить на дополнительные занятия у них ресурсов хватает? При любой смене какую-то часть дня ребенок будет предоставлен самому себе, и рассчитывать на его ответственность и сознательность — в большинстве случаев — довольно наивно.
Эксперты в этом вопросе придерживаются мнения, что ребенок должен учиться утром, как говорится, «на свежую голову». Такой режим позволяет правильно распределять время на рутину, отдых, дополнительные занятия, и вовремя ложиться спать. Правда, эксперты почему-то не говорят о том, что дети (как и взрослые!) разные, по темпераменту и скорости усваивания учебного материала. В конце концов, сов и жаворонков еще никто не отменял. То, что уставший ребенок не успеет сделать вечером, он сможет довольно успешно завершить утром, будучи свежим, выспавшимся и отдохнувшим.
И все же, если вторая смена не приемлется родителями школьников, в чем же смысл ее жизнеспосбности и актуальности на сегодняшний день? Почему невозможно перевести всех детей республики на утренее время обучения и таким образом покончить с этой проблемой?
На эти вопросы мы попросили ответить преподавателя исторического факультета Бакинского государственного университета, эксперта по вопросам образования Кямрана Асадова. По его мнению, для того, чтобы организовать занятия в одну смену необходимо снести старые одно- и двухэтажные школы и построить высокоэтажные школы с большим количеством классных комнат. «До сих пор в поселке Хырдалан, Бина и некоторое время в Банагади дети учились аж в три смены, чтобы разгрузить помещения школ. Малоэтажные строения не в состоянии вместить такое количество учеников», — сказал эксперт
Согласно общепринятым представлениям занятия в первой и второй половине дня разнятся по степени эффективности, но переход на обучение в две смены является не добровольным, а вынужденным решением. В стране 4.432 школы, в которых обучаются 1,6 миллиона учеников.
«Следует отметить, что количество учащихся в Баку чрезвычайно велико, это 320 столичных школ и, соответственно, около полумиллиона детей. В 280-ти школах занятия проводятся в одну смену, а в остальных — в две», — отметил эксперт. В школах с расчетной вместимостью на 500- 600 учеников, число учащихся доходит до 1500-2000. Только в поселке Бина в четырех школах обучается более 20.000 учеников, хотя количество детей не должно превышать 6000 человек. Поэтому педагогический совет обязан принять решение осуществлять учебный процесс в две смены.
Кямран Асадов так же отметил, что желаемого эффекта от сменных занятий мы не видим. Дело в том, что большинство учителей занимаются репетиторством, причем, во второй половине дня.
Далее, возникают проблемы с сопровождением учеников в школу. Трудовой день у работающих родителей начинается рано утром и до вечера они не в состоянии контролировать передвижения своих детей, — сказал он. Вечером, после работы, уставшие папы и мамы не всегда могут помочь детям с выполнением домашнего задания, а утром надо снова идти на работу, и ребенок, учащийся во вторую смену, остается без помощи взрослых.
Данную ситуацию мы попросили прокомментировать детского психолога Гюнель Талехгызы, которая заметила, что подобный режим существовал и во времена СССР. Дело в том, что ребенок более активен и хорошо воспринимает информацию в утренние часы. Вечером он уже устает, ему необходим отдых и полноценный сон, — добавила она.
Vesti.Az направил запрос главе пресс-службы Министерства образования Азербайджанской республик Джасарету Валехову по данной теме, однако он никак не отреагировал на наши звонки и сообщения.
Диана Гасымова
Гигиенические рекомендации по режиму дня школьника | Блоги
Правильный режим дня школьника – это основа крепкого здоровья, правильного развития, отличного настроения и хорошей успеваемости. Фото: stockking с сайта reepik. com
Режим дня школьника – это грамотное распределение времени ребенка, которое включает в себя учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, полноценное питание, сон и свободную деятельность по индивидуальному выбору. При рациональном распределении времени на все составляющие элементы режима дня, мы получаем школьника, активного на протяжении всего периода бодрствования.
