Коснется ли пенсионная реформа сотрудников полиции: В Совфеде заявили, что пенсионная реформа не затронет военных и полицейских

Разное

Пенсионная реформа: Издеваться над полицией правительство побоялось

Свободная пресса

Пенсионная реформа тяжелой поступью шагает по стране. Теперь она коснется и правоохранительных органов, которых ранее вывели из-под закона о повышении пенсионного возраста. Соответствующий законопроект, разработанный МВД, опубликован на портале правовой информации.

© Свободная пресса

Согласно законопроекту, высшему офицерскому составу на 5 лет будет повышен предельный возраст службы. Майоры и подполковники смогут служить до 55 лет, полковники — до 60 лет, генерал-полковники, генерал-майоры и генерал-лейтенанты — до 65 лет.

Видео дня

Если закон будет принят, продлить срок службы офицеры смогут на любой срок в пределах 5 лет. Правда, делать это придется ежегодно, а кроме того нужно будет получить одобрение врачей.

При этом новый предельный возраст на самом деле предельным не будет. Тем, кто годен по состоянию здоровья и прошел аттестацию, будет позволено заключить новый контракт на срок до 5 лет. Таким образом, руководящий состав МВД сможет служить до 60-65-70 лет.

Также в полиции озаботились притоком свежих кадров на верхние этажи системы. Теперь поступить на службу на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава можно будет до 40 лет, а не до 35 лет, как было ранее. Сыновья генералов будут начинать службу майорами?

В МВД объясняют свое новаторство стремлением сохранить для ведомства квалифицированные кадры, эффективно использовать опыт таких сотрудников. Предполагается, что в течение 5 лет продлить срок службы смогут до 26 тысяч сотрудников.

Еще один аргумент — выплаты сотрудникам при их увольнении (при стаже в 20 лет это 7 окладов и пенсия по выслуге лет) будут перенесены на более поздний срок, что «даст экономию бюджетных средств в первые годы реализации законопроекта».

Что касается младшего состава правоохранительных органов, то для них никаких существенных изменений не произойдет. Выслуга лет останется прежней — 20 лет. Страхи большинства полицейских быть приравненными в пенсионных правах к остальному народу оказались беспочвенными.

Это значит, что в случае продолжения протестов против пенсионной реформы граждане могут вновь столкнуться с жесткой реакцией полиции, аналогичной той, что наблюдалась 9 сентября 2018 года. Напомним, протестующих в тот день задерживали показательно жестко, избивая дубинками. Всего по России было задержано свыше 1 тысячи человек. СК начал по этим фактам проверку.

Глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин удовлетворен законопроектом.

— Этим законом для старшего офицерского состава, для начальников, сделали нормально. Младший состав тоже пока не тронули. Дали кое-какие гарантии. То есть в целом, этот закон для правоохранителей более-менее разумный, нейтральный. В МВД наверху не глупые люди сидят.

«СП»: — Что значит «пока» не тронули младший состав?

— Если бы такое сделали для рядовых сотрудников, половина бы уволилась. Люди и так стали увольняться. Даже на слухах об увеличении выслуги лет до 25 лет, которые циркулировали целый год.

По мнению экс-президента Всероссийской полицейской ассоциации Алексея Ганькина, условия выхода на пенсию сотрудников МВД не должны сильно отличаться от условий обычных людей.

— Если такая возможность (служить дополнительные 5 лет — авт.) людям будет предоставлена, исходя из их добровольных пожеланий, как возможность, то в этом ничего плохого нет.

«СП»: — Вы, помимо прочего, редактировали журнал «Полицейское братство». Не разрушат ли его подобные преференции высшим офицерам? Да и к народу быть поближе не грех…

— Конечно, правоохранители — это часть общества. У нас увеличили для гражданских возраст выхода на пенсию. Логично, что не должно быть каких-то «ножниц», разрывов. Поэтому надо подтягивать и правоохранителей.

«СП»: — Так значит и рядовому составу надо увеличить выслугу лет? Не только генералам?

— Есть разные сотрудники. Некоторые служат 20 лет, как полных 60 лет. Есть оперативные службы, спецподразделения, которые каждый день жизнью рискуют — те, кто «на земле» трудятся. А есть те, кто сидит, в носу ковыряется. Поэтому всех грести под одну гребенку, наверное, не совсем правильно. Возможно, часть должностей нужно выделить и сделать гражданскими.

А вот главный редактор ФОРУМ.мск Анатолий Баранов видит в законопроекте стремление МВД продлить комфортную жизнь высших офицеров.

— Есть старый анекдот. Что такое генерал, должность или звание? Правильный ответ: не должность и не звание – это счастье! Ну вот, собственно, это счастье и предполагает продлить новый проект закона. Сотрудников, имеющих звания ниже майора он не касается, а вот старшим офицерам и особенно генералам позволяет находиться на службе лишних пять лет, генералам даже десять, если позволяет здоровье.

«СП»: — Говорят, полицейская служба — не сахар…

— Но генерал ведь не бегает за преступниками и не стреляет с колена, так что если он не лежачий больной, то может продолжать служить родине в уютном кресле.

«СП»: — Так у всех силовиков, не только полиции…

— Например, в Министерстве обороны давно существует так называемая «райская группа» — инспекторская служба для высших генералов. Скажем, бывший министр обороны Соколов, которого сняли с должности еще после посадки Руста на Красной площади, отметил там в своем рабочем кабинете 100-летний юбилей.

Думаю, и в МВД хотят завести нечто подобное, тем более что это не обязательная практика, а «по желанию». По чьему желанию – это уже другой вопрос, но генеральское счастье будет обеспечено, у меня нет никаких сомнений.

В свою очередь секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков, видит в происходящем новый этап расслоения российского общества.

— Это продолжение темы разделения общества на сословия. Только в данном случае внутри сословия появляется более привилегированная его часть и не привилегированная.

«СП»: — В чем же привилегии полицейского генералитета? На них вся ответственность…

— Мы прекрасно понимаем, что для высшего офицерского состава ограничение срока службы является скорее минусом, чем плюсом. Потому что там служат люди, которые находятся в достаточно комфортных условиях с хорошим уровнем заработной платы и другой материальной поддержки. Так что для них это дополнительный бонус.

