Демократия в России зависит от Чечни
Почти три десятилетия назад, когда постсоветская Россия начала свою первую кровопролитную войну с Чечней, Москва променяла свои перспективы на демократию на обновленный реваншистский империализм. Когда в 1993 году тогдашний президент Борис Ельцин решил выступить против своей оппозиции в российском парламенте, он использовал для ее подавления вооруженные силы. С помощью военных генералов, поддержавших его в нападении на парламент, Ельцин разрушил российскую парламентскую демократию и переписал конституцию, чтобы обеспечить президентский авторитаризм. Он отомстил генералам, уничтожив Чечню. Недемократический шаг Ельцина создал для России прецедент применения насилия внутри страны и за рубежом для укрепления персонализированного правления.
Женщина проходит мимо бронетранспортера российской армии на улице Грозного, Чечня, 2004 г.Женщина проходит мимо бронетранспортера российской армии на улице Грозного, Чечня, 5 ноября 2004 г.
Почти три десятилетия назад, когда постсоветская Россия начала свою первую кровопролитную войну в Чечне, Москва променяла свои перспективы на демократию на обновленный реваншистский империализм. Когда в 1993 году тогдашний президент Борис Ельцин решил выступить против своей оппозиции в российском парламенте, он использовал для ее подавления вооруженные силы. С помощью военных генералов, поддержавших его в нападении на парламент, Ельцин разрушил российскую парламентскую демократию и переписал конституцию, чтобы обеспечить президентский авторитаризм. Он отомстил генералам, уничтожив Чечню. Недемократический шаг Ельцина создал для России прецедент применения насилия внутри страны и за рубежом для укрепления персонализированного правления.
Россия проиграла первую чеченскую войну 1994-1996 годов из-за слабости российской армии и стойкости командования чеченского лидера Джохара Дудаева. Хотя российские и международные правозащитные организации и государства Европейского Союза осудили преступления России против человечности, Ельцин успешно преподнес войну Соединенным Штатам как внутренний конфликт против «бандитизма». И в одной из своих величайших стратегических ошибок Соединенные Штаты не осудили Ельцина, а президент Билл Клинтон вместо этого невероятно сравнил Ельцина с Авраамом Линкольном, сражающимся с конфедератами. Поскольку приоритетом Клинтон было сокращение ядерных вооружений, а не принуждение России к соблюдению норм международного права, за что выступали европейские государства, Соединенные Штаты вместо этого предоставили России финансовую помощь, частично для денуклеаризации.
Через несколько лет Владимир Путин тоже использовал войну в Чечне для легитимации и укрепления своей личной власти. В августе 1999 года Путин под предлогом исламского терроризма развязал Вторую русско-чеченскую войну. Он официально назвал это «контртеррористической операцией», которая, по его мнению, будет непродолжительной, чтобы поднять собственную популярность, пройдя путь от никому не известного политического назначенца с поста премьер-министра до президента России.
Как и Ельцин, путь Путина к господству в России возник благодаря военной силе. Одержав победу в Чечне с огромными потерями за 10 лет, Путин в 2000 году назначил доверенного лица — Ахмата Кадырова, отца Рамзана Кадырова, — в Чечне в обмен на лояльность, создав прецедент для путинской политической формулы регионального доминирования.
И Ельцин, и Путин лелеяли популистские имперские настроения, веру в то, что Россия является жертвой внешних сил, которые должны защищать себя путем завоевания.
Важно отметить, что и Ельцин, и Путин лелеяли популистские имперские настроения, веру в то, что Россия является жертвой внешних сил, которым необходимо защищать себя путем завоеваний. Имперский миф переводит колониальное завоевание как мученичество в борьбе со злом. Поскольку русский национальный нарратив исторически основан на представлении о внешних врагах — монголах, мусульманах и Западе в широком смысле, — которых необходимо победить, он приобрел специфическое национальное видение, рассматривающее свою имперскую экспансию как освобождение себя и колонизированных от российской власти.
Хотя Ельцин представлял себя на Западе антиимпериалистом и демократом, он твердо верил в региональное и глобальное превосходство русских. Расставаясь с коммунизмом, Ельцин не расставался с видением особой глобальной роли России. Например, еще до референдума о независимости Украины в 1991 году он предупреждал Украину, что Россия не будет предъявлять территориальные претензии только в том случае, если Украина останется в союзе.
Путин связал движение за чеченский суверенитет с идеей глобальной исламской угрозы для западной и внутренней аудитории, сославшись на 19Русские царские тропы X века о непокорном мусульманском Кавказе, который нужно было усмирить насилием. Эти тропы были закреплены в русском национальном воображении такими писателями, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.
После второй войны против Чечни, которая пользовалась бешеной популярностью, имперские настроения оказались для Путина надежным ресурсом, позволяющим сделать его правление постоянным. Сегодня Путин смешивает отсылки к царской империи, воображая себя Петром Великим, с коммунистическими ценностями, воскрешая фигуру советского диктатора Иосифа Сталина. Эта смесь имеет смысл для россиян, потому что она поддерживает основную русскую национальную идеологию оборонительной экспансии от внешних врагов.
Зацикленность на расширении и региональном контроле мешала российскому руководству и русским развивать гражданские ценности демократии и прав человека. Ельцин и Путин придерживались формулы территориального господства, чтобы претендовать на статус сверхдержавы, не сумев создать привлекательную политическую и экономическую систему для привлечения соседей. Войны Ельцина и Путина в Чечне, а также последующие вторжения стали ключом к предотвращению этого перехода.
Теряя соседей из-за более привлекательной западной системы демократии, обещавшей как процветание, так и безопасность, Россия обвиняла Запад и идею западной демократии в заговоре с целью сокрушить Россию.
Демонстрация мужчин с винтовками в поддержку чеченца Джохара Дудаева, президента сепаратистской республики, 1992 г.
Демонстрация мужчин с винтовками, 6 апреля 1992 г., демонстрация поддержки президента сепаратистской республики чеченца Джохара Дудаева. Роман Подерни/АФП через Getty Images
Историю движения за независимость Чечни крайне важно понять сегодня, потому что она учит нас трем вещам о нынешней войне. Во-первых, Россия давно обратилась к насилию на службе империи. Понятно, что чеченцы стремились к суверенитету изначально мирным путем; Провозглашение независимости Чечни состоялось 19 ноября.91, задолго до того, как российские войска начали резню чеченцев. Во-вторых, это показывает, что российский авторитаризм рассматривался — и всегда рассматривался — через призму империализма. И, в-третьих, это демонстрирует, что решение Запада отдать предпочтение стабильности, а не осуждению геноцидов, может показаться краткосрочным решением, но в долгосрочной перспективе приведет к еще большим угрозам международному миру.
История движения за независимость Чечни начинается с приверженности самоопределению и правам человека. Первый лидер движения за независимость Чечни Джохар Дудаев изначально придерживался этих ценностей, когда он, будучи генералом советских ВВС, дислоцированным в Эстонии, отказался применить силу против демонстрантов за независимость в 1919 году.88. По советскому законодательству все республики имели конституционное право на независимость. Дудаев отказался выполнять незаконный приказ советского лидера Михаила Горбачева о применении насильственных мер.
Отказ Дудаева от подавления национально-освободительного движения связан с его биографией и судьбой чеченского народа в условиях российского и советского колониализма. Чеченцы подверглись опустошительному насилию после того, как в 19 веке сюда впервые прибыли русские колонисты. Массово подвергшиеся этнической чистке, чеченцы пострадали вместе с другими народами, колонизированными в рамках европейского имперского проекта России.
Когда царь был свергнут в марте 1917 года, Чечня присоединилась к другим народам Кавказа, чтобы успешно сформировать независимую республику в 1917 году. Это новое государство, названное Горской республикой, было официально провозглашено в 1918 году и признано рядом государств, в том числе Германии, США, Великобритании и Италии. Вскоре после этого большевистский режим разрушил Горскую республику, снова колонизировав ее. Несколько десятилетий спустя, в 1944 году, Сталин под ложным предлогом сотрудничества с нацистами депортировал весь чеченский народ в Среднюю Азию, в ходе которого погибло до 50 процентов чеченцев. Депортация была признана Европейским парламентом актом геноцида.
Дудаев родился накануне советской депортации чеченцев в 1944 году. Его семья вернулась на родину чеченцев после смерти Сталина. Решение Дудаева возглавить движение за независимость Чечни и провозгласить независимость Чечни было продиктовано опытом жестоких репрессий Горбачева против национальных движений в Казахстане, Грузии, Азербайджане, Литве и Латвии.
Соревнуясь с Горбачевым, Ельцин в значительной степени поддерживал движения за независимость советских республик. Когда Чечня провозгласила независимость в 1991 года российское правительство было занято своей судьбой, а чеченское правительство предпринимало попытки самостоятельного государственного строительства.
Но Кремлю не потребовалось много времени, чтобы попытаться насильственно воссоединить Чечню. В январе 1993 года на официальной встрече представителей России и недавно провозглашенной независимой Чечни Россия официально признала ее в качестве субъекта права и отвергла насильственное вмешательство в вопрос о статусе Чечни. Вскоре после этого Москва полностью отступила, предприняв первую военную атаку. Как и в сегодняшней войне на Украине, российская армия совершала грубейшие преступления против человечности, «от пыток и избиений в пресловутых «фильтрационных лагерях» до неизбирательных обстрелов и взрывов, насильственной репатриации и произвольных задержаний и арестов», как показал один анализ.
Тем временем Запад почти полностью замалчивал преступления России против человечности. Затем, в 1999 году, Россия нарушила второй мирный договор, снова вторгшись в Чечню.
Люди держат фотографии президента России Владимира Путина (справа), первого президента Чечни Ахмада Кадырова (в центре) и главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова (слева) в центре Грозного 22 января 2016 года во время организованного государством митинга.
Люди держат фотографии президента России Владимира Путина (справа), первого президента Чечни Ахмата Кадырова (в центре) и главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова (слева) в центре Грозного 22 января 2016 года во время государственного митинга в поддержку лидера силовиков Рамзана Кадырова. ИЛЬЯ ВАРЛАМОВ/AFP через Getty Images
Путин начал свою карьеру с массовых зверств в Чечне, а впоследствии использовал формулу вторжения, чтобы укрепить свою власть, когда отправил войска в Грузию, Украину и Сирию. Он взращивал имперское мышление, которое и по сей день делает такие войны популярными среди населения России. Поэтому недостаточно критиковать Путина и круг его сторонников, чтобы реформировать российское государство и общество в будущем. Более широкое общественное осуждение империализма имеет решающее значение для будущего демократического развития России.
Это означает, что любые фундаментальные изменения в постпутинскую эпоху должны будут включать признание преступлений России в Чечне. Неспособность сделать это на общественном уровне позволит истории повториться. На карту поставлена не только реабилитация Чечни, но и России. Россия может стать демократической, только отдав предпочтение правам человека и демократии над империализмом. Поскольку последний шанс России вырваться из своего жестокого имперского наследия умер вместе с войнами в Чечне, защита прав чеченского народа необходима для восстановления прав человека и защиты антиимпериализма как российской ценности.
Руководство России в постпутинскую эпоху должно реабилитировать чеченское общество и государственность. Первым шагом должно стать официальное признание геноцидов в XIX, XX и XXI веках и официальное признание истории независимой государственности Чечни. Разобраться с наследием Ельцина и Путина будет означать полномасштабное возмещение ущерба всем жертвам российско-чеченских войн. В ходе двух последних войн с 1994 по 2009 годы погибло до 300 000 человек.
Любое новое демократическое правительство России будет нести ответственность за привлечение к ответственности Кадырова и его окружения.
Во-вторых, поскольку правление семьи Кадыровых является порождением путинского режима, иметь дело с Путиным и его наследием автоматически означает иметь дело с наследием Кадырова. После жестокого подавления Чечни Путин сделал там режим Кадырова колониальным инструментом для подавления притязаний чеченского народа на суверенитет. Подавление голосов сторонников независимости посредством насильственных исчезновений и насилия, которое можно охарактеризовать как преступление против человечности, продолжается и сегодня.
Учитывая признаки стойкого подрывного несогласия местного населения с Кадыровыми, у Рамзана Кадырова, скорее всего, будет мало шансов на политическое выживание в отсутствие финансовой и военной поддержки Путина. Однако любое новое демократическое российское правительство будет нести ответственность за привлечение к ответственности Кадырова и его окружения.
Любая политическая программа для новой России, которая не гарантирует международный суверенитет Чечни, будет представлять опасность не только для ее соседей, но и для многих различных народов, таких как Татарстан, Башкортостан и Дагестан в составе России.
Чеченки собираются у станицы Первомайская в Республике Дагестан на демонстрацию против присутствия российских войск на Кавказе в 1996 году.Чеченки собираются у станицы Первомайская в Республике Дагестан на демонстрацию против присутствия российских войск на Кавказе. Кавказ 14, 19 января96. ВЛАДИМИР МАШАТИН/АФП через Getty Images
В то время как другие национальные республики должны иметь право требовать и вести переговоры о суверенитете, вопрос о независимости Чечни должен рассматриваться как отдельный вопрос и обсуждаться с точки зрения прав человека, а не геополитической. Чеченский народ подвергся невообразимой жестокости. Они уже дважды выбирали независимость в новейшей истории. Восстановив их достоинство и независимость, Россия и международное сообщество восстановят приверженность правам человека и демократии.
Юридически признав геноцид против чеченского народа и закрепив суверенитет, российское общество возьмет на себя ответственность за свои прошлые злодеяния и выработает уважение к гражданским правам и правам на суверенитет.
Международному сообществу необходимо провести расследование и создать комиссии по установлению истины для России и Чечни, чтобы добиться долгого пути к правосудию.
Неслучайно Украина была первой страной, серьезно предпринявшей шаги по реабилитации Чечни. В октябре украинский парламент признал независимость Чеченской Республики Ичкерия и геноцид, совершенный российским правительством против чеченского народа. Международному сообществу нужно будет провести расследование и создать комиссии по установлению истины для России и Чечни, чтобы добиться долгого пути к правосудию. Обещание полной автономии, как это когда-то сделал Ельцин, оказалось иллюзорным. Теперь Россия должна быть связана международным правом, предстать перед международным судом за свои преступления против человечности и смириться с потерей некоторых территорий, как это сделала Германия после Второй мировой войны.
Демонтаж имперского менталитета России не является невозможной или опасной задачей. Путь Германии от разрушительной колониальной диктатуры к демократии был вымощен признанием правительством ответственности за зверства военного времени. Лидеры Германии просили прощения, выплачивали репарации жертвам Холокоста и нацистским подневольным работникам, возводили памятники геноциду в центре Берлина, сделали зверства нацистов основной частью школьной программы и запретили нацистскую пропаганду и отрицание Холокоста.
Россия и российское общество, в конечном счете, должны столкнуться со зверствами на Украине, в Чечне и в других местах, чтобы начать процесс демократизации ради своих колониальных жертв и самих россиян.
В подготовке этой статьи участвовал коллега из Чечни, пожелавший остаться неизвестным.
Пенсионные мечты, рухнувшие – ПОЛИТИКА
Нажмите кнопку воспроизведения, чтобы прослушать эту статью
Озвучено искусственным интеллектом.
Эта статья является частью серии Work Reloaded.
Европейские пенсионные системы медленно приближаются к критической точке — и, кажется, ни у кого нет ответа, как это исправить.
Основной причиной является старение населения, характеризующееся меньшим числом рождений и большей продолжительностью жизни. Это увеличивает так называемый коэффициент зависимости пожилого возраста, в результате чего растущая доля пенсионных выплат все более стареющего населения приходится на сокращающуюся рабочую силу.
В некоторых странах, например в Германии, этот показатель уже высок — 40 процентов. Но к 2050 году это соотношение станет еще более экстремальным, превысив 75 процентов в случае Италии, Испании и Греции. Прогнозируется, что в большинстве стран ЕС, в том числе в относительно богатых странах, таких как Северные страны и Нидерланды, этот показатель превысит 50 процентов.
Вам может понравиться
В сочетании с более поздним выходом на работу, менее стабильными карьерными путями и высоким уровнем безработицы среди молодежи в некоторых из стран с самой высокой задолженностью это создает взрывоопасный коктейль для государственных финансов, поскольку правительства восполняют дефицит финансирования.
Некоторое облегчение могло бы прийти за счет создания более высококвалифицированного населения с более высокими доходами, которое платит больше налогов, но только частично, говорит Карина Дорли, экономист, работающий над пенсиями в Институте экономических и социальных исследований в Дублине.
«Все это еще впереди в среднесрочной перспективе», — предупредил Дурли. «Это уже не долгосрочная перспектива, это среднесрочная».
Но при этом пенсии можно зафиксировать несколькими способами — уменьшением пенсионных выплат; перенос пенсионного возраста; увеличение взносов, уплаченных в течение трудовых лет; или рост экономики для обеспечения достаточных налоговых поступлений — для этого мало политической воли. Во многом это связано с неприятным предложением избирателям продолжать работать до старости или получать больше из своего кармана, работая или выходя на пенсию.
Это становится очевидным, если взглянуть на Францию, где повышение пенсионного возраста стало политической проблемой в борьбе за переизбрание президента Эммануэля Макрона и в продолжающейся кампании по выборам в парламент. В Германии правящая коалиция стремится поддержать государственную пенсионную систему, не затрагивая ее неустойчивых основ.
«Это очень сложно с политической точки зрения, потому что ни один из вариантов не очень приемлем», — сказал Дорли.
Pay as you go
Пенсионные схемы существовали на протяжении тысячелетий — даже римские императоры выплачивали ренту отставным солдатам, прежде всего для подавления возможных военных восстаний. Но идея всеобщих государственных пенсий как формы страхования от нетрудоспособности принадлежит Отто фон Бисмарку, первому канцлеру Германии. Столкнувшись с перспективой подъема социалистической волны по мере индустриализации Германии в конце XIX20-го века он установил, что рабочие старше 70 лет будут получать деньги от государства до тех пор, пока они живы. Позже это пороговое значение было снижено до 65.
Сегодня распределительные пенсионные системы, в которых часть дохода работника облагается налогом для финансирования пенсий в бесконечной схеме поколений, являются нормой во многих странах мира. Загвоздка в том, что, хотя мы живем дольше и здоровее, пенсионный возраст остается более или менее постоянным, а выборные должностные лица сопротивляются повышению пенсий.
Правящая коалиция в Берлине, например, обязалась не повышать пенсионный возраст и не сокращать пенсии, а также обязалась сохранить пенсии на уровне 48 процентов от предпенсионного дохода. Чтобы восполнить ожидаемый дефицит, он пообещал вложить 10 миллиардов евро в систему пенсионного страхования Германии, надеясь, что рынки капитала восполнят необходимые средства.
«Правительство Германии должно признать неудобную правду о пенсионной политике», — сказал Карл-Георг Люфт, председатель Фонда прав будущих поколений и член либеральной партии Германии. «Мы должны поговорить о привязке возраста выхода на пенсию к ожидаемой продолжительности жизни, чтобы найти справедливые автоматические механизмы».
Если взносы отдельных работников останутся постоянными — они ограничены 20 процентами валовой заработной платы до 2025 года — это будет означать, что к 2045 году более половины федерального бюджета необходимо будет потратить на стабилизацию пенсионной системы, согласно данным собственный научный консультативный совет правительства.
«Это не в интересах молодого поколения», сказал Люфт.
Противодействие
Даже когда политики пытаются решить эту проблему, они сталкиваются с противодействием со стороны профсоюзов и открывают свой фланг для оппозиции.
Пенсии находятся в центре внимания многих избирателей, а это означает, что политическая конкуренция по этой теме направлена в основном на то, чтобы выслужиться перед избирателями, а не на обеспечение устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
План президента Франции Макрона заставить французов работать до 65 лет, по сравнению с нынешним пенсионным возрастом в 62 года, оказался слишком тернистым для его первого мандата, заставив его подсластить пилюлю до 64 лет в попытке переизбраться.
Теперь, когда Макрон подтвердил свою роль и находится в разгаре ожесточенной парламентской кампании, он сталкивается с призывами единого левого фронта, возглавляемого пламенным Жаном-Люком Меланшоном и влиятельными профсоюзами Франции, не только сохранить нынешнюю эпоху, но и снизить его до 60 лет. Повышение пенсионного возраста «совсем не соответствует тому, чего хотят французские рабочие», — сказал Пьер-Ив Шаню, экономический советник CGT, крупнейшего профсоюза Франции.
Несмотря на прогнозы государственного пенсионного наблюдательного центра о бюджетном разрыве для пенсий, который оценивается в 11 миллиардов евро к 2027 году, CGT не видит необходимости повышать пенсионный возраст и вместо этого призывает к возможности выхода на пенсию в 60 лет с финансированием из более высоких взносы работодателей и работников.
«Чтобы гарантировать хороший уровень пенсий в разумном возрасте — скорее в 60, чем в 65, — необходимо собрать необходимые ресурсы», — сказал Чану.
Но молодое поколение разочаровано тем, что партийная политика уделяет больше внимания проблемам пожилых избирателей, в первую очередь пенсиям.
«У вас есть долгосрочные потребности пенсионного плана, противоречащие давлению краткосрочной политики. А давление краткосрочной политики говорит, что молодые люди не голосуют, а пожилые люди голосуют. имеет политический уклон», — сказал Николас Барр, профессор Лондонской школы экономики.
Фиксация пенсий
Политики могут обратиться к другим странам с системами противодействия этому предубеждению или, по крайней мере, устранить его из партийной политики. В Канаде, например, пенсионное законодательство имеет уровень защиты, обычно зарезервированный для конституций, в то время как в Швеции пенсионная реформа требует межпартийной поддержки.
А для тех правительств, которые могут увеличить пенсионный возраст, они могут предложить людям более широкий выбор того, когда и как выйти на пенсию, предоставляя финансовые стимулы для продолжения работы дольше. В Швеции, например, схема «частичной пенсии» позволяет работникам в возрасте от 60 до 64 лет сокращать рабочее время и получать пенсию, равную половине потерянного заработка.