Каковы требования к объему школьной нагрузки и расписанию по СанПиН?
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий учащихся определяется локальными нормативными актами (как правило, это устав и правила внутреннего распорядка школы, а также учебный план). Возможность ознакомления с данными документами должна быть обеспечена образовательной организацией для учащихся, их родителей (законных представителей) (статья 28 указанного закона). Соблюдение режима учебного дня является обязательным как для образовательной организации, так и для родителей (статьи 41 и 44 указанного закона).
Однако образовательная организация при определении режима учебного дня учащихся должна обеспечивать соблюдение следующих правил, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.)
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 — 4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5 — 7 классов — не более 7 уроков;
- для обучающихся 8 — 11 классов — не более 8 уроков.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах |
|
при 6-дневной неделе, не более |
при 5-дневной неделе, не более |
|
1 |
— |
21 |
2 – 4 |
26 |
23 |
5 |
32 |
29 |
6 |
33 |
30 |
7 |
35 |
32 |
8 – 9 |
36 |
33 |
10 – 11 |
37 |
34 |

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 — 6 классов — не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 — 11 классов — не более 7 уроков.
Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.
Продолжительность урока (пункт 10.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 — 80%.
Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:
- полдника и прогулок для всех учащихся;
- полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.
Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
Расписание уроков в 1 классе по ФГОС и СанПину
Требования к расписанию уроков 1 класс по ФГОС и СанПин
Мой сын в этом году пошел в первый класс. Подскажите, какие требования предъявляются к расписанию уроков в 1 классе по ФГОС и СанПину для эффективной организации процесса обучения первоклашек? Сколько должно быть по расписанию занятий (уроков) в первом классе в день? Сколько минут должен длиться урок в первом классе? Что такое динамическая пауза между уроками в 1 классе школы?
Ответ:
Для первоклашек расписание уроков составляют из расчета 4 урока в день и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры. Согласно СанПин в недельном расписании в 1 классе, должно быть не менее 3 занятий физической культуры.
Согласно СанПину в 1 классе учащиеся школы учатся пять дней в неделю, не допускается составление расписания с проведением уроков по субботам. Также обучение детей должно проводиться только в первую смену.
По СанПину рекомендуется чередовать сложные предметы с более простыми. Например, занятия музыкой или изобразительным искусством с математикой и литературным чтением. При этом, наиболее сложные предметы должны ставиться в расписании на второй урок.
Также сложные предметы рекомендуется проводить в 1 классе школы во вторник, среду, когда первоклассники еще не сильно переутомлены.
Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.2.2821-10) рекомендовано обучение детей в 1 классе в сентябре и октябре — по 3 урока в день по 35 минут, в ноябре- декабре — по 4 урока в день по 34 минут каждый, с января по май — по 4 урока по 40 минут.
Примерный образец расписания звонков 1 класс по СанПиН
I четверть | II четверть | III-IV четверти |
---|---|---|
1 урок 8.![]() 2 урок 9.15 – 9.50 Динамическая пауза 10.00 – 10.40 3 урок 10.40 – 11.15 |
1 урок 8.30 – 9.10 2 урок 9.20 – 10.00 Динамическая пауза 10.10 – 10.50 3 урок 10.50 – 11.30 4 урок 11.40 – 12.20 |
1 урок 8.30 – 9.15 2 урок 9.25 – 10.10 Динамическая пауза 10.20 – 11.00 3 урок 11.00 – 11.45 4 урок 11.55 – 12.40 5 урок 12.50 – 13.35 |
Обучение учащихся в 1 классе должно проводиться без оценивания занятий и домашних заданий.