«СП»: — Может, таким образом «покупается» лояльность всей полицейской вертикали? Генералы будут признательны за сытую старость и с особым рвением станут командовать подчиненными в случае необходимости подавить те же пенсионные протесты. Нижним же чинам деваться некуда — будут исполнять приказы…

— Я бы не стал так говорить. Не факт, что эта мера принимается для этого. Думаю, это просто дополнительный бонус. А для борьбы с протестами у нас давно разработаны все необходимые технические и организационные модели, начиная от Росгвардии и заканчивая казаками. Все уже есть.

Новости экономики: Эксперт: пенсионная реформа — это возвращение к антинародной политике Гайдара

Пенсионная система: В Самаре умершую пенсионерку пригласили за пособием на похороны

Другое, Александр Шершуков, Анатолий Баранов, Михаил Пашкин, Министерство обороны, МВД

Свободная пресса: главные новости

  • В Белгородской области системы ПВО сбили беспилотник

  • Китай покоряет Солнце, зарабатывая миллиарды долларов и обгоняя США

  • Впервые ЕС может ввести санкции против китайских компаний, работающих с РФ

Старикам тут не место: почему пенсионная реформа не учитывает интересы граждан

В индивидуальном порядке людям тяжело отстаивать свои интересы и права – нужны организации и институты. Фото CC BY-NC-ND 2.0: ИнфоПро / Flickr. Некоторые права защищены.Пенсионная реформа, объявленная в разгар Чемпионата Мира по футболу, заметно скандализировала российское общество. Комментаторы в прессе и в социальных сетях утверждают, что если бы не запрет на проведение митингов, распространяющийся на все время проведения ЧМ, в России можно было бы ожидать массовые уличные протесты. О сути пенсионной реформы и том, какая реакция на нее может быть самой эффективной, oDR поговорил с Иваном Климовым – доцентом факультета социальных наук НИУ Высшая Школа Экономики.

Повышение пенсионного возраста вызвало резко негативную реакцию: против него высказываются и рядовые граждане, и специалисты, и управленцы. Можно ли сравнить происходящее сегодня вокруг пенсионной реформы с той волной протеста, которая в 2005 году последовала за монетизацией льгот?

В чем-то да, в чем-то нет. Сходство есть в том, что у обеих реформ очень массовые целевые группы, а в некоторых из этих групп, есть организованные акторы. В 2005 году, в реформе по монетизации льгот большую роль, например, сыграли ассоциации чернобыльцев, инвалидов. Сегодня на пенсионную реформу отозвались профсоюзы, многие из политических партий – «Яблоко», Справедливая Россия в лице Олега Шеина активно формируют свою позицию. В любом случае есть организованные игроки и это важно.

В 2005 году, когда протесты только начинались, они имели спонтанный и стихийный характер: они были сильны только в момент возмущения, а потом распылились. В какой-то момент возник Союз Координационных советов, но большинство из них прекратили свою деятельность в течение года. Чтобы от протеста был эффект, должны быть правила согласования интересов, и действовать соответствующие процедуры. Должны появляться игроки, которые обладают необходимыми компетенциями, не только способностью к координации и мобилизации, но и такими, как ведение переговоров, ведение проектов.

Чтобы от протеста был эффект, должны быть правила согласования интересов

Стихийные протесты зачастую оказываются не только безрезультатными, но ими еще и легко манипулировать и их очень легко оседлать. Именно это пыталась сделать КПРФ в 2005 году. Протестующие часто не могут оценить намерение, мотивацию, стратегические перспективы от коалиции с тем или иным политическим игроком. Поэтому в случае со стихийными акциями протеста события нередко развиваются от плохого к худшему. Здесь надо внимательно смотреть, какие авторы и с какими стратегиями будут вовлекаться в участие в очередной пенсионной реформе.

Можно ли сказать, что наличие сегодня протестных коалиций и организованных игроков – это и есть результат анти-реформенного бунта 2005 года?

Сейчас ситуация гораздо сложнее, чем в 2004-2005 годах. Пространство политических возможностей практически отсутствует, здесь много препятствий. Организовать легальную забастовку невозможно, есть законы о митингах, о полиции, есть закон об иностранных агентах. Последний очень сильно ударил по сектору НКО, в первую очередь, он привел к к расколу между организациями: они поделились на тех, кто считает возможным иметь дела с государством и тех, кто категорически ушел из этих проектов, переключились на бизнес или предпринимательство. Не уверен, что сейчас НКО готовы рисковать своими накопленными социальными капиталами для того, чтобы возглавить протест.

Профсоюзы, безусловно, будут здесь одним из важных игроков, и нужно будет наблюдать, как они будут выстраивать свою позицию. Важны «альтернативные профсоюзы», хотя их очень немного. А у ФНПР ситуация сложная. С одной стороны, им необходима поддержка работников, с другой стороны – они должны демонстрировать лояльность власти. Думаю, они совершенно спокойно будут пользоваться своими лоббистскими возможностями для получения каких-то бенефитов.

Диалог между властью и гражданами так и не состоялся. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости. Все права защищены.В подобной ситуации, помимо профсоюзов и НКО, роль организованного игрока могли бы взять на себя политические партии. Но у нас практически ни одна из партий не имеет реального членства или реального присутствия – поэтому рассчитывать на них не приходится.

И еще один вид игроков – это фабрики мыслей. Редко когда профсоюзы становятся аналитическими центрами высокого уровня. Да, самые продвинутые из них обладают хорошими компетенциями в трудовом законодательстве, в адвокатуре, в судебном разбирательстве и так далее, умеют неплохо отстаивать права в суде. Но я могу представить ситуацию, что когда их зовут на экспертное обсуждение и говорят «ну хорошо, вы предлагайте». И они должны не предлагать, а они должны пользоваться наработками, использовать социологов и политологов для того, чтобы сказать, что по большому счету вопрос не только в пенсионном возрасте, а в трудовом законодательстве, или в принципах формирования солидарной части пенсий, нужно делать то и это. Для такого типа разговора нужны аналитические ресурсы.

Перспектива протестов представляется не очень радужной. Важен ведь не сам протест как таковой, и даже не его результативность. Важны те самые процедуры, которые позволяют отстоять сформулированные требования. С этой точки зрения те же корпорации имеют на порядок больше возможностей для лоббирования своих стратегических решений нежели граждане. В индивидуальном порядке наемные работники неспособны отстаивать свои интересы и права, они не обладают знаниями, компетенциями, их легко запугать. Взаимодействуя с такой атомизированной массой, власть, скорее, будет прибегать к манипулятивным приемам вместо того, чтобы в трудном, но диалоге оптимизировать свои реформаторские намерения.

Это похоже на то, что Вы отмечали еще в 2006 году по поводу монетизации льгот: между государством и гражданами не было налаженного диалога, обсуждение реформы велось на кухне, создавался народный дискурс, но никто толком не знал, что будет. Изменилось ли что-то сейчас в этом плане с пенсионной реформой?

У меня есть подозрение, что нет. Как и в 2004-2005 годах, нет инструментов, с помощью которых эти идеи бы формулировались или транслировались. Недостаточно свободных СМИ, которые бы систематически развивали эту тему. При всем уважении к «Ведомостям», «Коммерсанту», РБК – их формат не воспринимается. Люди, которые читают их тексты – это очень узкая прослойка, очень узкая категория. И это не те, кто готов к протесту.

А эти люди – условные читатели «Коммерсанта» – вообще являются целевой группой пенсионной реформы?

Безусловно – и это особенность всех пенсионных реформ. По большому счету, люди понимают, что они все являются целевой группой пенсионных нововведений. Они вынесли урок протестных настроений 2005 года, о необходимости создавать правила игры в таких делах как реформа социальных льгот.

Власти ожидают негативные реакции – но рассчитывают на то, что реакция людей будет некомпетентной

Сейчас получается, что власти ожидают негативные реакции – но рассчитывают на то, что реакция людей будет некомпетентной. Они вносят «сырой» или «рамочный» законопроект, а потом говорят, что будут в него вносить изменения в зависимости от анализов практики, от того, кто и какие предложения и протест будут формулировать. Обратите внимание, что такая практика появилась и реализуется по любому поводу регулярно с 2011-2012 года. Это могут быть разные сюжеты: и экономические, и социальные, и медийные. Они вносятся, а потом власти говорят «будем уточнять». С одной стороны, это правильно, власть перестраивает структуру работы над законами, готова их адаптировать и менять. С другой стороны, это сильно сбивает качество законотворчества, и вообще переворачивает логику, по которой сперва обсуждаем, потом – принимаем. И дополнительно возникает вопрос субъектов: кто будет участвовать в адаптации и изменении законов – самые активные, самые подготовленные игроки? Или те, кого допустили? Сколько было попыток изменить закон об иностранных агентах – результата нет.

Нынешние преобразования пенсионной системы в этом смысле – эшелонированные. И «фабрики мысли» участвуют, и опросные фирмы систематически ведут разные исследования по этой тематике. С точки зрения социальной инженерии, любая пенсионная реформа – это очень сложный проект и поэтому возникает вопрос, смогут ли различные институты и органы власти справиться с этим менеджментом. Есть множество негативных примеров, но есть и позитивные – вспомните деноминацию. Ее можно назвать успешной реформой: она не привела к всплескам инфляционным опасений или к реальной инфляции, не вызвала ни стихийных протестов, ни мандража.

Проведение пенсионной реформы во время ЧМ-2018 – эффективное решение. Фото: Григорий Соколов / РИА Новости. Все права защищены.При проведении подобных реформ главный вопрос заключается в умении стратегического выстраивания действий и решений. То, что пенсионную реформу увязали с чемпионатом мира, может вызывать гнев или, наоборот, восхищение – но главное то, что технически это эффективное решение, оно снимает опасение немедленной стихийной реакции. У власти и людей появляется время для того, чтобы осмыслить ситуацию. У власти появляются рычаги предотвращения акций протеста.

Другое дело, что и противники получают возможность подготовиться и спланировать свои действия. Это хорошо, потому что подготовленные, организованные протесты более эффективны.

Если пенсионная реформа действительно была спланирована в соответствии с демографическими данными, то возникает простой вопрос: как можно поднять пенсионный возраст в стране, где 40% мужского населения не доживает до этого возраста? На что ориентировались законодатели, на какую модель?

Здесь есть несколько пластов и нужно их аккуратно разбирать, по возможности, не уходя в эмоциональную плоскость и в плоскость морализаторских суждений.

Первый пласт связан с макропроцессами. Наиболее прозорливым людям демографическая проблема с пенсионным возрастом была ясна еще в начале нулевых годов. Уже тогда демографы говорили, что в период с 2015 по 2020 год убыль трудоспособного населения будет составлять в среднем миллион человек в год. Почти шесть миллионов людей в год выходили бы на пенсию. Демографическая ситуация развивается так, что численность занятых в экономике к 2030 году сократится где-то на 8%, а падение доли занятых в наиболее продуктивном возрасте (до 40 лет) произойдет чуть ли не на четверть. Это обстоятельство было известно. И что нужно делать? Рожать не получится: за счет прироста детей мы просто-напросто усилим нагрузку на работающее население. Нужны были другие альтернативы.

Поэтому в то, что пенсионный возраст не будут повышать могли верить только те, кто не знаком с демографией. Первой попыткой решить проблему с пенсией был сюжет о работающих и неработающих пенсионерах. Пенсионный возраст могли бы не повышать, но все равно придумали бы сложные механизмы с регулированием получения пенсии и трудовой занятости.

Второй момент. В 1990-е годы предприятия массово сбрасывали с себя «социалку», отказывались от чрезмерных для новой экономической ситуации социальных обременений. Государство так себя повести не могло, но и выполнять свои социальные обязательства было не в состоянии. Накануне реформы льгот в 2005 году объем обязательств по ним составлял чуть ли не две трети годового бюджета. Разумно ли было надеяться на них?