Весь режим дня строится на основе работы биологических часов. Утро школьника начинается с пробуждения. Чтобы этот процесс прошел легче и приятнее, можно сделать зарядку продолжительностью 10-15 минут. Получив заряд бодрости и энергии, не забываем позавтракать. Если ребенок учится в 1 смену, то на домашний завтрак в среднем должно приходиться до 10% энергетической ценности, так как полноценный завтрак, долей суточной потребности 20-25%, он должен получить в школе. Если занятия в школе начинаются со второй смены, то полноценным завтраком школьника необходимо обеспечить дома, так как обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом, на который должно приходиться 30-35% пищевых веществ и энергии от суточной калорийности. Промежутки между приемами пищи у школьников не должны превышать 4-х часов. Для школьников рекомендуется 4-5 разовое питание. Следует придерживаться определенного времени для приема пищи, так как беспорядочный прием пищи ведет к плохому аппетиту и нарушению работы желудочно-кишечного тракта.
Свободное время ребенок должен использовать по интересам. Это могут быть кружки и секции. Санитарными правилами нормируется недельный объем внеурочной деятельности для учащихся 1-11 класса, он должен составлять не более 10 часов в неделю. В свободное время стоит отдавать предпочтение активным играм и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок в день для детей до 7 лет должна быть не менее 3 часов, а для детей старшего возраста — не менее 2 часов. Суммарный объем двигательной активности (сюда входит зарядка, занятия физкультурой, спортивные секции, активные игры) должен составлять не менее 1 часа в день.
В.И. Заплатина, врач по общей гигиене Серовского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
вреда или добра — Реальное время
Вторая смена и шестидневка в школах — это правильно и удобно
Приближается новый учебный год. Родители, педагоги, ученые и детские психологи снова скрещивают мечи: допустимо ли ребенку учиться во вторую смену? Нужно ли школам полностью переходить на пятидневку, чтобы дети успевали отдыхать, или шестидневка приносит больше пользы? На фоне нехватки мест в школах для обучения всех детей в одну смену вопрос становится особенно острым. Существует также проблема шестидневной учебной недели, которую некоторые регионы пытаются сократить до пяти дней. «Реальное время» попыталось рассмотреть эти вопросы с непопулярных позиций и нашло аргументы в пользу вариантов, вызывающих неприятие воинствующего большинства. Кроме того, газета подготовила практические советы родителям школьников, которые идут учиться во вторую смену.
Татьяна Черниговская: «Необходимо провести исследование»
Как правило, после вопроса «в какую смену учиться ребенку?» следует один ответ: в первую! Конец истории. Молодые мамы, чиновники от образования, детский омбудсмен, даже Владимир Путин тверды и категоричны. Но правы ли они? И возможна ли одна правда (читай — уравнивание) для всех наших детей? Такие умные, красивые и разные?
Татьяна Черниговская, известный нейролингвист и психолог, профессор СПбГУ, считает, что прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо провести полномасштабное исследование.
«Лично я считаю, что лучше заниматься утром, потому что утром человек эффективнее усваивает материал. Но я как специалист считаю, что прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо провести полномасштабное исследование», — сказала она в интервью «Реальному времени». «В то же время получить однозначные результаты будет очень сложно из-за индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мы не можем сравнивать особенности понимания материала у «сов» и «жаворонков» — это все равно, что проводить сравнительное исследование уток и кошек».Вторая смена – идеальный вариант для детей-спортсменов
Между тем, глава Ассоциации детских нейропсихологов Москвы Альфия Измайлова считает, что обучение во второй половине дня для многих детей – это не зло, а добро.
Первый . У разных детей разные особенности нервной системы: всегда были индивидуальные биоритмы, «совы» и «жаворонки» есть не только у взрослых. У всех разная работоспособность, работоспособность, истощение нервной системы. Так что лучше всего заниматься во второй половине дня, мозг «просыпается» только во второй половине дня.
Второй . Тема физического здоровья очень важна. Для детей, которые часто болеют, в приоритете холодовые тренировочные процедуры и занятия спортом в утренние часы: если они учатся в первую смену, у них нет времени на зарядку или полноценную утреннюю гигиену, — сообщила нам Альфия Хасановна:
«В связи с этим, заниматься лучше днем, и это не значит, что ребенок должен спать до обеда. В идеале они должны вставать рано утром, заниматься гимнастикой. Кстати, если ребенок нацелен на серьезный спорт и ходит в секцию, то для его нервной системы подойдет схема со второй сменой в школе. Утром школьник занимается спортом, он получает хороший заряд на весь день, а днем переключение с физической активности на умственную работу позволит лучше усвоить информацию в школе. И наоборот, если ребенок вечером пойдет в спортивную секцию, его нервная система перевозбуждена, ему будет труднее заснуть и полноценно расслабиться». Третий. Важным аспектом, о котором говорит нейробиолог, является питание. Когда дети учатся в первую смену, они часто не успевают позавтракать, да и качество школьных обедов — это тоже притча. Все это негативно сказывается на обмене веществ: Альфия Хасановна говорила, что первый прием пищи (завтрак) дает максимальное насыщение организма питательными веществами, так как в это время усвоение пищи происходит более интенсивно. Кроме того, научно доказано, что регулярное употребление сухих завтраков из злаковых культур повышает работоспособность мозга на 13%.
«Вечером обмен веществ замедляется, плотная пища хуже переваривается. Но если ребенок учится в первую смену, его основной прием пищи приходится на ужин. Результатом может быть нарушение обмена веществ. Это окажет прямое влияние на мозговую деятельность и на соматические аспекты: например, дети, которые не завтракают и наскоро обедают, чаще других подвержены нездоровой полноте».
Когда дети учатся в первую смену, им часто некогда позавтракать, да и качество школьных обедов — тоже притча. Фото: Дарья Турцева Измайлова отмечает, что даже для «жаворонков» вторая смена часто может обернуться благом: речь идет о будущих выпускниках, которые готовятся к госэкзамену с помощью репетиторов. Если ребенок лучше учится утром, лучше перекинуть этот ресурс на приоритетную задачу — индивидуальные занятия с репетиторами, а днем уже заниматься на регулярных занятиях.
Четвертый . Наконец, еще один аспект, с которым работает Ассоциация детских нейропсихологов, — это асоциальное поведение подростков. Альфия Хасановна говорит:
«Если у ребенка девиантное поведение и признаки асоциального поведения, то во второй половине дня, когда всевозможные соблазны наиболее велики и активна «плохая компания», ему лучше находиться в школе. Второй сдвиг в этом отношении является спасением для многих семей. Ведь утром подростку сложнее найти возможность и компанию, чтобы, например, покурить или принять алкоголь».
Ранние утренние пробуждения вызывают хроническое недосыпание
Елена Легасова, детский психолог, говорит: сложно ответить на вопрос, что предпочтительнее. Но она определенно не согласна с паникой родителей по поводу второй смены. Конечно, есть и минусы: например, при неправильном тайм-менеджменте вторая половина дня у ребенка становится перегруженной. Дети не любят вторую смену, потому что не хватает времени погулять и посидеть за компьютером. Также родители вынуждены решать проблему встречи ребенка из школы в темное время суток. Но в таком графике есть свои плюсы. Например, Елена относит к ним возможность выспаться:
«Когда уроки начинаются во второй половине дня, нет необходимости рано вставать, и это однозначно плюс. Американские ученые доказали, что перенос учебных часов на более позднее время положительно влияет на здоровье и успеваемость детей, поскольку ранние пробуждения вызывают хроническое недосыпание. Кроме того, зимой пробуждение приходится на темное время суток, а это плохо сказывается на работоспособности детского организма. Во вторую смену школьный материал усваивается легче и лучше, потому что дети уже проснулись и не спят за партами». Еще одно преимущество занятий во второй половине дня психолог видит в том, что ребенок с такой схемой быстро осваивает навыки самостоятельности: ему нужно собраться самому, без посторонней помощи, пообедать, закончить уроки, одеться. Таким образом, ученик учится самоорганизации и дисциплине. Кстати, при обучении во вторую смену зафиксировано снижение количества опозданий, и это хорошо для общей дисциплины на занятиях.
Наконец, дети второй смены менее подвержены инфекционным заболеваниям: по дороге в школу они меньше контактируют с людьми (особенно это касается тех учащихся, которые добираются до школы на общественном транспорте).
Как благополучно пережить переход во вторую смену
Елена Легасова дала родителям учеников, которые начинают учиться во вторую смену, несколько практических советов. Она говорит, что если составить правильный режим дня — у ребенка все будет успевать.
- Если ученик идет в школу во вторую смену, в августе не позволяйте ему спать до обеда. Постепенно меняйте время пробуждения.
- Научите ребенка делить домашние задания на те, которые могут потребовать помощи взрослых и те, которые нужно делать вечером (письменные задания на черновике, учить стихи, правила), а утром легче доделать, прочитать, переписать в блокноте.
- Напишите и нарисуйте вместе с ребенком распорядок дня на листе бумаги для рисования, куда можно прикрепить стикеры-напоминания. Определите время подъема, на завтрак, обед, уроки, прогулки, подготовку к школе. Необходимо равномерно распределить время, давая студенту возможность полноценно отдохнуть и продуктивно поработать.
О шестидневной учебной неделе
Дискуссия о том, что шестидневная учебная неделя не оставляет ученикам времени на отдых, ведется давно. Мы поговорили с Еленой Германовной Скобельцыной, директором лицея имени Лобачевского при Казанском федеральном университете. Она считает, что шестидневная учебная неделя в современном обществе — лучший вариант для учащихся средних и старших классов:
«Я однозначно за шестидневную учебную неделю в школе. Я считаю, что эта нагрузка соответствует возрастным особенностям детей и способствует формированию всесторонне развитой личности. В пятидневный период интенсивность тренировок снижается. При этом первостепенной задачей школы является создание такой среды, чтобы учащиеся в ней были заинтересованы. Но многие родители выступают за пятидневку, чтобы дети могли проводить больше времени с семьей.
Будем реалистами. Не в каждой семье есть традиции культурного досуга. Прошло время, когда каждая семья обязательно в зимние выходные выезжала на лыжные прогулки, а летом — в походы на берег реки. Прежде чем говорить о пятидневной учебной неделе, нужно сначала подумать о том, чем подростки будут заниматься в свободное время. Всем известно, что современные школьники, особенно если говорить о подростковом возрасте, большую часть свободного времени проводят «в обнимку» с гаджетами. Подростки получают много избыточной информации из Интернета, что зачастую небезопасно. Поэтому я считаю, что школа должна стать своеобразным клубом по интересам для ребенка, в котором занятия целенаправленно организуются по субботам, чтобы удовлетворить потребности подростка в полном саморазвитии.
А как быть с тем, что ученики вынуждены тратить много времени на уроки из-за шестидневной учебной недели?
Да, многие родители жалуются, что дети делают уроки до утра. Но чаще всего это результат того, что ученики сами неправильно организуют свое время: откладывают подготовку уроков на последний день и потом вынуждены все делать в срочном порядке. Я считаю, что умение правильно распоряжаться своим временем — ключевая компетенция человека в двадцать первом веке. Поэтому тайм-менеджмент необходимо ввести в школьную программу, хотя бы частично, в рамках разных дисциплин. В новом учебном году в лицее мы будем внедрять элементы тайм-менеджмента на всех уровнях обучения в экспериментальном режиме.
Автор: Людмила Абрамова
Надбавка за ночную смену для сотрудников Федеральной системы оплаты труда
Описание
Надбавка за ночную смену означает надбавку, выплачиваемую за работу, выполненную в то время, когда большая часть обычных часов без сверхурочной работы приходится на период с 15:00 до 20:00. и 8 часов утра. Он рассчитывается как процент от ставки базовой заработной платы работника.
Страхование сотрудников
Лицо, которое соответствует определению «работник с преобладающей ставкой» в 5 U.S.C. 5342(a)(2) подпадает под действие положений о надбавке за ночную смену.
Примечание. Работники с общим графиком регулируются отдельным органом по оплате за ночь. (См. 5 USC 5545(a) и Как рассчитать оплату сверхурочной работы в соответствии с FLSA). Обычно это означает работу, запланированную до начала административной рабочей недели. Сверхурочные часы не засчитываются в счет права работника на получение надбавки за ночную смену.
Часы работы в ночное время
Сотрудник с преобладающей ставкой имеет право на надбавку за ночную смену, если большая часть часов, отработанных во время регулярной смены без сверхурочной работы, приходится на одну из этих двух смен:
«Большая часть часов» означает количество полных часов, превышающее половину (включая перерывы на обед), например, 5 часов запланированной 8-часовой смены.
Надбавка за ночную смену выплачивается за всю смену, когда большая часть часов приходится на указанные периоды.
Связь с основной оплатой
Надбавка за ночную смену является частью основной заработной платы.
Отношение к другим премиальным выплатам
Надбавка за ночную смену включается в ставки базовой оплаты для работников с преобладающей ставкой и используется в качестве основы для расчета оплаты за сверхурочную работу, оплаты воскресенья, праздничных дней и сумм отчислений на пенсию и коллективную жизнь страхование.
Отношение к отпуску
Сотрудник с преобладающей ставкой, регулярно назначаемый на ночную смену, получает надбавку за ночную смену в период оплачиваемого отпуска.
Сотруднику с преобладающей ставкой, регулярно назначенному на дневную смену, который временно назначен на ночную смену, будет выплачиваться надбавка за ночную смену за любой отпуск с сохранением заработной платы, когда он должен работать в ночную смену.
Сотруднику с преобладающей ставкой, назначенному на регулярный сменный график, предусматривающий работу как в дневную, так и в ночную смену, будет выплачиваться надбавка за ночную смену за любой отпуск с сохранением заработной платы, когда он должен работать в ночную смену.
Сотруднику с преобладающей ставкой, который не регулярно назначается в дневную или ночную смену, но чья смена меняется через нерегулярные промежутки времени, будет выплачиваться надбавка за ночную смену во время оплачиваемого отпуска, если работник получил надбавку за ночную смену за последнюю смену работал до отпуска с сохранением заработной платы.
Отсутствие в праздничные дни или в командировке
Сотрудник с преобладающей ставкой имеет право на надбавку за ночную смену за периоды отсутствия по уважительной причине в праздничные дни, в то время как он находится в командировке в часы обычной ночной смены работника или в отпуске по решению суда .
Временное назначение на другой срок службы
- Сотрудник с преобладающей ставкой, регулярно назначенный на ночную смену, который временно назначен в другую ночную смену с более высокой надбавкой, получит более высокую надбавку, когда большая часть регулярно запланированных часов работника не сверхурочно работы приходится на смену, имеющую более высокий дифференциал.
- Сотрудник с преобладающей ставкой, регулярно назначенный на работу в дневную смену, имеет право на надбавку за ночную смену за любой период, в течение которого работник временно назначен на работу в обычную смену, за которую в противном случае выплачивается надбавка за ночную смену.
- Сотрудник с преобладающей ставкой, регулярно назначаемый в ночную смену, будет продолжать получать свою обычную надбавку за ночную смену во время временного назначения в дневную смену или в другую ночную смену с более низкой надбавкой.
Работники, работающие неполный рабочий день и с перерывами
Сотрудник с преобладающей ставкой, который работает в регулярную смену продолжительностью менее 8 часов (например, работник, работающий неполный рабочий день или с перерывами), имеет право на надбавку за ночную смену, если большая часть часы работника отработаны в течение периода, в течение которого выплачивается надбавка за ночную смену.
Разделение смен
Нет полномочий разрешать разделение надбавки за ночную смену. Сотрудник получит либо надбавку в размере 7½ процентов за всю смену, либо надбавку в размере 10 процентов за всю смену, если большая часть рабочего времени приходится на часы, разрешенные для надбавки за ночную смену.
Перерывы на питание
Перерывы на обед продолжительностью 1 час или менее, которые происходят, когда разрешена надбавка за ночную смену, должны быть включены для целей определения преобладающей ставки права работника на надбавку за ночную смену. Так, при работе работника с 11:30 до 20:00, с перерывом на обед с 15:30. до 16:00 30-минутный перерыв на обед включен, чтобы определить, что большая часть часов работы приходится на вторую смену, и выплачивается надбавка за ночную смену в размере 7½ процентов.
Гибкий график работы
Надбавка за ночную смену не будет выплачиваться только потому, что работник с преобладающей ставкой выбирает отработанные часы в кредит или выбирает время прибытия или ухода в то время дня, когда надбавка за ночную смену разрешена иным образом, за исключением того, что Работники, работающие по ставке, имеют право на надбавку за ночную смену за регулярную графику работы без сверхурочной работы, если большая часть часов гибкого рабочего графика для ежедневного дежурства приходится на ночное время.