Санпин 1 класс: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

Разное

Содержание

Каковы требования к объему школьной нагрузки и расписанию по СанПиН?

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий учащихся определяется локальными нормативными актами (как правило, это устав и правила внутреннего распорядка школы, а также учебный план). Возможность ознакомления с данными документами должна быть обеспечена образовательной организацией для учащихся, их родителей (законных представителей) (статья 28 указанного закона). Соблюдение режима учебного дня является обязательным как для образовательной организации, так и для родителей (статьи 41 и 44 указанного закона).

Однако образовательная организация при определении режима учебного дня учащихся должна обеспечивать соблюдение следующих правил, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189):

Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.) 

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. 

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается. 

Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: 

  • для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; 
  • для обучающихся 2 — 4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; 
  • для обучающихся 5 — 7 классов — не более 7 уроков; 
  • для обучающихся 8 — 11 классов — не более 8 уроков.
     

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. 

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка

в академических часах

при 6-дневной неделе,

не более

при 5-дневной неделе,

не более

1

21

2 – 4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8 – 9

36

33

10 – 11

37

34

Организация профильного обучения в 10 — 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6 классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11 классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.  

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. 

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках. 

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне). 

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках. 

Продолжительность урока (пункт 10.

9.)

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут. 

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 — 80%. 

Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: 

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; 
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый). 
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; 
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
    Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). 

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: 

  • полдника и прогулок для всех учащихся; 
  • полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения. 

Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. 

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

 

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут. 

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Расписание уроков в 1 классе по ФГОС и СанПину

Требования к расписанию уроков 1 класс по ФГОС и СанПин

Мой сын в этом году пошел в первый класс. Подскажите, какие требования предъявляются к расписанию уроков в 1 классе по ФГОС и СанПину для эффективной организации процесса обучения первоклашек? Сколько должно быть по расписанию занятий (уроков) в первом классе в день? Сколько минут должен длиться урок в первом классе? Что такое динамическая пауза между уроками в 1 классе школы?

Ответ:

Для первоклашек расписание уроков составляют из расчета 4 урока в день и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры. Согласно СанПин в недельном расписании в 1 классе, должно быть не менее 3 занятий физической культуры.

Согласно СанПину в 1 классе учащиеся школы учатся пять дней в неделю, не допускается составление расписания с проведением уроков по субботам. Также обучение детей должно проводиться только в первую смену.

По СанПину рекомендуется чередовать сложные предметы с более простыми. Например, занятия музыкой или изобразительным искусством с математикой и литературным чтением. При этом, наиболее сложные предметы должны ставиться в расписании на второй урок.

Также сложные предметы рекомендуется проводить в 1 классе школы во вторник, среду, когда первоклассники еще не сильно переутомлены.

Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.2.2821-10) рекомендовано обучение детей в 1 классе в сентябре и октябре — по 3 урока в день по 35 минут, в ноябре- декабре — по 4 урока в день по 34 минут каждый, с января по май — по 4 урока по 40 минут.

Примерный образец расписания звонков 1 класс по СанПиН

I четверть II четверть III-IV четверти
1 урок 8.
30 – 9.05
2 урок 9.15 – 9.50
Динамическая пауза 10.00 – 10.40
3 урок 10.40 – 11.15
1 урок 8.30 – 9.10
2 урок 9.20 – 10.00
Динамическая пауза 10.10 – 10.50
3 урок 10.50 – 11.30
4 урок 11.40 – 12.20
1 урок 8.30 – 9.15
2 урок 9.25 – 10.10
Динамическая пауза 10.20 – 11.00
3 урок 11.00 – 11.45
4 урок 11.55 – 12.40
5 урок 12.50 – 13.35

Обучение учащихся в 1 классе должно проводиться без оценивания занятий и домашних заданий.

Примерный образец расписания уроков 1 класс по ФГОС

День недели I четверть II четверть III-IV четверти
1,3,5,7 недели 2,4,6,8 недели
Понедельник Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Окружающий мир
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Технология
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Окружающий мир
Технология
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Окружающий мир
Технология
Вторник Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физкультура
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физкультура
Среда Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Музыка
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Музыка
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Музыка
Четверг Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
ИЗО
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Изо
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Изо
Физическая культура
Пятница Окружающий мир
Физическая культура
Динамическая пауза
Математика
Окружающий мир
Физическая культура
Динамическая пауза
Математика
Окружающий мир
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физическая культура
Окружающий мир
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физическая культура

Рекомендуем посетить раздел:
Положения для школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Какие особенности организации образовательного процесса предусмотрены для первоклассников?

С момента, когда ребенок первый раз переступает порог школы, у него начинается новая неизвестная ему жизнь. Особые условия обучения первоклассникам создаются для того, чтобы они быстрее привыкли к незнакомому коллективу сверстников, к учителю, к режиму дня в школе. Родители могут найти много различной информации о том, как с психологической точки зрения грамотно организовать жизнь ребенка дома в этот период. Немаловажным будет и то, как школа реализует рекомендации по организации обучения учащихся первого класса.

Почему именно для учащихся первого класса школа должна создать особые условия обучения?

Дошкольное детство ребенка — это беззаботная пора, которая завершается поступлением в школу. В школе первокласснику приходится встречаться с множеством обязанностей и требований, которые не каждый ребенок может сразу усвоить. Чтобы процесс адаптации проходил максимально успешно, классному руководителю первого класса и администрации школы необходимо следовать правилам организации обучения детей.

Положения и рекомендации, которые указаны в следующих документах, помогают минимизировать сложности, которые могут возникнуть в начальный период обучения.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее-СанПиН).
  • Письмо Минобразования РФ от 20.04.2001 N 408/13–13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
  • Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

СанПиН предъявляет четкие требования к особенностям организации режима образовательного процесса первоклассников:

  • обучение 1-х классов должно быть организовано только в первую половину дня;
  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;
  • в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый;
  • в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый;
  • январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый;
  • для обучающихся 1-х классов объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

Дополнительные привилегии для первоклассников (СанПиН):

  • рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;
  • вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1-х классов — более 1,5 кг.
Рекомендации по планированию и организации уроков

Специфика организации уроков по отдельным предметам подробно описана в Письме Минобразования РФ от 20.04.2001 N 408/13–13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Урок рекомендуется вести с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Физкультминутки рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока.

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»). Это сделано для того, чтобы дети не сильно уставали в процессе обучения на этапе привыкания к школе.

После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.

  1. Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми.  
  2. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др. ) — последними (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день — четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.

Контроль и оценка результатов обучения

Каждый первоклассник, приходя в школу, ждет, когда ему поставят первую отметку. Нередко учителя, зная об ожиданиях детей, могут ставить в тетрадях печати или раздавать карточки в виде поощрения за выполненную работу. Это делать не рекомендуется. «Недопустимо в 1 классе использование любой знаковой  символики,  заменяющей цифровую  отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.) Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме  этого, нельзя при неправильном ответе  ученика говорить «Не думал.»,  «Не  старался.»,»Неверно.», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь. ..»,  «Это твое мнение…», «Давай послушаем других…» и т.д.» (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

Не рекомендуется также оценивать темп работы учащегося, его личностные характеристики или особенности поведения. 

«Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)». Для первоклассников в течение первого полугодия обучения не проводятся контрольные работы. Делать это рекомендуется только в конце учебного года, но не позднее 20-25 апреля.  

Стиль  общения  учителя  с  первоклассниками обучения (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

Учитель должен  учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться  со  взрослыми  и  сверстниками. Есть дети, которые не ходили в детский сад. Для таких детей оказаться в большом детском коллективе (классе) и сразу наладить контакт — является непростой задачей. Поэтому учителю первого класса стоит с вниманием относиться к каждому ребенку.
Тон учителя должен быть доверительным и  мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться  и  т.п.
Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие  замечания. Формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне  кажется, ты здесь ошибся…», «Проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь?» и т.п.)

Какие условия должна создать школа для учеников-первоклассников с ОВЗ?

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ). 

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч.1 ст.79 ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ).

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья школа предоставляет бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иную учебную литературу.

Обучение детей, нуждающихся в особых условиях обучения, можно осуществлять в рамках домашнего обучения или в форме семейного образования в зависимости от желания родителей. Если родители решили, что дети с ОВЗ будут посещать школу, то учителю и администрации необходимо ориентироваться на рекомендации ПМПК при составлении адаптированной программы обучения.

Стоит отметить, что соблюдение рекомендаций и правил организации обучения учеников-первоклассников, является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе.

СанПин уроки в начальной школе.

При составлении расписания для учеников 1–4 классов руководство школы опирается на нормы СанПин для начальной школы. Учитывается масса аспектов, начиная с нагрузки (умственной, физической), которая допускается для детей до 9-11 лет и заканчивая нормативами часов, которые отводятся для каждого предмета. Соблюдение СанПин необходимо, чтобы облегчить усвоение знаний для школьников и продуктивно дать работать педагогам.

Основные критерии расписания уроков.

Бремя составления по СанПин расписания для начальной школы и старших классов, как правило, закреплено за завучем.

Точкой опоры в правильном распределении часов для учителей и нагрузки для школьников становятся требования нормативных документов.

Критерии уроков:

  • Достаточное количество часов по каждому предмету.
  • Равномерность распределения нагрузки на учителя.
  • Возрастной ценз, максимально допустимая нагрузка для учеников начальной школы.
  • Организация дополнительных занятий.

Обязательно учитывают биоритмы детей, в какие часы и дни они более активны, а в какие уроки можно сделать в игровой форме или с послаблениями.

Как правило, сложные уроки, контрольные, новый материал приходятся на середину недели.

Требования к классу и урокам в 2020 — 2021 году.

В 2020-2021 году учебный процесс урегулирован СанПиН 2.4.3648-20(ГГСВ от 29.12.10 № 189).

В классах для малышей должны соблюдаться следующие саннормативы:

  • Обязательно стоит умывальник, смонтированный согласно росту учащихся с 1 по 4 класс.
  • Мебель, парты, шкафы подбираются и маркируются с учетом требований п. 5.4.
  • Во время перемен класс должен проветриваться, согласно указаниям в пп. 6.2 и 6.6.

Полные требования к санитарно-гигиеническому содержанию и освещению на уроках отражено в параграфах VII и X СанПиН.

Количество уроков в начальной школе.

Особое внимание при составлении уроков обращают на первые классы, так как для учеников первые две четверти самые трудные.

Предпочтителен ступенчатый режим занятий, от минимального объема к максимальной нагрузке (п. 10,5) к концу 4 четверти.

Первоклашки занимаются только в дневное время из расчета (По СанПиН 2.4.2.2821-10):

  • С сентября – по 3 урока (35 мин.).
  • С декабря – по 4 урока (35 мин.).
  • С – апреля-мая по 4 урока, протяженностью не более 40 минут.

В светлое время года (весна) уроки в 1 классах должны заканчиваться не позднее 11-20 – 11-30, зимой указанное время сокращается на 10 минут.

Пятым уроком допускается ставить физкультуру или факультатив, при этом по СанПиН уроков физкультуры должно быть не меньше 3 раз в неделю.

Для первоклашек предусмотрена пятидневка, в субботу уроков быть не должно.

Расписание составляется таким образом, чтобы чередовать сложные и легкие предметы, к примеру: математику и ИЗО, русский язык и труд, музыку.

При этом сложные – ставятся 2-3 уроком и только во вторник и среду.

бывает по 6 уроков

27.21%

4 урока и факультативы

3.68%

Проголосовало: 136

Часы физической культуры.

По п. 10.20 СанПиН 2.4.3648-20 физкультура в начальных классах может идти как основной урок или факультатив исходя из обязательной трехчасовой загруженности на неделе.

Система интеграции помогает проводить уроки физкультуры в тех школах, где нет нормального оснащения или спортивных залов совсем.

Благодаря ей удается избежать нарушений санитарно-гигиенических условий (воздух, влажность, температура) и учитывать параметры нагрузки для учеников начальной школы.

Организацию физкультуры упрощает новое дополнение абзц. 3 п. 10.8 СанПиН 2.4.3648-20, которое позволяет проводить урок при наличии бассейна, на лыжах.

В отличие от старших классов школы в с 1 по 4 класс нельзя проводить сдвоенные (спаренные) уроки по основным дисциплинам.

Это приводит к переутомлению, снижению концентрации внимания, капризам и плохому усвоению материала.

Электронное обучение.

В ряде школ России предусмотрены уроки информатики начиная со 2 класса.

Чтобы их организовать существует свой СанПин для начальной школы по организации уроков на компьютере.

Согласно п. 10.18 СанПин увеличено время нахождения за ноутбуком (компьютером) с жидкокристаллическим монитором.

Актуальность изменений связана с прогрессом, по которому новые типы электронного оборудования в меньшей степени действуют на глаза ребенка и позволяют обеспечить комфортные условия при просмотре информации на экране.

Жидкокристаллические мониторы снижают общую усталость, что дает возможность учителям пересмотреть длительность непрерывной работы за компьютером.

Использование интерактивных досок – новое слово в электронном оснащении начальных классов.

Это уже стало рутинной практикой и урегулировано на законодательном уровне по СанПин.

Дети с 1 по 4 классы должны непрерывно работать с ней не более 5 мин. Суммарно – не более 25-35 минут за урок.

В целом, согласно п. 10.18 в процессе занятий ученики начальных классов не имеют право обучаться на более 2 видов электронных устройств.

Сколько времени можно потратить на домашнее задание по СанПин?

СанПин также регламентирует время, за которое ученик должен выполнить домашнее задание в начальной школе (СанПин 2.42.2821-10).

По п. 10.10 в первом классе отсутствует бальная система оценки знаний. Учителя могут писать «удовлетворительно, хорошо, отлично» или заменять на систему поощрительных наклеек.

Санитарными правилами предусмотрено, что на дом ученику 2-4 класса нужно задавать по всем предметам столько, чтобы он укладывался в максимум 1,5-2 часа.

Хотя эти нормативы, безусловно, примерные. Все зависит от психофизических особенностей ребенка, его стремления к знаниям.

Желания выполнять уроки, от собранности или склонности к постоянным отвлечениям.

По СанПин не допускаются объемы, которые заставляют ребенка сидеть весь день и вечер, а тем более – ночь.

Это отражается на его психическом и физическом самочувствии, он быстро утомляется, развиваются иммунные дисфункции, организм плохо сопротивляется заболеваниям.

Заключение.

В начальной школе на выходных не предусмотрены домашние задания (Письмо Минобразования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12).

Про каникулы прямого запрета в СанПин нет, но это можно регулировать на основе ст. 31 Конвенции о правах ребенка, где сказано, что дети имеют право на отдых в каникулы.

Сколько уроков в 1 классе: по санпин, в 1 и 2 четверти, должно быть.

Учебная нагрузка в школе с каждым годом становится все больше, что негативно отражается на физическом и психологическом здоровье учеников. Поэтому законодательными актами четко установлены нормы для каждого класса по количеству занятий и их продолжительности. Родителей дошкольников часто волнует вопрос, сколько длятся уроки в 1 классе, ведь дети 6-7 лет очень быстро устают. Их продолжительность, как и количество, строго регламентируются образовательными стандартами.

Учебная нагрузка в 1 класса: по четвертям.

Ребенок, только пришедший в школу из детского сада, должен пройти адаптацию к новому учебному графику. Даже если в дошкольной образовательной организации проводились занятия или будущий ученик посещал подготовительные курсы, ему все равно будет трудно в этот период.

То, сколько уроков в 1 классе, установлено в Федеральном законе «Об образовании» и СанПиНе, утвержденном в 2010 году Главным санитарным врачом России.

Количество занятий зависит от времени обучения. Законодательно установлено, что с первоклассниками должно проводиться:

  • в 1 четверти – 3 урока;
  • во 2 четверти – 4 урока.

При этом важно обратить внимание на то, сколько длится урок в 1 классе.

В 1 полугодии продолжительность занятия не должна превышать 35 минут, а перемена быть меньше 10 минут.

В школьном режиме допускается наличие «большой» перемены от 20 до 30 минут для горячего питания детей.

Первоклассники быстро устают и должны активно двигаться для того, чтобы избежать переутомления. Поэтому в образовательных учреждениях введен «оздоровительный час» или «динамическая пауза».

Он длится столько же, сколько и занятие, но в это время не допускаются учебные нагрузки, а только физическая активность.

Во втором полугодии у первоклассников устанавливается 5-дневная учебная неделя с 4 уроками ежедневно. Длительность занятий составляет 40-45 минут, и зависит от режима, установленного в школе.

При этом до конца учебного года остается динамическая пауза, проводимая на усмотрение учителя. Допускается, что в один из дней может проводиться 5 уроков, за счет занятия физкультурой.

Согласно Санитарным правилам в недельном расписании любого года обучения, в том числе и в 1 классе, должно быть не менее 3 занятий физической культуры.

Это условие должно выполняться с начала года. Соответственно, и в период адаптации первоклассники смогут заниматься физической культурой.

По СанПину рекомендуется чередовать сложные предметы с более простыми. Например, занятия музыкой или ИЗО с математикой и чтением. При этом, наиболее сложные предметы должны ставиться в расписании на второй урок.

Это связано с тем, что психологи отмечают, что именно в этот период у школьников замечен пик психологической активности, сосредоточения внимания.

Также сложные предметы рекомендуется проводить в 1 классе во вторник, среду, когда первоклассники еще не сильно переутомлены.

Внеурочная деятельность.

Помимо того, сколько уроков в 1 классе по СанПиН, законодательством предусмотрена и внеурочная деятельность для школьников.

Она может проводиться как в самом образовательном учреждении, так и в Центрах детского творчества, Школах искусств и пр. Кружки и секции родители могут выбирать самостоятельно, исходя из того, что предлагается в школе.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается, что на внеурочную деятельность в начальной школе должно отводиться не менее 10 часов. Все занятия должны быть бесплатны для учащихся.

Учеба в первом классе: требования к организации занятий.

Учебный процесс в первом классе отличается от последующих годов обучения, так как именно в этот период ребенок только привыкает к школе.

Поэтому важно максимально сохранить его физическое и психическое здоровье, а также не снизить мотивацию к занятиям.

Учебно-воспитательный процесс в школе для первоклассников должен соответствовать следующим требованиям:

  • Обучение в первый год проходит в безоценочном режиме. Некоторые учителя вводят свою систему рейтинга, однако, она не должна включать низких отметок.
  • Домашние задания в 1 классе не предусмотрены. Также встречается, что учителя нарушают это правило, считая, что ребенок должен привыкать к учебной нагрузке. Но требовать выполнение дополнительных упражнений во внеучебное время со стороны педагога неправомерно.
  • В начальных классах, в том числе и первом, не разрешено проводить сдвоенные уроки.
  • В первый год обучения рекомендуется организовывать в школе группу продленного дня, где учащиеся смогли бы отдохнуть после занятий и совершить прогулку на свежем воздухе.
  • Первоклассники должны учиться только в 1 смену. Другой режим обучения для них строго запрещается.

Группа продленного дня организовывается далеко не в каждой школе, что связано с высокой загруженностью учреждений.

В большинстве образовательных организаций, особенно в крупных населенных пунктах, для проведения занятий вне учебного времени не хватает кабинетов из-за большого количества учащихся и классов.

Поэтому сами родители должны позаботиться о том, чтобы первоклассники соблюдали режим, правильно чередовали время отдыха и учебы.

Занятия в 1 классе начинаются 1 сентября и заканчиваются в конце мая. Учебный год не должен превышать 32 недели. Для первоклассников помимо стандартных каникул предусматриваются дополнительные, которые длятся неделю и проводятся в феврале.

Заключение.

В некоторых школах помимо уроков предусмотрены занятия с психологом. Специалист изучает уровень адаптации детей, мотивацию к школьному обучению и другие параметры. Все исследования должны проводиться исключительно с согласия законных представителей.

По окончанию адаптационного периода психолог должен ознакомить родителей с результатами тестирований и рекомендациями по каждому ученику.

Это поможет улучшить психологическое состояние первоклассника, а также облегчит процесс привыкания к новому режиму обучения в школе.