Администрация Тракторозаводского района г. Челябинска
Администрация Тракторозаводского района г. ЧелябинскаЦвет:
Ц
Ц
Ц
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
|
|
Сайты администраций
районов г. Челябинска
двери, входные группы, офисные перегородки
Отопление в этом году началось позже обычного. Страна, как-никак, идет в Европу! Идет настолько быстро, что газ за ней не успевает… В общем, кто-то с кем-то не договорился, кто-то не закупил, кому-то не дали кредит, где-то прорвало и т. д. Короче говоря, на улице + 5 °С, а батареи холодные.
Ежедневно по телевизору показывали репортажи о несчастных детях, замерзающих в детских садах. Там всего +17 °С, детки в свитерах, но мужественные: скачут, улыбаются… Крупным планом возмущенные мамы. Они уж точно понимают всю серьезность ситуации: кошмар, надо что-то делать, заморозим ведь детей!
Ну наконец-то, ДОЖДАЛИСЬ! Включили-таки отопление. Полегчало. Отлегло.
Столбики термометров поползли вверх, быстро преодолели символические 20 °С, оставили позади нормальные 22 °С, перепрыгнули комфортные 25 °С и замерли наконец на уровне теплых 28—30 °С.
Все дружно успокоились. Мамы довольны, журналисты потеряли интерес, дети… А что, собственно, дети? Пусть снимают свитера и радуются побыстрее. Почему побыстрее? Да потому, что радоваться недолго осталось…
Мы все прекрасно понимаем: температура воздуха в помещениях детских дошкольных учреждений (ДДУ) не может быть такой, как хочется директору садика, нянечке или воспитательнице. Она (эта температура) не устанавливается по прихоти какой-либо особо активной мамочки или по решению особо демократического органа под названием «родительское собрание».
Температура воздуха в ДДУ строго регламентируется особым документом, который носит гордое название «Государственные санитарные правила и нормы…».
Государство решило, что ему необходимы особые, опять-таки государственные, органы, которые возьмут на себя заботу о здоровье детей. Как следствие — во всех без исключения республиках бывшего СССР имеются министерства, контролирующие всё, что связано с охраной детского здоровья, и организующие работу ДДУ и школ. Министерства эти называются по-разному: здравоохранения, охраны здоровья, образования, образования и науки и т.д. и т.п. , но суть и направленность действий от названия не зависит.
Под руководством министерств ученые мужи в течение многих десятилетий проводили исследования, ставящие своей целью узнать, какими должны быть параметры воздуха в школах и ДДУ. Вполне очевидно, что должные, правильные, нормальные параметры воздуха — это такие параметры, при которых отрицательное влияние на здоровье ребенка, а следовательно, и заболеваемость — минимальны.
Ученые установили, что имеются три основных показателя, подлежащие контролю:
1) температура воздуха;
2) относительная влажность воздуха;
3) интенсивность воздухообмена.
Для каждого показателя медицинской наукой определены оптимальные значения, которые, собственно, и включены в упомянутые выше «Государственные санитарные правила и нормы…». О каком бы государстве ни шла речь (России, Украине, Беларуси, Молдове и т.д.), значения эти примерно одинаковы. Нет, они могут отличаться на 1 °С или на 5% относительной влажности, но отличия эти — скорей попытка продемонстрировать оригинальность и независимость от тоталитарных инструкций бывшего СССР, нежели расхождение во мнениях.
Никто никаких новых исследований не проводил, да и зачем, ежели и без того все ясно и ответы на вопросы получены.
Итак, где бы вы ни жили — если ваш ребенок посещает детский сад, там должна быть температура в игровых комнатах 21—24 °С, а в спальнях 18 — 22 °С. При этом 24 °С в игровой и 22 °С в спальне — это рекомендация для ясельных групп, расположенных в климатических районах, где среднемесячная температура января колеблется от -14 до -32 °С.
Еще раз повторим. Пожалуйста, запомните:
температура воздуха в игровой комнате детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 24 °С;
температура воздуха в спальне детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 22 °С.
С влажностью воздуха на первый взгляд проще: никто толком не понимает, что это такое, зачем и чем ее измерять, как ее регулировать и кто должен этим заниматься. Неудивительно, что рекомендации, в соответствии с которыми относительная влажность воздуха должна составлять 40—60%, воспринимаются как нечто абстрактное и непостижимое. Тем не менее на этом этапе давайте хотя бы повторим и запомним:
относительная влажность воздуха в помещениях детского сада должна составлять 40—60%.
Теперь нормы для школ:
температура воздуха в классах 17—20 °С, в мастерских 16—18 °С, в спортивном зале — 15—17 °С;
относительная влажность воздуха 40—60%.
Несколько слов о воздухообмене. Главным способом его практической реализации является проветривание, но проветривание крайне сложно регламентировать и контролировать. Тем не менее вам наверняка будет интересно ознакомиться с некоторыми положениями Государственных норм и правил для ДДУ:
— Для создания благоприятных условий среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание. Оно должно проводиться только в отсутствие детей: до их прихода, во время занятий в зале, во время прогулки.
— Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей.
— В помещениях спален сквозное проветривание должно проводиться в отсутствие детей. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; открывать во время сна с одной стороны и закрывать за 30 мин. до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) проводится при открытых окнах (избегать сквозняка).
Обращаю внимание: это не рекомендации для каких-то особых спартанских групп. Это Государственные (!) требования (!) для самого обыкновенного детского сада.
Немного о проветривании в школах. Его рекомендуют осуществлять на переменах, при этом длительность проветривания определяется температурой на улице. При температуре выше +6 °С проветривать на малой перемене надобно от 4 до 10 минут, а на большой — от 25 до 35 минут. При температуре на улице ниже -10 °С проветривать на малой перемене надобно от 1 до 1,5 минут, а на большой — от 5 до 10 минут.
Что мы имеем на практике? В подавляющем, в абсолютном большинстве ДДУ и школ показатели воздуха Государственным требованиям не соответствуют. Возможны, разумеется, исключения, но исключения эти имеют место лишь тогда, когда возникает чрезвычайная ситуация: отопление не включили, авария, экстремально низкая температура на улице, низкое давление газа и т. д. и т.п. Тем не менее, если мы рассматриваем нормальный среднестатистический детский сад, в котором «нормально» работает отопительная система, так в этом детском саду температура и влажность воздуха практически всегда не соответствуют существующими требованиям.
Жалобы на то, что в детском саду очень жарко и нечем дышать, звучат ото всюду. Температура 28 °С — почти стандарт, 30 °С — совсем не редкость. Значение влажности воздуха — тайна за семью печатями. Детский сад, в котором имеется гигрометр (прибор для измерения влажности), — это такая же редкость, как детский сад с собственным бассейном, хотя создается впечатление, что бассейны встречаются чаще.
На первый взгляд ситуация абсолютно непонятна, абсурдна, необъяснима:
— имеются Государственные требования;
— имеются лица, обязанные эти требования выполнять, — администрация ДДУ и школ;
— имеются опять-таки государственные органы, обязанные контролировать выполнение этих требований, — органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Требования игнорируются, ничего не происходит.
Может быть, все это ерунда? Ничего страшного? Может быть, так и надо? Тепло — это ведь не холодно (жар костей не ломит)!
Любая система отопления высушивает воздух. Чем интенсивнее работают нагреватели и, соответственно, чем выше температура в помещении, тем суше воздух.
Сухость воздуха — это очень плохо и опасно.
Почему?
Слизистые оболочки верхних дыхательных путей ежедневно контактируют с миллиардами микробов. Абсолютное большинство микробов не оказывает на организм никакого отрицательного влияния, поскольку, во-первых, они не могут закрепиться на поверхности слизистых оболочек (в носу, в горле), а во-вторых, слизистые оболочки вырабатывают жидкость (слизь, сопли, мокрота), которая в огромном количестве содержит вещества, убивающие вирусы и бактерии.
Способность слизистых оболочек останавливать и уничтожать микробы в месте внедрения называется местным иммунитетом. Если местный иммунитет не справился, тогда уже развивается болезнь и начинает работать иммунитет общий.
Если ваш ребенок часто болеет «простудными» болезнями, значит у него слабый местный иммунитет.
Врожденно слабым местный иммунитет не бывает практически никогда. Местный иммунитет уничтожается родителями и администрацией детских дошкольных учреждений.
Мы живем в стране, где минимум полгода отопительный сезон. Значит, минимум полгода (полжизни!) наши дети проводят большую часть времени в помещениях с сухим и теплым воздухом.
Сопли, мокрота, слизь могут убить инфекцию только тогда, когда они жидкие. Сухая слизь — это богатая белком питательная среда для бактерий.
Сухой воздух приводит к пересыханию слизистых оболочек и отключает систему местного иммунитета.
Сухой воздух высушивает слизь и способствует ее инфицированию. Засохшая слизь — главная причина отитов, гайморитов, бронхитов и воспалений легких.
Сухой воздух — главная причина роста аденоидов и развития хронических тонзиллитов.
Сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и аллергенам, отсюда риск аллергических болезней — от ринита до астмы.
Сухой воздух для детей намного опаснее, в сравнении со взрослыми: у детей более интенсивный обмен веществ, они вырабатывают больше тепла, а регулируют теплообмен не столько кожей (как мама и папа), сколько легкими. Сухой и теплый воздух не позволяет ребенку нормально «сбрасывать» лишнее тепло, это приводит к потерям жидкости во время дыхания и увеличивает потливость. Отсюда сгущение крови, нарушение работы внутренних органов, бесконечное питье по ночам и т.д.
Еще раз повторим: в отопительный сезон чем воздух теплее, тем он суше.
И еще один момент, исключительно важный в отношении проветривания.
!!!Суть: самые распространенные детские болезни — ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции). Главная эпидемиологическая особенность респираторных вирусов состоит в том, что они мгновенно погибают в прохладном влажном движущемся воздухе и часами сохраняют свою активность в воздухе сухом, теплом и неподвижном. Таким образом, проветривание — самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах.
Существующая в детских учреждениях отопительная практика — это геноцид местного иммунитета. Это одна из главных причин бесконечных детсадовских соплей, это миллионы оплаченных государством больничных листов, это тонны съеденных антибиотиков, это десятки литров крови и сотни литров мочи, собранные для анализов, это тысячи госпитализаций.
И эта практика существует. И об этом не пишут журналисты. И это, похоже, не волнует никого. Если температура воздуха опустится на 2 °С ниже положенной, так об этом расскажут в новостях все центральные каналы, хотя риска здесь нет никакого и «проблема» с легкостью решается дополнительной рубашкой.
Почему все молчат или говорят такое, что лучше бы молчали?
1. Прежде всего потому, что не знают, как правильно, как должно быть. Более того, все убеждены в том, что ребенок маленький и слабенький, поэтому его надобно греть и кормить. Многочисленные примеры, показывающие, что голые и не перекормленные болеют реже, никого и ни в чем не убеждают.
2. Общественное мнение однозначно рассматривает тепло в качестве добра. Холод (20 °С), открытая форточка, прогулка в сырую погоду — якобы главные враги детского здоровья. Никто не может или не хочет понять: дети болеют не оттого, что мерзнут, а оттого, что потеют! Отит начался не потому, что было открыто окно, а потому, что из-за сухости воздуха засохла слизь в слуховой трубе…
3. Журналисты — носители общественного мнения и делают все для того, чтобы потакать общественному мнению. Репортаж о замерзающих детях! Какой отклик, какой рейтинг! Сам мэр звонил и просил прощения!
4. Администрация ДДУ и работники санитарных служб не имеют ни сил, ни авторитета, ни желаний для того, чтобы противостоять общественному мнению. Одна мамочка, устроившая скандал в связи с тем, что ее ребенок заболел бронхитом якобы потому, что была открыта форточка, отобьет у воспитательницы желание открывать эту форточку на долгие годы. Более того, именно эту воспитательницу обвинят во всех смертных грехах и никто не встанет на ее защиту.
5. Бесконечные детские «простудные» болезни — это бесконечный бизнес, это миллиарды, полученные от продажи стимуляторов иммунитета, витаминов, антибиотиков, отхаркивающих средств, капель в нос и т.д. и т.п. Это тысячи лабораторий, ищущих причины ваших частых болезней.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Прежде всего всем понять:
если температура и влажность воздуха в детском саду не соответствует государственным требованиям, значит работники детского сада совершают должностное преступление, а органы санитарного надзора, на это не реагирующие, преступление покрывают и таким образом становятся его соучастниками.
Конкретные практические рекомендации.
В спальнях и игровых комнатах каждого ДДУ должны быть термометры и гигрометры.
Проще всего приобретать электронные многофункциональные устройства — как правило, это часы, которые показывают и температуру, и влажность, и многое другое (в зависимости от цены).
Для проветривания можно использовать проветриватели-очистители воздуха, которые обеспечат проветривание помещений без открывания окон, а значит без сквозняков. Для увлажнения воздуха необходимо использовать специальные бытовые приборы — увлажнители воздуха. Лучше всего ипользовать увлажнители традиционного способа увлажнения, с функцией очистки воздуха, так называемые “мойки воздуха”. Паровые и ультразвуковые увлажнители для детских садов крайне не желательны.
Муниципальные детские сады должны требовать финансирования приобретения увлажнителей, опираясь на требования родительской общественности. Однако чем раньше вы проведете родительское собрание и обсудите, на какие средства вам купить термометр, гигрометр и увлажнитель, проветриватель-очиститель воздуха, тем больше у вас появится шансов сэкономить на лекарствах.
Нагревательные элементы (батареи отопления) в детских учреждениях обязаны иметь регуляторы. Если регуляторов нет, думать о том, как их летом поставить, а пока уменьшать теплоотдачу батарей — обкладывать теплоизолятором (например, пенопластом), накрывать одеялами и т. д.
Помните: если в зимнее время вы открываете окно, то в комнату заходит холодный воздух, в котором практически нет воды (чем ниже температура воздуха, тем меньше в нем водяных паров). Нагреваясь, такой воздух высушивает воздух в помещении. Главный вывод — регулировать температуру воздуха надо закрытой батареей, а не открытой форточкой.
Совет администрации ДДУ. Напишите на бумаге большими буквами следующий текст:
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМПЕРАТУРЕ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Температура воздуха в игровых комнатах 21—23 °С, а в спальнях 18 — 21 °С. Относительная влажность воздуха 40—60%.
ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ АДМИНИСТРАЦИЯ ДДУ БУДЕТ ПРИВЛЕЧЕНА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ».
Бумагу с указанным текстом повесьте так, чтобы ее видели все родители. Как только кто-нибудь откроет рот и начнет кричать про холод и т.д. — отправляйте его выяснять отношения с государством. Знакомьте с нормами всех, кого вы принимаете в ДДУ. Если подобные требования не устраивают, пусть сидят дома в обнимку с обогревателем.
Дорогие мамы и папы!
То, что делают в большинстве детских садов со здоровьем наших детей, — это невыносимо, и с этим надо бороться.
Государственные требования игнорируются, контролирующие органы свои функции не выполняют.
Давайте действовать самостоятельно! Ведь речь идет о здоровье наших детей! Это более чем достаточный повод для того, чтобы перестать надеяться на кого-либо и ждать милости от чиновников.
Мы прежде всего должны попытаться изменить общественное мнение, сделать все для того, чтобы люди получили элементарную информацию. Мы все должны понять: наши любимые, добрые и ласковые бабушки не являются носителями истины. Если бабушка убеждена в том, что открытая форточка — это плохо, а наука считает (и практика подтверждает), что это хорошо, так надо как-то определяться! Что нам дороже? Нервы бабушки или здоровье ребенка? Сложный выбор, но надо решать.
Коль скоро государство умыло руки, так давайте мы с вами будем формировать общественное мнение. Дайте прочитать этот документ всем своим друзьям. Раздайте родителям, обсудите, проведите родительские собрания.
Поймите главное: если нормальный от Бога ребенок не вылезает из болячек, значит у этого ребенка конфликт с окружающей средой. И надобно не ребенка лекарствами кормить, а по мере сил и возможностей изменять окружающую среду. Это наш долг перед Богом и совестью. Ну подумайте: о каком здоровье можно говорить, если полгода нашим детям нечем дышать!
Комаровский Е. О.
Новые санитарные правила для детских садов призваны повысить качество услуг и повысить конкуренцию – эксперты, чиновники
СМОТРЕТЬ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Власти и специалисты вводят новые санитарные правила для детских садов. Изменения направлены на дерегулирование сектора, отмену устаревших стандартов, открытие пути для частного бизнеса.
Киев, 2 июня 2016 г.
Елена Заплотинская, руководитель проектов Национального совета реформ, отметила, что если в большинстве стран-членов ЕС детские сады для детей до трех лет являются частными учреждениями, то в Украине этот сегмент развит слабо. «По нашему заключению, этот сектор не развивается [в Украине] из-за чрезмерного регулирования. […] В скандинавских странах эти правила вообще не действуют. Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что дошкольным образованием здесь охвачено почти 80-90 процентов детей. Чем меньше сфера зарегулирована, тем лучше она развивается», — пояснила Заплотинская.
При разработке новых санитарных правил эксперты опирались на лучшие европейские практики. Итоговый документ уравновешивает интересы сторон и основывается на оценке рисков. «В документе мы установили раздел обязательных требований, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и комфортно. Все остальное мы оставили в разделе рекомендаций», — сказал Станислав Протас, временно исполняющий обязанности главы Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины.
Одним из нововведений является отмена обязательной справки от участкового педиатра в случае неявки ребенка в детский сад более трех дней (при отсутствии видимых признаков болезни). «Мы также отменили обязательное измерение температуры тела и проверку горла, если нет вспышек инфекционных заболеваний», — добавил Протас. Родители со своей стороны должны следить за тем, чтобы ребенок пришел в детский сад здоровым.
Новое постановление отменяет ряд требований, необоснованно блокировавших развитие частных детских садов. Так, было дано согласие на размещение детских садов в многоквартирных домах, на аутсорсинг детское питание, услуги по уборке и прачечной. «Детские сады теперь могут заказывать еду у кейтеринговых компаний. Однако эти экономические операторы должны будут внедрить так называемую систему HACCP — анализа рисков и критических контрольных точек [которая гарантирует производство безопасных пищевых продуктов путем выявления и контроля опасных факторов — UCMC]», — отметил Протас.
Новый регламент также отменяет нормы обустройства детских площадок и земельных участков. Заведующая детским садом теперь может принимать решения о функциональности помещений. Цвет стен и мебели больше не регламентируется, отмечается лишь, что они должны быть четких цветов. Запрет на использование двуспальных кроватей был снят, чтобы можно было решить проблему нехватки места в спальнях. «Эти кровати не опасны, они предназначены для использования в учебных заведениях», — заверила Елена Данеш, директор киевской школы-детского сада «Пролисок».
Дэниш также отметил, что новый регламент разрешает использование интерактивных досок и информационных технологий, однако ограничивает время их использования. Были сняты жесткие требования к внешнему виду воспитателей детских садов, касающиеся стандартов макияжа и маникюра, ношения бижутерии. «Все же учителям нужно придерживаться грани между дозволенным и разумным», — подчеркнул Даниш.
