Куда жаловаться? В какие инстанции обратиться, чтобы добиться своих прав? | Общество
Василий Первунин
30493
«Аргументы и факты» в Беларуси № 45. Пишите, звоните. 05/11/2019Фото из открытых источников
Всегда найдутся те, кто чем-то недоволен. Одних не устраивает работа ближайшего к дому магазина, других – выполнение своих обязанностей коммунальщиками, а кто-то недоволен тем, как ездят автобусы. «АиФ» разобрался, на что и куда мы можем пожаловаться.
КНИГА ЗАМЕЧАНИЙУниверсальное средство жалобы на некачественно оказанные услуги или некорректную работу того или иного объекта – книга замечаний и предложений. По закону «жалобную книгу» должны иметь организации и все их филиалы и представительства, а также индивидуальные предприниматели. В этот список входят большинство торговых объектов, объекты общественного питания, за исключением сезонных кафе, бытового обслуживания, приемозаготовительные пункты, различные вокзалы, депо, билетные кассы, учреждения образования, здравоохранения, общежития, банки и т. д. В организации должен быть человек, который отвечает за ведение и хранение книги.
Согласно п. 2 Постановления Совета министров «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений» книгу замечаний и предложений обязаны предоставить по первому требованию. При этом администрации объекта запрещается требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения.
Любая запись в ней приравнивается к письменному обращению. Это значит, что на нее должна быть задокументированная реакция. Рассматриваются обращения в течение 15 дней. Если случай требует дополнительной проверки, срок его рассмотрения может быть продлен до одного месяца.
При этом гражданину должны направить письменный ответ на претензию и о результатах проведенной по этому поводу работы. В то же время в случае анонимной жалобы ответ заявителю не отправляется. Ответ могут не отправить и в случаях, если вопрос был решен в присутствии заявителя, в обращении не было жалобы, предложения или сведений о нарушении закона или заявитель просто написал благодарность.
ОБЩЕСТВА И МИНИСТЕРСТВАПожаловаться на нарушение прав потребителя также можно в специализированные организации. Например, в ОО «Белорусское общество защиты потребителей», ОО «Городское общество защиты потребителей» (для Минска и Минской области), ОО «Защита потребителей» и другие подобные ведомства. Эти организации в основном могут предоставить консультационно-правовую и экспертную помощь потребителям, обеспечить информацией потребителей о качестве товаров и услуг, защиту правовых гарантий при возникновении конфликтных отношений с организациями торговли, сферой различных видов услуг.
Пожаловаться на работодателя можно в Министерство труда и социальной защиты. В случае если гражданина, например, не устраивает работа учреждения образования, здравоохранения, банков, то с жалобой можно обратиться в профильное ведомство – Министерство образования, Министерство здравоохранения, Национальный банк или в местные горисполкомы, райисполкомы, облисполкомы. Но это меры совсем уж радикальные. Обращаются в высшие инстанции обычно после того, как не удаются попытки решить вопрос мирным путем или на местах. Опять же, в любом подобном учреждении должна быть книга замечаний и предложений. Начинать нужно всегда с этого пункта.
Если вас не устраивает качество оказания коммунальных услуг, вы увидели на дороге яму или неисправную детскую площадку, то проще всего решить вопрос, позвонив в контакт-центр по единому номеру 115 или оставив соответствующую заявку на сайте. После модерации запросы граждан на сайте направляются коммунальным службам для выполнения. Обратная связь реализуется через просмотр статуса обработки опубликованного запроса, а также анализ результатов в формате изображений «было» и «стало». Можно и обращаться напрямую – в местные ЖЭС, водоканал и т. д. В исключительных случаях – в местные администрации или Министерство жилищно-коммунального хозяйства. В основном туда обращаются, если не устраивает работа самих коммунальных служб.
Жалобы на работу городского или пригородного общественного транспорта или если водитель нахамил пассажиру, а контролер неправомерно высадил человека, следует направлять в автобусный парк или на горячую линию той компании, которая выполняет перевозку. Жалобы обычно принимаются как устно, так и письменно. Однако стоит учесть, что анонимные обращения в большинстве случаев не рассматриваются. Подавать можно и коллективную жалобу.
В целом, если никакие меры воздействия не принесли желаемого результата, всегда можно обратиться по существу в суд. Но стоит иметь в виду: если суд примет ваше заявление, но вы не докажете там свою правоту, нужно уплатить установленную госпошлину.
НИ ДЛЯ БЕЗ СТРОЧКИВ законе «Об обращениях граждан и юридических лиц» предусмотрена достаточно жесткая ответственность за недобросовестное отношение к решению людских проблем. Но есть другая сторона медали. Не секрет, что бывают и такие люди, которые пишут жалобы ради того, чтобы писать. Как говорится, ни дня без строчки.
Таким людям стоит учитывать, что за необоснованное обращение граждан организации вправе подать на них в суд. «Профессиональных жалобщиков» может ждать ответственность. Поэтому жаловаться следует по существу и формулировать свои претензии в корректной и понятной форме.
жалобаправа
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- На женщину завели дело за вырванную страницу
- Должен ли «ипэшник» заводить книгу жалоб?
- Почему жалобы в милицию на вечно шумящих соседей мало помогают?
- Почему так много жалоб на работу риелторов?
Обращение в компанию для решения проблемы
- Первый шаг — связаться с самой компанией.
- Вы можете написать жалобу на предприятие. Используйте наш инструмент, чтобы помочь вам.
- Если проблема не устранена, вы можете предпринять другие шаги.
Что делает ACCC
- Мы предоставляем информацию, чтобы помочь потребителям и предприятиям справиться с жалобами.
- Мы собираем информацию о проблемах защиты прав потребителей и добросовестной торговли из получаемых нами отчетов, а также из других источников. Мы используем эти данные, чтобы информировать нас о нашей работе по обучению, соблюдению и правоприменению. Узнайте больше в нашей Политике соответствия и правоприменения.
- Мы фокусируем нашу работу на проблемах, которые могут привести к широкомасштабному ущербу.
Что ACCC не может сделать
- Мы не разрешаем индивидуальные жалобы и не предоставляем юридические консультации по поводу ваших прав и обязанностей по закону.
- Обычно мы не комментируем наши расследования или действия, которые мы можем предпринять на основе информации, представленной в отчетах, которые мы получаем.
Если у вас возникли проблемы с продуктом или услугой, первым шагом будет обращение в компанию.
Позвоните или посетите компанию и объясните проблему и желаемый результат. Сделайте это как можно скорее.
Владелец, менеджер или сотрудник отдела обслуживания клиентов могут быстро решить проблему или объяснить, как они могут решить проблему и когда они это сделают.
Знайте свои права и гарантии потребителя
Вам может помочь понимание ваших прав и гарантий потребителя при контакте.
У вас есть права в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, если:
- продавец обратился к вам по телефону, у вашей двери или в общественном месте
- вас попросили согласиться с заранее написанным контрактом
- вы не получили продукт или услугу, за которую заплатили
- бизнес использовал определенные недобросовестные методы
- компания ввела вас в заблуждение относительно своих продуктов или услуг
- предприятие неверно указало цены
- приобретенный вами товар или услуга не соответствует правам и гарантиям потребителя.
Устранение проблемы может включать бесплатный ремонт, замену или возврат денег, а также аннулирование или изменение контракта. Вы также можете иметь право на компенсацию за ущерб и убытки.
Некоторые из этих прав также распространяются на малый бизнес, в зависимости от ситуации. См. нашу информацию для малого бизнеса, чтобы получить дополнительную информацию и помощь для малого бизнеса.
Также может быть полезно изложить свою жалобу предприятию в письменной форме, по электронной почте или письмом. Таким образом, они четко знают о проблеме, о том, чего вы хотите, и у вас есть запись вашего контакта.
Что включить в жалобу
При написании жалобы вы должны:
- описать проблему и желаемый результат
- включают ключевые даты, например, когда вы приобрели товары или услуги и когда возникла проблема
- укажите, какие действия вы уже предприняли для решения проблемы и что вы будете делать, если вы и продавец не сможете решить проблему
- запросить ответ в разумные сроки
- приложите копию любой подтверждающей соответствующей документации, такой как квитанция или счет-фактура.
Инструмент для письма с жалобой и пример
Используйте наш инструмент для написания письма с жалобой, чтобы подготовить письменную жалобу.
Вы можете опубликовать письмо с жалобой или отправить его по электронной почте. Вы можете варьировать его в соответствии с вашей конкретной проблемой.
Воспользуйтесь нашим инструментом письма жалобы
Ниже приведен пример письма жалобы.
Уважаемый менеджер
RE: ЖАЛОБА НА НЕИСПРАВНЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ШКАФ, ПРИОБРЕТЕННЫЙ В CABINET WORLD 15 ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА
Я недоволен качеством телевизионного шкафа, который я купил в Кабинете Мира на улице 5 15 декабря, и я пишу, чтобы искать замена.
Дверцы шкафа не открываются и не закрываются должным образом, пятно на шкафу неровное, одна половина темнее другой. Шкаф был доставлен 30 декабря, и я заметил эту проблему, как только распаковал его из коробки.
Шкаф ненадлежащего качества и не соответствует образцу шкафа, который мне показали в магазине. Я хотел бы, чтобы вы заменили его другим таким же качеством и отделкой, как образец, и организовали возврат неисправного шкафа бесплатно.
Я приложил ксерокопию чека в качестве доказательства покупки.
Я хотел бы, чтобы эта проблема была исправлена быстро, пожалуйста. Если я не получу от вас ответа в течение 10 дней, я подам официальную жалобу в отдел по делам потребителей в моем штате.
Вы можете связаться со мной по телефону 1234 5678 в рабочее время или в нерабочее время по телефону 123 456 789 для дальнейшего обсуждения этого вопроса.
С уважением,
Джейн Браун
Прилагается: Копия квитанции за телевизионный шкаф
Куда обратиться за помощью для потребителей
Если вы не можете решить проблему с предприятием, вы можете продолжить рассмотрение своей жалобы.
Чтобы получить помощь в подаче жалобы, обратитесь в ваше государственное агентство по защите прав потребителей.
В некоторых отраслях есть омбудсмен или другой орган по рассмотрению жалоб, который помогает разрешать споры.
Вы также можете обратиться в суд. Мы рекомендуем проконсультироваться с юристом, если вы рассматриваете возможность судебного иска. Вы также можете обратиться за юридической консультацией, обратившись в юридическую службу в вашем штате или территории.
В каждом штате есть суд мелких тяжб или трибунал, который рассматривает дела о защите прав потребителей и добросовестной торговле.
Узнайте больше о том, куда обратиться за помощью для потребителей.
Сообщить о проблеме в ACCC
Вы можете отправить отчет в ACCC, чтобы помочь нам понять, где возникают проблемы. Данные из отчетов, которые мы получаем, а также из других источников информируют нас о нашей работе.
Это включает решение о том, какие вопросы мы расследуем и какие принудительные действия мы можем предпринять. Мы также используем эту информацию для информирования о том, какие мероприятия по соблюдению и обучению мы предпринимаем, а также для взаимодействия с промышленностью, защиты интересов и исследований.
Мы фокусируем нашу работу на проблемах, которые могут привести к широкомасштабному ущербу. Вы можете узнать больше о нашем подходе к работе по соблюдению и обеспечению соблюдения требований в нашей Политике соответствия и обеспечения соблюдения требований.
Подать отчет в ACCC
Квитанции
Ремонт, замена, возврат
Права и гарантии потребителей
Куда обратиться за помощью
Аудитория
- Потребители
Темы
- Жалобы
- Консультация потребителя
- Права потребителей
веб-сайтов, где люди могут делиться жалобами на бизнес | Малый бизнес
Мэтт Кобл
Каждый имел дело с разочаровывающими и приводящими в бешенство предприятиями. Как частные лица, так и владельцы бизнеса, которые покупают продукты и услуги, могут столкнуться с проблемами обслуживания клиентов или проблемами с продуктами. Хотя желание кричать во всю глотку понятно, хорошо написанная жалоба может помочь решить проблему. Даже если жалоба не будет разрешена, публичная публикация вашего опыта поможет другим потребителям избежать такой же проблемы и предупредит их об определенных компаниях.
Better Business Bureau
Веб-сайт уважаемого Better Business Bureau включает целый раздел для сообщений о жалобах и ознакомления с жалобами, поданными другими. В то время как некоторые веб-сайты просто предоставляют вам возможность выразить свое недовольство, веб-сайт BBB направляет жалобы соответствующим компаниям, призывая их ответить на вашу жалобу. Учитывая, что большинство компаний действительно ценят удовлетворенность клиентов, эта стратегия может решить проблему. Если компания отвечает и предлагает решить вопрос, жалоба считается «решенной», а не «открытой». Помимо подачи жалоб, вы можете использовать веб-сайт BBB, чтобы проверить компанию, прежде чем отдать ей свой бизнес, используя жалобы других, чтобы избежать этих потенциальных ловушек.
Страницы продуктов
Если ваша жалоба касается конкретного продукта, который производит компания, многие сайты интернет-магазинов публикуют отзывы пользователей. Написание пользовательского обзора дает вам возможность осветить все, что вам не нравится в продукте, или любой негативный опыт, который у вас был с компанией в отношении продукта. Например, если ваш новый компьютер неисправен, а поддержка компании не удовлетворяет ваши опасения, жалоба на веб-сайте, где вы купили компьютер, предупредит других потенциальных покупателей о проблеме.
Сообщества онлайн-обзоров
Единственная цель некоторых веб-сайтов — предоставить потребителям возможность оставить отзыв или пожаловаться на компанию. Такие сайты, как Yelp, Ripoff Report и Trip Advisor, позволяют легко озвучить ваши жалобы и прочитать, что другие говорят о том же бизнесе. Эти сайты не пересылают отзывы и жалобы соответствующей компании; они делают обзоры общедоступными или доступными для участников, поэтому они могут избегать компаний с плохими отзывами.
Связаться с Компанией
Иногда лучший способ действительно решить проблему — довести ее до сведения компании.