Сайт евразийской комиссии: Коллегия ЕЭК

Разное

Лицо, оказывающее услуги по компенсации налога на добавленную стоимость,

  • Главная
  • Документы
  • Лицо, оказывающее услуги по компенсации налога на добавленную стоимость, — организация (tfr_sl:ServiceProviderOrg) (Таблица 4.9)

Приказ ФТС России от 18.11.2020 N 996 «Об утверждении состава, формата, порядка передачи в электронной форме сведений из документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость и порядка передачи электронных документов (чеков)…

Таблица 4.9

Лицо, оказывающее услуги

по компенсации налога на добавленную стоимость, —

организация (tfr_sl:ServiceProviderOrg)

———————————

<4> Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» (с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. N 441 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www. tsouz.ru/, 16 ноября 2010 г.), от 7 апреля 2011 г. N 719 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 3 августа 2011 г.), от 16 августа 2011 г. N 906 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www tsouz.ru/, 24 января 2012 г.), от 18 ноября 2011 г. N 858 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 12 декабря 2011 г.), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2012 г. N 9 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 23 марта 2012 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 125 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 16 августа 2012 г.), от 23 августа 2012 г. N 135 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 августа 2012 г.), от 18 октября 2012 г. N 188 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 19 октября 2012 г.), от 19 февраля 2013 г. N 22 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www tsouz.

ru/, 20 февраля 2013 г.), от 11 июня 2013 г. N 127 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 13 июня 2013 г.), от 25 июня 2013 г. N 137 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 26 июня 2013 г.), от 25 июня 2013 г. N 140 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 26 июня 2013 г.), от 1 октября 2013 г. N 213 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 2 октября 2013 г.), от 25 февраля 2014 г. N 27 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 26 февраля 2014 г.), от 18 декабря 2014 г. N 237 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 декабря 2014 г.), от 12 мая 2015 г. N 52 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 13 мая 2015 г.), от 18 августа 2015 г. N 91 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.
eaeunion.org/, 20 августа 2015 г.), от 3 ноября 2015 г. N 139 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 3 ноября 2015 г.), от 22 декабря 2015 г. N 168 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 23 декабря 2015 г.), от 2 июня 2016 г. N 54 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 3 июня 2016 г.), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 августа 2016 г. N 62 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 28 сентября 2016 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 августа 2016 г. N 95 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 31 августа 2016 г.), от 15 ноября 2016 г. N 145 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17 ноября 2016 г.), от 29 ноября 2016 г. N 159 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 1 декабря 2016 г.
), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 декабря 2016 г. N 153 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 3 марта 2017 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2017 г. N 33 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 26 апреля 2017 г.), от 2 мая 2017 г. N 43 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 4 мая 2017 г.), от 12 сентября 2017 г. N 116 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 13 сентября 2017 г.), от 14 ноября 2017 г. N 149 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 16 ноября 2017 г.), от 16 января 2018 г. N 5 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 19 января 2018 г.), от 22 мая 2018 г. N 81 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 25 мая 2018 г.), от 30 октября 2018 г. N 176 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.
eaeunion.org/, 6 ноября 2018 г.), от 14 мая 2019 г. N 71 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17 мая 2019 г.), от 8 октября 2019 г. N 174 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 11 октября 2019 г.), от 21 апреля 2020 г. N 50 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www eaeunion.org/, 24 апреля 2020 г.).

Лицо, оказывающее услуги по компенсации налога на добавленную стоимость (tfr_sl:TaxFreeServiceProvider) (Таблица 4.8) Лицо, оказывающее услуги по компенсации налога на добавленную стоимость, — индивидуальный предприниматель (tfr_sl:ServiceProviderIndividual) (Таблица 4.10)

О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии

  • Текст
  • Ссылается на
  • На него ссылаются

Открыть в системе Кодекс

В соответствии с пунктом 8 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пунктом 8 приложения N 2 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г.

N 98, в целях реализации подпункта «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 294, Коллегия Евразийской экономической комиссии

решила:

1. Внести в решения Коллегии Евразийской экономической комиссии изменения согласно приложению.

2. Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М.Мясникович

Приложение
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 29 ноября 2021 года N 159

1. В Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 марта 2014 г. N 39 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011)»:

а) в наименовании слова «(подтверждении) соответствия» заменить словами «соответствия (сведений о документе об оценке соответствия)»;

б) преамбулу изложить в следующей редакции:

«В целях реализации подпункта «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г.

N 294, в соответствии с пунктом 8 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пунктом 8 приложения N 2 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Коллегия Евразийской экономической комиссии

решила:»;

в) в пункте 1 слова «(подтверждении) соответствия» заменить словами «соответствия (сведений о документе об оценке соответствия)»;

г) в перечне продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011), утвержденном указанным Решением:

в наименовании слова «(подтверждении) соответствия» заменить словами «соответствия (сведений о документе об оценке соответствия)»;

в наименовании графы 2 слова «ТН ВЭД ТС» заменить словами «ТН ВЭД ЕАЭС»;

в наименовании графы 3 слова «(подтверждении) соответствия» заменить словами «соответствия (сведения о документе об оценке соответствия)»;

в пункте 1 в позициях «масла растительные» и «фракции масел растительных» слова «из 1510 00» заменить словами «из 1510»;

в примечаниях:

в пункте 1 слова «ТН ВЭД ТС» заменить словами «ТН ВЭД ЕАЭС»;

в пункте 2 слова «(подтверждении) соответствия» заменить словами «соответствия (сведений о документе об оценке соответствия)».

2. В Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 г. N 76 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011)»:

а) в наименовании и пункте 1:

после слова «соответствия» дополнить словами «(сведений о документе об оценке соответствия)»;

слова «или сведений о таком документе» исключить;

б) в перечне продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011) или сведений о таком документе, утвержденном указанным Решением:

в наименовании:

после слова «соответствия» дополнить словами «(сведений о документе об оценке соответствия)»;

слова «или сведений о таком документе» исключить;

в наименовании графы 3 слова «или сведения о таком документе» заменить словами «(сведения о документе об оценке соответствия)»;

в позициях «Фруктовые и (или) овощные нектары», «Фруктовые и (или) овощные сокосодержащие напитки» и «Морсы» слова «из 2202 99 190 0» заменить словами «из 2202 99 180 0»;

в позициях «Концентрированные морсы», «Концентрированные натуральные ароматообразующие фруктовые или овощные вещества» и «Клетки цитрусовых фруктов, фруктовые и (или) овощные мякоти» слова «из 2106 90 980 9» заменить словами «из 2106 90 980 8»;

в пункте 2 примечаний:

после слова «соответствия» дополнить словами «(сведений о документе об оценке соответствия)»;

слова «или сведений о таком документе» исключить.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный сайт Евразийского
экономического союза
www.eaeunion.org, 30.11.2021

  • Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 1 октября 2019 года) (редакция, действующая с 5 апреля 2022 года)
  • Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011) (с изменениями на 29 ноября 2021 года)
  • Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011) (с изменениями на 29 ноября 2021 года)
  • О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (утратило силу с 30. 01.2022 на основании решения Совета ЕЭК от 12.11.2021 N 130)
  • Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011) (с изменениями на 29 ноября 2021 года)
  • Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011) (с изменениями на 29 ноября 2021 года)

Что такое Евразийский экономический союз?

Объяснение истории, цели и политической подоплеки Евразийского экономического союза.

объяснитель

7 минут ЧИТАТЬ

Члены Евразийского экономического союза

Евразийский экономический союз состоит из пяти государств-членов: России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении.

Что такое Евразийский экономический союз?

Теоретически Евразийский экономический союз (ЕАЭС или ЕАЭС) представляет собой амбициозный проект экономической интеграции на постсоветском пространстве. Его формальные цели заключаются в создании общего рынка, подобного Европейскому союзу (ЕС).

Он стремится достичь этого путем координации экономической политики, устранения нетарифных торговых барьеров, гармонизации правил и модернизации экономики пяти государств-членов.

180м

— совокупное население государств-членов ЕАЭС

В ЕАЭС есть свои институты, аналогичные институтам ЕС. К ним относятся Евразийская экономическая комиссия в Москве в качестве ее регулирующего органа и Суд Евразийского экономического союза в Минске.

Однако реальность интеграции между пятью государствами-членами громоздка и неоднородна.

Полномочия Комиссии ограничены. Государства-члены, не согласные с его решениями, могут обратиться в другие органы, и Комиссия не имеет права обращаться в суд с государством-членом в случае несоблюдения. Споры часто решаются в двустороннем порядке, а не через институты ЕАЭС.

87%

— доля российской экономики в совокупном ВВП ЕАЭС в 2019 г.

Технократическая инфраструктура и общий рынок, которые лежат в основе ЕС и которые ЕАЭС стремился воспроизвести, до сих пор полностью не существуют. В целом стремление к более сложному экономическому союзу не было реализовано.

Россия на сегодняшний день является крупнейшим государством-членом и доминирует в Союзе. Это означает, что торговая модель представляет собой «центр и спицы», при этом большая часть торговли происходит между Россией и каждой из четырех других стран, а не между всеми пятью. Это доминирование означает, что Россия легко может действовать в одностороннем порядке в рамках союза.

Краткая история ЕАЭС

После распада Советского Союза в 1991 году Россия реализовала различные интеграционные проекты через Содружество Независимых Государств (СНГ) – гораздо более слабую организацию-правопреемницу Советского Союза.

Но это было крайне проблематично. Одни страны СНГ были заинтересованы в более тесном сотрудничестве с Россией, другие нет. В Украине многие восприняли организацию как механизм исключительно для содействия цивилизованному разводу с Россией.

Другие инициативы были созданы за пределами СНГ, в том числе Евразийское экономическое сообщество 2000 г. с Россией, Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном и Единое экономическое пространство 2003 г.

Примерно с 2010 г. Россия начала более энергичные и амбициозные попытки наладить экономическое партнерство в бывших советских республиках.

К ним относятся Евразийский таможенный союз, образованный в 2010 г. , и Единое экономическое пространство, созданное в 2012 г. Эта деятельность была отчасти вызвана финансовым кризисом 2008 г., а отчасти политикой Восточного партнерства ЕС (ВП).

Прочитать исследовательскую работу
Евразийский экономический союз

Восточное партнерство было запущено в 2009 году и направлено на углубление экономических отношений ЕС с соседними постсоветскими государствами, такими как Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Россия восприняла это как вторжение в свою сферу влияния и хотела создать альтернативный, дополнительный к ЕС экономический блок.

Государствами-основателями Евразийского таможенного союза были Россия, Беларусь и Казахстан. Большая интеграция имела смысл для этих государств, которые все были автократиями и уже были тесно связаны через инфраструктуру и торговлю из-за наследия Советского Союза.

Экономический союз с Россией принес ожидание политической поддержки, гарантий безопасности и стимулов, таких как дешевая энергия.

Более тесная интеграция также имела политический смысл, поскольку экономический союз с Россией предполагал политическую поддержку, гарантии безопасности и такие стимулы, как дешевая энергия. Эти преимущества позволили автократическим лидерам избежать реформ, которые проводились в других постсоветских государствах.

И Беларусь, и Казахстан подчеркивали, что стремятся к экономическому, а не политическому союзу. Но реальность ЕАЭС как российского геополитического проекта проявилась на примере Армении, которая стремилась к соглашению с ЕС.

3 сентября 2013 года, после встречи на высшем уровне между президентом Армении Саргсяном и президентом России Путиным, было объявлено, что вместо этого Армения присоединится к Евразийскому таможенному союзу, который вскоре станет ЕАЭС.

В результате Армения получит скидки на поставки природного газа и отменит пошлины на российские нефтепродукты. Армянские активисты утверждали, что правительство было вынуждено присоединиться к ЕАЭС в рамках усилий России по укреплению своего влияния на бывшие советские республики.

Россия предприняла аналогичную попытку заставить Украину отказаться от ЕС в пользу членства в ЕАЭС, но это не удалось, и протесты привели к свержению правительства президента Виктора Януковича в 2014 году. Это положило начало череде событий, которые привели к аннексии Россией Крым и эскалация российской агрессии против Украины в 2022 году.

Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в Астане (ныне Нур-Султан) и вступил в силу 1 января 2015 года. На следующий день Армения была принята в Союз оно вступило в силу. Кыргызстан также присоединился к Евразийскому экономическому союзу в августе 2015 года, мотивируя это своими тесными экономическими связями с Казахстаном и мобильностью рабочей силы, обеспечиваемой ЕАЭС.

Мигранты из Центральной Азии долгое время работали в России, но подвергались дискриминации и преследованиям. ЕАЭС предоставил легализованные формы трудовой миграции для кыргызских работников, облегчив возможности найти работу в России и отправить денежные переводы семье на родине. Эта трудовая мобильность была относительной историей успеха Союза.

Недавно велись дискуссии о вступлении Узбекистана в ЕАЭС, но они не продвинулись. После усиления российской агрессии против Украины в 2022 году Азербайджан также обсуждал вопрос о вступлении в ЕАЭС, поскольку война вынудила страну признать Россию своим самым важным геополитическим партнером.

Последствия агрессии 2022 года сделали ЕАЭС экономически более полезным для России, чем когда-либо прежде. Такие страны, как Казахстан, сыграли важную роль в том, чтобы позволить ему обходить санкции и ввозить запрещенные товары.

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

Наш флагманский информационный бюллетень содержит еженедельный обзор контента, а также последние новости о событиях и о том, как связаться с институтом.

Статья часть 2

Является ли ЕАЭС таможенным союзом?

ЕАЭС можно назвать лишь частичным таможенным союзом, так как государства-члены часто ведут себя в одностороннем порядке. Россия действовала, не посоветовавшись с союзом по критическим экономическим вопросам.

В 2014 году Россия заблокировала импорт сельскохозяйственной продукции из ЕС и торговлю с Украиной в ответ на введение финансово-экономических санкций. Другие государства-члены ЕАЭС не поддержали и не реализовали запрет. Вместо этого Беларусь, Армения и другие страны попытались извлечь из этого выгоду.

А Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) в ноябре 2015 года после вступления в ЕАЭС, но договорился о тарифе ниже общего тарифа ЕАЭС. Это означает, что около 40% таможенных пошлин в ЕАЭС не гармонизированы.

ЕАЭС представляет собой фрагментированный таможенный союз, для которого характерна односторонность России и ее непростые отношения с более мелкими государствами-членами.

Роль России в ЕАЭС

ЕАЭС имеет важное геополитическое значение для России. Путин рассматривает это как часть своего стремления восстановить российскую сферу влияния, утраченную с распадом Советского Союза. Для России выгоды от ЕАЭС в основном политические.

Его торговля внутри Союза намного меньше, чем с остальным миром. Даже если бы был создан совершенный рынок без тарифных барьеров, влияние на экономику России было бы минимальным.

Россия стремилась к созданию Союза, но не проявляла такого же энтузиазма в отношении сильных наднациональных институтов, в которых нуждается ЕАЭС.

Россия рассматривает проект региональной экономической интеграции как необходимый атрибут великой державы и как способ противостоять тому, что Путин считал однополярным миром, в котором доминируют США. Это также остановит расширение ЕС на территории бывшего Советского Союза и поможет поддержать пророссийские режимы.

Россия стремилась создать Союз, но не проявляла такого же энтузиазма в отношении сильных наднациональных институтов, которые необходимы ЕАЭС для функционирования в манере, похожей на режим, основанный на общих правилах ЕС.

Это демонстрирует парадоксальность усилий России по усилению своего влияния в регионе. Предполагается, что ЕАЭС предполагает экономическое сотрудничество, но экономические отношения с евразийскими членами имеют для России значение только как предпосылка к достижению ее политических целей.

У других государств-членов, как у небольших экономик, были разные мотивы для присоединения к Союзу, в том числе многие существующие зависимости в экономике, энергетике или безопасности, которым могла бы способствовать экономическая интеграция с Россией.

Европейский союз и ЕАЭС

Вся основополагающая идея Евразийского экономического союза заключалась в том, что он будет служить евразийским аналогом и потенциальным партнером ЕС. Многие из ее структур и институтов созданы по образцу структур ЕС, и Россия объявила ЕАЭС партнером ЕС в предлагаемой зоне свободной торговли, «протянувшейся от Лиссабона до Владивостока».

В европейских странах был большой энтузиазм по поводу ЕАЭС. Была надежда, что Россия будет добиваться либерализации торговли посредством трансконтинентального соглашения и станет более стабильным и доброжелательным соседом. В Германии особенно с оптимизмом смотрели на ЕАЭС как на проект, призванный сблизить Европу и Россию посредством торговли и связей.

Даже после аннексии Крыма Россией в 2014 году существовала поддержка торгового соглашения между ЕС и ЕАЭС, призванного ослабить напряженность и вовлечь Россию в полезные переговоры о европейской безопасности.

Но некоторые правительства с самого начала были обеспокоены тем, что ЕАЭС был в первую очередь российской геополитической конструкцией, а Россия использовала блок, чтобы действовать в качестве привратника в интересах более мелких государств-членов ЕАЭС. Также предполагалось, что Россия рассматривала экономическую интеграцию с ЕС в первую очередь как путь к отмене санкций.

Российское правительство все чаще видело руку США за деятельностью ЕС. Еще до того, как конфликт на Украине перерос в полномасштабную войну, ЕАЭС искал экономический поворот в сторону Азии, а не Запада.

Китай и ЕАЭС

Россия, Казахстан и Кыргызстан уже сотрудничали с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – политического, экономического и военного союза, основанного в 2003 году – еще до образования ЕАЭС. Россия и Китай использовали ШОС для достижения стратегического баланса своих интересов.

Китай также хотел развивать экономическое сотрудничество через ШОС. Но когда президент Китая Си Цзиньпин в мае 2015 года объявил о китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), Китай постарался признать ЕАЭС и необходимость сотрудничества с ним. В этом сотрудничестве не было много смысла, но это было политическое признание важности ЕАЭС.

Прочтите объяснение
Что такое инициатива Китая «Один пояс, один путь»? (БРИ)

Россия нервничала по поводу распространения китайского влияния через ОПОП на бывшие советские республики Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан.

ЕАЭС изначально задумывался как часть усилий России по противодействию экономическому влиянию Китая в регионе почти так же, как противодействовать ЕС в Западной Европе.

Но этот баланс изменился после аннексии Крыма Россией в 2014 году, поскольку отношения России с ЕС и США стали более откровенно враждебными. В мае 2018 г. было объявлено о заключении соглашения о торговле и сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС, имеющего скорее символическое значение, чем реальную экономическую выгоду.

Индия и ЕАЭС

Индия имеет долгую политическую историю сотрудничества с Россией и Советским Союзом. В декабре 2016 года начались переговоры по соглашению о свободной торговле между Индией и ЕАЭС.

Переговоры не продвинулись, так как обе стороны довольно протекционистски настроены в своей политике. Индия и Пакистан также присоединились к ШОС в 2017 году, альтернативному форуму для взаимодействия с ЕАЭС.

Связанный контент

Вторжение в Украину имеет пагубные последствия для возглавляемого Россией Евразийского экономического союза, проекта, который спотыкался с самого начала.

3 минуты ЧИТАТЬ

Изучение определения клептократии, мотивов, стоящих за ней, почему она процветает в определенных обществах и ее глобального влияния.

4 минуты ЧИТАТЬ

Многие наблюдатели за Россией вспоминают мимолетный момент 20-летней давности, когда страна могла сойти с пути конфронтации с США.

3 минуты ЧИТАТЬ

Взгляд из Астаны – Европейский совет по международным отношениям

Поскольку Евразийский экономический союз вступает в силу в январе 2015 года, ECFR запросил экспертов-аналитиков из нынешних государств-членов об их надеждах и опасениях относительно будущего их страны в составе этого Союза. На прошлой неделе мы представили Беларусь и Армению, сегодня мы сосредоточимся на Казахстане, а позже на этой неделе представим перспективу из России.

Руководство Казахстана активно поддержало создание Евразийского таможенного союза и его преобразование в Европейский экономический союз (ЕАЭС). На пресс-конференции для местных СМИ 21 декабря 2014 г. Президент Нурсултан Назарбаев заявил, что считает соглашение о создании ЕАЭС важнейшим событием года, хотя и отмечалось, что ЕАЭС находится в большой риск в связи с кризисом в России.

Назарбаев считает себя отцом-основателем этого интеграционного проекта – и он прав. Президент Казахстана впервые выдвинул идею создания Евразийского союза еще в 1994. Он рассматривает союз как средство создания своего наследия как «великого интегратора» постсоветского пространства. Но его сверхэмоциональное и субъективное восприятие ЕАЭС мешает ему взвешенно взглянуть на все риски и угрозы, присущие членству Казахстана в ЕАЭС.

Повестка дня Казахстана

Казахстан с самого начала хотел, чтобы Евразийский союз был чисто экономическим, без политического измерения. По инициативе Астаны в базовых принципах ЕАЭС есть пункт об уважении политической системы каждого государства-члена, что означает, что члены не должны вносить политические изменения в результате более тесной интеграции.

Казахстан рассматривает создание ЕАЭС как способ укрепить свои позиции в условиях растущей конкуренции в глобальной среде. ЕАЭС официально рассматривается как способ достижения важных экономических целей. Казахстанский бизнес должен иметь доступ к рынку ЕАЭС с населением 170 миллионов человек, а приграничная торговля должна быть увеличена с 12 регионами России, граничащими с Казахстаном, с населением 27 миллионов человек. Казахстан должен стать более привлекательным для инвесторов, которые также хотят работать на российском и белорусском рынках. Российский и белорусский рынки госзакупок стоимостью $198 миллиардов в год будут открыты казахстанскому бизнесу. Транспортные маршруты, соединяющие европейские и азиатские торговые потоки через Казахстан, должны быть созданы, а высокие транспортные расходы Казахстана, не имеющего выхода к морю, должны быть снижены за счет равного доступа к железнодорожным сетям России и Белоруссии. Будет создано единое пространство свободного движения капитала, услуг и рабочей силы, к 2025 году должен быть создан единый финансовый рынок. А к 2025 году Казахстан получит доступ к энергетической инфраструктуре на базе единого рынка нефти ЕАЭС. и газ.

Но будут реальные проблемы в достижении этих официальных целей. Невозможно создать равноправный союз между сильными и слабыми игроками. А еще труднее создать рабочий союз между неконкурентоспособными игроками, если их экономика базируется преимущественно на экспорте природных ресурсов. Все члены Таможенного союза имеют высокий уровень коррупции и государственного вмешательства в экономику, раздутую бюрократию и отсутствие полноценной рыночной экономики. И будет интересно узнать, способны ли авторитарные режимы эффективно интегрироваться.

Лучшей внешней политикой для Казахстана была бы не экономическая интеграция с другими государствами, а диверсифицированное сотрудничество в водной, энергетической, сельскохозяйственной и других сферах с различными странами (другими странами Центральной Азии, Китаем, Россией, Европейским Союзом и США). .

Антиевразийские настроения в Казахстане

Создание Таможенного союза и его преобразование в ЕАЭС вызвало серьезные разногласия в казахстанском обществе. В начале 2014 года было создано антиевразийское движение, которое видит в ЕАЭС угрозу национальному суверенитету Казахстана. Еще в 2012 году оппозиция даже предложила провести референдум о членстве Казахстана в предшественниках ЕАЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Влияние оппозиции на внутреннюю политику не следует переоценивать. Но правительству нужно быть осторожным, потому что ЕАЭС становится все более непопулярным среди этнической казахской части населения, включая влиятельную казахоязычную интеллигенцию, от поддержки которой зависит правительство. Более того, война на Украине и санкции Запада в отношении России ужесточили позицию скептиков о том, что Казахстану опасно находиться в союзе с Россией, которая становится международным изгоем.

Также неясно, останутся ли Казахстан и Беларусь членами ЕАЭС после смены режимов в обеих странах. В Казахстане как внутренняя, так и внешняя политика сильно персонифицированы — ЕАЭС является частью личных политических амбиций Назарбаева. Будут ли у следующего президента такие же цели? Самое главное, как отреагирует Россия? Попытается ли он оказать давление на казахстанское руководство, как это неоднократно делалось в Беларуси? Россия допустила тактическую ошибку и создала прецедент, когда заявила, что смена режима в Киеве означает, что Россия не обязана признавать Будапештский меморандум о гарантиях безопасности Украины. Это оставляет открытой дверь для выхода других стран из ЕАЭС в будущем, если они сочтут, что это больше не в их интересах.

Перспективы будущего ЕАЭС

ЕАЭС может развиваться в нескольких разных направлениях в зависимости от экономических и геополитических факторов.

Бюрократизация интеграционного проекта может затормозить развитие участников ЕАЭС. В продолжающемся торговом споре между Беларусью и Россией экономическая напряженность между Москвой и Минском привела к публичной ссоре, несмотря на наднациональные структуры Евразийской экономической комиссии и ее Совета, который состоит из вице-премьеров трех членов. страны. Эти структуры кажутся больше для показа, чем для какого-либо практического использования.

Казахстан и Беларусь не согласились с введением Москвой импортных санкций в отношении западных товаров, поэтому этот шаг привел к охлаждению отношений внутри Таможенного союза. Москва обвинила Минск в реэкспорте запрещенных товаров на российский рынок. Более того, Россия ввела ограничения на транзит товаров по своей территории, в том числе предназначенных для Казахстана. Это было нарушением основных принципов Таможенного союза, и Беларусь в ответ восстановила собственный таможенный контроль. Все это означает, что с момента создания ЕАЭС в 2015 году эти внутренние конфликты будут продолжаться, поскольку санкционная война, наряду с войной Москвы против реэкспорта, не собирается заканчиваться.

Три нынешних члена ЕАЭС, скорее всего, сохранят разные взгляды на будущее проекта. Это может привести к росту экономической и политической напряженности и конфликтам внутри организации. Кроме того, расширение ЕАЭС за счет слаборазвитых и неконкурентоспособных стран (Армения, Кыргызстан и Таджикистан) может задержать его развитие, поскольку потребуется финансирование, чтобы помочь их экономикам наверстать упущенное.

Возникновение ЕАЭС может привести к распаду постсоветского пространства на несколько групп: евразийцев (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Кыргызстан, Таджикистан), антиевразийцев (Азербайджан, Узбекистан, Молдавия, Украина, Грузия). ) и нейтральные страны (Туркменистан).

Россия продолжит настаивать на большей политической интеграции через ЕАЭС, особенно после смены режима в Казахстане. Это означает, что дальнейшее членство Казахстана в ЕАЭС, несомненно, будет сопряжено с серьезными политическими рисками.

Досым Сатпаев — директор Группы оценки рисков и соучредитель Альянса аналитических организаций Казахстана.

Европейский совет по международным отношениям не занимает коллективных позиций. Публикации ECFR представляют только взгляды их отдельных авторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *