Под конфликтом интересов понимается ситуация при которой: Статья 10. Конфликт интересов \ КонсультантПлюс

Разное

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Калмыкия

Прокурор разъясняет

  • 20 апреля 2021, 09:24

Прокуратура Республики Калмыкия разъясняет: «Правовая природа конфликта интересов на службе»

  Текст

  Поделиться

Прокуратурой республики в рамках мониторинга средств массовой информации и сети «Интернет» отмечены факты распространения пользователями в мессенджерах, интернет-сообществах и иных пабликах сведений о предполагаемых нарушениях законодательства о противодействии коррупции в части непринятия должностными лицами мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.

Одним из основных способов предупреждения коррупции является закрепление обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов с целью обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273 понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями ( ч.

2 ст. 10 Федерального закона № 273).

Помимо данного определения понятие конфликта интересов также раскрывается в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.

Безусловно, указанные формулировки действующего антикоррупционного законодательства представляются довольно громоздкими и сложными для восприятия гражданами, не имеющими юридического образования, поэтому в целях лучшего понимания положений Федерального закона № 273 прокуратура республики разъясняет сущность правового института конфликта интересов.

Конфликт интересов включает в себя три элемента: личную заинтересованность должностного лица; наличие у него служебных полномочий в конкретной ситуации для получения выгоды; причинную связь между ними. А теперь остановимся на этих элементах подробнее.

 

Личная заинтересованность

Установление наличия у должностного лица личной заинтересованности, то есть возможности получения дохода самим работником или его близкими, — одно из условий для квалификации конфликта интересов. К «близким» лицам относятся в первую очередь близкие родственники или свойственники: родители, дети, братья и сестры служащего, его супруга (супруг) и те же родственники по линии супруги (супруга) служащего, а также супруги детей. Однако перечень таких лиц в Федеральном законе № 273 не очерчен строгими рамками: общий критерий для отнесения к нему граждан — это связанность с работником какими-либо близкими отношениями, что актуально для нашей национальной республики.

Формами получения дохода (выгоды), с извлечением которого связана личная заинтересованность служащего могут выступать такие объекты гражданских прав, как вещи (недвижимое и движимое имущество, в том числе наличные деньги), иное имущество, включая имущественные права (безналичные денежные средства), результаты работ (например, строительства дома) и некоторые другие объекты, перечисленные в ст.

128 Гражданского кодекса РФ.

Личная заинтересованность также может быть связана с получением имущественных выгод, в том числе с освобождением от имущественных обязательств (например, списанием долга, предоставлением кредита с выгодной процентной ставкой за пользование им, передача автомобиля во временное использование). Таким образом, к доходу можно отнести все то, что может улучшить либо сохранить материальное положение служащего. При этом возможны выгоды и иного свойства (карьера, ускорение сроков оказания услуг, желание получить взаимную услугу), которые предполагаются работником к получению не сейчас, а в ближайшем будущем.

 

Фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности

Указанный элемент, выступает по сути центральным признаком, в отсутствие которого нельзя говорить о конфликте интересов. Должностное лицо в данном случае обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т. д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:

— самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;

— давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.

Для понимания этой правовой конструкции приведем несколько типичных ситуаций конфликта интересов:

— конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого родственника; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.

— конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у государственного гражданского и муниципального служащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми государственный гражданский и муниципальный служащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления;

— конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим государственным гражданским и муниципальным служащим или его близкими родственниками от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.

 

Причинная связь между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий

Иными словами, получение выгоды служащим, (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, должно быть закономерным, а не случайным итогом исполнения им своих служебных обязанностей.

При этом обязательно принимать во внимание следующие важные обстоятельства:

1) при конфликте интересов деяния совершаются исключительно умышленно, поэтому необходимым его признаком является осознание виновным всех элементов конфликта, включая наличие конечного получателя выгоды;

2) конфликт интересов всегда непосредственно связан с потенциальной реализацией вполне определенных служебных обязанностей, а также с возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами. При обязательным для квалификации действий (бездействия), совершенных в условиях конфликта интересов работник должен оказаться в условиях непосредственного принятия конкретного решения,

а не предполагаемой (гипотетически возможной) ситуации.

Важно отметить, что родственные связи, дружеские отношения еще не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов. Скорее, эту информацию надо расценивать как повод для углубленной проверки.

Само по себе родство должностных лиц, вне какой-либо конкретной ситуации принятия управленческого решения с их стороны, не может рассматриваться как безосновательное неисполнение обязанности по принятию мер для недопущения возникновения конфликта интересов.

Подводя итог настоящему разъяснению следует отметить, что предотвращение любой возможности возникновения конфликта интересов — важная составляющая круга антикоррупционных обязанностей должностного лица (служащего).

В свою очередь проверка сведений о таких нарушениях закона и применение мер ответственности к виновным в их совершении лицам является прямой обязанностью кадровых подразделений соответствующих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, а также предметом надзорной деятельности органов прокуратуры.

 

Подразделение: аппарат прокуратуры республики

Прокуратура Республики Калмыкия разъясняет: «Правовая природа конфликта интересов на службе»

Прокуратурой республики в рамках мониторинга средств массовой информации и сети «Интернет» отмечены факты распространения пользователями в мессенджерах, интернет-сообществах и иных пабликах сведений о предполагаемых нарушениях законодательства о противодействии коррупции в части непринятия должностными лицами мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.

Одним из основных способов предупреждения коррупции является закрепление обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов с целью обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273 понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями ( ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273).

Помимо данного определения понятие конфликта интересов также раскрывается в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.

Безусловно, указанные формулировки действующего антикоррупционного законодательства представляются довольно громоздкими и сложными для восприятия гражданами, не имеющими юридического образования, поэтому в целях лучшего понимания положений Федерального закона № 273 прокуратура республики разъясняет сущность правового института конфликта интересов.

Конфликт интересов включает в себя три элемента: личную заинтересованность должностного лица; наличие у него служебных полномочий в конкретной ситуации для получения выгоды; причинную связь между ними. А теперь остановимся на этих элементах подробнее.

 

Личная заинтересованность

Установление наличия у должностного лица личной заинтересованности, то есть возможности получения дохода самим работником или его близкими, — одно из условий для квалификации конфликта интересов. К «близким» лицам относятся в первую очередь близкие родственники или свойственники: родители, дети, братья и сестры служащего, его супруга (супруг) и те же родственники по линии супруги (супруга) служащего, а также супруги детей. Однако перечень таких лиц в Федеральном законе № 273 не очерчен строгими рамками: общий критерий для отнесения к нему граждан — это связанность с работником какими-либо близкими отношениями, что актуально для нашей национальной республики.

Формами получения дохода (выгоды), с извлечением которого связана личная заинтересованность служащего могут выступать такие объекты гражданских прав, как вещи (недвижимое и движимое имущество, в том числе наличные деньги), иное имущество, включая имущественные права (безналичные денежные средства), результаты работ (например, строительства дома) и некоторые другие объекты, перечисленные в ст. 128 Гражданского кодекса РФ.

Личная заинтересованность также может быть связана с получением имущественных выгод, в том числе с освобождением от имущественных обязательств (например, списанием долга, предоставлением кредита с выгодной процентной ставкой за пользование им, передача автомобиля во временное использование). Таким образом, к доходу можно отнести все то, что может улучшить либо сохранить материальное положение служащего. При этом возможны выгоды и иного свойства (карьера, ускорение сроков оказания услуг, желание получить взаимную услугу), которые предполагаются работником к получению не сейчас, а в ближайшем будущем.

 

Фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности

Указанный элемент, выступает по сути центральным признаком, в отсутствие которого нельзя говорить о конфликте интересов. Должностное лицо в данном случае обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т. д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:

— самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;

— давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.

Для понимания этой правовой конструкции приведем несколько типичных ситуаций конфликта интересов:

— конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого родственника; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.

— конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у государственного гражданского и муниципального служащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми государственный гражданский и муниципальный служащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления;

— конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим государственным гражданским и муниципальным служащим или его близкими родственниками от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.

 

Причинная связь между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий

Иными словами, получение выгоды служащим, (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, должно быть закономерным, а не случайным итогом исполнения им своих служебных обязанностей.

При этом обязательно принимать во внимание следующие важные обстоятельства:

1) при конфликте интересов деяния совершаются исключительно умышленно, поэтому необходимым его признаком является осознание виновным всех элементов конфликта, включая наличие конечного получателя выгоды;

2) конфликт интересов всегда непосредственно связан с потенциальной реализацией вполне определенных служебных обязанностей, а также с возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами. При обязательным для квалификации действий (бездействия), совершенных в условиях конфликта интересов работник должен оказаться в условиях непосредственного принятия конкретного решения, а не предполагаемой (гипотетически возможной) ситуации.

Важно отметить, что родственные связи, дружеские отношения еще не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов. Скорее, эту информацию надо расценивать как повод для углубленной проверки.

Само по себе родство должностных лиц, вне какой-либо конкретной ситуации принятия управленческого решения с их стороны, не может рассматриваться как безосновательное неисполнение обязанности по принятию мер для недопущения возникновения конфликта интересов.

Подводя итог настоящему разъяснению следует отметить, что предотвращение любой возможности возникновения конфликта интересов — важная составляющая круга антикоррупционных обязанностей должностного лица (служащего).

В свою очередь проверка сведений о таких нарушениях закона и применение мер ответственности к виновным в их совершении лицам является прямой обязанностью кадровых подразделений соответствующих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, а также предметом надзорной деятельности органов прокуратуры.

 

Подразделение: аппарат прокуратуры республики

Разъяснение действующего законодательства и правовое просвещение

Главная / Общество / Безопасность / Прокуратура информирует

Что такое конфликт интересов в ходе осуществления трудовой деятельности и на кого возложена обязанность по его урегулированию

Согласно статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, на которое распространяется эта обязанность, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми данное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов законодательством возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Указанные лица обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, для чего уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у подчиненного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, обязанность по урегулированию конфликта интересов возложена на педагогических работников статьей 2, частью 2 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и на медицинских работников статьей 75 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Назад

Этика и конфликт интересов

Этика и конфликт интересов

Майкл Макдональд

Вы видели заголовки «Политик попал в конфликт интересов» или «Профессионал отрицает обвинения в конфликте интересов. Вы, вероятно, были благодарны, что не стали предметом газетной статьи. Но вы также, возможно, задавались вопросом, что такое конфликт интересов, почему такие конфликты являются этически значимыми и что вы можете сделать, чтобы избежать их.

Определение

Я определяю конфликт интересов как «ситуацию, в которой лицо, такое как государственное должностное лицо, служащий или профессионал, имеет частный или личный интерес, достаточный, чтобы создать впечатление, что он влияет на объективное осуществление его или ее служебные обязанности. В этом определении есть три ключевых элемента. Во-первых, это частный или личный интерес. Часто это финансовый интерес, но это может быть и другой интерес, например, предоставление особого преимущества супругу или ребенку. Взятые сами по себе, нет ничего плохого в том, чтобы преследовать личные или личные интересы, например, сменить работу на более высокооплачиваемую или помочь дочери улучшить навыки игры в гольф.

Проблема возникает, когда этот личный интерес вступает в противоречие со второй характеристикой определения, «официальной обязанностью» — в буквальном смысле обязанностью, которую вы имеете, потому что у вас есть офис или вы действуете в официальном качестве. Как профессионал вы берете на себя определенные официальные обязанности, благодаря которым вы приобретаете обязательства перед клиентами, работодателями или другими лицами. Эти обязательства должны преобладать над частными или личными интересами.

В-третьих, конфликты интересов мешают выполнению профессиональных обязанностей особым образом, а именно, мешая объективному профессиональному суждению. Основная причина, по которой клиенты и работодатели ценят профессионалов, заключается в том, что они ожидают от них объективности и независимости. Факторы, такие как частные и личные интересы, которые либо мешают, либо кажутся способными помешать объективности, в таком случае вызывают законную озабоченность у тех, кто полагается на профессионалов, будь то клиенты, работодатели, коллеги по профессии или широкая общественность. Поэтому также важно избегать явных и потенциальных, а также фактических конфликтов интересов. Очевидный конфликт интересов — это конфликт, который, по мнению разумного человека, может быть скомпрометирован профессиональным суждением. Потенциальный конфликт интересов предполагает ситуацию, которая может перерасти в реальный конфликт интересов.

Основные примеры

Имея это в виду, рассмотрим следующие типы типичных конфликтов интересов, перечисленные канадскими политологами Кеном Кернаганом и Джоном Лэнгфордом в их книге «Ответственный государственный служащий». Они перечисляют семь категорий:

[1] Самодеятельность.  Например, вы работаете на правительство и используете свое служебное положение для заключения контракта с частной консалтинговой компанией, которой вы владеете. Другой пример — использование вашего положения в правительстве, чтобы устроить летнюю работу для вашей дочери.

[2] Принятие пособий.  Взяточничество является одним из примеров; существенные [не символические] подарки — еще один. Например, вы являетесь агентом по закупкам для своего отдела и принимаете ящик спиртных напитков от крупного поставщика.

[3] Торговля влиянием.  Здесь профессионал вымогает выгоду в обмен на использование своего влияния для несправедливого продвижения интересов определенной стороны.

[4] Использование имущества вашего работодателя в личных целях.  Это может быть столь же вопиющим, как кража канцелярских принадлежностей для домашнего использования. Или это может быть немного более тонко, скажем, с использованием программного обеспечения, лицензированного вашим работодателем для вашей собственной частной консультационной работы. В первом случае разрешение работодателя устраняет конфликт; а во втором — нет.

[5] Использование конфиденциальной информации. Работая на частного клиента, вы узнали, что клиент планирует купить землю в вашем регионе. Вы быстро бежите и покупаете землю на имя своей жены.

[6] Работа по совместительству или подработка.  Примером может быть открытие бизнеса на стороне, которая напрямую конкурирует с вашим работодателем. Другим случаем может быть так много внешних клиентов, что у вас нет времени и энергии, чтобы посвятить их вашему постоянному работодателю. В сочетании с [3] торговлей влиянием может случиться так, что профессионал, работающий на государственной службе, продает частные консультационные услуги частному лицу с уверенностью, что они получат выгоду от правительства: «Если вы воспользуетесь моей компанией, я уверен, что вы пройдет экологическую экспертизу».

[7] По окончании трудовой деятельности.  Опасной может быть ситуация, когда человек увольняется с государственной или частной работы и начинает заниматься бизнесом в той же области. Например, бывшая государственная служащая создает практику лоббирования бывшего отдела, в котором она работала.

Некоторые тесты

Как определить, есть ли у вас конфликт интересов, фактический, явный или потенциальный? Ключевым моментом является определение того, может ли ситуация, в которой вы находитесь, помешать или создать впечатление, что она помешает независимому суждению, которое вы должны демонстрировать как профессионал при выполнении своих служебных обязанностей. Хорошим тестом является «тест на доверие»: будут ли соответствующие другие [мой работодатель, мои клиенты, коллеги по профессии или широкая общественность] доверять моему суждению, если они узнают, что я нахожусь в такой ситуации. Доверие, по моему мнению, лежит в этической основе этого вопроса. Конфликты интересов связаны со злоупотреблением, фактическим или потенциальным, доверием людей к профессионалам. Вот почему конфликты интересов наносят ущерб не только отдельным клиентам и работодателям, но и всей профессии, снижая доверие людей к профессионалам.

На самом деле, «тест на доверие» предлагает один очень хороший способ справиться с конфликтом интересов: рассказать о своем личном интересе соответствующим сторонам. Часто, если мы сообщаем другим, что может повлиять на наше суждение, они могут быть настороже и не застигнуты врасплох.

Но иногда недостаточно знать, что на суждения профессионала влияет конкретный частный интерес; клиент, работодатель и т.д. ожидает, что профессионал будет держаться подальше от таких ситуаций. Итак, второй способ избежать конфликта интересов — не участвовать в принятии решений или давать советы, если у вас есть личный интерес. Таким образом, в случае потенциальной самодеятельности добросовестный профессионал скажет, что он не может быть вовлечен в ситуацию, когда он одновременно участвует в торгах по государственному контракту и принимает решение в качестве государственного служащего, которому присуждается контракт. Она либо отойдет в сторону и полностью [и, я имею в виду, полностью] отстранится от определения того, кто получит контракт, либо вообще воздержится от участия в торгах по таким контрактам — что, вероятно, является самым мудрым планом действий.

Заключительное слово

Чтобы понять, что вы находитесь в ситуации конфликта интересов, могут потребоваться определенные навыки и здравый смысл. Это связано с тем, что частные и личные интересы могут омрачить объективность человека. Таким образом, может быть намного легче распознать, когда другие находятся в конфликте, чем когда вы сами. Это говорит о том, что может быть полезно поговорить с коллегой или другом, которому вы доверяете, когда вы сомневаетесь.

Но как только вы осознаете, что находитесь в ситуации конфликта интересов или приближаетесь к ней, этические ответы будут простыми: выйти из ситуации или, если вы не можете, сообщить всем затронутым сторонам о ваших личных интересах. Эти ответы сохранят доверие, необходимое для профессиональной объективности.

Важно понимать, что предотвращение конфликта интересов — это только часть добросовестного профессионала. Другая часть — трудная задача сделать выбор, когда этическая сторона ситуации не ясна или когда есть веские моральные причины действовать диаметрально противоположным образом. Это типично в случае информирования о нарушениях, когда обязанность лояльности по отношению к клиенту или работодателю требует соблюдения конфиденциальности, но это противоречит обязанности предупреждать общественность о серьезном вреде или опасности.

Различные типы конфликта интересов — Управление Генерального аудитора Новой Зеландии

3.1
Серьезность конфликта и тип риска, который он вызывает, для вас лично и организации, в которой вы работаете, зависит от характер конфликта и контекст, в котором он возникает. Конфликт интересов может возникать по самым разным причинам. Во всех случаях основная задача одна и та же — обеспечение беспристрастности решений и управление риском предвзятости или видимости предвзятости.

3.2
Чтобы понять, как управлять конфликтом, может быть полезно классифицировать его как:

  • финансовый конфликт;
  • нефинансовый конфликт;
  • конфликт ролей; или
  • предопределение.

3.3
Ситуация, с которой вы столкнулись, может не подпадать под одну категорию. Бывают также ситуации, когда у вас может быть более одного типа конфликта. Но если вы пытаетесь выяснить, есть ли у вас конфликт, и если да, то что с этим делать, полезной отправной точкой может стать анализ вашей ситуации путем помещения ее в одну из этих четырех категорий.

3.4
В дополнение к этим четырем категориям вам также необходимо учитывать потенциальные конфликты, возникающие из-за обладания официальной информацией. Управление по борьбе с серьезным мошенничеством часто наблюдает у государственных служащих непонимание того, что использование информации, полученной в официальном качестве, для личной выгоды того или иного должностного лица может считаться правонарушением. 5 Как мы отмечали ранее, к должностным лицам государственного сектора часто предъявляются более высокие требования, чем к представителям частного сектора, и важно, чтобы должностные лица не использовали информацию, полученную в ходе выполнения своих должностных обязанностей, для получения выгоды ни для себя, ни для других.

3.5
Во всех ситуациях ваш конфликт может быть реальным или воображаемым, то есть у вас может быть реальный конфликт, а может и не быть, но стороннему наблюдателю кажется, что он есть.

3.6
Представители общественности часто не имеют доступа ко всем относящимся к делу фактам и не могут знать, что у вас на уме или каковы ваши мотивы. Они могут судить только по внешности и информации в открытом доступе. Это означает, что кажущиеся конфликты часто так же опасны, как и настоящие конфликты, и вам нужно уделять столько же внимания их выявлению и урегулированию.

Финансовые конфликты интересов

3.7
Финансовый конфликт интересов – это любая ситуация, в которой вы можете получить или проиграть в финансовом отношении от решения, которое вас просят принять.

3.8
Финансовые интересы могут быть прямыми или косвенными. Также бывают ситуации, когда считается, что вы имеете те же финансовые интересы, что и другое лицо или организация. Например, может считаться, что вы разделяете какие-либо финансовые интересы с вашим супругом или партнером или интересы любого бизнеса, в котором вы участвуете.

3.9
Финансовый интерес не обязательно связан с непосредственным переходом денежных средств из рук в руки. Например, это может повлиять на стоимость земли или акций, которыми вы владеете, или на оборот бизнеса, которым вы занимаетесь.

3.10
Финансовые конфликты интересов часто рассматриваются более строго, чем нефинансовые интерес. Например:

  • Согласно общему праву любой финансовый конфликт интересов (кроме незначительного) автоматически лишает государственного должностного лица права участвовать в принятии решения.
  • Закон о местных органах власти (членские интересы) запрещает членам местных органов власти и должностным лицам других указанных общественных организаций 6 обсуждать или голосовать по любому вопросу, в котором они имеют финансовую заинтересованность, если только их интересы не совпадают с общественный».

3.11
Если у вас есть финансовый конфликт интересов:

  • вы должны относиться к нему серьезно, даже если он кажется вам незначительным; и
  • вам необходимо убедиться, что вы знакомы со всеми конкретными правилами, применимыми к управлению финансовыми конфликтами интересов в организации, в которой вы работаете.

Нефинансовые конфликты интересов

3.12
Нефинансовый конфликт интересов — это любая ситуация, когда решение не влияет на вас в финансовом плане, но затрагивает каким-либо другим образом, который может сделать вас предвзятым или создать видимость предвзятости.

3.13
Нефинансовый конфликт интересов может возникнуть, например, в связи с семейными отношениями, дружбой или любыми другими личными отношениями.

3.14
Нефинансовые конфликты могут также возникнуть, если вы являетесь членом или связаны с организацией, не связанной с вашей работой.

3.15
Согласно общему праву, нефинансовый конфликт интересов не исключает автоматически вашего участия в принятии решения. Это будет зависеть от того, насколько серьезным будет конфликт. Это не означает, что нефинансовые интересы всегда менее серьезны, чем финансовые конфликты. Однако из-за отсутствия автоматического предположения о предвзятости обычно больше возможностей для суждения о том, насколько серьезен конфликт и как им следует управлять.

Интересы родственников и друзей

3.16
Учет интересов родственников и друзей требует осторожности. Если у них есть интерес, который пересекается с обязанностями сотрудника или должностного лица, может возникнуть конфликт интересов.

3.17
Также могут применяться особые законодательные нормы. Например:

  • для членов местных органов власти, подпадающих под действие Закона о местных органах власти (интересы членов), финансовые интересы супруга, партнера по гражданскому союзу или фактического партнера регулируются; и
  • по вопросам, подпадающим под действие Закона о британских юридических лицах 2004 года, регулируются интересы супруга, партнера по гражданскому союзу, фактического партнера, ребенка или родителя.

3.18
В целом, для ситуаций, не подпадающих под действие конкретных законодательных норм, мы считаем, что, по крайней мере, интересы любых иждивенцев или родственников, проживающих с работником или должностным лицом, должны рассматриваться так же эффективно, как если бы интересы принадлежит сотруднику или должностному лицу. Другими словами, если интересы этих родственников пересекаются с должностными обязанностями работника или должностного лица, возникает конфликт интересов.

3.19
Для других родственников это будет зависеть от близости родства и степени, в которой решение или деятельность общественной организации могут прямо или существенно повлиять на них. (Часть 4 касается оценки серьезности конфликта интересов.)

3.20
Близкие отношения могут быть разными. Отношения могут быть близкими из-за прямой кровной или брачной связи или из-за количества связей. Четких правил нет, но, как правило, разумно не участвовать, если родственники сильно пострадали.

3.21
В некоторых культурах, включая культуру маори, существует широкое понятие семьи. На наш взгляд, конфликт интересов не часто возникает, если связь является общим предком, например, другим членом иви или хапу. Иногда соединение с iwi само по себе может создать конфликт интересов. Например, если человек работает на общественную организацию по соглашению об урегулировании, где он, вероятно, окажется бенефициаром, это может создать конфликт интересов. В данной ситуации интерес личный.

3.22
Вопросы суждения и степени также возникают при рассмотрении друзей и других партнеров. Однако, на наш взгляд, нереально ожидать, что сотрудник или должностное лицо не будет иметь абсолютно никакой связи с заинтересованным лицом или знать его. Новая Зеландия — это маленькое и взаимосвязанное общество. Просто быть знакомым с кем-то, работать с ним или иметь с ним официальные отношения — это не то, что мы считаем проблемой. Однако может подойти давняя, тесная или недавняя связь или сделка.

3.23
Следует также проявлять осторожность в отношении интересов людей, которые финансировали избирательные кампании избранных членов.

3.24
Если решение или деятельность общественной организации затрагивает организацию, в которой работает родственник или друг, было бы разумно принять во внимание характер их положения. Например, может быть существенным, является ли он старшим руководителем или владельцем, с одной стороны, или является ли он младшим сотрудником, который лично не участвует в этом вопросе и на которого решение не повлияет лично. другой.

Конфликт ролей

3.25
Конфликт ролей может возникнуть в любой ситуации, когда вы принимаете решения в двух разных организациях по одному и тому же вопросу.

3.26
В некотором смысле конфликт ролей — это еще один тип нефинансового конфликта. Мы выделили ему отдельную категорию, потому что конфликт ролей, скорее всего, вызовет иные проблемы, чем конфликты других типов. Вопрос, который вам необходимо рассмотреть, заключается не столько в том, конфликтуют ли ваши интересы, сколько в том, конфликтуют ли интересы двух организаций, в которых вы работаете.

3.27
Конфликт ролей также чаще вызывает вопросы о конфликтующих обязанностях. Например:

  • Если обе организации участвуют в одном и том же проекте или сделке, и вы обязаны соблюдать конфиденциальность перед обеими, можете ли вы эффективно участвовать в принятии решений от имени обеих организаций по этому проекту или сделке?
  • Можете ли вы выполнять фидуциарные обязанности перед одной организацией (например, в качестве директора компании или доверенного лица) при принятии решения, если у вас есть фидуциарные обязанности или какие-либо другие обязанности лояльности по отношению к другой организации?

3.28
Иногда вы можете вполне сознательно участвовать во второй организации. Вы могли быть назначены специально для того, чтобы представлять первую организацию или занимать должность в другой организации из-за вашего положения в первой организации. Например, если вы являетесь сотрудником юридического лица Короны, вы могли быть назначены его представителем в общественном доверительном фонде, который финансирует юридическое лицо Короны.

3.29
В таких ситуациях вашей роли может соответствовать участие в собраниях первой организации по некоторым вопросам, касающимся второй организации, особенно если эта вторая роль дает вам специальные знания, которые было бы полезно внести. Это может быть законным — и взаимовыгодным — потому что во многих случаях не будет риска того, что вы можете продвигать какой-либо частный интерес, проявлять пристрастность или иным образом действовать не в интересах первой организации.

3.30
Однако вы должны быть осторожны и не думать, что это всегда так. Конфликты интересов все еще могут возникать в связи с некоторыми решениями. Это особенно вероятно, если на вас может возлагаться юридическая обязанность (например, в качестве директора или доверенного лица) действовать в интересах одной организации. Например, конфликт интересов может возникнуть, когда одна организация принимает решение о финансировании другой, продолжении ее существования или в связи с поданным ею официальным заявлением.

3,31
Основные моменты, которые следует учитывать при конфликте ролей, заключаются в следующем:

  • вы должны ясно представлять себе, каковы ваши обязательства перед каждой ролью или организацией;
  • вы должны быть уверены, что обе организации четко понимают ваши обязательства перед каждой из них и, при необходимости, имеют протокол, объясняющий это; и
  • вам нужно всегда быть начеку в ситуациях, когда интересы двух организаций могут конфликтовать, даже если обычно этого не происходит.

Предопределение

3.32
Предопределение — это любая ситуация, когда вы принимаете решение о чем-либо, и есть риск, что люди подумают, что вы приняли решение до того, как рассмотрели все доказательства. Внушения предопределения обычно возникают из-за чего-то, что вы ранее сказали или сделали.

3.33
Технически предварительное определение не является формой конфликта интересов. Однако концепция предопределения вытекает из общего закона о предвзятости, поэтому мы рассмотрели ее в этом руководстве. Основополагающий риск в случае предопределения такой же, как и в случае конфликта интересов, то есть риск того, что вы «испортите» решение, в принятии которого участвуете, потому что вы предвзяты или кажетесь предвзятыми.

3.34
Как государственный служащий или должностное лицо вы имеете право на собственное мнение. Действительно, часто можно ожидать, что вы будете использовать свои мнения или идеи при выполнении своей работы.

3.35
Однако иногда наличие твердой точки зрения по какому-либо вопросу может создать риск предвзятости или предвзятости. К вам могут относиться как к предвзятому, если ваше поведение, убеждения или то, что вы говорите, указывает на то, что вы приняли решение по какому-либо вопросу до того, как оно было выслушано или обсуждено, — другими словами, если у вас «закрытое мышление» или фиксированная позиция. позицию и не желают объективно рассматривать всю соответствующую информацию и аргументы.

3.36
Серьезность риска будет зависеть от контекста, например от вашей роли и решения, которое вас просят принять.

3.37
В отношении квазисудебных решений лица, принимающие решения, должны соблюдать строгие стандарты беспристрастности и объективности. Квазисудебные решения – это решения, которые непосредственно затрагивают законные права, интересы и обязанности отдельного лица или небольшой группы лиц. Квазисудебными решениями могут быть, например, решения о выдаче разрешения, предоставлении конкретной выгоды или назначении наказания.

3.38
В других ситуациях, тем не менее, для сотрудников или должностных лиц может быть приемлемым привнесение личного или ранее сформированного мнения в процесс принятия решений, например, когда:

  • при обсуждении вопросов и обмене идеями с представителями общественности;
  • разработка предварительной позиции, особенно в тех случаях, когда предложение находится на стадии обсуждения или когда общественная организация должна выполнять роль адвоката;
  • уже придерживается — и, возможно, выразил — твердое личное мнение по этому вопросу, для решений, которые принимаются выборным или представительным органом и носят политический характер или связаны с выработкой политики на высоком уровне;
  • продвижение определенной точки зрения во время дебатов на публичных слушаниях по вопросу; и
  • опираясь на свои собственные знания или опыт, особенно для решений, которые возложены на определенных людей в силу их особого опыта в данной области.

3.39
Общие личные факторы, такие как этническая принадлежность служащего или должностного лица, религия, национальное происхождение, возраст, политические или философские взгляды, богатство или профессиональный опыт, как правило, не являются предопределением, если только они не приводят к сильному убеждению личное убеждение, имеющее прямое отношение к рассматриваемому вопросу.

3.40
Имея дело с предопределением:

  • Ожидается, что у вас будет открытый ум, но это не означает пустой ум.
  • Обратите особое внимание на тип решения, которое вас просят принять. Вы должны быть особенно осторожны с предопределением в ситуациях, когда вы принимаете решения, затрагивающие законные права, интересы и обязанности отдельного лица или небольшой группы лиц, в отличие от общих политических решений, которые не оказывают непосредственного влияния на отдельных лиц. .
  • В отличие от многих типов конфликтов, риски, связанные с предопределением, почти всегда находятся под вашим контролем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *