Реорганизация Роспотребнадзора: последние новости — помощь юриста или адвоката Российского Юридического портала
Последние новости, касающиеся реорганизации Роспотребнадзора, связаны как со структурой, так и с деятельностью данного ведомства. Какие изменения ожидаются в структуре и составе ее службы?
Деятельность Роспотребнадзора
РПН – это специализированный орган, занимающийся надзором и контролем за благополучием граждан в сфере его правовой защиты, а также в сфере санэпидем обстановки. Создана была эта структура согласно указу Президента №314 от 9 марта 2004 года. В своей работе РПН руководствуется следующими правительственными постановлениями:
- Вопросы Федеральных надзорных служб в области защиты потребительских прав и благополучия граждан.
- Положение о Федеральной надзорной службе в тех же областях.
Также следует основные функции РПН:
- Наблюдение как на санитарными, так и эпидемиологическими состояниями граждан.
- Надзор за тем, как соблюдаются потребительские права.
- Оформление, а также выдача как санитарных, так и эпидемиологических заключений.
- Проведение аттестации сотрудников, чья работа связана с обучением, продуктами, лабораторными исследованиями и инфекционными заболеваниями.
Из-за основных функций РПН крайне важным и актуальным вопросом является вопрос реорганизации этой структуры.
Реорганизация РПН: последние новости
Еще весной 2016 года МинФин озвучил данные о том, что в самом скором времени государственных служащих ждут серьезные изменения. И одно из таких изменений – это реорганизация РПН.
Одним из первых и действенных приемов стало сокращение РПН в период с 2018 по 2019 годы. Дело в том, что в рамках реформы происходит оптимизация численности персонала РПН. Также планируется ввод дополнительных требований по отношению к квалификации работников, находящихся на государственных службах.
К основным новым требованиям, предъявляемым по отношению к работникам, можно отметить следующие моменты:
- Наличие образования по профилю занимаемой работником должности. Здесь следует учесть, что это новое требование касается, в первую очередь, заместителей, руководителей, а также специалистов. Кроме того, у этой категории служащих должно быть соответствующее образование – выше бакалавра. Что же касается всех остальных работников, то у них может быть среднее специальное образование или выше.
- Также все работники, если они соответствуют уровню образования, будут подвергнуты ряду испытаний на знание законов гражданской службы, Конституции, а также на знание актов и законов антикоррупционного характера.
- Наличие соответствующего для должности трудового стажа.
- Другие требования.
При всем этом соответствующие сотрудники и высокие должности РПН будут увольнять всех тех работников, которые не прошли все перечисленные выше проверки.
Особенности объединения в рамках реформы
Реорганизация такой структуры, как Роспотребнадзор, планировалась лишь с одной целью – с целью отделить друг от друга надзор и контроль, а еще с целью объединить или же упразднить те ведомства, которые занимались осуществлением подобных функций.
Важность разделения и упразднения появилась в конце 2014 года, сразу же после того, как появилось соответствующее указание президента России о снятии тотальных видов контроля как за бизнесом, так и за предприятиями. Также речь идет об указе президента относительно оптимизации работ государственных компаний и предприятий, обоснованных кризисом экономики в масштабах всего государства.
Первоначально с целью значительной финансовой экономики расходования финансовых бюджетных средств планировалось значительное сокращение работающих министерств с 21 до 15. Также при этом было принято решение об упразднении 11 агентств и создании 9 новых надзорных структур.
Результатом слияния таких структур, как РПН, Росздравнадзор и Россельхознадзор должен стать новый, более мощный орган, который в итоге должен контролировать безопасность как лекарственных средств, так и пищевых продуктов.
Почему стоит объединить РПН и РСН
Россельхознадзор – это специализированный государственный орган, занимающийся надзором и контролем в области ветеринарии, а также защиты растений, карантина, обращений с пестицидами и участками сельхоз назначения.
Объединение уже этих двоих структур – это та самая тема, которая очень часто поднималась в самых разных СМИ источниках еще с 2015 года. Подобная необходимость появилась в связи с тем, что обе эти структуры дублируют некоторые свои задачи. В качестве примера можно выделить следующие моменты:
- Россельхознадзор занимается контролем и надзором за такими видами товаров, как продукция животного происхождения, а также за сырыми овощами и иными видами натуральной растительной продукции.
- Роспотребнадзор занимается контролем и надзором за такими видами товаров, которые уже смогли пройти промышленную и иную обработку, то есть за такими видами товаров и продуктов, которые не попали под ответственность РСН.
Цель реформы, в рамках которой структуры будут объединены, заключается в том, что при этом будет вестись непрерывный контроль уровня качества продовольственных товаров на всем пути их движения.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
jur24pro.ru
Минздравсоцразвития собирается поглотить Роспотребнадзор
Скандалы, связанные с переделом сфер влияния, время от времени возникают между российскими министерствами и ведомствами. Как правило, подоплёка таких скандалов кроется в сугубо материальной сфере – одна структура претендует на бюджет другой. При этом каждая из заинтересованных сторон готова биться до последнего: проигравших, как правило, упраздняют, а их функции и соответственно средства переходят к победителям. Так было, когда Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития) мерилось полномочиями с Росздравом – последний ликвидировали, а функции упразднённой структуры и её бюджет теперь осваивают в Минздравсоцразвития. То же самое происходит и сейчас в противостоянии всё того же Министерства здравоохранения и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).
В начале была кола. От неё-то и пошли пузырьки. В марте этого года Роспотребнадзор опубликовал очередные дополнения к Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН), которые устанавливали дополнительные требования к продуктам питания. Крупные транснациональные компании расценили это как «наезд»: дополнения к СанПиНу появились после того, как Роспотребнадзор изучил продукцию компаний Valio, Nestle и PepsiCo. Почему изучали именно их, а не их конкурентов – скажем, продукцию Coca-Cola или «Новозеландского молочного совета» – другой вопрос, риторический. Так или иначе, но Роспотребнадзор выявил нарушения санитарных требований именно на российских заводах Nestle, а напитки типа пепси-колы объявил вредными, возможно, подразумевая и кока-колу, но прямо на это не указывая. Производителей, упомянутых в двусмысленном контексте, происходящее возмутило, и они пожаловались на Роспотребнадзор первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Теперь Роспотребнадзор могут расформировать за то, что он якобы участвует в торговых войнах, «наезжая» на одних участников рынка и как бы не замечая их конкурентов.
Депутат Госдумы Надежда Школкина согласна с тем, что передача ряда полномочий Роспотребнадзора Минздравсоцразвития приведёт к расформированию ведомства Онищенко, и она считает это вполне закономерным.Точку в истории ставить рано, пока в ней стоит запятая в виде передачи Министерству здравоохранения полномочий по утверждению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов – в июле в федеральный закон «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения» были внесены соответствующие изменения. Теперь Роспотребнадзор может только вносить предложения либо советы по изменению существующих норм СанПиНа. Но эксперты прямо говорят о том, что следующим ходом может стать расформирование Роспотребнадзора – скажем, в этом убеждён президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.
В прошлом году на уровне правительства уже поднимался вопрос о реформировании Роспотребнадзора и его слиянии с Росздравнадзором, однако тогда эта тема не получила продолжения. «Они постепенно ведут к ликвидации, как было с Росздравом, – уверяет Рошаль, – и действуют в Минздравсоцразвития кулуарно». При этом остался открытым вопрос: а что же дальше будет с действующими СанПиНами? Неизвестно. По словам замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александра Сафонова, Минздравсоцразвития будет «осовременивать санитарные требования в области охраны труда». При этом министерство намерено упразднить документы, которые «не имеют под собой научных исследований», «а те, которые недостаточны, будут усилены». Каким образом и в какую сторону их усилят – остаётся только гадать.
То, что слова замминистра не пустой звук, понятно уже сейчас: для выполнения поставленных задач в Минздравсоцразвития создана специальная рабочая группа. В общем, будущее Роспотребнадзора эксперты оценивают крайне пессимистично. Полностью, конечно, его не упразднят, но так или иначе ослабят. Сможет ли ослабленное ведомство играть столь же важную политическую роль, как раньше, ставя барьеры на пути молдавского вина и грузинской минералки, латвийских шпрот и литовского сыра?
По теме
1516
В Роспотребнадзоре считают, что оборот биоматериалов требует государственного регулирования. По словам главы надзорного ведомства Анны Поповой, это необходимо, чтобы снизить существующие риски.
Роспотребнадзор создали в 2004 году. Не на пустом месте – вплоть до его появления в России функционировали 2218 санитарно-эпидемиологических станций, которые так же, как и Роспотребнадзор, формально подчинялись Минздраву. В компетенцию ведомства включили полномочия по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ и защиты прав потребителей. Чтобы понять, насколько Роспотребнадзор серьёзная структура, ещё несколько цифр. Сегодня в России действуют 89 территориальных управлений и 90 центров гигиены и эпидемиологии – это структуры Роспотребнадзора. Помимо управлений и центров гигиены в структуру входят 28 научно-исследовательских институтов, 14 противочумных станций, более 100 организаций дезинфекционного профиля. В Роспотребнадзоре работают порядка 110 тыс. специалистов. Возглавляет ведомство с момента его основания профессор, доктор медицинских наук, академик РАМН Геннадий Онищенко, по словам доктора Рошаля, «последний подлинный профессионал, который работает в Министерстве здравоохранения».
Решения Роспотребнадзора порой небесспорны. В феврале этого года ведомство фактически упразднило медицинские справки, необходимые для посещения бассейнов. Так в Роспотребнадзоре отреагировали на многочисленные жалобы граждан в связи с требованиями администраций бассейнов предоставить бумагу из лечебно-профилактического учреждения. Теперь справка может потребоваться только при возникновении неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в конкретном населённом пункте. Но как быть с тем, что через воду могут передаваться многие инфекционные заболевания, такие как аденовирусная фаринго-конъюнктивальная лихорадка, эпидермофития («чесотка пловцов»), вирусный гепатит A, дизентерия, синуситы, грибковые заболевания кожи, а «неблагоприятную ситуацию», как правило, обнаруживают постфактум?
Региональные отделения Роспотребнадзора чудили не меньше вышестоящей организации. В 2009 году управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея на бумаге «упразднило» небольшую речку со смешным названием Колбаса, в которую сливала отходы компания «Юг-Вино».
Тем не менее толку от деятельности Роспотребнадзора всегда было много больше, нежели вреда. Проверка соблюдения санитарного законодательства на предприятиях ООО «Нестле Россия», с которой и начались проблемы ведомства Геннадия Онищенко, выявила нарушения, которые могли привести к массовым пищевым отравлениям. Административные нарушения были выявлены и на ООО «Сириал Партнерс» в Перми – на предприятии отсутствовал заполненный паспорт канцерогеноопасной организации, а также неоднократно выявлялись нарушения санитарных правил производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Естественно, компании несли огромные убытки и рисковали понести ещё большие, если их предприятия были бы закрыты из-за несоблюдения санитарных норм.
Депутат Госдумы Олег Куликов, входящий в Комитет Государственной думы по охране здоровья, знает о деятельности Роспотребнадзора не понаслышке и отнюдь не поддерживает идею расформирования ведомства. Куликов прямо указывает на тех, кто «заказал» структуру Онищенко: «У нас защищён производитель, но не потребитель. А ведь каждый из нас – потребитель, и мы видим огромное количество некачественной или просроченной продукции. Тысячи смертей ежегодно случаются из-за того, что люди употребили в пищу некачественную продукцию или алкоголь. Нельзя не только сокращать функции Роспотребнадзора, необходимо их расширять, чтобы защищать права граждан. Этому ведомству нужно давать большие права на наказание недобросовестных продавцов и производителей. Надо, чтобы Роспотребнадзор мог контролировать и качество коммунальных, транспортных услуг».
Олег Куликов допустил, что инициатива расформирования Роспотребнадзора может быть следствием успешного лоббирования своих интересов крупными производителями, желающими снять все ограничения на отпуск потребителям некачественной продукции.
Но есть и другая точка зрения на сей счёт.
«Было очень много жалоб по поводу этой федеральной службы, и вполне вероятно, что Минздравсоцразвития посчитал, что функцию утверждения СанПиНов необходимо взять себе, – поясняет депутат Школкина. – Нигде в мире нет документов, сходных с отечественными СанПиНами. В Евросоюзе, к примеру, существуют национальные стандарты, которые регулируют качество продуктов. А действующие там директивы контролируют только показатели безопасности».
Последний ход в длительном ведомственном конфликте – за правительством. Ожидается, что его председатель на днях детально ознакомится с аргументами Татьяны Голиковой и Геннадия Онищенко и вынесет своё решение. Правда, есть фактор, который, безусловно, сыграет в пользу последнего. Его ведомство исправно и весьма успешно интегрировалось в международную политику России. Чего стоят только «Боржоми» и грузинские вина? Скорее всего их оценят в пользу сохранения Роспотребнадзора, хотя частью полномочий, видимо, придётся поделиться.
versia.ru
В России началась реформа надзора
Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите о новой административной реформе? С «Квартетом» Ивана Крылова? Или с комарами, которые, голодные, летят на смену раздавленным? Или просто проносится в голове: «Ну, вот опять…»?
Юрий Любимов пока полон сил и надежд, он видит свою задачу в том, чтобы ни много ни мало преодолеть «один из главных сдерживающих факторов нашего роста». Но когда появлялись федеральные службы и агентства, задача была не менее амбициозной — устранение дублирующих функций, эффективное разделение управленческого труда, повышение эффективности госаппарата как такового.
Чем кончилось? Об этом лучше и ярче других говорил Герман Греф, утверждая, что любые масштабные реформы в нашей стране сегодня не только неэффективны, но и вредны. Потому что начинать надо снова с реформы самого государства, неэффективность которого извращает любые благие реформаторские начинания.
Греф услышан, идет мобилизация новых административных реформаторов. По крайней мере, строится «гильотина» для ликвидации избыточных надзорных и контрольных функций и их носителей.
Но вот парадокс: сколько раз нам говорили о прогрессе в преодолении административных барьеров для бизнеса, о продвижении по соответствующим «дорожным картам», да и в рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия неуклонно поднимается, и вдруг Юрий Любимов выливает ушат ледяной воды: «Мы создаем новое правовое пространство контроля и надзора с нуля».
Где же предыдущие успехи? Или «дорожные карты» оказались краплеными?
В любом случае все начинается с чистого листа. «Подзаконное регулирование мы будем убирать полностью и прописывать его заново», — так видит свою задачу Любимов.
Речь идет об анализе «десятков тысяч актов, хорошо если не с сотнями тысяч обязательных требований». Но это количество потенциальных клиентов «гильотины», а в чем искомое новое качество? Любимов предупреждает: «Задача просто ослабить контроль не является самоцелью». Должна быть изменена сама контрольно-надзорная система. Из громоздкой, дорогой, особенно для бизнеса и во многом бессмысленной (Любимов говорит и об «идиотских требованиях»), она должна стать «понятной, честной и эффективной». Красиво, но больше напоминает «за все хорошее против всего плохого». Есть конкретизация: система должна работать «на реальное кратное снижение рисков», прежде всего «смерти или телесного повреждения», а также «серьезного материального ущерба». «Если этих рисков нет, нечего там делать контролеру». Но как это нет рисков, разве так бывает?
Любимов говорит об управлении рисками. Главный инструмент — вовсе не повальное лицензирование. Оно должно вводиться только там, «где существует необходимость в жестком ограничении в доступе на рынок». Лицензирование — не панацея от рисков. В этой связи у Любимова есть пассаж, который невозможно не привести целиком: «Надо не кричать после каждого несчастного случая об усилении мер и не разрабатывать для галочки очередную бессмысленную систему дополнительных мер по недопущению, а садиться за стол с учеными и анализировать реальные, а не вымышленные причины и думать, как именно эти настоящие причины трагедий нивелировать, какие требования устанавливать. Убежден, что ответственность за жертвы и травмы людей несут как раз те демагоги, которые кричат об усилении контроля, вместо того, чтобы дать ведомствам построить умную систему предупреждения рисков. К сожалению, «перекрученная» избыточными требованиями, но нерациональная система контроля — это сегодня не только тормоз для экономики, но и убийца людей».
Конечная цель начинающейся реформы — не только запуск «гильотины» для избыточных требований, но и создание «полноценного кодекса контроля и надзора». Дойдет ли Любимов до этого конца и сумеет ли выстроить работу именно так, как собирается, вопрос открытый.
В конце концов изобретатель гильотины Жозеф Гильотен был арестован по приказу Робеспьера и не испытал действие своей машины на себе только потому, что Робеспьер был казнен раньше. Что же касается российских реформаторов, то их работа всегда опасна и неблагодарна. Легкой жизни у Любимова точно не будет. Не стоит забывать, что те самые «сотни тысяч обязательных требований» кормят немало российских чиновников.
www.mk.ru
в правительстве РФ опровергли информацию о слиянии Роспотребнадзора и Россельхознадзора
Помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко вызвал волну слухов о том, что власти РФ якобы приняли решение о слиянии Роспотребнадзора и РоссельхознадзораMoscow-Live.ru
Помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко вызвал волну слухов о том, что власти РФ якобы приняли решение о слиянии Роспотребнадзора и Россельхознадзора. В настоящее время в правительстве уже идут подготовительные работы для объединения двух структур, заявил Алексеенко в кулуарах Международной торговой зерновой конференции в Египте. Между тем министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов опровергает информацию о слиянии.
В среду Алексеенко в разговоре с журналистами подчеркнул, что «принципиальное решение о слиянии служб» уже есть. Точный перечень полномочий, которые будут переданы новой службе, он не уточнил. Объединение функций служб позволит сделать намного эффективнее сквозной контроль, который «должен быть по принципу от поля до стола потребителей», уверен помощник руководителя Россельхознадзора.
«По большому счету здесь нужно объединение функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора с использованием самых современных методов», — высказал мнение Алексеенко (цитата ТАСС). «Если не ошибаюсь, там Абызова (министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. — Прим. NEWSru.com) назначили ответственным за эту подготовительную работу», — добавил он.
Тем временем сам Абызов, которого упоминал Алексеенко, заявил, что сообщения о якобы принятом решении объединить Россельхознадзор и Роспотребнадзор являются недостоверными, передает «Интерфакс». «Некоторым коллегам, которые выдают собственное мнение за принятое руководством государства и правительством решение, советую не заниматься ерундой», — заявил Абызов.
Напомним, что 16 октября Абызов также опровергал сообщения, появившиеся в СМИ, в которых говорилось о масштабной административной реформе. По его словам, ни министерства, ни федеральные агентства упразднять не собираются.
«На самом деле никаких предложений по сокращению министерств в экспертном совете нет. Таких поручений со стороны президента и председателя правительства экспертному совету не давалось. И я не считаю, что сегодня этот вопрос актуален», — подчеркнул Абызов.
«Речь идет о поручении Владимира Владимировича проанализировать ситуацию и эффективность функционирования контрольно-надзорных органов. Это не связано с реформой самого правительства», — сказал он.
За день до этого журналисты РБК сообщали, что в Открытое правительство были внесены различные предложения по поводу административной реформы и некоторые из них предполагают сокращение количества министерств с 21 до 15, упразднение 11 федеральных агентств и создание девяти крупных федеральных надзорных ведомств.
Предложения должны войти в итоговый доклад для Владимира Путина, который, по сообщению чиновников, сможет с ним ознакомиться 1 декабря. По мнению некоторых источников издания, реформа контрольно-надзорных функций исполнительной власти может обернуться масштабной оптимизацией всей структуры правительства.
Согласно предложениям, девять федеральных надзорных ведомств будут напрямую подчиняться правительству. Сейчас контрольно-надзорные функции выполняются федеральными службами, подчиненными профильным министерствам или напрямую министерствами. Некоторые службы, например таможня, выведены под прямой контроль правительства. Всего действует 34 федеральные службы. При этом, по данным Минэкономразвития, 80% проверок приходится только на семь контрольно-надзорных органов: МЧС, МВД, ФНС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роструд и Россельхознадзор.
«Предлагается отказаться от создания федеральных органов исполнительной власти с объективно малой численностью сотрудников, предусмотрев исполнение их функций более крупными федеральными органами исполнительной власти», — говорится в материалах, на которые ссылается РБК.
Более того, возможные изменения могут коснуться не только министерств: например, может измениться статус администрации президента и аппарата правительства. Их предлагается наделить функцией самостоятельного федерального органа исполнительной власти «путем преобразования Управления делами президента РФ». В настоящее время эти две ключевые структуры власти не имеют самостоятельного юридического статуса.
www.newsru.com
Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Росздравнадзор могут объединить
Контрольно-надзорных органов должно стать меньше — это прямое указание главы государства. Поэтому в правительстве не утихают споры о том, функции каких служб дублируются между собой, и как можно этого избежать. Это касается, в том числе, и планов объединения сразу трех надзорных ведомств в одну структуру по образцу США.
В правительстве обсуждается возможность трансформации сразу трех контрольно-надзорных органов. Чиновники хотят создать такую структуру, которая потянула бы функции сразу трех ведомств, — Росздравнадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора. По словам вице-премьера России Ольги Голодец, эта тема обсуждается на протяжении уже почти двух лет, но окончательного решения нет.[C= 1039]
Создание в России мегарегулятора по контролю за безопасностью продуктов и лекарств, подобно американскому департаменту FDA (Food and drug administration) в России, выгодно чиновникам как минимум с двух сторон. Во-первых, исполняются поручения президента об оптимизации контрольно-надзорных органов, во-вторых, за счет слияния служб существенно экономятся бюджетные средства, особенно на территориальном уровне. Кроме того, сам собой отпал бы вопрос о контроле биологически активных добавок, который изучается уже на самом высоком уровне.
Депутаты Госдумы настаивают, чтобы контролем над этими «полулекарствами» занимались специалисты Росздравнадзора. Они должны исследовать качество продукции, попадающей на отечественный рынок, и принимать решения, насколько безопасна та или иная добавка в зависимости от ее компонентов. Пока же БАДы продаются только на основании регистрации Роспотребнадзора и опасны для здоровья россиян, считают народные избранники.
К сожалению, власти пока не могут договориться о том, кто смог бы исполнять функции тотального контроля над рынком лекарств и продуктов, хотя идею мегарегулятора обсуждают еще с 2007 года.
[C= 1038]
Получается, чиновники сейчас — как герои басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: каждый тянет на себя. Например, та же Голодец заступилась за Роструд, отмечая, насколько плохо обстоят дела в сфере труда. Кроме того, за сохранение службы по труду и занятости выступают в национальной федерации профсоюзов, полагая, что ее ликвидация ухудшит качество контроля работодателей.
В свою очередь, Министерство здравоохранения требует оставить в покое Росздравнадзор, так как «отрасли необходима самостоятельная высокопрофессиональная контрольно-надзорная служба, защищающая права граждан на качественную и доступную медицинскую помощь, эффективные и безопасные лекарственные средства и медицинские изделия».
Как бы ни решили вопрос реорганизации контрольно-надзорных служб в правительстве, бизнесмены надеются на одно: как и обещал президент Владимир Путин, общее количество проверяющих и, соответственно, проверок наконец сократится. И не важно, говорят предприниматели, сколько структур содержит (или планирует содержать) государство. Главное – это чтобы их функции не дублировались, и не создавали двойного или даже тройного давления на экономических агентов.
ppt.ru