Санпин пестициды и агрохимикаты: ИЗМЕНЕНИЯ В САНПИН 1.2.2584-10 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССОВ ИСПЫТАНИЙ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ, ПРИМЕНЕНИЯ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ПЕСТИЦИДОВ И АГРОХИМИКАТОВ»

Разное

Содержание

ИЗМЕНЕНИЯ В САНПИН 1.2.2584-10 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССОВ ИСПЫТАНИЙ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ, ПРИМЕНЕНИЯ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ПЕСТИЦИДОВ И АГРОХИМИКАТОВ»

Приложение

Утверждены

постановлением Главного

государственного санитарного

врача Российской Федерации

от 28.03.2016 N 35

Внести следующие изменения в СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»:

1. Пункт 5.2 изложить в следующей редакции:

«5.2. Не допускается завоз пестицидов и/или агрохимикатов в организации, имеющие склады, не соответствующие требованиям настоящих санитарных правил, за исключением случая, когда завоз пестицидов и/или агрохимикатов будет осуществляться непосредственно в день обработок и весь завозимый объем данных препаратов будет использован в этот же день.».

2. Пункт 7.1 изложить в следующей редакции:

«7.1. Для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами используются только техника и оборудование, соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.».

3. Пункт 8.3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Сокращение указанных санитарных разрывов до 50 метров допускается в горных и предгорных зонах при обработках многолетних плодовых культур (сады, виноградники) при условии использования в непосредственной близости от жилых домов и мест отдыха населения (в пределах прилегающей к ним 300-метровой зоны) только ранцевых опрыскивателей и препаратов, зарегистрированных в установленном порядке <*> и указанных в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, под литерой «Л» (для применения в условиях личных подсобных хозяйств). Остальная территория садов и виноградников может обрабатываться в соответствии с утвержденными регламентами.».

———————————

<*> Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3510; 2003, N 2, ст. 153, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 43, ст. 4412; 2008, N 26, ст. 3022; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2010, N 41 (ч. 2), ст. 5189; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4359).

4. Абзац второй пункта 20.6 изложить в следующей редакции:

«Полимерные канистры из-под пестицидов должны быть промыты непосредственно в процессе обработки растений, сразу же после того, как пестицид был использован для приготовления рабочего раствора, следующими способами:

— при использовании штангового опрыскивателя промывка происходит под давлением на специальном приспособлении для пустой канистры, которым оснащен резервуар опрыскивателя для приготовления рабочего раствора;

— при приготовлении рабочего раствора в баке проводится трехразовая ручная промывка. После каждого наполнения канистры водой ее надо обязательно встряхнуть для максимального соприкосновения воды со стенками и дном канистры и удаления остатков препарата.

Промытые полимерные канистры подлежат возврату поставщикам пестицидов в открытом виде и с проделанными в них отверстиями (во избежание повторного использования канистр не по назначению) либо направляются на переработку (переплавку) в качестве вторичного сырья.

Промытая металлическая тара используется на производствах в качестве оборотной тары либо отправляется с проделанными в ней отверстиями на переплавку в качестве вторичного сырья.».


Открыть полный текст документа

Сигнальное сообщение №8 от 30.03.2021 г. Информация для хозяйствующих субъектов, выполняющих обработку при применении пестицидов и агрохимикатов

 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБУ «РОССЕЛЬХОЗЦЕНТР»

ФИЛИАЛ ФедеральноГО государственноГО бюджетного учреждениЯ

«РОССИЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЦЕНТР» по Республике Адыгея

385009, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Герцена, 96. Тел./факс.: 8(8772)  53-12-22, E-mail: rsc01@ mail.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ РОССЕЛЬХОЗЦЕНТРА


№8 от 29.03.2021 г.

Информация для хозяйствующих субъектов, выполняющих обработку

при применении пестицидов и агрохимикатов

 

Доводим до сведения хозяйствующих субъектов о том, что СанПиН 1.2.2584-10 от 02.03.2010 г. №17 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обеззараживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» с 1 марта 2021г. утратил силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. №1631.

С 1 марта 2021 года вступил в силу СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,

утвержденный Постановлением Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3.

На границах обработанного участка (у входа и выхода) хозяйствующим субъектом, осуществляющим обработку, должны устанавливаться предупредительные знаки безопасности, которые должны убираться после истечения срока, определенного регламентом применения пестицидов и агрохимикатов и обеспечивающего их безопасность для здоровья человека и среды его обитания. До окончания этого срока пребывание людей в границах обработанного участка запрещается.

В соответствии с пунктом 273 СанПиН 2.1.3684-21 применение пестицидов и агрохимикатов в черте населенных пунктов должно осуществляться в соответствии со следующими санитарно-эпидемиологическими требованиями:

1) во дворах многоквартирных жилых домов выборочная очаговая обработка должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим обработку, в случае угрозы массового размножения вредителей или болезней зеленых насаждений с минимальной нормой расхода пестицида;

2) не допускается применение пестицидов на территории детских, спортивно-оздоровительных, медицинских организаций, предприятий общественного питания и объектов торговли пищевыми продуктами, в водоохранных зонах водоемов, ближе 5 метров от воздухозаборных устройств;

3) хозяйствующим субъектом, осуществляющим обработку в населенном пункте зеленых насаждений, при проведении соответствующих работ должна использоваться наземная штанговая аппаратура или ранцевый опрыскиватель;

4) хозяйствующие субъекты, осуществляющие работу с пестицидами и агрохимикатами, должны проводить очаговую обработку насаждений пестицидами в ранние утренние часы (до 7 часов) или вечерние (после 22 часов), в безветренную погоду.

—  Хозяйствующий субъект, осуществляющий обработку лесопарков, садов и парков, должен обеспечить соблюдение расстояния не менее 300 метров между обрабатываемыми объектами и водными объектами, используемыми населением для купания и рыболовства.

—  При обработке пестицидами скверов и парков хозяйствующими субъектами, осуществляющими обработку, должна быть обеспечена защита от загрязнения детских площадок (песочниц) и пищевых продуктов, реализуемых в расположенных на территории скверов и парков объектах торговли и общественного питания. Завоз пищевых продуктов и работа таких объектов могут быть возобновлены после влажной уборки на объектах, проведенной по истечении установленных сроков ожидания, указанных в инструкции по применению пестицида, агрохимиката.

—  По истечении установленного регламентом применения пестицида, агрохимиката, срока, обеспечивающего его безопасность применения для здоровья человека и среды его обитания, в парках и скверах, хозяйствующим субъектом, их эксплуатирующим, должна проводиться влажная обработка паркового инвентаря и оборудования (скамейки, игровые сооружения, оборудование детских и спортивных площадок, киоски, павильоны). В случае отсутствия защитных приспособлений в детских песочницах, находящийся в них песок должен заменяться.

—  При обработке лесов на расстоянии не менее чем 300 метров от границы участков, подлежащих обработке, на всех дорогах и просеках хозяйствующим субъектом, осуществляющим обработку, должны устанавливаться щиты с предупредительными надписями: «Осторожно! Применены пестициды (агрохимикаты)! Запрещается пребывание людей в лесу до… (дата), сбор грибов и ягод — до … (дата)».

—  Хозяйствующим субъектом, осуществляющим обработку участков железнодорожных путей, а также автомобильных дорог в черте населенных пунктов, обработка должна проводиться наземным способом при скорости ветра более 4 метров в секунду. Площадки заправочных пунктов пестицидов и агрохимикатов размещаются на расстоянии не менее 300 метров от жилых домов, источников питьевого водоснабжения и рыбохозяйственных водоемов.

—  При наземном способе обработки пестицидами и агрохимикатами расстояние от населенных пунктов, источников хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (далее — источники питьевого водоснабжения), мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами должно с учетом розы ветров составлять не менее 300 метров.

Сокращение указанных расстояний до 50 метров допускается при проведении обработок в горных и предгорных районах в личных подсобных хозяйствах с использованием ранцевых опрыскивателей.

Авиационные обработки пестицидами и агрохимикатами должны проводиться при скорости ветра не более 4 метров в секунду.

Рабочие растворы препаратов должны приготавливаться и загружаться в воздушное судно на специально оборудованных загрузочных площадках, расположенных на сельскохозяйственных аэродромах.

При авиационных обработках оборудование, используемое для обработки, должно быть оснащено исправными отсечными устройствами.

Единые предупредительные знаки о предстоящей обработке должны выставляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими обработку, не ближе 500 м от границ обрабатываемого участка.

Обработка территории не допускается, если при подлете к участку, подлежащему обработке, на нем или в пределах 2 километров от границ обрабатываемого участка обнаружены люди или домашние животные.

В соответствии с пунктами 282 и 286 СанПиН 2.1.3684-21 при невозможности соблюдения этих условий авиационная обработка не допускается. Несоблюдение норм и правил экологической безопасности, установленной Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и нормами и правилами безопасности, которые определены главой 12 СанПиН 2.1.3684-21, создает угрозу массовой гибели пчел, а также неблагоприятно влияет на здоровье граждан.

СанПИН хранение пестицидов

I. Общие положения и область применения

II. Общие требования безопасности

III. Требования безопасности при хранении и отпуске пестицидов и агрохимикатов

IV. Требования безопасности при работе с машинами и аппаратурой

V. Требования безопасности при применении наземной аппаратуры для внесения пестицидов и агрохимикатов

VI. Применение пестицидов и агрохимикатов авиационным методом

VII. Применение пестицидов и агрохимикатов в условиях защищенного грунта

VIII. Требования безопасности при предпосевной обработке семян, их хранении, транспортировке и высеве

IX. Требования безопасности при изготовлении и применении отравленных приманок

X. Применение пестицидов в животноводстве

XI. Применение пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве

XII. Применение пестицидов и агрохимикатов в черте населенных пунктов

XIII. Применение пестицидов и агрохимикатов на землях железнодорожного транспорта и несельскохозяйственного использования

ХIV. Дезинсекция и дератизация в жилых и общественных помещениях и на транспортных средствах

XV. Фумигация (газация) помещений и почвы, влажная дезинсекция

XVI. Применение пестицидов и агрохимикатов в условиях личных подсобных хозяйств (ЛПХ)

XVII. Средства индивидуальной защиты работающих с пестицидами и агрохимикатами

XVIII. Требования безопасности при обезвреживании транспортных средств, аппаратуры, тары, помещений и спецодежды

XIX. Требования к организации медико-профилактического и санитарно-бытового обслуживания работающих

XX. Мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению выпуска качественной пищевой продукции

XXI. Транспортировка пестицидов и агрохимикатов

Приложение 1 Санитарно-эпидемиологическое заключение на склад для хранения пестицидов и агрохимикатов

Приложение 2 Санитарно-эпидемиологическое заключение на аэродром для проведения авиационно-химических работ (постоянный, временный)

Приложение 3 Требование на получение пестицидов со складов

Приложение 4 Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности

Приложение 5 Книга учета прихода-расхода пестицидов по складу хозяйств

Приложение 6 Журнал учета применения пестицидов (на посевах, в садах, теплицах и др.)

Приложение 7 Перечень основных действующих нормативных и методических документов (СанПиН, ГН, МУ и др.), касающихся вопросов гигиены и токсикологии пестицидов и агрохимикатов

1. Санитарные правила и нормы

2. Методические указания

3. Гигиенические нормативы

4. Методические рекомендации

5. Прочие документы

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» с последующими изменениями и дополнениями.
В нем говорится, что безопасность использования пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил их применения, исключающих негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.
С 1 февраля 2002 г. введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов», утвержденные главным санитарным врачом РФ 31 октября 2001 г. В статье 2.19 этого документа содержится требование, что на границе участков, обработанных пестицидами, должны быть выставлены единые знаки безопасности на расстоянии в пределах видимости одного до другого. Они должны контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых предназначены. Знаки убирают только после окончания установленных сроков: выхода людей для полевых работ, выпаса скота, уборки урожая и др. Статьей 2.23 предписано в целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обрабатывать участки в поздние часы, опрыскивая наземной аппаратурой. При этом пасеки необходимо вывозить не менее чем на 5 км от обрабатываемых участков или изолировать пчел.
К нормативным правовым актам, направленным на предупреждение отравлений пчел, относится и Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденная Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 17 августа 1998 г. Основные положения по профилактике отравлений пчел, изложенные в ней, заключаются в следующем: владельцев пасек оповещают за 3 суток до химобработки с указанием применяемого пестицида, места (в радиусе 7 км), времени, способа обработки, срока изоляции пчел. Обработки проводят в период отсутствия лета пчел в утренние или вечерние часы. Не допускают обработку цветущих медоносов и пыльценосов во время их массового лёта.
В Федеральном законе «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» записано, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25). В СанПин 1.2. 1077-01 также есть норма, которая гласит, что за нарушение санитарных правил устанавливается административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями сказано, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (статья 79). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ закреплено право граждан на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства (статья 8).
Главный закон среди перечисленных документов — Гражданский кодекс (ГК) РФ. В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В связи с этим надо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ и разъяснениями, данными постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

I. Общие положения и область применения
II. Общие требования безопасности
III. Требования безопасности при хранении и отпуске пестицидов и агрохимикатов
IV. Требования безопасности при работе с машинами и аппаратурой
V. Требования безопасности при применении наземной аппаратуры для внесения пестицидов и агрохимикатов
VI. Применение пестицидов и агрохимикатов авиационным методом
VII. Применение пестицидов и агрохимикатов в условиях защищенного грунта
VIII. Требования безопасности при предпосевной обработке семян, их хранении, транспортировке и высеве
IX. Требования безопасности при изготовлении и применении отравленных приманок
X. Применение пестицидов в животноводстве
XI. Применение пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве
XII. Применение пестицидов и агрохимикатов в черте населенных пунктов
XIII. Применение пестицидов и агрохимикатов на землях железнодорожного транспорта и несельскохозяйственного использования
ХIV. Дезинсекция и дератизация в жилых и общественных помещениях и на транспортных средствах
XV. Фумигация (газация) помещений и почвы, влажная дезинсекция
XVI. Применение пестицидов и агрохимикатов в условиях личных подсобных хозяйств (ЛПХ)
XVII. Средства индивидуальной защиты работающих с пестицидами и агрохимикатами
XVIII. Требования безопасности при обезвреживании транспортных средств, аппаратуры, тары, помещений и спецодежды
XIX. Требования к организации медико-профилактического и санитарно-бытового обслуживания работающих
XX. Мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению выпуска качественной пищевой продукции
XXI. Транспортировка пестицидов и агрохимикатов
Приложение 1 Санитарно-эпидемиологическое заключение на склад для хранения пестицидов и агрохимикатов
Приложение 2 Санитарно-эпидемиологическое заключение на аэродром для проведения авиационно-химических работ (постоянный, временный)
Приложение 3 Требование на получение пестицидов со складов
Приложение 4 Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности
Приложение 5 Книга учета прихода-расхода пестицидов по складу хозяйств
Приложение 6 Журнал учета применения пестицидов (на посевах, в садах, теплицах и др.)
Приложение 7 Перечень основных действующих нормативных и методических документов (СанПиН, ГН, МУ и др.), касающихся вопросов гигиены и токсикологии пестицидов и агрохимикатов
1. Санитарные правила и нормы
2. Методические указания
3. Гигиенические нормативы
4. Методические рекомендации
5. Прочие документы

Требования безопасности при обезвреживании, утилизации и уничтожении пестицидов и агрохимикатов (Санитарные правила и нормативы СанПиН 1.2.2584-10 от 25.05.2010г.).

22.1. Обезвреживанию, утилизации и уничтожению (далее — обезвреживание) подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению (далее — непригодные). К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами.

22.2. Методы и технологии обезвреживания непригодных пестицидов, агрохимикатов и тары из-под них разрабатываются изготовителями (разработчиками, поставщиками) препаратов, проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу и включаются в нормативную и/или техническую документацию на конкретные препараты, в паспорта безопасности, а также в тарную этикетку и рекомендации по применению (далее — сопроводительная документация), предоставляемые потребителю поставщиками препаратов.

При разработке и экспертизе методов обезвреживания в обязательном порядке оцениваются токсичность и опасность для окружающей среды и здоровья населения продуктов распада (разложения) препаратов, возможных опасных метаболитов.

22.3. Не допускается захоронение пестицидов, признанных непригодными к дальнейшему использованию по назначению, и тары из-под них.

22.4. Процессы обезвреживания пестицидов, агрохимикатов и тары из-под них, продукты деградации препаратов не должны оказывать вредного воздействия на окружающую среду.

22.5. Пестициды, содержащие ртуть, синильную кислоту, а также мышьяксодержащие пестициды, не подлежат обезвреживанию в местах их хранения и должны быть сданы для их утилизации (переработки) или уничтожения в специализированные организации или изготовителю.

22.6. Пестициды первого класса опасности, непригодные к дальнейшему использованию по назначению, подлежат хранению в емкостях, обеспечивающих герметичность и исключающих возможность загрязнения пестицидами окружающей среды при их хранении и последующей перевозке к местам обезвреживания или утилизации. Препараты второго класса могут быть упакованы в многослойную тару с вкладышами (в зависимости от специфики пестицида). В тару, предусмотренную действующей нормативной и/или технической документацией на конкретные пестициды, должны быть переупакованы и другие виды непригодных пестицидов.

22.7. Все работы, связанные с загрузкой, перевозкой и выгрузкой непригодных пестицидов и агрохимикатов, должны быть механизированы. При перевозке препаратов и тары из-под них не допускается присутствия посторонних лиц, кроме водителя и сопровождающего груз персонала.

22.8. При отсутствии у организаций, имеющих непригодные препараты, надлежащих условий для их хранения, указанные организации обязаны обеспечить их перевозку на склады, имеющие соответствующие условия для хранения. В указанные склады должен быть исключен доступ посторонних лиц.

22.9. Пестициды и агрохимикаты с нарушенной целостностью упаковки подлежат переупаковке в тару, соответствующую требованиям нормативных и/или технических документов на эти препараты.

22.10. Перевозка пестицидов и агрохимикатов к местам их обезвреживания, утилизации и уничтожения должна проводиться с соблюдением условий и правил перевозки опасных грузов, установленных для конкретных видов транспорта и требований, изложенных в главе VI настоящих санитарных правил.

22.11. Хранение препаратов, подлежащих обезвреживанию, должно осуществляться с соблюдением правил, изложенных в нормативной и/или технической документации на конкретные пестициды и агрохимикаты, включая раздельное хранение взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ с окислителями, соблюдение температурных режимов хранения.

22.12. При обезвреживании непригодных пестицидов и агрохимикатов в районе их хранения владельцы препаратов выделяют ответственных работников, в присутствии которых происходит обезвреживание.

22.13. Утилизация пестицидов и агрохимикатов путем их промышленной переработки осуществляется в соответствии с технологиями, указанными в сопроводительной документации на конкретный препарат.

Интересные статьи

при производстве сельхозпродукции не обходится без применения пестицидов

В современное время при интенсивном производстве сельхозпродукции не обходятся без применения пестицидов.

Нормы двух Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 52-ФЗ от 30.03.1999 г.) и «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (№ 109-ФЗ от  19.07.1997 г.) обязывают сельхозтоваропроизводителей знать и обеспечивать  безопасность применения пестицидов и агрохимикатов путем соблюдения Санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2010 г. № 17
(далее – СанПиН 1.2.2584-10).

Об этом и об установлении взаимодействия между сельхозтоваропроизводителями и владельцами пчелопасек неоднократно упоминалось на проводимых Минсельхозом России селекторных совещаниях. Вместе с тем, уже в этом году поступают обращения о бесконтрольном применении пестицидов и агрохимикатов сельхозорганизациями, в результате чего происходит гибель пчел и растений, выращиваемых гражданами в личных подворьях.

Пунктами 2.16, 2.17 СанПиН 1.2.2584-10 установлено, что до проведения обработок пестицидами, не позднее чем за 3 дня, ответственные за проведение работ должны обеспечить оповещение о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах. На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием «Обработано пестицидами», содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ, уборки урожая и других. При обращении с пестицидами должны соблюдаться санитарно-защитные зоны и минимальные разрывы от населенных мест, водных объектов, оздоровительных и санаторно-курортных учреждений. При этом должна учитываться «роза ветров» и возможность изменения направления воздушных потоков в период проведения «защитных» работ, с целью исключения загрязнения пестицидами атмосферного воздуха и водоемов в местах пребывания людей на прилегающих территориях.

В силу требований пункта 2.27 СанПиНа1.2.2584-10 в целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов.

Обращаем внимание, что согласно Перечню правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденных приказом Росприроднадзора от 18.10.2016 г. № 670, Росприроднадзор в рамках государственного надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении федерального государственного экологического надзора оценивает соблюдение статей 14-24 Федерального закона от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и пунктов 2.1 — 22.13 СанПиН 1.2.2584-10.

О случаях нарушения указанных обязательных требований при применении на сельскохозяйственных полях средств защиты растений (пестицидов) рекомендуем обращаться в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора. Пострадавшим пчеловодам необходимо с помощью аккредитованных лабораторий точно установить причину гибели пчел в каждом конкретном случае. Компенсацию ущерба от гибели насекомых и упущенную выгоду от недополученного мёда пчеловоды могут, в том числе, требовать в судебном порядке — путем привлечения к ответственности лиц, виновных в правонарушении.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы от 02.03.2010 N 1.2.2584-10 Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10 (с изменениями на 10 июня 2016 года) СанПиН 1.2.2584-10 Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов

С 14.06.2016 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.03.2016 N 35 «О внесении изменений в СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» Внести следующие изменения в СанПиН 1.2.2584-10 внесены следующие изменения:

«1. Пункт 5.2 изложить в следующей редакции:

«5.2. Не допускается завоз пестицидов и/или агрохимикатов в организации, имеющие склады, не соответствующие требованиям настоящих санитарных правил, за исключением случая, когда завоз пестицидов и/или агрохимикатов будет осуществляться непосредственно в день обработок и весь завозимый объем данных препаратов будет использован в этот же день.».

2. Пункт 7.1 изложить в следующей редакции:

«7.1. Для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами используются только техника и оборудование, соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.».

3. Пункт 8.3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Сокращение указанных санитарных разрывов до 50 метров допускается в горных и предгорных зонах при обработках многолетних плодовых культур (сады, виноградники) при условии использования в непосредственной близости от жилых домов и мест отдыха населения (в пределах прилегающей к ним 300-метровой зоны) только ранцевых опрыскивателей и препаратов, зарегистрированных в установленном порядке и указанных в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, под литерой «Л» (для применения в условиях личных подсобных хозяйств). Остальная территория садов и виноградников может обрабатываться в соответствии с утвержденными регламентами.».

———————————

Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3510; 2003, N 2, ст. 153, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 43, ст. 4412; 2008, N 26, ст. 3022; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2010, N 41 (ч. 2), ст. 5189; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4359).

4. Абзац второй пункта 20.6 изложить в следующей редакции:

«Полимерные канистры из-под пестицидов должны быть промыты непосредственно в процессе обработки растений, сразу же после того, как пестицид был использован для приготовления рабочего раствора, следующими способами:

— при использовании штангового опрыскивателя промывка происходит под давлением на специальном приспособлении для пустой канистры, которым оснащен резервуар опрыскивателя для приготовления рабочего раствора;

— при приготовлении рабочего раствора в баке проводится трехразовая ручная промывка. После каждого наполнения канистры водой ее надо обязательно встряхнуть для максимального соприкосновения воды со стенками и дном канистры и удаления остатков препарата.

Промытые полимерные канистры подлежат возврату поставщикам пестицидов в открытом виде и с проделанными в них отверстиями (во избежание повторного использования канистр не по назначению) либо направляются на переработку (переплавку) в качестве вторичного сырья.

Промытая металлическая тара используется на производствах в качестве оборотной тары либо отправляется с проделанными в ней отверстиями на переплавку в качестве вторичного сырья.».

С 04.07.2016 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2016 N 76 «О внесении изменений в отдельные санитарно-эпидемиологические правила в части приведения используемой в них терминологии в соответствие с федеральными законами от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в пункте 12.5 СанПиН 1.2.2584-10 слово «доврачебной» исключено.

Вниманию граждан и юридических лиц, применяющих пестициды и (или) агрохимикаты для обработки сельскохозяйственных и лесных растений! – Андреевский муниципальный округ

Вниманию граждан и юридических лиц, применяющих пестициды и (или) агрохимикаты для обработки сельскохозяйственных и лесных растений!

Опубликовано: 04.09.2019

Граждане и юридические лица, применяющие пестициды и (или) агрохимикаты для обработки сельскохозяйственных и лесных растений, в соответствии с пунктом 2.16 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», утвержденными Постановлением Главного Государственного врача Российской Федерации от 02.03.2010 №17 (далее – СанПиН) обязаны не позднее, чем за 3 дня до начала такой обработки персонально в письменной форме или через средства массовой информации предупредить население, ветеринарную службу, граждан и юридических лиц, имеющих пасеки, расположенные в радиусе не менее семи километров от места обработки. При этом указываются дата обработки сельскохозяйственных и лесных растений, способ их обработки, уровень токсичности применяемых пестицидов и (или) агрохимикатов. Ограничение лета пчел после проведения обработки пестицидами составляет 24-46 часов. В инструкции каждого вида пестицидов прописан экологический регламент, который необходимо внимательно изучать и соблюдать.

На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием “Обработано пестицидами”, содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ, уборки урожая и других.

В соответствии с пунктом 2.27 СанПиН в целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока и рекомендациях по применению конкретных препаратов.

В соответствии со статей 25 главы V Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Об обеспечении безопасности пасек при применении пестицидов

Об обеспечении безопасности пасек при применении пестицидов

Основными документами, регламентирующими применение пестицидов, является Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».

В соответствии с пунктом 2.16 СанПиНа, сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, в том числе арендаторы земельных паев, намечающие химическую обработку растений, обязаны извещать всех владельцев пасек любым доступным способом (радио, печатные издания, электронные средства связи и другие способы доведения информации до населения), о характере обработок не менее чем за 3 дня до проведения работ. При оповещении следует указать время обработки, территорию и культуры, подвергаемые химической обработке, наименование препарата, формы и методы его применения, срок, на который следует убирать пасеку от места обработки или изолировать пчел в улье, в соответствии с «Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов разрешенных на территории Российской Федерации».

СанПиНом установлено, что на границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием «Обработано пестицидами», содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ.

Владельцы пчел обязаны своевременно ставить в известность сельские поселения, соседние хозяйства о месте стоянки своих пасек на стационаре и при перевозках.

Пестициды делятся на 4 класса опасности для человека и 3 класса опасности для пчел в полевых условиях:

1 класс опасности – ВЫСОКООПАСНЫЕ (категория риска – Высокий): необходимо соблюдение экологического регламента:

– проведение обработки растений вечером после захода солнца;

– при скорости ветра не более 1–2 м/с (авиаобработка не более 0-1 м/с)

– погранично-защитная зона для пчел не менее 4–5 км (авиаобработка не менее 5-6 км)

– ограничение лёта пчел — не менее 4–6 сут; (авиаобработка не менее 4-6 сут)

или удаление семей пчел из зоны обработки на срок более 6 сут.

 2 класс опасности – СРЕДНЕОПАСНЫЕ (категория риска – Средний): необходимо соблюдение экологического регламента:

                 – окашивание цветущих сорняков по периметру обрабатываемого поля на расстояние возможного сноса пестицида;

– проведение обработки растений вечером после захода солнца;

– при скорости ветра не более 2–3 м/с (авиаобработка не более 1-2 м/с)

– погранично-защитная зона для пчел   не менее 3–4 км (авиаобработка не менее 4-5 км)

– ограничение лёта пчел не менее 2–3 сут (авиаобработка не менее 2-3 сут)

3 класс опасности – МАЛООПАСНЫЕ (категория риска – Низкий): необходимо соблюдение экологического регламента:

– проведение обработки растений ранним утром или вечером после захода солнца;

– при скорости ветра — не более 4–5 м/с (авиаобработка не более 2-3 м/с)

– погранично-защитная зона для пчел   не менее 2–3 км (авиаобработка не менее 3-4 км)

– ограничение лёта пчел   не менее 20–24 часа (авиаобработка не менее 20-24 часа).

 

К первому классу, как правило, относятся инсектициды, ко второму — фунгициды, часть гербицидов, к третьему — биопрепараты и гербициды.

Выдержать такие ограничения как фермерам и агрономам хозяйств, так и пчеловодам нелегко, но их необходимо соблюдать.

Статьями 8.3 и 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами предусматривается наложение административного штрафа.

Кроме того, в соответствии с Гражданским кодексом РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Отметим, что причинами гибели пчел, нарушения их жизнедеятельности могут быть не только химический токсикоз (отравление пестицидами), но и излучение базовых станций сотовой связи, паразитарные болезни насекомых. В каждом случае гибели пчел необходимо точно установить причину ущерба пасекам.

Поэтому, гибель пчел необходимо зафиксировать, обратиться к специалистам государственной ветеринарной службы по месту жительства, которые отберут необходимый материал для токсикологического исследования, оформят акт отбора проб и выдадут сопроводительные документы, необходимые для доставки патологического материала в районную или областную ветеринарную лабораторию. В сопроводительных документах должно быть указано химическое вещество, примененное для обработки растений перед гибелью пчелы, дата и способ его применения.

взаимодействий между агрохимикатами увеличивают их вред для пчел

Врач всегда спросит, принимаете ли вы какие-либо другие лекарства, прежде чем выпишет вам рецепт. Это связано с тем, что фармацевтические препараты могут взаимодействовать друг с другом и потенциально нарушать лечение или даже навредить пациенту. Но когда агрохимикаты, такие как пестициды, лицензируются для использования на фермах, мало внимания уделяется тому, как они взаимодействуют друг с другом, и поэтому их воздействие на окружающую среду недооценивается.

Пчелы являются важными опылителями как сельскохозяйственных культур, так и полевых цветов. По оценкам, 35% сельскохозяйственных культур зависят от опыления, но среда, в которой пчелы оказываются сегодня, становится все более враждебной. В Великобритании, по оценкам, 97% полуестественных пастбищ, среды обитания, заполненной богатыми нектаром полевыми цветами, которые пчелы посещают в поисках пищи, были потеряны. Между тем, коммерческая торговля медоносными пчелами для их услуг по опылению увеличила распространенность вредных паразитов, и, как будто этого уже было недостаточно, пчелы также регулярно подвергаются воздействию множества различных агрохимикатов.

Мы проанализировали данные, собранные в ходе научных исследований за последние два десятилетия, и обнаружили, что когда пчелы подвергаются воздействию комбинации пестицидов, паразитов и плохого питания, негативное воздействие каждого из них усугубляется. Мы говорим, что совокупный эффект всех этих вещей является синергетическим, что означает, что количество убитых пчел больше, чем мы могли бы предсказать, если бы отрицательные эффекты были просто сложены вместе.

Предварительные лицензионные тесты на пестициды, как правило, сосредоточены на медоносных пчелах, не обращая внимания на диких опылителей.Д.Кваснецкий / Shutterstock

Когда пчелы подвергались воздействию нескольких агрохимикатов, последствия были хуже. Когда мы рассматриваем распространенность этих веществ в окружающей среде, картина начинает выглядеть очень тревожной.

Регулирование использования пестицидов и опылители

Сельскохозяйственные культуры редко обрабатывают одним химическим веществом. Инсектициды управляют насекомыми-вредителями, такими как тля. Гербициды, такие как глифосат, уничтожают нежелательные сорняки, а фунгициды используются для борьбы с плесенью, такой как плесень.Посевы часто обрабатываются различными агрохимическими комбинациями несколько раз в течение года.

Многие агрохимикаты, такие как неоникотиноиды, являются системными, то есть они накапливаются в окружающей среде в течение нескольких месяцев, а в некоторых случаях и лет. Возможно, неудивительно, что пчелиные семьи в США содержат в среднем шесть различных агрохимикатов в своем воске, при этом один улей заражен 39. Однако риску подвержены не только пчелы: дикие пчелы, такие как шмели, также регулярно подвергаются воздействию .

Для насекомых-опылителей воздействие нескольких агрохимикатов является нормой, а не исключением. Но когда новые агрохимикаты лицензируются для использования регулирующими органами, такими как Агентство по охране окружающей среды США (EPA) или Европейское управление по безопасности пищевых продуктов (EFSA), то их взаимодействие редко рассматривается.

В некотором смысле это понятно. Тысячи различных агрохимикатов были лицензированы для использования во всем мире, и оценить, как каждый из них взаимодействует друг с другом, будет сложно.Но коммерческие формулы пестицидов, массово продаваемые фермерам, регулярно содержат множество различных химикатов. Оценка того, как каждый из них взаимодействует, до того, как они будут лицензированы для использования, должна быть обязательной.

Необходимы более жесткие испытания агрохимических формул. Миланская нога / Shutterstock

И как только агрохимикат лицензируется для использования, регулирующие органы должны постоянно отслеживать его потенциальный вред на случай, если предварительные оценки не позволят выявить что-то важное.Эти постлицензионные наблюдения могут быть схожи с наблюдениями, проводимыми с фармацевтическими препаратами на людях, что обеспечит лучшую защиту как дикой природы, так и продовольственной безопасности.

EFSA недавно объявило о программе, которая будет использовать математические модели для мониторинга воздействия множества потенциальных угроз, включая агрохимикаты, на пчелиные семьи. Это обнадеживает, но не учитываются другие виды диких пчел.

Понимание того, как взаимосвязаны воздействия человека на окружающую среду, — занятие непростое, но, безусловно, важное.Программа постлицензионного мониторинга агрохимикатов заслуживает похвалы, но предлицензионные эксперименты, которые рассматривают, как эти вещества взаимодействуют однажды в окружающей среде, должны стать требованием для оценки экологического риска всех новых продуктов. И агрохимические компании, которые так много зарабатывают на продаже этой продукции, должны оплатить счет.

Страница статьи: Гигиена и санитария

Ракицкий В.Н., Турусов В.С. Мутагенная и канцерогенная активность химических соединений.Вестник Российской академии медицинских наук. 2005; (3): 7-9. (на русском языке)

Международный кодекс поведения в области распространения и использования пестицидов. Руководство по регистрации пестицидов, ФАО / ВОЗ, 2010 г. Доступно по адресу: http://www.fao.org/fileadmin/templates/agphome/documents/Pests_Pesticides/Code/Registration__2010_RUS.pdf (на русском языке)

Международный кодекс Правила распространения и использования пестицидов. Руководство по контролю качества пестицидов. ФАО / ВОЗ, 2012 г.Доступно по адресу: http://www.fao.org/fileadmin/templates/agphome/documents/Pests_Pesticides/Code/Quality_2011_RUS.pdf (на русском языке)

Законодательные и нормативные акты Европейского Союза (ЕС) в отношении пищевых продуктов промышленность. Доступно на: http://www.icc-iso.ru/upload/information_system_27/6/1/0/item_610/Zakonodatelno_normat_akty_ES.pdf

Федеральный закон № 109 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. ». Москва; 1997.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 225 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе пестицидов и агрохимикатов».Москва; 2006.

Приказ Минсельхоза РФ № 357 «Об утверждении порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов». Москва; 2007.

СанПиН 1.2.2584-10. «Гигиенические требования безопасности процесса тестирования, хранения, транспортировки, реализации, использования, утилизации и переработки пестицидов и агрохимикатов». Москва; 2010.

Руководство Р 1.2.3156-13. «Оценка токсичности и опасности химических веществ и их смесей для здоровья человека».Москва; 2014.

Методические указания МУ № 1.2.3364-16. «Оценка мутагенной активности пестицидов». Москва; 2016.

Ракицкий В.Н., Ревазова Ю.А., Илюшина Н.А. Стратегия и тактика оценки мутагенности пестицидов. Токсикологический вестник. 2015; (5): 10-3. (на русском языке)

Руководство по пересмотру Рекомендаций ОЭСР по проведению испытаний на генетическую токсикологию. Руководящий документ по генетической токсикологии. Доступно по адресу: http://www.oecd.org/chemicalsafety/testing/Genetic%20Toxicology%20Guidance%20Document%20Aug%2031%202015.pdf

Статистический анализ, подтверждающий пересмотр генотоксичности. Методические указания по тестированию, Публикации ОЭСР по окружающей среде, здоровью и безопасности (EHS), Серия по тестированию и оценке, № 198. Париж: Издательство ОЭСР; 2014.

Руководство по разработке и использованию спецификаций FAG и ВОЗ для пестицидов, Женева и Рим, март 2016 г. Доступно по адресу: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/246192/1/WHO-HTM -NTD-WHOPES-2016.4-eng.pdf

Регламент ЕС № 1907/2006 Европейского парламента и Совета.Доступно на: http://www.club-reach.ru/index?tid=633200010 (на русском языке)

Рамос-Чавес Л.А., Сордо М., Кальдерон-Аранда Э., Кастанеда-Соседо Э., Остроски-Вегман P., Moreno-Godinez ME Смесь перметрина / аллетрина вызывает генотоксичность и цитотоксичность лимфоцитов периферической крови человека. J. Toxicol. Environ. Здоровье А. 2015; 78 (10): 7-14.

Карабай Н.У., Огуз М.Г. Цитогенетические и генотоксические эффекты инсектицидов имидаклоприда и метамидофоса. Genet. Мол. Res. 2005; 4 (4): 653-62.

Салим У., Эджаз С., Ашраф М., Омер М.О., Альтаф И., Батул З. и др. Мутагенный и цитотоксический потенциал эндосульфана и лямбда-цигалотрина — исследование in vitro, описывающее индивидуальные и комбинированные эффекты пестицидов. J. Environ. Sci. (Китай). 2014; 26 (7): 1471-9.

Graillot V., Takakura N., Hegarat L.L., Fessard V., Audebert M., Cravedi J.P. Генотоксичность смесей пестицидов, присутствующих в рационе французского населения. Environ. Мол. Мутаген. 2012; 53 (3): 173-84.

Остатки пестицидов в пищевых продуктах

В мире используется более 1000 пестицидов, чтобы гарантировать, что пищевые продукты не будут повреждены или уничтожены вредителями.Каждый пестицид имеет разные свойства и токсикологические эффекты.

Многие из старых, более дешевых (незапатентованных) пестицидов, таких как дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ) и линдан, могут годами оставаться в почве и воде. Эти химические вещества были запрещены странами, подписавшими Стокгольмскую конвенцию 2001 г. — международный договор, направленный на устранение или ограничение производства и использования стойких органических загрязнителей.

Токсичность пестицида зависит от его функции и других факторов.Например, инсектициды более токсичны для человека, чем гербициды. Одно и то же химическое вещество может иметь разные эффекты в разных дозах (сколько химического вещества подвергается воздействию человека). Это также может зависеть от пути воздействия (например, глотание, вдыхание или прямой контакт с кожей).

Ни один из пестицидов, разрешенных для использования в пищевых продуктах в международной торговле сегодня, не является генотоксичным (повреждает ДНК, что может вызвать мутации или рак). Неблагоприятные эффекты от этих пестицидов возникают только при превышении определенного безопасного уровня воздействия.Когда люди контактируют с большими количествами пестицидов, это может вызвать острое отравление или долгосрочные последствия для здоровья, включая рак и неблагоприятное воздействие на репродуктивную функцию.

Масштаб проблемы

Пестициды являются одной из основных причин смерти в результате самоотравления, особенно в странах с низким и средним уровнем доходов.

Поскольку они по своей природе токсичны и намеренно распространяются в окружающей среде, производство, распространение и использование пестицидов требует строгого регулирования и контроля.Также требуется регулярный мониторинг остатков продуктов питания и окружающей среды.

ВОЗ преследует две цели в отношении пестицидов:

  • запретить пестициды, наиболее токсичные для человека, а также пестициды, которые дольше всего остаются в окружающей среде.
  • для защиты здоровья населения путем установления максимальных пределов содержания остатков пестицидов в продуктах питания и воде.

Кто в группе риска?

Население наибольшего риска — это люди, которые напрямую подвергаются воздействию пестицидов.Сюда входят сельскохозяйственные рабочие, применяющие пестициды, и другие люди в непосредственной близости во время и сразу после распространения пестицидов.

Население в целом — которое не находится в зоне применения пестицидов — подвергается воздействию значительно более низких уровней остатков пестицидов через пищу и воду.

Профилактика и контроль

Никто не должен подвергаться воздействию небезопасных количеств пестицидов.

Люди, распространяющие пестициды на посевах, в домах или садах, должны быть надлежащим образом защищены.Людям, не принимающим непосредственного участия в распространении пестицидов, следует держаться подальше от зоны во время и сразу после распространения.

Проданные или пожертвованные продукты питания (например, продовольственная помощь) должны соответствовать правилам в отношении пестицидов, в частности, с максимальными пределами остатков. Люди, которые выращивают собственные продукты питания, должны при использовании пестицидов следовать инструкциям по применению и при необходимости защищаться, надев перчатки и маски для лица.

Потребители могут дополнительно ограничить потребление остатков пестицидов путем очистки или мытья фруктов и овощей, что также снижает другие опасности пищевого происхождения, такие как вредные бактерии.

Глобальное воздействие

По оценкам Отдела народонаселения Организации Объединенных Наций, к 2050 году на Земле будет 9,7 миллиарда человек — примерно на 30% больше людей, чем в 2017 году. Практически весь этот рост населения будет происходить в развивающихся странах.

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), в развивающихся странах 80% необходимого увеличения производства продуктов питания в соответствии с ростом населения, по прогнозам, будет обеспечиваться за счет увеличения урожайности и количества раз в год. сельскохозяйственные культуры можно выращивать на одной и той же земле.Ожидается, что только 20% нового производства продуктов питания будет приходиться на расширение сельскохозяйственных угодий.

Пестициды могут предотвратить большие потери урожая и, следовательно, будут продолжать играть важную роль в сельском хозяйстве. Однако воздействие пестицидов на людей и окружающую среду вызывает постоянную озабоченность.

Использование пестицидов для производства продуктов питания, как для кормления местного населения, так и для экспорта, должно соответствовать передовой сельскохозяйственной практике независимо от экономического статуса страны. Фермеры должны ограничить количество используемых пестицидов до минимума, необходимого для защиты их сельскохозяйственных культур.

При определенных обстоятельствах также возможно производить продукты питания без использования пестицидов.

Ответ ВОЗ

ВОЗ в сотрудничестве с ФАО отвечает за оценку рисков, связанных с пестицидами для людей — как в результате прямого воздействия, так и через остатки в пищевых продуктах — и за рекомендацию адекватных мер защиты.

Оценка риска, связанного с остатками пестицидов в пищевых продуктах, проводится независимой международной экспертной научной группой — Совместным совещанием ФАО / ВОЗ по остаткам пестицидов (JMPR).Эти оценки основаны на всех данных, представленных для национальных регистраций пестицидов во всем мире, а также на всех научных исследованиях, опубликованных в рецензируемых журналах. После оценки уровня риска JMPR устанавливает пределы для безопасного потребления, чтобы гарантировать, что количество остатков пестицидов, которым люди подвергаются в результате употребления пищи в течение их жизни, не приведет к неблагоприятным последствиям для здоровья.

Эти допустимые суточные нормы потребления используются правительствами и международными менеджерами по управлению рисками, такими как Комиссия Codex Alimentarius (межправительственный орган, устанавливающий стандарты для пищевых продуктов), для установления максимальных предельных уровней остатков (MRL) для пестицидов в пищевых продуктах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *