Радоница 2018 года какого: какого числа, что это за праздник

Разное

какого числа у православных, календарь

В культуре, которая глубоко чтит память свои предков, просто не могло не быть торжества поминовения душ усопших родственников. Другое название – «Родительский день», «Тризны», «Навиев день». Как правило, в этот день принято посещать кладбища, прибирать у могилы и поминать умерших близких.

Реклама

В отличие от обычного обряда поминания, который можно проводить в любой день в зависимости от случая и во время которого родственники и друзья горюют о покойном, на Радоницу необходимо радоваться тому, что покинувший этот мир, пребывает в Царстве Небесном и избавлен от мирских горестей и суеты.

Ко всему прочему, Радоница относится к тем праздникам, которые имеют относительно фиксированную дату – отмечается он на девятый день после праздника Светлой Пасхи по православной традиции. Так, Радоница в 2018 году будет отмечаться 17 апреля.

Главная причина, по которой праздник Радоницы тесно связан с пасхальным торжеством, заключается в том, что в этот день верующие должны разделять со своими усопшими великую радость воскресения Спасителя

Такой вот своеобразный мост между «явью» – миром живых и «навью» – миром, в котором живут мертвые. Кстати, именно поэтому другое, более древнее название праздника «Навиев день» («День мертвеца») и оно напрямую указывает на языческие истоки православного торжества. Таким образом, перед нами в очередной раз предстает удивительный синкретизм язычества, или, фактического многобожия, и веры в единого Бога, приверженность к которой не до конца не искоренила старые порядки.

содержание

  • История праздника
  • Как празднуют Радоницу
  • Приметы на Радоницу
  • Видео

История праздника

Изначально, еще до принятия христианства на Руси, у восточных славян Радоницой называли ежегодный весенний праздник, который тесно был связан с культом предков. Радоницами называли родовых божеств, или, проще говоря, предков, которые исходя из своей внутренней силы, после смерти, становились защитниками живых потомков.

Именно им было принято приносить на кладбище сладости и вино, но позже этот обычай трансформировался и теперь считается, что покойный может вкушать те продукты, которые не только принесли на могилу, но и вкусили в процессе поминания.

С принятием христианства обычай несколько изменился. Если в языческие времена считалось, что мертвецы находятся в мире «нави» и тревожить их ни в коем случае нельзя, а если можно, то только в определенные и разрешенные дни, то православная религия смотрит на это иначе.

Церковь исповедует, что смерти больше не существует – Иисус Христос победил ее чудом своего воскрешения и тем самым подарил каждому верующему «жизнь после смерти». А раз так, то все «умершие» в этом мире попадают в Царствие Небесное и продолжают жить там, без боли и страданий, в мире, который больше подходит для жизни, чем тот, в котором мы все находимся.

По этой причине усопшие не перестают быть частью церкви, а значит, также должны следовать религиозным обычаям – в данном случае, праздновать торжество Воскресения Спасителя. Традиция поминать родственников на девятый день после Пасхи, в так называемый вторник «Фоминой седмицы», связана с тем, что после «Фомина воскресенья» церковь возобновляет молитвы за помин души, пение которые приостанавливается с самого «Великого четверга».

В 20 веке большая часть традиций связанных с этим праздником канула в лету, так как из-за запрета религии и пропаганды атеизма, люди не могли ходить в церковь и молиться: за это вполне можно было получить путевку в места не столь отдаленные по 58 статье уголовного кодекса РСФСР – «контрреволюционная деятельность».

Но даже в этих условиях люди не отказались от обычая поминания близких и делали это так, как позволяли условия: накрывали небольшой стол и пили водку «за помин». Времена власти советов давно прошли, а традиция употреблять алкоголь закрепилась настолько, что никого уже даже не смущает факт неодобрения церковью употребления алкоголя во время поминок.

Как празднуют Радоницу

В царские времена Радоница была официальным выходным днем, в который люди могли пойти навестись могилы близких и исполнить все необходимые обычаи. С приходом к власти большевиков, выходной день был упразднен, из-за чего верующие посещали кладбище непосредственно в Пасху, что на самом деле делать категорически запрещено еще целых девять дней после Светлого праздника.

В настоящее время Радоница также не является выходным днем, однако традиция посещать покойных именно во вторник, возвращается. Власти делают все возможное для того, чтобы люди после работы могли с комфортом добраться до кладбищ – в больших городах организовывают автобусы, на которых можно доехать до кладбища и перемещаться по его территории.

Некоторые организации даже вводят сокращенный день, чтобы помочь своим сотрудникам исполнить свой долг. Традиционно в этот день принято посетить церковь, помолиться за усопших и поставить свечу каждому покойному предку, имя которого вам известно.

После этого необходимо отправиться на кладбище, желательно до полудня, чтобы возложить на могилы скромные угощения – блины, конфеты, хлеб, любимые фрукты и даже мясные изделия. Категорически запрещено «наливать» покойнику и забирать остатки угощений – если, к примеру, осталось 2 блина и бутылка минеральной воды, то все это нельзя выносить за пределы кладбища, так как считается, что они больше не принадлежат миру яви.

По возвращению домой можно накрыть небольшой стол и добрым словом вспоминать своих покойников. К слову, в зависимости от региона, Радоница может праздноваться в другие дни. Например, в России Родительский день приходится на вторник, намного реже на понедельник. В Польше и Молдавии отмечают в воскресенье или понедельник Фоминой седмицы.

На восточной территории Украины праздник отмечается в воскресенье и называется «Красная горка», а в центральной части страны – в понедельник Фоминой седмицы и именуется «Проводы». В Белоруссии Радоница является государственным праздником и официальным выходным днем – выпадает на второй вторник после православной Пасхи.

Приметы на Радоницу

  • Те, кто не будут отмечать Радоницу и никак не почтят память предков – потеряют защиту рода и навлекут на себя огромное количество бед.
  • «На Радоницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером пляшут». Запрещалось заниматься какими-либо видами работ, особенно в поле, так как полевыми работами можно было навлечь на себя гнев предков. Весь день нужно было посвящать помину усопших – сначала в церкви, потом на погосте и потом дома.
  • Если погода на Радоницу была дождливая и безветренная – то год обещал быть удачным на дела и богатым на урожай. Народ верил, что если постоять под таким дождем – можно избавиться от хворей и недугов. Если, наоборот, во время дождя поднялся сильный ветер, то рассчитывать на счастливый год не стоит. Если вечером начинался дождь с громом, это сулило теплое лето.
  • Считалось, что кувырок на первый гром дарует здоровье и силу.

Видео

Реклама

Статья написана для сайта https://mana.su


какого числа, дата у православных

Празднование православной Пасхи не завершается одним днём, а продолжается вплоть до наступления Радоницы. Таким образом, узнать, какого числа будет Радоница в 2018 году, поможет знание даты Пасхи в этот же период.

Содержание

  1. Дата Радоницы в 2018 году у православных
  2. История праздника
  3. Традиции празднования Радоницы
  4. Как отмечают Радоницу в России

Дата Радоницы в 2018 году у православных

Считая от Светлой Христовой Пасхи, данный праздник отмечается православными верующими на девятый день, то есть, в 2018 г. Радоница выпадает на вторник 17 апреля. В эту дату, Радоницу будут отмечать в России, в восточной части Белоруссии и на северо-востоке Украины. В свою очередь, на большей части территории Украины, а так же в некоторых регионах Белоруссии — Радоница традиционно будет отмечаться в воскресенье (в 2018 г. — 15 апреля) или же понедельник (16 апреля). 

Также стоит знать о том, что в некоторых странах православного мира Родительский день (а именно так принято называть данное событие в народе) иногда приходится на понедельник или среду, если происходит пересечение с другими церковными событиями.

История праздника

Этот праздник дошел до наших дней с древних языческих времен как день поминания усопших. Однако, в него традиционно вкладывалось столько любви и веры, что Радоница перекочевала и в православие, став одним из наиболее известных и значимых событий христианского мира.

Радоница или Радуница именуется так, ведь этот день олицетворяет собой радость, хоть и посвящен весьма грустному событию в жизни каждого человека. По христианскому вероисповеданию смерть – не конец, а лишь переход в новое состояние, духовное и не обремененное телесными переживаниями. Оттого наши предки на Радоницу славили умерших и радовались, что тем открылся новый мир, более чистый и прекрасный, чем знакомый нам – земной.

Традиции празднования Радоницы

В славянской традиции на Радоницу было принято веселиться, ведь в этот день, как полагали наши предки, можно вновь пообщаться со своими умершими родственниками, угостить их традиционными поминальными блюдами и заодно попросить о хорошем урожае в наступающем сезоне – кому, как не тем, кто находится под землей, лучше всего известно, будет ли наступивший год богат на урожай или нет… 

В более ранние времена люди начинали готовиться к походу на кладбище с первыми петухами. Хозяйка готовила кутью, блины (древнее поминальное блюдо), которые раньше больше напоминали тонкие сухие лепёшки, и красила яйца. Цвета для яиц выбирались, олицетворяющие томление и тоску по покойному — зеленый или желтый. С утра вся семья собиралась и шла на кладбище, где поминала усопшего этими скромными кушаньями. Часть продуктов следовало зарыть в землю, чтобы и покойный откушал приготовленных блюд. Теперь эта традиция несколько видоизменилась.

Как отмечают Радоницу в России

В настоящее время, в этот день, принято носить на кладбище бутерброды, конфеты и другую разную еду, а в некоторых регионах и спиртные напитки. К сожалению, последняя составляющая стала использоваться при поминании покойного почти поголовно, хотя церковь всячески порицает подобный опыт. Часть принесённой пищи теперь не зарывается в землю, а оставляется у памятника или креста, чтобы каждый прохожий, желающий поесть, мог помянуть этим похороненного человека.

Также узнайте, какой ближайший церковный праздник или пост ожидается по православному календарю на 2018 г.

Русская Православная Церковь Заграницей

 

29 апреля 2014 года, девятый день Пасхи, выдался солнечным и теплым для осеннего дня. Известный также как Фоминый вторник, этот день отмечается как древний православный праздник Радоница, поминовение усопших. Панихиды совершаются впервые после Пасхи в храмах и на кладбищах. На кладбищах служат всеобщую панихиду и литию (короткая особая часть панихиды).

На православных кладбищах Радоница считается «Пасхой усопших», спокойным, неторопливым и особенным днем, без печали, только радость, торжество «победы над умершими и над всякою скорбью и скорбью».

С раннего утра люди прибывают на русскую часть крупнейшего в Австралии кладбища в Руквуде, чтобы навестить могилы своих близких, возложить на них живые цветы, приготовить пасхальные яства для поминовения усопших, крашеные яйца, куличи� Они зажгите лампады с долгогорящими столбовыми свечами и пригласите священника совершить литию на могиле.

Многие знают, что Русская Церковь не рекомендует убирать могилу ни в первый день Пасхи, ни даже на Радоницу. Они уже должны быть в полном порядке, надгробия очищены. Администрация кладбища также расчищает дорожки и косит траву.

Кладбище Руквуд имеет два участка для русских православных захоронений, известных россиянам как «старое» и «новое» кладбища.

Новое русское кладбище

Толпы народа требуют священников: «Батюшка, пожалуйста, сюда, здесь похоронены наши близкие». Этот автор увидел иеромонаха Дорофея (Урусова) из Кентинского монастыря и задал ему вопрос:

«Отец Дорофей, что означает сегодняшний праздник?»

– Помните, как недавно, в Великую Субботу, мы вспоминали о сошествии Христа во ад и освобождении Им там душ праведников? Мы слышали, как Христос проповедовал Свою Пасху мертвым.

Это произошло немного раньше Воскресения на Земле. Теперь к нам пришла Пасха, и мы разделяем это событие с усопшими. Мы посещаем их, как будто они еще живы, и восклицаем: «Христос Воскресе!» И верим, что они слышат нас и отвечают: «Воистину Воскрес!»

На новом кладбище три православных участка. В самом большом из них находится мемориальная часовня, построенная в 1991 году и напоминающая по стилю харбинский Свято-Николаевский собор, разрушенный во время культурной революции в Китае.

Начиная с 1976 года здесь нашли свое последнее пристанище две тысячи единоверцев-православных, многие из которых, так же как и те, кто был похоронен на старом кладбище, вписали свои имена для потомков в историю русского присутствия в Австралии.

Традиционно первая всеобщая панихида проходит в 11:45 в мемориальной часовне на новом кладбище, которое находится в районе, известном как «Независимое». Все уже знали, что Высокопреосвященнейший Митрополит Иларион (Капрал), посещая Сидней в настоящее время собирался совершить службу с местными священнослужителями.


Минут за десять до панихиды я спросил отца Александра Фильчакова, настоятеля Покровского храма Московского Патриархата в Блэктауне:

– Отец Александр, что происходит на кладбище в этот особенный день?

�Сегодня мы отмечаем праздник Радоницы. В этот день мы вспоминаем наших усопших близких впервые после Пасхи Христовой. По правилу, по церковному обычаю, мы посещаем свои кладбища и восклицаем «Христос Воскресе» нашим усопшим друзьям и родственникам. Целуем их мысленно трижды, так же, как и живых, потому что, по Священному Писанию, нет у Бога мертвых. Так же, как мы возносим наши молитвы за живых, мы возносим особые молитвы за умерших. Радость наша о Воскресении Христовом изливается не только на живых, но и на наших возлюбленных усопших, перешедших в мир иной, где нет ни скорби, ни воздыхания, но жизнь вечная».

Старорусское кладбище

Всеобщую панихиду традиционно совершают сначала на новом кладбище, потом на старом.
На старом кладбище, на его первоначальном месте, находятся могилы русских, датированные 1955 годом. На всех кладбищах похоронено около семи тысяч русских. Здесь лежат многие священнослужители, общественные деятели, артисты, солдаты. Есть много тех, кто был забыт, чьи могилы пришли в упадок. В 1978 года ныне не существующее Общество попечения о русских кладбищах построило в Австралии первую русскую мемориальную часовню. Как и часовня на новом кладбище, она построена по проекту Михаила Андреевича Бакича, умершего в 2002 году и похоронен рядом с ней.

Здесь, недалеко от часовни, перед началом второй всеобщей панихиды мне удалось побеседовать с игуменом Христофором (Вахабовым). Он приехал в Австралию в январе 2013 года. Второй раз служит на Руквудском кладбище:

– Священнослужителей приглашают на могилы родных и близких для совершения литии, служат всеобщие панихиды, но и здесь много заброшенных и забытых могил. Распространяется ли эта торжественная молитва и на усопших в этих могилах, куда не приходят священнослужители, чтобы разделить с ними пасхальную радость?

«Я ходил между этими могилами, где начертаны русские имена, фамилии наших православных людей, нашедших здесь покой. Надписи рассказывают об истории этих семей, их судьбах, живших в сложный период ХХ века. Вы чувствуете культурную, молитвенную связь с ними. Когда священник проходит мимо могилы, он в глубине сердца перекрестится и заметит: «Помяни их, Господи». Особенно сердце наполняется заботой и состраданием, когда видишь заброшенную могилу. К таким могилам особенно тянется. Сегодня диакон Иван из Кабраматты очистил от листьев несколько таких могил, избавился от старых цветов, поправил кривый крест. Ко многим из них подходили священники и молились. Такая молитва идет от сердца. Смысл всеобщей панихиды в том, что мы взываем к Богу и просим: «Господи, помяни всех усопших, всех здесь погребенных».

Так мы верим, что это молитвенное благословение покрывает всех лежащих здесь».

После второй всеобщей панихиды владыка Иларион обратился к молящимся:

– Великий праздник Святой Пасхи есть торжество жизни над смертью. Мы верим, что наши покойные родственники, предки на самом деле не умерли, а перешли в другое место, другое измерение. И мы молим, чтобы Господь простил им все их грехи и взял их в Своё Небесное Царство. И мы выражаем свою любовь, наше уважение тем, что посещаем эти могилы, ухаживаем за ними, особенно молимся перед ними об их упокоении, и вспоминаем их в своих мыслях. Давайте всегда делать это. Это особенно важно с учетом новых законов о кладбище в штате и законодательства, регулирующего периоды захоронения. Будем бдительны, чтобы наши усопшие родные и близкие лежали нетронутыми, чтобы наше кладбище и могилы остались нетронутыми, как сейчас. Да поможет нам всем Бог; Христос Воскресе!»

(Владыка Иларион имел в виду еще не вступивший в силу новый закон, регулирующий все кладбища и крематории в государстве, который допускает многократное использование места захоронения при определенных обстоятельствах и через определенные промежутки времени. )

Во второй половине дня сгустились тучи, которые скрыли от нашего взгляда солнечное затмение.
Когда сгустились сумерки, я снова отправился на Руквудское кладбище. Над несколькими православными могилами уже мерцали свечи. Последний ушедший попрощался, перекрестившись. Тишину нарушал свет фар машин, спешивших уехать до закрытия ворот, и карканье черных ворон над головой, спускавшихся доесть недоеденное. Многие, к сожалению, не знают, что Церковь не рекомендует оставлять еду на могилах умерших, поскольку это был языческий ритуал�

unification.com.au

 

Радоница – Русская читательница

Многие русские православные храмы потрясающе красивы как внутри, так и снаружи, но количество россиян, которые регулярно посещают храмы и стараются соблюдать догматы веры, на самом деле совсем ничтожно. Фотография церкви Св. Димитрия Солунского в Коломяках, Санкт-Петербург, Russian Reader

Истинных православных в Ростовской области не более 1-5 процентов
Головы большинства так называемых верующих забиты мешаниной из христианства, суеверий и язычества
Сергей Деркачов
donnews.ru
11.01.2019

Несмотря на активное строительство храмов в Ростовской области и растущую роль Русской Православной Церкви в общественной жизни, по данным милицейской статистики, число практикующих православных христиан в регионе все еще невелико . Тем более, что подлинному Православию в Ростовской области приходится хуже, чем в России в целом.

Официальной статистики о том, сколько жителей Ростовской области считают себя православными, нет. Однако мы можем сделать приблизительную оценку на основе других статистических данных. Так, пару лет назад митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий сообщил, что в 2014–2015 учебном году 72% учащихся школ Ростова-на-Дону выбрали для изучения «Основы православной культуры». В 2015–2016 гг. соответствующие показатели составляли 74,4%; в 2016–2017 гг. — 80,8%.

Недавно, donnews.ru писал об опросе общественного мнения, проведенном среди жителей Ростова-на-Дону в 2017 году. Православными себя назвали 65,6% опрошенных, атеистами — 29,2%, мусульманами — 2,8%.

Другими словами, подавляющее большинство жителей Ростова считают себя православными христианами. Однако практикующих верующих, то есть людей, посещающих храмы и посещающих богослужения, по крайней мере, во время больших церковных праздников, значительно меньше.

Полицейские подсчеты количества людей, посещающих храм на Рождество и Пасху, по сути, единственный способ оценить реальное количество практикующих православных верующих в регионах и России в целом, поскольку те, кто идентифицирует себя как православных, но не регулярно посещают церковь, обычно считают необходимым ходить в церковь по главным христианским праздникам.

По данным Ростовского областного управления МВД России, в 2019 году Рождественские богослужения посетили около 42 тысяч человек, то есть всего один процент населения области. Аналогичная цифра сообщалась полицией в 2018 году. В 2017 году Рождественские службы в Ростовской области посетили около 50 тысяч человек. Наибольшее количество посетителей, 80 000 человек, было зафиксировано в 2015 году.

2,6 миллиона человек посетили рождественские службы по всей стране. Исходя из нынешних оценок численности населения России, это оставляет нам менее двух процентов от общей численности населения. Однако в Ростовской области, где церковные службы посещает один процент населения, эта разница более заметна. Любопытно, что, по данным опроса ВЦИОМ, православное Рождество праздновали 72% россиян. Ясно, что в подавляющем большинстве случаев это означало просто еще одно большое праздничное застолье.

По словам российского социолога Николая Митрохина, автора книги Русская православная церковь: современное состояние и проблемы , хотя количество церквей увеличилось, количество верующих в России в основном осталось прежним.

«Люди, посещающие рождественские службы в разных регионах, составляют около двух процентов всего населения. Это дает вам представление о масштабах нынешнего влияния Русской Православной Церкви. В последние годы к русским православным отнесли себя 70-75%, а в отдельных случаях и 80% опрошенных. И все же количество людей, способных дотащиться до храма в самый важный после Пасхи праздник, находится в пределах статистической погрешности», — говорит Митрохин.

К Пасхе цифры намного лучше. Согласно полицейской статистике, в среднем на Пасху в церковь ходят от 4 до 4,3 миллиона человек. Данные за 2017 и 2018 годы по Ростовской области МВД не предоставило. В 2014 г. пасхальные службы посетили 135 000 человек; в 2015 году более 260 000 человек; а в 2016 году 326 000 человек. В этом случае, однако, мы должны принять во внимание два важных фактора. Во-первых, разница в погодных условиях: Пасха обычно приходится на воскресенье в конце апреля или начале мая, тогда как православное Рождество зафиксировано в календаре: ночь 6 января и предрассветные часы 7 января. Во-вторых, в случае с Пасхой , полиция учитывает не только людей, которые посещают церковные службы, но и людей, которые заходят в церковь только для того, чтобы освятить свои пасхальные деликатесы.

В целом количество людей, которые ходят в церковь раз в год на Рождество и Пасху, во много раз меньше, чем тех, кто по опросам общественного мнения идентифицирует себя как православных. Стоит также отметить, что значительная часть населения продолжает посещать кладбища на Пасху, считая это чуть ли не обязанностью или православной традицией, хотя Церковью для этой цели назначен другой праздник — Радоница, отмечаемая на второй неделе после Пасхи. .

Это указывает на другую серьезную проблему русского православия: духовную безграмотность населения. В 2012 году Борис Дубин, руководитель отдела социально-политических исследований Левада-центра, заявил, что, согласно их опросам, только сорок процентов православных верующих в России верят в существование Бога. Тридцать процентов верующих, наоборот, были уверены, что Бога нет. Только двадцать пять процентов россиян соблюдают Великий пост, согласно ежегодным опросам Левада-центра. Однако в последние годы некоторые люди рассматривают Великий пост как диету, не имеющую идеологического и религиозного подтекста. Люди также часто приравнивают отказ от одного или двух продуктов к соблюдению поста.

Умы большинства православных россиян наполнены мешаниной из христианства, суеверий и язычества. Даже митрополит Меркурий недавно сказал, что русские — «полные духовные неграмотные и лишенные религиозного образования».

«Наш народ понятия не имеет о Священном Писании, священной истории и деяниях русских святых. Они не связывают эти вещи вместе в единое целое», — сказал он.

Известный российский священник и писатель Андрей Лоргус год назад прокомментировал эти обстоятельства на своей странице в Facebook.

«Каждый год на Пасху и Рождество я просматриваю ведомости МВД. Конечно, они не совпадают с нашими собственными оценками, основанными на записях прихожан. Можно сказать, что праздничный пул [ sic ] православных в России составляет менее 3,5%. Были у нас даже некрещеные люди на праздничном всенощном бдении. Итак, Церкви в России численно не более трех процентов. Нас три процента! Нас мало? Учитывая нашу трагическую историю, трудно сказать. Но когда началась перестройка, и Церковь была восстановлена ​​в своих правах, мы ожидали большего. Как человек, который был неофитом в 1980-е, я разочарован. Вернее, я был разочарован, но больше не разочарован. Действительно, не могло быть больше, несмотря на огромные усилия и принесенные жертвы».

Наконец, сам патриарх Кирилл признает малочисленность истинных православных христиан в России. Во время проповеди, произнесенной 24 ноября 2018 года в храме Христа Спасителя в Калининграде, он обратил внимание паствы на разницу между статистикой и реальностью.

«Хотя по статистике большинство россиян сейчас говорят о своей принадлежности к православной вере, но статистическая принадлежность и реальное строгое соблюдение — разные вещи. Мы должны работать над тем, чтобы наши люди были православными христианами, чтобы люди чувствовали умом и сердцем, как важно быть с Богом, чтобы они чувствовали силу молитвы, чтобы они чувствовали, как молитва замыкает цепь, через которую осуществляется связь между ними и Богом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *