насколько реалистичен экономический прогноз до 2036 года — РБК
Минэкономразвития разработало прогноз развития российской экономики до 2036 года, а правительство его в целом утвердило. РБК разобрался, насколько реалистичен прогноз
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Зачем нужен долгосрочный прогноз?
Долгосрочный прогноз составляется Министерством экономического развития по требованию закона о стратегическом планировании. Он разрабатывается каждые шесть лет на 18-летний период.
«Такого рода долгосрочное прогнозирование необходимо как минимум по двум причинам. Во-первых, потому что это расширяет наши горизонты планирования, расширяет возможности учета наших представлений о будущем, для того чтобы планировать среднесрочные и более длительные показатели развития страны. И во-вторых, я думаю, в 2036 году будет интересно посмотреть, что мы думали о будущем в 2018 году», — сказал премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 22 ноября.
adv. rbc.ru
«Невозможно точно предсказать, где мы будем находиться в 2036 году. Но посмотреть на основные тренды, к каким структурным изменениям они будут приводить, чтобы заранее, уже сейчас, реагировать на эти изменения с точки зрения социально-экономической политики, — это самое важное в этом процессе», — сказал министр экономического развития Максим Орешкин.
adv.rbc.ru
Каковы базовые параметры?
Минэкономразвития и правительство пока не публиковали разработанный документ, но Орешкин в четверг назвал основные параметры прогноза.
- Цены на нефть: примерно $40 за баррель в ценах 2016 года
«По нашим оценкам, к 2025–2030 годам цены будут находиться на уровне примерно $50 за баррель и дальше сохранятся на этом уровне — в реальном выражении (это означает, что в номинальном выражении цена нефти после 2030 года будет расти на долларовую инфляцию, то есть примерно на $1 за баррель. — РБК). Мы ожидаем довольно серьезного снижения и довольно низкого уровня цен на основные сырьевые товары в долгосрочной перспективе», — сказал министр.
Прогноз Минэкономразвития по нефти сходится с консервативным прогнозом Минфина — последний в своей бюджетной политике исходит из долгосрочной равновесной оценки нефти в $40 за баррель в постоянных ценах. По словам Орешкина, заложенный уровень «соответствует долгосрочным, многолетним (за несколько десятилетий <…> даже <…> за сто лет) ценам, которые складывались на нефтяном рынке». По данным экономистов нефтяной компании BP, средняя цена нефти за последние 100 лет составила $36 за баррель в ценах 2017 года.
«Главное, чтобы наши представления не вызывали такие же эмоции, как, например, предположения о будущем, заложенные в программу КПСС, принятую XXII съездом партии в начале 1960-х годов. Что там говорилось, люди среднего возраста помнят, — о том, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Поэтому сделаем максимально строгий прогноз», — заявил Дмитрий Медведев.
Правительство утвердило прогноз до 2036 года, но поручило уточнить отдельные положения, в частности динамику показателей деятельности в области информации и связи и показатели, определяющие соотношение реальной зарплаты и пенсий.
- Рост ВВП: «чуть выше 3%» в среднем за год
«Мы не видим возможности для дальнейшего ускорения. Это связано с долгосрочными демографическими тенденциями и тенденциями с точки зрения роста производительности труда. Темп будет чуть выше 3%, примерно в этом диапазоне», — пояснил Орешкин.
- Инфляция: 4% в год на весь прогнозный период
- Курс рубля: стабильный, «небольшое, плавное укрепление» реального эффективного курса (курс к валютам основных торговых партнеров России с учетом инфляции. — РБК)
Какие главные тренды видит Минэкономразвития?
- Смена негативного демографического тренда на позитивный: после 2024 года экономически активное население будет расти, молодое поколение (люди в возрасте от 15 до 25 лет) увеличится с 16 млн до 20 млн человек. При этом срединная часть населения в трудоспособном возрасте (25–50 лет) будет серьезно снижаться
- Рост производительности труда к 2024 году, далее — постепенное замедление темпов роста производительности
- Изменение структуры экономики: «серьезное увеличение доли услуг»
При этом Минэкономразвития исходит из того, что будут реализованы национальные проекты в рамках майского указа президента, будет выполнен план по повышению доли инвестиций в ВВП до 25%.
Правы ли авторы прогноза насчет демографии?
Представленная Минэкономразвития демографическая динамика отражает существующую демографическую структуру, сказал РБК замглавы международной лаборатории демографии РАНХиГС Сергей Шульгин. «Следующая волна роста молодого населения как раз начинается в конце 2020-х годов», — говорит он. Это связано с ростом числа рождений с 2007 по 2015 год. Поколения, родившиеся в этот период, начнут вступать в трудоспособный возраст с 2025 года. «По моим оценкам, скорость роста достигает максимума в 2030 году, а потом начинается период падения», — указал эксперт.
По словам Шульгина, прогноз о том, что доля старшего поколения, то есть граждан старше трудоспособного возраста, будет расти в рассматриваемый период, не вызывает сомнений.
Согласно демографическому прогнозу Росстата, численность граждан моложе трудоспособного возраста сократится к 2036 году в сравнении с 2024 годом на 5 млн человек, до 22,4 млн человек. Численность граждан старше трудоспособного возраста увеличится к 2036 году относительно 2024-го на 3,1 млн человек, а численность трудоспособного населения уменьшится на 583 тыс. человек и к 2036 году составит 78,3 млн.
3% экономического роста — это много или мало?
Учитывая текущую экономическую динамику и нынешний потолок потенциального роста в 1,5–2%, прогноз Минэкономразвития стоит воспринимать скорее как позитивный, считает главный экономист Nordea Bank Татьяна Евдокимова. «Темпа выше 3% мы не видели с 2012 года, и пока движения в сторону потенциального темпа роста выше 2% не просматривается. В условиях санкций пока такие темпы остаются недостижимыми, и большой вопрос, удастся ли на них выйти при сохранении санкций», — рассуждает она.
Прогноз Минэкономразвития — «это оптимистичный сценарий по сравнению с инерционным прогнозом большинства экспертов, которые оценивают потенциальный рост на уровне 1,5%, если не будет предпринято никаких решительных шагов», согласна директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.
Это реально?
Для достижения темпов роста выше 3% после 2024 года должны быть достигнуты «впечатляющие результаты» по всем направлениям нацпроектов, говорит Акиндинова. «Более устойчивых высоких темпов невозможно добиться без роста частных инвестиций. Инвесторов пугают риски ведения бизнеса, потери собственности, давление со стороны правоохранительных органов, непредсказуемость условий, тенденция на ужесточение законодательства в последние годы», — указывает она.
Уровень загрузки мощностей в экономике уже высокий, безработица уже низкая, поэтому существенных ресурсов для экстенсивного роста нет, считает Татьяна Евдокимова. Ставки по кредитам уже на весьма низких уровнях по российским меркам, рейтинг легкости ведения бизнеса Doing Business (Всемирный банк) существенно улучшен, а экономика все равно не растет, добавляет она.
Минэкономразвития в своем прогнозе исходит из реализации инфраструктурных проектов, в значительной степени финансируемых государством. «Но для поддержания устойчивых долгосрочных темпов выше 3% одних государственных инвестиций недостаточно — нужны масштабные и регулярные частные проекты, для которых, в свою очередь, нужна более предсказуемая ситуация для бизнеса», — говорит Евдокимова.
«Прогноз Минэкономразвития строится на политическом курсе — экономический рост через бюджетную консолидацию и инфраструктурные расходы. Стимуляция внутреннего потребительского спроса обеспечила бы более высокие темпы, но в текущих реалиях предпосылок для реализации такого подхода нет», — считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Также есть риски со стороны инфляции и налоговой политики: удержание низкой инфляции, по его словам, возможно при отсутствии серьезной девальвации рубля и резких изменений в законодательстве наподобие повышения ставки НДС.
Обзор экономики Республики Беларусь, осень 2018 г.
- Электронная почта
- Распечатать
Устойчивое восстановление экономики продолжилось вследствие роста потребления и экспорта. Усиление внутреннего спроса и увеличение экспорта способствовали ускорению роста ВВП на протяжении шести кварталов подряд до 3,9 процента ко второму кварталу 2018 года.
Начиная со второго полугодия 2017 года и в течение 2018 года реальная заработная плата росла темпами, опережающими темпы роста производительности труда, что способствовало увеличению потребления домашних хозяйств – во втором квартале 2018 года его рост составил 10,2 процента год к году.
Рост капитальных расходов местных бюджетов (в течение 2017-2018 годов), наряду с некоторым увеличением банковского кредитования, привели к оживлению инвестиций, которые во втором квартале 2018 года выросли в реальном выражении на 7 процентов. В результате вклад внутреннего спроса в рост ВВП оказался самым существенным, а вклад чистого экспорта сложился отрицательным вследствие роста импорта.
Со стороны предложения, рост был обусловлен восстановлением выпуска ресурсоемких отраслей. Улучшение условий торговли со странами вне СНГ позволило экспортерам минеральных продуктов, металлов и древесины нарастить как физические объемы экспорта, так и экспортную выручку.
Умеренное, но неустойчивое восстановление роста в России, напротив, создавало ограниченные возможности для увеличения экспорта обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Так, ограничения на импорт, периодически вводимые Россией, отрицательно сказались на экспортерах молочной продукции.
Между тем финансовые показатели корпоративного сектора продолжали ухудшаться. В первом полугодии 2018 года прибыль предприятий обрабатывающей промышленности и строительства в реальном выражении упала, а число убыточных предприятий сократилось незначительно.
Вместе с тем коммерческие банки продолжали кредитование предприятий обрабатывающей промышленности темпами, близкими к темпам роста секторального выпуска, несмотря на относительно высокий уровень долговой нагрузки этой отрасли в 2017 году (отношение активов, подверженных кредитному риску, к валовой добавленной стоимости сектора составило 69,4 процента) и более высокую, по сравнению с другими основными секторами экономики, долю проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, которая составила 22,6 процента.
Зарегистрирован реальный рост доходов консолидированного бюджета за счет увеличения налоговых поступлений. При этом расходы на государственные инвестиции и трансферты местным бюджетам были сокращены, чтобы сформировать в первом полугодии 2018 года профицит бюджета в размере 5,5 процента ВВП, необходимый для финансирования растущих расходов (на 2,4 процента в реальном выражении за первое полугодие 2018 года) на погашение обязательств по государственному долгу.
Тем не менее, острота проблемы государственного долга сохраняется, так как ко второму кварталу 2018 года отношение государственного долга к ВВП составило 36,8 процента. Если использовать расширенное определение долга государственного сектора, то соотношение госдолга к ВВП достигает 52,1 процента.
Для поддержания инфляции на уровне однозначной величины Национальный банк продолжил проведение денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования. Среднегодовая инфляция замедлилась до 6 процентов в 2017 году и до 5,6 процента к сентябрю 2018 года, хотя и отмечалось ее ускорение по сравнению с 4,7 процента в первом полугодии 2018 года.
Поскольку инфляционное давление стабилизировалось, ставка рефинансирования снижалась на протяжении 2017-2018 годов с 17 до 10 процентов к июню 2018 года. Как следствие снижались ставки по банковским кредитам, что способствовало увеличению предложения кредита – на 11,5 процента в номинальном выражении к середине 2018 года.
Тем не менее, сохраняется высокий уровень долларизации: 67,2 процента депозитов выражены в иностранной валюте, хотя доля валютной составляющей в широкой денежной массе снизилась с почти 66 процентов во втором квартале 2017 года до 62 процентов год спустя. Тем не менее, по-прежнему вызывает озабоченность уровень «проблемных активов», колеблющихся на уровне около 13 процентов – по состоянию на 1 апреля 2018 года.
Дефицит счета текущих операций существенно сократился в 2017 году до 1,7 процента ВВП по сравнению с дефицитом в среднем около 3 процентов в 2015-2016 годах, поскольку более благоприятные условия торговли способствовали росту экспорта товаров и услуг в стоимостном выражении.
Этот фактор, в сочетании с продолжающейся чистой продажей иностранной валюты населением, способствовал сохранению стабильности номинального обменного курса до тех пор, пока на его динамику не начала влиять волатильность внешнего рынка, в частности ослабление курса российского рубля. Соответственно, в августе-сентябре 2018 года ослабление курса белорусского рубля по отношению к доллару США составило 8 процентов в номинальном выражении.
Внешние государственные заимствования и зачисление «нефтяных» пошлин в бюджет позволили удовлетворить потребности в краткосрочном финансировании. Дефицит счета текущих операций в размере 2,9 процента ВВП в первом полугодии 2018 года более чем покрывался за счет чистых ПИИ (4,4 процента ВВП).
Международные резервные активы увеличились до 7,3 миллиарда долларов США в 2017 году, оставшись на уровне 7,2 миллиарда долларов США к сентябрю 2018 года, что по-прежнему соответствует двухмесячному импорту товаров и услуг.
Чистая международная инвестиционная позиция остается отрицательной, составив 41,5 миллиарда долларов США или около 76,3 процента ВВП по состоянию на 1 января 2018 года, незначительно ухудшившись к середине 2018 года до уровня около 42 миллиардов долларов США.
Среднесрочный прогнозСогласно прогнозам, темпы роста ВВП замедлятся до 2-2,5 процента в 2019-2020 годах, поскольку текущее восстановление экономического роста основано на циклических факторах. По мере того, как постепенно угаснет эффект низкой базы, замедление роста в обрабатывающей промышленности и других основных секторах, в сочетании с некоторым ослаблением динамики выпуска в секторах неторгуемых товаров (в свою очередь, обусловленное постепенным замедлением роста заработной платы и доходов), замедлят экономический рост.
Вместе с тем, если осмотрительная бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика будут продолжены для поддержания гибкости обменного курса и сохранения инфляции на уровне однозначной величины, это может способствовать расширению частного сектора, в особенности благодаря недавним улучшениям в деловой среде.
Реализация «налогового маневра» со стороны России окажет влияние на государственные финансы. Для Беларуси это означает поэтапный отказ от пошлин на нефть, поступающих в государственный бюджет, и более высокие цены на сырье для белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
Для закрытия образующегося в результате этого сокращения поступлений в бюджет, который Министерство финансов оценивает в размере 3,8 процента ВВП в год, потребуется сокращение расходов и повышение их эффективности, в том числе эффективности предоставления государственных услуг, что актуально в свете имеющихся обязательств по погашению государственного долга.
В 2018-2019 годах Республике Беларусь необходимо погашать около 3,6 миллиарда долларов США в год, причем по крайней мере половина этой суммы требует рефинансирования.
Ожидается, что сохранится рост доходов населения, однако он может замедлиться вследствие снижения темпов роста экономики, а также на фоне отсутствия предпосылок для оживления на рынке труда. Последнее связано с непростым финансовым положением и высоким уровнем корпоративной задолженности в секторе государственных предприятий, что ограничивает капиталовложения и более эффективное использование факторов производства на фоне постепенного расширения частного сектора. Более того, может возникнуть давление, связанное с трудовой миграцией, когда в сопредельные страны уезжают более квалифицированные работники.
Как внешние, так и внутренние факторы представляют собой риски для среднесрочного экономического прогноза. Основным вызовом для достижения стабильного и устойчивого развития остается размер государственного долга страны, который приближается к 40 процентов ВВП.
Ситуация в экономике будет в значительной степени зависеть от внешнего спроса со стороны России и мировых цен на сырьевые товары. Хотя двусторонние переговоры с Россией, являющейся одним из основных кредиторов страны, позволили получить необходимое внешнее финансирование, это обеспечивает лишь краткосрочное снижение внешнего давления.
К внутренним рискам относятся замедленные темпы осуществления необходимых преобразований в реальном секторе и возврат к политике поддержки внутреннего спроса, особенно в преддверии президентских и парламентских выборов. Возможное разрастание взаимосвязанных проблем государственных предприятий и коммерческих банков также вызывает некоторую озабоченность.
Чтобы минимизировать указанные выше риски, необходимы более системные меры, такие как создание действенной системы урегулирования плохих займов для снижения уровня «проблемных активов» в масштабах всей экономики. Продолжение реструктуризации задолженности для отдельных крупных заемщиков может привести к усилению фискальных рисков в связи с чрезмерно оптимистичными ожиданиями относительно оздоровления потенциально неэффективных предприятий.
Главная задача состоит в том, чтобы преобразовать нынешнее циклическое восстановление экономики в структурный устойчивый рост. Долгосрочный рост зависит от эффективности распределения ресурсов, простоты ведения бизнеса, наличия стимулов для инвестиций и доверия к институтам.
Достижение прогресса в этих областях будет способствовать устранению нынешних трудностей адаптации экономики и предотвратит ее долгосрочную стагнацию. Структурные экономические и технологические изменения часто ведут к усилению социальной напряженности, но их можно смягчить с помощью соответствующих мер политики и институциональных преобразований.
Особое внимание: Снижение неравенства в распределенииВ записке по особым вопросам «Снижение неравенства в распределении» рассматривается проблема усиления социальной напряженности, связанной с ростом неравенства в Европе и Центральной Азии, включая неравенство между поколениями и рост пространственных диспропорций, которые наблюдаются также и в Беларуси.
Решение этих проблем может быть связано с пересмотром охвата программ социальной помощи в сочетании с опорой на пространственно-нейтральные меры экономической политики, способствующие росту экономики в целом.
Европейский экономический прогноз. Осень 2018
Пик экономического роста в Европе пришелся на 2017 год. В прошлом году европейская экономика росла самыми быстрыми темпами за десятилетие, но с тех пор рост замедлился, и перспективы сейчас менее благоприятны. За исключением крупных потрясений, ВВП должен продолжать расти умеренными темпами. Однако предстоящий путь сопряжен с неопределенностью и многочисленными взаимосвязанными рисками.
Исключительно благоприятная глобальная конъюнктура в прошлом году способствовала экономической активности и инвестициям в еврозону. Хотя экономический импульс в этом году замедлился, в основном из-за ослабления внешней торговли, рост внутреннего спроса оставался достаточно сильным, чтобы поддерживать активное создание рабочих мест. Мы ожидаем, что в течение следующих двух лет ВВП в зоне евро замедлится в соответствии с дальнейшим замедлением темпов внешней торговли, поскольку мировая экономика вошла в более неспокойные воды. Внутри страны рост инфляции будет сказываться на росте реальных доходов домохозяйств, даже несмотря на то, что заработная плата, наконец, растет более заметно. Возникновение нехватки рабочей силы в некоторых государствах-членах затруднит сохранение нынешних темпов создания рабочих мест в ближайшие годы. Однако в экономике еврозоны нет реальных признаков перегрева, которые могли бы преждевременно положить конец росту. В целом, это по-прежнему благоприятный прогноз, в котором рост ВВП постепенно приближается к потенциальному, а уровень безработицы продолжает снижаться.
Тем не менее, некоторые риски, выявленные ранее, материализуются, т.е. торговая напряженность или потрясения на развивающихся рынках. Дальнейшие негативные риски растут и взаимосвязаны; они могут привести к значительно худшему результату, чем предполагалось. Торговая напряженность продолжает расти, хотя пока она в основном касается торговли между США и Китаем. Если возникнут и будут распространяться обширные новые тарифные и нетарифные барьеры, негативное влияние на международную торговлю и глобальный рост будет значительным. В условиях высокого корпоративного левериджа сочетание более жесткой, чем ожидалось, денежно-кредитной политики США и резкого прекращения фискального стимулирования в 2020 году вполне может спровоцировать резкое замедление в США, которое распространится и ослабит перспективы экономического роста во многих областях. мира, включая Европу. Многие финансовые активы выглядят уязвимыми перед изменением восприятия рисков инвесторами. Общий и резкий отказ от рискованных активов нанесет ущерб компаниям с крупной задолженностью в странах с развитой экономикой и странах с формирующимся рынком и вызовет более широкие вторичные эффекты. В Европе неопределенность в отношении перспектив государственных финансов в Италии привела к увеличению процентных спредов, а взаимодействие государственного долга с банковским сектором по-прежнему вызывает озабоченность. Наконец, риск Brexit без сделки повлечет за собой резкие изменения в торговых отношениях между Великобританией и ЕС после апреля 2019 года.и нанести ущерб экономике по обе стороны Ла-Манша. При любом сценарии ожидается, что влияние на Великобританию будет намного больше, чем на ЕС27.
Эти риски могут усиливать друг друга. Для их решения требуются политические действия по трем направлениям. На глобальном уровне необходимо улучшить многосторонний порядок, основанный на правилах, который до сих пор лежал в основе мировой торговли и который, в частности, через G20, способствовал укреплению международной финансовой и макроэкономической стабильности. В Европе необходимо добиться решительного прогресса в углублении ЕВС, в частности, путем завершения создания Банковского союза, чтобы уменьшить неопределенность и повысить финансовую стабильность. Экономическая политика на данном этапе должна быть сосредоточена на укреплении фундаментальных факторов и повышении устойчивости к менее благоприятным обстоятельствам. Нам необходимо продолжать проводить реформы, которые способствуют потенциальному росту и устойчивости и в то же время улучшают равенство возможностей для всех. ЕС может содействовать структурным реформам, но основная часть усилий неизбежно должна исходить от национальных властей. Государствам-членам, особенно странам с высоким уровнем долга, необходимо проводить осмотрительную налогово-бюджетную политику, чтобы обеспечить устойчивость государственных финансов и восстановить пространство для маневра в политике, уделяя при этом первоочередное внимание расходам, которые повышают справедливость и среднесрочные перспективы роста.
Взаимосвязанные внешние и внутренние риски омрачают перспективы
Экономика ЕС вступает в свой шестой год непрерывного роста, и ожидается, что все государства-члены будут расти в течение прогнозируемого горизонта. Но замедление динамики с начала года и опережающие индикаторы позволяют предположить, что экономический рост достиг своего пика в 2017 году. Чрезвычайный импульс от восстановления глобального роста и торговли, которым пользовалась европейская экономика в прошлом году, уже сходит на нет, поскольку прогноз поскольку глобальный рост ослабевает, а торговая напряженность возрастает.
Силы внутренних драйверов роста в Европе, однако, должно быть достаточно, чтобы обеспечить продолжение роста активности и снижение безработицы. Улучшение ситуации на рынке труда, несколько более высокие темпы роста заработной платы и стимулирующие фискальные меры в некоторых государствах-членах должны способствовать поддержанию уровня потребления в следующем году. Кроме того, инвестиции должны пользоваться постоянной поддержкой по-прежнему благоприятных условий финансирования, даже при условии постепенной нормализации денежно-кредитной политики. Однако перспективы омрачены наличием ряда взаимосвязанных негативных рисков.
Прогнозируется, что рост ВВП еврозоны снизится с 2,4% в 2017 году до 2,1% в этом году и 1,9% в 2019 году, что немного ниже темпов роста, прогнозируемых еще летом. Затем ожидается, что в 2020 году он плавно снизится до 1,7%. Экзогенные факторы, такие как замедление роста мировой торговли, рост неопределенности и более высокие цены на нефть, должны оказать сдерживающее влияние на рост в целом, в то время как экономическая активность также должна ослабнуть, поскольку улучшения на рынке труда замедлятся. , резерв уменьшается, а ограничения со стороны предложения становятся более обязательными в некоторых государствах-членах.
После синхронного роста рост ВВП во всем мире станет более разнонаправленным, особенно на развивающихся рынках, поскольку ранее выявленные риски, связанные с торговым протекционизмом и финансовой уязвимостью развивающихся рынков, начали материализоваться. Тем не менее, глобальный рост, по прогнозам, останется устойчивым в ближайшей перспективе, поскольку экономическая активность в странах с развитой экономикой выиграет от оживления в США, усиленного проциклическим бюджетным стимулом, сильными рынками труда и настроениями. Ожидается, что в течение следующих двух лет рост ВВП в странах с развитой экономикой (за исключением ЕС) будет умеренным, поскольку экономический цикл становится более зрелым, а поддержка со стороны денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики снижается. В США положительный эффект фискального стимула в 2019 г.будет частично компенсирован негативным эффектом более высоких тарифов, а рост ВВП в настоящее время ожидается несколько слабее, чем прогнозировалось весной.
ip089_en_0© Европейская комиссия, все права защищены. Чтобы прочитать исходный пост, нажмите здесь.
Экономические прогнозы Европейской комиссии на осень 2018 года
- Валовой внутренний продукт (ВВП) в еврозоне в этом году снизится до 2,1 процента после достижения 10-летнего пика в конце 2017 года9.0029
Европейская комиссия обеспокоена потенциальным перегревом в США, эскалацией торговой напряженности, Brexit и качеством государственных финансов в некоторых странах.
Флаги Европейского союза (ЕС) и итальянского национального флага висят в центре Рима 29 мая 2018 года в Риме, Италия.
Элизабетта А. Вилла | Getty Images
Поскольку противостояние между Римом и Брюсселем продолжается, ЕС громко и ясно заявил, что у Италии «нет будущего» за пределами еврозоны.
Европейская комиссия — законодательный орган ЕС — и Италия спорят о финансовых планах Рима на 2019 год после того, как новое правительство страны, выступающее против истеблишмента, решило увеличить государственные расходы в ближайшие годы.
В своих планах на 2019 год Рим заявил, что увеличит государственный дефицит до 2,4 процента ВВП (валового внутреннего продукта) — в три раза выше, чем обещало предыдущее правительство. Однако, принимая во внимание всю новую политику, которую Рим хочет выдвинуть, Европейская комиссия заявила в четверг, что Италия в 2019 г.фактически дефицит составит 2,9 процента, что близко к порогу ЕС в 3 процента.
Ранее Европейская комиссия заявила, что ее беспокоит не только общий дефицит Италии, но и ее структурный дефицит (который не включает состояние экономики).
Прогнозируется, что в 2020 году дефицит государственного бюджета достигнет 3,1 процента ВВП, заявила Комиссия, предупредив, что риски, связанные с реакцией рынка, потенциально могут ухудшить этот прогноз.
смотреть сейчас
Доходность итальянских облигаций выросла с мая после того, как две популистские партии объединили свои силы и сформировали новое правительство. И правая «Лига», и левое «Движение пяти звезд» хотят выполнить ключевые предвыборные обещания, такие как снижение налогов и ранее запланированное сокращение пенсий. Рост доходности облигаций, по сути, означает, что инвесторы становятся более осторожными в отношении кредитования итальянского правительства.
Европейская комиссия не согласилась с планами расходов Рима на ближайшие годы и попросила страну представить новый проект бюджета к 13 ноября. Пока что министры правительства заявили, что не изменят свои экономические планы.
Выступая перед журналистами в четверг, европейский комиссар Пьер Московичи сказал: «Мы хотели бы, чтобы Италия оставалась такой, какая она есть, крупной страной в зоне евро, у Италии нет будущего за пределами зоны евро, нет будущего для Европы без Италии».
Московичи также объяснил, что разница в прогнозах дефицита между Римом и Брюсселем является результатом более низкого прогноза роста и более высокой оценки расходов Комиссии. «Наши оценки более осторожны», — сказал он.
Брюссель ожидает, что ВВП Италии снизится до 1,1 процента в 2018 году с 1,6 процента в 2017 году. В перспективе Брюссель прогнозирует темпы роста на уровне 1,2 процента и 1,3 процента в 2019 и 2020 годах соответственно.
В своем осеннем прогнозе в четверг Европейская комиссия спрогнозировала более низкий экономический рост в течение всего 19-го-член еврозоны.
В этом году ожидается падение ВВП в регионе до 2,1 процента после достижения 10-летнего пика в конце 2017 года. Кроме того, ожидается замедление роста до 1,9 процента и 1,7 процента в 2019 и 2020 годах. соответственно.
«Существует высокая степень неопределенности, связанная с прогнозом, и существует множество взаимосвязанных негативных рисков. Реализация любого из этих рисков может усилить другие и усилить их влияние», — говорится в отчете Европейской комиссии об экономических прогнозах на осень 2018 года.
В частности, Европейская комиссия обеспокоена потенциальным перегревом в США (что происходит, когда экономика растет неустойчивыми темпами) и последующим повышением процентных ставок, что может создать проблемы для европейских компаний, активно торгующих с США, а также для европейских банков.
Брюссель также обеспокоен эскалацией торговой напряженности между США и Китаем. Внутренне, помимо Brexit, Европейская комиссия заявила, что сомнения в качестве финансов в некоторых странах также могут поколебать банковский сектор и экономическую активность.