Отказавшись от социальных обязательств, государство рискует потерять взаимодействие со своими гражданами

Главный вывод 2005 года – нельзя просто так отказаться от социальных обязательств. Это чревато очень серьезными и социальными, и политическими последствиями. Государство теряет разнообразных сложные формы взаимодействия со своими гражданами. По всей видимости, в той части государственной машины, которая отвечает за экономику и социалку, были сделаны важные выводы. Например, что важен отыгрыш: реформа должны быть не жесткая, не циркулем по бумаге нарисованная, а, скорее, она должна быть спланирована как некоторая траектория, которая меняется под воздействием участников.

Во-вторых, что социально значимые нововведения чреваты протестами, их нужно учитывать и быть к ним каким-то образом готовым. В-третьих, стало ясно, что нужна инфраструктура, нужны новые игроки, которые бы участвовали в решении социальных проблем и в реализации социальной политики.

С 2005 года происходит новая институциализация социальной политики. Это означает, что появляются новые акторы, появляются новые системы правил, обеспечивающие участие людей. В частности, после 2005 года активно начали развиваться волонтерские проекты, стали появляться социально ориентированные НКО. НКО как форма эффективного управления малыми бюджетами было одним из «открытий». Стали усложняться формы корпоративной социальной ответственности компаний и предприятий. Таких изменений было много и они до сих пор продолжаются, просто волонтерство и корпоративное волонтерство – это наиболее яркие вещи.

С 2005 года происходит новая институциализация социальной политики

Из этих тенденций видно, что государство поняло всерьез, что важны институты и важны игроки, что важны НКО, волонтерские объединения. Тогда социальные обязательства государства будут не просто бременем, а их эффективность и реализация будут повышаться. Будут снижаться транзакционные издержки.

При этом государство само же ставит НКО-сектору палки в колеса. Власть пытается использовать потенциал этих организаций для своих потребностей, но только в тех рамках, которые она сами готовы допустить.

Безусловно, это противоречивая история. Этими задачами занимаются разные люди. Для меня важно, тем не менее, что эти процессы указывают на институционализацию в секторе. Эта институционализация никогда не проходит ровно и последовательно, есть возвратные движения, столкновения интересов. Сейчас происходит рождение инструментов для реализации обязательств социальной политики. Этот процесс не закончен, он будет еще долгим. Глобальные задачи, такие, как пенсионная реформа, они встраиваются в этот тренд.

Власти становятся заложниками некоторых своих инициатив

Одновременно мы видим, что власти становятся заложниками некоторых своих инициатив, которые, развиваясь, начинают требовать от властей меняться самим. То же самое волонтерство, или проекты типа «Активного гражданина». Возникнув (зачастую) как форма имитации общественной активности, эти проекты и направления способны становиться драйвером изменений.

Я уверен, что сейчас пришла эпоха реформ в социальной сфере. Удивительно, что она не началась во второй половине нулевых годов. Это фантастика, что государство так долго оставалось под давлением социальных обязательств, когда бизнес их скинул в начале 1990-х.

Итак, у нас на глазах зарождаются новые институты социальной политики. Насколько эти институты соответствуют потребностям рядовых граждан?

Институты всегда испытывают проблему с вовлечением и участием людей. Создаем ли мы компанию или учебное заведение или новый продукт – мы должны его не только сертифицировать, не только разработать технологическую модель, но и создать у людей привычку им пользоваться. В данном случае, это значит, что нужно продумать непосредственное участие людей в пенсионной реформе. К сожалению, нынешние нововведения сложно назвать реформой. Реформа предполагает появление понятных алгоритмов и принципов действий, как повседневных, так и стратегических. А сейчас все чаще можно услышать интерпретацию, что нынешняя «реформа» начата потому, что не сходится дебет с кредитом в пенсионном фонде. То есть, тут логика фискальная, а не реформаторская.

Возможность самостоятельно распоряжаться пенсионными отчислениями может быть сопоставима с отменой крепостного права

Одновременно с этим все предшествующие эксперименты и экзерсисы (вроде заморозки накопительной части) очень сильно подорвали доверие и к пенсионной системе, и к способностям государства адекватно действовать в этой сфере. По большому счету только одно решение может изменить отношение людей – дать возможность людям самим распоряжаться той долей пенсионных отчислений (22%), которые за работника платит работодатель. По своим последствиям это будет сопоставимо с отменой крепостного права. Ведь для людей трудоспособного возраста пенсия – это не их деньги. Они даже не знают, сколько у них денег до вычетов, до налогов, не знают, сколько работодатель платит за них.

Чтобы социальные реформы были эффективными, должны соблюдаться понятные всем игрокам правила. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости. Все права защищены.У большинства отношение к пенсионным деньгам пассивное и даже обреченное. Скорее всего, молодые люди уже и не рассчитывают на пенсию, им что повысится, что не повысится, им по барабану. Этим надо пользоваться и говорить «ну окей, пенсионный возраст тебе по барабану, а давай к этому добавим твою личную ответственность за накопления». Давайте сделаем национальный проект «Семейный бюджет в каждый дом» на портале Госуслуг. Это как элемент повышения финансовой грамотности. Но в целом это вопрос комплексный. Тут не только нужно решать вопросы с инструментами накоплений, законодательным оформлением, наполнением государственного бюджета. Вопрос пенсионных накоплений – это еще и вопрос ценности человеческой жизни, в том числе и в моих собственных глазах.

Если же говорить о протестном потенциале сегодняшних нововведений в пенсионной сфере, то, судя по опросам, он достаточно высок. Самое главное – протест в адрес повышения пенсионного возраста представляется легитимным, оправданным не только тем, кто готов протестовать, но и тем, кто сам в акциях участвовать не готов. Почему это важно – «не-участники» санкционируют протест «участников», они оказываются и группой поддержки, и «вторым эшелоном».

Как можно было бы обучать людей, повысить их компетенции, какие есть каналы и возможности?

Я вижу три вещи:

Первое, это общегражданское образование, которые будут проводить университеты, НКО, досуговые центры.

Второе, это работодатель, который должен повышать компетентность относительно пенсионных накоплений своих сотрудников. А для этого ему должно быть интересно и выгодно. Государство должно взять на себя эту задачу – стимулирование работодателей так, чтобы они развивали корпоративную программу обучения.

Третье, это финансовые организации. Нужно менять функцию налоговых институтов, чтобы налоговая не только выписывала штрафы, а она должна прийти ко мне в компанию или в НКО и предложить, как мне оптимизировать собственные процессы, как мне упростить процессы бюджетирования. Роль государства в этом – создавать правила игры и добиваться их соблюдения. Чтобы не создавалось ощущение, что государство ворует и чтобы не было возможности это делать.

Роль государства – создавать правила игры и добиваться их соблюдения

Если переходить к нынешней пенсионной реформе, можно резюмировать:

Пока это не реформа. Не предложены какие-то понятные и прозрачные алгоритмы действий для людей. Во-вторых, не видно, какие связанные изменения предполагаются в смежных областях. Эксперты сейчас много говорят о том, что повышение пенсионного возраста будет сказываться и с проблемами рынка труда, потребует изменений в трудовом законодательстве, нужно возвращаться к вопросу о роли профсоюзов, загнанных чуть ли не в подполье. Тут же и вопросы безработицы, и «теневого рынка труда». Ведь одна из причин дефицита пенсионного фонда не только в «плохой демографии», но также и в большой доле «серых» зарплат и низкой доле «белых», из отчислений на них и формируется пенсионный фонд.

В-третьих, важны акторы, компетентные участники, здесь пока проблема. Какие участники здесь должны появиться? Работодатели каким-то образом задействуются или нет? Какой класс задач им будет предоставлен? Будут ли ставиться задачи системе НКО, будет ли меняться трудовое законодательство? Это тоже пласт факторов.

Есть ли категории населения, по которым пенсионная реформа ударит больнее всего?

Один из важных маркеров сегодняшних преобразований, это то, как в этих рамках будут решаться вопросы льготных категорий – и это вопрос общественной солидарности. Оставлять ли шахтерам льготный выход на пенсию? Вот шахтерам – да, я представляю их работу, с какими опасностями они сталкиваются. А для прокуратуры или для госслужащих? Не уверен, что в этом случае люди готовы руководствоваться солидаристскими мотивами.

Особенность предложений о повышении пенсионного возраста в том, что одних этот сюжет уже не коснется (нынешних пенсионеров), других – «еще не коснется», молодых людей. Последним не только все равно, они уверены, что до их пенсии все еще сто раз поменяется. Такой дифференцированный подход с одной стороны оправдан (с точки зрения предлагаемой недо-реформы), с другой (если говорить о потенциале протеста) – затрудняет формулировку общих и единых требований, которые можно защищать.

Единственно возможная точка солидарности – отмена решения о пенсионном возрасте. Но честно говоря, я не верю в эффективность и реализуемость этого требования. Как раз в этой ситуации очень важны лидеры и компетентные участники, эксперты, способные предложить адекватные альтернативы и требовать их принятия.

 

Во Франции вспыхивает новая волна пенсионных протестов, когда полиция готовится к насилию

Демонстрация железнодорожников на путях Лионского вокзала во вторник в Париже. Запланирован новый раунд забастовок и демонстраций против непопулярных пенсионных реформ, которые, в первую очередь, повышают установленный законом возраст выхода на пенсию с 62 до 64 лет. снова во вторник по всей Франции, когда полиция усилила меры безопасности против опасающегося насилия и предупреждений правительства о том, что радикальные демонстранты намерены «разрушать, ранить и убивать».

Опасения, что насилие может омрачить демонстрации, вызвали то, что министр внутренних дел Жеральд Дарманин назвал беспрецедентным развертыванием 13 000 офицеров, почти половина из которых сосредоточена во французской столице.

Протесты начались мирно во вторник утром, с большим скоплением людей во многих городах. В Париже бастующие железнодорожники с горящими сигнальными ракетами и флагами вторглись и заблокировали железнодорожные пути, обслуживающие один из главных вокзалов столицы, Лионский вокзал.

Полиция была готова к насилию позже в тот же день. Министр внутренних дел сказал, что более 1000 «радикальных» нарушителей спокойствия, некоторые из которых из-за границы, могут присоединиться к маршам, запланированным в Париже и других местах.

«Они приходят уничтожать, калечить и убивать полицейских и жандармов. Их цели не имеют ничего общего с пенсионной реформой. Их цели — дестабилизировать наши республиканские институты и пролить кровь и огонь на Францию», — сказал министр. Понедельник в деталях полицейских мер.

Бастующие железнодорожники проводят демонстрацию возле горящих поддонов на Лионском вокзале во вторник в Париже.

Томас Падилья / AP

Профсоюзные лидеры и политические противники президента Эммануэля Макрона обвиняют его правительство в протестном насилии, которое вспыхнуло в последние недели, заявив, что его спровоцировало его стремление повысить во Франции пенсионный возраст с 62 до 64 лет.

Критики также утверждают, что сотрудники полиции применяли чрезмерную силу против протестующих. Полицейский надзорный орган расследует многочисленные заявления о правонарушениях со стороны сотрудников полиции.

Бастующие железнодорожники Лионского вокзала прошли маршем под лозунгом, гласившим: «Полиция калечит. Мы не прощаем!»

Демонстрация рабочих с плакатом, посвященным отмене визита короля Карла III, во вторник в Нанте, западная Франция.

Джеремиас Гонсалес / AP

Новая волна протестов стала 10-й раз с января, когда профсоюзы призвали рабочих уйти, а демонстрантов затопить улицы страны против предложения Макрона.

Не сумев получить большинство в нижней палате парламента за непопулярные реформы, Макрон протаранил их, используя особое конституционное право, еще больше разжигая гнев протестующих.

«Все сходят с ума», — сказал Клеман Сайд, пассажир поезда Лионского вокзала, который заявил, что поддерживает забастовки, несмотря на их влияние на транспорт и другие услуги.

