Кодекс прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»

Разное

Содержание

На заседании РТК одобрены законопроекты, направленные на защиту прав потребителей из числа уязвимых категорий

Сегодня нормы законодательства о защите прав потребителей имеют общий характер и распространяются на всех потребителей товаров (работ, услуг), включая социально уязвимых. Вместе с тем вопросы защиты прав потребителей, имеющих особые потребности, связанные с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом, требуют особого внимания.

«Согласно статистике о нарушении прав потребителей, представленной Роспотребнадзором, в 2016 году в территориальные органы Роспотребнадзора поступило более 4,5 тысячи обращений со стороны инвалидов, 585 обращений от несовершеннолетних, от пожилых людей – 15,5 тысячи обращений», – заявил статс-секретарь-заместитель министра труда и социальной защиты России Андрей Пудов.

По его словам, в отдельных регионах доля обращений от этих категорий населения доходит до 23,5 % от общего числа обращений.

В связи с этим Минтрудом России подготовлены проекты федеральных законов: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особых мер защиты прав потребителей из числа инвалидов, лиц пожилого возраста и детей», «О внесении изменения в статью 179 Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления мер ответственности за нарушения прав потребителей из числа инвалидов, лиц пожилого возраста и детей».

Данные законопроекты направлены на принятие специальных мер защиты указанных категорий лиц, связанных с предоставлением им услуг в доступной форме – например, для слабовидящего человека обеспечить звуковое дублирование информации о продукте или услуге. Также вводится запрет на отказ или иное воспрепятствование таким потребителям в доступе к товарам по причинам, связанным с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом. Кроме того, предусматривается усиление административной ответственности в виде повышенных штрафов за нарушение прав указанных категорий потребителей.

Предлагаемые нормы позволят исключить совершение недобросовестных, дискриминационных и ущемляющих права потребителей действий.

Ожидается, что законопроекты вступят в силу с 1 января 2018 года.

Законопроектная деятельность — Правительство России

Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2584-р. Цель законопроекта – совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). В Гражданский процессуальный кодекс предлагается ввести новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Также предусматриваются изменения в Арбитражный процессуальный кодекс в части установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц. Это позволит на законодательном уровне закрепить правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков), унифицировать процессуальный порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц и сформировать единообразную судебную практику.

Документ

  • Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2584-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц» (далее – законопроект) подготовлен Минюстом во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года (№Пр-1004ГС от 25 мая 2017 года, подпункт «б» пункта 1).

Цель законопроекта – совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Законопроектом предлагается ввести в Гражданский процессуальный кодекс новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, который может быть применён судом общей юрисдикции при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства).

При этом предусматривается, что с иском в защиту прав и законных интересов группы лиц также смогут обратиться органы, организации и не являющиеся членами группы лиц граждане в установленных федеральными законами случаях. В настоящее время в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) такое право предоставлено только общественным объединениям потребителей.

В целях усиления гарантий защиты прав потребителей законопроектом предлагается внести изменение в Закон о защите прав потребителей, наделяющее должностных лиц Роспотребнадзора полномочиями обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределённого круга потребителей).

Аналогичный правовой институт уже предусмотрен главой 282 Арбитражного процессуального кодекса и успешно применяется в течение ряда лет для защиты прав и интересов субъектов экономической деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, законопроектом предлагается ввести единообразное правовое регулирование порядка обращения в суд или в арбитражный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц.

В этих целях Гражданский процессуальный кодекс предлагается дополнить новой главой 22

3, устанавливающей процессуальные права участников группы лиц, порядок ведения дела о защите прав и законных интересов группы лиц, присоединения заинтересованных лиц к заявленному требованию, замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, распределения судебных расходов, а также порядок рассмотрения судами такой категории дел.

Кроме этого, в Арбитражный процессуальный кодекс предлагается внести изменения в части предельного размера судебного штрафа, налагаемого арбитражным судом, установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц. Предлагается также главу 28

2 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц» изложить в новой редакции.

Предлагаемые законопроектом изменения законодательства предоставят гражданам и юридическим лицам возможность отстаивать свои интересы в суде через уполномоченное ими лицо, не оформляя нотариальной доверенности. В то же время суды будут освобождены от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков.

Принятие законопроекта позволит на законодательном уровне закрепить правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков), унифицировать процессуальный порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц и сформировать единообразную судебную практику.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 года.

ГК РФ о потребительском праве

Гражданский кодекс РФ является основным нормативным правовым актом, определяющим права и обязанности сторон в договорах, заключаемых в рамках, так называемого, потребительского права – т.е. тех норм, которые связаны с особым порядком заключения и совершения сделок при розничной купле-продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также особых оснований и мер ответственности за нарушение установленных правил.

Отметим, что нормы ГК РФ, являясь базовыми, подлежат дальнейшей конкретизации в иных нормативных документах, прежде всего в Законе РФ «О защите прав потребителей», подзаконных актах, а также судебной практике, сложившейся в данной сфере.

Особенности договоров розничной купли-продажи

Применительно к договорам купли-продажи первоочередное значение имеют посвященные продаже товаров в розницу нормы, закрепленные в § 2 главы 30 части второй ГК РФ. Именно особенности такой торговли обуславливают необходимость специального законодательного ее регулирования.

Особенностями данного вида торговли является (ст. 492 ГК РФ):

  • — продавцом товаров является организация либо индивидуальный предприниматель;
  • — покупателем всегда является гражданин;
  • — товары приобретаются в определенных целях (для личного, бытового использования), т.е. целях, не связанных с предпринимательством. Имеет особенности и форма такого договора.

Закон требует, чтобы продавец передавал покупателю чеки – товарный и (или) кассовый (ст. 493 ГК РФ). Следует также иметь ввиду, что для подтверждения факта продажи могут использоваться иные документы, например, при дистанционной продаже с использованием почты, Интернет, банковских карт факт оплаты может подтверждать выписками со счета и т.д. Кроме того, Кодексом специально оговаривается, что, в случае отсутствия чека, покупатель вправе использовать показания третьих лиц – свидетелей.

Также, особо оговаривается, что продавец по таким договорам обязан предварительно представить предусмотренную законом информацию по продаваемым товарам (цена, основные потребительские свойства, является ли товар генно-модифицированным и т.д.). Данное правило является важным для последующей защиты прав покупателя в случае, если в дальнейшем возникнет спор (ст. 495 ГК РФ). ГК РФ особо оговариваются и

отдельные способы продажи: продажа с использованием образцов, дистанционная продажа, с использованием автоматов (ст. ст. 497, 498 ГК РФ). Учитывая, что ряд товаров не могут быть переданы покупателю в месте заключения договора (крупногабаритная мебель и т.д.), ГК РФ предусматривает возможность заключения договора с доставкой товара (ст. 499 ГК РФ).

Важное значение имеет право покупателя на возврат либо замену товара, качество которого не соответствует имеющимся требованиям, которые могут быть установлены законом и иными актами, иметься в информации о товаре (в том числе рекламной), либо обычно предъявляются к подобным товарам.

В этом случае покупатель имеет право заменить товар, уменьшить его цену, потребовать устранения недостатков либо возмещения расходов, если такое устранение произведено покупателем самостоятельно (ст. 503 ГК РФ).

Особенности договоров подряда и возмездного оказания услуг

Применительно к договорам подряда следует отметить, что ГК РФ выделяет специальный вид таких договоров – бытовой подряд.

Помимо общих норм о договорах подряда (ст. ст. 702 – 729 ГК РФ), важное значение имеют нормы, посвященные отдельным его видам, прежде всего договору бытового подряда, который выделен в специальный вид договоров (ст. ст. 730 – 739 ГК РФ).

Согласно ст. 730 ГК РФ отличительными особенностями такого договора, прежде всего, являются:

  • — цель его заключения – удовлетворение личных, бытовых нужд заказчика;
  • — заказчиком в таком договоре всегда выступает гражданин;
  • — на такие договоры распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Важным моментом является право заказчика в любой момент выполнения заказа отказаться от его дальнейшего исполнения – в этом случае гражданин обязан возместить подрядчику только фактически понесенные исполнителем заказа расходы (ст. 732 ГК РФ).

Кодексом особо оговаривается, что важным правом заказчика является право на получение информации о выполняемых работах. Согласно ст. 732 ГК РФ такая информация должны быть предоставлена до момента начала работ. Несоблюдение этого правила является основанием для досрочного расторжения договора без компенсации подрядчику стоимости выполненных работ.

Также Кодексом закреплено, что претензии могут быть предъявлены заказчиком в течение гарантийного срока, либо в разумный срок, но не позднее 2 лет с момента приемки работ (ст. 737 ГК РФ).

Имеет важное значение и то, что в случае нарушения условий о качестве работ, заказчику предоставляются те же права, которые предоставлены ему ст. ст. 503 – 505 ГК РФ в случае нарушения продавцом условий по договору купли-продажи. Договорам об оказании услуг посвящены ст. ст. 779 – 783 ГК РФ.

Примерный перечень услуг, которые могут быть оказаны в рамках таких договоров, закреплен ст. 779 Кодекса.

Отметим, что Кодексом установлены повышенные обязанности исполнителя (по сравнению с заказчиком) в случае отказа от договора в одностороннем порядке. Так, потребитель (заказчик) в таком случае возмещает исполнителю только сумму фактически понесенных исполнителем расходов, исполнитель – всю сумму понесенных заказчиком убытков (ст. 782 ГК РФ).

Потребительский кодекс Российской Федерации или Основы потребительского законодательства Российской Федерации? Текст научной статьи по специальности «Право»

придана обратная сила, поскольку суд первой инстанции неправомерно отказал арендатору в удовлетворении иска о расторжении договора, а если бы договор аренды был признан расторгнутым с даты принятия соответствующего постановления Президиума ВАС РФ, то у арендодателя было бы право на взыскание арендной платы с арендатора до указанной даты). Вместе с тем изложенная позиция не трансформировалась в единообразный подход. Так, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла ошибочными ссылки иностранной компании на изложенную правовую позицию Президиума ВАС РФ, согласно которой дата изменения или расторжения договора в судебном порядке в случае, если при рассмотрении дела вынесен незаконный и в последующем отмененный судебный акт, определяется по истечении месячного срока со дня принятия решения, а не со дня вынесения постановления о его отмене, поскольку при разре-

шении дела об изменении инвестиционного контракта какой-либо иной момент изменения договора, отличный от предусмотренного п. 3 ст. 453 ГК РФ, судами не был определен19.

Таким образом, исходя из обстоятельств конкретного дела, целей законодательного регулирования, существа и вида договорных отношений, целесообразно, если бы суд сам определял момент, с которого договорные обязательства считаются прекращенными или измененными соответственно, в первую очередь учитывая те обязанности, которые остались неисполненными, в том числе если стороны пришли к соглашению относительно момента, с которого договор считается расторгнутым или измененным, а обязательство считается соответственно прекращенным или измененным.

19 См. определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 6 октября 2016 г. № 305-ЭС16-8204 по делу № А40-143265/2013. Библиографический список

Витрянский В. В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре // Кодификация российского частного права / В. В. Витрянский, С. Ю. Головина, Б. М. Гонгало и др.; под ред. Д. А. Медведева. М., 2008.

Заменгоф З. М. Изменение и расторжение хозяйственных договоров. М., 1967. Красавчиков O. A. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. Савельев А. И. Договор присоединения в российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2010. Т. 10. № 5.

Халфина К O. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. М., 1954.

Чистяков К. Е. Изменение и расторжение гражданско-правового договора: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2002.

Потребительский кодекс Российской Федерации или Основы потребительского законодательства Российской Федерации?

РАЙЛЯН Алексей Александрович, профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент

111024, Россия, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 21 Е-mail: о[email protected]

Рассмотрены проблемные вопросы кодификации российского потребительского законодательства.

Цель исследования — показать, каким нормативным правовым актом должна завершиться проводимая кодификационная работа потребительского законодательства, для чего следовало решить следующие задачи: определить правовую природу потребительских отношений, выявить структуру законодательства, регулирующего эти отношения; доказать, что потребительские отношения по правовой природе неоднозначны, не все являются гражданско-правовыми, а подпадают под юрисдикцию разноуровневого законодательства (федерального, регионального и муниципального) и других отраслей права, в частности административного и муниципального.

В процессе исследования использован формально-юридический метод.

Автор пришел к следующим выводам: потребительские отношения неоднородны и не могут быть охвачены полностью одной правовой отраслью и, как следствие, не подлежат регулированию нормативными правовыми актами, принимаемыми только на федеральном уровне. Поэтому кодификационный процесс потребительского законодательства должен завершиться принятием не унитарного «Потребительского кодекса Российской Федерации», а комплексного нормативного правового акта в виде «Основ потребительского законодательства Российской Федерации», сочетающих нормы различных отраслей права, под юрисдикцию которых подпадают потребительские отношения. Необходимо учитывать и федеративное устройство нашей страны: потребительский кодекс больше подходит для унитарных государств. Целесообразно также провести разработку научной доктрины по рассматриваемому вопросу, которая должна предшествовать принятию закона.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, кодификация, муниципальный потребительский рынок, органы местного самоуправления, потребительские отношения, Потребительский кодекс Российской Федерации, проблемы защиты прав потребителей, Основы потребительского законодательства Российской Федерации, структура потребительского законодательства.

Consumer Code of the Russian Federation or the Fundamentals of Consumer Law of the Russian Federation?

A. A. RAYLYAN, professor at the Department of civil law and procedure of the Griboyedov Institute of International Law and Economics, candidate of legal sciences, associate professor

21, Shosse Entuziastov, Moscow, Russia, 111024

E-mail: о[email protected]

The article deals with the problematic issues of codification of Russian consumer legislation and with the need in a codification process.

The purpose of the research is to show how the normative legal act should ultimately result in the on-going codification work of this legislation, for which it was necessary to solve the following tasks: to determine the legal nature of consumer relations, to reveal the structure of the legislation regulating these relations; to prove that consumer relations are ambiguous by their legal nature, not all belong to civil-law, fall under the jurisdiction of other branches of law, in particular, administrative and municipal. Moreover, these relations fall under the jurisdiction of different levels of legislation: federal, regional and municipal.

In the process of research a formal legal method was used.

Based on the analysis the author comes to the following conclusions: consumer relations are heterogeneous, they cannot be covered completely by a single legal branch and, as a consequence, they are not subject to regulation by normative legal acts adopted only at the federal level. Therefore, the codification process of consumer legislation should culminate in the adoption of a non-unitary «Consumer Code of the Russian Federation», and a comprehensive normative legal act in the form of the «Principles of the Consumer Law of the Russian Federation», combining the norms of various branches of law subject to the jurisdiction of consumer relations. It is also necessary to take into account the federal structure of our country. The consumer code is the most suitable one for unitary states.

It would be advisable to conduct a preliminary development of a scientific doctrine on the issue under consideration, which should precede the adoption of the law, for what it would be desirable to initiate a corresponding scientific discussion in the journal.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, codification, municipal consumer market, local government bodies, consumer relations, Consumer Code of the Russian Federation, problems of consumer protection, Fundamentals of consumer legislation of the Russian Federation, structure of consumer legislation.

DOI: 10.12737/article 59f067bf7e2f66.25089739

В последние годы в общественных, юридических и государственных структурах неоднократно высказывается мысль о необходимости кодификации потребительского законодательства, принятии единого нормативного правового акта, призванного регулировать отношения на потребительском рынке.

Так, в декабре 2013 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялся Всероссийский юридический потребительский форум, на котором обсуждались проблемы защиты прав потребителей. Были обозначены ключевые проблемы этой защиты, следствием которых является проявление массового потребительского недовольства практически во всех сферах жизни общества. Итоговой идеей, прозвучавшей на Форуме, явилась назревшая необходимость создания Потребительского кодекса Российской Федерации1.

Впоследствии в средствах массовой информации появлялись сообщения о том, что нас ожидают большие изменения в области защиты прав потребителей. В частности, Закон (имеется в виду Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей») превратят во всеобъемлющий потребительский кодекс, а самих потребителей, возможно, ранжируют по степени уязвимости.

Причем это будет касаться не только россиян, но и практически всех стран, поскольку данные рекомендации содержатся в новых Руководящих принципах ООН и иных

1 См.: В России может появиться Потребительский кодекс. URL: http://www. buhgalteria.ru/news/n124366.

документах. Заместитель начальника управления Роспотребнадзо-ра С. Мухина сообщила: «Конечно, это всего лишь рекомендации, но не выполнять их неприлично. Поэтому нам предстоит выработать стратегию совершенствования защиты прав потребителей и двигаться к созданию Кодекса потребителей». При этом было отмечено, что для России эта задача среднесрочной перспективы, т. е. три — пять лет2.

Идея гармонизации, кодификации обширного и разрозненного, к тому же нередко противоречивого потребительского законодательства не нова, она была выдвинута автором настоящей статьи более десяти лет назад в монографическом издании, где было заявлено, что наступило время перехода на более высокий законодательный уровень — принятия кодифицированных актов в виде «Основ потребительского законодательства Российской Федерации» либо «Потребительского кодекса Российской Федерации», которые бы максимально устранили существующие в этом законодательстве недостатки, расширили возможности правового регулирования потребительских отношений3.

Позднее эта идея вновь была озвучена на Международной конференции, проведенной под эгидой Роспо-требнадзора в связи с 20-летием Закона РФ «О защите прав потребите-

2 См.: Смольякова Т. Все — в одном законе. В России будет разработан кодекс прав потребителей // Российская газета. 2014. 24 окт. С. 4.

3 См.: Райлян А. А. Потребительское право России: основные положения. СПб., 2005. С. 226—227.

лей»4. Дополнительным аргументом в пользу кодификации данного законодательства на сей раз явилось утверждение Президента России, высказанное 16 января 2012 г. в г. Саранске на заседании Президиума Государственного совета РФ, на котором был рассмотрен вопрос об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации: «Считаю, что в этом направлении за последние 20 лет была создана, по сути, новая отрасль права, или, во всяком случае, институт права, который регулирует различные аспекты потребительских отношений (курсив мой. — А. Р.).

Была создана и национальная система защиты прав потребителей, которая координирует действия уполномоченных федеральных органов, региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов и общественных объединений»5.

Поэтому намерения Роспотреб-надзора по унификации потребительского законодательства, его конечной кодификации безусловно заслуживают одобрения. Коль скоро такая работа ведется, то следует ответить на вопрос: чем же она должна завершиться: принятием Потребительского кодекса или Основ по-

4 См.: Райлян А. А. О развитии потребительского права как специальной комплексной отрасли права // Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан, перспективы развития национальных систем защиты прав потребителей в современных условиях глобальной общественно-экономической интеграции: матер. междунар. конф., 5—6 апреля 2012 г. М., 2012. С. 82—85. На конференции в пользу принятия единого кодифицированного акта высказывались и иные ее участники. См.: Петропавловский В. С., Шелищ П. Б., Головкова Н. С. Законодательство о защите прав потребителей в Российской Федерации. Итоги и направления совершенствования. Взгляд потребительских объединений // Там же. С .81.

5 Актуальные аспекты реализации потре-

бительских прав граждан… С. 108.

требительского законодательства?

Исходя из следующих посылок, мы придерживаемся второго варианта.

Кодексы наиболее приемлемы для тех отраслей права, где наблюдается более или менее однородность регулируемых ими общественных отношений, и эти отношения охватываются полностью или в подавляющем большинстве одной правовой отраслью и, как следствие, они подлежат регулированию нормативными правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне, например гражданско-правовыми и уголовно-правовыми.

Сторонники создания Кодекса, особенно представители Роспотреб-надзора, полагаем, исходят, из однородности потребительских отношений, являющихся по своей природе гражданско-правовыми отношениями, а если это так, то они должны, по их мнению, регулироваться исключительно актами федерального значения на базе гражданского законодательства.

Так, Г. Г. Онищенко (в то время глава Роспотребнадзора) утверждал, что «законодательство о защите прав потребителей находится в исключительном ведении Российской Федерации (что определено в ст. 1 Закона о защите прав потребителей). Благодаря чему нормативно-правовое регулирование отношений с участием потребителей обеспечивается только на уровне федеральных законов, указов Президента России, постановлениями Правительства России»6.

Суждение Г. Г. Онищенко базируется, как видим, на положении ст. 1, а точнее п. 1 этой статьи Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которому отношения

6 Онищенко Г. Г. Об актуальных вопросах обеспечения защиты прав потребителей в Российской Федерации // Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан… С. 12.

в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, непосредственно названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Если исходить буквально из содержания данного пункта, то действительно есть основания полагать, что потребительское законодательство слагается лишь из актов федерального значения, а подпадающие под их действие отношения являются гражданско-правовыми, что на самом деле не соответствует действительности.

Анализ содержания Закона РФ «О защите прав потребителей» позволяет прийти к другому выводу — структура потребительского законодательства многоуровневая, состоит не только из гражданско-правовой составляющей, а потому и отношения, регулируемые этим законодательством, по своей правовой природе неоднозначны. Охватываемые этим Законом отношения можно подразделить на несколько групп.

В первую входят отношения имущественные, складывающиеся непосредственно между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при купле-продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Эти отношения гражданско-правовые.

Вторая группа — это отношения публично-правовые, преимущественно административно-правовые, возникающие в процессе осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и принятия в пределах своих полномочий определенных мер.

Третья группа охватывает отношения местно-самоуправленческие

(муниципальные), которые возникают в ходе осуществления защиты прав потребителей органами местного самоуправления.

И четвертая группа — отношения общественно-правовые — в части защиты прав потребителей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами).

Таким образом, не все потребительские отношения являются гражданско-правовыми, они подпадают под юрисдикцию и других отраслей права, в частности административного и муниципального7. Эти обстоятельства признавали, кстати, и разработчики Закона «О защите прав потребителей». Так, по утверждению Т. Л. Левшиной, законодательство о защите прав потребителей — собирательное понятие, оно представляет собой комплексное законодательство, состоящее из нормативных актов и отдельных правовых норм различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного и др.8

Я. Е. Парций отмечает, что Закон содержит в основном нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в нем нашли отражение также нормы других отраслей права, в частности государственного и административного, устанавливающие полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и т. д., т. е. регулирующие отношения, не подпадающие под действие гражданского законодательства. Применяя эти нормы, следует руководствоваться основопола-

7 Подробнее об этом см.: Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / под ред. А. М. Эрделевского. М., 2002. С. 18 (автор коммент. М. Н. Малеина).

8 См.: Левшина Т. Л. Основы законодатель-

ства о защите прав потребителей: курс лекций. М., 1994. С. 3—4.

гающими законами соответствующих отраслей права9.

В то же время п. 1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» ориентирует на применение лишь гражданско-правовых норм. Аналогичная ориентировка, опять же со ссылкой на содержание п. 1 ст. 1 Закона «О защите прав потребителей», содержится и в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Как следствие, судебному обобщению подвергалась только судебная практика рассмотрения судами гражданско-правовых споров, возникающих в потребительской сфере, что логически вытекает из названия и содержания данного постановления.

Такой однобокий, сугубо гражданско-правовой подход к трактовке потребительских отношений и их правовому регулированию привел к тому, что из Закона РФ «О защите прав потребителей» в 1996 г. законодателем были исключены ранее содержавшиеся в нем полномочия республик в составе Российской Федерации по регулированию отдельных вопросов в области защиты прав потребителей. На этом федеральный законодатель не остановился.

С 1 января 2005 г. вступила в действие новая редакция ст. 44 Закона, сузившая полномочия органов местного самоуправления в сфере потребительского рынка. В частности, они были лишены права приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно. Фактически полномочия органов местного са-

9 См.: Парций Я. Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей»: постатейный. М., 2001. С. 33.

моуправления в сфере потребительского рынка были сведены к нулевому варианту.

После принятия данной статьи в новой редакции вопросы по защите потребительских прав оказались не включенными в вопросы местного значения в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (гл. 3). Как следствие, они не нашли закрепления в уставах муниципалитетов, городских и сельских поселений10.

Произошедшие впоследствии события на потребительском рынке, расположенном на подведомственной органам местного самоуправления территории, показали неправомерность утраты ими по вине законодателей полномочий по регулированию потребительских отношений. Отсутствие полномочий порождает бездействие, безнаказанность этих органов, не обязывает их серьезно заниматься потребительскими делами.

К примеру, разыгравшаяся в конце 2016 г. в г. Иркутске трагедия, связанная с отравлением спиртосодержащей жидкостью и унесшая жизнь большого количества людей, полностью подтверждает сказанное. Если бы муниципалитеты располагали изъятыми у них правами и соответствующими обязанностями по защите прав потребителей, то удалось бы если даже и не полностью предотвратить, то хотя бы уменьшить масштаб последствий.

К ответственности были привлечены, по сообщениям печати, только некоторые руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, один чиновник такого уровня был даже арестован (заместитель руководите-

10 См., например, ст. 3 «Вопросы местного значения Спасского поселения» Устава Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области, утв. решением Совета поселения от

11 февраля 2015 г. № 79.

ля Роспотребнадзора по Иркутской области), в то время как муниципалитеты, подконтрольные им правоохранительные органы оказались безучастны к этим событиям по вине законодателей.

На состоявшихся 8 декабря 2016 г. в Совете Федерации ФС РФ парламентских слушаниях на тему «О дальнейших путях совершенствования законодательства о защите прав потребителей», организованных Комитетом Совета Федерации по экономической политике с участием депутатов Государственной Думы, этому вопросу было уделено значительное внимание.

В докладе члена Совета Федерации В. С. Тимченко, выступлениях других участников (в том числе автора настоящих строк) слушаний выражалась глубокая озабоченность сложившейся ситуацией на муниципальном потребительском рынке. В обобщенном виде суть выступлений заключалась в том, что в национальной системе защиты потребителей фактически утрачен ее муниципальный уровень, местные органы на практике лишены возможности осуществлять защиту потребительских прав граждан в конкретных случаях и противодействовать системным нарушениям в сфере потребительского рынка на своих территориях.

В принятых рекомендациях особо подчеркивалось, что национальная политика защиты прав потребителей включает не только государственную, политическую и общественную деятельность, но и мероприятия органов местного самоуправления, направляемые на повышение общего уровня потребительской безопасности и качества жизни, защиту прав и интересов всех потребителей, повышение гарантий их защищенности.

Государственной Думе Федерального Собрания РФ, законодательным органам субъектов РФ рекомендовано с привлечением заинтересованных лиц рассмотреть вопрос о внесении в законодательство предложе-

ний по расширению возможностей органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Как представляется, существуют две причины отмеченного одностороннего подхода к трактовке потребительских отношений. Первая, и, пожалуй, важнейшая, заключается в том, что у законодателей, представителей Роспотребнадзора и других ведомств, причастных к потребительским делам, отсутствует достаточная ясность относительно структуры (состава) потребительских отношений.

Вторая состоит в том, что законодательство о защите прав потребителей, его изменение и дополнение базируется в основном на мнении небольшой группы юристов, его разрабатывающих, среди которых преобладают, похоже, цивилисты — представители гражданского права либо находящиеся под их влиянием представители иных отраслей знаний, которые исходят из того, что в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится исключительно в ведении Российской Федерации, следовательно, гражданские отношения могут регулироваться только актами, принимаемыми на федеральном уровне.

Однако они не учитывают, что, например, нормы административного и жилищного законодательства, регулирующие потребительские отношения, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К совместному ведению относятся также вопросы образования, здравоохранения, местного самоуправления (п. «е», «ж», «н» ч. 1 ст. 72). Стало быть, потребительские отношения подпадают под юрисдикцию разноуровневого законодательства: федерального, регионального и муниципального.

В комментариях к Закону РФ «О защите прав потребителей», подготовленных коллективом ученых, принимавших участие в разработке

этого Закона, утверждается, что законодательство, регулирующее вопросы охраны прав потребителей, представляет собой крупный массив нормативных актов различного уровня и прежде всего это законодательство содержит нормы различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовного, природоохранительного и др.)11.

Следует также иметь в виду время разработки и принятия Закона РФ «О защите прав потребителей» — это был период зарождающихся рыночных отношений (конец 1980-х — начало 1990-х гг.). В тех условиях изготовители товаров, торговые организации и организации обслуживания, а также иные предприниматели, используя свое положение на потребительском рынке, стали диктовать потребителям невыгодные для них условия, нарушать права и интересы потребителей. Существовавшее тогда классическое гражданское законодательство не было рассчитано на регулирование защиты прав потребителей, в связи с чем появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугода-телями на рынке товаров и услуг12.

В этом смысле Закон РФ «О защите прав потребителей» свою миссию в основном выполнил. Однако необходимо двигаться вперед и на базе накопленного законодательного и правоприменительного опыта устранить выявленные в потребительском законодательстве недочеты, аккуму-

11 См.: Зименкова О. Н., Левшина Т. Л., То-бис В. И., Шерстобитов А. Е. Закон о защите прав потребителей. Комментарий к Закону и практике его применения. М., 2004. С. 40.

12 См.: Комментарий к Закону «О защите прав потребителей» / кол. авт. М., 1997. С. 10—11.

лировать вопросы разработки кодифицированного акта в едином органе, поскольку сейчас они обсуждаются в разных комитетах Госдумы и Совета Федерации, в результате чего имеет место нестыковка правовых потребительских норм и, более того, принимаются нормы, как было сказано выше, ущемляющие права потребителей.

Кодифицированный нормативный правовой акт должен воплощать нормы различных отраслей права, регулирующих в той или иной степени потребительские отношения. При этом особое внимание целесообразно уделить отражению в нем публично-правовой составляющей потребительского законодательства, определению круга публично-правовых отношений, подпадающих под юрисдикцию этого законодательства.

Как показывает изучение правоприменительной практики, судебные органы испытывают затруднения при применении потребительского законодательства в процессе рассмотрения споров, имеющих публично-правовой характер, и их разграничения с частноправовыми спорами13.

Наконец, какой прок от принятия кодекса, целиком построенного на гражданско-правовых принципах, к чему призывают некоторые авторы14, при наличии ГК РФ? Не возникнут ли противоречия Потребительского кодекса с ГК РФ15 или, что еще ху-

13 См., например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2015 г. № 18-КГ15-43, от 29 июня 2015 г. № 43-КГ15-2.

14 См., например: Шелищ П. Б. От типовых договоров к Потребительскому кодексу // Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан… С. 93—97.

15 Подробнее о доводах сторонников и противников разработки и принятия предпринимательского (либо хозяйственного) кодекса см.: Михайлов А. В. К вопросу о перспективах принятия Предпринимательского кодекса // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: сб. матер. Междунар.

же, простое дублирование первым положений второго?

В то же время в Основах потребительского законодательства, которые будут являться комплексным нормативным правовым актом, вполне могут «ужиться» нормы различных, в частности, перечисленных отраслей права. В Основах следует закрепить лишь базисный уровень, ниже которого никто не вправе опускаться, а в остальной части пусть регионы, органы местного самоуправления соревнуются, конкурируют между собой, улучшая тем самым положение простых потребителей. К тому же Основы можно принять в более сжатые сроки.

Необходимо учитывать при этом также федеративное устройство нашей страны. Кодексы наиболее пригодны для унитарных государств. Не целесообразно ли использовать законотворческий опыт советского периода, возродить существовавшую в то время систему двухуровневого регулирования «основы — кодексы».

В настоящее время многие российские ученые ратуют за восстановление практики принятия Основ законодательства. Так, С. В. Поленина отмечает, что определенные нарекания вызывает фактический отказ в последние годы от такой формы федеральных законов по вопросам совместного ведения Федерации и регионов, как Основы законодательства по тем или иным вопросам. На их место приходят кодексы. Такого рода замена весьма спорна и в теоретическом, и в практическом плане. Переход от Основ законодательства к кодексам означает изменение не только формы, но и содержания федерального закона, не в полной мере соответствующего принципам разграничения ведения между Россией и ее субъектами.

В. Е. Чиркин полагает, что восстановление прежней категории «основы законодательства» в России бы-

науч.-практ. конф. Вып. 1 / отв. ред. Д. Х. Ва-леев, М. Ю. Челышев. М., 2006. С. 148—152.

ло бы полезно при современном печальном состоянии правового поля России. Эта категория создала бы в федеративном государстве необходимую иерархию законодательства.

По мнению М. С. Студеникиной, в условиях поиска оптимального сочетания интересов центра и регионов возрождение практики издания Основ было бы весьма полезным для укрепления единого правового пространства в федеративном государстве. В связи с этим предлагается возродить Основы законодательства как вид федерального закона, осуществляющего рамочное правовое регулирование по предметам совместного ведения16.

В упомянутых рекомендациях парламентских слушаний отмечено, что необходимы единые подходы к формированию законодательства о защите прав потребителей Евразийского экономического союза — принятие модельных законов, основ; законотворческая деятельность, обеспечивающая формирование и реализацию национальной политики защиты прав потребителей, должна рассматриваться законодателями на базе основ потребительского права как специальной комплексной правовой отрасли.

Могут, конечно, возникнуть возражения на том основании, что издание Основ законодательства не предусмотрено Конституцией РФ. Однако они представляются беспочвенными, поскольку кодексы также не обозначены в Конституции, но они принимаются сейчас как на федеральном, так и на региональном уровне, в том числе по вопросам совместного ведения.

Поэтому вопрос о том, как в итоге должен выглядеть кодифицированный акт в потребительской сфере, — предмет серьезного научного анализа.

16 См.: Черепанов В. А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 106.

Известный цивилист В. П. Мозолин с сожалением отмечал: в отличие от общепринятой мировой практики в России до сих пор случается, что принятию закона предшествует не разработка доктрины, а, наоборот, на основе уже принятого закона формируется его доктрина. Так, по его мнению, произошло с принятием Государственной Думой части четвертой ГК РФ, посвященной праву на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Проект четвертой части ГК РФ не стал предметом ши-

рокого профессионального обсуждения, предшествующего его принятию законодательным органом, результатом чего явилось наличие в нем весьма существенных недостатков17.

Может быть, стоит прислушаться к совету маститого ученого? Во всяком случае широкая дискуссия на эту тему не навредит никому.

17 Подробнее см.: Мозолин В. П. О дальнейших путях развития гражданского права // Журнал российского права. 2007. № 3. С. 15—25.

Библиографический список

Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан, перспективы развития национальных систем защиты прав потребителей в современных условиях глобальной общественно-экономической интеграции: матер. междунар. конф., 5—6 апреля 2012 г. М., 2012.

В России может появиться Потребительский кодекс. URL: http://www.buhgalteria.ru/ news/n124366.

Зименкова О. Н., Левшина Т. Л., Тобис В. И., Шерстобитов А. Е. Закон о защите прав потребителей. Комментарий к Закону и практике его применения. М., 2004.

Комментарий к Закону «О защите прав потребителей» / кол. авт. М., 1997.

Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / под ред. А. М. Эрделевского. М., 2002.

Левшина Т. Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: курс лекций. М., 1994.

Михайлов А. В. К вопросу о перспективах принятия Предпринимательского кодекса // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 1 / отв. ред. Д. Х. Валеев, М. Ю. Челышев. М., 2006.

Мозолин В. П. О дальнейших путях развития гражданского права // Журнал российского права. 2007. № 3.

Парций Я. Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей»: постатейный. М., 2001.

Райлян А. А. Потребительское право России: основные положения. СПб., 2005.

Смольякова Т. Все — в одном законе. В России будет разработан кодекс прав потребителей // Российская газета. 2014. 24 окт.

Черепанов В. А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2014. № 3.

Клиент всегда прав? Эксперты — о потребительском экстремизме

В современном обществе во взаимоотношениях между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем) преобладает мнение о том, что потребитель (покупатель, клиент) всегда прав.

Этому в значительной степени способствует Закон РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», предоставивший достаточно объёмные правовые средства гражданам при приобретении ими для личных нужд товаров, получении результатов работ или услуг надлежащего качества, называя при этом потребителя наиболее слабой стороной в сложившихся правоотношениях.

Но благие намерения законодателя, направленные на защиту прав потребителей, нередко используются последними для получения личной выгоды и дохода, что получило свое название как «потребительский экстремизм».

Гражданское законодательство (ст. 10 Гражданского кодекса РФ) исходит из принципа добросовестности участников правоотношений и разумности их действий, не допуская осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Как злоупотребление правом следует рассматривать такое поведение потребителя, когда он осознанно стремится к тому, чтобы исполнитель (продавец, изготовитель) не смог надлежащим образом выполнить работу, устранить недостатки в добровольном порядке и тем самым урегулировать спор без вмешательства суда. Это может выражаться в отказе потребителя предоставить товар для его проверки, что лишает продавца возможности убедиться в обоснованности требований потребителя и в случае их подтверждения удовлетворить его требования в предусмотренный законом срок. Именно на такое поведение потребителя обратил внимание Верховный суд РФ в своём определении от 29 января 2019 года по делу №32-КГ18-37.

В частности, высшая судебная инстанция напомнила, что согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. По смыслу приведённых правовых норм ответственность за нарушение прав потребителей наступает в случае виновного уклонения продавца (исполнителя, изготовителя) от исполнения требований потребителя.

Отменяя решения нижестоящих судов, Верховный суд отметил, что при разрешении спора не были приняты во внимание доводы продавца о том, что покупатель уклонился от ответа на неоднократные предложения ответчика возвратить товар в указанное место и время, чем лишил его возможности в добровольном порядке разрешить возникший спор, а также судами не было установлено, имелась ли у покупателя возможность возврата товара ненадлежащего качества продавцу и была ли данная возможность добросовестно реализована истцом.

По мнению доцента Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС, кандидата юридических наук Ольги Шекшуевой, ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) в виде штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя направлена, прежде всего, на стимулирование добровольного исполнения указанными лицами требований потребителя. Но добровольное исполнение требований потребителя невозможно при явном нежелании этого самим потребителем, который при обращении в суд может получить дополнительный доход в виде взысканной в его пользу с продавца суммы штрафа. Поэтому, если потребитель стремится восстановить свои нарушенные права и компенсировать реально понесённые убытки, то это и есть защита прав потребителя. Если же он желает обогатиться, то в этом случае налицо злоупотребление правом.

Таким образом, в случае отказа потребителя предоставить продавцу товар для проверки его качества либо для проведения экспертизы продавец лишён возможности убедиться в обоснованности требований потребителя, а, значит, действия потребителя не будут отвечать принципу добросовестности, должны расцениваться как попытка создать искусственные условия для взыскания в его пользу штрафных санкций, а потому не подлежат судебной защите.


Что покрывает Кодекс?

Кодекс охватывает все этапы процесса покупки дома — до заключения договора, обмена контрактом и во время проживания.

Три этапа кода

Этап 1. Помощь покупателям в предварительной покупке

В первом из трех видеороликов, в которых рассматриваются различные способы поддержки покупателей новостроек в соответствии с Кодексом потребителей для строителей жилья, мы рассмотрим, какая помощь доступна на ранних этапах выбора нового дома.

Этап 1 — Помощь покупателям в предварительной покупке

Предварительная покупка

Как покупателю жилья вы должны получить достаточно информации перед покупкой, чтобы помочь вам принять надлежащим образом обоснованное решение о покупке.

Во всех случаях эта информация должна включать:

  • письменное соглашение о бронировании, включая плату за бронирование; что продается; цена покупки; как и когда закончится действие Соглашения о бронировании и как долго будет действовать цена;
  • объяснение условий гарантии на дому;
  • описание любых управленческих услуг и организаций, которым вы, как Покупатель дома, будете оказывать услуги, и оценку их стоимости;
  • характер и метод оценки комиссий за любые события, таких как комиссии за перевод или аналогичные обязательства.

Если ваш дом еще не завершен (например, при покупке вне плана), информация должна включать:

  • брошюра или план, иллюстрирующие общую планировку, внешний вид и положение дома на участке;
  • перечень домашнего имущества;
  • стандарты, по которым строится дом.

Этап 2 — Помощь покупателям при покупке

Обмен контрактами — время захватывающее, но может быть пугающим. Во втором из трех видеороликов, посвященных тому, как Кодекс помогает покупателям жилья, мы сосредоточены на дополнительной защите, предлагаемой Кодексом при обмене контрактами.

Этап 2 — Помощь покупателям при покупке

Контракт обмена

Строитель жилья должен предоставить вам четкий и справедливый контракт, соответствующий всем применимым законам и четко разъясняющий ваши права на расторжение контракта.

Кодекс также гласит, что вам должна быть предоставлена ​​достоверная и реалистичная информация о том, когда строительство вашего дома может быть завершено, дате завершения строительства и дате передачи вашего дома.

Если возникнет необоснованная задержка в завершении строительства дома, вы имеете право отказаться от покупки и вернуть уплаченный вами сбор за бронирование без вычетов.

ваш жилищный строитель должен четко объяснить, как защищаются депозиты по контракту и как поступать с любыми другими предоплатами.

Этап 3 — Помощь покупателям после оккупации

Вы закончили и въехали — что дальше? В последнем из трех видеороликов, посвященных различным аспектам Кодекса, мы подчеркиваем, на какую поддержку вы можете рассчитывать после переезда, в том числе послепродажное обслуживание и рассмотрение жалоб.

Этап 3 — Помощь покупателям после оккупации

Во время оккупации

Строители

должны предоставить доступное послепродажное обслуживание и объяснить, что включает в себя услуга, с кем связаться и какие гарантии и гарантии распространяются на ваш дом.

Если вы переезжаете в дом, в котором все еще ведутся строительные работы на прилегающих участках, вам необходимо сообщить о мерах предосторожности, которые вы должны предпринять, живя в поселке, где еще продолжаются строительные работы.

Ваш домашний строитель должен иметь процедуры для приема, обработки и разрешения обращений в службу поддержки и жалоб от вас и любых других покупателей. Строитель вашего дома должен проинформировать вас об этих процедурах и механизмах разрешения споров, действующих в рамках Кодекса, в письменной форме.

На кого распространяется Кодекс?

Что такое Кодекс и почему он важен для меня?

Покупаете дом в новостройке? Помощь под рукой

Как нормы поведения строителей жилья защищают ваши права?

Если вы планируете купить новый дом, Потребительский кодекс строителей жилья здесь, чтобы поддержать вас.

Потребительский кодекс строителей жилья («Кодекс») был разработан строительной отраслью, чтобы сделать процесс покупки жилья более справедливым и прозрачным для покупателей.

Покупка нового дома — захватывающее время. Но поскольку новый дом является одним из самых крупных вложений, которые вы, вероятно, сделаете, важно, чтобы вы понимали процесс, что вы покупаете и какая помощь доступна в случае возникновения проблем.

Кодекс

разработан, чтобы помочь вам понять, какого уровня обслуживания ожидать от вашего строителя жилья, чувствовать себя полностью информированным о своей покупке и знать свои права потребителя до и после переезда. В маловероятном случае возникновения проблем быстрое и бесплатное Схема разрешения споров доступна для рассмотрения жалоб о нарушениях Кодекса.

Кодекс содержит требования, предъявляемые ко всем строителям жилья, которые регистрируют дома в основных новых жилищных гарантийных органах Великобритании: NHBC; Премьер-гарантия; Гарантия LABC и Checkmate должны соответствовать. Эти гарантийные органы составляют более 95% новых домов, построенных в Великобритании.

Полные требования к коду можно увидеть ниже или с помощью кнопки загрузки, но вот ключ Требования:

Если ваш Home Builder зарегистрирован в одном из поддерживающих Home гарантийных органов, они должны предоставить вам копию Кодовой схемы вместе с вашим соглашением о бронировании.

Кодекс охватывает ряд требований к обслуживанию клиентов, в том числе:

  • Эффективное обучение обслуживанию клиентов
  • Ясные и правдивые рекламные и маркетинговые материалы
  • Достаточная информация перед покупкой, чтобы помочь вам принять осознанное решение о покупке
  • Контактные данные строителя дома и других соответствующих органов
  • Информация о гарантии на дом
  • Информация о контракте, включая права на расторжение
  • Сроки строительства, завершения и передачи
  • Послепродажное обслуживание
  • Процесс рассмотрения жалоб

Полные требования Кодекса:

1 Принятие Кодекса

1.1 Принятие Кодекса

Строители домов

должны соблюдать Требования Кодекса прав потребителей и руководствоваться рекомендациями по передовой практике.

1.2 Обеспечение доступа к Кодексу

Логотип Consumer Code for Home Builders ’Scheme должен быть на видном месте в офисах продаж домовладельцев, в офисах назначенных торговых агентов и в рекламных проспектах.

Всем покупателям жилья, бронирующим дом, должна быть предоставлена ​​копия схемы кодов с соглашением о бронировании.

1.3 Обслуживание клиентов: до юридического завершения

Строитель жилья должен иметь подходящие системы и процедуры, чтобы гарантировать, что он может надежно и точно выполнять обязательства по обслуживанию, процедурам и информации, изложенные в Кодексе.

1.4 Обученный персонал службы поддержки клиентов

Строитель жилья должен предоставить соответствующее обучение всему персоналу, работающему с покупателями жилья, об их обязанностях перед ними и о значении Кодекса для компании и ее директоров.

1,5 Продажа и реклама

Продажи и рекламные материалы и действия должны быть ясными и правдивыми.

2 Информация — предварительный договор

2.1 Информация перед покупкой

Покупатели жилья должны получить достаточно информации перед покупкой, чтобы помочь им принять надлежащим образом информированные решения о покупке.

Во всех случаях эта информация должна включать:

  • письменное соглашение о бронировании;
  • объяснение условий гарантии на дому;
  • описание любых управленческих услуг и организаций, которым будет поручен Покупатель дома, и оценка их стоимости;
  • характер и метод оценки комиссий за любые события, таких как комиссии за перевод или аналогичные обязательства.

Кроме того, если дом еще не завершен, информация должна включать:

  • брошюра или план, иллюстрирующие общую планировку, внешний вид и расположение дома;
  • список содержимого Дома;
  • стандарты, по которым строится Дом.

2.2 Контактная информация

Покупатели жилья должны быть проинформированы о том, как будут решаться их вопросы и с кем связаться во время продажи, покупки и завершения строительства дома.

2.3 Гарантия

Покупателям Дома должна быть предоставлена ​​точная и надежная информация о страховой гарантии, предоставляемой на Дом.

2.4 Здоровье и безопасность посетителей строящихся объектов

Покупатели жилья должны быть проинформированы о мерах предосторожности, которые они должны соблюдать при посещении строящегося объекта.

2.5 Предконтрактная информация

Строители жилья должны посоветовать покупателям жилья назначить профессионального юрисконсульта для выполнения юридических формальностей при покупке дома и представления их интересов.

2.6 Бронирование

Покупатели домов

должны получить соглашение о бронировании, в котором четко изложены условия бронирования, включая, помимо прочего:

  • размер комиссии за бронирование;
  • что продается;
  • цена покупки;
  • как и когда закончится действие Соглашения о бронировании;
  • сколько времени действует цена;
  • характер и сметная стоимость, а также любых управленческих услуг, которые покупатель жилья должен оплатить;
  • характер и метод оценки комиссий за любые события, таких как комиссии за перевод или аналогичные обязательства.

Плата за резервирование подлежит возмещению, если соглашение о резервировании отменяется. Покупателю дома необходимо сообщить о любых вычетах, которые могут быть произведены.

Пока действует Соглашение о бронировании, Строитель не имеет права заключать новое соглашение о бронировании или договор купли-продажи с другим покупателем того же Дома.

3 Информация — обмен контрактами

3.1 Договор

Условия договора купли-продажи должны:

  • быть ясным и справедливым;
  • соответствуют всем требованиям законодательства;
  • четко указать права на расторжение договора.

3.2 Сроки строительства, завершения и передачи

Покупателю Дома должна быть предоставлена ​​достоверная и реалистичная информация о том, когда строительство Дома может быть завершено, дате Законного завершения и дате передачи Дома.

3.3 Право на расторжение договора

Покупателю дома необходимо сообщить о своем праве на расторжение договора.

3.4 Договорные депозиты и предоплаты

Строитель должен четко объяснить, как защищаются депозиты по контрактам Покупателей жилья и как поступают с любыми другими предоплатами.

4 Информация — во время занятия

4.1 Сервисное обслуживание

Строитель должен предоставить Покупателю дома доступное послепродажное обслуживание и объяснить, что включает в себя услуга, с кем связаться и какие гарантии и гарантии распространяются на Дом.

4.2 Здоровье и безопасность покупателей жилья на строящихся объектах

Покупатели жилья должны быть проинформированы о мерах предосторожности, касающихся здоровья и безопасности, которые они должны соблюдать, живя в застройке, где продолжаются строительные работы.

5 Жалобы и споры

5.1 Рассмотрение жалоб

Строитель жилья должен иметь систему и процедуры для приема, обработки и разрешения обращений и жалоб покупателей жилья.

Строитель должен уведомить Покупателя дома об этом и о механизмах разрешения споров, действующих в рамках настоящего Кодекса, в письменной форме.

5.2 Сотрудничество с профессиональными консультантами

Строитель жилья должен сотрудничать с квалифицированными профессиональными консультантами, назначенными Покупателем дома, для разрешения споров.

Кодекс применяется к жалобам, поданным в течение двух лет с даты, указанной в страховом свидетельстве Home Warranty Body, которое определяет начало периода действия гарантии, на дефекты или повреждения, вызванные нарушением его технических требований. Схема независимого разрешения споров доступна для покупателей жилья, которые считают, что их застройщик не выполнил требований Кодекса.

Какое обучение доступно? — Потребительский код

Загрузите стартовый пакет

Просмотреть все ресурсы

Бесплатный онлайн-курс обучения доступен для строителей жилья, зарегистрированных в одном из органов по гарантии жилья, поддерживающих Кодекс, или для компаний, работающих на зарегистрированных строителей жилья, таких как агенты по недвижимости, юристы и т. Д.Сотрудникам аффилированных компаний потребуются данные о зарегистрированном строителе жилья (включая их регистрационный номер, если необходимо), на которого они работают, при регистрации на курс.

Курс предназначен для сотрудников, которым необходимо понимать Кодекс.

Курс длится не более часа и представляет собой процесс индивидуального обучения и самоаккредитации, ведущий к получению подтвержденного партнером сертификата CPD.

Уникальной особенностью тренинга является объединение тренинга по требованиям Кодекса с тренингом по Правилам защиты прав потребителей, которые применяются к сделкам с недвижимостью и имеют явную синергию с Кодексом.

Щелкните ссылку ниже, чтобы получить доступ и запустить курс.

Программа обучения инструкторов

Наша новая программа «Обучение инструкторов», разработанная, чтобы помочь вам улучшить обслуживание клиентов, теперь доступна всем строителям домов, зарегистрированным в наших вспомогательных органах по гарантийному обслуживанию домов.

Программа предоставляет все ресурсы, необходимые для проведения внутрифирменных групповых тренингов, чтобы помочь вам более эффективно делиться знаниями и навыками в вашей организации.Полный набор материалов курса включает в себя презентацию, раздаточные материалы для делегатов и полные инструкции для преподавателя.

Первоначальный пакет онлайн-обучения Кодекса был разработан для того, чтобы те, кто занимается продажей новых домов, понимали ожидания Кодекса и четко понимали, как поддержать потребителей в процессе покупки жилья. «Обучить инструктора» теперь представляет собой более доступный вариант, при котором отделы продаж и другие лица, которым необходимо знать требования Кодекса, могут учиться вместе, как группа.

Свяжитесь с Кэрол Брэди по адресу [email protected], чтобы получить бесплатную копию.

Что такое Кодекс и почему он важен для меня?

Потребительский кодекс для строителей жилья («Кодекс») — это отраслевая схема, которая предоставляет защиту и права покупателям новых домов, обеспечивая справедливое отношение к новым покупателям жилья и полное информирование о своей покупке до и после подписания. контракт.

Просмотреть этот удобный контрольный список соответствия Кодексу

Скачать образец соглашения о резервировании

Если вы являетесь строителем дома, зарегистрированным в одном из поддерживающих органов по гарантии жилья, вы соглашаетесь соблюдать требования Кодекса.Кодекс приносит пользу как вам, так и покупателям жилья, поскольку он направлен на улучшение и без того высокого уровня удовлетворенности клиентов и, следовательно, на повышение репутации отрасли.

Кодекс применяется ко всем покупателям жилья, которые с 1 апреля 2010 г. или после этой даты резервируют право на покупку нового или недавно переоборудованного Дома, построенного Строителем, под страховой защитой одного из поддерживающих его органов по гарантии жилья.

Требования к коду:

1 Принятие Кодекса

1.1 Принятие Кодекса

Строители домов

должны соблюдать Требования Кодекса прав потребителей и руководствоваться рекомендациями по передовой практике.

1.2 Обеспечение доступа к Кодексу

Логотип Consumer Code for Home Builders ’Scheme должен быть на видном месте в офисах продаж домовладельцев, в офисах назначенных торговых агентов и в рекламных проспектах.

Всем покупателям жилья, бронирующим дом, должна быть предоставлена ​​копия схемы кодов с соглашением о бронировании.

1.3 Обслуживание клиентов: до юридического завершения

Строитель жилья должен иметь подходящие системы и процедуры, чтобы гарантировать, что он может надежно и точно выполнять обязательства по обслуживанию, процедурам и информации, изложенные в Кодексе.

1.4 Обученный персонал службы поддержки клиентов

Строитель жилья должен предоставить соответствующее обучение всему персоналу, работающему с покупателями жилья, об их обязанностях перед ними и о значении Кодекса для компании и ее директоров.

1,5 Продажа и реклама

Продажи и рекламные материалы и действия должны быть ясными и правдивыми.

2 Информация — предварительный договор

2.1 Информация перед покупкой

Покупатели жилья должны получить достаточно информации перед покупкой, чтобы помочь им принять надлежащим образом информированные решения о покупке.

Во всех случаях эта информация должна включать:

  • письменное соглашение о бронировании;
  • объяснение условий гарантии на дому;
  • описание любых управленческих услуг и организаций, которым будет поручен Покупатель дома, и оценка их стоимости;
  • характер и метод оценки комиссий за любые события, таких как комиссии за перевод или аналогичные обязательства.

Кроме того, если дом еще не завершен, информация должна включать:

  • брошюра или план, иллюстрирующие общую планировку, внешний вид и расположение дома;
  • список содержимого Дома;
  • стандарты, по которым строится Дом.

2.2 Контактная информация

Покупатели жилья должны быть проинформированы о том, как будут решаться их вопросы и с кем связаться во время продажи, покупки и завершения строительства дома.

2.3 Гарантия

Покупателям Дома должна быть предоставлена ​​точная и надежная информация о страховой гарантии, предоставляемой на Дом.

2.4 Здоровье и безопасность посетителей строящихся объектов

Покупатели жилья должны быть проинформированы о мерах предосторожности, которые они должны соблюдать при посещении строящегося объекта.

2.5 Предконтрактная информация

Строители жилья должны посоветовать покупателям жилья назначить профессионального юрисконсульта для выполнения юридических формальностей при покупке дома и представления их интересов.

2.6 Бронирование

Покупатели домов

должны получить соглашение о бронировании, в котором четко изложены условия бронирования, включая, помимо прочего:

  • размер комиссии за бронирование;
  • что продается;
  • цена покупки;
  • как и когда закончится действие Соглашения о бронировании;
  • сколько времени действует цена;
  • характер и сметная стоимость, а также любых управленческих услуг, которые покупатель жилья должен оплатить;
  • характер и метод оценки комиссий за любые события, таких как комиссии за перевод или аналогичные обязательства.

Плата за резервирование подлежит возмещению, если соглашение о резервировании отменяется. Покупателю дома необходимо сообщить о любых вычетах, которые могут быть произведены.

Пока действует Соглашение о бронировании, Строитель не имеет права заключать новое соглашение о бронировании или договор купли-продажи с другим покупателем того же Дома.

3 Информация — обмен контрактами

3.1 Договор

Условия договора купли-продажи должны:

  • быть ясным и справедливым;
  • соответствуют всем требованиям законодательства;
  • четко указать права на расторжение договора.

3.2 Сроки строительства, завершения и передачи

Покупателю Дома должна быть предоставлена ​​достоверная и реалистичная информация о том, когда строительство Дома может быть завершено, дате Законного завершения и дате передачи Дома.

3.3 Право на расторжение договора

Покупателю дома необходимо сообщить о своем праве на расторжение договора.

3.4 Договорные депозиты и предоплаты

Строитель должен четко объяснить, как защищаются депозиты по контрактам Покупателей жилья и как поступают с любыми другими предоплатами.

4 Информация — во время занятия

4.1 Сервисное обслуживание

Строитель должен предоставить Покупателю дома доступное послепродажное обслуживание и объяснить, что включает в себя услуга, с кем связаться и какие гарантии и гарантии распространяются на Дом.

4.2 Здоровье и безопасность покупателей жилья на строящихся объектах

Покупатели жилья должны быть проинформированы о мерах предосторожности, касающихся здоровья и безопасности, которые они должны соблюдать, живя в застройке, где продолжаются строительные работы.

5 Жалобы и споры

5.1 Рассмотрение жалоб

Строитель жилья должен иметь систему и процедуры для приема, обработки и разрешения обращений и жалоб покупателей жилья.

Строитель должен уведомить Покупателя дома об этом и о механизмах разрешения споров, действующих в рамках настоящего Кодекса, в письменной форме.

5.2 Сотрудничество с профессиональными консультантами

Строитель жилья должен сотрудничать с квалифицированными профессиональными консультантами, назначенными Покупателем дома, для разрешения споров.

Кодекс применяется к жалобам, поданным в течение двух лет с даты, указанной в страховом свидетельстве Home Warranty Body, которое определяет начало периода действия гарантии, на дефекты или повреждения, вызванные нарушением его технических требований. Схема независимого разрешения споров доступна для покупателей жилья, которые считают, что их застройщик не выполнил требований Кодекса.

Определение потребительского кода

| Law Insider

Связано с Кодексом потребителей

Потребительские фейерверки означает устройства для фейерверков, которые предназначены для создания видимых эффектов при сгорании, которые должны соответствовать правилам конструкции, химического состава и маркировки, опубликованным потребителями в Соединенных Штатах. Комиссия по безопасности продукции согласно 16 CFR части 1500 и 1507, и которые перечислены в стандарте APA 87-1, 3.1.2, 3.1.3 или 3.5. К бытовым фейерверкам не относятся фейерверки с малой ударной силой.

Потребительский договор означает соглашение между Розничным продавцом и Потребителем, которое включает в себя поставку электроэнергии и услуги по распределению;

Закон о защите прав потребителей означает Закон о защите прав потребителей № 68 от 2008 года вместе с его нормативными актами, в которые время от времени вносятся поправки;

Потребительские товары означает товары, которые используются или покупаются в основном для личных, семейных или домашних целей.

Постпотребительские отходы означает твердые отходы, кроме твердых отходов, образующихся при производстве товаров, опасные отходы, как определено в п. 291.01 (7) Статистика штата Висконсин, отходы от строительства и сноса сооружений, лом автомобилей или промышленные отходы большого объема, как определено в п. 289.01 (17)., Висконсин. Статистика.

Потребительский заем означает заем, предоставленный кредитором клиенту, который подлежит выплате частями или за который взимается или может взиматься финансовая комиссия, и включает операции в соответствии с планом открытого кредитования, отличным от продавца. кредитная карта.

Потребительский должник означает должника в потребительской сделке.

Потребительская аренда означает аренду, которую арендодатель, регулярно занимающийся лизингом или продажей, передает арендатору, который является физическим лицом и который берет в аренду в основном для личных, семейных или домашних целей, если общая сумма платежей по договору аренды, исключая платежи за опционы на продление или покупку, не превышают двадцати пяти тысяч долларов.

Закон Австралии о защите прав потребителей означает Приложение 2 Закона о конкуренции и защите прав потребителей 2010 г. (Cth).

Потребительские ссуды означает ссуды физическим лицам на домашние, семейные и другие личные расходы (включая студенческие ссуды, гарантированные Соединенными Штатами и / или государством, и продление кредита в соответствии с планом кредитной или дебетовой карты).

Потребительский должник означает должника, который является физическим лицом и принял на себя обязательство в рамках сделки, заключенной в основном для личных, семейных или домашних целей.

Постпотребительские отходы означает любой продукт, произведенный бизнесом или потребителем, который служил своему предполагаемому конечному использованию, и который был отделен от твердых отходов с целью переработки в пригодный для использования товар или продукт, и который не включать постиндустриальные отходы.

Потребительский кредит означает кредит, предлагаемый или предоставленный потребителю в первую очередь для личных, семейных или домашних целей.

Потребительский продукт означает продукт с химическим составом, используемый бытовыми и институциональными потребителями, включая, помимо прочего, моющие средства; чистящие составы; полироли; отделка полов; косметические средства; средства личной гигиены; товары для дома, газона и сада; дезинфицирующие средства; дезинфицирующие средства; аэрозольные краски; и автомобильная специальная продукция; но не включает другие лакокрасочные материалы, покрытия для мебели или архитектурные покрытия.В данной статье термин «потребительский продукт» также относится к аэрозольным клеям, включая аэрозольные клеи, используемые для бытового, промышленного и коммерческого использования.

Информация для потребителей Любая личная информация в любой форме (письменная электронная или иная), относящаяся к Залогодателю, включая, помимо прочего: имя Залогодателя, адрес, номер телефона, номер ипотечной ссуды, историю платежей по ипотечной ссуде, просрочки платежа статус, страховая компания или платежная информация, сумма налога или платежная информация; тот факт, что Залогодатель имеет отношения с Продавцом или Обслуживающим лицом или инициатором соответствующего Ипотечного кредита; и любая другая закрытая личная информация.

Сделка с потребителем означает операцию, в которой (i) физическое лицо принимает на себя обязательство, в первую очередь, для личных, семейных или домашних целей, (ii) обеспечительный интерес обеспечивает обязательство, и (iii) залог удерживается или приобретается в основном для личных, семейных или домашних целей. Этот термин включает сделки с потребительскими товарами.

Потребительский счет означает счет, открытый физическим лицом в первую очередь для личных, семейных или домашних целей.

Транзакция с потребительскими товарами означает потребительскую транзакцию, в которой:

Индекс потребительских цен для всех городских потребителей «Индекс потребительских цен для всех городских потребителей», опубликованный Министерством труда США.

Закон о защите данных означает Закон CXII 2011 года об информационном самоопределении и свободе информации.

Постпотребительский материал означает материал или готовый продукт, который служил по назначению и был выброшен для утилизации или восстановления, завершив свой жизненный цикл в качестве потребительского товара.Постпотребительские материалы относятся к более широкой категории «рекуперированных материалов».

Закон о конфиденциальности означает Закон о конфиденциальности 1988 года (Cth).

Код IMDG означает Международный кодекс морской перевозки опасных грузов для выполнения главы VII части A Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС), опубликованный Международной морской организацией (ИМО). ), Лондон;

Операция по потребительскому кредиту означает продажу потребительского кредита или потребительскую ссуду, или их рефинансирование или консолидацию, или потребительскую аренду, или договор покупки потребительской аренды.

Закон о свободе информации означает Закон о свободе информации 2000 года и любые подзаконные акты, принятые в соответствии с этим Законом или любым кодексом, изданным в соответствии с разделами 45 или 46 этого Закона, или любым руководством, изданным Комиссаром по информации;

Связанный иск потребителя означает частный иск одного или нескольких потребителей или от их имени или принудительные меры со стороны другого государственного органа, возбужденные против Ответчика на основании тех же фактов, которые описаны в Разделе IV настоящего Распоряжения о согласии.

Потребительский кодекс строителей жилья усилен

Изменения помогают укрепить Потребительский кодекс строителей жилья

Созданный в 2010 году для обеспечения справедливого отношения к покупателям нового жилья, Потребительский кодекс строителей жилья недавно претерпел несколько изменений, направленных на улучшение поддержки покупателей.

Кодекс также тесно сотрудничает с правительством в вопросе возможного введения должности омбудсмена по вопросам новых домов и стремится упростить и усилить стандарты и меры защиты, предлагаемые покупателям нового жилья.

Как один из основателей Кодекса, мы кратко описали эти изменения и то, как они могут повлиять на вас:

Покупателям жилья больше не нужно платить за подачу жалоб

Ранее покупатели жилья платили сбор за подачу жалобы в соответствии с Системой разрешения споров, предусмотренной Кодексом. Несмотря на то, что в большинстве случаев, когда претензия оставалась в силе, плата возвращалась, авансовая стоимость по-прежнему являлась потенциальным препятствием для покупателей, чтобы они могли сообщить о своих опасениях.

Строители или застройщики все равно должны будут платить пошлину, если против них будет подана жалоба через схему урегулирования споров, предусмотренную Кодексом.Это сделано для того, чтобы стимулировать предоставление качественных услуг и быстро и эффективно решать любые потенциальные проблемы, прежде чем они могут обостриться.

Телефон доверия теперь постоянный

После успешного пилотного проекта Кодекс запустил постоянную линию помощи для покупателей жилья, строителей и девелоперов, продающих новые дома. Служба не предназначена для консультирования покупателей о потенциальных нарушениях Кодекса или отдельных случаях, но может объяснить, как подать жалобу. Он также может посоветовать строителям и разработчикам, как работает этот процесс.

Телефон доверия по номеру 0345 608 9797 доступен с 10:00 до 16:00 с понедельника по пятницу. Вы также можете написать в службу поддержки по адресу [email protected].

Объявлен новый генеральный директор

У Кодекса новый главный исполнительный директор Кэрол Брэди MBE. Кэрол ранее была председателем Института стандартов торговой торговли и неисполнительным председателем Группы регулирования претензий Министерства юстиции. В июне 2016 года она была награждена степенью MBE в знак признания ее услуг потребителям и улучшения регулирования.

Направление будущего — упрощение стандартов в помощь покупателям жилья

Кодекс работает с Министерством жилищного строительства, сообществ и местного самоуправления и Всепартийной парламентской группой по жилищным вопросам над созданием системы омбудсмена по вопросам новых домов.

Намерение состоит в том, чтобы независимый совет Кодекса назначил омбудсмена путем открытого конкурса, который заменит нынешнюю схему разрешения споров. Кодекс направлен на обеспечение максимальной отдачи, чтобы гарантировать соблюдение операционных стандартов и, в конечном итоге, дать покупателям жилья уверенность в том, что омбудсмен по вопросам новых домов будет привлечен к ответственности.

В то же время Кодекс работает с аналогичными схемами, чтобы согласовать унифицированный кодекс, который может применяться во всем секторе жилищного строительства и внести ясность для покупателей жилья, строителей и застройщиков. После утверждения проекта состоится всесторонняя независимая консультация.

Наконец, ведется работа, чтобы попытаться согласовать «передовой» стандарт гарантии. Хотя есть признание того, что это будет непростой и длительный процесс, цель снова состоит в том, чтобы помочь получателям гарантии — строителям, застройщикам и домовладельцам — лучше понять, что покрывается, а что нет.

Обратите внимание: были приняты все меры, чтобы информация в этой статье была верной на момент публикации. Любые предоставленные письменные инструкции не заменяют профессионального суждения читателя, и любой строительный проект должен соответствовать соответствующим Строительным нормам или применимым техническим стандартам. Однако для получения самого последнего технического руководства по гарантии LABC обратитесь к своему инспектору по управлению рисками и к последней версии технического руководства LABC Warranty .

BLP Insurance и Потребительский кодекс для новых домов

BLP Insurance теперь является зарегистрированным пользователем кода Потребительского кодекса для новых домов (CCNH), который был одобрен Институтом дипломированных торговых стандартов.

Что такое Кодекс потребителей для новых домов?

Потребительский кодекс для новых домов («Кодекс») был создан для обеспечения поддержки и защиты потребителей, покупающих дома в новостройке в Великобритании. Конечная цель — обеспечить искреннюю приверженность потребителям, улучшить стандарты строительства и повысить стандарты обслуживания потребителей на рынке новых домов.

На что распространяется Кодекс?

Кодекс охватывает процесс покупки нового дома и требует, чтобы все действия Разработчика на протяжении всего процесса всегда соответствовали высоким стандартам. Этапы можно разбить следующим образом:

  • Стадия перед покупкой: обеспечение высоких стандартов обслуживания потребителей, достоверная и четкая документация, предоставление адекватной информации;
  • Стадия обмена контрактом: регулирование контракта купли-продажи, требование минимальных стандартов для честных и прозрачных контрактов, точная информация о том, когда недвижимость будет доступна, и защита депозитов;
  • Передача и послепродажное обслуживание: обеспечение минимальных стандартов для процессов передачи и послепродажного обслуживания, обеспечение здоровья и безопасности потребителей и обеспечение их необходимой информации для обслуживания и проживания в собственности; и
  • Жалобы и споры: предоставление потребителям доступа к четкому, быстрому и недорогому разрешению споров, если что-то пойдет не по плану.

Какова цель Кодекса?

Кодекс также обеспечивает знак качества для наших зарегистрированных Участников-разработчиков, который дает потребителям уверенность в том, что при покупке нового дома:

  • Застройщик и его агенты будут относиться к потребителю справедливо;
  • Потребитель может быть уверен в юридическом и профессиональном статусе Разработчика как компании;
  • Потребитель получит четкую и достоверную информацию о новом доме и процессе покупки;
  • Потребитель будет знать, каких стандартов строительства и уровня обслуживания ожидать от Застройщика;
  • Потребитель может получить доступ к быстрому и недорогому разрешению споров, предлагаемому в рамках Кодекса, если он не удовлетворен процессом продажи;
  • Потребитель поймет, что делать для ухода за новым домом и решит любые проблемы, которые могут возникнуть; и
  • Если потребитель находится в уязвимом положении, это легко выявляется, и ему предоставляется соответствующая поддержка для принятия решений.

Каковы преимущества Кодекса?

Кодекс приносит пользу как застройщикам, так и покупателям жилья, поскольку он направлен на повышение уровня удовлетворенности потребителей и укрепление репутации отрасли.

Преимущества для зарегистрированных разработчиков CCNH :

  • Уникальный аргумент для потребителей: поскольку вы являетесь участником отраслевого и ориентированного на потребителя Кодекса продажи новых домов, который демонстрирует последовательный и высококачественный подход;
  • CML Соответствует: ваши новые дома могут быть проданы с легкодоступной ипотекой, поскольку CCNH одобрен рядом крупных крупных кредиторов;
  • Регулярный осмотр новых домов во время строительства: наши гарантийные органы обязуются провести как минимум четыре основных этапа проверки всех участков; и
  • Независимое разрешение споров: доступ к полностью независимой схеме разрешения споров, которая обеспечивает быстрое, эффективное и недорогое решение для разрешения споров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *