Минфин: Экологический налог увеличит поступления в бюджет
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Экономика
14.08.2018 18:20
Поделиться
Минфин предлагает ввести экологический налог
Елена Березина
В России может появиться экологический налог, который заменит платежи за загрязняющие выбросы. Законопроект Минфина вводит в Налоговый кодекс (НК) главу «Экологический налог».
Объектом налогообложения признаются сбросы загрязняющих веществ в воду, их выбросы в атмосферу, захоронение отходов производства и потребления и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Ставки устанавливаются для каждого вида воздействия в зависимости от опасности.
В минприроды опасаются, что замена ряда экологических платежей единым налогом отрицательно скажется на создании отрасли по переработке отходов. «В целом введение налогового экологического платежа при условии его возвратности на природоохранные проекты имеет смысл. Но система возврата налоговым законодательством не предусмотрена.
При этом показавший свою эффективность механизм расширенной ответственности производителя позволяет обеспечивать целевой характер экологического сбора, средства направляются на конкретные цели, прописанные в законе об отходах, — отмечают в министерстве. — Цель налога в отличие от целевого сбора — наполнение бюджета, фискальная функция, а не создание новой отрасли по переработке».
В минприроды отмечают, что «президент поставил задачу в нацпроекте «Экология» о создании инфраструктуры для отрасли отходов, формирования стимулов для развития «зеленой» экономики, а введение экологического налога может подорвать данную цель».
В Минфине считают, что замена экологического сбора налогом позволит увеличить поступления в бюджет
В минфине считают, что введение налога позволит увеличить поступления в бюджет за счет улучшения качества администрирования. При этом в министерстве обещают, что замена экосбора на налог не повысит расходы бизнеса: «Минфин не вводит никаких дополнительных экологических платежей. В России уже действует экологический сбор, который уплачивается за негативное воздействие на окружающую среду».
Сам бизнес давно выступает за наведение порядка в сфере неналоговых платежей. «Находясь за НК, они носят постоянный характер, представляя собой, по сути, систему квазиналогов. Вместе с тем администрирование таких платежей осуществляется отдельными ведомствами по различным правилам, что создает почву для негативных явлений. Поэтому упорядочение в этой сфере действительно необходимо», — заявил «РГ» президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
Минфин подчеркивает, что «не предполагается увеличения налогового бремени, налоговой нагрузки. При замене экосбора на налог его ставка никак не меняется». Однако если экосбор будет перенесен в НК, то его администрированием должна будет заниматься ФНС. При этом бизнесу придется обновить базы и программное обеспечение, что потребует дополнительных финансовых вложений, отмечают в ТПП.
Российская газета — Федеральный выпуск: №178(7641)
Поделиться
НалогиНалоговое законодательство
Минфин предлагает ввести экологический налог
06 сентября 2018
ЗаконодательствоПриродоохранное право
В настоящее время сложился обширный корпус нормативных правовых актов, разъяснений органов, уполномоченных в области охраны окружающей среды, судебных решений, которые в совокупности регулируют вопросы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По ряду признаков такие неналоговые платежи действительно могут быть отнесены к налогам, что и предлагает сделать Минфин РФ, разработавший проект федерального закона о внесении изменений в НК РФ (далее – законопроект), суть которого – объединение под общим названием «Экологический налог» регулирования уплаты действующих платежей за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в налоговом законодательстве.
Согласно законопроекту объектом налогообложения предлагается признать различные виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.
Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.
Законопроектом предусмотрены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя). Определены и иные обязательные элементы налога.
Взимание экологического налога неразрывно связано с учетом различных показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, а налоговые органы не обладают соответствующими техническими возможностями по их контролю. В связи с данным обстоятельством предусмотрен порядок предоставления налоговым органам информации органом, выдающим разрешение на осуществление негативного воздействия на окружающую среду, для обеспечения полноценного налогового контроля.
Однако основными заявленными целями введения экологического налога являются повышение эффективности взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду за счет применения мер по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов, предусмотренных налоговым законодательством, создание стимулов для уплаты данного налога под угрозой привлечения к уголовной ответственности предпринимателей и руководителей организаций.
Безусловно, введение экологического налога при сохранении действующего уровня налоговой нагрузки в виде существующих платежей за негативное воздействие на окружающую среду позволит увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, т.е. возможности применения к налогоплательщикам мер не только административной, но и налоговой и уголовной ответственности, а также различных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, включая столь любимый налоговыми органами механизм принудительного и бесспорного взыскания.
Однако для того, чтобы новеллы налогового законодательства заработали действительно эффективно, необходимо, во-первых, органично вплести новые положения в ткань налогового закона, а во-вторых, устранить пробелы в порядке применения отдельных норм закона, поскольку налоговое законодательство предъявляет повышенные требования к качеству регулирования: желательно, чтобы неясностей не было.
Например, законопроект предполагает льготу для налогоплательщиков, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий, в виде применения к налоговым ставкам коэффициента 0. Данный коэффициент можно будет применять после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Однако, помимо разработки справочников по наилучшим доступным технологиям для различных видов деятельности, необходимо определить порядок фиксации момента выполнения налогоплательщиком соответствующего условия.
Согласно законопроекту в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленный за соответствующие налоговые периоды налог за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.
Кроме того, предполагается, что в течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивают в бюджет авансовые платежи, которые исчисляются как одна четвертая общей суммы налога за предыдущий налоговый период. Поскольку экологический налог предполагается ввести с 1 января 2020 г., из буквального толкования указанной нормы следует, что авансовые платежи исчислять будет невозможно. Однако не исключено, что на переходный период 2020 г. авансовые платежи будут исчисляться на основе определенной за 2019 г. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Также необходимо привести используемые в законе выражения в соответствие с общей терминологией налогового законодательства: выражение «товарно-материальные ценности» должно быть заменено на «товарно-материальные запасы», а счет-фактура не может являться документом, подтверждающим оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений.
Безусловно, законопроект потребует дальнейшей тщательной проработки, чтобы закон мог заработать эффективно сразу после принятия, а не после внесения многочисленных последующих поправок. Многолетний опыт расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен помочь заранее выявить все выявленные практикой «узкие места».
В то же время констатация факта, что даже судебный порядок не обеспечивает полноценное взимание экологического неналогового платежа, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов, демонстрирует неэффективность существующего порядка защиты прав и законных интересов даже самого государства, что вызывает серьезнейшее беспокойство.
Фактически сейчас только налоговые органы могут обеспечить быстрое и эффективное взыскание платежей путем обращения взыскания на денежные средства на банковских счетах. И если в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, то что остается говорить о прочих случаях обращения граждан и юридических лиц за защитой их прав и законных интересов в суд.
06 сентября 2018
ЗаконодательствоПриродоохранное право
Доходы от экологического налога (env_ac_tax)
Статистика экологического налога основана на концепциях и методах из «Экологических налогов — статистическое руководство» (http:/ec.europa.eu/eurostat/web/products-manuals-and-guidelines/- /КС-GQ-13-005). Статистика экологических налогов является частью экологических счетов, которые представляют собой вспомогательные счета для национальных счетов.
Определение экологического налога (Регламент (ЕС) № 691/2011)
Экологический налог – это налог, налоговая база которого представляет собой физическую единицу (или эквивалент физической единицы) чего-либо, что имеет доказанную , конкретное негативное воздействие на окружающую среду, и которое определено в ESA 2010 как налог.
Только платежи, которые определены как налоги в национальных счетах, могут рассматриваться как экологические налоги, в то время как другие виды платежей правительству не учитываются. Статистика экологических налогов опирается на налоговое определение национальных счетов в качестве эталона, поскольку это улучшает международную сопоставимость статистики и позволяет интегрировать налоговые данные с национальными счетами и с системами экологического и экономического учета. (См. также «Руководство по государственному дефициту и долгу ЕСС 2010 г.», в котором содержатся решения Евростата об учете налогов и социальных отчислений).
Для точного определения экологических налогов и обеспечения международной сопоставимости был установлен список налоговых баз. Все налоги, определенные как таковые в национальных счетах и основанные на налоговых базах, перечисленных ниже, соответствуют определению экологического налога.
Энергия (включая топливо для транспорта) | ||
— Энергетическая продукция для транспортных целей | ||
· Неэтилированный бензин | ||
· Бензин этилированный | ||
· Дизель | ||
· Другие энергетические продукты для транспортных целей (например, сжиженный нефтяной газ, природный газ, керосин или мазут) | ||
— Энергетическая продукция для стационарных целей | ||
· Дизельное топливо | ||
· Мазут | ||
· Газ природный | ||
· Уголь | ||
· Кокс | ||
· Биотопливо | ||
· Потребление и производство электроэнергии | ||
· Потребление и производство централизованного теплоснабжения | ||
· Другие энергетические продукты для стационарного использования | ||
— Парниковые газы | ||
· Содержание углерода в топливе | ||
· Выбросы парниковых газов (включая доходы от разрешений на выбросы, учитываемые в качестве налогов в национальных счетах) | ||
Транспорт (кроме топлива для транспорта) | ||
— Импорт или продажа автомобилей (разовые налоги) | ||
— Повторная регистрация или использование автотранспортных средств (например, ежегодные налоги) | ||
— Использование дорог (например, налоги на автомагистрали) | ||
— Плата за въезд и городские сборы (если налоги учитываются в национальных счетах) | ||
— Прочие транспортные средства (суда, самолеты, железные дороги и т. д.) | ||
— Авиабилеты и авиабилеты | ||
— Страхование транспортных средств (исключая общие страховые налоги) | ||
Загрязнение | ||
— Измеренные или расчетные выбросы в атмосферу | ||
· Измеренные или оцененные NO x выбросы | ||
· Измеренные или оцененные выбросы SO x | ||
· Другие измеренные или расчетные выбросы в атмосферу (за исключением CO 2 ) | ||
— Вещества, разрушающие озоновый слой (например, фреоны или галоны) | ||
— Измеренные или предполагаемые сбросы в воду | ||
· Измеренные или предполагаемые выбросы окисляемых веществ (БПК, ХПК) | ||
· Другие измеренные или предполагаемые сбросы в воду | ||
· Сбор и очистка сточных вод, фиксированные ежегодные налоги | ||
— Неточечные источники загрязнения вод | ||
· Пестициды (на основе, например, химического состава, цены или объема) | ||
· Искусственные удобрения (на основе, например, содержания или цены фосфора или азота) | ||
· Навоз | ||
— Управление отходами | ||
· Сбор, обработка или утилизация | ||
· Отдельные продукты (например, упаковка, контейнеры для напитков, аккумуляторы, шины, смазочные материалы) | ||
— Шум (например, при взлете и посадке самолетов) | ||
Ресурсы | ||
— Забор воды | ||
— Заготовка биологических ресурсов (например, древесины, охотничьих и рыбных видов) | ||
— Добыча сырья (например, полезных ископаемых, нефти и газа) | ||
— Ландшафтные изменения и вырубка деревьев |
Налог на добавленную стоимость (НДС) исключен из определения экологического налога. В основном это связано с особыми характеристиками этого вида налога. НДС — это налог, взимаемый со всех продуктов (за некоторыми исключениями), и он подлежит вычету для многих производителей, но не для домохозяйств.
Соответственно, он не влияет на относительные цены так же, как экологические налоги через специальные базы экологического налога.
Также исключаются налоги на добычу нефти и газа. Эти налоги часто предназначены для получения ренты от природных ресурсов, и соответствующие платежи должны классифицироваться как доход от собственности.
Регламент ЕС № 691/2011 о европейских эколого-экономических счетах Европейского парламента и Совета от 6 июля 2011 г. (http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX: 32011R0691:EN:NOT) обеспечивает основу для разработки различных типов экологических счетов. Экологические налоги по видам экономической деятельности включены в Приложение II к настоящему Положению.
Коэффициенты
1) PC_TSCO_X_ISCO: процент от общей суммы доходов от налогов и социальных отчислений (исключая начисленные социальные отчисления) , то есть с использованием первого определения агрегата TSC (см. ниже). Этот показатель остается эталонным, поскольку он сопоставим с предыдущими коэффициентами, опубликованными в соответствии с концепциями ESA 95.
2) PC_TSCO: процент от общих доходов от налогов и социальных отчислений (включая условно исчисленные социальные отчисления) , т. е. с использованием второго определения агрегата ОТС (см. ниже). Этот коэффициент можно использовать как дополнительный показатель к эталонному.
3) PC_GDP: процент от валового внутреннего продукта (ВВП)
Общая сумма налогов и социальных отчислений (TSC)
Этот агрегат используется для расчета доли доходов от экологического налога (ETR) в общей сумме налогов и социальных отчислений (TSC). Агрегат TSC составляется на основе национальных счетов (ESA 2010). Он включает в себя все подробные налоговые и социальные поступления для сектора государственного управления (S.13) и его подсекторов (центральные, государственные, местные фонды и фонды социального обеспечения), а также институтов ЕС (S. 212).
Для расчета доли доходов от экологического налога можно использовать два агрегата ОТС на основе ЕСС 2010:
Первый агрегат ОТС называется «Общие поступления от налогов и обязательных социальных отчислений после вычета сумм, начисленных, но маловероятно, что они будут собраны». Он определяется как сумма следующих компонентов: ВТС(1) = D2 + D5 + D91 + D611C +D613C — D995
Второй агрегат ВТС также учитывает все вмененные статьи – вмененные социальные отчисления (D612), социальные взносы домохозяйств надбавки к взносам (D614) с поправкой на плату за услуги системы социального страхования (D61SC), а также добровольные фактические социальные взносы (D611V + D613V), и, следовательно, шире, чем предыдущий. Он называется «Общая сумма поступлений от налогов и социальных отчислений за вычетом начисленных сумм, которые вряд ли будут собраны».
Определяется как сумма следующих компонентов: TSC(2) = D2 + D5 + D91 + D61 — D995
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах
ВВП используется для расчета доли экологических доходов в ВВП. ВВП измеряется в текущих ценах (в номинальном выражении). Ряды данных о ВВП были пересмотрены после внедрения ESA 2010, что привело к возможному влиянию на поступления от экологического налога в виде доли от ВВП.
О введении экологического налога в Индонезии
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция E3S. Том 52, 2018 Международная конференция CSSPO 2018: На пути к инклюзивному и устойчивому сельскому хозяйству – гармонизация экологических, социальных и экономических аспектов: возможно ли это? | |
---|---|---|
Номер статьи | 00013 | |
Количество страниц) | 8 | |
DOI | https://doi.org/10.1051/e3sconf/20185200013 | |
Опубликовано онлайн | 27 августа 2018 г. |
Эди Сламет Ирианто 1 , Хаула Росдиана 2 * и Мария РУД Тамбунан 2
1 Аспирантура по налоговой политике и административным наукам, факультет административных наук, Университет Индонезии,
Депок,
Индонезия
2 Факультет административных наук Университета Индонезии,
Депок,
Индонезия
* Автор, ответственный за переписку: h. [email protected]
Abstract
Количество исследований, оценивающих внедрение экологического налога с точки зрения нормативных затрат, все еще ограничено. Принимая во внимание, что этот тип исследования имеет решающее значение при формулировании налоговой политики, чтобы найти баланс между регулирующей функцией, производительностью доходов и ее влиянием на поддержание благоприятного делового климата. Таким образом, это исследование направлено на разработку видов экологических налогов, применяемых в Индонезии, на картирование проблем, возникающих при их применении, и их влияние на стоимость соблюдения нормативных требований. Это исследование заняло парадигму постпозитивизма со смешанным подходом. Данные были собраны с помощью качественных и количественных методов. Результат показывает, что, несмотря на то, что Индонезия не ввела в явном виде новый экологический налог, существует множество квазиэкологических налогов, взимаемых в разброс местными органами власти и властями провинций из-за их полномочий, предоставленных децентрализацией, помимо корпоративной социальной ответственности, которую выполняют хозяйствующие субъекты.