Панасюк также сообщил, что скоро в Украине появится новый вид дошкольных учреждений – корпоративные детские сады. «Для финансирования таких учебных заведений предусмотрено государственно-частное партнерство», — отметила она. Государственное финансирование таких детских садов будет осуществляться по принципу «деньги идут за ребенком». «То, что государство должно обеспечить ребенка в рамках частно-государственного партнерства, будет выплачиваться корпоративному детскому саду, который посещает ребенок. Остальное возьмут на себя родители», — пояснил начальник управления дошкольного образования Министерства.
Министерство образования и науки Украины уже разработало соответствующие проекты изменений в закон «О дошкольном образовании». «Мы надеемся, что соответствующие изменения будут приняты в ближайшее время. Положение о корпоративных учреждениях дошкольного образования будет принято сразу после внесения соответствующих изменений в закон «О дошкольном образовании», — отметил Панасюк.
Она также отметила, что в ближайшее время министерство инициирует изменения в правилах общеобразовательной школы.
Посмотреть галерею 1 изображениеРешение задач развития детей раннего возраста в Якутии
Помимо масштабного плана строительства новых детских садов, рассматриваются и другие решения. В целях увеличения охвата детскими учреждениями проект также рассмотрит альтернативные методы предоставления услуг, такие как семейные детские сады и субсидирование семей, пользующихся частными услугами. В целях увеличения числа центров раннего развития во многих странах они создаются при начальных школах, общественных центрах, библиотеках, мэриях или крупных компаниях, что становится все более популярным; эти инициативы также будут реализованы в рамках проекта. Однако основное направление деятельности направлено на создание новых качественных дошкольных учреждений. В частности, в небольших сообществах они могут быть вложены в другие общественные службы и иметь дополнительный эффект в виде развития связей между членами сообщества, но в целом именно сельские районы наиболее остро нуждаются в обновлении дошкольной инфраструктуры. Соответствующее обучение персонала и руководства, разработка учебных программ и системы мониторинга и оценки также станут неотъемлемой частью проекта.
В настоящее время, учитывая просторы Якутии, детские сады демонстрируют широкий спектр стандартов и между ними есть огромные различия. Таким образом, одной из целей проекта является предоставление правительству проверенных моделей и подходов, проектов и вариантов со всего мира, которые минимизируют затраты и максимизируют педагогику и, таким образом, позволяют правительству расширить доступ к дошкольному образованию. Эти проекты и модели будут представлены на утверждение правительству и включены в набор новых или пересмотренных руководств, предназначенных для архитекторов и педагогов, занимающихся проектированием детских садов.
За последние 15 лет во многих странах Европы, а также в Канаде, США и Японии были проведены масштабные реформы системы дошкольного образования, начиная от педагогических процессов и заканчивая архитектурой. Их исследования выявили сдвиги в различных аспектах дошкольного образования, связанные с изменениями в обществе, технологиях и педагогике. В результате новые целевые показатели качества в отношении услуг для детей младшего возраста были приведены в соответствие с национальными и международными уровнями (EC, 1996), содействие благополучию и развитию детей; стандарты в дошкольных учреждениях также были повышены в наилучших интересах детей. Например, большие классы предписывались не только из соображений здоровья, но и из-за значительной корреляции между отведенным на одного ребенка пространством и поведением детей (Presott, 1967) и когнитивным развитием (White and Stoecklin, 2003): большие игровые комнаты приводят к чтобы меньше ссор и позволять детям объединяться в группы, в то время как более спокойным детям остается достаточно места, чтобы уединиться в тихом месте.
Исследование детских садов Якутии, проведенное группой экспертов Всемирного банка, показало, что в российском законодательстве все еще существует некоторая свобода действий для увеличения размера игровых комнат, особенно в сочетании со спальными зонами в одном пространстве. Когда они разделены (что требуется действующими нормами), спальные комнаты сопоставимы по размеру с игровыми, но, поскольку они используются гораздо реже, они представляют собой резервуар, позволяющий оптимизировать пространство. Кроме того, исследование показало, что стоимостные и педагогические подходы могут быть дополнительно оптимизированы как в существующих объектах, так и во вновь планируемых сооружениях. Один
Предостережение и проблема, которую необходимо решить, как отмечают государственные архитекторы, связаны с ограничениями, налагаемыми действующим федеральным законодательством, санитарными нормами и строгими противопожарными нормами, которые мешают создать качественную среду для детей при сохранении низкой стоимости строительства.
Кроме того, в отношении оптимизации затрат необходимо пересмотреть некоторые процессы в детских садах в соответствии с последними процедурными изменениями, такими как управление контрактами. Там, где это возможно, следует также изучить возможность передачи на внешний подряд некоторых услуг, таких как медицинское обслуживание, стирка или приготовление пищи; это относится, в частности, к городским районам с большим количеством детских садов. Помимо предоставления учителям возможности быстро и легко перенастраивать помещения, введение многоцелевых пространств также должно уменьшить общий размер (и стоимость) содержания детского сада.
В качестве строительных материалов для будущих детских садов рекомендуются легкие деревянные конструкции, так как они обладают рядом важных преимуществ. Например, древесина доступна на месте (транспортировка других материалов в отдаленные регионы является дорогостоящей и своевременной), она устойчива, в деревянном строительстве используются местные ноу-хау и уважаются местные строительные традиции. Древесина является не только хорошим выбором с точки зрения строительных процессов и затрат, но и обладает многими другими качествами, такими как создание здоровой среды с условиями микроклимата в помещении, что делает ее практически идеальным материалом для дошкольных учреждений.
Кроме того, многие исследования подчеркивают важность и влияние дизайна на поведение, креативность и реакцию пользователей. Такие исследования, как «Переосмысление политики в области образования и обучения» (Schweinhart et al., 1993), показали, что положительный опыт детского сада оказывает одинаково положительное влияние на развитие ребенка, а затем и взрослого. Это делает архитектуру детского сада вдвойне важной в долгосрочной перспективе. Статистика показывает, что в среднем взрослые с положительным опытом детского сада имеют лучшую самооценку, более успешны в своей профессиональной жизни и реже совершают правонарушения.
Более того, увеличение инвестиций в детские сады имеет положительный экономический резонанс. То же исследование показало, что инвестиции, направленные на повышение качества дошкольного образования, имеют множество финансовых преимуществ для общества. В свете этих выводов современные детские сады в Якутии и других странах должны стремиться приспосабливаться к потребностям сегодняшних детей и стараться учитывать их индивидуальность. Должны быть приняты новые методы обучения и новые программы для дошкольников, и в их программы должны быть включены многие виды деятельности, которые раньше были развлечением.
В результате посещения детских садов Якутии был составлен план по определению пяти-шести проектов различных размеров, которые представляли бы собой рентабельные и экономичные модели строительства. Учитывая общность образовательной и физической инфраструктуры, потребностей и условий строительной площадки, эти различные модели проектирования должны удовлетворять пространственные потребности учреждений вместимостью от 25 до 250 детей как в городской, так и в сельской местности. Несмотря на эту единую строительную структуру, дизайн каждого детского сада по-прежнему допускает индивидуализацию, например, цвет фасадов и его окончательную планировку, а также позволяет использовать некоторые местные элементы дизайна. Этот тип строительной системы также позволит вносить изменения в архитектурную модель в зависимости от конкретных потребностей отдельного детского сада или школы. Таким образом, могут быть добавлены дополнительные помещения, такие как спортзал, бассейн или другая социальная инфраструктура, которая также может использоваться местным сообществом.
Команда проекта продолжит свою работу по расширению предоставления качественных услуг РДРВ, чтобы сделать систему детских садов Якутии образцом передовой практики для других регионов России. В ближайшие годы проект будет дорабатываться, что открывает ряд возможностей для исследований и разработок.
* * *
Юре Котник, Архитектура Юре Котник и Тигран Шмис, Представительство Всемирного банка в России, рассказывают эту историю.