Сумма долга для запрета выезда: С какой задолженностью не выпустят за границу в 2023 году 2023

Разное

Содержание

как проверить, за какие долги налагается приставами ФССП

Сергей Немчинов

разобрался, как работают приставы и пограничники

Профиль автора

Бывает, год ждешь отпуска, покупаешь тур, а в аэропорту сообщают, что за границу нельзя из-за долгов.

Разобраться с такой проблемой на месте и все же сесть в самолет практически невозможно. Скорее всего, билеты пропадут и придется разбираться с долгом. В статье расскажу, как устроена эта система, как часто случаются ошибки и что делать, если закрыли выезд.

Как проверяют пассажиров на вылете

Пересечение границы России контролируют пограничники. Они проверяют паспорта, ставят в них штампы о прохождении паспортного контроля и смотрят информацию по закрытым базам данных. Одна из таких баз содержит данные о должниках, которым запрещен выезд.

Пограничная служба ФСБ России

Согласно отчету ФССП, в 2021 году приставы вынесли 12 млн постановлений об ограничении выезда граждан за рубеж.

Сведения за 2021 год о деятельности ФССПXLS, 77,5 КБ

Само по себе наличие долга еще не означает, что за рубеж точно не вылететь. Долг должен быть признан судом, а судебные приставы обязаны наложить ограничение на выезд и передать информацию в ФСБ — об этом я расскажу чуть позже.

Как богатеть

Главные материалы обо всем, что влияет на ваши деньги и жизнь, — в вашей почте по средам и субботам. Бесплатно

Кому запрещено выезжать за границу

Государство определило категории людей, которым ограничен выезд за границу. Кроме должников, это еще сотрудники спецслужб, военные, осужденные и ряд других. C сентября 2022 года ограничили выезд гражданам, подлежащим мобилизации.

ст. 15 закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»

Допущенные к гостайне. Временное ограничение права на выезд у таких людей прописано в трудовом договоре или контракте на основании статьи 24 закона «О государственной тайне».

Срок ограничения на выезд для таких людей — до 5 лет со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. Этот срок могут продлить до 10 лет по решению межведомственной комиссии по защите гостайны.

/guide/gosudarevy-sekrety/

Что такое государственная тайна

Призванные на военную или альтернативную гражданскую службу. Ограничение накладывается до окончания срока военной или альтернативной гражданской службы. Солдат-срочник в увольнении выехать за рубеж точно не сможет.

Мобилизованные граждане. При объявлении мобилизации граждане, состоящие на воинском учете, обязаны по повестке явиться в военкомат. С момента объявления мобилизации запрещено выезжать с места жительства без разрешения военкоматов, в том числе за границу.

ч. 2 ст. 21 закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

Осенью 2022 года пограничники вручали уведомления об ограничении выезда гражданам, которые попали в списки Министерства обороны РФ. Чтобы выехать, нужно было принести справку из военкомата о том, что поездку за границу разрешили. Если военнообязанный не получал повестку, узнать заранее, ограничен выезд или нет, было нельзя.

Ограничение на выезд действует до окончания мобилизации. В начале 2023 года нет документа, отменяющего указ президента о частичной мобилизации.

Ну и что? 02.11.22

Президент объявил о завершении мобилизации, но указа нет. Что известно

Подозреваемые и обвиняемые. МВД имеет право ограничить выезд за границу в рамках расследования уголовного дела. Для этого следователь должен подать ходатайство в суд. Ограничение будет действовать, пока не вступит в силу приговор суда — не важно, обвинительный или оправдательный.

Осужденные. Если суд избирает для преступника наказание без лишения свободы, например условный срок, осужденный не имеет права покидать страну до конца срока.

ч. 2 ст. 47 УПК РФ

Должники. Если человек задолжал 500 Р за электричество, квитанция из управляющей компании с извещением об этом не означает, что теперь ему не выехать за рубеж. Сначала задолженность должен признать суд. Только после этого ее взысканием могут заняться приставы. Но из-за небольших сумм выезд за рубеж обычно не запрещают.

Приставы могут ограничить выезд за границу на основании решения суда, если у человека есть:

  1. Долг по алиментам, в счет компенсации вреда здоровью или морального вреда свыше 10 000 Р. Или любой другой долг от 10 000 Р, который не погасили в течение двух месяцев со дня, когда закончился срок на добровольную уплату задолженности.
  2. Любой другой долг свыше 30 000 Р.
  3. Требование неимущественного характера: например, должник уклоняется от передачи ребенка после развода, сноса незаконно построенного здания или не выполняет решение суда о выселении.

ч. 1 ст. 67 закона «Об исполнительном производстве»

Если суд не подтверждал долг или не выдавал исполнительный документ, то, чтобы запретить выезд за границу, пристав сам должен подать заявление об этом в суд. Такое возможно, например, если долг накопился по нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов.

ч. 3 ст. 67 закона «Об исполнительном производстве»

Приставы учитывают соразмерность долга возможным последствиям, а также финансовое положение должника. Например, если у них есть информация, что неплательщик ведет бизнес и ездит на дорогих машинах, такому должнику скорее закроют выезд за рубеж, чем рабочему, который едва сводит концы с концами. Ведь во втором случае от запрета, вероятно, не будет никакого эффекта. При этом из-за крупного долга запрет также введут скорее, чем из-за мизерного.

Списки невыездных должников пристав направляет в электронном виде в департамент пограничного контроля ФСБ в автоматическом режиме. В течение суток после этого информация доходит до всех пунктов пропуска через государственную границу.

Приставы обязаны уведомлять должников о запрете на выезд. Для этого они должны отправить человеку по почте копию постановления не позже, чем на следующий день после решения о временном ограничении на выезд. А еще могут передать данные на госуслуги, если гражданин зарегистрирован на сайте.

ч. 10 ст. 67 закона «Об исполнительном производстве»

Срок ограничения на выезд — шесть месяцев. После его завершения пристав может запретить выезд повторно.

Порядок взаимодействия ФСБ и судебных приставов

Порядок применения временного ограничения на выезд должников за пределы РФ

Те, кто сообщил заведомо ложные сведения о себе при оформлении документов для выезда из России. При оформлении загранпаспорта полиция проверяет место жительства, фамилию, наличие детей, статус воинской обязанности.

Если указать даже случайно ложные сведения, могут ограничить выезд. Запрет будет касаться в том числе вылета в страны, где загранпаспорт не нужен: например, в Казахстан или Киргизию.

п. 132.2, абз. 2 п. 138 Административного регламента МВД

п. 6 ст. 15 закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»

Срок действия такого ограничения — не более месяца.

Сотрудники ФСБ. Штатные сотрудники службы невыездные. Кроме того, выезд запрещен и всем, кто работает в ФСБ на гражданских должностях по трудовому договору, даже уборщикам и поварам.

Сотрудников ФСБ могут выпустить за рубеж с согласия руководства в исключительных случаях: это посещение родственников или могилы родных, лечение, если в России ему нет альтернативы, отчуждение права собственности и рабочая командировка.

Ограничение на выезд действует весь период службы или работы и до пяти лет со дня увольнения.

Приказ ФСБ от 14.05.2020 № 198

Банкроты. Суды признают человека банкротом, если его совокупный долг — от 500 000 Р и должник не платит его более трех месяцев.

Банкротство не наступает само по себе. Для этого нужно подать заявление в арбитражный суд.

ч. 2 ст. 213.3 закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Выезд за границу для банкротов тоже не закрывают автоматически. Нужно, чтобы кредиторы обратились в суд с ходатайством. Например, ходатайство может написать банк, при этом он должен объяснить, почему суд должен ввести ограничение. Банк может указать, что у должника есть собственность за границей и он планирует вывезти свое имущество или деньги.

Ограничение на выезд снимается после прекращения или завершения процедуры банкротства. Основания для прекращения указаны в статье 57 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О банкротстве». Вот они:

  1. Должник снова может платить по долгам.
  2. Заключено мировое соглашение между кредитором и должником.
  3. Требования кредиторов признаны необоснованными.
  4. Все кредиторы отказались от заявленных требований.
  5. Все требования кредиторов удовлетворены.

Завершается процедура банкротства реализацией имущества должника на аукционе и окончанием расчетов с кредиторами. После этого ограничение на выезд автоматически снимается. Но из-за проволочек в суде лучше дополнительно подать ходатайство о снятии ограничения на выезд.

Однако суд может отменить ограничение на выезд и в других ситуациях, например для лечения или учебы. Чтобы суд вынес определение о снятии запрета, банкрот должен написать ходатайство. Суд учтет мнение банкрота, а также выслушает кредиторов.

ч. 3 ст. 213.24 закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Несовершеннолетние дети. Любой родитель вправе ограничить выезд за рубеж для своего ребенка без какой-либо причины, указав в заявлении определенные сроки и государства. Такое же право есть у других законных представителей ребенка: опекунов, попечителей, усыновителей.

Например, один из родителей — иностранный гражданин, а у второго есть основания полагать, что первый вывезет ребенка навсегда. Если ребенок пропал без вести, ограничивают выезд, чтобы исключить насильный вывоз ребенка преступниками. Но чаще всего ограничение на выезд ребенка накладывает один из родителей после развода. Обычно это банальная месть: расчет на то, что, если не выпустят ребенка, не поедет и бывший супруг или супруга.

Для наложения такого ограничения достаточно написать заявление в подразделение МВД по вопросам миграции по месту жительства.

/odin-za-granitsey/

Как отпустить ребенка за границу одного

Сейчас родители могут накладывать выборочные ограничения на выезд детей. То есть можно указать срок ограничения и страну или несколько стран, куда запрещен выезд. При этом, если, например, мать запретила ребенку выезжать с отцом, сама она может ехать с ним в любую страну.

Ограничение действует до совершеннолетия ребенка и снимается автоматически. Второй вариант снятия — по заявлению в МВД родителя, который ограничил выезд.

Приказ МВД от 11.02.2019 № 62

Еще второй родитель может доказать необоснованность запрета в суде, и тогда ограничение снимут. Причем суд может отменить запрет как полностью, так и только на определенные даты. Например, разрешит свозить ребенка на лечение или в детский оздоровительный лагерь в другой стране. Заверенную копию решения суда нужно взять с собой в поездку и показывать пограничникам, чтобы они пропустили.

Что делать? 15.03.19

Исполнительное производство окончено, а запрет на выезд не сняли

Причины запрета на выезд иностранцев

Кроме граждан России за пределы РФ могут не выпустить иностранных граждан и людей без гражданства.

ст. 28 закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»

Выезд может ограничить суд по запросу МВД, таможни, приставов или налоговой в случаях, если иностранцы:

  1. подозреваются в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых. Запрет действует до принятия решения по делу или до вступления в силу приговора суда;
  2. осуждены за совершение преступления в России. Запрет действует до отбытия или исполнения наказания либо до освобождения от наказания. Исключение составляют условно-досрочно освобожденные, если у них нет долгов перед потерпевшими;
  3. уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом. Запрет действует до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
  4. не заплатили налоги. Запрет действует, пока не заплатят;
  5. привлечены к административной ответственности и уклоняются от наказания. Например, из-за неуплаченного штрафа ГИБДД могут не выпустить из России на машине, на которой совершено нарушение. Запрет действует до исполнения наказания или до его отмены: если иностранец, например, сумеет обжаловать постановление о штрафе в суде.

Как узнать о запрете на выезд за границу

Существуют бесплатные государственные сервисы для проверки задолженностей.

База судебных приставов. На сайте судебных приставов можно бесплатно проверить себя и любого человека. Но информации о запретах здесь нет, узнать получится только об исполнительных производствах и суммах долга.

Можно пользоваться правилом: если судебный долг по исполнительному производству превышает 10 000 Р для алиментщиков и тех, кто обязан возместить моральный вред и вред здоровью, а также 30 000 Р для всех остальных, значит, и выезд за рубеж, скорее всего, ограничен. Запрета на самом деле может и не быть — из-за нерасторопности пристава, медленного обновления баз данных, ошибки или если пристав сам решил не накладывать запрет. Но лучше считать, что он есть, и разобраться с долгом. Тогда на границе не будет неожиданностей.

Если нашли себя среди должников, нужно погасить долг. Это можно сделать на сайте ФССП или связаться для уточнения деталей с судебным приставом, который ведет дело. Телефон и адрес будут здесь же, на сайте.

/pristal/

Что могут сделать судебные приставы

ФССП может автоматически снять запрет на выезд, как только поступила информация об оплате задолженности. Но чтобы человека пропустили пограничники, они должны получить данные от приставов. Это произойдет не позже следующего дня после снятия запрета, но точный срок предугадать нельзя.

Для проверки необходимо лишь указать регион России, ФИО и дату рождения По некоторым долгам есть возможность уплаты сразу на сайте

Сайт госуслуг позволяет проверить информацию о запрете на выезд за границу. Чтобы получить сведения об этом, напишите в форме поиска «ограничения на выезд» или «узнать об ограничении на выезд» и выберите «Наличие ограничений».

«Сервис ФССП России на портале госуслуг поможет должникам узнать об ограничении выезда за границу» — сообщение на сайте ФССП

При входе в личный кабинет на сайте госуслуг отображаются долги. Проверка происходит автоматически по данным документов, сохраненных в личном кабинете, — это паспорт, ИНН, СНИЛС, свидетельство о регистрации машины. Данные будут о судебной и налоговой задолженностям, по автомобильным штрафам, а также по исполнительным производствам.

В пресс-службе судебных приставов Тинькофф Журналу сообщили, что у должников, которым ограничили выезд из России, информация об этом тоже будет отображаться в личном кабинете. Еще можно запросить данные о ходе исполнительного производства через специальную форму на госуслугах.

На госуслугах можно сразу оплатить долги. Информация о платеже напрямую поступит к приставам.

Так можно запросить информацию об ограничениях на выезд за рубеж через робота-помощника Система оповестит, есть ли ограничения Если нет долгов, то в личном кабинете будет соответствующая запись: «Нет неоплаченных начислений»

Сайт налоговой службы. На сайте ФНС в личном кабинете нет информации о запрете на выезд за границу. Но на главной странице сразу появляются данные о налоговой задолженности, если таковая имеется.

Если есть налоговая задолженность, это не значит, что она признана судом и приставы наложили запрет на выезд. В то же время неверно считать, что если заплатил налоги, то выезд точно не закроют, а на другие долги не обратят внимания.

Чтобы не пропустить уплату налога, можно пополнить кошелек в личном кабинете, и при появлении долга сумма автоматически спишется

Официальные письменные запросы. Заявление можно подать в налоговую и службу судебных приставов — попросить ответить об отсутствии долгов. В подразделении по вопросам миграции МВД можно запросить информацию об ограничении выезда как для взрослого, так и для ребенка. В МВД обращаются, если, например, человек был привлечен в качестве обвиняемого или у родителя есть подозрение, что другой родитель мог ограничить ребенку выезд.

Что делать? 25. 05.17

Налоговая заблокировала счет

В течение 30 дней после подачи заявления ведомства должны дать официальный ответ. Но даже при наличии письменного ответа, что долгов нет, пограничники не пропустят, если человек окажется в базе невыездных.

Сервисы по проверке возможности выезда. Существует много сайтов, которые предлагают проверить долги и ограничения на выезд, а некоторые ресурсы даже оценивают вероятность вылета в процентах. Мы не рекомендуем ими пользоваться. Во-первых, некоторые сервисы могут обмануть или предоставить информацию с сайта приставов, которая находится в общем доступе. Во-вторых, такие сайты часто используют для получения доступа к персональным данным: номерам телефонов, паспортам, адресам. Эти сведения потом могут пригодиться, например, колцентрам, которые обзванивают людей якобы от имени банков и пытаются получить доступ к деньгам на счетах.

/wrong-tax/

Налоговая решила, что я должна денег за чужую землю

Что делать, если из-за долгов не пускают на рейс

Перед покупкой билетов проверьте на сайте службы судебных приставов, есть ли у вас долги. С ними лучше разобраться до поездки.

Если вы узнали о запрете на выезд за рубеж в аэропорту, помните, что ограничение на выезд действует 6 месяцев либо до погашения долга. Если вы оплатите долги через сайт приставов, госуслуги или напрямую приставам, которые иногда дежурят в аэропорту во время праздников, сразу улететь вряд ли получится. Во-первых, платеж не пройдет мгновенно через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах — ГИС ГМП. Во-вторых, надо будет дождаться, пока приставы снимут ограничение и обновится база пограничников.

Сколько именно займет процесс снятия ограничения, неизвестно. Вы можете пропасть из базы пограничников уже через пару часов, а можете и через два дня.

Сами пограничники не имеют права принимать деньги и не занимаются долгами, поэтому договориться с ними не получится. Вот что нужно делать, если на пограничном контроле вам сообщили об ограничении выезда из России:

  1. Не спорьте с пограничниками, даже если у вас нет долгов и налицо ошибка. Погранслужба ничего не знает о долгах и причинах наложения запрета, пограничники видят только запись в базе данных. Доказывать что-то — только терять время.
  2. Попросите письменное уведомление об отказе в выезде. Ссылайтесь на абзац 4 пункта 35 Административного регламента ФСБ. Такой документ пригодится, чтобы доказать, что вы действительно пытались пересечь границу, а в случае ошибки с письменным отказом можно будет потребовать компенсации через суд.
  3. Постарайтесь вернуть деньги за билет, пока самолет не улетел. В таком случае возвратная цена билета может быть выше.
  4. Если долг непонятно откуда взялся и это может быть ошибка, сразу же звоните приставу или записывайтесь на личный прием к начальнику отдела, чтобы разобраться. В случае ошибки приставов можно взыскать с них компенсацию.

Запрет на выезд за границу: как узнать и как снять?

Автор: Анна Калугина

13 декабря 2022

122

Бывает, дожидаешься отпуска, берешь билет, а в аэропорту вдруг становится известно, что выехать за границу не разрешается из-за долгов — кредитных и не только. Согласно сведениям ФССП, в 2021 г. было вынесено более 10 миллионов постановлений об ограничении выезда из РФ. Сколько действует таких неприятных мер в 2022 году — пока оценить трудно. Итак, как отменить запрет на выезд за границу? Разберемся вместе.

Каков срок действия ограничения?

Запрет покидать страну в понимании многих граждан — не менее суровая мера, чем арест счетов. Но и у нее есть рамки. ФЗ «Об исполнительном производстве» требует, чтобы в постановлении об ограничении права выезда за пределы РФ пристав указал срок запрета. Он не может превышать 6 месяцев. При необходимости по истечении этого срока постановление продублируют.

В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 и 7.1 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 — 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) изъятию уполномоченными органами и направляется (направляются) в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

Изъятие паспорта (паспортов) гражданина Российской Федерации по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, осуществляется судом, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами, пограничными органами федеральной службы безопасности и таможенными органами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации.

Статья 18 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Когда могут снять ограничение на выезд

Список оснований для этого небольшой:

  • Гражданин погасил сумму долга.
  • Исполнительный лист или судебный приказ был передан обратно взыскателю.
  • Решение суда отменено.
  • Взыскатель-компания исключена из реестра юрлиц.
  • Сторонами было заключено мировое соглашение.

Сколько ждать?

Если судебный акт исполнен, то приставы осуществляют снятие запрета на выезд за границу в течение нескольких часов после того, как зафиксировано погашение долга.

Информация о прекращении ваших обязательств ещё должна прийти пограничникам — это может занять один рабочий день. До этого вас не пропустят на рейс даже в том случае, если вы имеете на руках постановление о снятии ограничения на выезд и платежки, подтверждающие факт погашения долгов — пограничная служба ориентируется только на документы, полученные напрямую от приставов.

Если прошло более одного дня, но снять ограничение на выезд из России отказываются, можно обратиться в ваше отделение ФССП (в том числе через Госуслуги) и подать соответствующую жалобу. Она составляется в свободной форме. Но необходимо будет написать номер вашего исполнительного производства, который можно найти в банке данных ФССП. Ответ будет выслан пользователю в его личный кабинет.

Как видим, даже если вы рассчитались с кредиторами и вздохнули с облегчением, нельзя сказать с полной уверенностью, что срок действия ограничения подошел к концу. Сотрудник ФССП может не только не успеть все сделать к вашему запланированному путешествию (да и не может он знать о ваших планах), но может и просто запамятовать отменить запрет на выезд за границу, в результате покинуть страну вы не сможете, хоть и выплатили долги.

Дополнительные трудности должника

Вопрос о том, как снять запрет на выезд за границу, может возникнуть только тогда, когда об этом запрете известно. Но… Иногда такая новость приходит только при регистрации на рейс. До сих пор не создано открытой базы, где каждый, кто знает о наличии у себя долгов, смог бы срочно узнать, есть ли в отношении него запрет на выезд из РФ — ведь это отдельный акт, который не всегда «следует автоматически» за открытием дела у пристава. Должники проверяются сотрудниками пограничной службы по их собственной базе, доступа к которой у самих граждан нет.

К сожалению, до сих пор нет и еще одной важной возможности — погасить долги прямо на месте при вылете и снять ограничение. Хотя это решило бы и организационные проблемы должника, и сократило бы ожидание для взыскателя, но пока это не реализовано.

Чем может помочь информация из базы судебных приставов? Если вы поняли, что сумма вашего долга подпадает под запрет на выезд из РФ, то заграничную поездку лучше просто не планировать.

На что важно обратить внимание при оплате долга?

  1. На правильность заполнения реквизитов. Пункт очевидный, но к сожалению, часто упускаемый из виду.
  2. На то, полностью ли оплачена сумма долга, особенно если она складывается из нескольких составляющих: это важно, чтобы не попадать в такую ситуацию, в которую попал заявитель вот в этом судебном деле, где небольшой остаток долга (исполнительных производств было несколько) стал препятствием для выезда. Полностью погасив задолженность только в дату сорвавшегося путешествия, человек смог выехать лишь на следующий день.

Обжалование несвоевременной отмены запрета

Обжаловать незаконный запрет на выезд вполне реально, когда отдел судебных приставов не спешит со снятием ограничения на выезд при погашении долга либо официально отказывает вам в этом. Жалоба на отказ направляется в ОСП в порядке подчиненности или в суд, где рассматривается в рамках административного производства.

Практика складывается в пользу граждан. Как пополнить ее положительным решением в вашу пользу? Обращайтесь — поможем.

Поможем законно списать долги

Юрист перезвонит через 1 минуту и проконсультирует. Это бесплатно.

Автор: Анна Калугина

313 публикаций

Специализируется на банкротстве и антикризисном управлении. Также консультирует по вопросам гражданского, корпоративного, семейного права. Имеет опыт работы в госорганах — Росфинмониторинге и ФНС России, а также в крупнейших российских финансовых организациях.

Призыв Йеллен «действовать по-крупному» отражает давнее переосмысление крупного государственного долга на «устойчивом» пути, по крайней мере, в конечном итоге.

Ее более обширные комментарии в защиту плана расходов президента Джо Байдена на коронавирус на сумму 1,9 триллиона долларов, однако, отражают устойчивый сдвиг в представлениях экономистов о горах государственного долга в развитом мире, который происходит уже десять лет и уходит своими корнями в близкий крах. зоны евро.

Забудьте о сумме займа, сказала Йеллен, бывший председатель Федеральной резервной системы, членам финансового комитета Сената. Вместо этого сосредоточьтесь на выплачиваемых процентных ставках и доходах, которые они принесут. Этот подход утверждает, что будущий экономический потенциал страны может поддерживать больший объем заимствований сегодня, и делает долговые расписки США примерно на 26,9 трлн долларов менее значительными.

«Процентное бремя долга как доли (валового внутреннего продукта) сейчас не выше, чем до финансового кризиса 2008 года, несмотря на то, что наш долг увеличился», — сказала Йеллен.

«Если мы не будем делать то, что нам нужно сделать сейчас, чтобы справиться с пандемией и экономическим ущербом, который она наносит, мы, вероятно, окажемся в худшем положении… чем предпринимать необходимые шаги и делать это за счет финансирования дефицита».

Процентные платежи федерального правительства в настоящее время составляют почти 600 миллиардов долларов в год, но исторически низкие глобальные процентные ставки сохраняют их примерно стабильными как долю в экономическом продукте страны с 1990-х годов.

Этот факт будет в центре внимания, когда Конгресс будет обсуждать план расходов Байдена, и, в частности, проверит, готовы ли республиканцы тратить больше на борьбу с пандемией теперь, когда они потеряли контроль над Белым домом и Конгрессом в пользу демократов.

Вдобавок к более чем 3,5 триллионам долларов, заимствованных в основном для финансирования борьбы с коронавирусом в прошлом году, «когда мы достигнем точки, когда все начнет рушиться? партия больше», — заявил на слушаниях Йеллен сенатор Джон Тьюн, республиканец из Южной Дакоты.

НЕ ИДИТЕ ГРЕЧЕСКИЙ

На самом деле, по крайней мере среди экономических коллег Йеллен, было много разговоров об этом вопросе с 2007 по 2009 год.финансовый кризис и рецессия, а также последовавшие за этим проблемы в еврозоне.

Когда группа небольших европейских стран, в частности Греция, столкнулась с проблемами при погашении своих долгов после мирового финансового кризиса, реакция более крупных членов еврозоны и Международного валютного фонда состояла в том, чтобы настоять на том, чтобы эти страны резко сократили государственные расходы.

Вместо того, чтобы способствовать восстановлению, эта жесткая доза жесткой экономии помогла загнать Грецию в еще более глубокую яму и фактически усугубила ее дефицит.

Оглядываясь назад, МВФ сказал, что ошибся. После обширных исследований Оливье Бланшар, в то время главный экономист МВФ, в конце концов пришел к выводу, что государственные расходы могут принести огромную пользу, особенно в моменты кризиса, когда общий спрос на товары и услуги слаб — как это происходит сейчас.

Перенесемся на несколько лет вперед. Ранее неортодоксальные идеи, такие как современная денежная теория, в которых государственные расходы видят более широкую стабилизирующую роль, стали привлекать больше внимания, и основные экономисты начали переосмысливать свои взгляды на долг в более фундаментальном ключе.

Бланшар, например, начал утверждать, что, когда процентные ставки ниже, чем темпы роста экономики, что имеет место во многих развитых странах, страны не должны воздерживаться от хорошо продуманных государственных инвестиций.

Экономисты-союзники республиканцев, такие как Майкл Стрейн, утверждали, что уровни заимствований в США нельзя игнорировать вечно, но они представляют собой долгосрочную проблему, которая не должна отвлекать внимание от любых антикризисных мер. Нынешний председатель ФРС Джером Пауэлл, ястреб дефицита, когда он работал над вопросами бюджета в вашингтонском аналитическом центре, сказал то же самое.

Демократы, такие как Джейсон Фурман, который возглавлял Совет экономических советников бывшего президента Барака Обамы, еще больше расширили дебаты, чтобы сформулировать точку зрения, сделанную Йеллен во вторник, — стоимость займов, а не уровень долга, имеют значение.

«Не существует единого показателя, который обобщает нашу общую финансовую ситуацию, но один показатель, который, я думаю, полезно иметь в виду, — это процентная нагрузка», — сказала Йеллен. «То, что мы видим, это то, что, хотя сумма долга по отношению к экономике растет, процентное бремя не растет».

Отчет Говарда Шнайдера; Под редакцией Дэна Бернса и Андреа Риччи

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

национальная политика, европейские реформы и денежно-кредитная политика

Путь к европейской интеграции долгий и трудный; она нелинейна: часто мы продвигаемся вперед шаг за шагом, а иногда и энергичными скачками. Введение евро было одним из таких скачков; это был определенный прогресс, но он, конечно, не завершил путешествие. Евро — это валюта без государства; это недостаток, от которого он страдает. Разногласия, а иногда и неуверенность, которые все еще отмечают отношения между государствами-членами, ослабляют Экономический и Валютный Союз в глазах международного сообщества и в глазах его граждан.

Эта незавершенность, а также слабость некоторых стран-членов подпитывают кризис суверенного долга в зоне евро. Если недостатки вызвали сомнения в устойчивости национального государственного долга, незавершенность вызвала опасения за целостность союза, позволила набрать силу риску деноминации финансовых активов и обязательств региона в национальных валютах и ​​вновь привела к валютному риску. внутри валютного союза, что еще больше ослабляет положение стран, находящихся в затруднительном положении.

Без политического союза европейское экономическое управление было основано на бюджетных правилах и запрете на спасение между странами-членами; он полагался на давление единого рынка для экономической конвергенции. Однако во многих случаях бюджетные правила не соблюдаются, а макроэкономические условия остаются различными, в том числе структурными. Сближение процентных ставок к низким уровням самых «добродетельных» стран позволило другим странам отсрочить необходимые корректировки. В течение многих лет финансовые рынки не рассматривали возможность увеличения суверенных рисков. До кризиса спреды между доходностями государственных ценных бумаг еврозоны упали практически до нуля.

Напряженность в зоне евро достигла апогея в обстановке, которая и без того была хрупкой в ​​результате мирового финансового кризиса и последовавшего за ним экономического спада 2008-09 гг. Первоначально они включали Грецию из-за состояния ее государственных финансов, Ирландию из-за пузыря на рынке недвижимости и последующего банковского кризиса и Португалию из-за ее макроэкономических дисбалансов. Летом 2011 года объявление об участии частных инвесторов в реструктуризации государственного долга Греции ясно выявило последствия запрета на финансовое спасение государства-члена, наложенного Маастрихтским договором, и отсутствия протокола. для урегулирования суверенных кризисов. Напряженность стала системной; странами, которые пострадали больше всего, были Испания, прежде всего из-за чрезмерной зависимости ее банковской системы от рынка недвижимости, и Италия, которая была уязвима из-за ее высокого государственного долга и потери конкурентоспособности и способности роста в связи с явной медлительностью страны. чтобы приспособиться к основным политическим, коммерческим, демографическим и технологическим изменениям последних двадцати лет.

Спред доходности между суверенными ценными бумагами еврозоны быстро увеличился. Для некоторых стран, включая Италию, они выросли намного выше уровня, оправданного экономическими основами. Спрэд между десятилетними BTP и немецкими бундами, который в первой половине 2011 года все еще составлял менее 200 базисных пунктов, к концу того же года достиг 550 базисных пунктов. После сужения в первые месяцы 2012 года в июле он вернулся выше 500 базисных пунктов. Тогда мы подсчитали — и объяснили в техническом анализе и в интервенциях государства — что менее половины этой суммы было связано со слабостью нашей экономики; остальные отражали опасения по поводу распада единой валюты.

Национальная политика и европейские реформы

Для достижения определенного количества целей экономическая политика должна иметь в своем распоряжении как минимум равное количество независимых инструментов. И на самом деле европейская стратегия реагирования на кризис определила два инструмента для достижения двух целей: национальная политика по устранению недостатков, присутствующих в отдельных экономиках, и укрепление союза, чтобы рассеять опасения по поводу целостности единой валюты. Однако в данном случае, поскольку опасения по поводу обратимости евро и опасения по поводу устойчивости долга стран-членов подпитывали друг друга, инструменты не были независимыми. Таким образом, реформа европейского управления неизбежно зависела от ужесточения бюджетных правил и введения новых процедур контроля других макроэкономических диспропорций.

Значительное время, необходимое для реализации этой стратегии, однако, противоречило сохраняющейся неопределенности на рынке и отсутствию инструмента, такого как общий бюджет, который позволил бы бороться с рецессией, последовавшей за финансовым кризисом, компенсируя неблагоприятные краткосрочные последствия необходимых корректировок национального бюджета с экспансионистской унитарной политикой. Чередование традиционных и нетрадиционных мер денежно-кредитной политики помогло облегчить рыночные условия и, насколько это было возможно, противостоять падению спроса.

В то же время в наиболее пострадавших странах усугубление социально-экономических последствий кризиса затруднило проведение необходимых структурных реформ, которые если и способствуют восстановлению потенциала роста экономики, временные затраты. Непосредственная видимость результатов бюджетной политики была затемнена. В Италии, несмотря на сокращение дефицита бюджета с 5,5 до 3 процентов ВВП, в период с 2009 по 2013 год отношение государственного долга к ВВП выросло более чем на 16 процентных пунктов до 132,6 процента, отражая, прежде всего, резкое замедление Экономика. Одним из содействующих факторов, составляющим почти 4 процентных пункта, была прямая и косвенная поддержка Италии в финансовой корректировке других стран еврозоны.

Фрагментация финансовых рынков, вызванная возникновением порочного круга между положением суверенных заемщиков и положением соответствующих банковских систем, помешала передаче денежно-кредитной политики, сделав условия финансирования экономики крайне неоднородными среди евро стран региона и сдерживание экспансионистских импульсов в экономиках, которые больше всего в них нуждались. Разрыв между стоимостью новых кредитов для фирм в Италии и Германии постепенно увеличивался практически с нуля летом 2011 года до одного процентного пункта в конце того же года. Приняв решение о проведении трехлетней операции по рефинансированию в декабре 2011 года, Совет управляющих ЕЦБ противодействовал последствиям фрагментации и предотвратил гораздо более серьезное сокращение кредита, чем произошло на самом деле.

В чрезвычайных условиях и при значительной степени неопределенности национальная и европейская политика, тем не менее, в целом двигалась в правильном направлении. Состояние государственных финансов в странах, наиболее подверженных кризису, улучшилось, хотя в некоторых странах это было сопряжено с очень высокими социальными издержками. Реформы по поддержке конкурентоспособности были приняты и осуществляются. Прежде всего, началась работа по восстановлению доверия между государствами-членами.

В начале кризиса у Европы не было инструментов финансовой помощи суверенным эмитентам: первые меры в пользу Греции и в меньшей степени Ирландии принимали форму двусторонних кредитов. Благодаря Европейскому фонду финансовой стабильности (EFSF), временному соглашению, созданному в мае 2010 года, и Европейскому механизму стабильности (ESM), постоянному учреждению с собственным капиталом, открытому в октябре 2012 года, Европа обеспечила возможность кредитования почти на 700 евро. миллиард. В период с 2010 по 2013 год странам, находящимся в затруднительном положении, было выдано кредитов на сумму более 320 миллиардов евро. Включая сумму, внесенную в основной капитал ESM, вклад Италии в эти усилия превысил 55 миллиардов евро.

Была признана необходимость устранения асимметрии между единой денежно-кредитной политикой и множеством национальных фискальных и структурных политик. В плане, опубликованном Европейской комиссией в ноябре 2012 г., и в отчете президента Европейского совета в июне того же года (обновленном в декабре следующего года) намечены этапы дальнейшего постепенного укрепления Экономического и валютного союза. Первый, Банковский союз, в настоящее время реализуется. Впереди другие, более сложные этапы: самостоятельная финансовая состоятельность еврозоны в целом, общий бюджет и, в перспективе, политический союз.

При решительном продвижении по этому пути остается одна важная проблема: заметное ослабление неуверенности, наблюдаемой сегодня между правительствами и между национальными сообществами. С этой целью Европа не может ограничиться выявлением слабых сторон некоторых, пусть даже объективных, и требующих корректировок, хотя и необходимых, со ссылкой прежде всего на краткосрочные результаты. Мы должны ответственно смотреть на долгосрочные перспективы, принимая во внимание устойчивость жертв и распределение выгод.

Подготовка к созданию Единого надзорного механизма (ЕСМ), состоящего из ЕЦБ и национальных властей, идет полным ходом. Это представляет собой сложный подвиг институциональной инженерии, по крайней мере столь же требовательный, как и тот, что предшествовал введению единой валюты. Опираясь на накопленный технический опыт национальных органов власти, SSM должен представлять собой наднациональное видение, основанное на передовом опыте в области методов надзора, аналитических моделей и оценки банковских рисков. Переход к единому надзору позволит легче сравнивать посредников и системы разных стран, помогая бороться с тенденцией к сегментации финансовых рынков по национальному признаку. Комплексная оценка ведущих банков еврозоны, проводимая в настоящее время в рамках подготовки к запуску SSM, идет в том же направлении.

Недавнее соглашение Европейского совета, Комиссии и парламента о Едином механизме урегулирования споров (SRM), которое должно быть одобрено последним на пленарном заседании в апреле, знаменует собой еще один шаг на пути к Банковскому союзу с гармонизацией обязанностей разрешение кризиса, следующее за надзором. Что касается соглашения, ранее достигнутого Европейским советом, это упростило процесс принятия решений и сократило время, необходимое для того, чтобы механизм заработал в полную силу.

SRM будет действовать через Единый фонд санации банков, финансируемый за счет взносов участвующих банков и управляемый Советом, состоящим из постоянных членов, представителей национальных органов по санации, ЕЦБ и Европейской комиссии, последняя со статусом наблюдателя. Совет на основе оценок ЕЦБ относительно наличия проблемных банков определит, можно ли избежать банкротства и существует ли общественный интерес, оправдывающий активацию инструментов урегулирования. Если это так, он составит план урегулирования кризиса, подлежащий одобрению Комиссией и, в соответствии с процедурой молчаливого согласия, Советом. Решение о выплатах в размере до 5 миллиардов евро будет приниматься на исполнительном заседании Совета, в состав которого входят постоянные члены и органы по урегулированию споров стран, в которых работает посредник; другие решения принимаются на пленарном заседании, в котором участвуют все национальные органы по разрешению споров.

Фонд достигнет своего полного фонда в размере 55 миллиардов евро через восемь лет. Взносы банков будут уплачиваться в национальные отделения, которые будут постепенно объединяться, начиная с доли 40 процентов в первый год и еще 20 процентов во второй год. Фонд также может занимать на рынке на основании решений, принятых на пленарном заседании. Все операционные аспекты теперь должны быть быстро завершены, чтобы обеспечить точную оценку его финансовых возможностей и не допустить, чтобы неопределенность усиливала национальный компонент премий за риск, тем самым увековечивая фрагментацию финансового рынка и порочный круг между условиями суверенных заемщиков и банков.

Прямые денежные операции

Как я заметил, национальная политика и европейские реформы внесли изменения, для реализации которых потребуется много времени; искажения, сохраняющиеся тем временем на финансовых рынках, могут поставить под угрозу весь процесс. Во время кризиса Управляющий совет ЕЦБ решительно использовал имеющиеся в его распоряжении инструменты, неоднократно снижая официальные процентные ставки и вводя новые операции рефинансирования с длительным сроком погашения и полным распределением. В августе 2012 года он объявил о прямых денежных сделках (OMT) — новом способе интервенций на вторичном рынке государственных ценных бумаг.

ОМТ позволили ЕЦБ противодействовать последствиям неправильной оценки риска суверенного заемщика — в частности, для компонента, связанного с опасениями распада валютного союза — путем покупки ценных бумаг на вторичном рынке без ограничений по времени или количеству, отказ от статуса привилегированного кредитора. В результате взаимозависимости между опасениями по поводу обратимости евро и опасениями по поводу устойчивости государственного долга отдельных стран, OMT зависят от конкретных обязательств по государственным финансам и структурных реформ в рамках программ финансовой помощи ESM.

Объявление принесло успех; даже без фактического вмешательства на рынках это способствовало резкому сокращению части премии за суверенный риск, связанной с опасениями за выживание евро: спреды упали до значений, более близких к фундаментальным, а рынки менее фрагментированы. Спрэд доходности между десятилетними итальянскими и немецкими государственными облигациями снова упал ниже 200 базисных пунктов. Оценки Банка Италии показывают, что это улучшение было в основном связано с резким снижением риска распада еврозоны. Появились признаки возобновления интереса к итальянским рынкам, в том числе рынкам государственных облигаций, что отразилось в снижении долговой позиции Банка Италии в TARGET2, которая упала до 19 евро. 0 млрд в конце февраля, что почти на 100 млрд евро меньше, чем пик, зарегистрированный в августе 2012 года.

Эти результаты были бы невозможны без начала работы по устранению национальных диспропорций и реформы европейского управления. Единая денежно-кредитная политика не может гарантировать стабильность, если экономические основы и институциональная архитектура региона не согласуются с ней. Риски все еще присутствуют, и напряженность готова снова вспыхнуть. В Италии национальный компонент спреда доходности отражает высокий государственный долг и плохие перспективы роста; его необходимо дополнительно уменьшить: до рецессии 2008 г. для десятилетних сроков погашения этот национальный компонент составлял менее 50 базисных пунктов.

Реформа европейского управления привела к отказу от суверенитета, хотя и ограниченного, со стороны всех государств-членов в области как фискальной, так и структурной политики. В ответ на кризис были приняты нетрадиционные меры денежно-кредитной политики. Существует законная необходимость проверки соответствия принимаемых решений национальному конституционному праву.

Помимо того, что OMT вызвали бурные общественные дебаты, они подверглись тщательной проверке со стороны Конституционного суда Германии, который обратился в Европейский суд за решением относительно их легитимности. Суд Германии утверждал, что OMT не преследуют цели денежно-кредитной политики в строгом смысле этого слова, но, поскольку они использовались для защиты евро, они взяли на себя ответственность, которая по праву лежит на национальных правительствах; Утверждается, что ОМЦ выходит за рамки мандата ЕЦБ, нарушая запрет на монетарное финансирование дефицита бюджета; они также могли бы привести к перераспределению ресурсов между странами региона, тем самым достигнув того же эффекта, что и трансфертная система, не предусмотренная европейскими договорами.

Целью OMT является сохранение трансмиссии денежно-кредитной политики в зоне евро, которая находится под угрозой искажений на финансовых рынках, вызванных кризисом государственного долга. Цель состоит не в том, чтобы нейтрализовать спреды по государственным облигациям конкретных государств-членов еврозоны, чтобы уменьшить их финансовые трудности путем неправомерного вмешательства в ценообразование на рынке, а в том, чтобы уменьшить компоненты спредов, связанные с факторами, не зависящими от финансовая устойчивость отдельных стран. Интервенция направлена ​​не на поддержание покупки рискованных активов, а на исправление неправильного восприятия этого риска. Спреды доходности между суверенными облигациями, наблюдавшиеся в моменты наибольшей напряженности, лишь отчасти объяснялись рыночным скептицизмом в отношении способности отдельных государств-членов обеспечить устойчивость своих государственных финансов и избежать ухудшения своего кредитного риска. Скорее, они объясняются опасениями инвесторов относительно обратимости евро.

Наконец, OMT не разрешают ЕЦБ покупать государственные облигации всякий раз, когда трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики прерывается, но только тогда, когда прерывание не отражает условия устойчивости государства-члена. OMT никогда не должны использоваться для покупки ценных бумаг страны с неустойчивыми государственными финансами. Что касается аргумента о риске перераспределения ресурсов в результате ОМТ, то риск отказа от них будет гораздо больше.

Выход из кризиса

Выход из кризиса в зоне евро не может быть обеспечен изолированными действиями отдельных органов экономической политики. В частности, денежно-кредитная политика сама по себе не может гарантировать финансовую стабильность еврозоны, если проблемы, лежащие в основе кризиса суверенного долга, не будут решены как на национальном, так и на европейском уровне.

Неустойчивость государственных финансов в некоторых странах является результатом затяжной фискальной неосмотрительности и виновной недооценки последствий обширных и постоянных потерь конкурентоспособности. Бюджетная политика должна обеспечивать устойчивость долга и полный доступ к рынку. Правила, согласованные на европейском уровне, являются средством, а не целью.

Реальное бюджетное ограничение для нашей страны обусловлено необходимостью гарантировать устойчивость государственного долга и поддерживать полный доступ к финансовому рынку. Как я уже неоднократно указывал, ежегодное обращение нашего казначейства на рынки составляет порядка 400 миллиардов евро. В условиях, все еще полных напряженности, нужно совсем немного, чтобы подорвать доверие инвесторов. Именно это произошло между летом 2011 г. и весной 2012 г., когда резко упала доля итальянских государственных облигаций в руках иностранцев.

Соглашения, заключенные за последние два года, воплотили в жизнь прежние бюджетные обязательства. Правило о государственном долге, которое впервые будет применено к Италии в 2016 году, требует среднегодового сокращения примерно на одну двадцатую часть сверх 60 процентов ВВП. Для соблюдения не обязательно снижать номинальный размер долга. В «нормальных» условиях близкого к 3% номинального экономического роста необходима лишь структурная бюджетная сбалансированность.

Вопреки тому, что говорят некоторые комментаторы, коррекция на 40-50 миллиардов евро в год не потребуется, равно как и не будет необходимости поддерживать ограничительную бюджетную политику на постоянной основе.

Хотя правило долга оставляет некоторую свободу для гибкости, мы должны продолжать стремиться к реальному росту экономики и, следовательно, к возмещению инвестиций, которые одновременно являются фактором предложения и фундаментальным компонентом спроса. Что касается динамики цен, то инфляция по-прежнему ниже уровня, соответствующего определению ценовой стабильности ЕЦБ, т. е. ежегодного роста цен ниже, но близко к 2 процентам в среднесрочной перспективе.

На самом деле, инфляция потребительских цен в зоне евро и Италии в последние месяцы постоянно снижалась больше, чем ожидалось, и с октября прошлого года держится ниже 1 процента. Согласно недавним оценкам ЕЦБ, инфляция в еврозоне в этом году составит в среднем 1,0%, в 2015 году — 1,3%, а в 2016 году — 1,5%. Наши прогнозы рисуют аналогичную картину для потребительских цен в Италии.

Мы не находимся в ситуации всеобщего снижения цен, дефляции. Но даже длительный период чрезмерно малых изменений цен может иметь нежелательные последствия: затрудняет коррекцию макроэкономических диспропорций за счет корректировки относительных цен; это может побудить потребителей отложить покупку, особенно товаров длительного пользования; это может повлиять на стоимость капитала, тем самым сдерживая накопление капитала; и это делает обслуживание долга более обременительным. Если такая ситуация продлится слишком долго, это может привести к опасному отрыву инфляционных ожиданий от денежно-кредитной политики.

Необходимо решительно противостоять риску того, что долгосрочные инфляционные ожидания больше не будут привязаны к ценовой стабильности. Этот риск пока ограничен, но есть признаки, которые не следует недооценивать. Тенденция к снижению инфляционных ожиданий обострилась в последние месяцы, распространившись даже на более отдаленные временные горизонты: доходность инфляционных свопов указывает на то, что ожидаемый годовой уровень инфляции составляет 1,2% на три года вперед и 1,6% на пять лет вперед. Профессиональные прогнозисты, опрошенные ЕЦБ, оценивают почти 20-процентную вероятность того, что через два года инфляция составит 0,9.процента или ниже.

Формирование ожиданий — нелинейный процесс; серьезные изменения могут произойти внезапно, почти без предупреждения, что затрудняет восстановление контроля. На этом фоне Совет управляющих ЕЦБ подтвердил свое намерение сохранять адаптивную денежно-кредитную политику столько времени, сколько это необходимо, и твердо подтвердил, что учетные ставки останутся на нынешнем или более низком уровне в течение длительного периода времени. В соответствии со своим мандатом Совет будет использовать все инструменты, необходимые для поддержания ценовой стабильности.

Чтобы сопровождать усилия по реформированию отдельных стран, обязательства ЕЦБ по денежно-кредитной политике в сфере его ответственности должны соответствовать обязательствам других институциональных субъектов. Дебаты о «фискальных возможностях» зоны евро, начатые докладом президента Европейского совета и планом Комиссии, были внезапно прерваны после того, как Комиссия представила свои планы крупных экономических реформ и финансовой поддержки структурных реформ в марте прошлого года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *