Все о расчетах с северянами
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности частично или полностью занимают территорию 24 субъектов России. Работающим там сотрудникам трудовое законодательство предоставляет дополнительные гарантии и компенсации – районные коэффициенты, надбавки за стаж, дополнительные оплачиваемые отпуска, оплату проезда и провоза багажа в пределах страны к месту использования отпуска и обратно и пр. Расскажем, на что обратить внимание, если у вас есть работники в этих районах.
Трудовым законодательством предусмотрены повышенные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера. При этом большинство нормативки по северным гарантиям относится к советскому периоду. Данные документы применяются в части, не противоречащей ТК РФ, а таких противоречий немало. В результате количество вопросов по северным льготам с годами только увеличивается.
Районы Крайнего Севера
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают полностью или частично территорию 24 субъектов России и представляют собой местность с тяжелыми природными условиями, обусловливающими увеличение размера заработной платы и предоставление компенсаций лицам, работающим на этих территориях.
Связанный материал
Надбавки и доплаты к окладу, связанные с условиями труда
№ 01 / 2017
См. статью «Надбавки и доплаты к окладу, связанные с условиями труда»
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ (ст. 2 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520 1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», далее – Закон № 4520 1). Однако до сих пор указанный список не принят. Поэтому в силу ст. 423 ТК РФ следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029. Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждена приказом Минтруда РСФСР от 22.
Обратите внимание: когда речь идет о любых северных гарантиях, надо рассматривать не место нахождения работодателя, а место выполнения работником трудовой функции. На это было указано в письме Роструда от 15.01.2016 № ТЗ/23333 6 1 и в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 26.02.2014 (далее – Обзор Президиума ВС РФ).
Районные коэффициенты
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).
Размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 316 ТК РФ). До сих пор указанные нормативные акты не приняты. Так что продолжают применяться древние районные коэффициенты, утвержденные в СССР (ст. 423 ТК РФ, письма Роструда от 29.06.2011 № 1891 6 1, Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2009 № 1171 13, ФНС РФ от 22.10.2009 № 3 2 09/223@).
Наиболее полная информация о размерах районных коэффициентов и процентных надбавок приведена в письме Роспотребнадзора от 29.08.2008 № 01/9440 8 32. В коммерческих организациях работодатель вправе установить повышенный размер районного коэффициента (ч. 2 ст. 313 ТК РФ, письмо Минтруда России от 26.11.2012 № 11 4/660).
Районные коэффициенты начисляют на фактический заработок работника, который включает в себя тарифную ставку, оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты (письмо Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 169 13). При этом районный коэффициент не начисляется на иные выплаты, которые не являются заработной платой, например на материальную помощь (письма Минтруда РФ от 22.07.99 № 716 7 и от 23.03.1993 № 517-РБ).
В налоговом учете затраты на уплату районного коэффициента относят к расходам на оплату труда (п. 11 ст. 255 НК РФ, письмо Минфина России от 18. 04.2013 № 03 03 06/1/13277). Как и заработная плата, сумма районного коэффициента облагается НДФЛ и страховыми взносами.
Северная надбавка
Надбавка за стаж
В отличие от районных коэффициентов, начисляемых с первого дня работы в северных районах, размер процентной надбавки также зависит от стажа работы на указанных территориях (ст. 317 ТК РФ).
Надбавку начисляют на заработную плату работника, рассчитанную без учета районного коэффициента.
Долгое время звучал вопрос правомерности начисления надбавки на годовое вознаграждение. Согласно п. 19 Инструкции № 2 в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по единовременному вознаграждению за выслугу лет и вознаграждению по итогам работы за год. Между тем указанные суммы являются стимулирующими выплатами, которые включаются в состав заработной платы, на которую начисляется процентная надбавка за северный стаж (ст. 129 и 317 ТК РФ). Высшие арбитры вмешались в эту ситуацию, и данное положение Инструкции № 2 было признано недействующим (решение Верховного Суда РФ от 01. 12.2015 № АКПИ15 1253).
Затраты на выплату надбавки относят к расходам на оплату труда (п. 11 и 12 ст. 255 НК РФ). Как и зарплата, сумма надбавки облагается НДФЛ и страховыми взносами.
Суммируем стаж
Северный стаж, необходимый для расчета процентной надбавки к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе. На это указано в п. 1 постановления Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 (далее – Постановление № 1012) и в п. 1 Обзора Президиума ВС РФ.
Обратим внимание на еще одно противоречие старой нормативки ТК РФ. Статья 132 ТК РФ запрещает какую-либо дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда. При этом в п. 1…
ФПК — Компенсация при переезде
Работник уволился из организации в районе Крайнего Севера и переехал в местность, приравненную к Крайнему Северу. Нужно ли производить ему компенсацию расходов, связанных с переездом, в соответствии с положениями ст. 326 ТК РФ?
Компенсация расходов, связанных с переездом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, регламентируется ст. 326 ТК РФ и ст. 35 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:
единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;
оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам , а также стоимости провоза багажа не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте.
До 1 января 2005 г. названные компенсации были предусмотрены в отношении всех лиц, прибывающих в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. 22 августа 2004 г. был принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». Теперь размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, органами местного самоуправления; у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Однако в преамбуле названного Закона сказано, что он принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения.
Нормы Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Следовательно, изменяя нормы ст. 326 ТК РФ, законодатель руководствовался тем принципом, что положение работника организации любой формы собственности не должно быть ухудшено в связи с внесенными в законодательные акты изменениями.
Предусмотренные ст. 326 ТК РФ компенсации полагаются прибывшим для работы в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов РФ. Причем, судя по последовательности изложения нормы ч. 1 ст. 326 ТК РФ, прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности должно состояться уже после заключения трудового договора.
В соответствии с Основными положениями региональной политики в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 03.06.96 № 803, под регионом понимается часть территории России, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ. Однако не предусматривается выделение нескольких регионов в границах территории одного субъекта РФ. Поэтому, если переезд осуществляется в границах территории одного субъекта РФ, работодатель вправе отказать в компенсации расходов, связанных с переездом.
При этом законодательство не содержит ограничений для компенсации расходов лиц, переезжающих из районов Крайнего Севера в местности, приравненные к ним. Однако в рассматриваемой ситуации следует учитывать, что работнику при переезде из района Крайнего Севера к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора прежний работодатель при увольнении, вероятно, уже компенсировал стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа (требование ч. 3 ст. 326 ТК РФ). Поэтому новому работодателю компенсировать их не следует.
Таким образом, в случае если трудовой договор с работником вы заключили до его переезда из другого региона, а прежний работодатель уже компенсировал ему стоимость проезда и провоза багажа при выезде из района Крайнего Севера, то полагается, как минимум, предоставление:
единовременного пособия в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременного пособия на каждого прибывающего с работником члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;
оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте.
Фонд Thomson Reuters
ИНФОРМ. СОЕДИНЯТЬ. НАСТРОЙКА.
Мы являемся корпоративным фондом Thomson Reuters, компании, предоставляющей глобальные новости и информационные услуги. Мы работаем над продвижением свободы СМИ, содействием развитию более инклюзивной экономики и поощрением прав человека.
Наш подход
Благодаря новостям, развитию средств массовой информации, бесплатной юридической помощи, обучению и организационным инициативам мы объединяем наши уникальные услуги для системных изменений.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
От нашего генерального директора
Фонд уникальным образом использует объединенную силу журналистики и закона для повышения осведомленности всего мира о некоторых наиболее важных проблемах, с которыми в настоящее время сталкивается человечество. Мы работаем со многими заинтересованными сторонами — от лидеров гражданского общества до целеустремленных профессионалов — чтобы вдохновлять коллективное лидерство и находить масштабируемые решения, которые могут помочь построить более процветающий мир, в котором никто не останется без внимания.
Я хотел бы пригласить вас прочитать наш организационный обзор, который дает представление о широте, размахе, влиянии и наследии работы Фонда — в прошлом и настоящем.
День прав человека, 10 декабря 2021 г.
Скачать обзор Фонда
Наша приверженность борьбе с расизмом и дискриминацией
Фонд Thomson Reuters поддерживает чернокожее сообщество сегодня и каждый день: расизму, фанатизму и предрассудкам нет места в обществе. Мы будем использовать возможности наших средств массовой информации и юридических служб, чтобы играть более активную роль в продолжающейся борьбе за равенство и более инклюзивную экономику.
9 июня 6 минут
Подробнее
COVID-19: Наш ответ и наше влияние
Всего 10 недель назад, когда мир начал бороться с натиском пандемии COVID-19, Фонд Thomson Reuters запустил первый из своих ответных мер, основанных на его журналистском и юридическом опыте. – чтобы лучше вооружить тех, кто находится на переднем крае кризиса.
5 июня 6 минут
Подробнее
Последние обновления
ОБНОВЛЕНО: Объявлены победители премии Курта Шорка 2022 года в области международной журналистики
СВОБОДА СМИ
5 минут
ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Фонд Thomson Reuters запускает новую журналистскую платформу Context
29 сентября
4 минуты
ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Фонд Thomson Reuters и МФСР проводят тренинг «Освещение продовольственной безопасности и развития сельских районов» для журналистов в Восточной Африке
12 августа
4 мин.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Объявление победителей премии TrustLaw Awards 2022
07 июня
4 минуты
СВОБОДА СМИ
Пять выводов конференции ЮНЕСКО, посвященной Всемирному дню свободы печати
6 мая
4 мин.
СВОБОДА СМИ
Всемирный день свободы печати: как Фонд Thomson Reuters поддерживает независимые СМИ и журналистов
03 мая
4 мин.
ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Tony’s Chocolonely, Justice and Care и Tafteesh среди победителей премии Stop Slavery Award
28 апреля
4 мин
- ДОМ
- НАШ ПОДХОД
Россия вводит уголовную ответственность за независимое освещение войны и антивоенные протесты
Нажмите, чтобы развернуть изображение
9Обновление 0141 (23 марта 2022 г. ): За три дня после принятия закона 4 марта российские власти возбудили не менее 60 дел об административных правонарушениях, связанных с «дискредитацией российских вооруженных сил», подавляющее большинство — против мирных антивоенных демонстрантов. По состоянию на 23 марта по факту «заведомо ложных сведений» о действиях российских вооруженных сил было возбуждено не менее шести уголовных дел, по меньшей мере три из которых — по статье с отягчающими обстоятельствами. По сообщениям СМИ, по меньшей мере 150 журналистов бежали из России в течение двух недель после начала этой войны 24 февраля9.0142
Обновление (23 марта 2022 г.): 23 марта российский парламент принял поправки, фактически расширяющие запрет на критику вооруженных сил до запрета на критику всех действий российского правительства за рубежом.
Поправки расширяют действие законов о «ложной информации» и «дискредитации» на государственные органы, такие как Росгвардия (в настоящее время принимает участие в боевых действиях в Украине), посольства, консульства и экстренные службы.
(Берлин) – В России приняты два закона, принятые и вступившие в силу 4 марта, предусматривающие уголовную ответственность за независимое освещение военных действий и протест против войны с наказанием до 15 лет лишения свободы, сообщила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Законы запрещают распространение «фейковых новостей» о российских вооруженных силах, призывы к прекращению их развертывания и поддержку санкций против российских целей.
«Эти новые законы являются частью безжалостных усилий России по подавлению любого инакомыслия и обеспечению того, чтобы население не имело доступа к какой-либо информации, противоречащей версии Кремля о вторжении в Украину», — сказал Хью Уильямсон, директор по Европе и Центральной Азии в Хьюман Райтс Вотч.
Два закона были ускоренно рассмотрены парламентом 4 марта, и обе палаты приняли их единогласно. Президент Путин подписал их и в тот же день ввел в действие.
Законы налагают строгую цензуру на все обсуждения войны России с Украиной, при этом российские власти запрещают называть ее «войной» или «вторжением». Но законы не ограничиваются текущей войной на Украине, а применяются к любому развертыванию с участием российских вооруженных сил, например, в рамках регионального военного альянса Организации Договора о коллективной безопасности.
Существует также угроза применения закона задним числом. Российские власти регулярно обвиняют людей в экстремизме или причастности к «нежелательным организациям» на основании сообщений в социальных сетях за годы до запрета этих групп. Например, в сентябре 2021 года суд оштрафовал председателя Российского комитета против пыток Игоря Каляпина за «распространение материалов» «нежелательной» иностранной организации.
Речь шла о статье, размещенной на сайте Комитета против пыток, в которой сообщалось, что чешская гуманитарная группа наградила Каляпина за его правозащитную деятельность. Впоследствии в 2019 году чешская организация People in Need была занесена в черный список как «нежелательная»., через два года после публикации статьи организацией Каляпина. Тем не менее закон был применен, и российские правоохранительные органы и суды интерпретировали публикации как «постоянное нарушение».
Если власти будут применять такой же подход к новым законам, российские оппозиционные политики, активисты и журналисты, которые уже публично призывали к прекращению войны, протестовали, обнародовали предполагаемые нарушения со стороны российских вооруженных сил или призывали к санкциям против российских целей, может грозить судебное преследование. Те, кто находится за пределами России, также могут стать объектами потенциальных попыток экстрадиции.
Хьюман Райтс Вотч призвала все правительства отказывать в любых будущих запросах об экстрадиции российских граждан за правонарушения, предусмотренные этими законами, поскольку это приведет к нарушению основных прав экстрадируемого лица и нарушить международно-правовые обязательства государства.
5 марта полиция провела обыск в помещении оппозиционной газеты «Псковская губерния» и местного отделения оппозиционной партии «Яблоко» в Пскове на западе России, заявив, что они несут ответственность за «дискредитацию российских вооруженных сил». Полиция, по-видимому, открыла производство в ответ на заявление местной жительницы, которая утверждала, что 28 февраля она получила электронное письмо с призывами принять участие в антивоенных протестах. Источники, которые видели электронное письмо, предполагают, что нет никаких доказательств того, что электронное письмо было отправлено газетой или оппозиционной партией.
Однако Лев Шлосберг, который одновременно является издателем газеты (а ранее ее главным редактором) и председателем местного отделения партии «Яблоко», открыто заявил о своей антивоенной позиции в отношении вторжения в Украину, и является одним из организаторов антивоенной акции протеста, запланированной в городе на следующей неделе. Поэтому вполне вероятно, что полиция использовала электронное письмо от 28 февраля в качестве предлога для преследования Шлосберга и связанных с ним организаций.
В преддверии принятия драконовских законов ряд иностранных СМИ ушли из России, а как минимум два российских независимых СМИ решили удалить все свои предыдущие публикации о войне. Это повышает вероятность того, что миллионы людей в России также будут вынуждены удалять существующие публикации и материалы, искажая исторические записи.
Как участник Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о правах человека Россия обязана уважать и защищать права на свободу мнений и их свободное выражение, в том числе право «искать, получать и распространять информацию и идеи через любые средства массовой информации и независимо от границ». Хотя необходимые и соразмерные ограничения этих прав могут быть наложены по законным причинам, включая национальную безопасность, территориальную целостность или общественную безопасность, масштабы российской цензуры не соответствуют критериям законного вмешательства в эти права, отмечает Хьюман Райтс Вотч.
Свобода слова и доступ к информации также могут подвергаться дополнительным ограничениям в чрезвычайных ситуациях, включая военное время. Однако российские власти не используют полномочия военного времени и не стремятся отступить – временно и частично приостановить – свои обязательства в области прав человека из-за чрезвычайного положения. Уровень контроля и цензуры, установленный Кремлем, ущемляет как свободу выражения мнений, так и право на доступ к информации и не может быть оправдан международным правом даже во время войны, отмечает Хьюман Райтс Вотч.
«Кремль уничтожает все возможности для инакомыслия, чтобы гарантировать, что смелые антивоенные протестующие не вернутся на улицы», — сказал Уильямсон. «Когда президент Путин добивается такого фундаментального права — краеугольного камня демократии — с такой тоталитарной тактикой, он избавляется от любых претензий на то, что его правительство уважает верховенство закона, права человека или демократию».
«Заведомо ложные сведения» о Вооруженных Силах Российской Федерации
Вновь добавленная статья 207.3 Уголовного кодекса предусматривает наказание за «публичное распространение заведомо ложных сведений об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации». до трех лет. Лица, якобы распространяющие такую ложную информацию с использованием своего «служебного положения» или в составе организованной группы либо с «искусственным созданием доказательств для обвинения»; или «руководствуясь жадностью или мотивируемой политической, идеологической, расовой, этнической или религиозной ненавистью или ненавистью к социальной группе», может грозить от пяти до десяти лет лишения свободы. В случае наступления «тяжких последствий» предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет с запретом на занятие профессией или определенной деятельностью на срок до 5 лет. Российское уголовное законодательство не содержит исчерпывающего перечня того, что составляет «тяжкие последствия», и в зависимости от конкретного преступления правоохранительные органы и суды интерпретируют его как включающие значительные материальные убытки и телесные повреждения или смерть. Таким образом, то, что может представлять собой серьезное последствие распространения предполагаемой ложной информации, по существу остается на усмотрение обвинения.
В течение нескольких дней после полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля российские власти удвоили усилия по подавлению критических голосов и независимых СМИ, угрожая заблокировать доступ к ряду СМИ или оштрафовать их, если они не ограничат свои сообщения воспроизведением официальной Кремлевский рассказ. Впоследствии несколько известных СМИ были закрыты или решили приостановить свое вещание.
Последние положения создают риск уголовного преследования, ведущего к тюремному заключению не только для профессиональных журналистов, но и для любого, кто размещает сообщения в Интернете, или, возможно, для любого, кто публично обсуждает войну. Правонарушения, совершенные при «отягчающих обстоятельствах», могут повлечь за собой более суровые приговоры, при этом «искусственное создание доказательств для обвинения» прямо включено в число таких отягчающих обстоятельств. Таким образом, деятельность, которая, как считается, способствует недавно объявленному Международным уголовным судом расследованию потенциальных военных преступлений в Украине, может привести к судебному преследованию и тюремному заключению, а следственные группы, собирающие и публикующие данные и изображения о нарушениях международного гуманитарного права и прав человека, могут оказаться под угрозой. .
Публичные действия, «дискредитирующие» Вооруженные Силы России
Законы вносят новые положения в УК РФ (статья 280.3) и Кодекс об административных правонарушениях (статья 20.3.3), переводя «публичные действия, направленные на дискредитацию» Вооруженные силы незаконны. Сюда входят публичные призывы к выводу вооруженных сил или прекращению боевых действий.
«Правонарушения» как по административному, так и по уголовному кодексу практически идентичны: лица, впервые совершившие правонарушение, подлежат привлечению к уголовной ответственности по административному кодексу с максимальным штрафом в размере 50 000 рублей (около 450 долларов США) для физических лиц или 500 000 рублей (около 100 долларов США). $4500) для юридических лиц.
Если обвиняемый имеет хотя бы одну административную судимость по тому же обвинению в течение одного года, ему может быть предъявлено обвинение в соответствии с Уголовным кодексом и ему грозит до трех лет лишения свободы.
При наличии «отягчающих обстоятельств», что влечет за собой создание опасности гибели или причинения вреда здоровью, либо порчи имущества, либо массовое нарушение общественного порядка, либо нарушение работы различных объектов инфраструктуры, в том числе транспорта и финансово-кредитных учреждений , штрафы, налагаемые за административное правонарушение, могут быть удвоены. В случае привлечения к уголовной ответственности, при фактической смерти по неосторожности, причинении вреда здоровью, порче имущества, массовом нарушении общественного порядка или нарушении работы различных объектов инфраструктуры, в том числе транспортных и финансово-кредитных учреждений, срок лишения свободы может быть увеличен. до пяти лет.
С тех пор, как Россия начала войну с Украиной, тысячи людей вышли на улицы по всей России, чтобы мирно протестовать и призвать российские власти положить конец войне. Власти ответили массовыми задержаниями, запугиванием и жестокостью полиции. Несмотря на это, ежедневные протесты продолжаются, протестующие держат антивоенные плакаты и скандируют антивоенные лозунги. 4 марта активистка оппозиции Юлия Галямина была задержана по обвинению в призывах к участию в акциях протеста. Другие деятели оппозиции, правозащитники и другие лица также открыто призывали людей присоединиться к протестам, в то время как многие видные телеведущие, музыканты, писатели и поэты в обеих странах и за их пределами публично призывали к прекращению войны и выражали тревогу. на действия России.
Пока неясно, будут ли общие антивоенные лозунги противоречить закону о «дискредитации», но вполне возможно. Сроки и скорость, с которой были приняты законы, посылают зловещий сигнал о том, насколько широким должен быть охват этих законов.
Поскольку закон требует, чтобы лицо имело как минимум одну административную судимость в течение года за одно и то же правонарушение, прежде чем оно будет привлечено к уголовной ответственности, уголовное преследование протестующих против войны не может быть начато немедленно. Но поскольку антивоенные протесты происходят ежедневно, существует реальная перспектива того, что те, кто принимает участие более чем в одном протесте, очень скоро будут привлечены к ответственности за административные, а затем и уголовные правонарушения. Власти также, вероятно, будут использовать, как и в прошлом, старые посты в социальных сетях в качестве основания для возбуждения дел об административных правонарушениях, открывая дверь для уголовного преследования всех, кто упорно выступает против действий России в Украине. Аналогичным образом, поскольку российские суды уже преследовали мирных демонстрантов и посадили одного из них в тюрьму на том основании, что в январе 2021 года они препятствовали движению транспорта, антивоенные протестующие, скорее всего, расценят любое незначительное нарушение движения, которое они вызывают, как отягчающее обстоятельство и оказаться в тюрьме.
Призыв к санкциям
Другой набор положений квалифицирует как административное, так и уголовное правонарушение для российских граждан или российских юридических лиц призывать к санкциям против России, ее граждан или российских юридических лиц.
Новая норма Кодекса об административных правонарушениях (статья 20.3.4) распространяется на призывы к иностранным государствам, их образованиям, межгосударственным организациям или объединениям вводить или применять политические или экономические санкции. Штраф аналогичен штрафу за «дискредитацию» Вооруженных Сил, до 50 000 рублей (около 450 долларов США) для физических лиц и 500 000 рублей (около 4500 долларов США) для юридических лиц.
Соответствующее уголовное правонарушение (статья 284.2) касается «рецидивистов», то есть граждан России, которые в течение года ранее были судимы по тем же статьям административного правонарушения. Наказания варьируются от штрафа до трех лет лишения свободы и штрафа.
Различные страны, в том числе США и Европейский союз, ввели обширные экономические и политические санкции против российского руководства, деловых людей, имеющих тесные связи с Кремлем, банковского и авиационного секторов России. Некоторые международные органы и межправительственные организации также приняли меры по приостановке членства России или полному исключению России.
Ряд российских оппозиционеров, в том числе находящийся в заключении лидер оппозиции Алексей Навальный и его помощники, уже давно призывают к санкциям против российских целей, включая бизнесменов, которых они считают близкими к президенту Путину.