Примерный образец расписания уроков 1 класс по ФГОС
День недели | I четверть | II четверть | III-IV четверти | |
---|---|---|---|---|
1,3,5,7 недели | 2,4,6,8 недели | |||
Понедельник | Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Окружающий мир |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Технология |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Окружающий мир Технология |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Окружающий мир Технология |
Вторник | Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Физкультура |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Физкультура |
Среда | Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Музыка |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Музыка |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Музыка |
Четверг | Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика |
ИЗО Русский язык Динамическая пауза Математика |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Изо |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Изо Физическая культура |
Пятница | Окружающий мир Физическая культура Динамическая пауза Математика |
Окружающий мир Физическая культура Динамическая пауза Математика |
Окружающий мир Русский язык Динамическая пауза Математика Физическая культура |
Окружающий мир Русский язык Динамическая пауза Математика Физическая культура |
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:Рекомендуем посетить раздел:
Положения для школы
Какие особенности организации образовательного процесса предусмотрены для первоклассников?
С момента, когда ребенок первый раз переступает порог школы, у него начинается новая неизвестная ему жизнь. Особые условия обучения первоклассникам создаются для того, чтобы они быстрее привыкли к незнакомому коллективу сверстников, к учителю, к режиму дня в школе. Родители могут найти много различной информации о том, как с психологической точки зрения грамотно организовать жизнь ребенка дома в этот период. Немаловажным будет и то, как школа реализует рекомендации по организации обучения учащихся первого класса.
Почему именно для учащихся первого класса школа должна создать особые условия обучения?
Дошкольное детство ребенка — это беззаботная пора, которая завершается поступлением в школу. В школе первокласснику приходится встречаться с множеством обязанностей и требований, которые не каждый ребенок может сразу усвоить. Чтобы процесс адаптации проходил максимально успешно, классному руководителю первого класса и администрации школы необходимо следовать правилам организации обучения детей.
Положения и рекомендации, которые указаны в следующих документах, помогают минимизировать сложности, которые могут возникнуть в начальный период обучения.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее-СанПиН).
- Письмо Минобразования РФ от 20.04.2001 N 408/13–13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
- Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
СанПиН предъявляет четкие требования к особенностям организации режима образовательного процесса первоклассников:
- обучение 1-х классов должно быть организовано только в первую половину дня;
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;
- в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый;
- в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый;
- январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый;
- для обучающихся 1-х классов объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.
Дополнительные привилегии для первоклассников (СанПиН):
- рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;
- вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1-х классов — более 1,5 кг.
Рекомендации по планированию и организации уроков
Специфика организации уроков по отдельным предметам подробно описана в Письме Минобразования РФ от 20.04.2001 N 408/13–13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
Урок рекомендуется вести с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Физкультминутки рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»). Это сделано для того, чтобы дети не сильно уставали в процессе обучения на этапе привыкания к школе.
После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.
- Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми.
- Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.
) — последними (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день — четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.
Контроль и оценка результатов обучения
Каждый первоклассник, приходя в школу, ждет, когда ему поставят первую отметку. Нередко учителя, зная об ожиданиях детей, могут ставить в тетрадях печати или раздавать карточки в виде поощрения за выполненную работу. Это делать не рекомендуется. «Недопустимо в 1 классе использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.) Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «Не думал.», «Не старался.»,»Неверно.», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь. ..», «Это твое мнение…», «Давай послушаем других…» и т.д.» (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
Не рекомендуется также оценивать темп работы учащегося, его личностные характеристики или особенности поведения.
«Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)». Для первоклассников в течение первого полугодия обучения не проводятся контрольные работы. Делать это рекомендуется только в конце учебного года, но не позднее 20-25 апреля.
Стиль общения учителя с первоклассниками обучения (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
Учитель должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Есть дети, которые не ходили в детский сад. Для таких детей оказаться в большом детском коллективе (классе) и сразу наладить контакт — является непростой задачей. Поэтому учителю первого класса стоит с вниманием относиться к каждому ребенку.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п.
Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся…», «Проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь?» и т.п.)
Какие условия должна создать школа для учеников-первоклассников с ОВЗ?
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч.1 ст.79 ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ).
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья школа предоставляет бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иную учебную литературу.
Обучение детей, нуждающихся в особых условиях обучения, можно осуществлять в рамках домашнего обучения или в форме семейного образования в зависимости от желания родителей. Если родители решили, что дети с ОВЗ будут посещать школу, то учителю и администрации необходимо ориентироваться на рекомендации ПМПК при составлении адаптированной программы обучения.
Стоит отметить, что соблюдение рекомендаций и правил организации обучения учеников-первоклассников, является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе.
СанПин уроки в начальной школе.
При составлении расписания для учеников 1–4 классов руководство школы опирается на нормы СанПин для начальной школы. Учитывается масса аспектов, начиная с нагрузки (умственной, физической), которая допускается для детей до 9-11 лет и заканчивая нормативами часов, которые отводятся для каждого предмета. Соблюдение СанПин необходимо, чтобы облегчить усвоение знаний для школьников и продуктивно дать работать педагогам.
Основные критерии расписания уроков.
Бремя составления по СанПин расписания для начальной школы и старших классов, как правило, закреплено за завучем.
Точкой опоры в правильном распределении часов для учителей и нагрузки для школьников становятся требования нормативных документов.
Критерии уроков:
- Достаточное количество часов по каждому предмету.
- Равномерность распределения нагрузки на учителя.
- Возрастной ценз, максимально допустимая нагрузка для учеников начальной школы.
- Организация дополнительных занятий.
Обязательно учитывают биоритмы детей, в какие часы и дни они более активны, а в какие уроки можно сделать в игровой форме или с послаблениями.
Как правило, сложные уроки, контрольные, новый материал приходятся на середину недели.
Требования к классу и урокам в 2020 — 2021 году.
В 2020-2021 году учебный процесс урегулирован СанПиН 2.4.3648-20(ГГСВ от 29.12.10 № 189).
В классах для малышей должны соблюдаться следующие саннормативы:
- Обязательно стоит умывальник, смонтированный согласно росту учащихся с 1 по 4 класс.
- Мебель, парты, шкафы подбираются и маркируются с учетом требований п. 5.4.
- Во время перемен класс должен проветриваться, согласно указаниям в пп. 6.2 и 6.6.
Полные требования к санитарно-гигиеническому содержанию и освещению на уроках отражено в параграфах VII и X СанПиН.
Количество уроков в начальной школе.
Особое внимание при составлении уроков обращают на первые классы, так как для учеников первые две четверти самые трудные.
Предпочтителен ступенчатый режим занятий, от минимального объема к максимальной нагрузке (п. 10,5) к концу 4 четверти.
Первоклашки занимаются только в дневное время из расчета (По СанПиН 2.4.2.2821-10):
- С сентября – по 3 урока (35 мин.).
- С декабря – по 4 урока (35 мин.).
- С – апреля-мая по 4 урока, протяженностью не более 40 минут.
В светлое время года (весна) уроки в 1 классах должны заканчиваться не позднее 11-20 – 11-30, зимой указанное время сокращается на 10 минут.
Пятым уроком допускается ставить физкультуру или факультатив, при этом по СанПиН уроков физкультуры должно быть не меньше 3 раз в неделю.
Для первоклашек предусмотрена пятидневка, в субботу уроков быть не должно.
Расписание составляется таким образом, чтобы чередовать сложные и легкие предметы, к примеру: математику и ИЗО, русский язык и труд, музыку.
При этом сложные – ставятся 2-3 уроком и только во вторник и среду.
бывает по 6 уроков
27.21%
4 урока и факультативы
3.68%
Проголосовало: 136
Часы физической культуры.
По п. 10.20 СанПиН 2.4.3648-20 физкультура в начальных классах может идти как основной урок или факультатив исходя из обязательной трехчасовой загруженности на неделе.
Система интеграции помогает проводить уроки физкультуры в тех школах, где нет нормального оснащения или спортивных залов совсем.
Благодаря ей удается избежать нарушений санитарно-гигиенических условий (воздух, влажность, температура) и учитывать параметры нагрузки для учеников начальной школы.
Организацию физкультуры упрощает новое дополнение абзц. 3 п. 10.8 СанПиН 2.4.3648-20, которое позволяет проводить урок при наличии бассейна, на лыжах.
В отличие от старших классов школы в с 1 по 4 класс нельзя проводить сдвоенные (спаренные) уроки по основным дисциплинам.
Это приводит к переутомлению, снижению концентрации внимания, капризам и плохому усвоению материала.
Электронное обучение.
В ряде школ России предусмотрены уроки информатики начиная со 2 класса.
Чтобы их организовать существует свой СанПин для начальной школы по организации уроков на компьютере.
Согласно п. 10.18 СанПин увеличено время нахождения за ноутбуком (компьютером) с жидкокристаллическим монитором.
Актуальность изменений связана с прогрессом, по которому новые типы электронного оборудования в меньшей степени действуют на глаза ребенка и позволяют обеспечить комфортные условия при просмотре информации на экране.
Жидкокристаллические мониторы снижают общую усталость, что дает возможность учителям пересмотреть длительность непрерывной работы за компьютером.
Использование интерактивных досок – новое слово в электронном оснащении начальных классов.
Это уже стало рутинной практикой и урегулировано на законодательном уровне по СанПин.
Дети с 1 по 4 классы должны непрерывно работать с ней не более 5 мин. Суммарно – не более 25-35 минут за урок.
В целом, согласно п. 10.18 в процессе занятий ученики начальных классов не имеют право обучаться на более 2 видов электронных устройств.
Сколько времени можно потратить на домашнее задание по СанПин?
СанПин также регламентирует время, за которое ученик должен выполнить домашнее задание в начальной школе (СанПин 2.42.2821-10).
По п. 10.10 в первом классе отсутствует бальная система оценки знаний. Учителя могут писать «удовлетворительно, хорошо, отлично» или заменять на систему поощрительных наклеек.
Санитарными правилами предусмотрено, что на дом ученику 2-4 класса нужно задавать по всем предметам столько, чтобы он укладывался в максимум 1,5-2 часа.
![]()
Хотя эти нормативы, безусловно, примерные. Все зависит от психофизических особенностей ребенка, его стремления к знаниям.
Желания выполнять уроки, от собранности или склонности к постоянным отвлечениям.
По СанПин не допускаются объемы, которые заставляют ребенка сидеть весь день и вечер, а тем более – ночь.
Это отражается на его психическом и физическом самочувствии, он быстро утомляется, развиваются иммунные дисфункции, организм плохо сопротивляется заболеваниям.
Заключение.
В начальной школе на выходных не предусмотрены домашние задания (Письмо Минобразования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12).
Про каникулы прямого запрета в СанПин нет, но это можно регулировать на основе ст. 31 Конвенции о правах ребенка, где сказано, что дети имеют право на отдых в каникулы.
Сколько уроков в 1 классе: по санпин, в 1 и 2 четверти, должно быть.

Учебная нагрузка в школе с каждым годом становится все больше, что негативно отражается на физическом и психологическом здоровье учеников. Поэтому законодательными актами четко установлены нормы для каждого класса по количеству занятий и их продолжительности. Родителей дошкольников часто волнует вопрос, сколько длятся уроки в 1 классе, ведь дети 6-7 лет очень быстро устают. Их продолжительность, как и количество, строго регламентируются образовательными стандартами.
Учебная нагрузка в 1 класса: по четвертям.
Ребенок, только пришедший в школу из детского сада, должен пройти адаптацию к новому учебному графику. Даже если в дошкольной образовательной организации проводились занятия или будущий ученик посещал подготовительные курсы, ему все равно будет трудно в этот период.
То, сколько уроков в 1 классе, установлено в Федеральном законе «Об образовании» и СанПиНе, утвержденном в 2010 году Главным санитарным врачом России.
Количество занятий зависит от времени обучения. Законодательно установлено, что с первоклассниками должно проводиться:
- в 1 четверти – 3 урока;
- во 2 четверти – 4 урока.
При этом важно обратить внимание на то, сколько длится урок в 1 классе.
В 1 полугодии продолжительность занятия не должна превышать 35 минут, а перемена быть меньше 10 минут.
В школьном режиме допускается наличие «большой» перемены от 20 до 30 минут для горячего питания детей.
Первоклассники быстро устают и должны активно двигаться для того, чтобы избежать переутомления. Поэтому в образовательных учреждениях введен «оздоровительный час» или «динамическая пауза».
Он длится столько же, сколько и занятие, но в это время не допускаются учебные нагрузки, а только физическая активность.
Во втором полугодии у первоклассников устанавливается 5-дневная учебная
неделя с 4 уроками ежедневно. Длительность занятий составляет 40-45
минут, и зависит от режима, установленного в школе.
При этом до конца учебного года остается динамическая пауза, проводимая на усмотрение учителя. Допускается, что в один из дней может проводиться 5 уроков, за счет занятия физкультурой.
Согласно Санитарным правилам в недельном расписании любого года обучения, в том числе и в 1 классе, должно быть не менее 3 занятий физической культуры.
Это условие должно выполняться с начала года. Соответственно, и в период адаптации первоклассники смогут заниматься физической культурой.
По СанПину рекомендуется чередовать сложные предметы с более простыми. Например, занятия музыкой или ИЗО с математикой и чтением. При этом, наиболее сложные предметы должны ставиться в расписании на второй урок.
Это связано с тем, что психологи отмечают, что именно в этот период у школьников замечен пик психологической активности, сосредоточения внимания.
Также сложные предметы рекомендуется проводить в 1 классе во вторник, среду, когда первоклассники еще не сильно переутомлены.
Внеурочная деятельность.
Помимо того, сколько уроков в 1 классе по СанПиН, законодательством предусмотрена и внеурочная деятельность для школьников.
Она может проводиться как в самом образовательном учреждении, так и в Центрах детского творчества, Школах искусств и пр. Кружки и секции родители могут выбирать самостоятельно, исходя из того, что предлагается в школе.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается, что на внеурочную деятельность в начальной школе должно отводиться не менее 10 часов. Все занятия должны быть бесплатны для учащихся.
Учеба в первом классе: требования к организации занятий.
Учебный процесс в первом классе отличается от последующих годов обучения, так как именно в этот период ребенок только привыкает к школе.
Поэтому важно максимально сохранить его физическое и психическое здоровье, а также не снизить мотивацию к занятиям.
Учебно-воспитательный процесс в школе для первоклассников должен соответствовать следующим требованиям:
- Обучение в
первый год проходит в безоценочном режиме.
Некоторые учителя вводят свою систему рейтинга, однако, она не должна включать низких отметок.
- Домашние задания в 1 классе не предусмотрены. Также встречается, что учителя нарушают это правило, считая, что ребенок должен привыкать к учебной нагрузке. Но требовать выполнение дополнительных упражнений во внеучебное время со стороны педагога неправомерно.
- В начальных классах, в том числе и первом, не разрешено проводить сдвоенные уроки.
- В первый год обучения рекомендуется организовывать в школе группу продленного дня, где учащиеся смогли бы отдохнуть после занятий и совершить прогулку на свежем воздухе.
- Первоклассники должны учиться только в 1 смену. Другой режим обучения для них строго запрещается.
Группа продленного дня организовывается далеко не в каждой школе, что связано с высокой загруженностью учреждений.
В большинстве образовательных организаций, особенно в крупных населенных пунктах, для проведения занятий вне учебного времени не хватает кабинетов из-за большого количества учащихся и классов.
Поэтому сами родители должны позаботиться о том, чтобы первоклассники соблюдали режим, правильно чередовали время отдыха и учебы.
Занятия в 1 классе начинаются 1 сентября и заканчиваются в конце мая. Учебный год не должен превышать 32 недели. Для первоклассников помимо стандартных каникул предусматриваются дополнительные, которые длятся неделю и проводятся в феврале.
Заключение.
В некоторых школах помимо уроков предусмотрены занятия с психологом. Специалист изучает уровень адаптации детей, мотивацию к школьному обучению и другие параметры. Все исследования должны проводиться исключительно с согласия законных представителей.
По окончанию адаптационного периода психолог должен ознакомить родителей с результатами тестирований и рекомендациями по каждому ученику.
Это поможет улучшить психологическое состояние первоклассника, а также облегчит процесс привыкания к новому режиму обучения в школе.