Списание долгов и амнистия капиталов. Чего ждать налогоплательщикам в 2018 году
Автоматический обмен налоговой информацией, новые правила валютного резидентства и другие изменения в законодательстве, на которые следует обратить внимание
Налоговое законодательство претерпело ряд значимых изменений, которые вступают в силу в 2018 году: автоматический обмен налоговой информацией, новые правила валютного резидентства, амнистия для физических лиц по налоговым недоимкам. Еще одним значимым событием можно назвать анонсирование президентом планов на продление амнистии капиталов.
Обмен налоговой информацией
Одним из самых значимых событий конца 2017 года в сфере налогового администрирования стало появление в реестре ОЭСР списка стран, подтвердивших готовность обмениваться с Россией налоговой информацией в автоматическом режиме. Список включает популярные у российских предпринимателей Кипр, Швейцарию, Великобританию, а также считающиеся «классическими» офшорами Каймановы острова, Британские Виргинские острова, Гернси и Джернси.
Обмен налоговой информацией со многими из этих стран осуществлялся и ранее, но производился по запросу российских властей, для которого необходимы подозрения в отношении конкретного российского резидента. С введением же автоматического обмена полученная информация сама может становиться основанием для расследований. В рамках обмена будут раскрываться данные о счетах, принадлежащих физическим лицам — налоговым резидентам России, а также о «пассивных» компаниях (т.е. получающих основной доход в виде дивидендов, процентов и тому подобных платежей), если их контролируют российские резиденты. В свою очередь, информацию о том, резидентом какой страны является владелец счета как физическое, так и юридическое лицо, банки обязаны собирать в рамках процедур KYC (идентификации клиента).
Полученная в ходе обмена информация позволит российским налоговым органам привлекать к ответственности налогоплательщиков, уклонившихся от обязанности представить сведения о своих контролируемых компаниях, а также может стать основанием для санкций в отношении граждан России, нарушавших требования валютного регулирования.
Уход от проблемы «одного дня»
Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» призваны решить так называемую проблему «одного дня»: в силу нечеткости формулировок предыдущей редакции закона налоговые органы считают валютным резидентом гражданина России, постоянно проживающего за рубежом, но вернувшегося в Россию хотя бы на один день. Это приводит к возложению на такого гражданина всех обязанностей и ограничений, установленных для валютного резидента, включая обязанность подавать ежегодные отчеты о движении средств по счетам и запрет на совершение ряда валютных операций.
Новая редакция закона признает валютными резидентами всех граждан России, но отменяет обязанности и ограничения для тех из них, кто проводит более 183 дней в календарном году за пределами России. Новые положения закона существенно облегчают жизнь большинству граждан, проживающих за пределами России, но несут в себе определенную ловушку: если такой гражданин в начале года совершает запрещенную валютную операцию — например, получает дивиденды на свой зарубежный счет, рассчитывая, что проведет большую часть времени за рубежом, а затем по какой-либо причине «набирает» более 183 дней по итогам года, то он невольно оказывается правонарушителем. Штраф за такую «ошибку» составит до 100% валютной операции, и маловероятно, что отсутствие умысла позволит избежать ответственности.
С барского плеча
В 2018 году вступает в силу закон N 436-ФЗ, предусматривающий, в том числе, обширное списание недоимок с физических лиц по ряду налогов:
— транспортный, земельный налоги и налог на имущество, начисленные на 1 января 2015 года, и пени на эти недоимки;
— НДФЛ, который налоговый агент не удержал, но подал сведения в налоговый орган. По этому основанию списанию подлежит очень ограниченный перечень доходов, таких как списанная физическому лицу задолженность и ряд других «условных» доходов;
— Недоимки индивидуальных предпринимателей (кроме НДПИ, акцизов и «таможенных» налогов), накопленные к 1 января 2015 года, и пени на эти недоимки;
— Некоторые недоимки по страховым взносам индивидуальных предпринимателей и других самозанятых лиц во внебюджетные фонды, накопленные на 1 января 2017 года, в том числе числящиеся за теми, кто перестал заниматься частной практикой и сдавать отчетность.
«Амнистия капиталов» — последний шанс?
В конце 2017 года президентом объявлено о необходимости продлить срок амнистии капитала. Напомню, масштабная кампания по добровольному декларированию зарубежных активов продолжалась до середины 2016 года и предусматривала, что декларанты будут освобождены от налоговой, административной и уголовной ответственности за правонарушения, связанные с неуплатой налогов и нарушением валютного законодательства, совершенные с использованием контролируемых иностранных компаний (КИК) или зарубежных счетов. В развитие этих правил в Налоговый кодекс России были внесены нормы о «безналоговой ликвидации», которые предусматривают, что передача российскому бенефициару любых активов, кроме денег, при ликвидации КИК до конца 2017 года (с возможностью продления в некоторых случаях) не облагается налогом.
По ряду причин воспользоваться этими возможностями пожелали относительно немногие; некоторые из воспользовавшихся преференциями «безналоговой ликвидации» элементарно не успели завершить ликвидацию своевременно.
http://www.forbes.ru/biznes/355701-spisanie-dolgov-i-amnistiya-kapitalov-chego-zhdat-nalogoplatelshchikam-v-2018-godu
Кредитная амнистия в 2023 году для физических лиц
Применяется ли в России амнистия по кредитам, как ей можно воспользоваться и каковы перспективы этого нововведения — в материале “Ъ”.
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ
Что такое кредитная амнистия
Кредитная амнистия — это полное и безусловное списание основного долга и процентов по кредиту. Эта мера исключает возможность напоминания о дальнейшем взыскании. То есть при амнистии банки и микрофинансовые организации не смогут вернуть свои деньги. Условия, которые необходимы для решения о кредитной амнистии, установлены постановлением правительства №373 от 20 апреля 2015 года. Последняя редакция начала действовать 13 октября 2018 года.
В настоящее время в России кредитная амнистия массово не применяется. Согласно федеральному закону №127-ФЗ, единственным легальным методом ликвидации задолженности остается банкротство. С 2015 года оно стало доступно физическим лицам, а с 2020 года отдельные категории должников могут пройти процедуру в упрощенном порядке.
Амнистия была бы идеальным вариантом избавления от долгов для заемщиков. Однако аннулирование многочисленных задолженностей не выгодно ни банкам, ни государству. Несколько раз такие предложения выносились на рассмотрение Госдумы.
В начале марта депутаты «Справедливой России — За правду» внесли в нижнюю палату парламента законопроект о кредитной амнистии для граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию. В документе прописано, что заемщик должен подтвердить, что он, например, является малоимущим, официально признан безработным, его доходы упали более чем на 30%, у него увеличилось количество иждивенцев или он признан инвалидом. В первую очередь под действие закона о кредитной амнистии попадают именно микрозаймы, так как у них самые невыгодные условия долговых обязательств и слишком высокие проценты.
Почему маловероятна масштабная кредитная амнистия
Причин несколько. Главная — массовая амнистия по кредитным обязательствам противоречит самой сути финансовой сферы, так как банки не смогут вернуть свои деньги. Прощение долгов злостным неплательщикам ставит в неравное положение добросовестных заемщиков, которые регулярно вносят платежи (фактически именно за их счет банки и МФО перекрывают риски невозврата по другим кредитам). Кроме того, глобальная кредитная амнистия расплодит огромное количество недобросовестных заемщиков.
Кредитная амнистия — редкий финансовый инструмент, применяемый в исключительных случаях. Чаще всего она затрагивает самые незащищенные слои населения:
— многодетные семьи;
— пенсионеров;
— людей с ограниченными возможностями;
— детей-сирот;
— граждан, получающих пособия по потере кормильца.
Как воспользоваться кредитной амнистией
В каждом случае к заемщикам предъявляются особые требования. Многое зависит от степени государственного вмешательства и категории граждан. Зачастую под списание попадают долги лишь небольшой части населения (от 10% до 20%). Одним из важнейших критериев отбора для получения кредитной амнистии является сумма задолженности: обычно она не должна превышать показатель, эквивалентный $1 тыс.
Кроме того, подобная помощь оказывается лишь тем, кто не имеет возможности погасить долги самостоятельно. Регулирующие органы обязательно потребуют документальное подтверждение неплатежеспособности такого лица, а также постараются установить наличие умышленных действий по саботированию выплат.
Подобные программы обычно направлены только на граждан конкретной страны, соответственно, люди, временно проживающие или работающие на территории такого государства, воспользоваться ими не смогут. В редких случаях банки самостоятельно списывают долги заемщиков, но для этого нужно добиться признания безнадежности долгового обязательства. Поэтому, чтобы списать долги по кредитной амнистии, необходимо соответствовать ряду жестких требований программы, следить за изменениями национального законодательства и своевременно подать исчерпывающий пакет документов для инициирования процедуры. Важно оставаться в правовом поле и быть открытым для надзорных органов.
Михаил Алексеев, эксперт фонда «За права заемщиков»:
— Никакого действующего законодательства нет. На сегодняшний день кредитная амнистия — это только лозунг, пожелание некоторых политиков. Есть законодательство и практика о банкротстве — судебном и упрощенном, есть кредитные каникулы, есть мораторий на банкротство и исполнительные действия. Возможно, под такими заявлениями проводится маркетинговая политика юристами, которые занимаются банкротством.
Пока кредитная амнистия подразумевает отсутствие прав у одной из сторон — той, которая давала деньги взаймы. Но даже при банкротстве стороны обладают равными правами. Мы не видели законопроекта, но до сих пор ни слова не было сказано о том, какие компенсации и за счет каких источников могут быть для кредиторов. При такой логике кредиторы могут не выполнять свои обязательства дальше по цепочке: перед вкладчиками, перед другими банками и ЦБР.
Сейчас в России действует мораторий на исполнительное производство, где похожая ситуация. Заемщики получили передышку, но вторая группа участников этого экономического процесса — кредиторы — не может выполнять свои обязательства. Не имея возможности вернуть свои денежные средства, выданные на время, банки перестают работать с этой категорией заемщиков. Они же не камикадзе. Как следствие, банки либо отказывают в новых кредитах, либо ухудшают их условия — повышают ставки. А для тех, кто получил отсрочку, они закрывают уже действующие лимиты, например, по банковским картам.
У нас есть практика про кредитные каникулы, введенные во время пандемии, когда можно на шесть месяцев отложить все платежи: по основному долгу, проценты, штрафы и пени. Но она не проанализирована по своим результатам и необходимости донастройки. До сих пор нет общей статистики. Сколько людей получили? И что произошло дальше? Заемщики использовали это время для улучшения финансового состояния и начали платить? Или подали на процедуру банкротства?
Марина Колоколова; Андрей Перевезенцев, группа «Прямая речь»
Что такое услуги по урегулированию/облегчению долгового бремени и следует ли мне ими пользоваться?
Компании по урегулированию задолженности, также иногда называемые компаниями по облегчению бремени задолженности или по урегулированию задолженности, часто заявляют, что могут договориться с вашими кредиторами об уменьшении суммы вашего долга. Рассмотрите все возможные варианты, включая сотрудничество с некоммерческим кредитным консультантом и ведение переговоров напрямую с кредитором или сборщиком долгов самостоятельно. Прежде чем соглашаться на работу с компанией по урегулированию долгов, следует учитывать риски:
- Компании по урегулированию долгов часто взимают высокие комиссии.
- Компании по урегулированию долгов обычно рекомендуют вам прекратить оплачивать счета по кредитной карте. Если вы прекратите оплачивать свои счета, вы, как правило, будете нести пени за просрочку платежа, штрафные проценты и другие сборы, а кредиторы, скорее всего, активизируют против вас свои усилия по взысканию задолженности.
- Некоторые из ваших кредиторов могут отказаться работать с выбранной вами компанией.
- Во многих случаях компания по урегулированию долгов не сможет погасить все ваши долги.
- Если вы ведете дела с компанией по урегулированию долгов, компания может попросить вас положить деньги на специальный банковский счет, которым будет управлять третья сторона. С вас может взиматься плата за использование этой учетной записи.
- Работа с компанией по урегулированию долгов может привести к тому, что кредитор подаст против вас иск о взыскании долга.
- Если компания по урегулированию долгов не погасит все или большую часть ваших долгов, начисленные штрафы и сборы за непогашенные долги могут свести на нет все сбережения, которые компания по урегулированию долгов получает на урегулировании долгов.
- Использование услуг по урегулированию долгов может негативно сказаться на вашей кредитной истории и вашей способности получить кредит в будущем.
Предупреждение: Выплата долга может привести к тому, что вы погрязнете в долгах еще больше, чем в начале. Большинство компаний по урегулированию долгов попросят вас прекратить выплату долгов, чтобы заставить кредиторов вести переговоры и собрать средства, необходимые для урегулирования. Это может оказать негативное влияние на ваш кредитный рейтинг и может привести к тому, что кредитор или сборщик долгов подаст иск в суд, пока вы собираете средства для урегулирования. И если вы перестанете производить платежи по кредитной карте, пеня за просрочку платежа и проценты будут добавляться к долгу каждый месяц. Если вы превысите кредитный лимит, могут взиматься дополнительные сборы и платежи. Это может привести к увеличению вашего первоначального долга.
Избегайте деловых отношений с любой компанией, которая обещает погасить ваш долг, если компания:
- Взимает какие-либо сборы до погашения вашего долга
- Утверждает, что может погасить весь ваш долг за обещанное процентное сокращение
- Touts «новая государственная программа» по выкупу долгов по личным кредитным картам
- Гарантирует, что ваш долг будет погашен
- Сообщает вам прекратить общение с вашими кредиторами
- Сообщает вам, что может прекратить все звонки и судебные иски по взысканию долгов
- Гарантирует, что ваши необеспеченные долги могут быть погашены за копейки на долларе
Совет: Перед тем, как начать сотрудничество с какой-либо компанией по урегулированию долгов, свяжитесь с Генеральным прокурором штата и местным агентством по защите прав потребителей. Они могут сообщить вам, есть ли какие-либо жалобы потребителей на фирму, с которой вы планируете вести бизнес. Некоторые штаты требуют, чтобы компании по урегулированию долгов имели лицензию. Вы можете уточнить у регулирующего органа штата или у генерального прокурора штата, требуется ли для компании лицензия на работу в вашем штате, и если да, то требуется ли она. Вы также можете просмотреть страницу Федеральной торговой комиссии «Как справиться с задолженностью» для получения дополнительной информации.
Альтернативой компании по урегулированию долгов является некоммерческая консультационная служба по потребительскому кредиту. Эти некоммерческие организации могут попытаться сотрудничать с вами и вашими кредиторами, чтобы разработать план управления долгом, который вы можете себе позволить и который может помочь вам избавиться от долгов. Обычно они также помогут вам составить бюджет и предоставят другие финансовые консультации.
Кроме того, вы можете рассмотреть возможность консультации с адвокатом по делам о банкротстве, который может предоставить вам варианты в соответствии с законом. Некоторые адвокаты по банкротству первоначально будут разговаривать с вами бесплатно.
Внимание! Прощение долга может иметь налоговые последствия. Если часть вашего долга прощена кредитором, она может быть засчитана как налогооблагаемый доход по вашим федеральным подоходным налогам. Вы можете проконсультироваться с налоговым консультантом или налоговым юристом, чтобы узнать, как прощенный долг влияет на ваш федеральный подоходный налог.
Операторы мошенничества со списанием долга по студенческим ссудам соглашаются урегулировать сборы FTC
Операторы мошенничества со списанием долгов по студенческим ссудам в Лос-Анджелесе согласились урегулировать обвинения Федеральной торговой комиссии, которые, как они ложно утверждали, были связаны с Министерством образования, обвиняются незаконные авансовые платежи потребителей и собранные ежемесячные платежи, которые, как они ложно утверждали, будут зачислены на потребительские студенческие ссуды.
Урегулирование с Группой облегчения студенческого долга является частью скоординированной инициативы правоохранительных органов федерального уровня и штата по борьбе с мошенническими схемами списания долгов по студенческим кредитам, объявленной FTC в октябре 2017 года, под названием Operation Game of Loans.
Согласно жалобе Федеральной торговой комиссии, индивидуальный ответчик Салар Тахур и его компании — лос-анджелесская финансовая группа M&T и American Counseling Center Corp., ведущие бизнес как Группа по облегчению студенческого долга, SDRG, Советники по облегчению студенческих займов, SLRC, StuDebt и Capital Advocates Group — выманила не менее 7,3 миллиона долларов у потребителей, пытающихся погасить свои студенческие кредиты.
Федеральная торговая комиссия заявила, что ответчики обманом заставляли потребителей поверить в то, что они связаны с Министерством образования, обманом заставляли потребителей уплачивать незаконные авансовые платежи в размере до 1000 долларов США, чтобы включить их в бесплатные государственные программы, и взимали с потребителей ежемесячные сборы, которые, как они утверждали, будут зачислены на счет свои студенческие кредиты. На самом деле, как утверждала Федеральная торговая комиссия, ответчики присвоили деньги потребителей и отреагировали на жалобы потребителей, изменив название своих компаний, а не методы ведения бизнеса.
Кроме того, Федеральная торговая комиссия заявила, что для того, чтобы потребители не узнали о мошенничестве, ответчики отключили потребителей от своих кредитных сервисных центров и Министерства образования, предписав потребителям прекратить всякое общение с этими организациями. Ответчики часто получали номера социального страхования потребителей и идентификаторы FSA, а также похищали учетные записи онлайн-кредитов потребителей. Ответчики также регулярно размещали незаконные звонки потребителям в Национальном реестре «Не звонить».
Согласно предложенному постановлению об урегулировании, ответчикам навсегда запрещено заниматься любым видом деятельности по облегчению долгового бремени и делать ложные заявления или необоснованные претензии, связанные с финансовыми или любыми другими продуктами или услугами.