Как маме сократить рабочий день, чтобы получать пособие на ребенка до полутора лет?
Клопова Ирина
Адвокат Адвокатской палаты Московской области, профессиональный медиатор
11 мая 2021
СоветыОбратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
И не признают ли начисление пособия незаконным, если в это время ей пришлось уехать в командировку?
Сегодня многие женщины отказываются от отпуска по уходу за ребенком и почти сразу после родов выходят на работу. Причин тому масса: кто-то не желает утратить приобретенные навыки или боится потерять работу, кто-то стремится к карьерному росту. Но не все знают, что можно одновременно работать и находиться в отпуске, получая от государства предусмотренную законом материальную поддержку. Только важно понять условия, которые необходимо выполнить работающей маме для назначения пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
Что говорит закон?
Возможность получать пособие по уходу за ребенком и при этом работать неполный рабочий день предусмотрена ч. 2 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ. То есть вы можете осуществлять трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, пока ухаживаете за ребенком и получаете пособие.
Как сократить рабочий день правильно?
Прежде всего важно понять: формального сокращения рабочего времени недостаточно для получения пособия. На это указывает судебная практика (подробнее – в статье «Сколько можно работать, чтобы сохранить право на пособие по уходу за ребенком?»). И тут возникает вопрос: а на сколько часов нужно сократить рабочее время? Скажем, можно уменьшить рабочую неделю на час?
Рассмотрим такую ситуацию: Анна договорилась с работодателем о сокращении рабочего дня на 12 минут. Значит, в неделю она будет работать меньше на час, а в месяц – на целых четыре. Однако хотя формально рабочее время и было сокращено, этого явно недостаточно. Ведь отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет предполагает полноценный уход за ним. А при таких условиях должным образом заботиться о ребенке женщина не сможет, по крайней мере в одиночку (Определение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2017 г. № 309-КГ17-17691 по делу № А50П-505/2016).
Так на сколько нужно сокращать рабочее время для сохранения права на пособие? Четкого ответа на этот вопрос законодатель не дал. Но уже выработаны критерии, исходя из которых делаются расчеты. Так, Верховный Суд РФ не раз оценивал соразмерность сокращения рабочего времени (и потери реального заработка, связанного с этим) и размера получаемого пособия (Определение ВС РФ от 2 ноября 2020 г. по делу № 309-ЭС-20-16468).
Поясним: в России нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет составляет не более 40% вашего среднего заработка. Значит, вы должны работать не более 60% своего рабочего времени в неделю (это 24 часа при 40-часовой рабочей неделе), что позволит получить недостающие 60% заработка.
Позиция Фонда социального страхования по этому вопросу нашла отражение в Письме ГУ – МРО ФСС РФ от 14 октября 2020 г. № 14-15/7710-4421л. Там указаны основные критерии для назначения пособия при неполном рабочем дне:
- застрахованное лицо само осуществляет уход за ребенком, и у него достаточно времени на это;
- сокращение рабочего времени исчисляется в часах;
- пособие компенсирует утраченный заработок, равнозначный размеру пособия;
- пособие не приобретает характер дополнительного материального стимулирования.
А если мама должна уехать в командировку?
Рассмотрим еще одну ситуацию: Светлана работала в крупной международной компании. Она вышла на неполный рабочий день сразу после родов. В это время потребовалось ее присутствие на международных переговорах, и Светлану отправили в командировку на неделю. Ребенок остался дома с бабушкой и няней. Положено ли Светлане пособие на период командировки?
Фонд социального страхования посчитал начисление пособия незаконным, ведь женщина не осуществляла уход за ребенком во время командировки. Но суды заняли позицию матери. Сославшись на ст. 166 ТК РФ, суды указали на обязательность командировки для работника как на одну из трудовых обязанностей, которые он должен исполнять (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2018 г. № Ф01-4416/2018 по делу № А28-11443/2017).
Фото: Фотобанк Freepik/@pch.vector
Читайте также:
«Убивал крокодила и акулу голыми руками»: судьба «русского Тарзана» в Австралии
Русская семерка
Родители Михаила Фоменко навсегда покинули Россию в 1930-х годах и после долгих скитаний поселились в Австралии. Единственному сыну супругов места в чуждом для него социуме не нашлось, и он ушел в джунгли, как позже выяснилось, навсегда. Австралийцы стали называть Михаила «русским Тарзаном», хотя, наверное, более подходяще его было называть «леший».
© Русская семерка — СубботнийМихаил родился в благополучной семье. Его мать Елизавета Мачабели была грузинской княжной, а отец Даниил Фоменко потомственным казаком. Чета Фоменко бежала из Грузии не сразу после революции, а только в начале 1930-х годов, когда глава семейства понял, что оставаться в новой стране для них стало небезопасно. К тому же, по словам одной из сестер Михаила, отправиться на чужбину их вынудил голод. Однажды, когда сын упал в голодный обморок, Фоменко-старший понял, что пора уезжать.
Видео дня
Поначалу супруги Фоменко вместе с детьми отправились в Китай, а оттуда перебрались в Японию, где также долго не пробыли. После начала Японо-Китайской войны Фоменко бежали в Австралию. Там они и осели окончательно.
Несмотря на юный возраст Михаила (он родился в 1930 году), ему с трудом давался чужой язык. Он никак не мог вписаться в чуждое для него окружение и чувствовал себя чрезвычайно одиноким, в отличие от своих сестер. Тем не менее в школьные годы Фоменко-младший всерьез увлекся спортом, причем, так преуспел в этом, что в 1956 году его даже хотели отправить на Олимпиаду в составе команды по десятиборью. Но Михаил от участия в играх отказался.
Окончив школу, молодой человек стал работать сборщиком сахарного тростника в Квинсленде. Именно там он и осознал, что хочет остаться среди девственной природы навсегда. В конце 50-х Михаил ушел жить к аборигенам. Однажды он в одиночку преодолел 600 километров по воде на собственноручно выдолбленной лодке. Изможденного и едва живого «русского Тарзана» нашли и срочно госпитализировали. Но оправившись Михаил снова вернулся в уже родные для него джунгли.
Конечно, далеко не все были в восторге от образа жизни Фоменко. Как-то раз Михаила поймали и арестовали стражи порядка, обвинив его в бродяжничестве и аморальном поведении (иногда он выходил к людям с обнаженным торсом). У «Тарзана» заподозрили психическое заболевание и отправили в лечебницу. Там ему пришлось перенести немало неприятных процедур, в том числе и электрошоковую терапию. Тем не менее сразу после выписки Михаил Фоменко снова ушел в лес.
Очевидцы рассказывали, что «русский Тарзан» мог легко одолеть крокодила, дикого кабана или даже акулу голыми руками. Конечно, Михаил убивал животных не ради забавы, а ради пищи. Иногда он выходил к людям: получить социальное пособие или прикупить кое-что из провианта. Навещал он и своих сестер и присутствовал на похоронах матери. Однако за 50 с лишним лет Фоменко никогда надолго джунгли не покидал.
Только в 2012 году, когда возраст и болезни уже больше не позволяли Фоменко охотиться, его определили в дом престарелых. Но в цивилизованной среде он не задержался. 21 августа 2018 года в возрасте 88 лет «русский Тарзан» скончался. Через несколько месяцев после того, как 30-летний Михаил Фоменко обосновался в джунглях, он написал: «Я отрекся от того, что вы называете цивилизацией. Я хочу жить так, как я живу сейчас, иначе я буду жив только наполовину».
Люди, Михаил Фоменко
3Русская семерка: главные новостиЗаплата В КГБ: cколько получали сотрудники самой «страшной» спецслужбы мира
Личный духовник Сталина: кто такой митрополит Николай
«Побег из Кандагара»: самый дерзкий подвиг российских лётчиков
Клеймо матери-одиночки в Южной Корее | Women’s Rights
Сеул, Южная Корея – В первый день нового года по лунному календарю, года Собаки, Чон Су Чжин и ее дочь поднимаются по канатной дороге на гору Намсан в центральном районе города Йонсан.
Семилетняя А Чжон кружится, ее цветочный ханбок — традиционное корейское платье — окружает ее облаком розового тюля и ослепительно сверкающими на солнце туфлями. Она поет и смеется.
900:02 Соллаль — один из самых важных семейных праздников в Южной Корее, трехдневный праздник, посвященный корейскому Новому году, на который собираются родственники по отцовской линии в знак уважения к предкам.А-джон и ее мама собираются праздновать не с семьей, а с группой женщин и детей, которым, как и им, больше некуда идти.
Эта праздничная программа организована Корейской ассоциацией семей незамужних матерей (KUMFA) и предлагает семью тем, кто в той или иной степени был изгнан из своей собственной семьи.
В этом году около 30 одиноких мам и их детей приезжают со всего Сеула и из-за его пределов.
В стране, где незамужние матери высмеиваются и подвергаются остракизму, это больше, чем просто праздник. Это публичное заявление: они отказываются заставить себя замолчать или пристыдить.
«Здесь, в Корее, незамужние матери невидимы», — сказал Аль-Джазире Чон, 37-летний координатор центра поддержки семьи из Сувона.
«Но мы мужественны и сильны. Мы заслуживаем быть частью общества».
Ким До Кён, 43 года, мать одного ребенка и президент KUMFA [Энн Бэйб/Аль-Джазира]В Южной Корее конфуцианская культура и иерархическое общество означают, что родословные играют доминирующую роль в определении сообщества.
Для одиноких матерей, подвергшихся остракизму, быть без родственных связей значит быть изгоем общества. И хотя это тяжело круглый год, это гораздо болезненнее во время курортного сезона.
Государственная статистика показывает, что в Южной Корее насчитывается около 25 000 матерей-одиночек. Эту цифру поставили под сомнение KUMFA и Корейская сеть поддержки матерей-одиночек, которые считают, что есть те, кто не регистрируется из-за боязни дискриминации.
«Родственники, собирающиеся на праздники, часто не хотят, чтобы присутствовали незамужние матери, потому что это напоминает им о том, что в семье есть паршивая овца», — сказала Хе Рён Но, профессор социального обеспечения в Университете Сунсиль.
«Это настоящее клеймо для самой семьи и признак того, что они плохо воспитали женщину».
Для Чон самым душераздирающим Соллалем был тот, который она провела одна в 2011 году, на восьмом месяце беременности А Чжон.
Чон уже рассталась со своим парнем, когда узнала, что беременна в 29 лет. Он отрицал, что ребенок был его, и отказался поддержать ее.
Раздавленная стыдом, она была слишком напугана, чтобы смотреть в глаза родителям или искать помощи со стороны, и в итоге родила одна.
«Общество говорит незамужним матерям, что это их вина, и что они не являются ответственными людьми», — сказал Чон, прежде чем добавить, что из-за широко распространенного культурного предубеждения незамужним матерям было трудно поддерживать семейные отношения, находить работу, заводить друзей и встречаться с партнер.
«У меня не было уверенности, что я смогу выжить в качестве незамужней матери в Корее».
В течение первого месяца материнства Чон почувствовала такое отчаяние, что отдала своего ребенка на усыновление.
Три дня спустя она изменила свое решение, поняв, что единственное, что сложнее, чем быть матерью-одиночкой, это вообще не быть матерью.
Чтобы восстановить опеку, Чон должна была привести своих родителей в агентство, чтобы подписать форму согласия и заплатить пошлину. Именно тогда ее родители впервые узнали о внучке.
«Мой отец отверг ее. Он настаивал на том, чтобы я оставила ее жить в агентстве по усыновлению… потому что считал, что я не достойна быть матерью».
Разозленный и униженный, ее отец неохотно позволил А Чжон вернуться в свою семью, но потребовал, чтобы они держали ее в секрете.
Именно тогда Чон отправился на поиски новой семьи, в конце концов найдя КУМФА.
Семья другого типа
KUMFA была задумана группой матерей-одиночек, которые, борясь с предубеждениями, связались друг с другом в Интернете и решили встретиться и официально оформить свое сообщество в автономном режиме.
Среди основателей была Ким До Кён, 43-летняя мать-одиночка, которая является президентом KUMFA.
Пока ее сын Тэ-хо, которому сейчас 11 лет, не пошел в первый класс, родители Ким избегали их, говоря ей отдать его и начать жизнь сначала.
Они исключили ее из торжеств и рассказали соседям выдуманные истории о муже, работающем за границей, и все это для защиты репутации семьи.
Для Тэ-хо, который вырос среди сообщества своей мамы, это тоже похоже на его сообщество. Когда над Тэ-хо издеваются в школе одноклассники, матери которых запретили им играть с ним, или которые дразнят его за то, что он без отца, он обращается к своим друзьям из KUMFA, сказал Ким.
Кроме того, члены также выступают за увеличение государственной поддержки матерей-одиночек, лишь небольшая часть которых получает какую-либо финансовую помощь от отцов своих детей.
Юнори — это одна из игр, в которую дети играли во время празднования [Энн Бэйб/Аль-Джазира]. если они соответствуют строгим ограничениям по возрасту и доходу, включая доход их семьи.Чтобы получить право на участие, матери-одиночки моложе 24 лет должны зарабатывать меньше 1,71 миллиона южнокорейских вон (1590 долларов США) в месяц, а матери старше этого возраста должны зарабатывать меньше 1,48 миллиона южнокорейских вон (1376 долларов США). Это, утверждают защитники, лишает их стимула работать полный рабочий день.
«Из системы видно, что в основе лежит суждение о незамужних матерях», — сказал Но, добавив, что в течение долгого времени широко распространено сопротивление повышению ежемесячного пособия из-за опасений, что это будет способствовать большему количеству внебрачных рождений. .
Пожелания на новый год
За день до Нового года Чон, Ким и другие матери собрались со своими детьми в Сеульском молодежном общежитии, чтобы начать празднование.
Некоторые присоединились по необходимости.
«Корейское общество нас не принимает», — сказала Дон На Рэ, 35-летняя офис-менеджер, указывая на своего шестилетнего сына Юн Джуна. «Нам больше некуда было идти на Лунный Новый год, поэтому мы приехали сюда».
Другие пришли, потому что они предпочитают сестринство KUMFA своей биологической семье.
«Моему сыну здесь, в лагере, нравится больше, чем с моей семьей», — сказала Ким Мин Сын, 43-летняя сотрудница отдела образования, которая родила Дон Хёка в свой 33-й день рождения. «Когда мы едем к моей семье на праздник, это не похоже на праздник. Это неудобно и неловко».
Вместе матери и дети прошли через деревню Намсан Ханок. Они принимали участие в традиционных играх Соллаль: юннори, в которую играли палками, доской и маркерами; и пэнги, деревянные навершия, закрученные плетями.
Они наслаждались ужином с рисом карри и открыли несколько маленьких подарков.
Обычно шумный город вокруг них замолк – движение остановлено, пешеходы редки, а многие магазины либо закрыты ставнями, либо вывешены таблички с указанием сокращенного рабочего дня.
Хотя для мам и их детей их маленький уголок мира был радостным шумом, но все они знали, что на следующее утро жизнь вернется в нормальное русло.
Счастливые дети во время празднования Намсама [Энн Бэйб/Аль-Джазира]В США самый высокий в мире показатель детей, живущих в семьях с одним родителем
На протяжении десятилетий доля детей в США, живущих с одним родителем, росла, что сопровождалось снижением количества браков и ростом внебрачных рождений. Новое исследование исследовательского центра Pew, проведенное в 130 странах и территориях, показывает, что в США самый высокий в мире уровень детей, проживающих в семьях с одним родителем.
Почти четверть детей в США в возрасте до 18 лет живут с одним родителем и без других взрослых (23%), что более чем в три раза превышает долю таких детей во всем мире (7%). Исследование, в котором анализировалось, как условия жизни людей различаются в зависимости от религии, также показало, что американские дети из христианских и нерелигиозных семей примерно с одинаковой вероятностью живут в таком типе устройства.
Для сравнения, 3% детей в Китае, 4% детей в Нигерии и 5% детей в Индии живут в семьях с одним родителем. В соседней Канаде эта доля составляет 15%.
Хотя дети в США чаще, чем дети в других странах, живут в семьях с одним родителем, они гораздо реже живут в расширенных семьях. В США 8% детей живут с родственниками, такими как тети, бабушки и дедушки, по сравнению с 38% детей во всем мире.
Исследователи по-разному классифицируют домохозяйства с одним родителем. В этом отчете домохозяйства с одним родителем имеют единственного взрослого, проживающего по крайней мере с одним биологическим, сводным или приемным ребенком в возрасте до 18 лет. Некоторые другие организации, включая Бюро переписи населения США, также включают домохозяйства, в которых присутствуют бабушки и дедушки, другие родственники или сожители. .
Экономическое благополучие как фактор размера домохозяйства
Во всем мире проживание в расширенных семьях связано с более низким уровнем экономического развития: финансовые ресурсы простираются дальше, а домашние дела, такие как уход за детьми, легче выполнять, когда они разделены между несколькими взрослыми, живущими вместе.
США, как и другие экономически развитые страны, особенно в Европе и Северной Азии, в целом имеют относительно небольшие домохозяйства. Средний житель США живет в доме, где проживает 3,4 человека, что меньше, чем в среднем по миру (4,9 человека). , но немного выше, чем в среднем по Европе 3,1. В США христиане (3,4), неаффилированные (3,2) и евреи (3,0) живут примерно с одинаковым количеством членов семьи.
Однако размер домохозяйства зависит от возраста: средний ребенок в США до 18 лет живет в семье из 4,6 человек, в то время как средний взрослый в возрасте 60 лет и старше живет только с одним человеком.
В раннем взрослом возрасте американцы продолжают жить со своими родителями относительно часто. Взрослые детские домохозяйства составляют 20% американцев в возрасте от 18 до 34 лет. (Взрослые детские домохозяйства определяются как по крайней мере один родитель, живущий с одним сыном или дочерью в возрасте 18 лет и старше и без несовершеннолетних детей или других членов семьи.) Молодые люди в В этом отношении США аналогичны своим канадским коллегам, и в Северной Америке доля молодых людей, живущих по такому принципу, выше, чем в любом другом регионе.
Условия жизни пожилых людей в США различаются
Американцы также отличаются от других стран мира условиями жизни после 60 лет.
Однако наиболее распространенным вариантом для пожилых людей в США является проживание в паре без других детей или родственников. Почти половина взрослых американцев в возрасте 60 лет и старше живут в таких домохозяйствах (46%), по сравнению со средним мировым показателем в 31%. И наоборот, пожилые американцы гораздо реже живут с более широким кругом родственников. Всего 6% пожилых людей в США живут в расширенных семьях, по сравнению с 38% взрослых в возрасте 60 лет и старше во всем мире.
Проживание в небольших домохозяйствах после 60 лет часто связано с национальными показателями экономического процветания и продолжительностью жизни. Пожилые люди чаще живут в одиночестве или парами в странах, где средний человек может прожить более 70 лет. В странах, где жизнь короче, взрослые в возрасте 60 лет и старше, как правило, живут с другими членами семьи. Ожидаемая продолжительность жизни часто связана с другими показателями благосостояния в стране, поэтому пожилые люди, которые могут рассчитывать дожить до 80 лет, также, как правило, живут в странах, где одинокая жизнь более доступна.
А в странах, где правительства предоставляют меньше пенсионных пособий или других социальных сетей, семьи часто несут большую ответственность за поддержку стареющих родственников. Культурные нормы также играют роль, и во многих частях мира ожидается, что взрослые дети будут заботиться о своих стареющих родителях.
Несмотря на эти многочисленные различия, модели домохозяйств в США также в чем-то схожи с моделями других стран, и некоторые из этих общих черт связаны с полом.
Женщины в возрасте от 35 до 59 летв США, например, чаще, чем мужчины той же возрастной группы, живут как родители-одиночки (9% против 2%).