Отличие Россельхознадзора от Роспотребнадзора | MilkLife
В России существуют различные службы контроля, которые работают согласно своему сектору. К таким службам относятся Россельхознадзор и Роспотребнадзор, которые часто упоминаются в новостных лентах. Именно с ними мы сегодня и разберёмся: что это такое, за что они отвечают, зачем нужны и в чем различия.
Россельхознадзор
Вначале хотелось бы отметить, что согласно официальному источнику http://www.fsvps.ru/, россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Иными же словами, данный орган необходим для того, чтобы производить различные проверки необработанной сельскохозяйственной продукции. При этом, проверки проводятся не только на фермах, но под наблюдение попадают обычные магазины.
Сразу возникает иной вопрос: что именно может проверить данный орган исполнительной власти, сюда попадают:
- Сырьё животного происхождения (мясо, молоко, яйца)
- Растениеводство (овощи, фрукты, бобовые и зерновые)
Именно поэтому, важно, чтобы вы, будучи фермером или владельцем сети магазинов, имели на руках все необходимые документы на необработанную пищевую продукцию.
Роспотребнадзор
Теперь перейдём к Роспотребнадзору. Согласно их официальному сайту, http://www.rospotrebnadzor.ru/ ,это федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — ведомство, осуществляющее контроль в самых различных отраслях: в торговле, банковском секторе, на производстве. Основой для работы ведомства служит закон «О защите прав потребителей». Роспотребнадзор уделяет весьма пристальное внимание контролю за банками, так как получает немало жалоб на них. Ведомство проводит проверки в кредитных организациях как по претензиям клиентов, так и по собственной инициативе. Этот орган обладает достаточно широкими полномочиями, занимая очень активную позицию в отстаивании интересов граждан.
Данная служба проводит контроль над переработанной продукцией, но главный же спектр этой службы – это санитарно-эпидемиологический надзор. По-другому говоря, именно Роспотребнадзор проводит проверки над всем сырьём, которые прошли промышленную и тепловую обработки.
Хотя стоит отметить, что в приоритете этой службы наводить порядки в магазинах, ресторанах, общепите касательно соблюдения норм санитарии. Поэтому, быть наготове и иметь все необходимые документы, обязывает владельцев.
В завершении хотелось бы добавить, что довольно часто может произойти путаница, и под слухами, разными новостями бывает такое, что эти структуры объединяются. Но пока что, они действуют по своему принципу, где Россельхознадзор подчиняется министерству хозяйства, а Роспотребнадзор непосредственно правительству.
milklife.by
© Центральный аппарат В адрес Руководителя Россельхознадзора поступило письмо-обращение от инициативной группы родителей города Ивантеевки Московской области с просьбой провести лабораторные исследования качества сливочного масла, поставляемого единственным поставщиком – ООО «Комбинат питания Шатура» – в пятнадцать дошкольных учреждений города Ивантеевки. В письме родители высказали претензию к качеству и безопасности молочной продукции, отметив негативные последствия для здоровья, возникшие у детей после ее употребления. Подведомственными Россельхознадзору лабораториями был проведен анализ проб продукции, поставляемой указанной организацией в дошкольные учреждения, – масла сладко-сливочного несоленого «Традиционное» м. д. ж. 82,5% производства ООО «Нелидовский молочный завод» (Россия, Тверская область, п. Южный, ул. Маресьева, д. 1, стр. Б). По результатам исследований было выявлено, что масло не имеет в своем составе молочные жиры, а это свидетельствует о фальсификации продукции и использовании при ее производстве растительных стеринов. О выявленных нарушениях Россельхознадзор проинформировал Управление Роспотребнадзора по Московской области. В свою очередь, Управление Роспотребнадзора по Московской области перенаправило данное обращение в территориальное Управление Роспотребнадзора по Тверской области для рассмотрения по подведомственности. Управление Роспотребнадзора по Тверской области, рассмотрев материалы Россельхознадзора, предоставило следующую информацию: предприятие ООО «Нелидовский молочный завод» с 2013 года по настоящее время не осуществляет деятельность по производству молочных изделий. В доказательство были предоставлены материалы фотосъемки, свидетельствующие о демонтаже технологического оборудования и частичном разрушении производственных помещений ООО «Нелидовский молочный завод». Отдельно было отмечено, что с 2014 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Тверской области неоднократно поступали многочисленные жалобы граждан на выпуск некачественного и фальсифицированного масла производства ООО «Нелидовский маслосырзавод», располагающегося по тому же адресу, что и предприятие ООО «Нелидовский молочный завод»: Россия, Тверская область, п. Южный, ул. Маресьева, д. 1, стр. Б. Пресс-служба Россельхознадзора провела анализ ситуации, в ходе которого на официальном сайте Федеральной налоговой службы была обнаружена информация о том, что ООО «Нелидовский маслосырзавод» (адрес: Россия, Тверская область, п. Южный, ул. Маресьева, д. 1, стр. Б) прекратило свою деятельность в 2013 году, в то время как ООО «Нелидовский молочный завод» (адрес: Россия, Тверская область, п. Южный, ул. Маресьева, д. 1, стр. Б) зарегистрировано в 2015 году и работает без ограничительных мер. Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Тверской области предоставило недостоверную информацию о деятельности поднадзорного хозяйствующего субъекта. Кроме того, по вышеуказанному адресу в 2015 году также зарегистрировано еще одно предприятие – ООО «Торговая компания «Нелидовский молочный завод». С учетом перечисленной информации становится очевидным, что по вышеуказанному адресу производство молочной продукции осуществляется, несмотря на представленные Роспотребнадзором фотографии разрушенного помещения. В свою очередь, Россельхознадзор выдал предписание ООО «Комбинат питания Шатура» о приостановлении реализации масла сладко-сливочного несоленого «Традиционное» м. д. ж. 82,5% производства ООО «Нелидовский молочный завод». После того, как Управление Роспотребнадзора по Московской области было проинформировано Россельхознадзором о предпринятых мерах, оно сообщило о проведении внеплановой проверки ООО «Комбинат питания Шатура». В ходе проверки Роспотребнадзором в наличии было выявлено другое масло сладко-сливочное несоленое производства ООО «Нелидовский молочный завод» – «Белорусское». Управление Роспотребнадзора по Московской области в официальном письме к Россельхознадзору сообщило, что на оба продукта производства ООО «Нелидовский молочный завод» были представлены сопроводительные документы, подтверждающие качество и безопасность данной продукции. Кроме того, образец сладко-сливочного масла несоленого «Белорусское», по результатам лабораторных исследований, признан соответствующим требованиям нормативной документации. Очевидно, что информация Управления Роспотребнадзора по Московской области противоречит той, что была ранее представлена Управлением Роспотребнадзора по Тверской области, в которой сообщалось, что с 2013 года ООО «Нелидовский молочный завод» деятельность по производству молочных изделий не ведет, помещение в частично разрушенном состоянии, техническое оборудование демонтировано. Необходимо отметить, что в данном населенном пункте с 2002 года было зарегистрировано не менее 5 предприятий по производству молочной продукции с удивительно схожими названиями: ЗАО «Маслосырзавод», ООО «Нелидовский маслосырзавод», ООО «Нелидовский молочный завод», ООО «Торговая компания «Нелидовский молочный завод», ООО «Молочный завод Нелидово». При этом производство фальсифицированной продукции, ведущееся по адресу: Россия, Тверская область, п. Южный, ул. Маресьева, д. 1, стр. Б., до настоящего времени не прекращено. |
www.fsvps.ru
© Центральный аппарат В ходе проведения итогового заседания Коллегии Россельхознадзора 28 марта 2018 г. Министр РФ, куратор Открытого правительства Михаил Абызов обозначил ключевые направления работы Россельхознадзора в рамках дальнейшей реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. Как было отмечено Министром, Россельхознадзор добился существенных результатов в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности, однако некоторые проблемы решить пока не удалось. Предстоит наладить информационный обмен на региональном и федеральном уровне в части ветеринарного надзора, продолжить уход от «палочной» системы госконтроля. На повестке дня также стоит вопрос о возможном объединении функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора по контролю за продовольствием. Министр подчеркнул, что главная задача реформы контроля и надзора — повышение уровня безопасности государства и граждан и сокращение причинённого ущерба и вреда. Реформа также направлена на снижение неэффективной административной нагрузки на добросовестный бизнес и построение эффективного и технологичного госконтроля. Как подчеркнул Михаил Абызов, реализуя реформу госконтроля, важно руководствоваться вопросами обеспечения безопасности граждан, а не только вести дискуссии об административном давлении надзора на хозяйствующие субъекты. Он напомнил, что в настоящее время обсуждается новая структура администрирования вопросов безопасности пищевой продукции — сквозной контроль «от грядки до прилавка». Сейчас производство продукции находится в сфере ведения Россельхознадзора. Когда речь заходит о контроле качества товара на прилавке, то возникает вопрос, кто несёт за это ответственность. По словам Михаила Абызова, на всех совещаниях представители ведомств говорят, что нужно налаживать информационное взаимодействие, обмениваться результатами проверок, видеть индикаторы риска, которые проверяют каждое из надзорных ведомств, видеть статистику по нарушениям, которые выявляются с тем, чтобы определить приоритетные точки работы. Михаил Абызов отметил, что необходимо принимать радикальные меры. Это касается не только технического совмещения информационных систем, но и возможного объединения функций контроля и надзора обоих ведомств. Это может быть объединение на базе единого органа госвласти в правительстве. Но данный вопрос относится исключительно к компетенции президента, который определяет структуру органов исполнительной власти. Как заявил Министр, совсем скоро будет формироваться новый состав правительства и новая структура, и необходимо правительству в рамках действий сегодняшних полномочий провести соответствующую подготовительную работу и аналитику и предложить «меню» решения назревших проблем. Министр также отметил необходимость информационного обмена между территориальными и федеральными органами Россельхознадзора, которые осуществляют ветеринарный надзор. Система требований по ветеринарному надзору одинаковая на всех уровнях, разграничение субъектов контроля не формализовано. Зачастую бизнес сталкивается с дублирующими проверками. В 2018 году в этой части нужно навести порядок, подчеркнул Михаил Абызов. По его словам, возможна федерализация функций ветеринарного надзора с последующим делегированием этих полномочий на уровень субъектов по соглашениям с чётким определением контроля со стороны федерального Россельхознадзора качества исполнения делегированных требований. Информационные системы на федеральном и региональном уровне не совмещены. Министр отметил, что рекомендовал руководству Россельхознадзора, руководителям территориальных подразделений и соответствующих служб в субъектах федерации заключить соглашения об информационном обмене, чтобы поднадзорные объекты были одинаково классифицированы, чтобы к ним применялись одинаковые критерии риска и одинаковые надзорные мероприятия. Как подчеркнул Министр, эта работа должна быть проведена. На ближайших заседаниях проектного комитета реформы госконтроля будет обсуждаться стандарт проведения этой работы по линии ветеринарного надзора. К 2018 году по линии Россельхознадзора не удалось полностью решить вопрос перехода от «палочной» системы к оценке результативности и эффективности территориальных органов по показателям снижения ущерба и вреда, констатировал министр. Причина в том, что не по всем видам риска и не по всем видам контроля и надзора есть качественная статистика. Как указал Министр, в 2018 году такую работу по сбору статистики нужно провести. Михаил Абызов также озвучил свою позицию относительно сохранения режима «надзорных каникул» для малого бизнеса. Эта тема стала особенно актуальной после пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», в результате которого погибли десятки человек. Министр заявил, что к объектам высокого уровня риска никакие «надзорные каникулы» применяться не могут. Не может определяться характер обеспечения государственной безопасности по форме ведения бизнеса. В первую очередь необходимо обеспечивать проверку объектов высокого уровня опасности и освобождать от проверок те объекты, которые никакой угрозы не несут. В качестве примера Министр привёл прошлогоднюю вспышку ящура в Башкирии, после которой вся республика оказалась заблокирована от всех аграрных рынков сопредельных территорий. Тогда фермеры и сельхозпроизводители требовали ужесточения государственного контроля, в особенности за недобросовестными участниками продовольственного рынка. Одной из первостепенных задач для Россельхознадзора на 2018 год, по мнению министра, должно стать радикальное изменение ситуации с АЧС. Он предложил расширить полномочия ведомства и разрешить ему согласовывать количество поголовья дикого кабана в охотугодьях. Михаил Абызов выразил уверенность, что вопрос с АЧС должен быть решён раз и навсегда, сделать это можно за 2018-2019 годы. Россельхознадзор, как и другие надзорные ведомства, нередко сталкивается в своей работе с чрезвычайными ситуациями, отметил министр. В таких ситуациях, по его словам, очень важно уметь правильно и понятно объясняться с людьми: когда надо объявлять карантин, уничтожать поголовья, вы и ваш персонал должны уметь объяснять людям в спокойном режиме всё происходящее, даже если это происходящее — негативное. Это вопрос специальной подготовки. Министр попросил руководство Россельхознадзора уделить этому отдельное внимание, подготовиться и провести соответствующее обучение, подготовить короткие методики для территориальных органов. Одна из ключевых задач Россельхознадзора на 2018 год — это цифровизация, подчеркнул Михаил Абызов. По мнению Министра, данный инструмент является ключом к новому контролю и надзору. Цифровой контроль и надзор более эффективен, чем проверки. Он позволяет проводить дистанционный мониторинг соблюдения требований безопасности, собирать статистику. Сегодня проверки являются основным инструментом надзорных органов, а через 10 лет они станут исключительным случаем, уверен Михаил Абызов. Он сообщил о планах совместить в течение 2018 года базу автоматизированной системы для электронной сертификации «Меркурий» с базой ФНС и инструментарием контрольно-кассовой техники. Это даст возможность сквозной прослеживаемости реализации продуктов питания. Ещё одна важная задача — повышение квалификации и развитие новых компетенций инспекторского состава. Уже запущена система онлайн-обучения инспекторского состава, которая должна охватить в этом году 20 тыс. человек, а в следующем — 50 тыс. Единственный инструмент, который поможет надзорным органам выполнять задачи, поставленные реформой госконтроля, — это повышение качества управления и внутренняя оптимизация, подчеркнул Михаил Абызов. Новые задачи придётся решать за счёт имеющихся ресурсов, без дополнительной финансовой или кадровой поддержки. «Меню» преобразований, которые должны помочь надзорным органам повысить эффективность работы в ближайшие 2 года, было разработано по итогам стратегической сессии, прошедшей в Сколково в начале марта текущего года. |
www.fsvps.ru
Россельхознадзор
«Хватит кошмарить бизнес» реализуют только в словестной форме, на деле – в 2019 году проверок стало больше.
На треть выросло число как плановых, так и внеплановых ревизий, обнаружили сотрудники Института практического правоприменения Европейского университета, пишет «Коммерсант». Аналитики изучили данные о полумиллионе проверок.
Среди контролеров лидируют МЧС и Роспотребнадзор, но за январь – август 2019 года активность нарастили почти все ведомства.
Общее число проверок составило 304 тыс. против 234 тыс. за тот же период 2018 года (рост на 30%).Лидерами стали контролирующий наиболее близкие к конечному потребителю и наличным расчетам рынки общепита и торговли Роспотребнадзор (число его внеплановых проверок выросло на 29,5 тыс.), а также ранее одним из первых реализовавшее риск-ориентированный подход МЧС (плюс 16 тыс.), Ростехнадзор (14 тыс.) и Россельхознадзор (12 тыс.).
Уменьшилось же число внеплановых контрольных мероприятий только у Роструда (на 10 тыс.) и у МВД (на 431).
Переломился и длинный тренд на сокращение числа плановых проверок — их число за весь 2019 год вырастет на 28,7% в сравнении с 2018-м — до 233 тыс. мероприятий против 181 тыс. годом ранее. Основной вклад в это также принадлежит МЧС (плюс 45,6 тыс. проверок) и Роспотребнадзору (плюс 19,7 тыс.) — впрочем, частично это могут объяснять резонансные происшествия 2018 года (включая пожар в ТРЦ «Зимняя вишня» и проблемы со школьным питанием).
Мягче усиливали плановый контроль Роструд (плюс 1,9 тыс.) и Росприроднадзор (1,1 тыс.) — а сокращали давление на бизнес МВД (минус 7,3 тыс. проверок), Россельхознадзор (минус 5,7 тыс.) и Ространснадзор (минус 3,2 тыс.).
В региональном разрезе против общего для РФ тренда выступили Красноярский и Алтайский края, Омская, Амурская, Курганская, Калининградская, Липецкая и Орловская области, Дагестан, Ханты-Мансийский и Ненецкий АО.
При этом аналитики фиксируют искажение сферы контроля по отношению к весу проверяемых организаций в экономике. Так, на образование при доле в 2% от общего числа зарегистрированных компаний приходится 31,5% всех проверок; в здравоохранении и соцуслугах — при доле в 1,5% — 7,9% проверок; в обработке — 9,3% проверок при доле 6,5%; в гостиничном бизнесе и общепите — 4,6% проверок на 3% компаний; в торговле, наоборот,— 13,4% проверок при доле в 37,3%. Адекватной контрольная нагрузка в этом отношении выглядит для сфер ЖКХ (6%/6%) и агропромышленности (4,4%/4%).
Можно разглядеть следование контрольных мероприятий за политической повесткой. «Разница наблюдается… и между организациями, проверенными планово и внепланово. В 2019 году внеплановые проверки сосредоточены на сфере недвижимости, а плановые — на сфере образования»,— констатируют авторы исследования. Рост частоты внеплановых строительных проверок, вероятно, связан с масштабной реформой финансирования отрасли (переходом на эскроу-счета).
Сопоставление распределения организаций по формам собственности с частотой проверок демонстрирует, что внимание госконтролеров, очевидно, притягивают крупные компании. На ИП, составляющие почти половину компаний, зарегистрированных в реестре, приходится лишь 18% проверок. Тезис подтверждает и еще одно наблюдение института: «Проверенные организации не только заметно старше средней организации, но и обладают большими совокупными активами».
Также повышенный риск стать объектами интереса контролирующих инстанций распространяется на муниципальные предприятия (доля в ЕГРЮЛ 2,3%, проверок — 23%) и НКО (4,3% ЕГРЮЛ, 8,8% проверок).
www.klerk.ru
Роспотребнадзор и Россельхознадзор опровергли слияние
Представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко заявил «Известиям», что никакого решения об объединении санитарной и ветеринарной служб не существует.
— Меня абсолютно неправильно поняли журналисты, сообщения о слиянии Роспотребнадзора и Россельхознадзора не соответствуют действительности. Речь шла об эффективности и ведении совместной работы контрольно-надзорных служб, но не об их административном слиянии. Мои слова были вырваны из контекста, — сообщил Алексеенко.
Источники «Известий» в Роспотребнадзоре также опровергли сведения о том, что службу готовят к объединению с Россельхознадзором. Пресс-служба Роспотребнадзора отказалась комментировать ситуацию.
Сегодня несколько агентств сообщили о готовящемся объединении Россельхознадзора и Роспотребнадзора, процитировав Алексеенко.
«Принципиальное решение о слиянии служб есть. Каким оно будет — будет зависеть от правительства… Я думаю, что это будет просто слияние функций, как это будет — вопрос. То решение, которое в принципе уже принято, об образовании новой системы проверки, новой службы — думаю, это правильно, потому что нужно объединять функции и Россельхознадзора, и Роспотребнадзора. На мой взгляд, как эксперта по безопасности, нам нужно еще поднятие функций Минсельхоза — эффективнее, если это будет Минсельхозпрод. И сквозной контроль должен быть по принципу «от поля до стола потребителя», — привело слова чиновника «РИА Новости».
Кроме того, министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов заявил «Интерфаксу», что у Роспотребнадзора и Россельхознадзора есть ряд пересекающихся полномочий и главная задача — сделать так, чтобы их деятельность не противоречила друг другу, чтобы ведомства не проверяли одно и то же на одном и том же предприятии. Этого, по словам министра, можно достичь двумя способами — либо четким разграничением контрольных органов, либо их консолидацией.
Россельхознадзор осуществляет контроль и надзор за сельскохозяйственным сырьем и продукцией, животными и растениями, тогда как Роспотребнадзор контролирует безопасность и качество товаров и услуг. Россельхознадзор является службой, подчиняющейся Министерству сельского хозяйства, Роспотребнадзор подчиняется напрямую правительству. При укрупнении двух служб Министерство сельского хозяйства могло бы расширить свои полномочия.
retailer.ru
|
www.fsvps.ru
|
www.fsvps.ru