Окончание успенского поста в 2018: Успенский пост – 2018: что можно и нельзя, календарь поста

Разное

ЦДКиО | Календарь Успенского поста 2018

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2018 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2018 году?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас  (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь  Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Успенский пост: питание по дням

Календарь составлен по строгому монастырскому уставу. Миряне обычно постятся менее строго (например, без сухоядение, употребляя рыбу и т.п.). Монастырский же устав дает представление о степени строгости того или иного для поста в церковной традиции. Что же для вас будет постной едой — пустая гречка или рыбная котлета в столовой на работе, лучше всего решать в индивидуальном порядке и советуясь, по возможности, со своим духовником.

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды, при этом чай, кофе, компоты, кисели, отвары заменяются водой и соками. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом.

Расписание Успенского поста, питания по дням:

14 августа, вторник

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

15 августа, среда

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

16 августа, четверг

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

17 августа, пятница

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

18 августа, суббота

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

19 августа, воскресенье, праздник Преображения Господня  

Наряду с горячей пищей разрешается вкушание рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

20 августа, понедельник

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

21 августа, вторник

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

22 августа, среда

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

23 августа, четверг

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

24 августа, пятница

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

25 августа, суббота

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

26 августа, воскресенье

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб.

27 августа, понедельник

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Когда заканчивается Успенский пост в 2018 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2018 году приходится на вторник, поста в этот день нет.

https://foma.ru

Успенский пост — Златоустовская епархия Русской Православной Церкви

Что такое Успенский пост

Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван – Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Этот и еще один праздник — Преображение Господне (19 августа) — создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.

Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой  же строгий, как и Великий.  

Еще одно, народное, название Успенского поста — «Спасовка», так как приходящиеся на конец лета праздники — Происхождение честных древ Животворящего Креста (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа) часто называют «Спасами».

Даты Успенского поста

Даты Успенского поста неизменны. Успенский пост всегда длится ровно две недели, начинается через месяц после Петрова поста, 14 августа, а завершается 27 августа, 28 августа — праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Что можно есть в Успенский пост

В Успенский пост можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мед. Из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз – в праздник Преображения Господня, 19 августа.

Церковный устав предполагает во время Успенского поста такое же строгое, как и в Великий, воздержание, но степень его каждый постящийся должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника. Успенский пост дан верующим для укрепления душевных сил, а не для ослабления сил физических, тем более в самом конце летнего оздоровительного периода.

Подробнее смотрите в 
Календаре питания на Успенский пост.

История Успенского поста

Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста — для каждого времени года свой (Успенский пост приходится на календарное лето, но считается уже осенним). Также была распространена традиция: тем, кто не постился в Великий пост, воздерживаться от Недели всех святых (воскресенье через неделю после Троицы) до Успения. На рубеже Х-ХI веков этот период был сокращен до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), а двухнедельный пост перед Успением (с 1 по 14 августа по старому стилю) был установлен на Константинопольском Соборе 1166 года.

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века — 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

«Медовый Спас»

«Медовый Спас» — народное название первого дня Успенского поста. Он приходится на 14 августа. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий.

Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились в этот тяжелый период Богу и просили у Спасителя помощи.

В Русской Православной Церкви в этот день также вспоминают победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами, которая была одержана им в ХII веке. В благодарность за победу, совершенную помощью Господа и Матери Божьей, в этот день было установлено чествование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

«Медовым» Спас стал потому, что в августе заканчивается сбор меда, и верующие, приходя в праздник в храм, освящали новый урожай.

«Яблочный Спас» — народное название праздника Преображения Господня. Преображение – непереходящий двунадесятый, то есть один из 12 основных после Пасхи церковных праздников. В Русской Православной Церкви он всегда отмечается 19 августа.

Перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками отправился на гору, где в чудесном Его Преображении пока только им троим была явлена Его Божественная природа. Это событие описано в Евангелии, и, вспоминая его, верующие чествуют Господа нашего Иисуса Христа, ставшего человеком и прошедшего муки и смерть ради Спасения всех людей.

«Яблочным» Спас был назван потому, что в конце лета было принято освящать урожай. В разном климате он разный, но самым распространенным и доступным фруктом в России были и остаются яблоки.

«Ореховый Спас»

«Ореховый», «Хлебный», «Третий Спас» — народные названия праздника, который приходится на следующий после Успения день. Иногда праздник также называют «Спас на холсте».

Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

Народные традиции Успенского поста

Народной традицией Успенского поста издавна было освящение нового урожая. Помимо меда, яблок, винограда и других плодов, освящали также хлебные колосья и орехи. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм урожай, без которого было тяжело и даже невозможно пережить зиму. Освящение плодов и меда и сегодня остается традицией Успенского поста. Но важно, чтобы вопросы, обязательно ли есть мед в «Медовый Спас», сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до «Яблочного Спаса», не затмевали смысл поста.

Нужно в период Успенского поста уделить внимание своей душе, своему внутреннему состоянию, а не внешней атрибутике. Баночка меда или корзинка с яблоками, с которыми верующие идут в храм в определенные дни, — это лишь приятное и радостное дополнение к Литургии и совместной молитве.

Как нужно поститься?

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Сотни радостных коптов празднуют окончание поста и праздник Вознесения Девы Марии в Асьюте Верхнего Египта на горе Дурунка (Фото: кадр из коптского телеканала ME Sat)

Похожие

В историческом монастыре Девы Марии в Дурунка на горе Асьют в Верхнем Египте сотни египтян-коптов, православных эфиопов и многих других со всего мира отпраздновали во вторник окончание своего 15-дневного поста перед праздником Пресвятой Богородицы. Успение Богородицы в среду.

Празднование включало в себя оживленные шествия, молитвы и исполнение гимнов молящимися с участием дьяконов и священников.

В течение 15 дней поста коптские церкви по всему миру организуют ежедневные двухчасовые молитвы «Нахда», которые включают приветствие Девы Марии, ее жизни и служения как Богородицы, что в переводе означает «Богородица». коптский язык.

Праздник Успения, который также известен как Успение Богородицы (сон Богородицы), отмечается коптами 16 масарра по коптскому календарю, выпавшего в этом году на 22 августа.

Празднование Успения во вторник совпало с первым днем ​​из четырех дней исламского праздника Курбан-Байрам, который отмечают миллионы мусульман в Египте и во всем мире.

Монастырь Девы Марии в Асьюте, который расположен в городе Дурунка на горе Асьют — 100 метров над уровнем моря и 7 км к западу от города Асьют — является местом проведения крупнейшего ежегодного фестиваля по этому случаю в Египте.

Монастырь, построенный в первом веке нашей эры, считается последней остановкой на историческом пути Святого Семейства в Верхнем Египте.

Сотни людей посещают последний день молитвы на горе Дурунка в церкви Святой Марии в честь Успения Пресвятой Богородицы (Фото: Кадр коптского телеканала ME Sat)

Коптская православная церковь учит, что тело Марии было вознесено Богом на небеса в конце ее жизни.

Для коптов Богородица видится великой и могущественной заступницей на небесах.

Верующие молятся Деве Марии во время праздника Успения, чтобы отдать дань уважения и прославить благословения, которые, по их мнению, она им даровала.

Ближе к концу двухчасовой молитвы Нахда во время 15-дневного поста ежедневно проходит огромное шествие.

Во время процессии дьяконы осматривают монастырь Дурунка, держа в руках цветы и изображения Девы Марии и читая молитвенные гимны, приветствуя Богородицу.

Шествие в процессии Девы Марии у церкви ее имени на горе Асьют-Дурунка в Верхнем Египте (Фото: Кадр коптского телеканала ME Sat)

Христианские конфессии в других частях мира также отмечают праздник.

Римо-католики отмечают Успение Девы Марии 15 августа.

Ключевые слова для поиска:

Короткая ссылка:

 

Успенский пост и восточно-католические церкви: сегодня начинается!

Главная » За католическим прилавком » Успенский пост и восточно-католические церкви: сегодня начинается!

Знаете ли вы, что католики нелатинского обряда, как и православные, постятся две недели перед праздником Успения? Он называется Успенский пост, он похож на Великий пост и начинается сегодня!

              Почему существует пост? Каковы правила?

Восточные церкви (как католические, так и православные) традиционно соблюдают период поста перед Великим праздником Успения Пресвятой Богородицы – один из четырех великих постов, входящих в состав церковного года на Востоке, остальные это Рождественский пост, Великий пост и Апостольский пост. Этот пост также называют «Постом Богородицы» или «Успенским постом».

Для тех, кто придерживается нового календаря (григорианского), этот пост начинается непосредственно перед вечерней праздника Крестного хода (1 августа) вечером 31 июля. Этот пост завершается накануне вечерни на великий праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа) вечером 14 августа. Для тех, кто придерживается старого календаря (юлианского), этот пост начинается 14 августа и заканчивается 28 августа.

Успенский пост короток, но строже всех других постов, кроме Великого поста. Во все дни следует поститься от обычных непостных продуктов, таких как все продукты животного происхождения (мясо, птица, молоко, сыр и т. д.), а также оливковое масло и вино. Кроме того, по традиции также воздерживаются от рыбы во все дни поста, включая выходные, кроме праздника Преображения Господня (6 августа), когда пост можно облегчить употреблением рыбы, вина и оливкового масла. В два выходных дня, которые приходятся на время поста (суббота и воскресенье), пост также немного ослабляется, и можно есть вино и оливковое масло, но нельзя есть рыбу.

Библейское основание для практики поста находится в синоптических Евангелиях, когда фарисеи критиковали апостолов за несоблюдение поста, Иисус сказал им: «Могут ли печалиться гости на свадьбе, пока с ними жених? придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Наш Господь в этом отрывке имел в виду Его взятие на распятие; но в более широком смысле эти слова Господа понимаются в терминах Его Вознесения на небо и Его заповеди проповедовать Евангелие, что может быть совершено только молитвой и постом. В Новом Завете много раз упоминается практика поста.

Согласно восточно-христианскому учению, постясь, мы соблюдаем эту освященную веками апостольскую практику. Мы также можем теснее соединить свою жизнь с Богородицей через Успенский пост. Постясь, мы можем присоединиться и показать нашу признательность за жертвы Богородицы. Богородица пожертвовала многим, чтобы родить в Святой Троице Святого Бога Сына – Господа нашего, Бога и Спасителя, Иисуса Христа, чтобы воскресить Его и быть с Ним во время Его служения, Его распятия и Его воскресения.

А что такое Успение?

Успение Пресвятой Богородицы — великий праздник Восточной Православной, Восточной Православной и Восточной Католической Церквей, который знаменует «засыпание» или смерть Богородицы (Марии, матери Иисуса; дословно переводится как «Богоносица»). Он отмечается 15 августа (28 августа по юлианскому календарю) как праздник Успения Пресвятой Богородицы.
В восточных церквях, как и на языке Священного Писания, смерть часто называют «уснувшей» или «уснувшей». Ярким примером этого является название этого праздника; другой — Успение Анны, матери Марии.

Согласно древней традиции Востока, православные и восточные католики верят, что Мария, прожив свою жизнь после Пятидесятницы в поддержке и служении зарождающейся Церкви, жила в доме апостола Иоанна, когда архангел Гавриил открыл ей, что ее покой наступит через три дня. Говорят, что святые апостолы, рассеянные по всему миру, были чудесным образом перенесены, чтобы быть рядом с ней, когда она умерла. Единственным исключением был апостол Фома, который характерно опоздал. Говорят, что он прибыл через три дня после ее смерти, убитый горем, и попросил показать ее могилу, чтобы попрощаться с ней. Марию уже похоронили. Когда они подошли к могиле, ее тела уже не было, оставив после себя сладкий аромат. Говорят, что явился ангел и подтвердил апостолам, что Христос взял ее тело на небо после ее души.

Успение или Вознесение? Какая разница?

Успение Пресвятой Богородицы празднуется 15 августа (28 августа по юлианскому календарю), в тот же календарный день, что и римско-католический праздник Успения Пресвятой Богородицы. Успение и Успение — разные названия, по существу, одного и того же события — ухода Божией Матери с земли, хотя верования не совсем совпадают.

Восточные церкви учат, что Мария умерла естественной смертью, как и любой человек; что ее душа была принята Христом после смерти; и что ее тело воскресло на третий день после ее упокоения, когда она была взята только телесно на небо.

Ее гробница была найдена пустой на третий день.

Римско-католическое учение утверждает, что Мария была «принята» на небеса в телесной форме. Некоторые католики согласны с восточно-христианским учением о том, что это произошло после смерти Марии, а некоторые считают, что она не переживала смерти. Папа Пий XII в своей апостольской конституции Munificentissimus Deus (1950), которая догматически определила Успение, похоже, оставил открытым вопрос о том, действительно ли Мария претерпела смерть в связи с ее уходом, но намекает на факт ее смерти. не менее пяти раз в документе.

Обе традиции сходятся во мнении, что она была взята на небеса телесно. Восточно-христианские верования относительно засыпания Марии выражены в литургических текстах, используемых для праздника Успения (15 августа), который является одним из Двенадцати великих праздников Восточной Церкви и отмечается всеми благочестивыми восточными христианами. Восточно-католическое соблюдение праздника соответствует соблюдению их православными аналогами, будь то восточно-православные или восточно-православные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *