Назовите три основных принципа рационального питания: Основные принципы рационального питания

Разное

Содержание

12 правил здорового питания

Для обеспечения здорового питания важно придерживаться основных правил, которые позволят составить сбалансированный рацион питания.

Двенадцать правил здорового питания:

1. Следует потреблять разнообразные продукты.

Продукты содержат разнообразные комбинации пищевых продуктов, однако нет ни одного продукта, который бы мог обеспечить потребности организма во всех питательных веществах. Большинство необходимых для организма пищевых веществ содержится в достаточных количествах в продуктах растительного происхождения. В то же время есть продукты, в которых присутствуют одни и практически отсутствуют другие питательные вещества, например, в картофеле содержится витамин С, но нет железа, а в хлебе и бобовых есть железо, но нет витамина С. Поэтому питание должно быть максимально разнообразным, а соблюдение специальных диет (вегетарианство) возможно только после рекомендации врача.

2.

При каждом приеме пищи следует есть любые из перечисленных продуктов: хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис, картофель.

Эти продукты являются важным источником белка, углеводов, клетчатки и минеральных веществ (калий, кальций, магний) и витаминов (С, В6, каротиноидов, фолиевой кислоты).

Хлеб и картофель принадлежат к группе продуктов с наименьшим энергетическим содержанием (в случае, если к ним не добавляется сливочное, растительное масла или другие типы жиров, или соусы, улучшающие вкусовые качества, но богатые энергией). Большинство разновидностей хлеба, особенно, хлеб грубого помола, крупы и картофель содержат различные типы пищевых волокон – клетчатки.

3. Несколько раз в день следует есть разнообразные овощи и фрукты (более 500 грамм в день дополнительно к картофелю). Предпочтение нужно отдавать продуктам местного производства.

Овощи и фрукты являются источниками витаминов, минеральных веществ, крахмалосодержащих углеводов, органических кислот и пищевых волокон.

Потребление овощей должно превышать потребление фруктов приблизительно в соотношении 2:1. Одним из пищевых факторов риска, который, как предполагается, вносит вклад в повышение заболеваемости ишемической болезнью сердца и раком, является дефицит антиоксидантов (каротиноидов, витаминов С и Е). Этот дефицит может быть восполнен овощами и фруктами. Потребление овощей и фруктов, содержащих витамин С, вместе с продуктами, богатыми железом, такими как бобовые, злаковые, будет улучшать абсорбцию железа. Источниками железа являются листовая зелень семейства капустных – брокколи, шпинат. В овощах и фруктах содержатся также витамины группы В и минералы: магний, калий и кальций, которые могут снизить риск повышенного артериального давления.

Ряд полезных для здоровья свойств овощей и фруктов могут быть связаны с такими компонентами, как фитохимические вещества, органические кислоты, индолы и флавоноиды.

Наличие свежих овощей и фруктов изменяется в зависимости от времени года и региона, но замороженные, сухие и специально обработанные овощи и фрукты доступны в течение всего года.

Предпочтение рекомендуется отдавать сезонным продуктам, выращенным на местах.

4. Следует ежедневно потреблять молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли (кефир, кислое молоко, сыр, йогурт).

Молоко и молочные продукты обеспечивают организм многими питательными веществами, они богаты белком и кальцием. Отдавая предпочтение продуктам с низким содержанием жира, можно обеспечить организм в полной мере кальцием и поддерживать низкое потребление жира. Рекомендуются снятое (или обезжиренное) молоко, йогурты, сыры и творог с низким содержанием жира.

5. Рекомендуется заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца или тощие сорта мяса.

Бобовые, орехи, а также мясо, птица, рыба и яйца – важные источники белка. Следует отдавать предпочтение тощим сортам мяса, удалять видимый жир до приготовления пищи. Количество таких мясных продуктов, как колбасы, сосиски должно быть ограниченно в потреблении. Порции мяса, рыбы или птицы должны быть небольшими. Избыточное потребление красного мяса может отрицательно сказаться на здоровье человека.

6. Следует ограничить потребление «видимого жира» в кашах и на бутербродах, выбирать мясомолочные продукты с низким содержанием жира.

Риск развития заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца, инсульт, рак и сахарный диабет инсулинозависимого типа связан с потреблением большого количества насыщенного жира (НЖ) и трансизомеров жирных кислот, входящих преимущественно в состав твердых жиров и «видимого» жира.

Особое внимание в настоящее время уделяется маслам, богатым мононенасыщенными жирными кислотами, в первую очередь, оливковому маслу. Получены данные о том, что полифеноловые компоненты, содержащиеся в оливковом масле, обладают антиоксидантными свойствами и защищают холестерин крови от окисления.

7. Следует ограничить потребление сахаров: сладостей, кондитерских изделий, сладких напитков, десерта.

Продукты, содержащие много рафинированных сахаров, являются источником энергии, но практически не содержат питательных веществ. Они не являются необходимыми компонентами здоровой диеты и могут быть исключены из рациона взрослых и детей.

Сахара способствуют развитию кариеса. Чем чаще человек ест сладости или пьет сладкие напитки, чем дольше они находятся в ротовой полости, тем выше риск развития кариеса. Таким образом, чистое потребление сладостей и сладких напитков между приемами пищи (перекусы) может быть более неблагоприятным для зубов, чем потребление сладостей и сладких напитков во время очередного приема пищи с последующей чисткой зубов. Регулярная гигиена полости рта с использованием зубных паст, содержащих фтор, зубных нитей и адекватное потребление фтора могут помочь в профилактике кариеса.

В качестве практической меры регулирования количества потребления сахаров можно использовать контроль за питьевым режимом. Следует рекомендовать пить воду, соки и минеральную воду, а не сладкие безалкогольные напитки (например, бутылка лимонада объемом около 300 мл.

содержит 6 чайных ложек или 30 г. сахара). Потребность в жидкости (воде) удовлетворяется благодаря потреблению напитков, но продуктов. Продукты обеспечивают организм водой более, чем наполовину. Жидкость необходимо потреблять в адекватных количествах, особенно в условиях жаркого климата и при повышенной физической активности.

Среднее потребление всей жидкости должно равняться 2 литрам в день.

8. Общее потребление поваренной соли, с учетом ее содержания в хлебе, консервированных и других продуктах, не должно превышать 1 чайной ложки (6 грамм) в день. Рекомендуется использовать йодированную соль.

Поваренная соль содержится в натуральном виде в продуктах обычно в малых количествах. Соль часто используется для специальной обработки и консервирования продуктов. Кроме того, большинство людей досаливают пищу за столом. Верхняя граница потребления соли в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения для здорового человека составляет 6 г в день, при артериальной гипертонии – 5 г. в день.

9. Идеальная масса тела должна соответствовать рекомендованным границам (ИМТ – 20 — 25). Для ее сохранения, кроме соблюдения принципов рационального питания, следует поддерживать умеренный уровень физической активности.

Около половины взрослого населения нашей страны имеет избыточную массу тела. С ожирением связан повышенный риск высокого артериального давления, ишемической болезни сердца, мозгового инсульта, сахарного диабета, различных типов рака, артритов и др. Поддержанию веса способствуют тип и количество потребляемой пищи, а также уровень физической активности.

10. Не следует употреблять более 2 порций алкоголя в день (1 порция содержит около 10 г. чистого алкоголя). Более высокие дозы, даже при однократном приеме, вредны для организма.

Алкоголь образуется при расщеплении углеводов. Являясь калорийным веществом, 1 г. алкоголя дает 7 ккал и не обеспечивает организм питательными веществами. Так, например, 1 банка пива (330 г.

) содержит 158 ккал, фужер белого вина (125 г.) – 99 ккал, 20 г. коньяка – 42 ккал, 40 г. виски – 95 ккал. Риск проблем, связанных со здоровьем, минимален при потреблении менее 2 условных единиц (порций) алкоголя в день (1 порция – 10 г. алкоголя). Для уменьшения риска развития зависимости от алкоголя рекомендуется воздерживаться от его ежедневного потребления.

11. Следует отдавать предпочтение приготовлению продуктов на пару, путем отваривания, запекания или в микроволновой печи.

Уменьшите добавление жиров, масел, соли, сахара в процессе приготовления пищи. Выбирайте разнообразные продукты (свежие, замороженные, сушеные), в первую очередь, выращенные в вашей местности.

Разнообразная свежая и правильно приготовленная пища, без излишних добавок позволяет достичь требуемой полноценности и сбалансированности рациона питания.

12. Следует придерживаться исключительно грудного вскармливания на протяжении первых шести месяцев жизни ребенка. После 6 месяцев вводится прикорм. Грудное вскармливание может быть продолжено до 2 лет. (Совет адресован беременным женщинам и кормящим грудью матерям).

 


Врач – валеолог Г.С.Захарова

17 правил здорового питания. Принципы правильного питания.

17 правил здорового питания.

Принципы правильного питания.

Правильное питание помогает человеку сохранять работоспособность, избегать различных заболеваний, поддерживать нормальный вес, увеличить продолжительность жизни. На здоровое питание нужно переходить постепенно, чтобы это не было стрессом для организма. В любом возрасте не поздно перейти на правильное здоровое питание.

Чтобы организм получал все необходимые питательные вещества и полностью их усваивал необходимо соблюдать основные правила здорового питания и принципы правильного питания. Предлагаем 17 правил и принципов здорового питания на каждый день:

1  Правило здорового питания — Разнообразное питание:

Питание должно быть не только умеренным и регулярным, но и разнообразным, т. е. содержать продукты и растительного и животного происхождения.

 

2 Правило — Калорийность суточного рациона:

С возрастом калорийность суточного рациона должна снижаться в основном за счет животных жиров и углеводов (хлеб, картофель, сахар). Количество белков должно оставаться прежним.

 

3 Правило — Питание 5 раз в день:

Нерегулярный приём пищи приводит к нарушению пищеварения. Наиболее рационально 5-разовое питание, в одно и то же время, тогда человек не переедает.

 

4 Правило — Медленная еда:

Если вы переутомились, не приступайте сразу к еде, отдохните немного. Во время еды нужно отвлечься от мыслей о работе, о делах, не следует вести серьёзных разговоров, читать или смотреть телевизор. Есть надо медленно.

 

5 Правило — Долгое жевание:

Принимайте пищу в определённое время, не на ходу. Как жевать пищу? Рекомендуется делать более 20 жевательных движений, прежде чем, пища, взятая в рот, будет проглочена. Попытайтесь для интереса подсчитать, сколько вы делаете жевательных движений, прежде чем проглотить пищу. И вы убедитесь, что торопитесь испортить себе желудок, а с ним и здоровье.

 

6 Правило — Необходимо отказаться от еды в сухомятку:

Жидкие блюда, приготовленные на мясных, рыбных, овощных и грибных отварах, способствуют выделению желудочного сока. Супа вполне достаточно для переваривания вторых блюд: мяса, рыбы, круп, картофеля и др. Сладкое едят в конце обеда, тогда сахар усваивается организмом относительно легко.

 

7 Правило — Овощи и фрукты:

Ешьте больше свежих овощей и фруктов. Они содержат необходимые организму витамины, минеральные соли, органические кислоты, клетчатку и другие полезные вещества. Улучшают пищеварение, нормализуют обмен веществ и кислотно-щелочное равновесие организма.

 

8 Правило — Питьевой режим:

Соблюдайте питьевой режим. Пейте не меньше 2-2,5л воды в сутки. Более полезна некипяченая вода, очищенная с помощью фильтра.

 

9 Правило — Белковая пища на завтрак и обед:

За завтраком и обедом необходимо употреблять белковую  пищу:  мясо, рыбу, яйца, каши, овощи, творог. Каши лучше готовить на воде – они более полезны.

 

10 Правило — За ужином – молочные, крупяные, овощные блюда.

Ужинать не позже чем за 2 часа до сна.

 

11 Правило — Кисломолочные продукты:

Употребляйте нежирные кисломолочные продукты. Кефир содержит животный белок, который не менее ценен белков мяса и рыбы, и полезен для пищеварения.

 

12 Правило — Ешьте свежеприготовленную пищу:

Еда, которая несколько дней простояла в холодильнике теряет полезные свойства и «зашлаковывает» организм.

 

13 Правило — Разгрузочный день:

1 день в неделю делайте разгрузочным. Если это тяжело, то хотя бы 1 или 2 дня в месяц. В разгрузочные дни организм очищается от шлаков.

 

14 Правило — Принимайте витамины:

Для правильного питания обязательно нужно употреблять витаминные комплексы, т.к. из пищи организм не получает достаточное количество витаминов и микроэлементов.

 

15 Правило — Ешьте только когда проголодались:

Прислушивайтесь к своему организму и не ешьте, если вы не голодны. Это важное правило для поддержания нормального веса.

 

16 Правило — Питание после 40 лет:

После 40 лет очень важно придерживаться правильного питания. Нужно  употреблять больше таких продуктов, как обезжиренный творог, простокваша, кефир, сметана (не жирная). Кисломолочные продукты улучшают работу желудка и кишечника и доставляют в организм кальций, калий, фосфор и другие минеральные вещества.

 

17 Правило— Питание после 50 лет:

После 50 леторганизм остро реагирует на нарушение водно-солевого обмена. Поэтому, не следует ограничивать  употребление жидкости. А вот употребление поваренной соли необходимо снизить.

 

Правила здорового питания соблюдать не так уж и сложно, как кажется. Просто нужно осознать, что правильное питание должно стать частью здорового образа жизни, хорошей привычкой, а не временной диетой.

 

 Подготовила ф/валеологПоташенкова И. Г.

Классный час Рациональное питание | Классный час на тему:

Тема: Рациональное питание.

Цели: — сформировать у детей понятие о рациональном питании, о том,     какие существуют требования к рациональному питанию детей;

               — пропагандировать ЗОЖ;

               — развивать познавательную активность учащихся;

               — воспитывать культуру питания;

               — способствовать сплочению детского коллектива.

Ход урока.

Вводное слово учителя.

— Здравствуйте, девочки!

         — Здравствуйте, мальчики!

      Когда люди говорят друг-другу, ЗДРАВСТВУЙТЕ,  — это значит они желают здоровья друг другу. Сегодня мы поговорим о неотъемлемой части здоровья человека о питании, о рациональном питании.

      С древнейших времен люди поняли, какое огромное значение имеет пища в жизни человека. Источник здоровья, силы, бодрости и красоты они видели в правильном питании.

      Специалисты утверждают, что каждое, пусть даже незначительное, нарушение в питании изо дня в день подтачивает здоровье человека, понижает стойкость и работоспособность его организма. Только правильное питание обеспечивает нормальный обмен веществ Сейчас никто не сомневается и в том, что рациональное питание – одно из прекраснейших лечебных средств.

Тема нашего классного часа «Рациональное питание  – залог  здоровья»

 «Рациональный». 1. Относящийся к разуму.

                                2. Разумно обоснованный, целесообразный.

«Питание».         1. Пища, характер и качество пищи

                          2. Это сложный процесс поступления, переваривания,   всасывания и ассимиляции в организм пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических затрат, роста и развития организма.

По-существу, это соблюдение трех основных принципов питания.

1. Баланс энергии

2.Разнообразие пищевых веществ

3. Режим питания

1.БАЛАНС ЭНЕРГИИ

      Вся необходимая человеку энергия поступает с пищей. Определив общие энергозатраты человека, можно так составить его рацион, чтобы энергия, поступившая в организм с пищей, была бы равна затраченной.

Например, энергия, поступаемая в организм с 1 яблоком сгорает за 3 минуты при  беге трусцой, 1 чашка чая – за 2 минуты игры в футбол.

      Применительно к питанию детей принцип энергозатрат требует некоторой поправки: — энергопотребление должно быть примерно на 10% больше энергозатрат. Так, например, общий обмен ученика среднего школьного возраста равен 2400-2500 кал в сутки, а получить за сутки вместе с пищей он должен примерно 2800 кал.

Суточная потребность в энергии

Возрастная группа

Энергия, кал

Дети:

          7 — 10 лет

          11 — 13 лет

          14 — 17 лет

  Женщины

  Мужчины

  2400

  2850

  2800 — 3000

  2200 — 2400

  2500 — 2700

Беседа.  Почему энергопотребление ребенка больше, чем энергопотребление взрослого человека?

Это связано с процессами роста.

Изучим  калорийность школьного завтрака, используя таблицы калорийности пищевых продуктов. 

Меню школьного завтрака 

1.

Салат из свежей капусты

30г

4,5 кал

2.

Колбаса варёная

50г

150,5 кал

3.

Пюре картофельное

150г

124,5 кал

4.

Чай с сахаром (20г)

1 стакан

74,8 кал

5.

Хлеб ржаной

30г

70 кал

6.

Булочка (сдоба)

100г

288 кал

Итого

712,3 кал

Беседа. Сколько % это составляет от суточной потребности в энергии?

2800 ——- 100%

700   ——-   x % (25%)

А теперь рассчитайте потребление энергии индивидуально для себя по данным, записанным на вашем листке «Что я ел в течение дня». Запишите калорийность завтрака, обеда и ужина отдельно.

При составлении рациона питания для учащихся необходимо правильно распределять продукты и калорийность блюд в течение суток

Распределение калорийности блюд в течение суток

Завтрак — 25% от суточного рациона

Обед – 35 – 40%

Полдник – 10 – 15%

Ужин – 25%

В итогах групповой работы учащиеся зачитывают результаты своих подсчетов и приходят к выводам, что необходимо также обязательно завтракать перед школой или два раза в школе.

Беседа. Покрыть энергетические затраты завтрака можно и по-другому: например, съесть 3 булочки. Скажите, правильный ли это выход из положения?

Предполагаемый ответ. Нет, так питаться нельзя, т. к. второй принцип рационального питания – это разнообразие пищевых веществ.

2. РАЗНООБРАЗИЕ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ

Правило второе: питание должно быть разнообразным. Поэтому важно ежедневно подбирать такие по составу продукты, которые обеспечивали бы организм всеми необходимыми веществами

Потребность в пищевых веществах в сутки

  1. 80-100 г белков
  1. 80-100 г жиров
  1. 400-500 г углеводов

      Б:Ж:У=1:1:4

  1. 0,2 г витаминов
  1. 20 г минеральных солей

    Нехватка этих веществ в пище или неправильное их соотношение может привести к нежелательным последствиям и даже к серьезным заболеваниям.

     Каково значение белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей?

     Ребята, теперь мы знаем, что пища должна покрывать все энергетические затраты организма, должна быть разнообразной по питательным веществам, но если приемы пищи редки – 2 раза в день, то пищевая ценность продуктов снижается. И наоборот, при очень частом питании пища не успевает перевариваться, снижается аппетит.

      Поэтому третий принцип питания – это режим питания.

3. РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Правильный режим питания

  1. 1). Прием пищи в одно и то же время.
  1. 2). 4-5 разовое питание.
  1. 3). Интервалы в приеме пищи не менее 3х не более 5ти часов.
  1. 4). Между ужином и началом сна 3-4 часа.
  1. 5) Разнообразие в питании.

     Мы обсудили все намеченные на сегодня вопросы и еще раз убедились, какое огромное значение имеет пища в жизни человека.

Подведение итогов. Рассмотрение вопросов группой.

      1. Существует ли связь между питанием и здоровьем?

      2. Каковы главные принципы рационального питания?

      3. Каковы основные питательные вещества пищи?

      4. Назовите продукты питания содержащие много: а) белков, б) углеводов, в) витаминов, г) минеральных солей.

 Рефлексия. Продолжите фразу:

 «Мое здоровье зависит от…»

 «Человек есть то, что он ест. Я понимаю это выражение так…»

 «Если я буду правильно питаться…»

Давайте с сегодняшнего дня пересмотрим свое отношение к питанию, чтобы оставаться здоровыми. 

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! СТАНОВИТЕСЬ ЗДОРОВЫМИ! ОСТАВАЙТЕСЬ ЗДОРОВЫМИ!

Счастье в твоей жизни! Правильное питание каждый день! Позвольте себе стать немного лучше!

Правильный режим питания

1). Прием пищи в одно и то же время.

2). 4-5 разовое питание.

3). Интервалы в приеме пищи не менее 3х не более 5ти часов.

4). Между ужином и началом сна 3-4 часа.

5) Разнообразие в питании.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! СТАНОВИТЕСЬ ЗДОРОВЫМИ! ОСТАВАЙТЕСЬ ЗДОРОВЫМИ!

Счастье в твоей жизни! Правильное питание каждый день!

Позвольте себе стать немного лучше!

Самый лучший режим питания для студентов: 5 основных правил

Студенческие годы кардинально изменяют жизнь молодого человека, особенно в том случае, когда юноша или девушка уезжают учиться в другой город и живут на квартире или в общежитии. Студенческая жизнь наполнена новыми событиями, лекциями, экзаменами, знакомствами – кто станет задумываться о такой «ерунде», как правильное питание?! Однако первое, что стоит организовать на этом этапе своей жизни, – это здоровый и правильный режим питания.

Ученые университета города Лидс разработали для новоявленных студентов своеобразный путеводитель в области питания с целью научить молодых людей не доводить свой организм до возникновения болезненных симптомов, как это часто случается в первые же годы студенческой жизни: от чрезмерной утомляемости до запоров и, во многих случаях, – даже до ожирения. Правильное и сбалансированное питание – это главная составляющая здорового образа жизни.

1. Забудьте о фаст-фуде. Большинство студентов попадает в ловушку дешевых меню, покупая еду в ближайших заведениях фаст-фуда, что, в конце концов, заканчивается весьма печально: среди многочисленных проблем со здоровьем наблюдается повышенная утомляемость и набор веса. Продукция фаст-фуда не отличается ценными питательными веществами и, кроме того, представляет собой настоящую бомбу из калорий, жиров и сахара, весьма вредных для здоровья вашего сердца.

2. Пейте много воды. Будучи поглощенным лекциями, практическими занятиями, вечеринками и, может быть, даже подработками, кому из студентов придет в голову помнить о том, что ему необходимо ежедневно выпивать не меньше 1,5 литров воды? Даже если вы без ума от кока-колы и других газированных напитков, вы должны усвоить раз и навсегда, что вода – это главнейший напиток, способствующий хорошей работе организма. Если вы частенько ощущаете упадок сил, то вероятно это объясняется недостатком жидкости в организме, так что, выходя из дому, запаситесь бутылочкой простой воды.

3. Ешьте фрукты ежедневно. Свежие фрукты не должны отсутствовать в вашем рационе! К примеру, бананы – это великолепный источник калия и витамина В6, необходимых для хорошего функционирования нервной системы, особенно в очень напряженные, стрессовые периоды жизни. Яблоки богаты клетчаткой и витамином С, а значит, обеспечивают хорошую работу кишечника, а лесные ягоды, благодаря содержащимся в них антиоксидантам, укрепляют иммунитет «на пятерку». Любой фрукт прекрасно подходит для перекуса, и это гораздо лучшее решение, чем булка с сосиской, купленная на ближайшем углу.

4. Плотный завтрак – это самый главный из всех приемов пищи, он заправляет вас энергией на целый день, ускоряет обменные процессы в организме, что способствует повышенному сжиганию калорий во время исполнения ваших повседневных дел. Лучший вариант плотного завтрака – тарелка цельнозерновых хлопьев с молоком или обезжиренным йогуртом, а также стакан свежевыжатого апельсинового сока. Комплексные углеводы, которые содержатся в цельнозерновых продуктах, помогают организму вырабатывать серотонин, что снабдит вас энергией на целый день.

5. Зарядите свой организм магнием. Наверное, самое последнее, что вас занимает в период экзаменационной сессии, – это правильное питание, а ведь именно в этот период вашему организму как никогда нужны витамины и микроэлементы, запас которых вы можете пополнить, разнообразив свое меню. Если вы осознаете эту необходимость, то заполните холодильник овощами. Шпинат очень богат магнием, поэтому не забывайте о нем, особенно если вы переживаете стресс; недостаток магния приводит к повышенной усталости и головным болям. Также богаты магнием тыквенные семена (ешьте их в сыром виде), миндаль и фасоль.

Исследование, проведенное в университете Орегона, показало, что студенты в большинстве своем, едят очень вредную пищу, мало потребляют фруктов и овощей, а 30% потребляемых калорий поступают в их организм из продуктов, богатых насыщенными жирами, опасными для здоровья.

Информация взята с сайта pravilno.com

6. Назовите не подходящий принцип рационального питания: а) соблюдение оптимального режима питания б) соответствие энергетической ценности продуктов энергетическим затратам организма


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

060601 «МЕДИЦИНСКАЯ
БИОХИМИЯ»

ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

4 КУРС, ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР

ТЕМА «ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ»

1. Оптимальная физическая активность должна рассчитываться:

а) на основе усреднѐнных значений для различных групп населения;

б) индивидуально.

2. Методы количественной оценки двигательной активности
определяются (укажите 3 правильны
х варианта):

а) по суммарной энергетической стоимости тренировочного занятия;

б) по показателям энергозатрат на основе непрямой калориметрии;

в) по показателям суммарной ЧСС по всем видам деятельности за сутки;

г) по данным хронометража выполненной за
сутки работы;

д) путѐм подсчѐта энергетического баланса.

3. Физическая активность

это (укажите правильное определение):

а) степень возможности выполнения физических нагрузок, которые требуют
выносливости, силы или гибкости и обусловлены сочетанием физич
еских
качеств человека с генетически передающимися способностями;

б) любые движения тела при помощи мышечной силы, сопровождающиеся
расходом энергии, которые включают двигательную деятельность на работе
и в свободное время.

4. Для компенсации недостатка э
нергозатрат в процессе трудовой
деятельности человеку необходимо выполнять физические упражнения
с расходом энергии:

а) не более 350 ккал в сутки;

б) не менее 500

650 ккал в сутки;

в) не менее 350

500 ккал в сутки.

5. Низкая двигательная активность являет
ся фактором риска развития
(укажите 4 правильных варианта):

а) ИБС;

б) ожирения;

в) рака лѐгких;

г) инфекционных заболеваний;

д) гиперхолестеринемии;

е) гинекологических заболеваний;

ж) сахарного диабета
II

типа.

6. Назовите не подходящий принцип
рационального питания:

а) соблюдение оптимального режима питания;

б) соответствие энергетической ценности продуктов энергетическим
затратам организма;

в) соблюдение баланса между жирорастворимыми витаминами и
количеством употребляемых в пищу белков;

г) соо
тветствие химического состава пищевых веществ физиологическим
потребностям организма;

д) максимальное разнообразие питания.

7. Усилия, затрачиваемые человеком при беге, рубке дров, занятиях
аэробикой, плаванием на дистанцию, езде на велосипеде в гору,
сопровождающиеся сжиганием 7 ккал/мин., соответствуют:

а) умеренной физической активности;

б) интенсивной физической активности;

в) чрезмерной физической активности;

г) регулярной физической активности.

8. Затраты времени на занятия с оздоровительной напр
авленностью в
пожилом и старческом возрасте должны:

а) увеличиваться;

б) уменьшаться.

9. Критериями для определения оптимальной ЧСС являются (укажите 2
правильных варианта):

а) возраст человека;

б) средняя ЧСС за сутки;

в) половая принадлежность;

г) интен
сивность нагрузки.

10. Средний коэффициент физической активности

это:

а) отношение суточных энергозатрат к основному обмену организма;

б) отношение количественного показателя временных затрат к уровню
обмена веществ во время двигательной деятельности.

11. Двигательная активность студентов по количеству шагов в сутки в
среднем должна находиться в пределах:

а) 5

10 тыс. шагов;

б) 10

14 тыс. шагов;

в) 14

19 тыс. шагов;

г) 19

21 тыс. шагов.

12. Деятельность центра медицинской профилактики подразумевает:

а)

санаторно

курортное лечение;

б) оказание первой медицинской помощи;

в) стационарное лечение;

г) амбулаторное лечение;

д) профилактическое лечение, формирование грамотного гигиенического
поведения.

ТЕМА «ПРОФЕССИОНАЛЬН
О

ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКА
Я
ПОДГОТОВКА
В
Р
АЧА
. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУР
А В СИСТЕМЕ
НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДА»

1. Профессионально

прикладная физическая подготовка это:

а) подсистема физического воспитания, обеспечивающая формирование и
совершенствование свойств и качеств личности, имеющее существенное

значение для конкретной профессиональной деятельности;

б) комплекс упражнений, обеспечивающий эффективную деятельность
человека в конкретной профессиональной области.

2. Факторы, определяющие содержание профессионально

прикладной
физической подготовки (у
кажите 3 правильных ответа):

а) сфера деятельности;

б) финансово

экономическое состояние конкретной сферы деятельности;

в) содержание и условия труда;

г) экологические условия проживания;

д) психофизиологические особенности труда.

3. К какой группе профес
сий относится труд

врача?

а) умственный и преимущественно умственный труд;

б) лѐгкий физический труд, малоподвижный, однообразный;

в) труд средней физической тяжести, разнообразный, динамичный;

г) тяжѐлый физический труд.

4. Целью профессионально

прикладной физической подготовки
студентов медицинских вузов является:

а) обеспечение формирования и совершенствования свойств и качеств
личности, имеющих существенное значение для конкретной
профессиональной деятельности;

б) форм
ирование с помощью различных средств физической культуры и
спорта профессионально важных свойств и качеств личности врача;

в) содействие освоению конкретной профессии врача, достижение
необходимого уровня профессиональной дееспособности и психофизической
г
отовности к высокопроизводительному труду.

5. Основные средства ППФП (4 правильных варианта):

а) знания, умения и навыки в профессиональной сфере;

б) прикладные виды спорта;

в) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

г) вспомогательные сред
ства, обеспечивающие качество учебного процесса
по разделу ППФП;

д) упражнения психофизического сопряжения;

е) прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных
видов спорта.

6.
ППФП введена в программу по физическому воспитанию учащихся
вуз
ов в:

а)
1935 году
;

б
) 1949 году
;

в)
1953 году
;

г)
1959 году
.

7.
Энергозатраты специалиста в медицинской сфере соответствуют:

а)
1700

3300 ккакл/сутки
;

б)
2500

4000 ккал/сутки
;

в)

3700

4800 ккал/сутки
.

8. Профессионально

прикладную физическую
подготовку следует
проводить:

а) круглогодично;

б) во внеучебное время;

в) в каникулярное время;

г) в период прохождения учебных производственных практик.

9.
Формы ППФП студентов во внеучебное время

(3 правильных
варианта)
:

а)
практические занятия по физи
ческой культуре в вузе с применением
элементов прикладных видов спорта
;

б)
секционные занятия по прикладным видам спорта
;

в)
физкультпаузы в перерывах учебных занятий
;

г)
занятия в туристических клубах;

д) самостоятельные занятия ППФП;

е) ППФП в период про
изводственных практик
.

ТЕМА «ОБЗОР ОСНОВНЫХ МЕТОДИК ДВИГАТЕЛЬНЫХ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

1. Какова интенсивность упражнений при явных поражениях суставов:

а) 20 упражнений;

б) 50

100 упражнений;

в) 200

500 упражнений;

г) 600

800 упражнений.

2. Какие
виды упражнений должен выполнять человек по системе
А.А.Микулина (3 правильных варианта)?

а) 10 упражнений дыхательной гимнастики в постели;

б) ходьба по мокрым камням;

в) силовая тренировка;

г) гимнастика с гантелями;

д) виброгимнастика;

е) повторное
пробегание коротких отрезков.

3. Каковы три основные потребности человека по К.Куперу (3
правильных варианта)?

а) полноценный сон;

б) рациональное питание;

в) закаливание;

г) эмоциональная гармония;

д) аэробные физические нагрузки.

4. Какое количество с
тупеней необходимо последовательно выполнить
при тренировке диафрагмального дыхания «Боди

флекс»?

а) две;

б) три;

в) четыре;

г) пять;

д) шесть.

5. Что такое фитотерапия?

а) лечебный метод, при котором лекарственные средства поступают в
организм ингаляцион
ным путѐм;

б) метод использования активных биологических веществ растений для
профилактики и лечения заболеваний;

в) метод профилактики, при котором растительные лекарственные средства
поступают в организм в виде инъекций.

6. Каковы функции лидирующей муз
ыки?

а) ускоряет процессы восстановления, переключает внимание к
последующим действиям;

б) поднимает настроение, снимает чувство усталости, разгружает нервную
систему;

в) возбуждает двигательную активность, подводит организм к физическим
нагрузкам;

г)
замедляет процессы развития утомления, повышает работоспособность.

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

ТЕМА «ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ»

1. Оптимальная физическая активность должна рассчитываться:

б) индивидуально.

2. Методы количественной оценки двигательной активности
определяются (укажите 3 правильных варианта):

б) по показателям энергозатрат на основе непрямой калориметрии;

г) по данным хронометража выполненной за сутки работы;

д) путѐм подсчѐта энергетического б
аланса.

3. Физическая активность

это (укажите правильное определение):

б) любые движения тела при помощи мышечной силы, сопровождающиеся
расходом энергии, которые включают двигательную деятельность на работе
и в свободное время.

4. Для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой
деятельности человеку необходимо выполнять физические упражнения
с расходом энергии:

в) не менее 350

500 ккал в сутки.

5. Низкая двигательная активность является фактором риска развития
(укажи
те 4 правильных варианта):

а) ИБС;

б) ожирения;

д) гиперхолестеринемии;

ж) сахарного диабета
II

типа.

6. Назовите не подходящий принцип рационального питания:

в) соблюдение баланса между жирорастворимыми витаминами и
количеством употребляемых в пищу белк
ов;

7. Усилия, затрачиваемые человеком при беге, рубке дров, занятиях
аэробикой, плаванием на дистанцию, езде на велосипеде в гору,
сопровождающиеся сжиганием 7 ккал/мин., соответствуют:

б) интенсивной физической активности;

8. Затраты времени на занятия

с оздоровительной направленностью в
пожилом и старческом возрасте должны:

а) увеличиваться;

9. Критериями для определения оптимальной ЧСС являются (укажите 2
правильных варианта):

а) возраст человека;

г) интенсивность нагрузки.

10. Средний коэффициент ф
изической активности

это:

а) отношение суточных энергозатрат к основному обмену организма;

11. Двигательная активность студентов по количеству шагов в сутки в
среднем должна находиться в пределах:

б) 10

14 тыс. шагов;

12. Деятельность центра
медицинской профилактики подразумевает:

д) профилактическое лечение, формирование грамотного гигиенического
поведения.

ТЕМА «ПРОФЕССИОНАЛЬН
О

ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКА
Я
ПОДГОТОВКА
ВР
АЧА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ
ТУРА В СИСТЕМЕ
НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДА»

1. Профессионально

прикладная физическая подготовка это:

а) подсистема физического воспитания, обеспечивающая формирование и
совершенствование свойств и качеств личности, имеющее существенное
значение для конкретной профессиональной деятельности;

2. Факт
оры, определяющие содержание профессионально

прикладной
физической подготовки (укажите 3 правильных ответа):

а) сфера деятельности;

в) содержание и условия труда;

д) психофизиологические особенности труда.

3. К какой группе профессий относится труд

врач
а?

б) лѐгкий физический труд, малоподвижный, однообразный;

4. Целью профессионально

прикладной физической подготовки
студентов медицинских вузов является:

б) формирование с помощью различных средств физической культуры и
спорта профессионально важных св
ойств и качеств личности врача;

5. Основные средства ППФП (4 правильных варианта):

б) прикладные виды спорта;

в) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

г) вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса
по разделу ППФП;

е) прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных
видов спорта.

6.
ППФП введена в программу по физическому воспитанию учащихся
вузов в:

г)
1959 году
.

7.
Энергозатраты специалиста в медицинской сфере соответствуют:

а)
1700

3300 ккакл
/сутки.

8. Профессионально

прикладную физическую подготовку следует
проводить:

а) круглогодично.

9.
Формы ППФП студентов во внеучебное время:

б)
секционные занятия по прикладным видам спорта
;

г)
занятия в туристических клубах;

д) самостоятельные занятия
ППФП
.

ТЕМА «ОБЗОР ОСНОВНЫХ МЕТОДИК ДВИГАТЕЛЬНЫХ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

1
.

Какова интенсивность упражнений при явных поражениях суставов:

в) 200

500 упражнений;

2
.

Какие виды упражнений должен выполнять человек по системе
А.А.Микулина?

(3 правильных в
арианта)

а) 10 упражнений дыхательной гимнастики в постели;

г) гимнастика с гантелями;

д) виброгимнастика;

3
.

Каковы три основные потребности человека по К.Куперу? (3
правильных варианта)

б) рациональное питание;

г) эмоциональная гармония;

д) аэробные
физические нагрузки.

4
.

Какое количество ступеней необходимо последовательно выполнить
при тренировке диафрагмального дыхания «Боди

флекс»?

г) пять;

5
.

Что такое фитотерапия?

б) метод использования активных биологических веществ растений для
профилактики

и лечения заболеваний;

6
.

Каковы функции лидирующей музыки?

г) замедляет процессы развития утомления, повышает работоспособность.

www.oek.su — сайт Администрации Оёкского муниципального образования

Факторы, способствующие укреплению здоровья.

  К факторам, способствующим укреплению здоровья относятся:

— Отказ от вредных привычек

— Рациональное питание

— Состояние окружающей среды

— Двигательная активность

— Закаливание

— Личная гигиена

— Режим дня

1. Отказ от вредных привычек

  Одним из важнейших факторов для сохранения здоровья является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

  Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, — около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

  Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни — юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

  Следующая непростая задача — преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

— потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

— нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т. п.) и функций внутренних органов.

  Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

  Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм — одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечнососудистым заболеваниям и раку.

2. Рациональное питание

  Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

  Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

  Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

  Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма — сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

  Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

 

— Прием пищи только при ощущениях голода.

— Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.

— Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

  Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

  Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

  Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

  Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

3. Состояние окружающей среды

  Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% — от условий, нас окружающих.

  Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера.

  Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.

  Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду.

  Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье. Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и настолько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно обращается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность — вся его жизнь.

  В городах человек придумывает тысячи ухищрений для удобства своей жизни — горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно проявляются и недостатки жизни — жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости. В определенной степени это объясняется одновременным воздействием на организм двух, трех и более вредных факторов, каждый из которых обладает незначительным действием, но в совокупности приводит к серьезным бедам людей.

  Так, например, насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что приводит к переутомлению. Хорошо известно, что переутомленный человек больше страдает от последствий загрязнения воздуха, инфекций.

  Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. Серьезным отрицательным фактором в современных городах является так называемое шумовое загрязнение.

  Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей.

  Очень важно, чтобы город был биогеоценозом, пусть не абсолютно благоприятным, но хотя бы не вредящим здоровью людей. Пусть здесь будет зона жизни. Для этого необходимо решить массу городских проблем. Все предприятия, неблагоприятные в санитарном отношении, должны быть выведены за пределы городов.

  Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

  Особое место вокруг промышленных предприятий и автострад должны занимать защитные зеленые зоны, в которых рекомендуется высаживать деревья и кустарники, устойчивые к загрязнению.

  В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип равномерности и непрерывности для обеспечения поступления свежего загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.

  Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы).

  Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт.

  Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.

  Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье — наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

  Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

  В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

4. Двигательная активность

  Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие для укрепления здоровья. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

  Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

  Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

5. Закаливание

  Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество — выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

  В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая «забота» о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.

  Широко известны различные способы закаливания — от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание — высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

  Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

  Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

  Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

6. Личная гигиена

  Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

 7. Режим дня

  Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну — основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

  Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время — к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.

  Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.

  Важно соблюдать следующий распорядок дня:

  Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время!

  Рекомендации по укреплению организма

  Способ достижения гармонии человека один — систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

  Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья — это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечнососудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца.

  При заболевании органов дыхания рекомендуют лишь общеразвивающую гимнастику. Нельзя делать физические упражнения при выраженном сердцебиении, головокружении, головной боли и др.

  Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, — только тогда физкультура принесет пользу.

  При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

  Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.

  Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

  Очень важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и при занятиях физическими упражнениями, так как при этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразование и т. д. В спортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечивающие максимальные условия для занимающихся физической культурой и спортом.

  Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности важно и необходимо.

  На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечнососудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

  Говоря о гигиене физических упражнений, нельзя не вспомнить об утренней гимнастике и роли физкультурной паузы. Целью утренней гимнастики является ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо проветриваемой комнате, при открытом окне или форточке, а при возможности — и на открытом воздухе. Зарядку следует сочетать с воздушной ванной. После окончания гимнастики полезно обтирание или обливание тела прохладной водой. Физкультурные паузы проводят в школе и на производстве, они являются одной из основных форм активного отдыха.

  Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Технология 9 класс. Тема: Культура питания. Основы рационального питания. Гигиена питания. | Уроки по Трудовому обучению, Технологии

Технология 9 класс. Тема: Культура питания. Основы рационального питания. Гигиена питания.