День железнодорожника в России — 6 августа. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023
Российские железные дороги, высокоскоростной поезд «Сапсан» (Фото: Iakov Filimonov, по лицензии Shutterstock.com)
История возникновения Для железнодорожника в России, который в настоящее время отмечается в первое воскресенье августа, связана с именем императора Николая I, которого по праву называют «основателем железнодорожного дела в России». Ведь именно во времена его правления началось строительство российских железных дорог.
Поэтому в 1896 году было принято решение ежегодно отмечать День железнодорожника в день рождения Николая I. В этот день работники всех стальных магистралей, сходившихся в Петербурге, собирались на товарищеский обед на Павловском вокзале. Эта традиция соблюдалась до 1917 года. Пришедшие к власти большевики отменили знаменательный для железнодорожников день.
После Октябрьской революции 1917 года о Дне железнодорожника не вспоминали два десятилетия. Согласно постановлению ЦИК СССР от 28 июля 1936 года праздник решено было проводить ежегодно 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первое воскресенье августа.
Сегодня российская железнодорожная сеть — одна из крупнейших в мире, она осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира. Эксплуатационная протяженность сети железных дорог общего пользования составляет около 90 тысяч км, а по общей протяженности железнодорожных путей Россия занимает 3-е место, уступая только США и Китаю.
Российские железные дороги, органично интегрированные в единую транспортную систему РФ, по своему географическому положению являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Восточной Азии и Европы, а через морские порты осуществляется взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.
В свой профессиональный праздник все работники железнодорожного транспорта России получают поздравления от руководства, коллег и друзей. Традиционно к этому Дню приурочено вручение правительственных и отраслевых наград наиболее отличившимся сотрудникам, чествование ветеранов, проведение различных праздничных и торжественных мероприятий — концертов, фестивалей, спортивных соревнований, конкурсов, открытие новых объектов инфраструктуры и т.д.
Президент России В.В. Путин в одном из своих поздравлений в честь Дня железнодорожника отметил: «В отечественном железнодорожном комплексе всегда работали специалисты высочайшей квалификации — настоящие профессионалы, хорошо знающие и любящие свое дело. Вы по праву можете гордиться славными страницами истории отрасли, ее достижениями и успехами.
Подчеркну, что эффективное, слаженное функционирование всех звеньев железнодорожного транспорта — одно из ключевых условий динамичного развития регионов и экономики России, укрепления промышленного потенциала страны, реализации масштабных инфраструктурных проектов, востребованных социальных программ.
Сегодня перед вами стоят серьезные многоплановые задачи, главные из которых — модернизация коммуникаций и подвижного состава, внедрение современных логистических и управленческих схем, повышение качества услуг, уровня безопасности и надежности перевозок.
Убежден, что, опираясь на замечательные трудовые традиции и богатый опыт многих поколений своих предшественников, вы добьетесь значимых результатов, осуществите намеченные планы. Желаю вам всего самого доброго!».
2 августа – День железнодорожника
День железнодорожника впервые был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова № 68 от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 года.
Новый праздничный день стал первым профессиональным праздником сотрудников железнодорожного транспорта не только в Российской империи, но и в Европе. Дата ежегодного празднования Дня железнодорожника всеми центральными и местными учреждениями, заведывавшими железными дорогами в России, была связана с днём рождения императора Николая I, 25 июня (6 июля). Ведь именно он считается основателем железнодорожного дела в России: при нём были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы.
В этот день центральные и местные железнодорожные учреждения не работали, а вечером организовывался ужин с концертом в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги. На крупных станциях и вокзалах устраивали благодарственные молебствия. Особенно торжественно проходило празднование на набережной Фонтанки у дома № 117, где тогда располагалось российское Министерство путей сообщения. На торжество сюда приезжали не только высшие чины МПС, но и представители железнодорожных департаментов Министерства финансов и Государственного контроля, которые работали в тесном контакте с МПС. День железнодорожника регулярно отмечался вплоть до 25 июня 1917 года.
Однако после революции День железнодорожника, как и все другие царские праздники, был отменен. Традиция его празднования возобновилась лишь в 1936 году в связи с выдвижением железнодорожниками предложения «…о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины…» во время совещания работников железнодорожного транспорта в Москве 25–30 июля 1935 года. Согласно постановлению ЦИК СССР от 28 июля 1936 года за подписью председателя президиума ЦИК СССР Михаила Калинина праздник решено было проводить ежегодно 30 июля.
29 июля 1936 года вышёл экстренный выпуск газеты «Гудок», который начинался с постановления правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». День железнодорожного транспорта Советского Союза был объявлен всенародным праздником, первое его празднование было в кратчайшие сроки организовано по всей стране.
Через несколько лет постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 года было решено «перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника в 1940 году на ближайший выходной день (воскресенье) – 4 августа. В будущем установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца».
С 1980 года профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал опять именоваться «Днём железнодорожника». Это установлено указом президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» от 1 октября 1980 года № 3018-Х, который продолжает действовать и исполняться и сейчас.
С 2003 года День железнодорожника в России стал как государственным, так и корпоративным праздником ОАО «РЖД».
С 2016 года в компании отмечают День железнодорожника в формате благотворительного забега, средства от которого передаются тяжело больным пациентам – подопечным благотворительных фондов. Мероприятие проходит по всей стране.
В нынешнем году День железнодорожника в РЖД отметят традиционным забегом с соблюдением всех необходимых мер безопасности из-за ситуации с коронавирусом,. «В этом году уже в пятый раз мы будем отмечать наш профессиональный праздник – День железнодорожника, собравшись в кругу близких и друзей на спортивном фестивале для всей семьи “Достигая цели!”. Приглашаю всех желающих 2 августа разделить с нами праздник и принять участием в благотворительном забеге», – приводятся на сайте мероприятия слова генерального директора РЖД Олега Белозёрова.
Организаторы пишут, что спортивно-музыкальный фестиваль для всей семьи «Достигая цели!«, приуроченный ко Дню железнодорожника, пройдет на территории олимпийского комплекса «Лужники». Ключевым мероприятием праздника станет благотворительный забег «Достигая цели!», который впервые состоится совместно со Всероссийским полумарафоном «ЗаБег.рф»: 85 городов по всей стране, 11 часовых поясов и 1 старт для нескольких тысяч любителей спорта.
Поздравление с Днем железнодорожника • Президент России
Мероприятия
Владимир Путин поздравил железнодорожников и ветеранов с профессиональным праздником.
00:00
Кремль, Москва
Поздравление с Днем железнодорожника.
Президент России Владимир Путин: Друзья,
Сегодня мы отмечаем День железнодорожника. Сердечно поздравляю всех железнодорожников и ветеранов с их профессиональным праздником и знаменательным днем. дата, которую мы празднуем сегодня: 185 -й -й год рождения Царскосельской железной дороги.
Этот проект положил начало крупномасштабному железнодорожному строительству в России, отрасли, имеющей огромное стратегическое значение для нашей необъятной страны, для развития регионов и народного хозяйства, для качества жизни людей.
Инженеры, рабочие и люди разных профессий, создававшие железнодорожный комплекс России, являются не только выдающимися профессионалами, но и настоящими герои. Строительство Транссибирской магистрали, Байкало-Амурской Магистральные и другие железные дороги в тяжелейших условиях — это действительно подвиг.
Сейчас перед нами стоят большие задачи, направленные на ускоренное развитие инфраструктуры всей страны, включая расширение сети железных дорог и ремонт. Все специалисты отрасли – инженеры, строители, мотористы водители, персонал диспетчерской, водители — вносят свой вклад в эту огромную работу. Я искренне благодарен вам за вашу работу и самоотверженность.
Я убежден, что наша железнодорожная отрасль имеет огромный потенциал для качественного роста. И, несмотря на все трудности, мы, несомненно, продолжим двигаться вперед, ставя перед собой новые цели и достигая результатов, в том числе увеличивая пропускная способность железнодорожных линий и расширение узких мест.
В первую очередь имею в виду развитие Центрального транспортного узловые и железнодорожные подходы к портам Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов, строительство Северного широтного хода и расширение Восточного района эксплуатации – БАМа и Транссиба. Все эти проекты чрезвычайно важно для нашей экономики, для создания современного транспорта и логистики коридоры, новые туристические маршруты и для снабжения смежных отраслей.
Ну и, конечно, самые важные задачи — обновить прокатный запасов, чтобы обеспечить безопасность и комфорт пассажиров, а также сделать транспорт более эффективным и удобным за счет широкого внедрения электронных сервисов, которые, подчеркну, должны базироваться на отечественных технологиях и решениях.
Уверен, что Ваш профессиональный опыт, ответственность и целеустремленность позволят Вам добиться успеха в реализации всех этих планы.
Еще раз поздравляю с присвоением звания железнодорожника День. Желаю крепкого здоровья и благополучия вам и вашим семьям.
Темы
- Строительство
- Транспорт
Статус публикации
Публикуется в разделах: Новости, Стенограммы
Дата публикации:0057 7 августа 2022 г., 00:00
Прямая ссылка: ru.kremlin.ru/d/69123
Текстовая версия
Транссибирские традиции : Фотошоу : NPR
Россия По железной дороге: Транссибирская Традиции: Кинопоказ Транссибирский образ мышления предполагает проведение долгого путешествия, глядя в окно и размышляя. Вы с нетерпением ждете следующей остановки, где волнуют даже самые маленькие вещи. Это среда, которая заставляет вас стремиться завести друзей, что действительно является транссибирской традицией.
Картинное шоу
Жанна Руцкая (слева) — пассажирка Транссибирского поезда. Она находится в безостановочном пятидневном путешествии из Москвы в свой дом, Читу, на Дальнем Востоке России. Долгие поездки на поезде, по ее словам, — это время, чтобы расслабиться и предаться любимому занятию — чтению детективных романов. И она любит дружбу. Дэвид Гилки/NPR
переключить заголовок
Дэвид Гилки/NPR
Жанна Руцкая (слева) — пассажирка Транссибирского поезда. Она находится в безостановочном пятидневном путешествии из Москвы в свой дом, Читу, на Дальнем Востоке России. Долгие поездки на поезде, по ее словам, — это время, чтобы расслабиться и предаться любимому занятию — чтению детективных романов.
Дэвид Гилки/NPR
Транссибирский поезд может показаться одиноким местом.
Однажды ночью, на пятом часу 24-часового перегона из Ярославля в Екатеринбург, я стоял в коридоре возле нашей каюты, глядя в мирную пустоту. Полумесяц освещал тянущееся вдаль снежное покрывало.
Случайные злоумышленники.
Молодой машинист поезда возился с банками «пиво» — русское пиво. Его шаткая походка говорила о том, что пить пиво было гораздо веселее, чем заниматься его продажей.
Затем прибыл товарный поезд, тянущий товарные вагоны и цистерны с маслом, громко несущийся на запад. Ночью и днем другие поезда проходят каждые 5 или 10 минут. В такие моменты вы вспоминаете, что это шумное шоссе, пересекающее замерзший тихий пейзаж.
Теперь я понимаю, почему в литературе описывается транссибирское мышление, когда вы проводите долгие путешествия, глядя в окно и размышляя. Вы с нетерпением ждете следующей остановки, где захватывают даже самые маленькие вещи: будет ли «бабушка» — пожилая русская женщина — продавать вкусную вяленую рыбу? Или джем? Или домашние пироги?
Это среда, в которой хочется заводить друзей, что является транссибирской традицией.
Где-то к западу от Ярославля мы зашли в соседний салон, где у окна сидела Жанна Руцкая с двумя другими пассажирами. «Мы только что встретились, два часа назад», — говорит она мне.
Они делили купе с четырьмя кроватями. Днем две нижние полки служат диванами.
Руцкая находилась в пятидневной безостановочной поездке из Москвы в свой дом, Читу, на Дальнем Востоке России. Это граница России, город, который вырос на добыче серебра и был хорошо защищен во время холодной войны — иностранцы были запрещены — потому что там базировалось очень много военнослужащих.
Руцкая работает в гостинице в Чите, а ее муж был военным. Москва была для нее лишь промежуточной остановкой — она была в отпуске еще дальше на западе, в бывшей советской республике Беларусь, впервые за два года навестив родителей.
Маршрут Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. Элисон Хёрт/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Элисон Хёрт/NPR
Трасса Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока.
Элисон Хёрт/NPR
Лететь к ее семье слишком дорого. Билет на поезд достаточно дорогой, поэтому домой в Беларусь она ездит редко.
Долгие поездки на поезде, по ее словам, — это время расслабиться и предаться любимому занятию — чтению детективных романов. И она любит дружбу.
После того, как мы немного поболтали, я сказал ей и ее соседям по каюте, что у нас есть немного еды, если они заинтересованы.