«Мне 26 лет, и я думаю, выйду ли я когда-нибудь на пенсию», — сказал он.

Другая пассажирка, 70-летняя Элен Коган, сказала: «Французы упрямы, и ситуация выходит из-под контроля».

Copyright 2023 NPR. Чтобы увидеть больше, посетите https://www.npr.org.

Что мы узнали о реформе залога и реформе бюджета полиции из двух дискуссий экспертов

Гражданская федерация организовала серию групповых дискуссий по реформе уголовного правосудия в рамках ежегодной конференции Правительственной исследовательской ассоциации в июле. Здесь мы выделяем основные выводы из обсуждений двух тем, которые в настоящее время находятся на переднем крае реформы уголовного правосудия по всей стране: реформа залога и реформа бюджета полиции.

Реформа системы залога в США

В рамках этой панельной дискуссии было рассмотрено состояние реформы досудебного производства в различных частях страны, особенно в Иллинойсе, Нью-Джерси, Нью-Йорке и Техасе. Многие юрисдикции по всей стране уже внедрили политику отказа от решений об освобождении до суда, основанных на деньгах, чтобы сократить досудебное лишение свободы, содержать под стражей только тех лиц, которые представляют угрозу для общественной безопасности, и избегать ненужного досудебного содержания под стражей. Тем не менее, штат Нью-Джерси первым осуществил капитальный ремонт своей системы предварительного следствия в масштабах штата. Иллинойс последует этому примеру, когда в январе 2023 года вступят в силу некоторые досудебные положения Государственного закона 101-0652 (Закон о SAFE-T), включая отмену денежного залога9. 0003

В обсуждении, которое модерировала Паула Вольф, политический советник проекта «Правосудие штата Иллинойс», приняли участие отличные руководители штатов и эксперты по реформе уголовного правосудия:

  • Достопочтенная Энн Берк, председатель Верховного суда, штат Иллинойс
  • Достопочтенный Гленн А. Грант, административный директор судов Нью-Джерси
  • Инша Рахман, вице-президент по защите интересов и партнерству, Институт юстиции Веры
  • Ник Хадсон, стратег по вопросам политики и защиты интересов, Американский союз защиты гражданских свобод Техаса

Ниже приводится резюме и основные выводы обсуждения, проведенного 19 июля:

Новый закон штата Иллинойс о реформе досудебного Закон о реформе уголовного правосудия. В дополнение к отмене денежного залога закон:

  • Определяет превентивное задержание;
  • Усиливает юридическую защиту малоимущих ответчиков;
  • Изменяет процедуры, касающиеся условий выпуска;
  • Определяет умышленное бегство;
  • Создает досудебный совет по надзору за данными при Административном управлении судов штата Иллинойс;
  • Требует, чтобы правоохранительные органы выносили приговоры вместо содержания под стражей в некоторых делах низкого уровня с уведомлением о явке в суд в течение 21 дня; и
  • Определяет процедуры для нарушений досудебного освобождения.

Верховный суд штата Иллинойс, пояснил судья Берк, уже несколько лет участвует в реформе досудебной системы по всему штату. Комиссия по досудебной практике, созванная Верховным судом, в апреле 2020 года опубликовала окончательный отчет с рекомендациями, многие из которых были включены в Закон о SAFE-T. Суд продолжает сотрудничать с законодателями через свою Целевую группу по внедрению досудебной практики, которая работает над обеспечением успешного применения нового закона.

Несмотря на активное сотрудничество между заинтересованными сторонами, существуют и проблемы, сказала она. В штате Иллинойс 102 различных округа, что затрудняет создание единой единообразной операционной структуры для предоставления досудебных услуг. В настоящее время в половине округов штата Иллинойс отсутствует какая-либо программа досудебных услуг, и только в четверти есть существенные досудебные функции. Многие из требований не обеспечены финансированием, поэтому потребуется государственное финансирование, чтобы компенсировать расходы на дополнительный местный персонал и упущенную выгоду от отмены платежей по облигациям.

Успех штата Нью-Джерси:

Судья Гленн Грант, директор Административного управления судов штата Нью-Джерси, рассказал об усилиях, предпринятых в штате Нью-Джерси за последние несколько лет. После исследования 2012 года, которое показало, что 12% людей, находящихся в предварительном заключении, содержались под денежным залогом в размере 2500 долларов или меньше, суды Нью-Джерси инициировали широкомасштабную реформу уголовного правосудия, направленную на сокращение досудебного содержания под стражей и предоставление только тем людям, которым предъявлены самые высокие обвинения. тяжкие преступления проходят в тюрьме. Председатель Верховного суда учредил Объединенный комитет по уголовному правосудию, который в 2014 году выдал ряд рекомендаций законодательному собранию штата. Среди них принятие поправки к конституции, разрешающей превентивное задержание некоторых обвиняемых с высокой степенью риска, введение использования инструмента оценки риска.

для вынесения суду рекомендаций об освобождении до суда, установления конкретных временных параметров, в течение которых кому-либо должно быть предъявлено обвинение и должно быть проведено скорейшее судебное разбирательство, и расширения технологических систем. Закон не отменил денежный залог, но денежный залог в настоящее время практически не используется. Реформы привели к сокращению числа заключенных на 47% в период с 2012 по 2019 год., а также изменение состава тюремного населения. Теперь 65% тех, кто находится в предварительном заключении, обвиняются в преступлениях первой и второй степени, а количество людей, содержащихся под залогами с низкими денежными средствами, сократилось с 12% в 2012 году до 2,4% в 2019 году.

Нью-Джерси изначально финансировал расходы на досудебные операции. и технологические потребности за счет увеличения регистрационных сборов. Законопроект о реформе предусматривал выделение 22 миллионов долларов на программу досудебных услуг в масштабах штата и еще 10 миллионов долларов на технологические системы. Судья Грант сказал, что это недостаточный уровень финансирования, и выступил за дополнительные, более стабильные доходы. В настоящее время государство выделяет постоянные ежегодные ассигнования на финансирование досудебной программы.

Нюансы реформы залога в Нью-Йорке:

Инша Рахман из Института юстиции Веры объяснил различия между законодательством о реформе залога, принятым законодательным собранием штата Нью-Йорк в 2019 году, и законом Нью-Джерси и Иллинойса. Реформа системы залога в Нью-Йорке была инициирована в первую очередь канцелярией губернатора и принята законодательным органом, в то время как усилия в Нью-Джерси под руководством Верховного суда достигли консенсуса со стороны широкого круга заинтересованных сторон в области уголовного правосудия, включая правоохранительные органы. Законодательство Нью-Йорка позволяет судьям устанавливать залог наличными, что было частью компромисса, основанного на том факте, что судьи должны устанавливать залог, исходя из риска неявки, а не риска, который ответчик представляет для общественной безопасности.

Закон предусматривал освобождение более чем в 85% случаев, оставляя судьям возможность принимать решения о том, какие условия досудебного освобождения установить. Электронный мониторинг ограничивался уголовными преступлениями и серьезными делами о домашнем насилии, что, по словам г-жи Рахман, отличается от других частей страны, где была проведена реформа залога. Реакция, вызванная индустрией залоговых залогов и правоохранительными органами, вызвала негативное внимание средств массовой информации, а общественная поддержка реформы залога резко упала с более чем 50% до менее чем 30%. В 2020 году в закон об залоге были внесены поправки, позволяющие судьям устанавливать денежный залог в большем количестве случаев. Эта поправка привела к увеличению числа заключенных на 15% с момента ее вступления в силу в июле 2020 года9.0003

Глядя на реформу освобождения под залог на национальном уровне, г-жа Рахман сказала, что сейчас мы находимся на этапе, когда предпринимаются усилия не только по устранению роли денег и прибыли от досудебных систем, но и по сокращению числа людей, находящихся за решеткой, особенно тех, кого не надо задерживать.
Тем не менее, по-прежнему существуют значительные расовые различия между результатами черных и белых подсудимых. В то время как некоторые места, такие как Нью-Джерси, добились успеха в удалении богатства из уравнения и сокращении досудебного содержания под стражей, расовое неравенство по-прежнему является областью реформ, которую необходимо решить.

Округ Харрис и штат Техас:

Ник Хадсон из ACLU Техаса объяснил, что судебный иск, поданный в округе Харрис, оспаривающий конституционность денежного залога, привел к урегулированию, которое теперь требует от большинства людей, обвиняемых в о проступках, которые должны быть опубликованы, а также надежный сбор данных. До судебного процесса 90% людей, обвиняемых в правонарушениях, были обязаны заплатить денежный залог за их освобождение, по сравнению с менее чем 15% сейчас. По словам г-на Хадсона, округ Харрис ведет разговор о реформе залога в Техасе. Он также рассказал о законодательстве штата, принятом в Техасе, которое фактически расширит использование денежного залога, а не сократит его, требуя от большего числа лиц, обвиняемых в серьезных преступлениях, внести залог для их освобождения.

Кроме того, предлагаемый закон пытается ограничить возможности благотворительных организаций по освобождению под залог подсудимых. Кроме того, г-н Хадсон сказал, что законодательство ничего не делает для повышения общественной безопасности. Он сказал, что это упущенная возможность значительно сократить досудебное содержание под стражей и решить проблему расового неравенства среди тех, кто содержится в тюрьме.

Достижение консенсуса и роль данных:

Судья Грант сказал, что для достижения консенсуса и поддержки среди заинтересованных сторон решающее значение имеют общение, сотрудничество и партнерские отношения. Усилия в Нью-Джерси, возглавляемые Верховным судом, использовали подход, аналогичный подходу политической кампании, с проведением встреч с широким кругом внутренних и внешних заинтересованных сторон. Г-жа Рахман подчеркнула важность общения с редакционными коллегиями и использования в качестве источника информации для СМИ. Г-н Хадсон отметил необходимость совместной работы судов и общественных групп в рамках значимого партнерства, чтобы реформа системы залога была успешной. Основываясь на опыте негативного внимания средств массовой информации, которое привело к негативной реакции на усилия по реформе залога в таких местах, как Нью-Йорк и Техас, участники дискуссии согласились с тем, что крайне важно контролировать общественное мнение с помощью достоверной информации. Неизбежно будут случаи, когда подсудимый выходит на свободу и совершает насильственное преступление. Когда это происходит, по словам участников дискуссии, лидеры должны быть готовы смягчить негативную реакцию и предоставить данные, которые направляют дискурс к фактам, а не к сенсациям.

Группа обсудила важность данных в обеспечении логического ответа на аргументы против реформы залога. Г-н Хадсон отметил, что, хотя данные необходимы, чтобы показать, что реформа залога работает, одних данных недостаточно. Он сказал, что сторонники реформы залога должны влиять на общественное мнение в условиях организованной оппозиции. Главный судья Берк сказал, что закон Иллинойса потребует сбора данных на местном уровне, и впервые штат будет собирать исчерпывающую информацию со всех уголков штата. Она отметила продолжающиеся усилия судов, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой и мнением всех групп, включая потребителей системы уголовного правосудия.

Г-жа Рахман и г-н Хадсон отметили, что досудебные службы должны играть лишь минимальную роль после того, как лицо освобождено до суда. Одним из способов заставить людей вернуться на судебные слушания является предоставление телефонных и текстовых напоминаний о предстоящих судебных заседаниях.

Переосмысление и реформирование бюджетов полиции

Существует широкая поддержка реформирования традиционных полицейских служб, но мнения о том, как проводить реформу, расходятся. Термин «прекращение финансирования полиции» толкуется как означающий множество вещей, в том числе отказ от инвестиций в полицейские управления, перераспределение финансирования от полиции к другим общественным службам, увеличение инвестиций в предотвращение насилия и вмешательство в кризисные ситуации или переосмысление роли и ответственности сотрудников полиции. В рамках этой панельной дискуссии были рассмотрены альтернативные подходы, используемые в юрисдикциях по всей территории США, и способы, с помощью которых исследователи могут подойти к более разумному составлению бюджета полиции.

В обсуждении приняли участие различные докладчики, каждый из которых имеет уникальную точку зрения и опыт по теме реформы полицейского бюджета:

  • Роб Хенкен, президент Висконсинского политического форума 
  • Айви Ли, советник по общественной безопасности мэрии Сан-Франциско 
  • Сэнди Джо Макартур, консультант правоохранительных органов, бывший помощник начальника Департамента полиции Лос-Анджелеса и советник криминалистической лаборатории Чикагского университета
  • Морин Куинн Макгоф, начальник отдела полицейского проекта Юридической школы 9 Нью-Йоркского университета0066
  • Крис Морилл, исполнительный директор и генеральный директор Ассоциации государственных финансистов

  • Карен Волкер, вице-президент по стратегии и партнерству Cure Violence Global

Ниже приведены некоторые основные моменты того, что мы узнали из этого разговора.

Переосмысление муниципального бюджета:

Крис Моррилл из Ассоциации государственных финансистов рассказал о передовом опыте, основанном на исследовании GFOA, направленном на то, чтобы муниципальные органы власти более целостно думали о своих полицейских бюджетах. В отличие от текущего стандарта постепенного составления бюджета, который основывает бюджет следующего года на бюджете прошлого года и сохраняет прошлые несправедливости, но не учитывает вклад сообщества, местные органы власти должны стремиться следовать этим семи принципам:

  1. Вместо того, чтобы определять расходы на основе прошлого прецедента, сосредоточьтесь на рентабельном бюджетировании;
  2. Дезагрегированные программы — вместо того, чтобы использовать департаменты и отделы в качестве единиц, на которых основываются бюджетные решения, используйте составление бюджета на основе приоритетов, которое фокусируется на результатах;
  3. Используйте бюджетный процесс, чтобы мыслить вне разрозненности отделов и искать междисциплинарные подходы между отделами и секторами;
  4. Сосредоточьтесь больше на предотвращении, а не на ответных мерах по исправлению положения;
  5. Использовать данные и оценку при принятии бюджетных решений;
  6. Ищите умные, стратегические способы снижения затрат, такие как общие услуги, проверка специальных подразделений и перенаправление ресурсов туда, где они наиболее эффективны; и
  7. Вместо того, чтобы формировать бюджет с противоположным подходом «или/или», бюджет должен основываться на мышлении «и/и», при котором могут быть достигнуты несколько целей (например, защита как общественной безопасности, так и прав личности).

Бюджетные хранилища:

Сэнди Джо Макартур указала на проблемы разрозненности как внутри, так и между отделами. Вторя исследованиям GFOA, она сказала, что необходим гораздо более целостный подход к составлению бюджета, чтобы объединить разрозненные структуры. Часто специализированные подразделения создаются в ответ на неотложную проблему, что делает предоставление государственных услуг более фрагментарным и дорогим. Правительство должно искать долгосрочные решения, а не быстрые ответы. Она также указала, что другие услуги и программы не могут быть успешными в сообществах, пока насилие не стабилизируется.

Карен Волкер отметила, что программы по предотвращению насилия обходятся гораздо дешевле, чем полицейские услуги. Но в то время как сокращение насилия с применением огнестрельного оружия экономит деньги правительства и улучшает социальные и экономические результаты, экономия не переводится непосредственно в бюджеты полицейских департаментов, поскольку они предусмотрены в бюджете отдельно.

Альтернативные модели реагирования:

Морин МакГоу из Policing Project в Нью-Йоркском университете объяснила, что и члены сообщества, и полиция согласны с тем, что от полицейских требуют слишком многого, но они недостаточно подготовлены для реагирования на определенные ситуации. Существуют три основные альтернативные модели полиции для реагирования на 911 призыв к службе: 1) альтернативный ответ, при котором отвечает не сотрудник полиции; 2) модель совместного реагирования, при которой специалист по поведению или психическому здоровью направляется вместе с сотрудником полиции; и 3) широко используемый подход, направленный на улучшение реагирования полиции в том виде, в каком он существует в настоящее время, например, путем проведения дополнительной подготовки или дивергенции, а не арестов. Исследования этих моделей ограничены из-за неадекватности данных и оценки диспетчеризации и рисков, связанных с обращением за помощью. Локальные данные также не могут собрать информацию о тех, кто не звонит 911. Г-жа Макгоу отметила, что наличие альтернативной модели реагирования само по себе не избавит полицию от бремени. Также должен быть способ оценки этих программ.

Предотвращение насилия:

Карен Волкер описала модель лечения насилия, в которой насилие рассматривается как заразная болезнь, которую можно предотвратить путем изменения поведения. Это программа, основанная на фактических данных, в которой используются «прерыватели насилия», чтобы предотвратить распространение насилия людьми из сообществ, наиболее пострадавших от насилия с применением огнестрельного оружия. Предотвращение насилия до того, как оно произойдет, спасает как жизнь жертвы, так и жизнь потенциального преступника, и эта модель доказала, что значительно снижает количество перестрелок и насильственных преступлений.

Точно так же Сан-Франциско вложил значительные средства в предотвращение насилия, а также в альтернативные меры реагирования в рамках своей стратегии общественной безопасности. Айви Ли объяснила, что город стремится уделять больше внимания профилактике, чем лечению постфактум, и инвестировать в такие услуги, как психическое здоровье и профилактика бездомности. Сан-Франциско объявил о дорожной карте по переосмыслению своей системы общественной безопасности в июне этого года, которая использует подход общественного здравоохранения к реформе и отдает приоритет отводу ненасильственных призывов к службе от полицейского управления к неправоохранительным органам и финансированию расовой справедливости. Город использует группы экстренного реагирования для обработки звонков, связанных с психическим здоровьем или расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Эти усилия движут как дезагрегированием данных, так и изменением мышления.

Потребность в ресурсах:

Роб Хенкен рассказал об исследовании Политического форума штата Висконсин, посвященном Милуоки и другим городам Висконсина, которое показало, что местные органы власти штата Висконсин отказываются от инвестиций в полицию по необходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *