Закон о защите прав потребителей в рк: Ошибка выполнения

Разное

Содержание

Национальный каталог товаров, контроль за продукцией и социальный кошелек — какая работа проводится по защите прав потребителей в РК

Национальный каталог товаров, контроль за продукцией и социальный кошелек — какая работа проводится по защите прав потребителей в РК

Министерством торговли и интеграции реализуется проект  «Национальный каталог товаров». Проект послужит единым  реестром с описанием товаров, который позволит контролировать товарооборот и регулировать цены на казахстанском рынке.

Национальный каталог представит полное описание свойств и характеристик этого товара, медиа-контент, весо-габаритные и потребительские характеристики, сертификаты и другую информацию о товаре. А источником этих данных выступят сами производители, импортеры, дистрибьюторы. После своей регистрации в Каталоге предприниматели смогут зарегистрировать свой товар.

Каталог станет источником стандартизованных наименований товаров для субъектов розничной торговли. И таким образом розничные магазины получат справочник для фиксирования единого названия товаров на фискальных чеках.

Для государства каталог станет инструментом идентификации товаров, содержащим цифровые паспорта товаров. Через единообразное название можно определить кто, где, когда, за сколько и какой товар продал, что в результате повысит эффективность мониторинга цен на товары, в том числе на социально-значимые продовольственные товары.

Как отметили в Министерстве, была проделана огромная работа. Все, что производится и продается, будет оцифровано, описано и внесено в перечень. Это цифровой паспорт товара, в котором содержится полное описание свойств и характеристик каждого товара, весо-габаритные и потребительские характеристики, сертификаты соответствия и много другой информации о товаре.

Но самое главное – Каталог стандартизирует наименование товаров для субъектов розничной торговли. По сути, создается справочник для фиксирования единого названия товаров на фискальных чеках. И это позволит уже иметь полную достоверную информацию о ситуации на рынке страны по тому или иному товару, его востребованности потребителями и, что немаловажно, позволит мониторить цены на идентичный товар в рознице в любой точке страны. Это, вкупе с возможностями системы прослеживаемой товаров, даст полную картину товарооборота на внутреннем рынке.

К концу года Национальный каталог товаров будет запущен и базовый доступ будет на бесплатной основе. Пополнять его новыми данными будут сами производители, импортеры, дистрибьюторы. Для этого им нужно будет просто зарегистрироваться на платформе Каталога, после чего они смогут регистрировать и свой товар.

В Комитете технического регулирования и метрологии МТИ РК сообщили что, на сегодняшний день имеется полная нормативно-правовая база для осуществления государственного контроля и надзора за продукцией.

Обеспечены ресурсы, через проведение государственных закупок определены лаборатории, в которых проведут испытания отобранных образцов продукции и их доставки до места испытаний. 

Уже сейчас есть первые результаты государственного контроля по выявлению некачественной продукции, на примере дизтоплива.  В  регионах Казахстана департаментами Комитета технического регулирования и метрологии также проводится профилактический контроль.

Более того, в этом году  за выпуск в обращение продукции (охлаждающие жидкости) не соответствующей техническим регламентам наложены штрафы на сумму 6,2 млн тг, а также в рамках административного производства было отменено свидетельство о регистрации химической продукции, выданное производителю.

Комитетом технического регулирования и метрологии на постоянной основе ведется мониторинг документов об оценке соответствия. Такая работа налажена совместно с Комитетом государственных доходов путем обмена информацией выявляются нелегальные сертификаты.

В результате этой работы отменено действие 282 деклараций и сертификатов на игрушки, средства индивидуальной защиты, бытовой электротехники, продукции пищевой и легкой промышленности.

Из реестра выданных сертификатов Союза наблюдается общий тренд на снижение количества выданных сертификатов, но при этом зафиксирован неуклонный рост в Кыргызской Республике, который составил 706% за 8 месяцев 2021 года к аналогичному периоду 2018 года.

В условиях глобальных вызовов есть факторы, на которые необходимо реагировать. Во-первых, на «давление» со стороны импортных товаров. Во-вторых, на повышение требований к качеству товаров со стороны внутренних и внешних потребителей.

В свою очередь, Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции отчитался перед правительством страны о результатах работы по вопросам защиты прав потребителей.

Проблемы, озвученные в докладе, ранее обсуждались на межведомственном совете, в который входят руководители госорганов, НПП «Атамекен», общественных объединений, палат медиаторов и арбитража.

В докладе правительству отмечается, что за первое полугодие 2021 года в Комитет по защите прав потребителей поступило 8 164 обращения. Это почти на 2,5 тысячи обращений больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

 За первые шесть месяцев 2021 года госорганами в рамках своих компетенций было рассмотрено 21 100 обращений потребителей. Это на 5 061 обращение меньше, чем в прошлом году.

Большая часть жалоб, выросших в 2,4 раза, приходится на торговлю розничными товарами. В основном они связаны с отказами в возврате денежных средств за реализацию некачественных товаров.

В 3,6 раз увеличилось количество обращений в части электронной торговли.

Согласно анализу, права потребителей чаще всего нарушаются в сфере медицинских услуг, где число жалоб увеличилось на 72%. Недовольство граждан связано с повышением цен на лекарственные средства в аптеках, долгим ожиданием скорой медицинской помощи, очередями в поликлиниках, низкой квалификацией медицинских специалистов.

Кроме того, уполномоченным органом в сфере здравоохранения проведен мониторинг безопасности продукции, в ходе которого было исследовано 12 117 образцов пищевой продукции, из которых 1376 не отвечали установленным требованиям.

Также немало претензий от населения поступило в адрес финансовых, транспортных услуг, связи, ЖКХ.

В финансовом секторе жалобы поступали по вопросам деятельности банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, микрофинансовых, страховых организаций и так далее.

В области транспортных услуг наблюдается снижение количества обращений почти в 6 раз, что связано с уменьшением поездок граждан из-за пандемии. В сфере связи тоже снизилась статистика обращений. Основные причины жалоб – слабое качество интернета, сложность смены тарифа, необоснованное взимание денежных средств.

Жалобы на услуги ЖКХ связаны с некачественным сервисом по тепло-, энергоснабжению, завышенным размерам тарифов и необоснованным начислениям по оплате коммунальных услуг, неправомерными проверками и заменой приборов учета электроэнергии, отключением электроэнергии и многим другим проблемам.

В 2020 году был проведен соцопрос по вопросам защиты прав потребителей, результаты которого выявили наибольшую неудовлетворенность граждан работой здравоохранения.

45,9% респондентов отрицательно оценили качество медицинского обслуживания. В большей степени не удовлетворены данными услугами жители г. Алматы – 65,5%, Алматинской области – 61,1% и ВКО – 60,0%.

На втором месте оказался железнодорожный транспорт, где процент неудовлетворенности опрошенных составляет 43,2%.

Тех, кто не удовлетворен качеством предоставляемых ж/д услуг, больше всего проживает в Шымкенте – 51,4%, Алматы – 50, 3%, Алматинской области – 48,8%.

То же касается междугороднего и автомобильного транспорта, получивших 42% отрицательных ответов.

 Жители ВКО – 52,1%, Алматинской области – 49,1% и г. Алматы – 46,6% не удовлетворены качеством услуг в данной сфере. Большинство проживающих в г. Алматы – 13,5%, Жамбылской области – 12,6% и Костанайской области – 12,6% не пользуются данными услугами или же затруднились ответить.

Качество образовательных услуг не устраивает 41,6% респондентов, проживающих в ВКО – 57,6%, Алматы – 53,2% и Алматинской области – 50,8%.

Замыкают пятерку наиболее проблемных сфер услуги связи с критическим показателем 35,9%.

Не удовлетворены качеством услуг в сфере мобильной связи жители Алматы – 59,1%, Алматинской области – 55,0% и Шымкент – 43,8%.

В докладе правительству также прозвучало, что судебная практика показывает, что потребители прежде, чем обратиться в суд, обязаны последовательно пройти первые два этапа трехступенчатого механизма, 1 этап – продавец и субъект досудебного урегулирования потребительских споров, 2 этап – государственный орган.

За 5 месяцев 2021 года в суды по потребительским спорам поступило 916 исков. Из них: 339 или 37% возвращено на досудебное урегулирование на 1 этап, 235 или 26% возвращено со ссылкой на необходимость обращения в Уполномоченный орган.

В этой связи предполагается внести изменения в норму закона, исключив в нем лишний барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту.

Существуют и другие пробелы в действующей правоприменительной практике в области защиты потребительских прав, которые планируется устранить во 2-м пакете поправок в законодательство.

25 июня 2021 года проведено первое заседание Межведомственного совета по защите прав потребителей, где были обсуждены предложения по совершенствованию законодательства РК, а также рассмотрен проект Концепции ко 2-му пакету поправок в закон с участием депутатов, членов общественного совета МТИ, руководителей министерств.

30 июня текущего года на портале открытых НПА размещена доработанная Концепция ко 2-му пакету поправок по вопросам защиты прав потребителей для публичного обсуждения. В итоге поступило 56 комментариев, на которые направлены ответы.

8 октября в рамках требований правил законотворческой работы состоялись дебаты, между представителями целевых групп: обществ защиты прав потребителей и субъектов препирательства.

В качестве поправок в закон «О защите прав потребителей» предлагается создать законодательную основу для работы Единой организации по защите прав потребителей и институт омбудсмена в этой сфере, установить четкое правовое регулирование продажи товаров дистанционно, ввести институт по начислению неустойки со стороны недобросовестных предпринимателей, равной сумме ущерба, нанесенного потребителю.

Также предложены и другие меры, которые позволят усилить систему защиты прав потребителей.

Предполагается, что уровень эффективности и государственного регулирования к 2025 году в этой сфере достигнет отметки не менее чем 80%, что повлечет за собой улучшение качества жизни общества.

Однако, на сегодняшний день существуют определенные недостатки системы по выплате социальных пособий. Среди которых отсутствие механизма проактивного зачисления, ограничение при открытии банковских счетов при наличии задолженности либо арестов, отсутствие информации по использованию средств социальной помощи, ошибки при предоставлении гражданами своих банковских реквизитов, высокие расходы бюджета на покрытие банковских комиссий.

Для устранения этих недостатков Главой государства в Послании от 1 сентября 2020 года было дано поручение Правительству РК совместно с Национальным банком РК внедрить цифровой «социальный кошелек».

Основная цель проекта – предоставить населению целевую социальную помощь посредством усовершенствования инструментов социальной поддержки, оптимизации расходов из бюджетных средств на банковские комиссии.

Создание «социального кошелька» позволит оптимизировать расходы бюджета на покрытие банковских комиссий, начиная с 2023 года ежегодно в среднем до 15-20%.

Одним из главных преимуществ создания системы является сокращение сроков зачисление социальной помощи до 1 рабочего дня и моментальное открытие электронных кошельков для граждан при назначении социальной помощи.

Социальный кошелек» планируется открыть для всех граждан на базе их ИИН. При этом, для субъектов предпринимательства и торговых объектов будут открыты «бизнес-кошельки» на базе их ИИН/БИН, после чего кошелек  необходимо привязать к банку второго уровня на выбор.

Также цифровой кошелек будет функционировать в составе инфраструктуры Системы мгновенных платежей Национального Банка.

Плюсом для населения является то, что при покупке товара/услуги оплату можно будет произвести через приложение смартфона либо через смс-подтверждение.

На сегодняшний день Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан совместно с министерствами цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, труда и социальной защиты населения и Национальным банком РК проведена вся необходимая организационная работа.

Прежде всего, внесены соответствующие законодательные поправки, предусматривающие возможность создания цифрового «социального кошелька», а также создания и функционирования товаропроводящей системы.

Утверждены Правила зачисления, учета и использования пособий и социальных выплат электронными деньгами.

Как было отмечено, согласованы механизм и подходы пилотного проекта с Ассоциацией финансистов Казахстана, участниками финансового рынка и торговыми организациями.  

В настоящее время ведутся работы по технической реализации пилота «социального кошелька» с банками второго уровня (АО «Народный банк Казахстана», АО «Евразийский банк», АО «Казпочта»).

На сегодня Приказом Министра торговли и интеграции утвержден Национальный стандарт по QR-коду для участников платежного рынка.

До конца 2021 года планируется провести 2 пилота.

Первый – организационный пилот централизованной выплаты адресной социальной помощи (АСП). В рамках пилотного проекта местным исполнительным органом будут рассматриваться заявления граждан и назначаться АСП, после чего списки получателей АСП передаваться в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» для централизованной выплаты.

Второй – технический пилот, т.е. тестирование функционала «социального кошелька», где в зависимости от выбора гражданина, средства социальной помощи зачисляются либо на его банковский счет, либо на социальный кошелек в виде электронных денег, эмитированных Национальным Банком РК.

В качестве пилотных регионов определены г.г. Нур-Султан, Павлодар, Акколь.

Готовящиеся к запуску пилотные проекты нацелены на достижение следующих результатов:

  • апробирование сервисов социального кошелька и бизнес-кошелька среди населения и бизнеса;
  • сбор предложений/замечаний со стороны населения и бизнеса для последующего улучшения качества сервиса;
  • выявление недочетов и их устранение до масштабирования «социального кошелька» во всех регионах.

Активация будет происходить при получении соответствующей социальной выплаты.

Кроме того, в приложении гражданин сможет оплачивать посредством QR-кода или обналичивать социальные выплаты через выбранный банк. А гражданину, который пользуется «социальным кошельком» для оплаты продуктов, необходимо зайти в приложение и выбрать опцию «QR оплата».

После чего, продавец предоставляет пос-терминал с QR-кодом, покупатель сканирует данный QR-код из приложения и подтверждает оплату.

Таким образом, через унифицированный QR-код будет производиться прием оплаты за товары и услуги.


Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот


Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана — Официальный сайт Президента Республики Казахстан

 

ЕДИНСТВО НАРОДА И СИСТЕМНЫЕ РЕФОРМЫ – ПРОЧНАЯ ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ

 

 

 

 

Дорогие соотечественники!

Уважаемые депутаты Парламента и члены Правительства!

 

В этом году мы отмечаем 30-летие Независимости – это наша самая высшая ценность.

Благодаря дальновидной политике Первого Президента – Елбасы Казахстан добился значительных успехов и стал известен во всем мире.

В единстве и согласии мы смогли построить новое государство – это наше главное достижение.

Мы укрепили дух нации, заложив прочный фундамент для развития. Стали влиятельным членом мирового сообщества. Благодаря стабильности в обществе вышли на путь устойчивого прогресса.

Мы вместе строим сильное государство. Суверенитет – это не пустые лозунги и громкие слова. Для нас важно, чтобы каждый гражданин ощущал плоды Независимости, главные из которых мирная жизнь, общественное согласие, повышение благосостояния народа, уверенность молодежи в будущем.

На это нацелены все наши начинания. Благодаря единству и созидательному труду казахстанцев мы успешно преодолеваем все трудности и испытания.

Наша страна находится на пороге четвертого десятилетия Независимости. Уже сейчас очевидно, что это время будет нелегким. Поэтому мы должны быть готовы к любым вызовам и угрозам, непрерывно совершенствоваться и всегда двигаться вперед.

Мое нынешнее Послание народу Казахстана посвящено следующим вопросам.

 

І. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Крупнейшая в Центральной Азии экономика Казахстана сейчас переживает последствия пандемии. Тем не менее, несмотря на трудности, мы последовательно реализуем свой курс.

В целях определения среднесрочной экономической политики и систематизации государственных инициатив мы приняли Национальный план развития до 2025 года и перешли к новой системе государственного планирования. Будут утверждены национальные проекты.

Наша стратегическая цель – усилить лидирующую роль в Центральной Азии и укрепить свои позиции в мировой экономике.

Для дальнейшего привлечения прямых инвестиций внедрен новый инструмент – Стратегическое инвестиционное соглашение.

Приняты конкретные меры для оптимизации квазигосударственного сектора. Завершено объединение холдингов «Байтерек» и «КазАгро». В два раза сокращены портфельные компании, в полтора раза – их штатная численность. В результате создан новый мощный институт развития.

В условиях пандемии государство оказало масштабную и оперативную поддержку гражданам и бизнесу.

Доказала свою эффективность программа «Экономика простых вещей». В рамках ее реализации запущено более 3,5 тысячи проектов, создано 70 тысяч рабочих мест, произведено товаров и услуг на 3,5 трлн тенге.

Благодаря программе «Дорожная карта бизнеса» государственную поддержку получили 66 тысяч проектов. Это помогло создать и сохранить более 150 тысяч рабочих мест.

Серьезный экономический, но прежде всего социальный эффект оказала инициатива по досрочному использованию пенсионных накоплений. Эта мера помогла более миллиону наших сограждан улучшить свои жилищные условия или снизить ипотечное бремя.

В целом в экономическом развитии нашей страны наблюдается положительная динамика. Тем не менее нужно открыто сказать, что ситуация все еще остается непростой.

Поэтому я принял решение продлить на 2022 год срок действия программ «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса». Общий объем средств, выделенных на их финансирование, составит не менее одного триллиона тенге.

Во многом благодаря низкому госдолгу и наличию значительных резервов Казахстан сравнительно успешно преодолевает последствия пандемии. Это наше серьезное конкурентное преимущество, важно его не растерять.

Однако в последнее время проявилась тенденция, когда для покрытия расходных обязательств увеличиваются дефицит бюджета и трансферты из Национального фонда. Все время идти по такому «легкому» пути не получится. Запас финансовой устойчивости далеко не безграничен. Очевидно, что необходимы меры по увеличению доходов бюджета. Но в первую очередь нужен контроль за объемами и эффективностью государственных расходов.

Для восстановления активов Национального фонда следует ускорить внедрение бюджетного правила. Соответствующие законодательные поправки должны быть приняты до конца нынешнего года.

В целом стране необходим свод правил по управлению государственными финансами: госдолгом, бюджетной политикой, Нацфондом. Прошу Правительство и Национальный банк до конца года подготовить Концепцию управления государственными финансами.

Наряду с этим нужно продолжать работу по диверсификации экономики, расширению номенклатуры производимых товаров и географии экспорта.

По итогам 2020 года, впервые за 10 лет индустриализации, вклад обрабатывающей промышленности в развитие экономики превысил долю горнодобывающей отрасли. Среднесрочная цель – к 2025 году увеличить экспорт обрабатывающей промышленности в 1,5 раза, до 24 млрд долларов, а производительность труда – на 30%.

Разрабатываемый закон «О промышленной политике» должен дать ответы на вопросы, стоящие перед обрабатывающим сектором. Один из них – проблема доступа к сырью. Требуется внедрить простое правило – цена сырьевых товаров для отечественной промышленности должна быть доступной, а объем – достаточным. До конца года Правительство должно найти оптимальный вариант решения этой важной задачи.

При этом нужно иметь в виду, что ресурсный потенциал нашей страны полностью не раскрыт, геологическая изученность остается на низком уровне.

Необходимо расширять доступ инвесторов к качественной геологической информации. Для этого на базе разрозненных подведомственных организаций следует создать эффективную Национальную геологическую службу. Данная организация не должна стать монополистом, который решает, кого и как допустить к недрам. Ее роль заключается в оказании комплексной сервисной поддержки инвесторам.

Отрасль недропользования нуждается в новом импульсе, особенно в части геологоразведки и комплексного изучения недр. Реформы, начатые в рамках Плана нации, следует довести до практического завершения – создать открытую цифровую базу данных геологической информации, обеспечить к ней доступ инвесторов.

Недра – это национальное достояние. Решения о доступе к ним путем кулуарных обсуждений в тиши кабинетов должны быть поставлены вне закона. Соответствующие органы обеспечат контроль по данному вопросу.

Далее. Чрезмерное присутствие государства в экономике серьезно сдерживает ее рост и конкурентоспособность, приводит к коррупции и незаконному лоббированию. Госпредприятия по-прежнему доминируют во многих секторах, пользуются монопольными льготами.

Мы начали решать данные проблемы. Так, в Концепции государственного управления предусмотрены меры по сокращению квазигосударственного сектора, повышению его эффективности, прозрачности и подотчетности. Высшим советом по реформам одобрен новый план приватизации. Теперь нужен строгий контроль.

Но есть и другие вопросы. В частности, почему отдельные национальные компании и госпредприятия работают в убыток, а их первые руководители не несут ответственности за это? Правительству предстоит решить данную проблему.

Мы также столкнулись с неконтролируемым ростом инфляции. Нацбанк, Правительство оказались бессильными перед ней, сославшись на мировые тенденции. Подобного рода отговорки высвечивают уязвимость национальной экономики. Возникает еще один вопрос: в чем тогда состоит роль наших профессиональных экономистов?

Главная задача Национального банка и Правительства – это возвращение инфляции в коридор 4-6%.

В результате реализации антикризисных мер общим объемом 6,3 трлн тенге в экономике возникла избыточная денежная масса. Но существуют ниши, в которые эти средства не поступают. Банки второго уровня не вкладываются в небольшие проекты, особенно на селе.

Поэтому предстоит задействовать потенциал микрофинансовых организаций. Они работают на местах, знают клиентов, их бизнес и возможности. Национальному банку и Агентству по финрегулированию следует подготовить пакет решений по данному вопросу.

Большое значение имеет работа по снижению уровня стрессовых активов.

Мы приняли решение – государство не должно помогать банкирам. Вместе с тем замороженные активы нужно возвращать в экономический оборот, но исключительно на рыночной основе. Для этого нужна законодательная база. Правительству совместно с Агентством по финрегулированию следует до конца года внести законопроект в Парламент.

Теперь о немонетарных составляющих инфляции. Главная из них – цены на продукты питания.

Об огромном аграрном потенциале Казахстана говорится много. Но в сфере АПК накопилось немало проблем.

Прежде всего это неэффективное ценообразование и распределение продовольственных товаров. Ранее я говорил о важности создания сети оптово-распределительных центров. Эта задача находится в стадии реализации.

Важно обеспечить доступ к ним мелких сельхозтоваропроизводителей, включая, возможно, личные подсобные хозяйства. Монополизация данного рынка недопустима.

Необходимо также обеспечить единый контроль над ценами по цепочке от производителя до потребителя. Сейчас за эту работу отвечают несколько ведомств. После очередного скачка цен они вместо вдумчивого анализа и принятия эффективных мер начинают «кивать друг на друга». Пора навести порядок в этом деле. Следует разграничить зоны ответственности, определить один орган в качестве основного, прописать четкие регламенты взаимодействия остальных ведомств. Правительство должно принять решение по этому вопросу в месячный срок.

Во-вторых, неблагоприятные погодные условия обнажили серьезные проблемы в животноводстве. Оперативными мерами мы стабилизировали ситуацию с кормообеспечением. Однако в этой сфере все еще необходимы системные действия.

Нужно расширить площади возделывания кормовых культур и усилить контроль за соблюдением севооборота, шире использовать возможности космического мониторинга и дистанционного зондирования земель. Важно также повысить эффективность использования пастбищ.

На сегодня у фермеров нет доступа к местам выпаса скота из-за их принадлежности лицам с известными фамилиями, устроившим из своих владений неприступные крепости. Акимы не могут решить эту проблему по разным причинам, в том числе из-за личной зависимости.

Правительству совместно с уполномоченными органами нужно принять решительные меры для исправления ситуации. Особое внимание следует уделить обеспечению частных подворий сельчан пастбищными угодьями. Их правовой статус и инструменты поддержки необходимо прописать в отдельном законе «О личных подсобных хозяйствах». Правительству нужно разработать законопроект в кратчайшие сроки.

Требует совершенствования и сфера ветеринарии, которая нуждается в четком разграничении функций и полномочий между центром и регионами. От эффективной работы ветеринаров на местах зависит здоровье и продуктивность скота. А это, в свою очередь, напрямую влияет на благосостояние сельских жителей.

Без современной ветеринарной службы невозможно расширение экспорта значительной части сельскохозяйственной продукции. Поэтому в этой сфере требуется последовательная работа: цифровизация процессов, автоматизация сбора и передачи данных, подготовка кадров и повышение заработных плат. До конца года Правительство должно принять конкретные меры по реформированию системы ветеринарии.

В-третьих, в нашей аграрной политике наблюдается непоследовательность. Со сменой министров меняется и политика. В таких условиях фермерам сложно планировать работу на перспективу. Нужно выработать единую генеральную линию. В соответствии с ней требуется пересмотреть и стабилизировать механизмы субсидирования.

Далее. Только за последние пять лет на субсидирование было направлено более 2 трлн тенге. К сожалению, более половины уголовных дел в сфере АПК приходится на хищение субсидий. Такая ситуация неприемлема.

Следует укрепить нормативную базу, внедрить систему эффективного планирования и мониторинга. Необходимо, чтобы порядок оформления субсидий был понятным и прозрачным. Субсидии должны быть в полной мере доступны малым и средним хозяйствам.

Нужно детально изучить инструменты стимулирования технологического переоснащения сельского хозяйства. Около 90% технологий, используемых в агропромышленном комплексе, окончательно устарели и нуждаются в модернизации.

Политику субсидирования сельского хозяйства нужно привести в соответствие с промышленной политикой государства. Прошу Правительство и холдинг «Байтерек» подготовить пакет предложений по данным вопросам.

В целом главная задача агропромышленного комплекса – полное обеспечение страны основными продуктами питания.

В этом году я подписал закон, окончательно поставивший точку в вопросе продажи и аренды сельскохозяйственных земель иностранцам и компаниям с зарубежным участием.

В Земельный кодекс внесены поправки, стимулирующие отечественных инвесторов вкладывать средства в развитие сельских территорий. Эти изменения позволяют вовлекать сельхозземли в полноценный экономический оборот.

Уверен, все эти решения благоприятно повлияют на наш агропромышленный сектор, который станет одной из ключевых точек роста национальной экономики.

Следующий вопрос. В современном мире одним из главных факторов конкурентоспособности является глубинная цифровизация.

Для Казахстана крайне важны трансферт современных цифровых технологий, внедрение элементов Индустрии 4.0. Мы должны активно работать с нашими стратегическими партнерами за рубежом.

При этом важно взращивать и усиливать отечественный IT-сектор. Стране нужны молодые, образованные, мотивированные кадры. В рамках Национального проекта по цифровизации необходимо подготовить не менее 100 тысяч высококлассных IT-специалистов.

Экспорт услуг и товаров цифровой отрасли к 2025 году должен достичь как минимум 500 млн долларов.

Эти и другие задачи потребуют полной «цифровой перезагрузки» государственного сектора. Здесь главной и давней проблемой является отсутствие эффективной интеграции информсистем государственных органов. Данный вопрос требует кардинального, скорейшего решения.

Во-первых, предстоит выстроить принципиально новую архитектуру «цифрового правительства». Все IT-инициативы госсектора будут основываться исключительно на новой платформе казахстанского гостеха. Она исключит дублирование, неэффективные затраты и бюрократию, 100% госуслуг станут доступны гражданам со смартфонов.

Во-вторых, мы запускаем Центр цифровой трансформации, в котором все бизнес-процессы госорганов будут пересмотрены и переведены в цифровой формат.

В-третьих, необходимо создать платформу взаимодействия национальных компаний с IТ-сообществом. Цифровые потребности и запросы квазигоссектора должны максимально обеспечиваться силами отечественных компаний.

В-четвертых, необходимо поэтапно расширять и обновлять линии передачи данных, сопрягая их с международными коридорами. Предстоит создать современные центры обработки данных, которые могут обслуживать соседние страны.

Мы должны реализовать свой огромный информационно-телекоммуникационный потенциал. В новую цифровую эпоху он будет иметь геополитическое значение. Казахстан должен стать центральным цифровым хабом на значительной части евразийского региона.

Для решения данной задачи нужно, естественно, усилиться в кадровом плане. Прошу Премьер-министра дать мне свои предложения.

Далее. Ситуация в Афганистане, общее нарастание глобальной напряженности ставят перед нами задачу перезагрузки оборонно-промышленного комплекса и Военной доктрины.

Укрепление обороноспособности, повышение оперативности реагирования на угрозы также должны стать приоритетами государственного значения. Мы должны готовиться к внешним шокам и наихудшему варианту развития событий. В высшей степени актуальным стало моделирование рисков, исходящих извне. Следует проводить стресс-тесты, прорабатывать сценарии, на основе которых будут разрабатываться и корректироваться планы действий государственного аппарата.

 

II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«Здоровье – главное богатство», – гласит наша народная пословица.

Коронавирус стал серьезным испытанием для системы здравоохранения. Охватившая мир эпидемия не отступает. Каждый день заболевают тысячи наших сограждан, многие уходят из жизни.

С первых дней пандемии мы без промедления приняли меры для борьбы с распространением инфекции.

Казахстан – одно из немногих государств, выпустивших собственную вакцину против коронавируса. Мы не сомневаемся в эффективности и безопасности нашего препарата QazVac, к которому уже проявляют интерес другие страны.

У нас достаточный запас вакцин, у казахстанцев есть возможность выбирать – многие государства не могут себе это позволить.

В стране продолжается массовая вакцинация, однако в обществе по-прежнему много ее противников. Они не только отказываются прививаться, но и призывают к этому население. Поддавшись их влиянию, многие были дезориентированы.

Все эти люди должны понимать, что несут ответственность не только за себя, но и за жизни других. Поэтому нельзя идти на поводу у лиц, агитирующих против вакцинации.

Человечество пережило не одну эпидемию. Мы не должны забывать, что многие опасные заболевания были остановлены только после появления вакцин.

В ближайшем будущем в мире могут появиться новые штаммы коронавируса, эксперты прогнозируют и другие пандемии. Мы не сможем просто переждать эти процессы. Нам предстоит научиться жить и развиваться в таких условиях.

Поэтому сейчас важно закупить бустерные вакцины, ускорить приобретение вакцин, зарегистрированных Всемирной организацией здравоохранения.

Также необходимо подготовить всю систему здравоохранения к переходу на регулярную вакцинацию.

Должна быть создана Национальная система прогнозирования биобезопасности страны. Данная мера предусмотрена в соответствующем законопроекте. Прошу Парламент обеспечить его принятие до конца сессии.

Многие медицинские лаборатории не соответствуют международным стандартам. В рамках национального проекта «Здоровая нация» следует предусмотреть оснащение как минимум 12 лабораторий высокотехнологичным оборудованием. Это позволит повысить уровень соответствия наших лабораторий международным стандартам до 90%.

Нельзя допустить ухудшения ситуации с заболеваниями, не связанными с коронавирусом. В условиях пандемии откладываются плановые скрининги и операции. Многие дети недополучают стандартные прививки. Безусловно, такое положение дел недопустимо.

Сфера медицины нуждается в объемном финансировании. Речь идет об инфраструктуре, кадрах, лекарственном обеспечении.

Отдельного внимания требует фармацевтическая промышленность. Борьба с вирусом показала, что эта отрасль стала важным фактором конкурентоспособности и безопасности. Поэтому потребуется создать Центр лабораторных и технических испытаний медицинских изделий, аккредитованный по всем международным стандартам.

Следует активизировать сотрудничество с глобальными фармкорпорациями. Важно привлекать инвесторов, обеспечить трансферт технологий и новейших разработок. Нужно расширить объем и номенклатуру оффтейк-контрактов с отечественными производителями. Долю лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства необходимо довести с имеющихся 17 до 50% уже в 2025 году.

Залог здоровья – физическая культура. Вновь заявляю: нужно создавать все условия для занятия массовым и детским спортом. Акимам областей следует обеспечить поэтапное строительство спортивной инфраструктуры.

В целом в связи с итогами Токийской Олимпиады назрела необходимость рассмотреть положение дел в спорте на отдельном совещании.

 

III. КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С января текущего года заработная плата педагогических работников увеличилась на 25%. В течение следующих трех лет мы дополнительно направим на эти цели 1,2 трлн тенге. Принятые меры дают свои плоды – резко вырос средний балл поступающих на педагогические специальности.

Политику поддержки учителей мы будем продолжать. Вместе с тем в условиях глобальных изменений велика вероятность, что получаемые знания устареют раньше, чем выпускник выйдет на рынок труда. Поэтому перед профильным министерством стоит неотложная задача по адаптации учебных программ к новым реалиям.

Итоги дистанционного обучения в период пандемии свидетельствуют о недостаточной эффективности национальных телекоммуникационных сетей. Это привело к появлению большого количества учащихся, не владеющих базовыми, элементарными знаниями. Возникла еще одна проблема, можно сказать, беда – дети бросают учебу, потому что не видят в ней необходимости.

Правительству поручается самым серьезным образом заняться решением этого вопроса, в частности повышением качества информационных систем для удаленных форматов обучения. Наше образование должно быть доступным и инклюзивным.

Но есть и позитивные новости. В этом году сразу несколько казахстанских школьников стали победителями и призерами международных предметных олимпиад.

Таких талантливых детей нужно всесторонне поддерживать. Мы будем предоставлять им гранты для поступления в вузы на внеконкурсной основе, выплачивать единовременные денежные премии. Педагогов, воспитавших ребят, также следует поощрять морально и материально.

Принципиально важно поддерживать детей из социально уязвимых семей в рамках всеобуча. Меры материальной поддержки следует дополнить образовательным проектом «Цифровой учитель».

Системе образования нужны мотивированные и квалифицированные педагоги. Считаю, что переобучение учителей требуется проводить раз в три года, а не в пять лет, как сейчас. Ведь именно они должны быть носителями новых знаний, настоящими просветителями. При этом нельзя допускать случаев, когда педагоги проходят курсы за свой счет.

Острой проблемой системы среднего образования остается нехватка мест в школах – дефицит составляет 225 тысяч. Если не предпринять срочных мер, то к 2025 году он может достичь 1 млн мест. Ранее я давал поручение о строительстве до конца 2025 года не менее 800 школ. Сегодня ставлю задачу довести эту цифру до 1000 школ.

Помимо строительства за счет бюджета, к решению этой острейшей проблемы требуется привлечь частный сектор.

Следует начать поэтапный переход на подушевое финансирование и полнокомплектных сельских школ.

Особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Подрастающее поколение должно осознанно относиться к выбору будущей профессии. Правительству совместно с Национальной палатой «Атамекен» необходимо заняться решением этой важной задачи.

Мы продолжим реализацию проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование».

На сегодня неохваченными остаются 237 тысяч человек из числа молодежи NEET. Ежегодно 50 тысяч абитуриентов поступают на платной основе, 85% из них относятся к категории малообеспеченных. Такое положение нужно исправить. Следует обеспечить стопроцентный охват бесплатным ТиПО по востребованным специальностям.

Еще одной возможностью получения профессии должна стать армия. Нужно проработать вопрос освоения солдатами срочной службы рабочих специальностей, нужных в реальном секторе экономики.

Задача профильного министерства – обеспечить повышение качества высшего образования. Вузы обязаны нести ответственность за должную подготовку кадров.

Важнейший приоритет – развитие науки. Для решения накопившихся проблем в этой сфере нужно до конца года внести изменения в законодательство.

Прежде всего нужно обеспечить стабильную и достойную заработную плату ведущим ученым, включив ее в базовое финансирование науки. На заседании Национального совета общественного доверия я поручал внедрить прямое финансирование научно-исследовательских институтов, занимающихся фундаментальной наукой. Профильному министерству следует разработать четкие и прозрачные правила отбора и финансирования таких научных организаций.

Далее. Серьезным барьером для развития фундаментальной науки является ограниченность грантов тремя годами. В таком коротком горизонте планирования сложно добиться каких-либо значимых результатов. Следует рассмотреть вопрос увеличения сроков грантового финансирования науки до пяти лет.

Не сходит с повестки проблема объективности решений Национальных научных советов. Считаю, что назрела необходимость ввести институт апелляции.

В целом перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача – не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды.

 

IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Главный принцип «слышащего государства» – госаппарат должен работать в интересах граждан. Это в первую очередь касается местных властей.

Именно акиматы призваны взаимодействовать с гражданами и оперативно решать их проблемы. Однако зачастую этого не происходит. Высшему руководству то и дело приходится корректировать принимаемые в регионах решения или вовсе принимать решения за них.

Акимы разных уровней не всегда способны на сильные самостоятельные шаги, работают с оглядкой на Центр. Во многом это связано с тем, что нынешний уровень подотчетности акимов перед гражданами недостаточен. Оценка их деятельности практически не зависит от мнения самих жителей регионов. Поэтому требуется оптимизировать механизм оценки работы акимов всех уровней.

Важным моментом должны стать независимые социологические опросы. Они дают объективную картину реального отношения населения к качеству работы органов власти. Через опросы голоса граждан слышны напрямую, а не посредством формальных отчетов. Администрация Президента должна подготовить пакет предложений по данному вопросу.

В региональной политике первостепенное внимание нужно сфокусировать на снижении дисбалансов в социально-экономическом развитии. Следует правильно сочетать специфические для каждого региона задачи с общенациональными приоритетами.

В рамках Национального плана развития были определены 25 конкретных задач по повышению качества жизни граждан. Это и есть главные направления нашей работы. Поэтому Правительству и акимам предстоит обновить Планы развития регионов в соответствии с утвержденными общенациональными задачами.

Конечно, одним из главных инструментов снижения дисбалансов является приоритизация бюджетных расходов. Выделение средств из республиканского бюджета не должно зависеть от «пробивной силы» акимов, каких-то личных предпочтений и прочих субъективных факторов.

Для «перезагрузки» процессов бюджетирования требуется более широко применять механизм подушевого финансирования, необходимо внедрить объективную методику распределения бюджетных лимитов.

Предстоит упростить бюджетные процессы, кардинально снизить бюрократию в этом вопросе, расширить применение цифровых инструментов планирования и исполнения бюджета. Необходимо внедрить блочный бюджет с повышением ответственности администраторов бюджетных программ. Правительству нужно разработать пакет поправок в бюджетное законодательство и подзаконные акты.

Крайне острой проблемой является систематическое завышение сметной стоимости проектов. Это касается как небольших объектов, например, детских садов и школ, так и крупных инфраструктурных проектов. Следует в кратчайшие сроки кардинально пересмотреть действующую нормативную базу и практику. Правительству, Счетному комитету поручается внести предложения до 1 декабря.

Следующий вопрос – повышение финансовой самостоятельности регионов.

С 2020 года корпоративный подоходный налог от МСБ передан в местные бюджеты. За этот период, несмотря на снижение экономической активности, поступления в местные бюджеты стали на 25% больше плана. Это говорит о возросшей заинтересованности акимов в развитии местного бизнеса, увеличении инвестиций и налоговой базы.

Движение в этом направлении нужно продолжать. Прошу Правительство подготовить пакет соответствующих предложений до конца года.

Казахстан находится в русле устойчивой тенденции на урбанизацию. Города-миллионники должны стать опорой глобальной конкурентоспособности Казахстана, а областные центры – точками роста регионов. Поэтому потребуется разработка Закона о развитии агломераций и новые стандарты комплексной застройки городов.

Принципиально важным является соблюдение принципа «люди к инфраструктуре». Фокус должен быть на развитии перспективных сел. Основная цель – обеспечить их соответствие Системе региональных стандартов. Данные подходы должны быть закреплены в Плане территориального развития.

На 27 моногородов сейчас приходится около 40% промышленного производства. В них проживает 1,4 млн наших сограждан. Нужны выверенные решения относительно дальнейшего функционирования моногородов. В ближайшее время мы обсудим данный вопрос на отдельном совещании.

Важным приоритетом является развитие местного самоуправления. В городах центрального подчинения и областных центрах успешно внедрен «бюджет народного участия». Реализованы десятки проектов по благоустройству в соответствии с реальными потребностями граждан. Это успешный опыт. Теперь необходимо увеличить долю «народного участия» в бюджете на благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство в 10 раз.

Для усиления «внутренней связанности» страны предстоит завершить все начатые проекты по транспортной инфраструктуре. В рамках государственной программы «Нұрлы жол» формируется единая транспортная сеть, соединяющая центр с регионами. Реализованы стратегически важные инфраструктурные и социальные проекты. Задача акимов и Правительства – запустить аналогичные программы инфраструктурного развития для каждого региона.

На местах имеются давно назревшие вопросы модернизации инфраструктуры.

Правительству совместно с Фондом «Самрук-Казына» следует приступить к реализации следующих масштабных проектов. Это строительство на площадке Алматинской ТЭЦ-2 парогазовой установки, модернизация ТЭЦ-3 и расширение ТЭЦ-1. Введение в строй 1000 МВт новых генерирующих мощностей в южном регионе. Реконструкция кабельных сетей в Алматы и Алматинской области. Общий объем инвестиций в данные проекты составит более одного триллиона тенге.

Совместно со стратегическими инвесторами в различных регионах страны мы введем в строй около 2400 МВт мощностей возобновляемой энергетики.

Большое внимание следует уделить экологическим проблемам в стране, особенно качеству воздуха.

В среднесрочной перспективе 10 наиболее загрязненных городов нужно газифицировать и перевести на альтернативные источники энергии.

Для улучшения ситуации с газоснабжением западных регионов уже в этом году начнется реализация трех проектов на общую сумму 700 млрд тенге. Это возведение газоперерабатывающего завода на Кашагане, строительство лупинга магистрального газопровода «Макат-Северный Кавказ», модернизация магистрального газопровода «Бейнеу-Жанаозен».

Следующий важный вопрос. В ближайшие десять лет Организация Объединенных Наций прогнозирует глобальный дефицит водных ресурсов. К 2030 году нехватка воды в мире может достигнуть 40%. Поэтому нам необходимо повысить водосбережение с помощью новейших технологий и цифровизации. Это стратегическая задача – другого пути предотвращения водного дефицита нет. Правительству нужно подготовить конкретные решения, которые позволят стимулировать внедрение водосберегающих технологий, эффективно регулировать водопотребление.

Для сохранения экосистем водных объектов и бережного использования ресурсов мы приступим к реконструкции 120 каналов. В Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской областях будут построены 9 новых водохранилищ. Все необходимые ресурсы для реализации этого масштабного проекта у нас есть.

Для обеспечения питьевой водой районов Атырауской и Мангистауской областей будет модернизирован магистральный водовод «Астрахань-Мангышлак» и построен новый опреснительный завод в поселке Кендерли.

В целом проблема доступа к питьевой воде так и не нашла своего решения, несмотря на то, что десятилетиями на эти цели выделялись колоссальные средства. Поэтому я ставлю задачу в рамках Национального проекта развития регионов в течение пяти лет обеспечить 100% городов и сел чистой питьевой водой. Это приоритетная задача Правительства.

Еще один вопрос, на котором хочу остановиться отдельно. Мир движется в сторону экологизации промышленности и экономики. Сегодня это уже не просто слова, а конкретные решения в виде налогов, пошлин, мер технического регулирования. Мы не можем оставаться в стороне – все это затрагивает нас напрямую через экспорт, инвестиции и трансферт технологий. Это, без всякого преувеличения, вопрос устойчивого развития Казахстана.

Поэтому мной поставлена задача достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Работать в данном направлении нужно очень прагматично. Население и экономика нашей огромной страны растут, а для качественного роста нужна энергия.

С постепенным закатом угольной эпохи, помимо возобновляемых, нам придется задуматься и об источниках надежной базовой генерации энергии. Уже к 2030 году в Казахстане наступит дефицит электроэнергии.

Мировой опыт подсказывает наиболее оптимальный выход – это мирный атом. Вопрос непростой, поэтому к его решению нужно подойти максимально рационально, без домыслов и эмоций. В течение года Правительство и «Самрук-Казына» должны изучить возможность развития в Казахстане безопасной и экологичной атомной энергетики.

Данный вопрос необходимо рассмотреть и с точки зрения развития инженерного дела, формирования нового поколения квалифицированных инженеров-атомщиков.

Перспективным направлением является также производство «зеленого» водорода, водородная энергетика в целом. Правительству поручается подготовить предложения и по данному вопросу.

 

V. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА

Пандемия привела к значительной трансформации рынка труда. Прежде всего это стремительное развитие удаленного формата работы.

Новая тенденция набирает обороты на фоне появления множества новых профессий, автоматизации и цифровизации большинства процессов. В таких реалиях личную конкурентоспособность можно обеспечить только неоднократной переквалификацией, освоением новых профессий. Поэтому необходим закон «О профессиональных квалификациях». Он должен регулировать вопросы признания квалификаций, стимулировать работников совершенствовать компетенции.

Тотальная цифровизация привела к новым формам занятости на основе интернет-платформ. Яркие примеры этого – водители такси, курьеры и другие. Эта сфера нуждается в содействии государства с точки зрения социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, налогообложения.

Большое влияние на наш рынок труда оказывают и миграционные процессы. Казахстан – вторая страна в СНГ по количеству принимаемых трудовых мигрантов. Нужны правильные решения проблем в этой сфере. Правительству предстоит разработать новую Концепцию миграционной политики. В ней также следует отразить механизмы защиты прав наших граждан, работающих за рубежом.

Новые подходы требуются и к вопросам внутренней трудовой мобильности. Правительству предстоит переформатировать действующий механизм выделения пособий гражданам, переселяющимся с юга на север страны. В частности, пособия можно предоставлять не только через акиматы, но и путем возмещения расходов работодателей, которые самостоятельно нанимают работников из южных регионов.

Следует активно помогать переселенцам, которые хотят заниматься самостоятельным бизнесом. Также нужно рассмотреть возможность предоставления им земельных участков не только под строительство домов, но и для сельхоздеятельности, обеспечить более широкий доступ к мерам государственной поддержки.

Хочу отдельно остановиться еще на одном вопросе. Казахстан – социальное государство. Всесторонняя помощь гражданам, оказавшимися в трудной ситуации, – один из наших приоритетов. Но, к сожалению, в обществе укрепляются патерналистские настроения и социальное иждивенчество.

В стране немало граждан, сознательно эксплуатирующих государственные социальные программы. Такая ситуация формирует неправильные установки в общественном сознании. Как и в любой цивилизованной стране, они должны отвечать перед законом и обществом. При этом те, кому нужна реальная помощь, остаются за периметром мер поддержки. Безусловно, возможности нашей страны большие, но они не безграничны.

Желание получить необоснованные социальные льготы отучает человека зарабатывать своим трудом. Такой неподобающий образ жизни уже начал негативно влиять на систему ценностей молодежи. Поэтому нам нужны коренные изменения в самосознании граждан, обществе, законодательстве. В готовящемся Социальном кодексе всем этим вопросам нужно уделить пристальное внимание.

 

VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Поэтапная политическая модернизация – одна из главных задач стратегического курса нашего государства.

За последние два года в этой сфере нам удалось осуществить целый ряд серьезных преобразований. Принят новый закон, закрепивший уведомительный принцип проведения митингов; до 5% снижен порог прохождения партий в Мажилис; в избирательные бюллетени добавлена графа «против всех».

Эти и другие шаги нашли активную поддержку в обществе. Они укрепляют наш вектор на устойчивое демократическое развитие, качественно меняют политическую систему, способствуют более широкому вовлечению граждан в управление государством.

Но останавливаться на достигнутом нельзя. Наша цель – дальнейшее повышение эффективности государства, транспарентности и конкурентности политического процесса. Поэтому политические реформы будут продолжены.

Для последовательного укрепления государственности мы будем осуществлять все преобразования постепенно, с учетом нашей специфики. Это единственно верный путь построения сильного, справедливого и прогрессивного государства. Наши граждане всецело разделяют такой подход.

Важнейшим шагом стало введение прямой выборности сельских акимов. Это принципиальный момент политической реформы, предложенной мной в прошлогоднем Послании. Данное решение напрямую затрагивает интересы сельчан, то есть более 40% казахстанцев. Мы на правильном пути. И уже в 2024 году граждане получат возможность в пилотном режиме избирать акимов районов.

Важный фактор дальнейшей модернизации местного самоуправления – развитие гражданской культуры.

Администрации Президента предстоит разработать эффективный механизм поддержки гражданских инициатив в сельской местности. Нужно адаптировать под запросы сельских НПО систему грантового финансирования, внедрить упрощенный режим их получения. Это придаст хороший импульс для социальной активности на селе.

Внедрение нормы о тридцатипроцентной квоте для женщин и молодежи в избирательных списках подтолкнуло партии к более активной работе, омоложению своих рядов, поиску новых лиц. Вместе с тем в итоговых составах народных избранников квота не нашла должного отражения. Поэтому для получения полноценного эффекта нужно законодательно закрепить норму об обязательном учете данной квоты при распределении депутатских мандатов.

Мы строим инклюзивное общество. Пока же в нашей стране люди с особыми потребностями слабо представлены в общественно-политической жизни. Предлагаю расширить перечень квотируемых категорий граждан, помимо женщин и молодежи, установив квоту и для людей с особыми потребностями.

Вы знаете, что сферу защиты прав человека я всегда выделяю отдельным блоком. За два последних года мы заметно продвинулись в этом направлении.

В январе текущего года я подписал Закон о ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни. Теперь нам предстоит гармонизировать нормы Уголовного кодекса с положениями Второго Факультативного протокола. Соответствующий закон, надеюсь, будет принят до конца года.

В начале лета в соответствии с моим Указом Правительством утвержден Комплексный план по защите прав человека. Этот важный документ закладывает долгосрочную институциональную основу дальнейшего совершенствования системы защиты прав человека в Казахстане.

После принятия Комплексного плана началась активная работа по обеспечению гендерного равенства. В этой связи следует обеспечить максимальную поддержку экономических и политических позиций женщин в обществе. За эту работу отвечает Администрация Президента.

Следует также внести изменения в Концепцию семейной и гендерной политики.

Серьезные изменения происходят в правоохранительной системе. С 1 июля 2021 года функционирует административная юстиция. Данный институт по-новому выстраивает взаимоотношения государственного аппарата и граждан. Внедряются современные форматы деятельности судов, сокращаются излишние судебные процедуры. На законодательном уровне обеспечена трактовка всех противоречий и неясностей законодательства в пользу граждан и бизнеса.

С внедрением трехзвенной модели усилилась защита участников уголовного процесса. С начала текущего года предотвращено необоснованное вовлечение в уголовную орбиту более двух тысяч граждан.

Повысилась оперативность прокурорского надзора – 98% безосновательных решений отменены в течение трех суток. Необходимо поэтапно расширять компетенции прокуроров по подготовке обвинительных актов. Это повысит их ответственность и усилит механизмы правовой оценки результатов расследования.

Органы внутренних дел освобождены от ряда непрофильных функций. Повышен статус участковых инспекторов – они наделены дополнительными полномочиями в сфере профилактики правонарушений.

В ряде регионов в пилотном режиме запущена сервисная модель полиции. Следующий этап – ее масштабирование. Успех данной работы во многом зависит от вовлеченности местных органов власти, которые должны понимать суть нововведений и оказывать содействие полиции.

Вместе с тем нельзя упускать из вида практические вопросы борьбы с преступностью. Справедливое возмущение граждан вызывает рост мошенничеств. Генеральной прокуратуре предстоит разработать комплекс мер по противодействию мошенничествам и финансовым пирамидам.

На особом контроле должно быть предотвращение и пресечение сексуальных преступлений против детей, особенно оставшихся без попечения родителей.

Страшную угрозу благополучию будущих поколений представляет распространение наркотиков, в том числе синтетических. Правоохранительным органам поручается поставить мощный заслон на пути распространения этой заразы среди наших граждан, особенно среди молодежи.

Следует продолжать эффективную борьбу с коррупцией. Профильному агентству до конца года нужно внести на утверждение стратегический документ, определяющий программу наших действий на среднесрочный период. При этом особое внимание необходимо уделить искоренению «бытовой коррупции».

Защищая права граждан, нельзя забывать и о правах правозащитников, в том числе адвокатов. Следует обеспечить безопасность их деятельности, пресекать незаконные действия, препятствующие их работе.

Все вышеуказанные меры являются составной частью нашего стратегического курса, направленного на совершенствование политической системы и защиту прав человека.

 

VII. КОНСОЛИДАЦИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОГРЕССА

Казахстан входит в совершенно новую эпоху, несущую фундаментальные изменения во все сферы жизни. В условиях глобальной нестабильности и множества новых вызовов нам нужно укрепить свои ценностные ориентиры, сформировать четкий образ будущего.

Наш главный принцип «единство в многообразии» незыблем. Поэтому гармоничное развитие межэтнических отношений всегда было и будет одним из магистральных направлений государственной политики Казахстана. И это не просто риторика, такой подход поддерживает абсолютное большинство казахстанцев. Для наших граждан согласие, толерантность – это сама жизнь, живая реальность, обусловленная взаимопроникновением культур и языков.

Мы, согласно Конституции, единая нация, и в этом наша безусловная сила. Поддерживая плюрализм мнений, мы в то же время будем жестко пресекать любые формы радикализма, не позволим покушаться на наш государственный суверенитет, территориальную целостность.

Мы должны беречь единство и согласие в обществе как зеницу ока. Необходимо, чтобы все граждане осознавали значимость гармоничных межэтнических и межконфессиональных отношений.

У нас всегда был иммунитет к разобщенности. И мы не допустим дискриминации, унижения чести и достоинства по языковому, национальному или расовому признакам, будем привлекать к ответственности по закону. Такие противоречащие Конституции безответственные шаги идут вразрез с интересами нашей страны.

Развитие казахского языка является одним из ключевых приоритетов государственной политики. Мы достигли в этом серьезных результатов.

Казахский язык по праву становится языком образования и науки, культуры и делопроизводства. В целом он последовательно расширяет сферу своего применения. Это закономерное явление. Поэтому нет оснований говорить об ущемленном положении казахского языка.

В соответствии с нашей Конституцией государственным языком является казахский. Русский язык обладает статусом официального языка. Его использованию, согласно нашему законодательству, препятствовать нельзя.

Каждый гражданин, связывающий свое будущее с нашей страной, должен приложить все усилия к изучению государственного языка. Это и есть одно из проявлений настоящего патриотизма.

От того, что наша молодежь владеет разными языками, в том числе и русским, мы только выигрываем.

Граница между Казахстаном и Россией – самая длинная в мире, а русский язык – один из шести официальных языков Организации Объединенных Наций. Поэтому к этому вопросу нужно подходить с точки зрения здравого смысла.

Нам нужно развивать культуру цивилизованного диалога и взаимоуважения. Большая роль в этом отводится Ассамблее народа Казахстана. Каждый из нас должен чувствовать ответственность за Родину, за всех наших граждан.

В вопросах консолидации общества, укрепления национальной идентичности большая роль отводится эффективному использованию исторического наследия и культурного потенциала страны. В этом плане Казахстан имеет широкие возможности, в том числе для выгодного позиционирования на международной арене.

Вместе с тем наша политика по этому вопросу требует пересмотра. Сейчас государство почему-то чаще всего финансирует проекты только определенных деятелей, которые с удовольствием поглощают бюджеты.

Молодые и талантливые скульпторы, художники, театралы, музыканты, литераторы, которые осваивают новые жанровые форматы и постоянно экспериментируют, но при этом выживают за счет меценатов, остаются в андерграунде. А ведь благодаря им казахстанская культура приобретает глобальное звучание.

Поэтому Правительству совместно с экспертами нужно до конца года представить план практических мер, направленных на продвижение новой культуры и ее талантливых представителей.

Следует рассмотреть возможность создания Фонда поддержки креативной индустрии.

Интеллигенция во все времена играла особую роль в нашем обществе. Она всегда вела наш народ вперед, наставляла молодежь, боролась с невежеством, занималась просвещением. Эти качества лежат в основе нашего национального кода, и мы не должны его потерять.

Сейчас век интернета. Огромный поток негативной информации отравляет сознание современного поколения. Массовое распространение получают ложные смыслы и недолговечные ценности. Это очень опасная тенденция.

В такие моменты особенно важна активная позиция интеллигенции. Ее авторитет определяется не наградами, а реальными делами.

Главная задача – привить молодежи общечеловеческие ценности. В нашем обществе необходимо пропагандировать такие качества, как патриотизм, стремление к знаниям, трудолюбие, сплоченность и ответственность.

Поэтому призываю интеллигенцию не оставаться в стороне от решения проблем, которые влияют на будущее страны.

Нам важно развивать традиции диалога и гражданского участия, культивировать прогрессивные ценности, лежащие в основе нашей внутренней солидарности и единства.

Только вместе мы сможем укрепить нашу уникальную страновую идентичность. Как неоднократно подчеркивал Первый Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, межэтническое и межконфессиональное согласие – это наше бесценное достояние.

Во имя будущего государства мы обязаны сохранить и укрепить внутреннюю стабильность и общенациональное единство.

Уважаемые соотечественники!

Таковы ключевые приоритеты нашей ближайшей повестки.

Главное богатство Казахстана – наши граждане.

Обеспечение благополучия народа – ключевая цель моей работы в качестве Президента. Поэтому сегодня я хотел бы озвучить ряд дополнительных инициатив, направленных прежде всего на повышение благосостояния казахстанцев.

 

ПЕРВАЯ ИНИЦИАТИВА

Считаю, что назрела необходимость пересмотра уровня минимальной заработной платы. Это, с одной стороны, важнейший макроиндикатор, с другой стороны – показатель, понятный каждому.

Размер минимальной заработной платы не повышался с 2018 года. Мировой коронакризис усилил давление на доходы населения. Кроме того, по уровню минимальной заработной платы Казахстан уступает целому ряду стран СНГ. Поэтому принимаю решение – с 1 января 2022 года увеличить минимальную заработную плату с текущих сорока двух с половиной до 60 тысяч тенге.

Данная мера напрямую коснется более одного миллиона человек, а косвенно – всех трудящихся. Она уменьшит «теневой» зарплатный фонд, размер которого сегодня достигает 30, а может быть и 40% от декларируемого.

Повышение минимальной заработной платы окажет положительный экономический эффект в виде роста внутреннего потребления. Это, по оценкам экспертов, приведет к увеличению ВВП на 1,5%.

Одновременно следует отойти от неуместного использования минимальной заработной платы в качестве расчетного показателя в налоговой, социальной и других сферах.

Прошу Правительство и Парламент обеспечить внесение необходимых изменений в законодательство до конца текущего года с вступлением в силу в январе следующего.

 

ВТОРАЯ ИНИЦИАТИВА

Более 6,5 млн человек в Казахстане являются наемными работниками. Вы это хорошо знаете. Основной источник доходов для них – заработные платы.

При этом за последние десять лет рост фонда оплаты труда отстал от роста прибыли владельцев предприятий почти на 60%. В этой связи Правительство разработает «мягкие» меры стимулирования бизнеса к увеличению заработных плат своих работников.

Для работодателей, повышающих заработные платы сотрудников, будут предусмотрены льготы в рамках регулируемых закупок, а также преимущественный доступ к государственной поддержке.

 

ТРЕТЬЯ ИНИЦИАТИВА

Нагрузку на фонд оплаты труда необходимо сделать более понятной и простой. Это особенно ощутимо для микро- и малого предпринимательства.

Предлагаю внедрить для такого бизнеса единый платеж с фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 34% до 25%. Это простимулирует бизнес «вывести из тени» тысячи сотрудников, которые смогут стать полноценными участниками пенсионной системы, систем социального и медицинского страхования.

В этом вопросе нельзя допустить кампанейщины. Необходимо подготовить соответствующие платежные системы, чтобы избежать сбоев и издержек для бизнеса. Система должна заработать с 1 января 2023 года.

 

ЧЕТВЕРТАЯ ИНИЦИАТИВА

С 2020 года повышена заработная плата более чем 600 тысяч гражданских служащих из числа педагогов, врачей и работников социальной сферы.

Однако данная мера не коснулась других гражданских служащих. Это сотрудники сферы культуры, архивисты, библиотекари, технические работники, егеря, водители и другие.

Поэтому с 2022 по 2025 годы государство будет ежегодно на 20% в среднем повышать заработные платы этих категорий гражданских служащих. В целом данная инициатива напрямую затронет 600 тысяч казахстанцев.

 

ПЯТАЯ ИНИЦИАТИВА

Жилищный вопрос всегда будет одним из главных для наших граждан.

Действие таких программ, как «Баспана хит» и «7-20-25», скоро завершится. Вместе с тем ставки по рыночной ипотеке все еще высоки и доступны далеко не всем казахстанцам. В этой связи будет разработана целостная жилищная программа. Ее администратором станет «Отбасы банк», который трансформируется в национальный институт развития. Перед банком стоит задача обеспечить по принципу «одного окна» учет и распределение жилья среди граждан.

Я уже отметил положительный эффект инициативы по досрочному использованию пенсионных накоплений. Она также подтолкнула людей требовать у работодателей оплаты, что называется «вбелую». Для поддержания данной тенденции считаю необходимым разрешить перечисление части пенсионных накоплений выше порога достаточности на счет в «Отбасы банк» для последующей покупки жилья. Это также позволит стимулировать привычку накапливать средства, грамотно ими распоряжаться.

 

Уважаемые депутаты!

В течение первой сессии Парламент VII созыва принял 63 закона.

В результате слаженной работы обеих Палат создана законодательная основа для реализации проводимых в стране системных преобразований и реформ.

Сегодня началась очередная сессия Парламента. Перед нами стоит много важных задач. Все законопроекты должны проходить качественную и глубокую проработку. Вам всегда следует проявлять настойчивость в отстаивании интересов народа.

Каждое решение нужно принимать, учитывая не только запросы общества, но и возможности государства.

Желаю вам успехов в этой ответственной работе!

Дорогие соотечественники!

Наш курс незыблем, цель ясна.

Мы знаем, что необходимо делать для ее достижения. Мы последовательно воплощаем в реальность наши планы и доведем до конца все начинания. Мы готовы к любым вызовам и трудностям.

Как Глава государства я приложу все усилия во благо народа.

Сегодня для решения стоящих перед нами задач необходима консолидация государства и всего общества. Иначе завтра может быть уже поздно.

Все, кто сомневается в курсе Главы государства, не справляется с работой, возможно, хочет каким-то образом отсидеться, уклоняется от выполнения поручений Президента, мне кажется, должны уйти с занимаемых постов.

Сейчас мы вступаем в решающий этап нашего развития. Госаппарат обязан функционировать как единый механизм. Только в таком случае мы обеспечим достижение поставленных целей.

Сплоченность нации – главный фактор успеха нашей страны.

Недаром в народе говорят: «Где согласие – там и счастье».

Наша сила – в единстве! Все вместе мы будем трудиться во благо нашей страны!

Пусть будет вечной наша священная Родина!

 

Закон РК «О защите прав потребителей»: когда покупатель прав?

В законе, защищающем права потребителей, произошли изменения. Теперь потребители защищены намного лучше. Закон дополнен такими понятиями, как срок службы, срок хранения, гарантийный срок, дополнен статьей об основных принципах защиты прав потребителей, а также статьей об условиях, нарушающих права потребителей при заключении договора.

Увеличен срок возврата товара

Теперь товар можно обменять или вернуть в течение 30 календарных дней с момента его приобретения. Раньше было 14 дней. Вернуть качественный товар, в котором не подошёл размер, цвет и так далее, можно будет, только если продавец не смог заменить с учётом вашего желания в течение 30 дней. В остальных случаях получится только обменять товар.

В договор нельзя включать условия, которые нарушают или ущемляют права потребителя

  • Продавец теперь не может ограничить свою ответственность в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя. 
  • Договор должен содержать чётко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия с применением понятной для всех терминологии, то есть потребитель должен понять условия сразу, без применения специальных знаний. 
  • Текст договора должен быть напечатан единым шрифтом, на казахском и русском языках, одинакового цвета, без сносок. Обычно такое практиковалось в банках или магазинах при объявлении различных акций.
  • Продавец не сможет теперь менять условия договора без предупреждения минимум за 30 дней и без права расторжения. Например, теперь мобильный оператор не сможет сразу поменять условия тарифного плана не предупредив абонента.
  • Нельзя вносить в договор пункт о задатке, так как до получения товара покупатель может расторгнуть договор, и тогда продавец обязан будет вернуть эту сумму. 
  • При покупке в рассрочку товара продавец не может вписать в договор, что он будет менять цену, например, в зависимости от курса доллара.
  • Продавец не сможет устанавливать пеню свыше 30% для покупателя, в случае невыполнения условий договора последним. 
  • При расторжении договора потребителю возвращают стоимость товара в случае повышения цены, исходя из его стоимости на этот момент, а в случае снижения – исходя из стоимости на момент покупки.

Гарантийный срок

  • Потребитель имеет право сдать некачественный бытовой прибор, если даже до окончания гарантийного срока остался 1 день, и без учёта амортизации забрать свои деньги полностью. 
  • Сервисная мастерская обязана сама приезжать и забирать за свой счёт холодильник или телевизор, если вы согласились на ремонт техники. Ещё – предоставить вам точно такой же на время, пока будут ремонтировать, к примеру, ваш телевизор.
  • Если в течение 10 дней не будет произведён ремонт, то сервисная мастерская должна будет платить 1% от стоимости данного прибора за каждый день просрочки, но не больше стоимости самого товара. И даже если вам выплатят стоимость прибора, это не освобождает сервис-центр от обязанности вернуть вам в конечном итоге ваш товар. 
  • Если в течение 10 дней ваш товар не был отремонтирован, то вы можете смело потребовать заменить его на новый.
  • При покупке товара в интернет-магазине гарантийный срок начинает считаться со дня передачи (доставки) заказа потребителю, а если товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке – то со дня его установки, подключения или окончания сборки.
  • После ремонта гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения в сервисный центр или продавцу до момента ремонта. 
  • При выдаче товара продавец обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о продлении гарантийного срока.
  • Потребитель может предъявить претензию продавцу о недостатках товара даже после окончания гарантийного срока.
  • В случае отсутствия гарантийного срока на товар потребитель вправе предъявить требования в течение разумного срока, но не более двух лет.
  • Появилась сезонность товара. Гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, а не с даты покупки. С 1 апреля – для товаров весенне-летнего ассортимента; с 1 сентября – для товаров осенне-зимнего ассортимента. Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются: для зимней – с 15 ноября; для весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября: для летней – с 1 мая.

Подтверждение факта покупки

Факт покупки товара в случае отсутствия чека помимо свидетельских показаний можно подтвердить фотографиями и видеозаписью. 

Стоимость товара не должна отличаться от ценника 

Если стоимость товара при оплате на кассе отличается от указанного в ценнике, продавец должен продать товар за ту сумму, которая была на витрине. Теперь эта норма чётко прописана в ст. 24.

Фото- и видеосъёмка

В супермаркете или других торговых залах охрана теперь не имеет право запрещать вести фото- и видеосъёмку. Вы можете свободно снимать товар, цены на свой мобильный телефон или другое устройство. Ограничивать фиксацию на видеокамеру продавец может только в случаях, предусмотренных законодательством РК.

Куда жаловаться?

Теперь в суд может обращаться Комитет по защите прав потребителей МНЭ РК, защищая неопределённый круг потребителей, если к ним обратились с заявлениями о нарушениях прав более 10 казахстанцев по одному и тому же вопросу. 

Отключение воды за долги за отопление

Если у вас имеется задолженность за отопление, вам не смогут отключить горячую воду. Это предусмотрено в изменениях к Закону РК «Об электроэнергетике».

Приобретение уценённого товара

Продавец должен предоставить покупателю информацию об уценённом товаре. 

 

Эти изменения вступили в силу с 7 мая 2016 года.

важно учесть мнение общества и соблюсти баланс интересов

2 ноября, в преддверии Дня народного единства в Москве открылся форум Общественной палаты (ОП) «Сообщество». Значимым пунктом программы стал круглый стол на тему общественной экспертизы законопроектов, организованный профильной комиссией ОП. Модератором обсуждения выступил глава комиссии — президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

На комиссию по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив возложена очень важная роль — донести до органов государственной власти мнение общества: простых граждан, делового и научного сообщества, общественных организаций. «Проводя экспертизу, мы учитываем интересы всех сторон. Стараемся соблюсти баланс интересов, найти компромиссное решение, хотя порой это очень непросто, — заявил Константин Корсик, открывая мероприятие.

Комиссия по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив была создана летом 2020 года, и за это время приняла участие в согласовании более 50 проектов заключений на законопроекты и рекомендаций Общественной палаты. По нескольким десяткам заключений она была ответственной за экспертизу.

Так, например, члены комиссии работали с законопроектами по расширению перечня лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, с поправками в законы о прожиточном минимуме и МРОТ, многими другими социально значимыми проектами. В числе наиболее значимых инициатив — законопроекты, направленные на развитие принятых поправок в Конституцию РФ.

Так называемые «нулевые чтения» — важное направление работы комиссии. На них приглашаются представители госвласти, эксперты из науки, делового сообщества и других институтов гражданского общества.

Есть уже принятые Федеральные законы, и в них были учтены аргументы, прозвучавшие при обсуждении в Общественной палате. Мы добиваемся того, чтобы принимаемые законы были понятными и реализуемыми, — говорит Константин Корсик.

Еще одна эффективная форма работы комиссии — проведение «круглых столов», в рамках которых обсуждаются актуальные проблемы общества, требующие незамедлительного решения. Для этого проводятся масштабные исследования, привлекается научное сообщество, разрабатываются рекомендации для органов государственной власти, издаются полезные сборники и брошюры для граждан.

По итогам одного из таких круглых столов были подготовлены рекомендации по регулированию риелторской деятельности. В материалах говорилось, что для стабильности и безопасности рынка недвижимости необходимо четкое разграничение сфер ответственности его профессиональных участников. Риелтор должен заниматься коммерческой стороной подготовки сделки, услугами информационного и консультационного характера. При этом правовые вопросы и проверка законности сделки должны оставаться в компетенции нотариуса.

На круглом столе 2 ноября Президент российской гильдии риелторов Игорь Горский поблагодарил коллег за обсуждение законопроекта о риелторской деятельности. По его словам, риелторы решают достаточно большую социальную функцию, но эта сфера практически никак не регулируется законодательством.

В Беларуси, например, закон о риелторской деятельности принят в 2005 году, там 80% сделок идет через риелторское сообщество. В среднем по России через сертифицированных риелторов проходит 40% сделок. В Санкт-Петербурге порядка 25% сделок, в Москве — 7%, — отметил спикер.

На экспертизу комиссии также поступает много законопроектов, касающихся компетенций Росреестра. Заместитель руководителя ведомства Елена Мартынова рассказала, что ежедневно территориальные органы Росреестра осуществляют порядка 100 тысяч регистрационных действий. В этой работе задействовано около 50 тысяч специалистов.

Если суммировать количество услуг по учетно-регистрационным действиям и по выдаче сведений из ЕГРН, получается, что мы предоставляем более 133 миллионов услуг в год, — подсчитала представитель регистратора.

На круглом столе звучали предложения о большем вовлечении нотариата в сферу государственной регистрации. Это поможет обеспечить бесповоротность записей, внесенных по нотариально удостоверенным сделкам. В целом в ходе мероприятия затрагивался широкий спектр актуальных вопросов: от горячего питание в школах и общественных советов в регионах до наблюдателей на выборах и перспектив цифровой экономики.

О результатах и планах работы комиссии рассказывали ее представители — Светлана Казаченок, Алена Булгакова и Мария Филатова. Также в числе спикеров были Алексей Рябов, руководитель экспертно-правового центра аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Алексей Мостовщиков, член генерального совета «Деловой России», Денис Новак, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг и другие коллеги.

Именно диалог между государственными органами и гражданским обществом закладывает сегодня основу будущей России. От того, насколько качественными и исполнимыми будут принимаемые законы, зависит уровень и комфорт жизни в нашей стране, — подчеркнул в конце мероприятия Константин Корсик.

Форум «Сообщество» ежегодно собирает более 5 000 гражданских активистов со всей страны, а его повестка охватывает ключевые аспекты деятельности гражданского общества. Главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников.

По итогам форума будет подготовлен доклад ОП РФ о состоянии гражданского общества в России, который представят главе государства.

Источник: Федеральная нотариальная палата