Реформа следственного комитета в 2018 году: официальный источник, последние новости с интересными особенностями

Разное

Бастрыкин остается, СК РФ — тоже


© Фото с сайта kremlin.ru

Глава СК РФ Александр Бастрыкин досрочно вышел из отпуска. Сотрудникам ведомства объявлено, что у них остается прежний руководитель. Сам Следственный комитет тоже продолжит функционировать в прежнем виде. Правда, вскоре у Генпрокуратуры должно прибавиться полномочий по контролю за деятельностью комитета.

Как рассказал «Росбалту» источник в СК России, когда Бастрыкин решил уйти в отпуск, было известно, что он будет длительным — до октября 2018 года. При этом говорили, что в СК РФ его нынешний председатель может уже не вернуться. Да и сам комитет может перестать существовать как отдельное ведомство. Поэтому в СК преобладали пессимистические настроения. Однако, отметив юбилей (27 августа ему исполнилось 65 лет), Бастрыкин с новыми силами приступил к работе. Почти сразу погрузившись в «гущу событий»,  он отправился в командировки по Северному Кавказу. «Его досрочное возвращение из отпуска было неожиданным, при этом Александр Иванович пребывал в отличном настроении.

Руководящим сотрудникам объявили, что все сомнения остались позади, Бастрыкин остается руководителем СК РФ, его полномочия продлены. Как я понял, „продление полномочий“ — это такое образное выражение, просто была беседа с Владимиром Путиным, все прояснилось», — высказал мнение источник в СК.

Собеседник «Росбалта», знакомый с ситуацией, рассказал, что беседа президента и Бастрыкина состоялась во время траурных мероприятий, связанных с кончиной Иосифа Кобзона. 

СК РФ без Бастрыкина?

   

Также сотрудникам СК было объявлено, что само ведомство продолжит работать, в ближайшее время его трансформация не состоится. Источники агентства говорят, что все же «ложка дегтя» для комитета подготовлена. Предполагается, что до конца 2018 года будет принят ряд законодательных актов, которые значительно расширят возможности Генпрокуратуры по контролю за деятельностью СК.

Еще летом собеседники  «Росбалта» (в том числе в самом СК) отмечали, что до осени (когда начнут работу Госдума и Совет Федерации) судьба Следственного комитета остается неопределенной. Не было ясности, в каком виде будет существовать комитет, останется ли вообще такое ведомство. В последнее время обсуждалось сразу несколько вариантов возможного реформирования СК России, в частности — создание на базе комитета единого следственного органа, в которой еще вольются следователи МВД РФ и ряда других ведомств. Однако наиболее реалистичным выглядело возвращение комитета под контроль Генпрокуратуры.

Тем более, что в феврале 2018 года на коллегии в Генпрокуратуре эту тему поднял глава государства Владимир Путин. «Прошу существенно усилить надзор за следствием, причем на всех его уровнях», — подчеркнул тогда президент РФ. Вскоре и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что контроль прокуратуры над следствием должен быть возвращен, сенаторы полностью поддерживают эту идею.

Собеседники агентства полагают, что проблемы у СК РФ и его руководителя возникли из-за внутренних противоречий, ну и, конечно, коррупционных скандалов. Сначала было арестовано все руководство комитета по Кемеровской области. Потом под стражу отправились «серый кардинал» СК РФ Максименко и замначальника ГСУ СК по Москве Денис Никандров. А потом в СИЗО переместился и бывший глава ГСУ СК по Москве Дрыманов — один из самых близких к Бастрыкину людей в системе следствия.

Герман Александров

 

 

Валентина Матвиенко встала на сторону прокуратуры :: Общество :: Газета РБК

Глава Совета Федерации поддержала реформу следственной системы

Сенаторы поддержали идею возвращения прокуратуре контроля над следствием и подготовят соответствующий закон. Речь не идет о ликвидации Следственного комитета России, обсуждается лишь передача отдельных полномочий, говорят эксперты

Валентина Матвиенко и Юрий Чайка (Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»)

Идея расширения

В среду, 18 апреля, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко после ежегодного выступления генпрокурора России Юрия Чайки перед верхней палатой парламента заявила о поддержке идеи возвращения прокуратуре контроля над следствием.

«Совет Федерации поддерживает, и все сенаторы поддерживают необходимость возвращения прокуратуре контроля за следствием», — заявила Матвиенко. «Мы предварительно обсуждали, у меня проходило совещание на этот счет. Есть наработанные предложения, надо взять предложения прокуратуры и выступить инициаторами законодательной инициативы», — отметила она. По мнению председателя Совфеда, время для принятия такого решения «перезрело».

Разработкой законопроекта об изменении роли прокуратуры в ее взаимоотношениях со Следственным комитетом России (СКР) занимается экспертный совет при комитете по конституционному законодательству и госстроительству Совфеда, рассказал РБК председатель совета сенатор Александр Башкин. По его словам, у совета есть наработки по законопроекту, о котором рассказала Матвиенко, и с большой вероятностью он может быть внесен до конца весенней сессии парламента. В разрабатываемом документе нет предложений по передаче функции расследования преступлений от Следственного комитета в Генпрокуратуру, подчеркнул сенатор. «Речь идет об укреплении и восстановлении надзорной роли прокурора на стадии предварительного расследования», — пояснил он.

В 2007 году в России началась реформа, в результате которой полномочия прокуроров в сфере контроля за деятельностью следователей были значительно сокращены. Тогда был создан Следственный комитет при прокуратуре (СКП), а в 2011 году он был выделен из состава надзорного ведомства и получил самостоятельность. «Получилось так, что при принятии решения о применении меры пресечения прокурор не имеет никакого отношения, в процессе следствия по какому-либо уголовному делу прокурор не имеет доступа к материалам разбирательства, над которыми работает следователь», — пояснил Башкин. Также прокуроров лишили возможности выдавать предписание следователю об устранении нарушений закона в ходе следствия. «Это осложняет одну из главных задач Генпрокуратуры — надзор за соблюдением законодательства во всех существующих правоотношениях, и в первую очередь в такой чувствительной сфере, как расследование преступлений», — говорит сенатор.

В законопроекте, который подготовят сенаторы, будет предложено расширить доступ прокурора к материалам дела на всех этапах предварительного расследования, восстановить участие прокурора в принятии решения о применении либо изменении меры пресечения, рассказал Башкин. По словам сенатора, работа над проектом может проводиться с участием всех заинтересованных сторон, в том числе Генпрокуратуры, СКР и представителей администрации президента, а также экспертов.

Возврат полномочий

Частичный возврат прокуратуре контроля над следствием — давно назревший вопрос, заявил РБК бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов. «Такой опасный инструмент уголовного преследования, как следствие, должен контролироваться прокуратурой», — считает он. По мнению Скуратова, необходимо восстановить те виды надзора, которые существовали.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

«В свое время прокуратура дискредитировала себя как надзорный орган: давались несправедливые и незаконные поручения по передаче дела от одного следователя другому; давались указания, направленные на необоснованное прекращение дела, и так далее», — говорит Скуратов. При возвращении прокуратуре полномочий нужно исключить коррупционную составляющую и учесть интересы всех следственных органов, говорит он.

Речь не идет о ликвидации Следственного комитета России, обсуждается лишь возврат отдельных полномочий, говорит бывший генпрокурор. СКР, по его мнению, доказал свою состоятельность как орган вневедомственного следствия. Сейчас обсуждается возможность вернуть прокурорам право возбуждать уголовные дела, право ходатайствовать перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или о домашнем аресте, право принимать участие в решении вопроса о продлении сроков следствия, право давать отдельные указания, которые касаются судьбы того или иного уголовного дела, право истребовать уголовное дело и изучать его с последующими указаниями, перечислил Скуратов.

По мнению Скуратова, председатель СКР России Александр Бастрыкин занял «конструктивную позицию» и «готов усилить отдельные полномочия прокуратуры». РБК направил запрос в пресс-службу СКР с просьбой прокомментировать инициативу Матвиенко.

Идея возвращения контроля прокуратуры над следствием близка и представителям адвокатуры. «Эффективность работы следственных органов, да и сам уровень расследований в последнее время оставляют желать лучшего», — считает партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко. Большое количество нарушений со стороны следствия связано с отсутствием надзорного органа, который бы смог осуществлять специальный контроль, своевременно реагируя на жалобы граждан и принимая необходимые меры, считает эксперт. Он уверен, что, если у прокуратуры появятся новые полномочия, это ускорит расследование уголовных дел и сократит количество следственных ошибок.

Борьба двух структур

Идея расширения полномочий прокуратуры уже была озвучена Юрием Чайкой 30 марта в Екатеринбурге на совещании по вопросам защиты прав инвесторов. Генпрокурор заявил о необходимости расширения полномочий прокуратуры, связанных с надзором над расследованием уголовных дел, и посетовал на нарушения баланса между следствием и надзором. Чайка сказал об этом, отвечая на вопрос, хватает ли прокуратуре полномочий для расследования уголовных дел, подобных делу о пожаре в ТРК «Зимняя вишня» в Кемерово.

Два источника РБК, близких к Генпрокуратуре, рассказали, что слова Чайки стали реакцией на временное преимущество СКР в противостоянии с прокуратурой, полученное в ситуации с кемеровской трагедией. На следующий день после пожара в ТРК «Зимняя вишня» в Кемерово высадился десант следователей СКР из центрального аппарата ведомства. «Несмотря на то что с точки зрения межведомственной функциональной нагрузки осуществлять контроль за расследованием этого резонансного преступления должна прокуратура, СКР вытеснил ее в этой ситуации из информационного поля», — пояснил РБК один из источников.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В среду, 18 апреля, стало известно о том, что у СКР есть претензии к прокурорским работникам в рамках расследования дела о пожаре в «Зимней вишне». СКР сообщил, что «следствие выясняет, почему прокуратура несколько лет запрещала проверки противопожарной безопасности в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово». «В распоряжении следствия имеются документы прокуратуры Кемеровской области и города Кемерово о необходимости исключения из плановых проверок предприятий, относящихся к категории малого и среднего бизнеса», — говорится в сообщении ведомства. Следователи СКР допросили прокурора города Кемерово и его помощника, которые рассказали следствию, что «они руководствовались разъяснениями вышестоящего руководства», говорится в сообщении СКР.

До этого межведомственная «разбалансировка» произошла в деле братьев Магомедовых из группы «Сумма», где расследование экономического преступления такого масштаба доверили следователям МВД, а не СКР, хотя раньше такого рода резонансные дела, как правило, рассматривали подчиненные Бастрыкина. «При этом надзор за следствием в этом уголовном деле осуществляет прокурор Сергей Бочкарев, который считается доверенным лицом руководства прокуратуры. И это означает, что дело находится на особом контроле у прокуратуры», — рассказал источник в МВД.

Взаимные пикировки между Следственным комитетом и Генпрокуратурой возобновились в начале 2018 года во время процесса над высокопоставленными офицерами СКР. В январе в Мосгорсуде, где рассматривается уголовное дело экс-главы управления собственной безопасности СКР Михаила Максименко, который, по версии следствия, получил взятку за освобождение из-под стражи участника банды Шакро Молодого, гособвинитель Борис Локтионов назвал действующего главу Главного следственного управления СКР по Москве генерал-майора юстиции Александра Дрыманова одним из получателей взятки. Дрыманов считается ближайшим соратником Бастрыкина, говорили источники РБК в ведомстве. Глава СКР отказался отправлять Дрыманова в отставку после появления его фамилии в деле Максименко.

В феврале этого года в спор прокуратуры и СКР включился Владимир Путин. На коллегии Генпрокуратуры президент призвал надзорное ведомство «усилить контроль за следствием на всех его уровнях». Сразу после этого Чайка заявил о «деградации» российских следователей. По его словам, 20 лет назад следователь и преступник вступали в «борьбу интеллектов» и соревновались, кто кого переиграет, но сейчас дела обстоят по-другому. «К сожалению, для многих наших следователей сегодня уголовно-процессуальное законодательство, нормы материального права — это космос», — заявил Чайка.

Чайка с 2007 года борется за то, чтобы вернуть хотя бы часть контролирующих следствие полномочий, напоминает политолог Татьяна Становая. «СКР сейчас находится в «противоречивом» положении из-за распространяющихся слухов о возможном расформировании ведомства и отставке его главы Александра Бастрыкина. На этом фоне новые претензии Генпрокуратуры на полномочия СКР звучат как дополнительные удары», — отмечает Становая.

По мнению Становой, в борьбе за полномочия с СКР Генпрокуратура сейчас лидирует. Но это не означает, что ситуация не изменится, если вместо Бастрыкина — «который является фигурой с довольно одиозной репутацией» — не придет более сильный руководитель ведомства. «У самого Чайки репутация сложная, он сложно переизбирался на новый срок, — прокомментировала она. — Так что его усиление на фоне слабости Бастрыкина может быть временным». По ее мнению, оба ведомства — и СКР, и Генпрокуратура — выглядят довольно слабыми на фоне МВД, ФСБ и Росгвардии.

Проверка безопасности персонала: дополнительные действия, необходимые для реализации ключевых реформ и улучшения своевременной обработки расследований

Перейти к основным моментам

Основные моменты

Что обнаружило GAO

Агентства исполнительной власти добились прогресса в реформировании процесса проверки безопасности, но давние ключевые инициативы остаются незавершенными. Прогресс включает выпуск федеральных руководящих принципов судебного разбирательства и обновленных стратегических документов, чтобы помочь поддержать усилия по реформе. Однако агентства по-прежнему сталкиваются с проблемами при реализации аспектов Федеральных стандартов расследований 2012 года — критериев для проведения фоновых расследований — и при реализации программы непрерывной оценки. Кроме того, в то время как агентства предприняли шаги по установлению общегосударственных показателей качества расследований, ни директор национальной разведки (DNI), ни межведомственный совет по безопасности, пригодности и подотчетности (PAC) не установили контрольную точку для завершение их создания.

Проведенный GAO анализ данных о своевременности для конкретных агентств исполнительной власти показал, что количество агентств, отвечающих требованиям своевременности расследования и вынесения решений для первоначального и совершенно секретного допуска секретности и периодических повторных расследований, уменьшилось с 2012 по 2016 финансовый год. Например, в то время как 73 процента агентств сделали это. не выполнили задачи по своевременности первоначальных разрешений в течение трех из четырех кварталов 2012 финансового года, 98 процентов агентств не выполнили эти задачи в 2016 финансовом году. DNI не разработал общегосударственного плана, включая цели и этапы, чтобы помочь агентствам улучшить своевременность. Проблемы агентств в достижении целей своевременности способствовали значительному отставанию в расследовании биографических данных в агентстве, которое отвечает за проведение большинства расследований, Национальном бюро расследований биографических данных (NBIB). Документация NBIB показывает, что количество незавершенных расследований увеличилось примерно с 19с 0 000 в августе 2014 г.

до более чем 710 000 по состоянию на февраль 2018 г., как показано ниже. Руководство NBIB не разработало план сокращения отставания до управляемого уровня.

Незавершенные расследования Национального бюро биографических расследований, август 2014 г. – февраль 2018 г.

Почему GAO провело это исследование

В январе 2018 года общегосударственный процесс проверки безопасности персонала был признан областью высокого риска, поскольку он представляет собой один из самых высоких управленческих рисков в правительстве.

Эти показания сосредоточены, среди прочего, на том, в какой степени агентства исполнительной власти (1) добились прогресса в реформировании процесса проверки безопасности и (2) достигают целей своевременности и сокращают количество невыполненных расследований NBIB.

Заявление GAO основано на информации из общедоступных версий его отчетов, выпущенных в ноябре 2017 года, о постоянной оценке держателей разрешений и в декабре 2017 года о усилиях по реформированию разрешений.

Информация, которую ODNI и OPM считали конфиденциальной, была опущена. Для этих отчетов GAO рассмотрел исполнительные указы и стратегические документы PAC; получил данные от Управления директора национальной разведки (ODNI) о своевременности первоначальных разрешений и периодических повторных расследований; и взяли интервью у официальных лиц из ODNI, NBIB и других агентств.

Перейти к рекомендациям

Рекомендации

В ноябре 2017 г. и декабре 2017 г. GAO дало 12 рекомендаций DNI и директору NBIB, включая установление контрольных показателей для определения мер по обеспечению качества расследования, разработку плана для достижения целей своевременности фонового расследования и разработку плана по сокращению отставания. NBIB согласился с рекомендациями. DNI согласилось с некоторыми, но не со всеми рекомендациями GAO. GAO продолжает считать, что они действительны.

Полный отчет

Страница основных моментов (1 страница)

Полный отчет (17 страниц)

Доступный PDF (20 страниц)

Контакты ГАО

слушаний в Конгрессе | Национальный архив

116-й Конгресс

  • 17 октября 2019 г. — Слушание в Подкомитете по надзору, управлению и подотчетности Комитета Палаты представителей по внутренней безопасности: «Право общественности знать: Закон о свободе информации в Министерстве внутренней безопасности»
  • 9 сентября 2020 г. — Слушание в Специальном комитете Сената по разведке: «Политика рассекречивания и перспективы реформ»

115-й Конгресс

  • 13 марта 2018 г. — Слушание в Сенатском комитете по судебной власти: «Закон о свободе информации: изучение прогресса администрации в реформах и перспективы»

114-й Конгресс

  • 26 марта 2015 г. — Совместное слушание в Подкомитете по надзору и Подкомитете по окружающей среде Комитета Палаты представителей по науке, космосу и технологиям: «Уничтожение записей в Агентстве по охране окружающей среды — Когда записи должны храниться»
  • 16 апреля 2015 г. — Слушание в Подкомитете по работе правительства, Комитете Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Худшие места для работы в федеральном правительстве»
  • 6 мая 2015 г. — Слушание в Сенатском комитете по судебной власти: «Обеспечение информированности граждан: изучение усилий администрации по улучшению открытого правительства
  • 13 мая 2015 г. — Слушание в Комитете Сената по делам ветеранов: «Законодательство о пособиях, находящихся на рассмотрении»

113-й Конгресс

  • 13 марта 2013 г. — Слушание в Сенатском комитете по судебной власти: «Мы, народ: выполнение обещания об открытом правительстве через пять лет после принятия Закона об ОТКРЫТОМ правительстве»
  • 16 апреля 2013 г. — Слушание в комитете Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Открыто для посетителей? Оценка усилий федерального правительства по минимизации воздействия секвестра на доступ к столице нашей страны и национальным сокровищам»
  • 10 сентября 2013 г. — Слушание в комитете Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Предотвращение нарушений федерального закона о прозрачности»
  • 11 марта 2014 г. — Слушание в Сенатском комитете по судебной системе: «Правительство и свобода информации: активизация Закона о свободе информации в цифровую эпоху»
  • , 29 мая 2014 г. — Слушание в Подкомитете по правительственным операциям Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Псевдоклассификация документов исполнительной власти: проблемы с использованием Управлением транспортной безопасности обозначения конфиденциальной информации безопасности»
  • 24 июня 2014 г. — Слушание в комитете Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Препятствия IRS: пропавшие электронные письма Лоис Лернер, часть II»
  • 24 июня 2014 г. — Слушание в Подкомитете по надзору и расследованиям Комитета Палаты представителей по вооруженным силам: «Компенсационный фонд акционерного капитала филиппинских ветеранов: проверка Министерства обороны и межведомственного процесса проверки права на участие»
  • , 20 ноября 2014 г. — Слушание в Подкомитете по вопросам помощи инвалидам и памяти (DAMA): «Компенсационный фонд акционерного капитала филиппинских ветеранов: расследование адекватности процесса проверки права на участие»

112-й Конгресс

  • 28 февраля 2011 г. — Совместное слушание в Комитете Палаты представителей по транспорту и инфраструктуре и Комитете Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Президентские библиотеки Америки: их миссия и их будущее»
  • 15 марта 2011 г. — Слушание в Комитете Сената по судебной власти: «Закон о свободе информации: обеспечение прозрачности и подотчетности в цифровую эпоху»
  • 17 марта 2011 г. — Слушание в комитете Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Закон о свободе информации: краудсорсинговый государственный надзор»
  • 3 мая 2011 г. — Слушание в комитете Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Президентские документы в новом тысячелетии: обновление Закона о президентских документах и ​​других федеральных законов о ведении документации для улучшения сохранности электронных документов»
  • 29 февраля 2012 г. — Слушание в Подкомитете по национальной безопасности, обороне страны и зарубежным операциям Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Предотвращение украденной доблести: проблемы и решения»
  • 13 марта 2012 г. — Слушание в Комитете Сената по судебным органам:   Веб-трансляция «Закон о свободе информации: защита критически важной информации об инфраструктуре и право общественности знать» | Стенограмма
  • 20 марта 2012 г. — Слушание в Подкомитете по финансовым услугам и Комитете Палаты представителей по ассигнованиям: «Слушание по бюджету — Национальное управление архивов и документации — Архивариус»
  • , 21 марта 2012 г. — Слушание в Подкомитете по технологиям, информационной политике, межправительственным отношениям и реформе закупок Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «ЗДС в 21 веке: использование технологий для повышения прозрачности в правительстве»
  • 19 июня 2012 г. — Слушание в комитете Палаты представителей по делам ветеранов: «Восстановление процесса: изучение плана преобразования требований VBA как средства эффективного обслуживания наших ветеранов»
  • 4 декабря 2012 г. — Слушание в Подкомитете по вопросам помощи инвалидам и мемориалам Комитета Палаты представителей по делам ветеранов: «Пробираясь сквозь бумажные склады: проблемы перевода документов ветеранов на безбумажные технологии»
     

111-й Конгресс

  • 30 июля 2009 г. — Слушание перед Подкомитетом по информационной политике, переписи и национальным архивам Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Организационные вопросы управления Национальными архивами и документами»
  • 30 сентября 2009 г. — Слушание в Сенатском комитете по судебной власти: «Продвижение свободы информации в новую эру ответственности»
  • , 20 октября 2009 г. — Слушание в Подкомитете по информационной политике, переписи и национальным архивам Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Национальные архивы: консультативные комитеты и их эффективность»
  • 5 ноября 2009 г. — Слушание в Подкомитете по информационной политике, переписи и национальным архивам Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Возможность национальных архивов защищать электронные документы страны»
  • , 16 декабря 2009 г. — Слушание в Подкомитете по информационной политике, переписи и национальным архивам Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Исторический музей или Агентство доступа к записям? Определение и выполнение миссии Национального управления архивов и документации»
  • 18 марта 2010 г. — Слушание в Подкомитете по информационной политике, переписи и национальным архивам Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Применение Закона о свободе информации: текущие тенденции»
  • , 23 марта 2010 г. — Слушание в Подкомитете по федеральному финансовому управлению, правительственной информации, федеральным службам и международной безопасности Комитета Сената по внутренней безопасности и делам правительства: веб-трансляция «Снятие пелены секретности: повышение прозрачности и подотчетности правительства» | Стенограмма
  • 9 июня 2010 г. — Слушание в Подкомитете по информационной политике, переписи и национальным архивам Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Укрепление Национальной комиссии по историческим публикациям и документам»
  • 17 июня 2010 г. — Слушание в Подкомитете по информационной политике, переписи и национальным архивам Комитета Палаты представителей по надзору и правительственной реформе: «Федеральное управление электронными документами: отчет о состоянии»
  • , 22 июля 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *