Меры поддержки бизнеса | ФНС России
Содержание страницы
- Освобождение от налогов и взносов за II квартал 2020 года
- Меры поддержки для организаций и индивидуальных предпринимателей
- Дополнительные меры поддержки для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях по перечню Правительства
- Дополнительные основания отсрочки (рассрочки)
ФНС России реализовала меры по поддержке бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях, включая малое и среднее предпринимательство. Соответствующее постановление от 02.04.2020 № 409 подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Освобождение от налогов и взносов за II квартал 2020 года
В чем суть меры
Речь идёт об освобождении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года.
Обратите внимание, что налогоплательщики не освобождены от представления налоговых деклараций с исчисленными суммами налогов.
Кому положена мера
Перейти Проверить возможность получения меры поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам и страховым взносам поможет специальный сервис
Согласно Федеральному закону № 172 от 08.06.2020 освобождены от уплаты налогов следующие категории налогоплательщиков:
- индивидуальные предприниматели, занятые в наиболее пострадавших отраслях
- юр.лица, которые включены на основании налоговой отчетности за 2018 год в реестр МСП, занятые в наиболее пострадавших отраслях экономики
- юр.лица, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ, субсидий и грантов в рамках специальных программ. Их реализуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, исполнители общественно полезных услуг, поставщики социальных услуг
- централизованные религиозные организации, учрежденные ими социально ориентированные некоммерческие организации, а также религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций
- некоммерческие юрлица, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции
От каких платежей за II квартал освободят
Для освобождения от уплаты налогов налогоплательщику делать ничего не нужно. Налоговый орган самостоятельно обнулит все исчисленные в представленных декларациях суммы, и в вашем состоянии расчетов с бюджетом данные отражаться не будут.
Если льгота на вас распространяется, не забудьте про НДС, налог на игорный бизнес и НДФЛ за сотрудников: эти налоги нужно уплатить в общем порядке.
Налоги на доходы
Налог | Период списания |
Налог на прибыль организаций |
|
ЕСХН | Авансовый платёж за отчетное полугодие 2020 года* *Авансовый платеж засчитывается в счет уплаты ЕСХН по итогам 2020 года |
Налог, уплачиваемый при УСН | Авансовый платёж за полугодие 2020 года, уменьшенный на сумму авансового платежа за первый квартал |
ЕНВД | Налог за второй квартал 2020 года |
НДФЛ за себя для ИП, нотариусов, адвокатов и других специалистов частной практики | Авансовый платёж за первое полугодие 2020 года, уменьшенный на сумму платежа за I квартал |
ПСН | Из срока, на который приобретён патент, исключаются все календарные дни, выпавшие на апрель, май и июнь 2020 года* *если приобретенный патент включал месяцы, приходящиеся на этот период, то будет произведен пересчет и налоговый орган уведомит об этом налогоплательщика |
Для всех налогов, кроме ЕНВД и патента, действует общее правило: авансовые платежи засчитываются при дальнейшем расчёте суммы платежа и уплаты налога. Например, при расчёте авансового платежа по УСН за 9 месяцев сумму авансового платежа за полугодие нужно считать уплаченной и уменьшить на неё платёж за 9 месяцев.
ПерейтиОзнакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы по теме
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Дополнительные меры поддержки для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях
Есть отрасли, которые в период распространения коронавирусной инфекции больше всего пострадали от ограничений и снижения деловой активности. Проверьте, входит ли ваш бизнес в список пострадавших отраслей.
Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в пострадавшей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.
Для бизнеса в этих отраслях предусмотрены дополнительные меры поддержки.
Дополнительные основания отсрочки (рассрочки) для наиболее пострадавших отраслей
Отсрочка или рассрочка по уплате налога — это изменение срока уплаты налога по заявлению налогоплательщика.
Если есть основания для отсрочки или рассрочки, нужно подать заявление и обязательство соблюдения условий отсрочки в налоговый орган по месту нахождения или учета.
Перейти Проверить возможность получения отсрочки или рассрочки по заявлению в соответствии с Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409 поможет сервис
Рекомендованная форма предлагается для удобства пользователей и направлена на упрощение взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Заявление/обязательство может быть подано также в произвольной форме, в которой будут содержаться необходимые для рассмотрения сведения.
По каким платежам и для каких отраслей
Отсрочку или рассрочку можно получить по платежам, сроки уплаты которых наступили в 2020 году
Кому положено | По каким платежам |
Организациям и ИП, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших сферах, определенных в Постановлении №570 и подпункте «д» пункта 3 Постановления № 792 |
|
Организациям и ИП, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших сферах, определенных в Постановлении № 479, Постановлении № 540, Постановлении № 657, Постановлении № 745 и Постановлении № 927 |
|
Стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям, пострадавшим, но не относящимся к сферам деятельности, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ |
|
Организациям и ИП, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 03. 04.2020 № 439 |
|
Организациям и ИП, получающим доход преимущественно от деятельности в сфере туризма и гостиничного бизнеса. При этом должны соблюдаться следующие условия:
|
|
Какие условия?
Должно выполняться хотя бы одно из двух условий:
- Снижение доходов, доходов от реализации или доходов от операций по нулевой ставке НДС более чем на 10%.
- Есть убыток за отчетные периоды 2020 года, хотя за 2019 год убытка не было.
Нужно ли обеспечение для отсрочки или рассрочки?
На период до 6 месяцев включительно — не нужно.
Для отсрочки или рассрочки более 6 месяцев возможен любой из вариантов:
- залог — недвижимость, кадастровая стоимость которой больше суммы налоговой задолженности;
- поручительство;
- банковская гарантия по требованиям статей 74, 74.1 и пункта 2.1 статьи 176.1 НК РФ.
Сроки, на которые предоставляется отсрочка
Обстоятельства | Срок |
Доход снизился более чем на 50%, или есть убыток при одновременном снижении дохода более чем на 30% | 1 год |
Доход снизился более чем на 30%, или есть убыток при одновременном снижении дохода более чем на 20% | 9 месяцев |
Доход снизился более чем на 20%, или есть убыток при одновременном снижении дохода более чем на 10% | 6 месяцев |
Другие случаи | 3 месяца |
Срок, на который предоставляется рассрочка
Кому положено | По каким платежам |
Доход снизился более чем на 50%, или есть убыток при одновременном снижении дохода более чем на 30% | до 3 лет |
Особые сроки отсрочки или рассрочки
Для некоторых налогоплательщиков есть особые сроки отсрочки и рассрочки. Это касается крупнейших налогоплательщиков, стратегических, системообразующих, градообразующих организаций, а также реализующих социально-значимые товары или услуги.
Отсрочка по особым условиям
Обстоятельства | Срок отсрочки |
Доход снизился более чем на 30% | 1 год |
Доход снизился более чем на 20% | 9 месяцев |
Доход снизился более чем на 10% | 6 месяцев |
Другие случаи | 3 месяца |
Рассрочка по особым условиям
Обстоятельства | Срок рассрочки |
Доход снизился более чем на 50% | до 5 лет |
Доход снизился более чем на 30% | до 3 лет |
Как производится расчет снижения доходов?
Снижение доходов определяется по данным налоговой декларации за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке. Эти данные сравниваются с показателями за аналогичный период 2019 г.
Исключение сделано для второго квартала 2020 года — если прогнозируется снижение доходов в этом квартале, а в первом квартале снижения не было, заявления могут быть поданы заранее, не дожидаясь окончания второго квартала. Это приостановит взыскание сумм, заявленных к отсрочке или рассрочке до момента, когда будет возможным рассмотрение заявления.
Убыток определяется по данным налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке.
Пример | Расчет показателей |
Если организация применяет общую систему налогообложения | Снижение доходов определяется налоговым органом по данным налоговой декларации по налогу на прибыль; Снижение доходов от реализации определяется налоговым органом по данным декларации по НДС. |
Если организация или ИП применяет УСН | Вместе с заявлением об отсрочке или рассрочке документы, подтверждающие снижение доходов, подавать не нужно, достаточно указать на снижение доходов в самом заявлении. Проверка таких показателей будет производиться налоговым органом по данным декларации по УСН по итогам 2020 года. |
Если организация или ИП зарегистрированы с 2019 года | Снижение доходов (доходов от реализации) будет определено налоговым органом на основании данных налоговых деклараций за два квартала, предшествующих кварталу подачи заявления |
Кто и в какие сроки рассмотрит заявление
Заявление об отсрочке или рассрочке рассмотрит налоговый орган по месту нахождения, а для крупнейших налогоплательщиков — инспекция по крупнейшим налогоплательщикам, в которой он стоит на учете.
Подача заявления | Срок |
Если заявление на отсрочку или рассрочку подано во втором квартале и все необходимые документы и сведения сданы | Срок рассмотрения налоговым органом составит не более 30 рабочих дней с момента подачи заявления |
Если декларации (расчеты) с платежами, срок уплаты которых нужно перенести, не сданы | Заявление начнет рассматриваться налоговым органом после их сдачи |
Если декларации по налогу на прибыль или НДС, по данным которых можно будет определить снижение дохода или появление убытков, не сданы | Заявление начнет рассматриваться налоговым органом после их сдачи Исключение: когда снижение дохода при применении УСН указано в самом заявлении |
ПерейтиОзнакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы по теме
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях кризиса
№3-4(10-11), 2009
Научная жизнь
Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?
Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса — самофинансирование.
Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).
Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.
Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре — намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.
Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.
Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.
6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В. В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.
Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?
- Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
- По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.
- Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.
- В 2008 году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства.
- Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации
- Введение четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений для поддержки наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности.
- Внесены в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.
- Распространение на малые предприятия, образованные в результате разделения предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий.
- Предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации.
- Введение преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Из-за этого возникает необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Соединённые Штаты Америки
Содействие развитию малого и среднего бизнеса в США входит в компетенцию специально созданной Конгрессом США в 1953 г государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ). На нее возложена обязанность оказывать малым предприятиям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении государственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.
В соответствии с федеральными программами поддержки малого и среднего бизнеса предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.
Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.
Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса, как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.
В качестве других мер предложено следующее:
- Выделение кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса в размере 430 млн. долларов для прямого кредитования и гарантирования кредитов, чтобы сделать кредиты более привлекательными для кредиторов. Число кредитов, гарантированных по программе SBA2, сократилось на 57% в I квартале этого года по сравнению с прошлым.
- Объем кредитов, выданных американскими банками, получавшими помощь из программы TARP, вырос в сентябре на 2%. Американский инвестбанк Goldman Sachs обязался выделить $500 млн. в течение 5 лет, чтобы помочь восстановлению 10 тыс. предприятий малого бизнеса в США.
- Выделено 30 млн. долларов на оказание помощи малому и среднему бизнесу на развитие услуг в сфере промышленных технологий, предоставив ему доступ к технологиям и сделав его конкурентоспособным в глобальном масштабе
- Обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм
- Информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта
- Координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта
Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту.
Тем самым в Соединённых Штатах Америки координируются действия различных государственных органов и общественных организаций по регулированию малого бизнеса; предоставляются льготные кредиты, используются механизмы лизинга, франчайзинга, субподрядов и создаются центры развития малого предпринимательства.
Европейский союз
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
Цели государственной поддержки малого бизнеса в Евросоюзе отличаются от целей, поставленных правительствами ранее рассмотренных государств:
- укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
- устранение административных барьеров;
- унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.
Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса.
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
Какие же меры по улучшению функционирования предприятий малого и среднего бизнеса были приняты правительствами стран Европейского союза в разгар мирового экономического кризиса?
- Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
- Оказание (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;
- Разработка и реализация «Стратегических планов развития», учитывающих, специфические социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, исторические и культурно-этнические особенности территории
- Помощь безработным в организации своего бизнеса
- Создание справедливой конкуренции при минимизации налогов
Также европейские финансовые регуляторы освобождают самые малые предприятия от ряда требований по финансовой отчетности, видимо решив, что им совершенно необязательно подготавливать те же самые годовые отчеты и проходить точно такие же аудиторские проверки, как их более крупные “собратья”. Всё это не означает, что самым малым предприятиям не нужно вести вообще никакой отчетности, говорят регуляторы — им по-прежнему необходимо фиксировать статьи расходов и выручки, а также сдавать формы налоговой отчетности. Но что им не нужно больше делать, так это соответствовать более сложным правилам для крупных транснациональных компаний, осуществляющих свою деятельность сразу в нескольких регионах.
Заключение
Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.
Среди возможных мер поддержки малого бизнеса — льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.
Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.
К сожалению, российское правительство, не смотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, всё ещё не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой.
Но хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.
USTR выпускает специальный отчет 301 за 2018 г. о правах интеллектуальной собственности
Перейти к основному содержанию
- В соответствии с иском по разделу 301 USTR публикует предлагаемый список тарифов на китайские товары.
- США и Таиланд обсудили укрепление взаимодействия в сфере торговли и решение приоритетных вопросов
- США: ответ Китая на американские тарифы на сталь и алюминий необоснован
- USDA и USTR завершают получение доступа к экспорту свинины из США в Аргентину
- USTR объявляет о новых проверках соответствия критериям GSP Индии, Индонезии и Казахстана
- USTR объявляет о подписании Меморандума о взаимопонимании между США и Бахрейном в области торговли продовольствием и сельскохозяйственной продукцией
- USTR выпускает специальный отчет 301 за 2018 год о правах интеллектуальной собственности
- Заявление USTR Роберта Лайтхайзера о дополнительном действии Президента по статье 301
- USTR успешно решает проблемы, поднятые в ходе первых в истории консультаций по вопросам окружающей среды в рамках Соглашения о содействии торговле между США и Перу
27 апреля 2018 г.
Вашингтон, округ Колумбия — Сегодня Управление торгового представителя США (USTR) опубликовало Специальный отчет 301 за 2018 год, в котором указаны торговые партнеры, которые не обеспечивают адекватную или эффективную защиту и соблюдение прав интеллектуальной собственности (ИС) или иным образом отказывают в доступе на рынок. новаторам и авторам из США, которые полагаются на защиту своих прав ИС. В отчете содержится призыв к торговым партнерам США решать проблемы, связанные с ИС, уделяя особое внимание странам, указанным в списках особого внимания и списках приоритетного наблюдения.
«Идеи и творчество американских предпринимателей способствуют экономическому росту и дают работу миллионам трудолюбивых американцев», — сказал торговый представитель США Роберт Лайтхайзер. «Этот отчет посылает четкий сигнал нашим торговым партнерам о том, что защита прав интеллектуальной собственности американцев является главным приоритетом администрации Трампа».
По оценкам правительства США, отрасли с интенсивным использованием ИС прямо или косвенно поддерживают 45,5 миллионов рабочих мест в США, что составляет около 30 процентов всей занятости в Соединенных Штатах. В этом отчете внимание обращается на торговые барьеры, связанные с ИС, и на шаги, которые могут предпринять иностранные страны, чтобы открыть свои рынки для товаров, интенсивно использующих ИС, — шаги, которые помогают защитить рабочие места в США, создают возможности для роста рабочих мест и способствуют свободной и справедливой торговле, выгодной для всех. американцы.
Важные элементы Специального отчета 301 за 2018 год включают следующее:
- USTR определил 36 стран в списке приоритетного наблюдения или в списке особого внимания. Торговые партнеры, включенные в список приоритетного наблюдения, в этом году вызывают наиболее серьезную озабоченность в связи с неадекватной или неэффективной охраной или правоприменением ИС или действиями, которые иным образом ограничивают доступ на рынок для лиц, полагающихся на охрану ИС.
- USTR определил 12 стран — Алжир, Аргентину, Канаду, Чили, Китай, Колумбию, Индию, Индонезию, Кувейт, Россию, Украину и Венесуэлу — в списке приоритетного наблюдения. Вопросы ИС в этих странах станут предметом интенсивного двустороннего взаимодействия в предстоящем году.
- Китай находится в списке приоритетного наблюдения 14-й год подряд. Давние и новые проблемы в области ИС заслуживают повышенного внимания, в том числе практика принудительной передачи технологий в Китае, ряд препятствий для эффективного обеспечения соблюдения прав ИС и широко распространенная деятельность по нарушению прав, включая кражу коммерческой тайны, безудержное онлайн-пиратство и производство контрафактной продукции.
- Индия также остается в списке приоритетного наблюдения в этом году из-за давних проблем в ее системе ИС и отсутствия достаточных измеримых улучшений, особенно в отношении патентов, авторских прав, коммерческой тайны и защиты прав, а также из-за новых проблем, которые негативно повлияли на США. правообладателей за последний год.
- USTR понизил рейтинг Канады из списка особого внимания в список приоритетного наблюдения в этом году за то, что она не смогла добиться прогресса в решении важных проблем защиты прав интеллектуальной собственности. К основным проблемам относятся плохое соблюдение пограничного режима в целом и, в частности, отсутствие таможенных органов для проверки или задержания подозреваемых контрафактных или пиратских товаров, перевозимых через Канаду, опасения по поводу защиты ИС и процедур, связанных с фармацевтическими препаратами, недостаточная защита авторских прав, а также недостаточная прозрачность и надлежащая процедура в отношении охрана географических указаний.
- USTR понизил рейтинг Колумбии из списка особого внимания до списка приоритетного наблюдения за ее давнюю неспособность добиться существенного прогресса в выполнении обязательств по Соглашению о содействии торговле между США и Колумбией, таких как обязательства по внесению поправок в закон об авторском праве. USTR также объявляет внеочередной обзор Колумбии, чтобы оценить его прогресс в решении этих и других проблем.
- USTR также определил 24 торговых партнера в списке наблюдения: Барбадос, Боливия, Бразилия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Греция, Гватемала, Ямайка, Ливан, Мексика, Пакистан, Перу, Румыния, Саудовская Аравия, Швейцария, Таджикистан. , Таиланд, Турция, Туркменистан, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан и Вьетнам. Проблемы ИС в этих странах также заслуживают более активного двустороннего взаимодействия в 2018–2019 гг..
- USTR помещает Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) в список наблюдения. Саудовская Аравия обеспокоена недавним ухудшением охраны ИС в отношении фармацевтической продукции, а также нерешенными проблемами, связанными с обеспечением соблюдения ИС и продолжающимся использованием правительством нелицензионного программного обеспечения. Для ОАЭ размещение в списке особого внимания является ответом на давние опасения по поводу продажи и пересылки контрафактных товаров и создания организаций по сбору платежей, а также недавние изменения политики, которые могут не обеспечивать адекватную и эффективную охрану ИС для фармацевтических продуктов. .
- USTR закрывает внецикловые проверки (OCR) для Кувейта без изменения статуса и Таджикистана с понижением статуса до списка особого внимания. Кувейт еще не привел свой режим авторского права в соответствие со своими международными обязательствами, и ему все еще необходимо внести необходимые улучшения в положения, касающиеся реализации Закона об авторском праве и смежных правах 2016 года. Таджикистан не рассмотрел вопрос об использовании нелицензионного программного обеспечения государственными органами в ходе OCR. USTR объявил, что он инициирует OCR для Колумбии, Кувейта и Малайзии, чтобы способствовать взаимодействию и прогрессу в отношении конкретных возможностей и проблем в области ИС.
- USTR подчеркивает взаимодействие с торговыми партнерами для решения проблем, связанных с охраной и соблюдением прав интеллектуальной собственности, а также барьерами для доступа к рынкам в отношении фармацевтических препаратов и медицинских устройств, чтобы торговые партнеры вносили свой справедливый вклад в исследования и разработку новых методов лечения и лечения. Чтобы ознакомиться с информационным бюллетенем о взаимодействии USTR с вопросами, касающимися фармацевтических препаратов и медицинских устройств, щелкните здесь.
Специальный отчет 301 представляет собой ежегодный обзор глобального состояния защиты и защиты ИС. USTR ежегодно проводит проверку Special 301 в соответствии со статьей 182 Закона о торговле от 19 года.74 с поправками.
Чтобы прочитать специальный отчет 301 за 2018 год, нажмите здесь.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
USTR продолжал поощрять широкое и прозрачное участие общественности в процессе проверки Special 301 в этом году. USTR предложил общественности представить письменные материалы посредством запроса, опубликованного в Федеральном реестре 27 декабря 2017 г. Комитету по торговой политике по вопросам, относящимся к обзору. На слушаниях были представлены показания свидетелей, представляющих иностранные правительства, промышленность и неправительственные организации. USTR предложил период для комментариев после слушания, в течение которого участники слушания могли представить дополнительную информацию в поддержку или в ответ на слушание свидетельских показаний, и разместил на своем общедоступном веб-сайте полную стенограмму и видео слушания Special 301.
Уведомление в Федеральном реестре за декабрь 2017 г. — и период комментариев после слушания — привлекли материалы от 39 неправительственных заинтересованных сторон и 23 правительств торговых партнеров. Материалы, полученные USTR, доступны для общественности в Интернете по адресу www.regulations.gov, регистрационный номер USTR-2017-0024.
###
Только факты: дела об интеллектуальной собственности — патенты, авторские права и товарные знаки
Основное содержание
Опубликовано 13 февраля 2020 г.
Just the Facts – это функция, освещающая проблемы и тенденции в судебной системе на основе данных, собранных Управлением судебных данных и анализа (JDAO) Административного управления судов США. Комментарии, вопросы и предложения можно отправлять в JDAO.
За последние 20 лет общее количество дел об интеллектуальной собственности, поданных в суды США, резко возросло. Однако после резкого роста в начале 2010-х годов число поданных исков о нарушении патентных прав в настоящее время начало падать, количество исков о нарушении авторских прав колебалось, а количество исков о товарных знаках оставалось стабильным. Большинство дел об интеллектуальной собственности сосредоточено в нескольких штатах.
Создатели Конституции США считали, что кодификация прав интеллектуальной собственности (ИС) на федеральном уровне важна для экономической независимости, инноваций и внутреннего роста. Права ИС были закреплены в статье I, раздел 8 Конституции США, в которой провозглашается, что Конгресс имеет право «способствовать прогрессу науки и полезных искусств, предоставляя на ограниченный срок авторам и изобретателям исключительное право на их соответствующие произведения и произведения». открытия». Эта «Пункт ИС» 1 текст был приписан Джеймсу Мэдисону и Джеймсу Пинкни, которые представили предложения, касающиеся прав ИС, на Конституционном съезде 1787 года в Филадельфии. Статья об ИС была одобрена делегатами единогласно без обсуждения. 2 Джордж Вашингтон также был сторонником установления прав ИС на федеральном уровне, что он считал необходимым для достижения экономической независимости страны. 3
Другие не согласились, предупредив, что чрезмерная юридическая защита может привести к монополии идей, препятствующей инновациям в общественной сфере. Томас Джефферсон и Бен Франклин никогда не искали патентов на свои изобретения и считали свои творения подарком обществу. Однако Мэдисон настаивал на усилении защиты изобретателя. Закон о патентах 179 г.0, первый закон об интеллектуальной собственности, принятый федеральным правительством, был компромиссом между двумя позициями. 4 Хотя Джефферсон предостерег от чрезмерных прав ИС, в качестве государственного секретаря он возглавлял наблюдательный совет Патентной комиссии и лично проверял патентные заявки. 5 6 Впоследствии система патентной экспертизы была заменена системой регистрации, которая сократила время ожидания обработки заявок и оставила вопросы действительности патента и принудительного исполнения в судах. 7
Фон
Принятие решений по закону об ИС на федеральном уровне призвано способствовать инновациям и обеспечивать согласованность между штатами. 8 Дела по интеллектуальной собственности включают три типа гражданских дел: патенты, авторские права и товарные знаки.
Патенты — это права, предоставляемые изобретателям новых процессов, машин и/или продуктов, как это закреплено в Законе о патентах 1952 года (раздел 35 §§ 1-390). Количество патентных заявок и наград значительно возросло за всю историю страны. В 1791, всего было выдано 33 патента на полезную модель 9 ; в 2015 г. было выдано 298 407 патентов на изобретения. 10
Законы об авторском праве позволяют художникам и авторам иметь исключительные права на созданное ими произведение, создавать и продавать копии своих произведений, а также публично исполнять, демонстрировать или демонстрировать свои произведения. Законодательная база законов об авторском праве кодифицирована в Законе об авторском праве 1976 г. (раздел 17 §§ 101–1332). 11
Законы о товарных знаках предназначены для защиты любого имени, логотипа или фразы, используемых в торговле, чтобы отличать одного производителя от другого. В отличие от законов о патентах и законах об авторском праве, законы о товарных знаках не санкционированы пунктом об ИС. В 1879 г., Верховный суд США постановил в деле Соединенные Штаты против Стеффенса, 100 U.S. 82 (1879) (дело о товарных знаках) 12 , что пункт Конституции об интеллектуальной собственности не уполномочивает Конгресс регулировать товарные знаки. В ответ на это постановление в 1881 году Конгресс принял Закон о товарных знаках, основанный на статье Конституции о торговле (статья I, раздел 8, пункт 3). Этот закон дал Конгрессу право защищать и регулировать товарные знаки. Законодательная база действующего законодательства о товарных знаках кодифицирована в 1946 Закон Лэнхэма (15 USC §§ 1051–1141n). 13
В патентных делах решение любого окружного суда США может быть обжаловано в Апелляционном суде Федерального округа США (CAFC). По делам о товарных знаках и авторских правах решение любого районного суда может быть обжаловано либо в окружной апелляционный суд, либо в CAFC. 14 Решения региональных апелляционных судов или CAFC могут быть обжалованы в Верховном суде.
Факты и цифры
Подача заявок на интеллектуальную собственность с течением времени
На рис. 1 представлены данные о подаче исков об интеллектуальной собственности по типам с 1996 по 2018 г. Количество исков о товарных знаках оставалось относительно стабильным в течение этого периода. Количество заявок на патенты начало резко расти в 2009 г., а затем начало снижаться в 2016 г. Количество заявок на авторские права увеличивалось с 2002 по 2005 г., с 2011 по 2015 г., затем снижалось в течение двух лет подряд, пока не достигло своего пика в 2018 г. Некоторые колебания в сфере интеллектуальной собственности заявки связаны с законодательными действиями и судебными решениями, имевшими место в течение последнего десятилетия. 15
Заявки на авторские права в 1996-2018 гг.
- В 2003 г. резко возросло количество дел, поданных в связи с нарушением авторских прав, и этот рост продолжался в течение следующих трех лет.
- Количество исков по авторским правам начало быстро падать в 2006 году, а затем продолжало снижаться в течение следующих трех лет.
- В 2012 году число исков о нарушении авторских прав снова начало резко расти. В течение следующих нескольких лет количество заявок варьировалось, достигнув нового максимума в 2018 году.
Патентных заявок в 1996-2018
- В 2010 году количество заявок на патенты начало резко расти. Они удвоились в период с 2009 по 2013 год.
- В 2018 году количество заявок на патенты сократилось третий год подряд, упав до уровня 2010 года.
Заявки на товарные знаки в 1996-2018 гг.
- В 1996 году дела о товарных знаках были наиболее часто подаваемым видом дел в области интеллектуальной собственности.
- Подача исков о товарных знаках оставалась относительно стабильной в период с 1996 по 2018 год.
- В 2018 году споры о товарных знаках были наименее часто подаваемым типом дел в области интеллектуальной собственности.
Заявки на интеллектуальную собственность по типу и состоянию
С 1996 по 2018 год в Калифорнии, Нью-Йорке и Техасе было подано больше всего заявок на интеллектуальную собственность в стране. По типам заявок в Калифорнии было подано больше всего заявок на авторские права и товарные знаки, а в Техасе — больше всего заявок на патенты. См. рис. 2.
Заявки на интеллектуальную собственность по штатам
На карте 1 показаны данные о подаче заявок на интеллектуальную собственность по штатам с 19с 96 по 2018 год. Используйте фильтры для просмотра заявок по типу и году. Этот рисунок предлагает следующие идеи.
Заявки на авторские права в 1996-2018 гг.
За этот период 44 процента всех дел о нарушении авторских прав было подано в Калифорнии, Нью-Йорке и Техасе.
- Калифорния имела наибольшее количество заявок на авторские права:
- 16 817 заявок,
- 22 процента от общенациональной нагрузки.
- Нью-Йорк занял второе место по количеству заявок на авторские права:
- 11 115 заявок,
- 15 процентов от общенациональной нагрузки.
- Техас занял третье место по количеству заявок на авторские права:
- 5 223 заявки,
- 7 процентов от общенациональной нагрузки.
Патентные заявки в 1996-2018 гг.
За этот период 48% патентных дел было подано в Техасе, Калифорнии и Делавэре.
- В Техасе было наибольшее количество патентных заявок:
- 16 164 заявки,
- 20 процентов от общенациональной нагрузки.
- Калифорния заняла второе место по количеству патентных заявок:
- 13 478 заявок,
- 17 процентов общенациональной нагрузки
- Делавэр занял третье место по количеству патентных заявок:
- 8676 заявок,
- 11 процентов от общенациональной нагрузки.
Заявки на товарные знаки в 1996-2018 гг.
В течение этого периода 42 процента всех дел о товарных знаках было подано в Калифорнии, Нью-Йорке и Флориде.
- В Калифорнии было подано наибольшее количество заявок на товарные знаки:
- 16 526 заявок,
- 21 процент от общенациональной нагрузки.
- Нью-Йорк занял второе место по количеству заявок на товарные знаки:
- 9659 заявок,
- 12 процентов от общенациональной нагрузки.
- Флорида заняла третье место по количеству заявок на товарные знаки:
- 6823 заявки,
- 9 процентов от общенациональной нагрузки.
Рисунки и карта
Примечание. Нажмите на вкладки ниже, чтобы просмотреть рисунки и карту.
1 Положение об интеллектуальной собственности также известно как Положение об авторском праве или Положение об авторском праве и патентах.
2 Очоа, Тайлер Т. и Марк Роуз. 2002. Антимонопольные истоки статьи о патентах и авторских правах. Журнал Общества ведомства по патентам и товарным знакам. 84 (12): 909-940.
3 Фонд конституционных прав. Истоки патентного и авторского права. Билль о правах в действии. Том 23, № 4, зима 2008 г., https://www.crf-usa.org/bill-of-rights-in-action/bria-23-4-a-the-origins-of-patent-and- авторское право. Проверено 31 января 2020 г.
4 Синнрайх, арам. 2019. Основное руководство по интеллектуальной собственности. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
5 Вайман, Висконсин, 2003 г. Томас Джефферсон и патентная система. Журнал Общества ведомства по патентам и товарным знакам. 85 (дополнительный выпуск): 33-45.
6 Майерс, Гэри. 2017. Принципы права интеллектуальной собственности. Иган, Миннесота: West Academic Publishing.
7 Шектер, Роджер и Джон Томас. 2003. Интеллектуальная собственность: Закон об авторских правах, патентах и товарных знаках. Иган, Миннесота: West Academic Publishing.
8 Синнрайх, арам. 2019. Основное руководство по интеллектуальной собственности. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
9 Патент на полезную модель, наиболее часто запрашиваемый тип патента, восходит к 1790 году. Патенты на образцы не выдавались до тех пор, пока это не было разрешено законом 1842 года. Закон США о патентах на растения 1930 г. разрешил выдачу патентов на растения.
10 Календарь патентной деятельности США с 1790 года по настоящее время. Получено 31 января 2020 г. с https://www.uspto.gov/web/offices/ac/ido/oeip/taf/h_counts.htm.
11 Миллер, Артур Р. и Майкл Х. Дэвис. 2018. Кратко об интеллектуальной собственности, патентах, товарных знаках и авторском праве. Иган, Миннесота: West Academic Publishing.
12 Дела о товарных знаках представляли собой объединенный набор дел, поданных в Верховный суд в 1879 году. http://cdn.loc.gov/service/ll/usrep/usrep100/usrep100082/usrep100082.pdf. Проверено 31 января 2020 г.
13 Исследовательская служба Конгресса США. Закон об интеллектуальной собственности: краткое введение (19 сентября, 2018), Кевин Дж. Хики. https://fas.org/sgp/crs/misc/IF10986.pdf. Проверено 31 января 2020 г.
14 Патентные апелляции, подаваемые в окружные суды США, включая встречные иски, относятся исключительно к юрисдикции Апелляционного суда США по федеральному округу (CAFC). Все решения окружных судов, касающиеся патентных законов, подлежат рассмотрению CAFC. Однако «разрешительные встречные иски», в которых встречные иски связаны с отдельными утверждениями, отличными от требований истцов, подлежат рассмотрению областным окружным апелляционным судом. Претензии, связанные с вопросами, пересекающимися как с патентным законодательством, так и с законодательством об авторском праве или товарных знаках, рассматриваются CAFC, тогда как дела об авторском праве и товарных знаках, возбужденные в районных судах и не связанные с какими-либо патентными вопросами, рассматриваются региональными окружными апелляционными судами. Источник: Питер Маркштайнер, окружной исполнитель и секретарь суда Апелляционного суда США по федеральному округу.
15 Многие факторы могут влиять на объем и географическое распределение заявок на интеллектуальную собственность. Например, такие законы, как Закон Лихи-Смита об изобретениях в Америке, H.R. 1249, 112th Cong. (2011 г.), которые ограничили число патентных дел с участием нескольких ответчиков, что привело к увеличению количества заявок.