Сайт евразийской комиссии: Коллегия ЕЭК

Разное

Сотрудничество в области транспорта с государствами-членами ЕАЭС

29 мая 2014 г. в г. Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу 1 января 2015 года. 2 января 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу. 12 августа 2015г. Киргизская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время в составе Евразийского экономического союза  представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

Вопросы транспортной сферы в Договоре о ЕАЭС урегулированы в следующих разделах и приложениях:

Раздел XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и приложением к нему 16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций»;

Раздел XIX «Естественные монополии» и приложением к нему 20 «Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий»;

Раздел XXI «Транспорт» и приложением к нему 24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике».

Органами управления Евразийским экономическим союзом являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и суд Евразийского экономического союза.

Постоянно действующим регулирующим органом Союза является Евразийская экономическая комиссия. Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Евразийская экономическая комиссия имеет двухуровневую систему управления: Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.

Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов. Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, и состоит из 10 членов Коллегии, которую возглавляет Председатель Коллегии Комиссии, избираемый на 4 года.

Структурным подразделением ЕЭК по взаимодействию в сфере транспорта является Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, работу которого курирует член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре, одновременно возглавляющий Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре ЕЭК, в рамках которого обеспечивается экспертная проработка вопросов в сфере транспорта и подготовка предложений по их реализации.

В Консультативном комитете по транспорту и инфраструктуре ЕЭК стороны представлены на уровне заместителей министров транспорта. Делегацию Минтранса России возглавляет заместитель Министра транспорта Российской Федерации
А.К. Семёнов.

В структуре Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК действуют следующие подкомитеты по:

— железнодорожному транспорту;

— автомобильному транспорту и дорожному хозяйству;

— гражданской авиации;

— водному транспорту;

— инфраструктуре и логистике.

В состав подкомитетов делегированы представители Минтранса России и подведомственных ему федеральных службы и агентств, а также в качестве независимых экспертов – представители транспортных организаций.

Решением Высшего Евразийского экономического совета №13 от 14 мая 2018 г. создан Совет руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств-членов Евразийского экономического союза.

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г.

№ 19 утверждены Основные направления транспортной политики (далее – Основные направления), что позволило объединить усилия и приступить к системной работе, направленной на достижение задачи, поставленной Президентами – снятие имеющихся ограничений на перевозки всеми видами транспорта до 2025 года.

В развитие положений Основных направлений Решениями Евразийского межправительственного совета от 14 августа 2017 г. № 2 и от 25 октября 2017 г. утверждены планы мероприятий («дорожные карты») по реализации Основных направлений, предусматривающие конкретные меры по созданию в ЕАЭС единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг в сфере транспорта.

22 ноября 2018 г. «на полях» Транспортной недели-2018 в Москве российской и армянской сторонами подписано Соглашение о создании и деятельности Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьезных инцидентов.

1 февраля 2019 г. в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в г. Алматы (Республика Казахстан) подписано Соглашения о судоходстве.

Реализуются мероприятия, направленные на развитие воздушного сообщения, обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции, формирование общего рынка услуг воздушного транспорта Союза. Одобрен Перечень сфер, регулирование которых осуществляется законодательством государств-членов ЕАЭС, подлежащим гармонизации.

Согласованы меры, направленные на обеспечение свободы транзитных автомобильных перевозок грузов перевозчиками одного государства-члена Союза через территории других государств-членов; прорабатываются общие подходы по урегулированию спорных ситуаций, возникающих на внешней границе Союза с перевозчиками третьих стран.

Функционирует Рабочая группа по выработке общих подходов по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Сторонами одобрен перечень проектов, наиболее интересных для каждой из сторон. Проводятся переговоры с Евразийским банком сотрудничества относительно возможного финансирования проектов.

Наряду с этим проводится работа по:

— снятию барьеров и ограничению по доступу на внутренний рынок государств-членов ЕАЭС;

— совершенствованию положений Договора о ЕАЭС;

— реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности;

— внедрению технических регламентов ЕАЭС;

— по подготовке проектов соглашений между ЕАЭС и третьими странами в части, касающейся вопросов транспорта.

Ключевым направлением взаимодействия является внедрение современных цифровых технологий: интеллектуальных транспортных систем, цифровой логистики; систем электронного обмена информацией и документооборота; внедрение электронной накладной; онлайн-сервисов, основанных на принципе «единого окна».

 

Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org

Новости

Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям

Общая информация

Евразийский экономический союз – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Евразийский экономический союз предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Евразийском экономическом союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории Евразийского экономического союза предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Евразийского экономического союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в Евразийский экономический союз заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Евразийский экономический союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

Официальную информацию о Евразийском экономическом союзе можно получить на сайте: www. eurasiancommission.org

Контактная информация

Консультанты по вопросам ветеринарного надзора:

г. Владимир

Дегтярева Юлия Владимировна – заместитель начальника отдела государственного ветеринарного надзора 8(4922)77-16-64

Румянцева Юлия Александровна – государственный инспектор отдела государственного ветеринарного надзора 8(4922)77-16-64

г. Кострома

Дмитриевская Алина Евгеньевна – государственный инспектор отдела государственного ветеринарного надзора 8(4942)37-01-75

Созинова Евгения Александровна – государственный инспектор отдела государственного ветеринарного надзора 8(4942)37-01-75

г. Иваново

Качанов Андрей Львович – госинспектор отдела государственного ветеринарного надзора 8(4932)93-98-60

Консультанты по вопросам фитосанитарного надзора:

г. Владимир

Глинкина Мария Николаевна – начальник отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна 8 (4922)77-16-84

Ярикова Татьяна Викторовна – заместитель начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна 8 (4922)77-16-84

г. Кострома

Жумаев Александр Демьянович – заместитель начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна 8 (4942) 37-01-74

г. Иваново

Пронина Наталья Юрьевна – заместитель начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна 8 (4932) 93-98-37

Информация для участников ВЭД

27.07.2017
Разъяснения по Единым карантинным фитосанитарным требованиям

27.07.2017
Относительно заполнения фитосанитарных сертификатов

01.04.2013
Внимание предприятиям, индивидуальным предпринимателям, гражданам, завозящим подкарантинную продукцию из Казахстана и Белоруссии (из государств-членов таможенного союза)

29.06.2011
Решение от 19 мая 2011г. № 83
О вступлении в силу Протоколов от 21 мая 2011 года в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер

09.06.2011
О реестре предприятий Таможенного союза

20. 05.2011
Об уведомлении о прибытии груза

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору информирует участников торговли, что при ввозе на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции из Республики Казахстан получения импортного карантинного разрешения не требуется. (письмо Россельхознадзора от 23.03.2011 № ФС-АС-3/3233)

Нормативные документы

Соглашения

  • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам
  • Соглашение Таможенного союза о карантине растений
    (в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года, принятого Решением № 39 Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 21 мая 2010 года)

Утвержденные документы (документы 2го уровня) — в области ветеринарии

  • Решение Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317
    «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе»
  • Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)
    Утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317
  • «Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)»
    Утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317
  • Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб (образцов) товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)
    Утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317
  • Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза
    Утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317
  • Единые формы ветеринарных сертификатов
    Утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317

Нормативно-правовые акты ЕАЭС в области фитосанитарного контроля

  • Решение Комиссии Таможенного союза от 18. 06.2010 N 318 (ред. от 17.03.2017)
    «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»
  • Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — Перечень подкарантинной продукции, (в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 8)
  • Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 8)
  • Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза (в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12. 02.2016 N 8)
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 157 (ред. от 08.08.2019)
    «Об утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза»
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 158 (ред. от 08.08.2019)
    «Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза»
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159
    «Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза»

Евразийский экономический союз – более политический, менее экономический

Евразийский экономический союз, несомненно, является наиболее всеобъемлющей формой экономической интеграции постсоветских стран после распада Советского Союза. Однако то, как развивался интеграционный процесс, а также агрессивная политика России в последний год свидетельствуют о том, что ЕАЭС стал прежде всего политическим проектом, а значение его экономических аспектов размылось. Это привело к изменению отношения Казахстана и Беларуси к ЕАЭС. Первоначально обе страны рассматривали интеграцию как возможность для развития подлинного экономического сотрудничества. Однако аннексия Крыма Россией и конфликт на Украине выявили реальное значение проекта ЕАЭС – как инструмента усиления российского влияния на постсоветском пространстве и изоляции постсоветских стран от Запада и Китая.

Хотя Кремль представляет ЕАЭС как евразийский аналог Евросоюза, на самом деле этот проект является имитацией интеграции. Причины этого включают характер политических систем в странах-участницах, которые являются авторитарными, склонными к инструментализации права и подвержены системной коррупции; агрессивная политика, которую Россия проводит в течение последнего года; и доминирующая роль России в определении формы ЕАЭС.

ЕАЭС, похоже, основан на силовой интеграции и становится все менее и менее экономически привлекательным для других стран-членов, кроме России. Более того, он явно приобретает политическое измерение, которое эти другие страны-члены считают опасным. По этим причинам его функционирование будет зависеть от силы и положения России. В долгосрочной перспективе, вероятно, другие государства-члены попытаются «притвориться» и отсрочить более тесную интеграцию в рамках ЕАЭС. Это означает, что если Россия станет политически и экономически слабее, ЕАЭС может превратиться во все более дисфункциональную организацию, что будет подкрепляться низкими стандартами правовой культуры в его государствах-членах и их нежеланием интегрироваться. В случае усиления мощи России ЕАЭС станет эффективным инструментом доминирования России на территории бывшего СССР.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был запущен 1 января 2015 года. Он знаменует собой третий этап инициируемого Россией процесса экономической, де-факто политической интеграции на постсоветском пространстве. Созданию ЕАЭС предшествовало создание Таможенного союза (1 января 2010 г.) и Единого экономического пространства (1 января 2012 г.). В новую организацию, которая, в отличие от своей предшественницы, имеет правосубъектность, входят Россия, Казахстан и Беларусь, которые с самого начала участвовали в интеграционном процессе, а также Армения, присоединившаяся к ним 2 января 2015 года. Ожидается, что Кыргызстан также стать участником в мае этого года после завершения всех необходимых процедур.

 

Экономическая узда

В экономическом измерении создание ЕАЭС формально представляет собой шаг к новому этапу интеграции, но не является прорывом. Учредительный договор ЕАЭС предусматривает большую свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также устанавливает более подробные и обширные правила для уже интегрированных секторов. В 2016 году вступят в силу единые правила рынка лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В некоторых случаях ЕАЭС сохранит суверенитет членов в сферах, которые до сих пор не регулировались из-за их экономической чувствительности (например, в политике нетарифного регулирования в отношениях с третьими странами).

Вопреки предыдущим заявлениям, отложено регулирование наиболее спорных областей: это касается создания общего рынка нефти и газа (отложено до 2025 г.), общего рынка электроэнергии (отложено до 2019 г.) и общего рынка услуг (перенесено на 2025 г.)[1]. Общий транспортный рынок (автомобильный и железнодорожный) будет создан в несколько этапов. Тот факт, что эти отрасли в очередной раз были освобождены от интеграции в соответствии с переходными положениями, свидетельствует о том, что интересы стран-участниц по-прежнему расходятся, а члены ЕАЭС не хотят интегрировать те отрасли экономики, которые имеют стратегическое значение, особенно стратегически важные. для России. Тот факт, что в этих областях не было достигнуто согласия, объясняется также чрезмерно быстрым темпом переговоров, навязанным Россией и подвергнутым критике со стороны других участников.

В ЕАЭС сохраняются исходные принципы тарифной политики, соответствующие условиям вступления России в ВТО, в том числе положения о распределении доходов от ввозной пошлины и координации мер по поддержке экспорта товаров из стран-членов ЕАЭС ( таких как экспортные кредиты, продвижение бренда, совместное присутствие на ярмарках и выставках). Введен новый ярлык «сделано в ЕАЭС» (по образцу решения ЕС). Члены ЕАЭС также сохранят свои первоначальные прерогативы в отношении проведения собственной промышленной политики и защиты своей экономики посредством различных субсидий, хотя они должны быть согласованы с Комиссией ЕАЭС.

Наиболее глубоко интеграция идет в сфере обеспечения свободного доступа граждан государств-членов ЕАЭС к рынкам труда. Соглашение расширяет список профессий (например, включая образование и юридические профессии), в которых государства-члены будут взаимно признавать степени на автоматической основе. Подоходный налог будет уплачиваться в стране проживания с первого дня трудоустройства (до сих пор этот показатель составлял 183 дня). Договор также гарантирует равный доступ к базовому медицинскому обслуживанию для всех граждан государств-членов. Ведется работа над соглашением о признании трудового стажа и о приобретении пенсионных прав работниками, работающими в государствах-членах.

Несмотря на такой прогресс, ожидаемые прямые экономические выгоды от интеграции будут ограничены из-за различий в экономических потенциалах государств-членов, а также того факта, что создание общего рынка нефти и газа и общего рынка электроэнергии, оба, имеющие ключевое значение для партнеров, были отложены. [2] На товарооборот между странами-учредителями ЕАЭС приходилось всего 12% от их общего товарооборота в 2012 и 2013 гг. (11% в первом полугодии 2014 г.)[3]. Более того, из-за различий в экономическом потенциале, характере торгового обмена и, наконец, центрального географического положения России в ЕАЭС интеграция фактически укрепит сеть двусторонних экономических отношений между странами-членами и Россией[4]. Даже если Беларусь и Казахстан готовы наращивать свое экономическое сотрудничество, они не могут сделать это в более широких масштабах по разным причинам, в том числе из-за невозможности транзита казахстанской нефти в Беларусь через Россию.

Создание ЕАЭС закрепит существующую систему экономических зависимостей и откроет лишь узкие возможности для интеграции на новых территориях. В случае с Беларусью и Арменией ЕАЭС сохраняет существующую систему, при которой Россия субсидировала их экономику, в основном за счет поставок более дешевых энергоресурсов, что стало менее привлекательным в нынешней экономической ситуации (низкие цены на нефть и изменения в налогообложении нефтяного сектора в России[5]) – и за счет кредитов, предоставленных Россией и Евразийским банком развития, в котором доминирует Россия. Решение России предложить льготные условия сотрудничества Белоруссии[6], Армении и Кыргызстану (на уровне двусторонних экономических отношений с Россией) стало той ценой, которую Кремль согласился заплатить за вовлечение этих стран в интеграционный процесс.

В случае Казахстана его участие в Евразийском экономическом союзе подвергает страну растущей конкуренции со стороны более сильных российских компаний на внутреннем рынке и делает казахстанский нефтяной сектор менее привлекательным для иностранных инвесторов. Поскольку производственная база в странах ЕАЭС неразвита и морально устарела, создание общего рынка фактически облегчит доступ товаров из России (промышленность которой среди них наиболее развита) на рынки других государств-членов, а не наоборот (эта тенденция в настоящее время усиливается обесцениванием российской валюты). Беларусь здесь является исключением, поскольку почти 50% ее экспорта приходится на российский рынок. Более того, более высокий капитальный потенциал, которым располагают российские компании, вызывает опасения, что они могут выкупить наиболее привлекательные предприятия в более мелких и экономически более слабых государствах-членах.

Участие в ЕАЭС, в котором доминирует отсталая российская экономика, не создаст импульсов к модернизации, не способствует диверсификации рынков, консервирует существующие неконкурентоспособные экономические механизмы. В результате ЕАЭС только усилит взаимные зависимости, закрепив тенденцию, при которой проблемы наиболее экономически сильного члена ЕАЭС, т.е. в Беларуси и Казахстане).

 

Институционально-правовое измерение ЕАЭС – эффективная дисфункция

Создание ЕАЭС формально завершает процесс формирования институциональных основ интеграционного процесса, начавшийся в 2010 г. с образованием Таможенного союза . Новая организация основана не на новой правовой базе, а на существующей правовой базе acquis , которая была расширена, переупорядочена и более подробно сформулирована в Договоре о ЕАЭС[7]. Функционирование ЕАЭС в принципе базируется на уже существующих институтах, наделенных дополнительными прерогативами. Новизна заключается в том, что ЕАЭС получил правосубъектность.

Высший Евразийский экономический совет остается высшим органом ЕАЭС (на уровне президента) и единогласно определяет направления сотрудничества. Задачей вновь созданного Евразийского межправительственного совета (на уровне премьер-министров) является контроль за выполнением положений договора и решений, принятых президентами.

Постоянно действующим исполнительным органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия с местонахождением в Москве. Комиссия состоит из Совета (политический орган, состоящий из четырех заместителей премьер-министра, выполняющих надзорные функции) и Коллегии (исполнительный орган). Совет Комиссии принимает свои решения консенсусом, а Коллегия – квалифицированным большинством в две трети голосов, за исключением так называемых «деликатных» тем, по которым требуется единогласие (высший Евразийский экономический совет определяет список деликатных тем). Каждое решение Коллегии, принятое квалифицированным большинством голосов, может быть наложено вето страной-участницей и стать предметом обсуждения на уровне премьер-министра или президента (см. ст. 30 Положения о Комиссии ЕАЭС). Решения Высшего Евразийского экономического совета имеют преимущественную силу над решениями Евразийского межправительственного совета, а решения обоих этих органов имеют преимущественную силу над решениями Комиссии. Суд Евразийского экономического союза со штаб-квартирой в Минске отвечает за разрешение споров и обеспечение соблюдения сторонами заключенных договоров.

Государства-члены реализуют решения обоих Советов ЕАЭС «в порядке, установленном их внутренним законодательством» (ст. 6 п.1 Договора о ЕАЭС), что на практике означает, что эти решения становятся обязательными со дня публикация. Таким же образом становятся обязательными решения Комиссии.

Исходя из сложившейся до сих пор практики интеграции, можно ожидать, что законотворчество будет осуществляться на уровне Высшего Евразийского экономического совета (ВСЕ), а решения остальных органов будут носить исполнительно-технический характер. Это означает, что процесс принятия решений в ЕАЭС будет проходить на высшем уровне и может быть заблокирован в рамках национального законодательства из-за недостаточной четкости положений соглашений ЕАЭС; например, возможны разные толкования ветеринарно-санитарных правил, и на этом основании Россия запретила транзит мяса в Казахстан через свою территорию в ноябре 2014 г.

Все это означает, что интеграция фактически ограничится сотрудничеством на высшем политическом уровне, а Комиссия продолжит играть техническую роль. На первый взгляд, это, казалось бы, усиливает государства-члены, поскольку решения Верховного Совета принимаются на основе консенсуса, что теоретически дает возможность самым слабым партнерам блокировать невыгодные для них решения. Это была уступка со стороны России, призванная побудить другие государства присоединиться к интеграционному проекту. Однако это решение требует частых президентских саммитов (заседаний Верховного совета)[8], что, в свою очередь, позволяет России оказывать политическое давление на более слабых членов и заставлять их соглашаться с решениями, разработанными Комиссией, в которой доминирует Россия[9].]

Таким образом, институты ЕАЭС, и особенно Верховный Совет, образуют сеть зависимостей, которые опутывают государства-члены, вынуждая их соглашаться на более тесное сотрудничество с Россией. Кремль также стремится использовать их для навязывания своей воли по политическим вопросам, которые формально остаются за пределами компетенции ЕАЭС[10]. В этом контексте создание ЕАЭС олицетворяет продолжающийся процесс подчинения Москвой бывших стран СНГ.

Характер политических систем в государствах-членах также влияет на характер интеграции: все они являются авторитарными странами, в которых инструментализированы принципы верховенства права и деятельность государственных институтов, а власть авторитарного руководства это самое главное. Эта же модель регулирует отношения внутри ЕАЭС. По этой причине и несмотря на то, что ЕАЭС создан по образцу европейской институциональной структуры[11] (в той мере, в какой названия институтов схожи[12]), современная практика интеграции показывает, что Евразийский экономический союз не является симметричным отражением Европейского Союза, и любые сходства иллюзорны. Опыт взаимоотношений в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства также показывает, что правовые нормы Евразийского экономического союза нередко обходят (например, путем создания нетарифных барьеров) или даже игнорируют его участники. Различия в толковании ветеринарных правил компетентными органами отдельных государств, неуведомление Кремлем государств-членов о своем решении ввести антизападные санкции, односторонний запрет России на транзит товаров в Казахстан, введение ограничений на импорт из Белоруссии тому примеры. Они показывают, что соблюдение положений договоров о ЕАЭС является лишь вопросом политических решений государств-членов[13].

 

Политический инструмент России

Поскольку в нем доминирует Россия, ЕАЭС[14] является инструментом Кремля для достижения собственных политических целей в отношениях как с зарубежными партнерами, так и с постсоветскими государствами.

Россия пытается продвигать Евразийский экономический союз как равноправного партнера в диалоге с Европейским союзом, тем самым посылая сигнал о том, что ЕАЭС должен быть главным игроком в определении формы отношений между постсоветскими государствами на одной стороны, а ЕС[15] и Китай – с другой. В результате участие других государств-членов в ЕАЭС тормозит развитие их собственных отношений с Западом и Китаем, ограничивая их возможности вести диалог с ними (например, членство Армении в ЕАЭС означает, что страна не может подписать соглашение об ассоциации с ЕС). Россия также использует ЕАЭС, чтобы продемонстрировать, что у нее все еще есть союзники в продолжающейся конфронтации с Западом. Об этом косвенно свидетельствует формат августовских переговоров по украинскому кризису, состоявшихся в Минске: это был диалог о последствиях подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, который вели представители ЕС и ЕАЭС.

Россия также склонна использовать создание Евразийского экономического союза для усиления своего нарратива о необходимости пересмотра международного порядка и продвижения многополярного мира при отказе от доминирования США. Евразийский экономический союз представляется как мост между Китаем и ЕС, необходимый для создания единого экономического пространства, охватывающего Европу и Азию. Такой мост был бы полезен в попытках России подорвать сотрудничество между ЕС и США[16]. В этом контексте Россию интересуют отдельные элементы китайской концепции Нового Шелкового пути, такие как развитие инфраструктурных связей между Китаем и ЕС через территорию Евразийского экономического союза. Государства-члены ЕАЭС, в частности Россия, получат выгоду от транзита, а ЕАЭС станет относительно постоянным элементом китайско-европейского экономического сотрудничества.

На постсоветском пространстве Евразийский экономический союз является одним из ряда инструментов, которые Россия использует для подчинения тех стран, которые относятся к тому, что Россия определяет как свою сферу влияния, и изоляции их от других потенциальных партнеров. То, как Армения была вынуждена отказаться от Соглашения об ассоциации с ЕС, чтобы присоединиться к ЕАЭС (в сентябре 2013 г.), является показательным примером; другие примеры включают приглашения, направленные Азербайджану и Таджикистану, присоединиться к ЕАЭС, а также недавние предложения о том, чтобы Узбекистан присоединился к этой организации. Аналогичной цели в сфере безопасности служит Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

ЕАЭС также служит для России площадкой для продвижения концепции евразийства и цивилизационного первенства России, русского языка и культуры на постсоветском пространстве (русский язык является единственным официальным языком ЕАЭС)[17]. Это проявляется в российских инициативах по созданию евразийских информационных платформ и евразийских форумов, в том, как образовательные и научные учреждения продвигают эту концепцию[18], в призывах к повышению роли русского языка в постсоветских государствах. [19] Государства-члены рассматривают эту политику как угрозу и считают, что она косвенно подрывает их суверенитет. Это уже вызвало критику ЕАЭС в националистических кругах его государств-членов, а также в его бизнес-ассоциациях, подчеркивающих необходимость отстаивания интересов Казахстана и Беларуси (их голоса звучат в публичных СМИ). Это неприятие и опасения российского господства отражены в том факте, что президенты Казахстана и Белоруссии в последнее время стремились подчеркнуть свой независимый статус в отношениях с Россией. [20]

 

Перспективы: кнут, а не пряник

Функционирование Евразийского экономического союза будет зависеть в первую очередь от России, как страны, наиболее заинтересованной в своем продолжении существования и обладающей экономическим потенциалом для субсидирования экономики других Государства-члены. Россия является движущей силой интеграционного процесса, и его целью является более тесная интеграция в тех областях, в которых это выгодно России, о чем свидетельствуют российские планы по введению единой валюты или созданию парламента ЕАЭС[21]. Другие члены-основатели ЕАЭС не поддерживают эти планы и все чаще откладывают или имитируют интеграцию.

Армения и Киргизия — члены второго ранга, которые не в состоянии противостоять России и рассматривают свое участие в ЕАЭС как политическую необходимость, но и как возможность получить субсидии для поддержки своей неэффективной экономики. С другой стороны, Казахстан и Беларусь опасаются политического измерения интеграции и обеспокоены тем, что их пространство для маневра во внешней политике может сократиться. Это означает, что в случае ослабления позиций России ЕАЭС может становиться все более нефункциональным и трансформироваться в подобие сегодняшнего Содружества Независимых Государств, значение которого чисто символическое.

В краткосрочной перспективе наибольшим вызовом для государств ЕАЭС будет ухудшение экономической ситуации в России и, как следствие, нарастание экономических проблем в Казахстане и Беларуси в частности (что будет следствием не столько членства двух стран в ЕАЭС по масштабам их экономических связей с Россией). Россия может воспользоваться экономической нестабильностью в этих странах, чтобы более жестко контролировать их, поскольку экономические проблемы подорвут существующие правила игры, согласно которым авторитарный лидер получает поддержку в обмен на гарантии экономической стабильности. С точки зрения политических элит государств-членов ЕАЭС, более тесное сотрудничество с Россией, институционализированное в формате ЕАЭС, может облегчить Кремлю обеспечение политического послушания.

 

Сотрудничество: Томаш Бакунович

 

[1] Решением Высшего Евразийского экономического совета, принятым 23 декабря 2014 года, общий рынок услуг будет включать отрасли строительства, оптовой и розничной торговли и сельского хозяйства по состоянию на 1 января 2015 г.

[2] В 2013 г. на энергоресурсы и энергопродукцию приходилось 43% товарооборота между государствами-членами Таможенного союза.

[3] На долю государств-участников Единого экономического пространства (предшественника ЕАЭС) приходилось 51% внешнеторгового оборота Беларуси в 2013 г. (49% в первом полугодии 2014 г.), 18% (15%) во внешнеторговом обороте Казахстана и только 7,5% (7%) во внешнеторговом обороте России.

[4] Например, на Россию приходилось 96,5% всего товарооборота Казахстана со странами ЕАЭС в период с января по октябрь 2014 года (данные Статистического комитета Казахстана).

[5] Ева Фишер, Шимон Кардас, «Manewr podatkowy» w rosyjskim naftowym», Analyzy OSW , 24 ноября 2014 г.

[6] за несколько месяцев до подписания только договора о ЕАЭС (а общая сумма, как ожидается, достигнет 2 млрд долларов США), а также два промежуточных кредита на 2 млрд долларов США и 440 млн долларов США от контролируемого государством российского банка ВТБ.

[7] Договор о создании Евразийского экономического союза подписан в Астане 29 мая 2014 года. Он состоит из четырех глав: Создание Евразийского экономического союза (I), Таможенного союза (II), Единого экономического пространства (III) и Заключительные и переходные положения (IV).

[8] В 2011 и 2012 годах Верховный Совет собирался два раза в год; в 2013 г. он собирался три раза, а в 2014 г. было проведено четыре заседания.

[9] Например, Россия заставила других членов ЕАЭС согласиться на включение Армении в интеграционный процесс. Президент Нурсултан Назарбаев пожаловался на роль российских чиновников в Комиссии, обвинив их в том, что они действуют в интересах России и предоставляют казахстанской стороне документы всего за несколько часов до того, как они должны были быть подписаны.

[10] Например, для выработки общей позиции по украинскому кризису, примером которого стало проведение в августе 2014 года в Минске встречи в формате ЕС-ЕАЭС.

[11] В политической статье, опубликованной в «Известиях » 3 октября 2011 г., Владимир Путин указывал на необходимость «творческого применения Шенгенского договора» в интеграционном процессе и утверждал, что скорость европейской интеграции сопоставима с евразийской интеграции; http://izvestia.ru/news/502761 В научно-популярных статьях ЕАЭС представляется как организация по образцу ЕС; см. Википедию.

[12] Европейский совет, Европейская комиссия, Совет ЕС и Европейский суд представляют собой эквиваленты Высшего Евразийского экономического совета, Евразийской экономической комиссии, Евразийского межправительственного совета и Суда ЕАЭС соответственно. Как и ЕС, ЕАЭС обеспечивает «свободное передвижение людей, капитальных услуг и товаров». Несмотря на отсутствие институциональной основы в договоре о ЕАЭС, Евразийский банк развития (создан в 2006 г. ) выполняет функции инвестиционного банка ЕАЭС. Он был «запряжен» для достижения целей ЕАЭС путем принятия определенных правил и положений, регулирующих его деятельность.

[13] Ярким примером такой практики стал запрет Казахстана на ввоз российской алкогольной продукции (по причине отсутствия необходимой информации на этикетках) и снятие запрета через три дня, сразу после телефонного разговора между Назарбаев и Путин. Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 29 декабря 2014 года, что методы, используемые Россией для сдерживания белорусского импорта, носят «административный характер и незаконны».

[14] Изначально ЕАЭС предполагалось называть Евразийским союзом. Этот термин был введен Владимиром Путиным в его политической статье об интеграции (см. сноску 11). Однако под давлением Казахстана в итоге организация была официально названа Евразийским экономическим союзом – чтобы подчеркнуть экономическую составляющую проекта, что было важным моментом для Астаны.

[15] Примером такого подхода стали переговоры по украинскому кризису, состоявшиеся в Минске в августе 2014 года между ЕС и формирующимся ЕАЭС.

[16] См. Марек Менкишак, «Большая Европа. Путинское видение европейской (дез)интеграции», Исследования OSW, октябрь 2013 г., www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-studies/2013-10-14/greater-europe-putins-vision-european-dis- интеграция

[17] Ср. Марек Менкишак, «Доктрина Путина: формирование концептуальной основы доминирования России на постсоветском пространстве», http://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2014-03-27 /putin-doctrine-formation-a-conceptual-framework-russian

[18] Примеры включают деятельность казахского филиала Университета имени М.В. Ломоносова в Москве, которая включает организацию исследовательских форумов по таким темам, как «Казахстан и идея евразийства в новом мире», а также учреждение Достык-Дружба научно-образовательный центр евразийской культуры, http://www.msu.kz/information/detail.php?ID=975&sphrase_id=17.

Также деятельность Л.Н. Гумилева в Казахстане, в том числе создание в 2009 г.кафедры евразийских исследований и Евразийского исследовательского центра. Университет также ведет веб-сайт http://www.eurasianism.enu.kz/ru/, который продвигает идею евразийства и называет Назарбаева его архитектором.

[19] Например, см. статью Ильи Намирова «Русский вопрос в Казахстане», опубликованную новостным порталом « Столете », 11 декабря 2014 г., http://www.stoletie.ru/vzglyad/russkij_vopros_v_kazahstane_620.htm

[20] Например, в телеинтервью в августе 2014 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предположил, что Казахстан может выйти из ЕАЭС, если членство не будет отвечать интересам страны.

[21] Председатель Думы Сергей Нарышкин также поднимал вопрос о создании парламента ЕАЭС во время своего визита в Казахстан в ноябре 2014 года. Запрет на расчеты в евро и долларах и ускорение работы по единой валюте предложен в проекте концепции развития платежных систем государств-членов ЕАЭС; ср. http://izvestia.ru/news/580112

Евразийский экономический союз, Индонезия начинают переговоры по соглашению о свободной торговле — Комиссия

  1. Переговоры
  2. Индонезия

Урду-Пойнт — 05 декабря 2022 г.

Евразийский экономический союз, Индонезия начинают переговоры по соглашению о свободной торговле — Комиссия
Фахад Шаббир

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Индонезия договорились начать переговоры по соглашению о свободной торговле, первый раунд запланирован на первый квартал 2023 года, сообщила в понедельник Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

«Министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев и министр торговли Индонезии Зулкифли Хасан подписали совместное заявление о начале переговоров по соглашению о свободной торговле. В документе, в частности, зафиксирована договоренность о проведении первого раунда переговоров в первом квартале 2023 года, «, — говорится в сообщении ЕЭК.

По словам Слепнева, ЕАЭС придает большое значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с Индонезией, которая является одним из основных торговых партнеров в АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом, говорится в сообщении комиссии.

«Необходимо использовать оставшийся неиспользованный потенциал, как показало исследование, либерализация условий торговли может увеличить товарооборот еще на 1 доллар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *